Диплом жизненный цикл семьи

Диплом жизненный цикл семьи thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение стр3

Глава 1. Понятия и виды семьи

1.1. Понятие семьи и ее жизненного цикла стр.7

1.2. Виды семьи стр.10

Глава 2. Анализ жизненного цикла

2.1. Стадии жизненного цикла и их анализ стр.14

2.2. Моделирования жизненного цикла стр.17

Заключение стр.22

Список используемой литературы стр.23

Введение.

Социология семьи, имеющая своим предметом посредничество семьи в конфликте индивидуальных и общественных интересов, рассматривает эти процессы не только на социетально-институциональном уровне, но и на микроуровне индивидуального и семейно-группового поведения. Поэтому социологическое изучение семьи как малой группы сводится к социально-психологическомуисследованию семьи.

В этом реферате особое внимание уделено семье как институту – тем специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые обеспечивают обществу восполнение поколений и их социализацию в конкретных исторических условиях. Точнее говоря, (социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур и продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществление институциональных функций семьи. С другой стороны, микросоциологический анализ семьи призван раскрыть, как достигается воспитание социально-компетентных членов общества в миллионах отдельных семей, спаянных же долгом перед обществом, а удовлетворением многообразных индивидуальных потребностей посредством семейного образа жизни. Семья как малая группа обладает определенными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей. В этом смысле говорится о ценности семейного образа жизни в сравнении с холостяцким. Семья как межличностное объединение существует поэтому за счет внешних обстоятельств (как бы принуждающих жить вместе) не благодаря привычке и инерции, а исключительно из-за внутренних сил сцепления. Состояние внутрисемейных отношений, позволяющее преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности, – вот забота микросоциологии семьи.

Различие микро- и макросоциологии семьи можно пояснить следующим примером. Отдельная семья может строить свою жизнь совершенно несхожим с другими образом, но как бы уникально ни вела себя семья как мини-молекула, она тем не менее таит в себе черты, делающие ее сходной с другими молекулами, образующими в целом волны житейского моря. Семья как отдельная частица и семья как часть волны – изолированная молекула и капля, придающая мощь волне. Все сравнения условны, и, разумеется, социология семьи изучает нечто целостное, однако в целях научного упрощения возможно подобное различение семьи как объекта макро- и микроисследования.

Актуальность темы исследования.

Выдающийся социолог ХХ века П.А. Сорокин верно отмечал: «…без здоровой семьи невозможно здоровое общество»1. И ныне – в период кардинальной социокультурной трансформации российского общества – проблема совершенствования брачно-семейных отношений становится особенно актуальной.

При анализе семьи, как правило, в социальной-психологии, в психологии используется системный подход. В рамках парадигмы системного подхода семья рассматривается как открытая самоорганизующаяся социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности. Термин «цикл развития семьи» был впервые использован Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Рассмотрение динамики развития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Каждой стадии ее жизненного цикла соответствуют специфические задачи развития.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

В последнее время концепция жизненного цикла семьи подвергается усиливающейся критике. Основные моменты этой критики связаны с тем, что в своем оригинальном виде концепция жизненного цикла семьи ограничивается только «нормальными», стереотипными семьями, не включая в себя другие типы семейных структур, в том числе возникающих в случае распада семей из-за развода, а также в случае отсутствия «нормативного» брака.

Более обоснованной представляется критика концепции жизненного цикла семьи за его «недостаточную эмпирическую полезность». Речь идет о том, что жизненный цикл семьи в его оригинальном виде ограничивается только «семейными» событиями. В этом плане концепция жизненного цикла семьи действительно нуждается в уточнении и расширении. Однако критика концепции жизненного цикла семьи не отменяет и не может отменить того факта, что в исследовании проблем демографического развития концепция жизненного цикла семьи является весьма полезным инструментом, эффективно позволяющим как объяснять динамику семейного поведения и семейных изменений, так и моделировать их.

Читайте также:  Управление жизненным циклом информационной системы курсовая работа

Именно поэтому выделение важнейших стадий жизненного цикла семьи и построение соответствующей семейной типологии являются первостепенными задачами. Оригинальный вариант концепции жизненного цикла включает в себя 6 стадий, выделенных на основании выполнения семьей ее репродуктивной функции.

Концепция жизненного цикла семьи трансформировалась в соответствии с целями изучения процессов брачности, рождаемости, разводимости, смертности и т.д. Важнейшим направлением использования концепции жизненного цикла семьи является микростимуляция, т.е. имитационное моделирование ее изменений и семейного поведения.

Теоретической базой в области изучения стадий жизненного цикла семей являются уже достигнутые результаты в области социологии семьи. Изучению проблемы жизненного цикла семей ученые и демографы посвятили много времени. Уже в работах классиков социологии и социальной психологии (Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, П. А. Сорокин и др.). Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ жизненных циклов семьи, а так же проблемы их моделирования.

В соответствии с представленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие: семья, жизненный цикл семьи;

2. Проанализировать критерии выделения стадий жизненного цикла семьи;

3. Рассмотреть основные проблемы моделирования жизненного цикла семьи;

4. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.

Глава 1.

  1. Понятие семьи и ее жизненного цикла

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений.

Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции.

Семья – это прежде всего явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи.

Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях “супружества – родительства – родства”. Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.

Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют “семейные группы”. Семья – не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми2.

Понятие семьи имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие “член семьи”. Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права – семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве)3.

В СК РФ нет общего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различного определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения понятия “семья” в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины “семья”, “член семьи” часто употребляется в СК РФ.

Термины брак и семья как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья- не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Читайте также:  Стадии жизненного цикла изделия гост

Семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию4.

Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья – это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в

первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

Понятие жизненного цикла часто используется для описания последовательности событий от рождения до смерти, хотя его более точное значение относится к последовательности стадий родительства на протяжении жизни, начиная от рождения детей через их уход из дома к рождению их собственных детей. На уровне населения цикл повторяется от поколения к поколению. Некоторые люди не имеют детей и соответственно не входят в межпоколенный жизненный цикл. Жизненный цикл в общем плане известен как семейный цикл последовательности стадий родительства, первично определяемых вариациями в величине и структуре семьи.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий. Такая характеристика семейных изменений часто используется в социологической демографии и содержит в себе много информации. Например, по сокращению периода репродуктивного родительства судят о снижении рождаемости и приближении к сплошной однодетности, а по сокращению фазы предродительства – о падении брачности.

От своего возникновения до своего распада семья проходит через ряд стадий, которые являются предметом демографического анализа. Как правило, семья возникает в момент заключения брака. Семья растет с рождением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до того момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. В связи со вступлением в брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается.

1.2. Виды семьи

Источник

. . . . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

14

https://www.allbest.ru/

.

080100.62

.

: . 1101

..

:

..

. 2014

1.

1.1

2.

3.

, 8 , . , .

– , , ; , , . , , , , , – , , . . , , , , , – .

, . , , . .; , ; , .

– .

:

– ;

– .

1.

1.1

– , . – ( ) . , , , , ( ). .

– , , ; , , .

– , . .

, , , , , – , , .

(, ) . – , , : , , , , .

. , , , , , – .

– , , , – . , , , , . , , . : . : , . , :

– ;

– – ;

– ;

– () ;

– ;

– – ;

– , , . , . – , , , , . , , , , – . : , , , , . : . . , , . , . , , , , .

, , , 2- :

. , , . .

:

1 – (0-5). 1- . . – . , . . , . , , . . . – .

:

– .

2- – . , , ., . , . , 18 . . – . . , 3 . 1- . – , . 2- 5- .

– . , . – – . . , :

– .

– .

– 12 .

– – (12-21).

– .

2- , . 17-25 . , – . , ( , ), – , ( – – ; 40 – ). . , . ( , – .), 3-4- . , .

3- – . , – . 25 . , , . . , . . , , . , . – , , .

2.

, 24 (, , 1948 .). 60- 20 , , 7-8 . .

, . .. 4 :

1) – ;

2) – ( , );

3) ( ) – ;

4) – ( ).

: ; ; .

, :

1. .

2. .

3. .

4. ( ).

5. .

6. .

– , , , .

1. .

:

– . ;

– ;

– ;

– .

. : – ; ( ).

2. .

:

– ;

– ;

– ;

– .

3. .

:

– , ;

– ;

– .

4. ( ).

( 7-10 ). 30 ( ). .

:

1. :

– ;

– ..

2. :

– ( , );

– ..

3. :

– ;

– .

, . , , , . , , – .

:

1. ( , ).

. , . – , .. – .

Читайте также:  Концепции жизненного цикла семьи

2. , .

, , .

:

1. .

2. .

– . . . , , . .

3. .

4. .

:

) ;

) .

5. . .

. 45-60 . , 40-45 . , , 20- 3540 .

:

1) .

:

– ;

– ;

– .

2) () .

3) .

() . , , . , .

. :

) – .

, , , , .

) – .

, , , .

, , .

6. .

– , .

:

1. .

2. .

3. .

, 24 . .

, . . , , , , . , .

3.

– , , , .

:

1. , .

2. , .

. . . . , – .

, , . :

1. – , .

2. – .

3. – ( ).

4. – .

5. – .

6. – , .

7. – .

8. – .

9. – .

10. – .

, , . , , . , () , .

, ( ):

1. .

2. .

3. ( , ).

4. , .

5. .

6. .

7. .

. ( .), , , , . , . , , .. .

, . .

, . . , , .

, (), , . , , – , , .

:

1) , , ;

2) ( ) , .

. – , , .

. ( ) , :

1. ( , ).

2. , , : .

3. – , , ( , , .).

. , , . .

:

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

, :

1. , .

2. , .

3. , .

4. , .

, , , .. ; .

5. , .

, .

, , , .

. . , , . , , , , – . . , , .

, , . , , : , – , , ; , , . ? , . ? , , , , , , . , , , , .

? , , , , . , , , , .

1. .. : . : . : -, 2002. 289 .

2. .. : . . : , 2004. 325 .

3. : / . .. . . : -, 2004. 226 .

4. : / .. , .. , . . . / . .. . . : , 2002. 233 .

5. . . // . 1993. 5. . 141-152.

6. .., .., .. : . . : , 2003. 274 .

Allbest.ru

  • . , . . , .

    [68,6 K], 03.11.2015

  • . : . . . . .

    [28,3 K], 27.09.2012

  • . . . . . . .

    [71,8 K], 01.10.2017

  • (, , , , , ). , , . . . . .

    [259,6 K], 28.05.2015

  • . : . . .

    [2,3 M], 07.04.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

, . , . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

:

I . . . : . , , . , – . . – – : . .,2003, . 10 , , , .

, , . : . .., , 4.

, . , . , , , , , , . , , . . . , , , . . , , : , , , , .. , .

. , , – . , , , , . , , , , , ? , , , .. . , . , , , . . , .

, , . – .

:

, , .

:

, .

:

, , , , .

:

:

1. , , , .

2. , , , , .

3. , , , , .

4. — , , .

:

, , .

– , , . – .

:

, , .

1.

1.1

, . . – , , , .. , – , . , . – .

, , , — .., , ., -, 2007., . 44.. , – , . ., . . // . . 2 . . 2. ., 2003. . 394. , , , , , .

– , , , , , . . ( . krisis – , ) – , , -, , – .., – . ., . ., . – .: , 2006. . 23.. , – , .

. , : . – . – ., 1992.. . , , . , , .

, , , .., – . ., . ., . – .: , 2006. . 25.. :

1. , .

2. , .

, , .. . , ; , , , . , , . , , , , . , , .., .., , , , 1990, . 17.. , , – , , . , , . .

, , . , . . .. : , – .., , ., -, 2007., . 253..

, , .

1948 . . . . . :

1. , , ;

2. , 2 11 ;

3. , 3 5 11 ;

4. , 6 12 11 ;

5. , 13 20 11 ;

6. , ( , , , );

7. ( , , , );

8. , .., : , , XIV, , 1987, 2..

– , , .. .. , . :

1) , ;

2) , ;

3) , , ;

4) ;

5) , ..

.. :

1. ;

2. , , ;

3. , ;

4. ( ) .., , ., 1976. . 126 – 130..

, , , . . . . :

;

;

, ;

;

, , , – ;

, , , -̻, , 2002, . 96 – 97..

, , , , , . , .

, , , . .. – , , , . , . . , , . 14, , 1987, 1..

, , , – , , .

. , – , – , , , – , , . , . , ., . . : .., .., ., , – : , 2000, . 20. . – , , . .

, – , – , , ( , . .). , , .

, , . . – , : , , . . – – , , , , – : , , , . . – .., ., , 3- ., .: , 2001., . 29.. : , , , ; – , , .

, – , , ..

1.2

, , . , , .., – . ., . ., . – .: , 2006. . 32.. , . , , .

. , , . , , (. . 1).

, , . ( ), . , , , .

1 ( )

.

.

.

.

1.

:

.

.

/.

.

( ).

.

2.

:

.

.

.

.

.

3. ( , )

:

.

, , .

.

4. ,

:

.

.

.

,

5.

:

.

.

, .

, ( )

6.

:

.

.

.

, –

7.

:

.

.

.

*.: .., – .., .., . – .: , 2006. . 32.

, : 1. ( ) – , . , , . 2. , – .

:

;

;

(, , ).

– , : – ; , ; – , .., ., , 3- ., .: , 2001., . 30.. .

, , , , .

. . , , , ., : , Family Relation, 1980, . 445-450.. – , , , , , . , , , : -, ; -, . , , – .

– , , – .

– , , .., – .., .., . – .: , 2006. . 92.

( ), ( ), ( ).

. , :

1. ( , .).

2. , ( , , .).

3. – , , ( , , .) Hill R/ Family development in the generations. Cambridge, MA: Schenkman. 1970. . : .., – .., .., . – .: , 2006. . 92..

:

;

;

, ;

, , ;

;

;

, ;

.., – .., .., . – .: , 2006. . 93..

, :

1) .

2) .

3) .

4) .

5) , . 93..

– , . . , , , – , . ( ) – .

, . :

1. . , , (. adultere; – ) , , . , , . 93.. , , . : () – , ; , . , . , . , , , , – , .

2. . , , . . 100.. , . , . , , . , , . , . . 105.. , .

3. . incestum, . , – . , , . 14. – , , ( ) . () , , . , . , , . , :

– ;

– , ; ;

– .., – . ., . ., . – .: , 2006. . 118..

, , , . , .

4. . , . .

1.3 ,

, , . : – , , , , , , .

, , . . , : Arietis (1974). Interpretation of schizophrenia (2 nd rev. ed). New York: Basic Boous. . : .., ., , 3- ., .: , 2001., 656 .. , , . — — ( , ), ( ). — , — : , , . –, –, , ߻ ( ߻ ). , , , ߻ . . ( ) . . ( ߻), , ). . , . , , , . ߻ – , – . , , , . — .

, , . (. orney, 1945; 1952; S.Scheiner, 1957; J. Rubins, 1967, 1968; E. Kilpatrick, 1968), . : , , .

, , , .

, , , , .

, , , , , .

— . , , (, ) , .

, (, , ), 3. , –, . . . (1961).

3. , . , X. , . . , – , . , , . , , 30- 50- . XX . , , , , (J. P. Spiegel, N. W. Bell, 1959). , , , . Fromm-Reichmann, F. (1948). Notes on the development of treatment of schizophrenics by psychoanalytic psychotherapy. Psychiatry, 11, 263-273. . : .., ., , 3- ., .: , 2001., 656 . Lidz, T., Cornelison, A., Fleck, S., & Terry, D. The intrafamilial environment of schizophrenic patients. American Journal of Psychiatry, 1957, 114, 241-248. . : .., ., , 3- ., .: , 2001., 656 ..

. , . , , , . , , . , . , , ( ),

, , , — , , , , , . : – , , , . , , , . , . , , , .

, , . , , .

( , ), 60- ., -, , , . Alanen, Y.O. (1966). The family in the pathogenesis of schizophrenic and neurotic disorbers. Acto Psychiotrica Scondiica, 42 (Suppl. 189). . : .., ., , 3- ., .: , 2001., 656 . , , , . . . . – , , , , , , , . , . X. . , . , , , , . , , , , .

.. , – (1965). , .. (1964), . , 酻 — .. .

.. (1971, 1995) .. (1971) , , . , , , . . // . – ., 1980..

, . .

,

– , . , , , . , .

, . , . , , : , , , , – . , , , , . , , , , , , .

( ., 1999; ., 1999; .., 2000; ., ., 2001; – ., 2001):

1. . , , , , , , .

2. . , ; , .

3. , , . , , , , , .

4. , , . .

5. . , .

6. . . , .

. , . , . .

. . , .

  • . . , . .

    [110,3 K], 16.12.2013

  • . . . . . : , . .

    [173,6 K], 09.11.2008

  • – . . , . , .

    [146,3 K], 13.03.2013

  • . , . , .

    [59,9 K], 18.05.2014

  • . . . .

    [324,9 K], 10.09.2017

  • , . . – .

    [1,0 M], 21.07.2015

  • , . . – .

    [98,8 K], 04.10.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник