Простой жизненный цикл растений и животных

Простой жизненный цикл растений и животных thumbnail

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненный цикл

Жизненный цикл – это период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений. По продолжительности жизненные циклы очень различаются (у бактерий и дрожжей – около 30 мин, сосны обыкновенной – 30-40 лет). На протяжении жизненных циклов наблюдается чередование ядерных фаз. Возможны гаметические (у голосеменных и покрытосеменных растений, многоклеточных животных) и зиготические редукции (у некоторых зеленых водорослей, высших споровых растений, некоторых простейших). Различают простые и сложные жизненные циклы.

Жизненные циклы

Жизненные циклы

Простой жизненный цикл

Простые жизненные циклы

Последовательные поколения не отличаются одно от другого. Простые жизненные циклы характерны для некоторых водорослей, простейших (амебы протея), животных с прямым типом развития (гидры, планарии, дождевые черви, некоторые ракообразные, некоторые паукообразные, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Сложный жизненный цикл

Сложные жизненные циклы

Сложные жизненные циклы

Сопровождается последовательной сменой поколений, отличающихся одно от другого. Можно наблюдать на протяжении жизни одной особи, если цикл сопровождается метаморфозом. Можно также наблюдать на протяжении нескольких поколений, если наблюдается их изменение.

Сложные циклы характерны для некоторых водорослей, всех высших растений. Они сопровождаются чередованием поколений – полового (гаметофита) и бесполого (спорофита). У мохообразных доминирует гаметофит, у всех других высших растений – спорофит. У высших споровых растений гаметофит – самостоятельный организм. У семенных растений гаметофит значительно редуцирован, развивается на спорофите.

У многих животных наблюдаются сложные жизненные циклы: простейших, кишечнополостных, плоских, круглых червей, членистоногих и др.

Правильное чередование поколений наблюдается у животных, которые размножаются половым и бесполым путями. Характерны для некоторых простейших (фораминиферы, споровики) и кишечнополостных. Например, у сцифоидной медузы аурелии бесполое поколение – полипы, половое – медузы. Полипы образуют медуз, медузы производят гаметы, и после оплодотворения из яйца развивается личинка, которая плавает, оседает на дно и превращается в полип.

Чередование поколений наблюдается у животных, размножающихся половым путем и партеногенетически (сосальщики, некоторые членистоногие). Например, некоторые дафнии могут продолжительное время размножаться партеногенетически. При неблагоприятных условиях существования откладывают яйца, из которых выходят и самцы, и самки. Происходит оплодотворение. Из яиц выходит новое поколение самок, которое размножается партеногенетически.

У некоторых животных наблюдается чередование раздельнополого и гермафродитного поколений (у некоторых круглых червей). Примером является круглый червь рабдитис, гермафродитное поколение которого паразитирует в легких лягушек. Из яиц, выведенных наружу, развиваются раздельнополые особи, которые отличаются от паразитических. Из их яиц выводятся личинки, которые попадают в лягушек и становятся гермафродитами.

Общая биология

биология-в.рф

Источник

Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени. Жизненным циклом называют совокупность всех фаз, начиная с образования зиготы, дающей начало новому организму и кончая фазой зрелости, на которой этот организм способен дать начало новому поколению. Каждое живое существо сначала зарождается (из зиготы), затем растет, взрослеет и в определенную пору приступает к размножению, когда оно дает начало новому поколению, которое проходит те же этапы (фазы) развития. Это и есть цикличность (повторяемость этапов жизни). Цикл развития, как правило, замкнутый.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) – в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах – спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n).

D:Рабочий столНужное ЗНОВодоросли�004-004-ZHiznennyj-tsikl-khlamidomonady.jpg

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

Читайте также:  Этап жизненного цикла потребителя

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n).

D:Рабочий столНужное ЗНОВысшие споровые�864_001.jpg

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n).

D:Рабочий столНужное ЗНОВысшие споровые%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 (2).jpg

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

D:Рабочий столНужное ЗНОГолосеменные�09 (1).gif

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз, и образуются 4 мегаспоры (n). 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n). Одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

D:Рабочий столНужное ЗНОЦветок�010-010-S.ashin.jpg

1. Выучить конспект.

2. Решить биологические задачи (2 на выбор).

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Жизненный цикл животных

У животных жизнь тоже проходит циклично. Зарождение живого организма начинается с зиготы – оплодотворенного яйца.

Читайте также:  Заключение о жизненном цикле проекта

Развитие животных может быть прямым (без превращения) и непрямым (с превращением.

Непрямое (личиночное) развитие. Рассмотрим жизненный цикл бабочки-капустницы, который состоит из нескольких фаз и начинается с яйца – их часто можно встретить на капусте с нижней стороны листа. Через несколько дней из них выходят небольшие личинки-гусеницы, которые совсем не походят на взрослых бабочек. У них грызущий ротовой аппарат, они питаются листьями, быстро растут, линяют и затем превращаются в куколок – неподвижных, ничем не питающихся. В этой стадии они зимуют, а весной из куколок образуются взрослые насекомые – бабочки: самцы и самки. Происходит оплодотворение, и самка откладывает яйца на листья капусты. Развитие с полным превращением дает возможность насекомым лучше сохраниться в природе, так как их личинки питаются другой пищей, часто живут в другой среде, чем взрослые особи. Разное питание личинок и взрослых исключает конкуренцию между ними, дает этим животным шире использовать кормовые условия местообитания. Кроме того, насекомые с полным превращением могут переносить неблагоприятные условия среды на какой-либо одной из четырех фаз развития.

Капустная белянка: 1 — яйца; 2 — гусеница на поврежденном капустном листе; 3 — куколка; 4 — бабочка.

1 – яйца; 2 – гусеница на поврежденном капустном листе; 3 – куколка; 4 – бабочка (имаго).

Как размножаются животные?

Прямое (внутриутробное) развитие.

Жизненные циклы живых организмов связаны с циклическими явлениями природы, например сезонностью – сменой времен года. Даже если развитие зародыша идет внутриутробно (как это происходит у большинства млекопитающих). Млекопитающие – раздельнополые животные. Созревание половых клеток происходит, как правило, ранней весной, с пробуждением всех природных процессов. У животных наступает пора размножения, связанная с образованием половых клеток и гормонов, затем наступает период образования пар. Далее следуют внутреннее оплодотворение, строительство или выбор места для выкармливания потомства: гнезда, логова, любого укрытия, если потомство рождается незрячим и не способно следовать за родителями. У млекопитающих развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Иногда самцы также принимают в этом участие. Потомство подрастает и через некоторое время само становится половозрелым.

D:Рабочий столНужное ЗНОПтицы13588929201387028910.jpeg

Клопы постельные, домашний клоп, клопы домашние - подробное описание данного вида насекомых. Клоп домашний: подробная информация

Литкабинет

1. Выучить конспект.

2. Ответить на вопрос.

В чем биологический смысл личиночной стадии?

Источник

Понятие о жизненном цикле

Все живые организмы имеют определенный период развития, который должен обеспечить непрерывность существования вида.

Определение 1

Жизненный цикл – это период между двумя одинаковыми фазами двух или большего количества поколений.

Длительность жизненного цикла у различных видов разная. Так, например, у бактерий и дрожжевых грибов период между делениями не превышает и получаса, сосна достигает стадии половой зрелости к $30$-ти годам, а у личинок одного из видов американских цикад развитие «растянулось» на целых$ 17$ лет.

На протяжении жизненных циклов наблюдается чередование ядерных фаз. У многоклеточных животных и высших растений жизненные циклы сопровождаются гаметной редукцией. Зиготная редукция присутствует в жизненных циклах некоторых зеленых водорослей, грибов, одноклеточных животных. Жизненные циклы бывают простыми и сложными.

Простые жизненные циклы

Определение 2

Простой жизненный цикл – это такой цикл, у которого все последовательные поколения не отличаются друг от друга и не сопровождается сменой поколений.

Такой вид цикла свойственен животным с прямым типом развития. Это, к примеру, пресноводная гидра, планария молочно-белая, дождевой червь, речной рак, рептилии, птицы и, конечно, млекопитающие.

Сложные жизненные циклы

Определение 3

Сложный жизненный цикл – это вид цикла, который сопровождается сложными превращениями организма или сменой поколений, которые существенно отличаются между собой.

Его можно проследить на протяжении жизни одной особи, если он происходит с метаморфозом, или на протяжении нескольких поколений, если они последовательно сменяют друг друга.

У бурых водорослей и у всех высших растений жизненные циклы сложные, поскольку они сопровождаются закономерным чередованием поколений. Это половое поколение (гаметофит) и неполовое (спорофит). Гаметофит имеет, как правило, гаплоидный набор хромосом, а спорофит – диплоидный. Только в жизненном цикле мохообразных преобладает половое поколение, а у плаунообразных, хвощей и папоротникообразных доминирует спорофит.

Гаметофит может быть двудомным и однодомным. У однодомного гаметофита на одной особи развиваются как женские, так и мужские половые органы (антеридии и архегонии). У двудомных гаметофитов (таких растений, как кукушкин лен, хвощ полевой) женские и мужские органы формируются на разных особях. Уникальное приспособление возникло у мохообразных. Там спорофит развивается на гаметофите и получает от него питательные вещества. У других высших споровых растений гаметофит является самостоятельным организмом. Но его размеры существенно меньше, чем размеры спорофита.

У семенных растений также существует смена поколений. Но половое поколение значительно редуцировано. Например, у покрытосеменных мужской гаметофит являет собой пыльцовое зерно, состоящее всего из трех клеток – одной вегетативной клетки и двух спермиев. Все они гаплоидные. А женский гаметофит представлен зародышевым мешком, состоящим из семи клеток – шести гаплоидных (яйцеклетка, две синергиды, три клетки-антипода) и диплоидной центральной клетки.

Читайте также:  Itil управление жизненным циклом услуг

Чередование полового и неполового поколений наблюдается и у животных. Например, сцифоидные медузы имеют неполовое поколение – полипы. Полипы размножаются с помощью почкования, образуя новые полипы. С помощью поперечного деления полипы дают начало особям полового поколения – медузам. Медузы – раздельнополые особи. Они вырабатывают половые клетки и выпускают их в окружающую среду. После оплодотворения яйцеклетки образуется реснитчатая личинка. Она некоторое время свободно плавает, а затем оседает на дно и дает начало полипу.

У таких животных, как сосальщики или у некоторых членистоногих наблюдается чередование поколений, которые размножаются половым путем и партеногенетическим (дафнии).

У некоторых животных можно наблюдать чередование раздельнополого и гермафродитного поколений (круглый червь рабдитис, паразитирующий в легких амфибий).

Замечание 1

Смена поколений, которые размножаются разными способами, усиливает комбинативную изменчивость и способствует лучшей адаптации вида к меняющимся условиям среды.

Источник

В жизни животных наблюда­ется определенная цикличность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами.

Жизненный цикл, или цикл развития, пред­ставляет собой совокупность всех фаз развития, пройдя которые, на­чиная от зиготы, организм достигает зрелости и становится способным дать начало следующему поколению.

Длительность жизненного цикла определяется числом поколений (генераций), развивающихся в тече­ние года, или числом лет, на протяжении которых осуществляется один жизненный цикл.

Жизненный цикл может быть простым или сложным. Первый характеризуется прямым развитием, второй – метаморфозом, или чере­дованием поколений.

Прямое развитие наблюдается, например, у пау­ков: после оплодотворения самка откладывает яйца, из которых выходит вполне сформировавшиеся, но очень мелкие паучки (см. Размножение и развитие пауков). Дальше следует рост, сопровождаемый линьками, достижение половозрелости и размножение. Личиночных стадий нет, поэтому развитие и называется прямым.

Примером цикла развития с метаморфозом служит онтогенез таких насекомых, как бабочки или жуки. Самки после оплодотворения от­кладывают яйца, из которых выходят личинки, затем следует куколка, из которой через определенное время появляется взрослое насекомое.

В течение жизни особи разных видов животных могут размножать­ся один или несколько раз в году. Продолжительность их жизни также различна. В связи с этими признаками выделяют мультивольтинные, поливольтинные виды, дающие в году несколько поколений, однолет­ние виды, живущие ровно один год и размножающиеся либо одно­кратно (массовый нерест), либо в течение нескольких месяцев. Нако­нец, существуют и многолетние виды, размножающиеся один раз в год (морские звезды), либо один раз в жизни (головоногие моллюски).

Функциональный анализ жизненных циклов свидетельствует об их большом разнообразии. Так, у насекомых, например, можно выделить пять вариантов. Материал с сайта https://doklreferat.ru

  • Личинки и взрослые используют сходные ресурсы пищи. На ли­чиночную фазу приходятся развитие и дифференцировка, а также накопление ресурсов. Подобное наблюдается у прямокрылых (кузнечик, саранча).
  • Личинки и взрослые используют различные пищевые ресурсы. На личиночную фазу приходятся развитие и накопление ресур­сов. На куколочную – дифференцировка и развитие. На взрослую – накопление ресурсов, их поиск, спаривание и выбор мест для развития потомства. Таков жизненный цикл у падальных мух.
  • Взрослая фаза живет короткое время и не может накапливать ре­сурсы. На личиночную фазу приходится развитие и накопление ресурсов, а на взрослую – спаривание и расселение. Примером может служить жизненный цикл бабочек.
  • Взрослая фаза обеспечивает ресурсами свое потомство. Личинка накапливает ресурсы, а взрослые заняты расселением, поиском и накоплением ресурсов, спариванием, поиском мест для развития будущего потомства и откладкой яиц. Так происходит у дорож­ных ос.
  • Функции разделены между кастами. Этот тип жизненного цикла характерен для медоносной пчелы. В семье пчел есть самцы, мат­ки, стерильные рабочие (самки, не способные к размножению) и личинки. Функции личинок – использование ресурсов и рост, функции стерильных рабочих – накопление ресурсов, функций матки – спаривание, откладка яиц, расселение и поиск ресурсов. Самцы осуществляют только одну функцию – спаривание.

У других животных имеются свои, характерные для них циклы раз­вития. Так, у книдарий, или кишечнополостных, цикл развития нередко сопровождается чередованием поколений. В частности, у представите­лей класса сцифомедуз цикл развития включает производящую яйца медузу, личинку-планулу, полип-сцифистому, отпочковывающую мо­лодую медузку-эфиру и, наконец, взрослую медузу (рис. 25). Очень сложные циклы развития имеют паразитические виды. Разные стадии связаны у них со сменой хозяев, например у споровиков или ленточных червей.

Рис. 25. Развитие сцифомедузы аурелии: 1 – яйца; 2 – планула; 3 – сцифистома; 4 – почкующаяся сцифистома; 5 – стробиляция; 6 – эфира; 7 – взрослая медуза

В циклах развития, если они сопровождаются метаморфозом, различные фазы выполняют присущие им функции, занимая разные экологические ниши. Сложные циклы развития с чередо­ванием поколений и сменой хозяев свойственны паразитам, не­зависимо от того, к каким классам они относятся.

На этой странице материал по темам:

  • Как узнать жизненный цикл животных

  • Биология жизненный цикл развития

  • Жизненные циклы животных

  • Життєвий цикл тварин презентація

  • Цикл развития биология

Источник