Что такое годовой жизненный цикл

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненные циклы: простые и сложные

Жизненный цикл

Жизненный цикл – это период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений. По продолжительности жизненные циклы очень различаются (у бактерий и дрожжей – около 30 мин, сосны обыкновенной – 30-40 лет). На протяжении жизненных циклов наблюдается чередование ядерных фаз. Возможны гаметические (у голосеменных и покрытосеменных растений, многоклеточных животных) и зиготические редукции (у некоторых зеленых водорослей, высших споровых растений, некоторых простейших). Различают простые и сложные жизненные циклы.

Жизненные циклы

Жизненные циклы

Простой жизненный цикл

Простые жизненные циклы

Последовательные поколения не отличаются одно от другого. Простые жизненные циклы характерны для некоторых водорослей, простейших (амебы протея), животных с прямым типом развития (гидры, планарии, дождевые черви, некоторые ракообразные, некоторые паукообразные, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Сложный жизненный цикл

Сложные жизненные циклы

Сложные жизненные циклы

Сопровождается последовательной сменой поколений, отличающихся одно от другого. Можно наблюдать на протяжении жизни одной особи, если цикл сопровождается метаморфозом. Можно также наблюдать на протяжении нескольких поколений, если наблюдается их изменение.

Сложные циклы характерны для некоторых водорослей, всех высших растений. Они сопровождаются чередованием поколений – полового (гаметофита) и бесполого (спорофита). У мохообразных доминирует гаметофит, у всех других высших растений – спорофит. У высших споровых растений гаметофит – самостоятельный организм. У семенных растений гаметофит значительно редуцирован, развивается на спорофите.

У многих животных наблюдаются сложные жизненные циклы: простейших, кишечнополостных, плоских, круглых червей, членистоногих и др.

Правильное чередование поколений наблюдается у животных, которые размножаются половым и бесполым путями. Характерны для некоторых простейших (фораминиферы, споровики) и кишечнополостных. Например, у сцифоидной медузы аурелии бесполое поколение – полипы, половое – медузы. Полипы образуют медуз, медузы производят гаметы, и после оплодотворения из яйца развивается личинка, которая плавает, оседает на дно и превращается в полип.

Чередование поколений наблюдается у животных, размножающихся половым путем и партеногенетически (сосальщики, некоторые членистоногие). Например, некоторые дафнии могут продолжительное время размножаться партеногенетически. При неблагоприятных условиях существования откладывают яйца, из которых выходят и самцы, и самки. Происходит оплодотворение. Из яиц выходит новое поколение самок, которое размножается партеногенетически.

У некоторых животных наблюдается чередование раздельнополого и гермафродитного поколений (у некоторых круглых червей). Примером является круглый червь рабдитис, гермафродитное поколение которого паразитирует в легких лягушек. Из яиц, выведенных наружу, развиваются раздельнополые особи, которые отличаются от паразитических. Из их яиц выводятся личинки, которые попадают в лягушек и становятся гермафродитами.

Общая биология

биология-в.рф

Источник

    Жизненный цикл

            цикл развития, совокупность фаз развития, пройдя которые организм достигает зрелости и становится способным дать начало следующему поколению, замыкая тем самым Ж. ц. Длительность Ж. ц. определяется числом поколений (генераций (См. Генерация)), развивающихся в течение года, или числом лет, на протяжении которых Ж. ц. осуществляется; она зависит также от продолжительности периода покоя и диапаузы (См. Диапауза). У животных различают простой Ж. ц. — при прямом развитии особей, и сложный — с Метаморфозом или сменой поколений. При развитии с метаморфозом Ж. ц. прослеживается на развитии одной особи (например, у свиного солитера: яйцо — онкосфера — финка — взрослый цепень; у майского жука: яйцо — личинка — куколка — имаго). При развитии со сменой поколений или сменой способов размножения Ж. ц. прослеживается на двух и более особях, принадлежащих разным поколениям, до появления исходной формы. Например, у сцифоидных: яйцо — планула — сцифистома — эфира — медуза (см. рис.); у печёночного сосальщика: яйцо — мирацидий — редии — церкарии — адолескарии — взрослые черви; у тлей: яйцо — самка-основательница — мигранты — полоноски — обоеполые насекомые. Т. о., единицей при изучении Ж. ц. может быть как один онтогенез, так и ряд сменяющих друг друга онтогенезов. У высших растений различают однолетний, двулетний и многолетний Ж. ц. Для Ж. ц. многих низших растений и папоротников типична смена Гаметофита и Спорофита. У паразитических грибов Ж. ц. по сложности сходны с таковыми паразитических червей. У ржавчинных грибов Ж. ц. сложный — имеются формы, дающие эцидиоспоры, уредоспоры, телейтоспоры, а также базидиальная стадия. Из простейших наиболее сложны Ж. ц. у споровиков, например у грегарин (См. Грегарины) и гемоспоридий (См. Гемоспоридии). О Ж. ц. микроорганизмов см. Бактерии,о Ж. ц. человека см. Онтогенез.

    Читайте также:  Какие виды жизненных циклов существуют

             М. С. Гиляров.

            

            Схема жизненного цикла сцифоидных (Chrysaora): 1 — яйцо; 2 — планула; 3 — сцифистома; 4 — сцифистома, выпочковывающая молодых сцифистом; 5 — сцифистома в стадии стробилы; 6 — эфира; 7 — медуза.

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
    1969—1978.

    Смотреть что такое “Жизненный цикл” в других словарях:

    • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — (life cycle) Модель доходов и потребления в течение жизни. Предположим, что дети живут за счет своих родителей. Молодежь начинает с низких доходов, которые постепенно повышаются вплоть до достижения среднего возраста, после чего они снижаются –… …   Экономический словарь

    • жизненный цикл — Период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, производство, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое… …   Справочник технического переводчика

    • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — цикл развития, совокупность всех фаз развития, пройдя к рые, обычно начиная от зиготы, организм достигает зрелости и становится способным дать начало следующему поколению. Длительность Ж. ц. определяется числом поколений (генераций),… …   Биологический энциклопедический словарь

    • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, последовательность стадий в развитии организма, от формирования до появления продуктов распада после смерти. Для организмов, размножающихся половым путем, формирование это слияние родительских половых клеток (ГАМЕТ). Получающаяся… …   Научно-технический энциклопедический словарь

    • Жизненный цикл — летательного аппарата совокупность взаимосвязанных во времени процессов последовательного изменения состояния летательного аппарата, начиная с исследования и обоснования создания летательного аппарата до снятия его с эксплуатации. Ж. ц. включает… …   Энциклопедия техники

    • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — англ. life cycle; нем. Lebenszyklus. 1. Последовательность качественно различных стадий развития организма. 2. Совокупность опыта и переживаний индивида, отражающих всю гамму обществ, взаимосвязей, в к рые он вступает в течение всей своей жизни.… …   Энциклопедия социологии

    • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — совокупность всех стадий развития организма (“от яйца до яйца”), пройдя которые организм достигает зрелости и способен дать начало следующему поколению. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской… …   Экологический словарь

    • Жизненный цикл ПО — Процесс создания и использования, начиная с возникновения потребностей в ПО и кончая прекращением его использования Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • жизненный цикл — Совокупность фаз развития, пройдя которые организм достигает зрелости, становится способным дать начало потомству, стареет и умирает …   Словарь по географии

    • жизненный цикл — 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Жизненный цикл — Термин «Жизненный цикл» используется в различных областях знаний. Содержание 1 В биологии 2 В информатике 3 В астрономии …   Википедия

    Источник

      Жизненный цикл

      Термин «Жи́зненный цикл» используется в различных областях знаний.

      В биологии

      • Жизненный цикл — закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов.

      В информатике

      • Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

      В астрономии

      • Жизненный цикл звезды — последовательность изменений, которым звезда подвергается в течение её жизни.

      В производстве

      • Жизненный цикл изделия — период функционирования изделия (продукции), начиная от его проектирования и изготовления, и заканчивая утилизацией.

      В строительстве

      • Жизненный цикл здания

      Wikimedia Foundation.
      2010.

      Смотреть что такое “Жизненный цикл” в других словарях:

      • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — (life cycle) Модель доходов и потребления в течение жизни. Предположим, что дети живут за счет своих родителей. Молодежь начинает с низких доходов, которые постепенно повышаются вплоть до достижения среднего возраста, после чего они снижаются –… …   Экономический словарь

      • жизненный цикл — Период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, производство, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое… …   Справочник технического переводчика

      • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — цикл развития, совокупность всех фаз развития, пройдя к рые, обычно начиная от зиготы, организм достигает зрелости и становится способным дать начало следующему поколению. Длительность Ж. ц. определяется числом поколений (генераций),… …   Биологический энциклопедический словарь

      • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, последовательность стадий в развитии организма, от формирования до появления продуктов распада после смерти. Для организмов, размножающихся половым путем, формирование это слияние родительских половых клеток (ГАМЕТ). Получающаяся… …   Научно-технический энциклопедический словарь

      • Жизненный цикл — летательного аппарата совокупность взаимосвязанных во времени процессов последовательного изменения состояния летательного аппарата, начиная с исследования и обоснования создания летательного аппарата до снятия его с эксплуатации. Ж. ц. включает… …   Энциклопедия техники

      • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — англ. life cycle; нем. Lebenszyklus. 1. Последовательность качественно различных стадий развития организма. 2. Совокупность опыта и переживаний индивида, отражающих всю гамму обществ, взаимосвязей, в к рые он вступает в течение всей своей жизни.… …   Энциклопедия социологии

      • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ — совокупность всех стадий развития организма (“от яйца до яйца”), пройдя которые организм достигает зрелости и способен дать начало следующему поколению. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской… …   Экологический словарь

      • Жизненный цикл ПО — Процесс создания и использования, начиная с возникновения потребностей в ПО и кончая прекращением его использования Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      • жизненный цикл — Совокупность фаз развития, пройдя которые организм достигает зрелости, становится способным дать начало потомству, стареет и умирает …   Словарь по географии

      • жизненный цикл — 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Источник

      Урок рекомендуется проводить в 10 классе (профильное
      обучение) после изучения тем “Цитология”,
      “Размножение и развитие организмов”. Урок
      – теоретический семинар проводится по
      модульной технологии с широким охватом
      знаний учащихся: из курсов “Растения”, “Животные”
      и основ строения и жизнедеятельности
      клетки. Продолжительность урока – 90 мин (2
      академических часа). Основная методическая
      цель урока: систематизация и обобщение
      знаний учащихся и формирования понятия “Жизненный
      цикл”.

      Подготовка к уроку. Учитель готовит
      предварительные задания: алгоритмы для
      подготовки дифференцированных домашних
      заданий по группам (приложение
      1).

      План урока (приложение
      2 –
      подробный план модульного урока)

      1. Вводный контроль –5 мин.
      2. Актуализация и мотивация знаний –5 мин.
      3. Изучение материала – 65 мин.

        – представление своих
        проектов – модулей, подготовленных
        самостоятельно – 45 мин (приложение
        1
        – алгоритмы для подготовки
        самостоятельных работ).

        – изучение жизненного цикла
        малярийного плазмодия с целью обобщения
        закономерностей, выявленных при
        представлении своих проектов (самостоятельная
        работа) – 20 мин.
      4. Работа с обобщающей схемой – 10 мин.
      5. Подведение итогов урока – 4 мин.
      6. Домашнее задание – 1 мин.

      Ход урока.

      Актуализация знаний.

      Проблемный вопрос: “Жизнь – есть
      воспроизводство себе подобных через себе
      неподобных”. Как это понять?

      Что такое жизненный цикл? Жизненный цикл
      – это повторяющаяся последовательность
      смены поколений. (приложение
      5
      , слайд 3)

      Изучение основного материала урока

      С целью доказательства вышеуказанного
      положения свой проект представляют группа,
      готовившая работу, о жизненном цикле
      Моховидных (приложение
      5
      , слайд 3)

      После представления материала
      формулируем вывод: в
      жизненном цикле идет смена поколений.
      Спорофит – споры – гаметофит – гаметы –
      зигота – спорофит. Каждому из них присущ
      свой онтогенез.

      Читайте также:  Жизненный цикл порфиры описание

      Следовательно, вытекает более четкое
      определение: жизненный цикл
      – это последовательность всех онтогенезов,
      характерных для данного вида, которые
      закономерно сменяют друг друга в ходе
      размножения.

      Перед классом ставится вопрос: еще
      какая закономерность вытекает из
      рассмотренного жизненного цикла.

      Идет чередование гаплофазы и диплофазы
      (у Моховидных преобладает гаплофаза –
      гаметофит). (слайды 5, 6 приложение
      5
      )

      Также идет соответствующая смена митоза и
      мейоза: спорофит (диплофаза) – мейоз –
      споры – митоз – гаметофит (гаплофаза) –
      митоз – гаметы – зигота – митоз – спорофит
      (диплофаза).

      С целью выяснения других способов
      чередования ядерных фаз рассматриваются
      жизненные циклы лягушки (класс Земноводные приложение
      5
      , слайд 9) и жизненного цикла
      Хламидомонады (приложение
      5
      , слайд 7), жизненного цикла
      голосеменных на примере сосны обыкновенной
      (приложение
      5
      , слайд 8).

      В результате обсуждения выясняется, что
      имеются следующие типы смены ядерных фаз в
      жизненных циклах разных организмов:

      • жизненный цикл с промежуточной
        редукцией ядерных фаз


      большинства растений);

    • жизненный цикл с гаметической
      редукцией ядерных фаз

      большинства многоклеточных животных);
    • жизненный цикл с зиготической редукцией

    • (у одноклеточных организмов).

      Последняя группа освещает жизненный цикл
      малярийного плазмодия с целью выяснения
      чередования в жизненном цикле различных
      способов размножения. После выступления
      группы учащиеся составляют схемы
      чередования способов размножения,
      используя схемы жизненных циклов медузы и
      хламидомонады (слайды 11,12приложение
      5).

      Таким образом, жизненный цикл – это
      смена различного числа поколений, которые
      повторяются в определенной
      последовательности в результате разных
      способов размножения.

      Самостоятельная работа проводится с
      целью обобщения и закрепления
      закономерностей, выявленных при изучения
      жизненных циклов различных организмов.
      Учащиеся по предложенному алгоритму
      выполняют работу и озвучивают результаты
      работы перед классом (приложение
      1 жизненные циклы печеночного
      сосальщика и представителей класса
      Сцифоидные) (
      приложение
      5
      слайд 13).

      Обобщение проводится по обобщающим
      схемам. (приложение
      5
      слайды 14-16). Обобщающие
      схемы могут составлять сами учащиеся в
      группах в ходе самостоятельной работы. Для
      активизации работы в таком случае им можно
      предложить термины, немые рисунки,
      незаконченные схемы. Степень оказания
      помощи зависит от подготовленности
      учащихся. Если вы уверены, что учащиеся
      данной группы могут справиться с
      предложенной работой им можно предложить
      тему обобщающей схемы. Например, при
      проведении данного урока я обычно
      предлагая следующие темы:

      • составить обобщающую схему жизненного
        цикла с зиготической редукцией ядерных
        фаз,
      • составить обобщающую схему жизненного
        цикла с промежуточной редукцией ядерных
        фаз,
      • составить обобщающую схему жизненного
        цикла с гаметической редукцией ядерных
        фаз.

      Или обобщающую схему предлагает учитель.
      Естественно это зависит от того, какие цели
      преследует учитель при работе на данном
      этапе урока.

      С целью проверки уровня усвоения
      изученного материала перед подведением
      итогов урока проводится контроль знаний (приложение
      5, слайды 17-21)
      . Учащимся предлагается 4
      варианта заданий (приложение
      № 3).

      Обобщение знаний по обобщающим схемам и
      выполнение выходного контроля с
      индивидуальными карточками на одном уроке
      можно использовать только в том случае,
      если учащиеся очень хорошо знают материал и
      на первую часть урока тратится минимальное
      часть учебного времени. В своей практике я
      использую разные варианты. Главное, чтобы
      урок принес максимальное удовлетворение,
      как учителю, так и ученикам и была
      достигнута поставленная цель.

      Другой вариант проведения обобщения
      заключается в том, что руководители
      проектных групп готовят публикацию –
      буклет “Жизненные циклы” и представляют
      его как свою творческую работу (приложение
      4).

      В заключительной части урока подводятся
      итоги и выставляются оценки.

      Приложение 6

      Литература

      1. М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А.
        Фуралев Общая биология. МИРОС М, 1999г
      2. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для
        учителя, М. Просвещение. 1996
      3. Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова
        Биология Пособие для поступающих в вузы.
        М. Новая Волна 2004.
      4. Н.А. Красильников, А.А.Уранов
        Энциклопедия Жизнь растений. М
        Просвещение 1974
      5. Ю.И. Полянский Энциклопедия Жизнь
        животных. М. Просвещение 1987.
      6. И.Х. Шарова Зоология беспозвоночных

      Источник