Контрактов непрерывного жизненного цикла
Контракт жизненного цикла – это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. А с 21.02.2021 появится новое основание для применения такого вида госконтракта.
Последние изменения
13.02.2021 на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №160 от 11.02.2021, которое изменяет постановление правительства №1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ) и вступит в силу 21.02.2021. Собрали все последние изменения в таблицу.
Дата вступления в силу изменений | Что изменилось | Скачать |
---|---|---|
21.02.2021 | Новое основание для заключения контракта жизненного цикла – выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов. | Скачать постановление №1087 от 28.11.2013 в актуальной редакции |
11.06.2020 | Изменили пп. «а» п. 1 ПП №1087. Дополнили перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешили подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по ремонту таких объектов. До изменений контракт по этому пункту заключали только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью: защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог. | |
31.01.2020 | Добавили новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по следующим кодам ОКПД2:
|
Планируемые изменения
Минпромторг на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которым предлагает расширить случаи заключения контрактов жизненного цикла. К ним планируют отнести закупки текстиля и спецодежды по таким кодам ОКПД2:
- 13.92.12 – постельное белье;
- 13.92.13 – столовое белье;
- 14.12.1 – мужская спецодежда;
- 14.12.2 – женская спецодежда;
- 14.12.3 – прочая спецодежда.
Заказчики получат право в один контракт включать не только поставку, но и подбор, обслуживание, ремонт в течение срока службы или утилизацию товара.
Главное, чтобы продукция отвечала требованиям постановления правительства №719 от 17.07.2015 о подтверждении производства промышленной продукции в России. Подробнее: «Как изменили правила подтверждения производства товаров в России».
Как регулируется
Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие постановления правительства №1087 от 28.11.2013, определяющего случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:
- автодорог и их участков;
- инфраструктуры морских и речных портов;
- аэродромов;
- объектов коммунального хозяйства;
- инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
- инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
- зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
- зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
- зданий для сферы культуры;
- объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).
Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагонов метро, автобусов и т. д.), воздушных, морских и речных судов.
С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
С 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по постановлению правительства №96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной – инвестором такого специнвестконтракта.
Особенности
Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке с учетом процедур и ограничений, описанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:
- Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 постановления правительства №963 от 20.09.2014.
- В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий – стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
- Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые содержатся в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
- Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения указаны в ч. 2 ст. 72 БК.
Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. под ключ, в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В этом случае постановлением правительства №563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:
- получить решение правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
- получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- предусмотреть в контракте специальные условия (они описаны в ч. 4 ПП №563).
Примеры
На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№0162300000814001059 от 22.08.2014).
Заказчик – Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК – 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рубля. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.
В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.
А в разделе 3 указан срок выполнения каждого этапа работ.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Бесплатно научим выигрывать госконтракты
Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.
Бесплатно научим выигрывать запросы котировок
Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.
Источник
В закупках встречаются контракты, исполнение которых может занять от нескольких лет до нескольких десятилетий. Как заказчику оформить рабочие взаимоотношения с поставщиком? Простой контракт для этого не подходит, так как масштабная работа состоит из нескольких этапов: проектирование, исполнение (изготовление), последующее обслуживание, включая утилизацию.
Предметом таких сложносоставных контрактов могут быть прокладывание дорожного полотна, строительство аэродромов или закупка поездов, самолетов, кораблей.
В законодательстве есть специальный термин для обозначения данного документа, регламентирующего взаимоотношения между заказчиком и исполнителем – «контракт жизненного цикла». В 2020 г. законодатели хотят использовать такие госконтракты при закупках одежды.
Содержание:
1. Какие ожидаются нововведения?
2. Последние изменения
3. Законодательная база
4. Особенности заключения КЖЦ
5. Примеры
6. Плюсы и минусы
1. Какие ожидаются нововведения?
Минпромторг разработал проект Постановления Правительства, с которым можно ознакомиться на сайте www.government.ru (официальный сайт Правительства России). Министерство предлагает дополнить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ). В список могут внести закупки текстиля и спецодежды по следующим кодам ОКПД2:
- 92.12 – постельное белье;
- 92.13 – столовое белье;
- 12.1 – мужская спецодежда;
- 12.2 – женская спецодежда;
- 12.3 – прочая спецодежда.
Заказчики будут вправе в один контракт внести несколько этапов: помимо поставки, исполнитель должен будет подбирать, обслуживать и ремонтировать на протяжении указанного периода поставленный товар, а в конце срока службы – еще и утилизировать.
Требования к вышеназванным изделиям изложены в Постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 г. о подтверждении производства промышленной продукции в России.
2. Последние изменения
Случаи заключения контракта жизненного цикла прописаны в Постановлении Правительства № 1087 от 28.11.2013 г., а в 2020 году некоторые его положения были обновлены. Данные изменения собраны в Постановлении Правительства № 800 от 01.06.2020 г. и действуют с 11 июня 2020 г.
А в январе 2020 г. Постановление № 1087 дополнено новым основанием для заключения КЖЦ.
С 11.06.2020 г.:
Расширен список случаев заключения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства (обновлен пп. «а» п.1 ПП № 1087).
Теперь КЖЦ можно заключать на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (или отдельные дорожные участки), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью: сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, искусственные постройки, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по их ремонту.
До 11 июня контракт жизненного цикла по этому пункту заключался на работы по проектированию и строительству автодорог (участков дорожного полотна), включая дорожные постройки, являющиеся их технологической частью: искусственные постройки и сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, производственные объекты, элементы дорожного обустройства.
С 31.01.2020 г.:
Список случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнен закупками оборудования для медицинских целей. КЖЦ заключается по следующим кодам ОКПД2:
- 60.11;
- 60.12;
- 60.13.130;
- 70.22.150;
- 50.12.000;
- 50.21.121;
- 50.21.122.
3. Законодательная база
В ст. 34 44-ФЗ говорится о контракте, который заключается в рамках госзакупок. В ч.16 ст.34 44-ФЗ сказано, когда заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла. А в ч.16.1. ст.34 44-ФЗ прописано, какие работы могут быть предметом КЖЦ (в этом же пункте дается ссылка на основания и порядок заключения таких контрактов, разработанные Правительством РФ). К ним относятся работы по проектированию и строительству:
- автомобильных дорог и дорожных участков;
- инфраструктуры морских и речных портов;
- аэродромов;
- объектов коммунального хозяйства;
- инфраструктуры метро и городского общественного транспорта;
- инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капитального строительства для сферы медицинского обслуживания (в т.ч. реконструкция);
- зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. реконструкция);
- зданий для социальных нужд (в т.ч. эксплуатация);
- зданий для сферы культуры;
- объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация).
Важный момент! Эти правила распространяются на закупки общественного транспорта для населения (вагонов метро, троллейбусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов.
С 9 ноября 2018 г. к случаям заключения КЖЦ относятся закупки на выполнение работ по формированию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая монтаж приборов (узлов) учета, устройств, обеспечивающих сбор и контроль данных, и по созданию специальных программ, которые собирают, хранят и передают учетные данные).
А с 11 июля 2019 г. перечень случаев заключения КЖЦ дополнен закупками у единственного поставщика в рамках п.47 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Когда проводятся торги на приобретение товара, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России. Главную роль в такой закупке играет специальный инвестиционный контракт, по которому инвестором является оборонно-промышленная организация, сведения о которой включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 г. о сводном реестре таких организаций).
4. Особенности заключения КЖЦ
Порядок заключения контракта жизненного цикла, а также условия и ограничения к процедуре приведены в 44-ФЗ. Документ готовится на общих основаниях, но с соблюдением некоторых особенностей. Назовем их:
- Если контракт заключается с целью реализации федеральных нужд, то в тексте должно быть прописано условие о банковском сопровождении (п.3 Постановления правительства № 963 от 20.09.2014 г.).
- Критерием оценки заявок является не сумма контракта и дальнейшие эксплуатация и обслуживание, а общий фактор – стоимость жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ).
- Стоимость жизненного цикла рассчитывается в порядке, указанном в ч.3 ст.32 44-ФЗ и национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
- Для долговременных контрактов установлены ограничения, если время исполнения работ превышает финансовый год. Эти ограничения определены бюджетным кодексом РФ (ч.2 ст.72 БК).
Нужно помнить и об особенностях контрактов, которые кроме обслуживания и эксплуатации одновременно включают в себя работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т.е. «под ключ» (согласно ч.16.1 ст.34 44-ФЗ). Для таких работ Правительство установило особый порядок (Постановление № 563 от 12.05.2017 г.). Необходимо будет соблюсти не только общие требования регламента, но и дополнительные:
- получить решение Правительства или главного распорядителя бюджетных средств для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
- получить заключение технологической и денежной оценки обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- в тексте контракта обязательно должны быть прописаны условия, указанные в ч.4 Постановления № 563.
5. Примеры
На официальном сайте ЕИС есть информация о контрактах жизненного цикла по 44-ФЗ. Приведем в качестве примера одну такую закупку, способом выбора исполнителя которой является электронный аукцион.
Предмет КЖЦ – Разработка проектной и рабочей документации, реконструкция и содержание автомобильной дороги «Калининск (Саратовская область) – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области) км 7+440 (мост через реку Щелкан) в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области (контракт жизненного цикла).
Номер закупки – 0129200005320001840.
Дата размещения – 05.11.2020 г.
Окончание подачи заявок – 13.11.2020 г.
Закупку разместил – Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.
Заказчик – Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
НМЦК – 145 270 519, 62 руб.
Контракт заключен на сумму 145 270 519, 62 руб. с ООО «Рисна» (была подана единственная заявка, которая соответствовала требованиям).
Дата заключения контракта – 27.11.2020 г.
Согласно контракту ЖЦ подрядчик должен выполнить работу в несколько этапов:
- проектирование (стоимость – 8 430 221, 63 руб.);
- реконструкция автодороги (стоимость – 136 173 086, 19 руб.);
- содержание автодороги (стоимость – 667 211, 80 руб.).
Как видим, каждый этап оплачивается заказчиком отдельно, а ответственность не распыляется на несколько подрядчиков, а ложится на одного исполнителя.
Следующий пример, который мы приведем ниже, намного интереснее. Победитель торгов взял на себя обязательства по проектированию, строительству, техническому обслуживанию объекта сроком на 28 лет!
Предмет КЖЦ – Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.
Номер закупки – 0162300000814001059.
Дата размещения – 22.08.2014 г.
Окончание подачи заявок – 26.09.2014 г.
Закупку разместил – Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил.
Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства».
НМЦК – 12 497 660 670,00 руб.
Контракт заключен на сумму 9 373 245 502,50 руб. с ОАО «Производственное Объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова».
Дата заключения контракта – 31.10.2014 г.
Срок исполнения – до 1 января 2043 года.
Во 2-ом разделе данного контракта «Цена и порядок расчетов» приведена таблица ежегодных выплат:
А в 3-ем разделе прописаны сроки, в течение которых подрядчик должен закрывать каждый этап:
6. Плюсы и минусы
Для заказчиков к положительным моментам при заключении контракта жизненного цикла можно отнести:
- не нужно контролировать несколько исполнителей (проектировщика, строителя, ремонтника), весь спрос будет только с одной организации, которая выполняет все этапы работ;
- повышаются шансы, что контракт не будет сорван, и работы будут исполнены в нужный срок;
- не нужно организовывать несколько закупок по разным этапам одной работы, все этапы гармонично соединены в один контракт;
- отпадает необходимость к началу работ иметь всю сумму, которую нужно заплатить. Подрядчик получает денежные средства за каждый реализованный этап отдельно. А так как работы могут растянуться на несколько лет, то и бюджет на данную закупку можно закладывать в начале каждого года;
- с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.
Для организаций:
- финансовая и экономическая устойчивость;
- круглогодичная занятость сотрудников.
Но КЖЦ имеет и отрицательные стороны, к которым относятся следующие факторы:
- не всегда получается точно рассчитать стоимость работ ввиду нестабильной экономики и ценовых скачков, к тому же иногда проблематично понять, сколько каждый этап займет времени;
- исполнитель может отказаться от контракта, так как мог сам неверно рассчитать свои силы. Заказчики тоже могут произвести неверные расчеты, которые приведут к отказу от работ со стороны исполнителя;
- исполнители не всегда хотят брать на себя растянутые во времени обязательства. Гораздо охотнее они работают с элементарными поставками, а, например, дальнейшее содержание объекта их тяготит.
Несмотря на названные минусы, контракты жизненного цикла в большинстве случаев выгодны для подрядчиков. Стабильные выплаты и долговременное финансирование позволяют закрывать долговые обязательства, обеспечивают возвратность денежных средств, приносят инвестиционную прибыль.
При этом риски, связанные с окупаемостью объектов инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных ведомств.
Объединение сразу всех этапов жизненного цикла объекта позволяет улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг.
Контракты жизненного цикла упрощают работу заказчикам при реализации масштабных проектов, обеспечивают надежное сотрудничество сторон. Исполнителей привлекает их большая стоимость, поэтому они заинтересованы в положительном результате. А это значит, что они будут стремиться выполнить работы в полном объеме и в установленный срок.
Источник