Ночь фонарь аптека блок цикл

Ночь фонарь аптека блок цикл thumbnail

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу. Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий. Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.

С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.

Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна. От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.

Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил. Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.

Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.

В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.

  • Следующий стих → Александр Блок – Незнакомка
  • Предыдущий стих → Александр Блок – О, я хочу безумно жить

Читать стих поэта Александр Блок – Ночь, улица, фонарь, аптека на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию стихотворение Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”. Давайте для начала напомним себе это стихотворение:

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Чтобы начать разбор и понимание этого стихотворения надо вспомнить, что Александр Блок был символистом, и что каждое слово в стихотворении означает совсем не то, что оно означает у обычного человека. Ключом к пониманию данного стихотворения служит слово Аптека. В понимании Блока слово аптека означает смерть. Как только мы это узнали, то сразу все становится на свои места. В стихотворении Александр Блок говорит нам Евангельскую новость, что смерть это середина пути, что после смерти есть жизнь. Но давайте разберем стихотворение по строчкам.

Первая строчка :” Ночь, улица, фонарь, аптека”

Ночь- это утроба матери. Сначала человек пребывает в небытие. Вот не было человека и вдруг он появляется в утробе матери.

Потом идет слово Улица- это означает рождение. Человек рождается в жизнь, он появляется на свет и переходит в бытие. Проходит через утробу как через улицу и появляется на свет.

Далее идет слово Фонарь- это означает жизнь человека. Во времена Блока фонари были газовые, а не электрические. Фонарь горел в прямом смысле слова, он так же грел, светил немного потрескивал. Так и нашу жизнь автор сравнивает со свечением газового фонаря, пока мы живем мы теплые, мы горим.

Потом идет непосредственно слово Аптека- как мы уже выяснили это слово у Блока означает смерть. Сколько бы фонарь не горел, но наступает утро и фонарщик гасит фонарь. Так и человеческая жизнь рано или поздно закончится, каждый фонарь погаснет и умрет.

Читайте также:  Стадии цикла профессионализации по е а климову

Но что же случится дальше?

Автор пишет :”Бессмысленный и тусклый свет”. Про какой свет говорит автор? Ответ прост- он говорит про нашу жизнь, про тот свет. который наши фонари породили. Как часто порой мы тратим нашу на что-то бессмысленное и ненужное. автор так и пишет-бессмысленный. А тусклый потому что свет наш такой же как и свет других фонарей ничем не лучше и не хуже. Он не светит так ярко, чтобы осветить всю землю, он ничтожен- тусклый.

Далее мы видим строки- живи еще хоть четверть века- все будет так. Исхода нет.

Автор говорит нам, что даже если добавить время свет наш останется бессмысленным и тусклым, что смерть все-равно заберет каждого. И совершенно безнадежно он пишет-Исхода нет. О каком исходе говорит автор? Возможно для рифмы и размера он подобрал это слово. но мне кажется, что автор имел в виду Библейский исход евреев из Египта, как в новый мир, побег из рабства. То есть автор говорит, что в этой жизни от рабства смерти не убежать.

Но что мы видим потом?

Автор пишет- Умрешь – начнешь опять сначала.

Как мы и говорили все умрут, но потом говорится, что что-то начнется сначала, а начало это рождение. Смотрим дальше.

И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,

Повторится все-рождение повторится. Мы видим слово Ночь-то есть опять небытие после телесной смерти. Ледяная рябь канала означает могильный памятник и кладбище, как начала отсчета, будто кладбище есть утроба для новой жизни, ведь во время второго пришествия люди обретут тела именно на кладбищах, мертвые выйдут из могил. И что же мы видим в конце?

Аптека, улица, фонарь.

Аптека- смерть как начало отсчета, смерть как рождение, потом Улица- это покидание гробовой утробы, возврат к жизни к свету. И в конце видим слово Фонарь- это жизнь, бесконечная жизнь, потому что слово Фонарь завершает стихотворение. Оно говорит, что смерти нет, что остается только вечная жизнь во Христе Иисусе.

Александр Блок жил в сложное время, Серебряный век русской литературы это революционные явления в политике, обществе и культуре. Религия запрещена, но Блок сумел принести Евангельскую новость, весть о том, что смерти нет. Он зашифровал свое послание, но его легко понять и получить ту надежду на вечную жизнь.

Спасибо за внимание, если вам интересно то мы можем провести анализ любого произведения , пишите в комментариях.

Источник

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знает любой школьник. Это небольшое произведение с глубоким философским содержанием, размышлениями о смысле жизни. В школе оно изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь, улица, фонарь, аптека…» по плану.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.

История создания – Произведение написано в октябре 1912 года, вскоре оно было включено в цикл «Пляски смерти» сборника «Страшный мир»

Тема стихотворения – Бессмысленность жизни, по которой человек движется как по замкнутому кругу.

Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Композиция кольцевая – зеркальность проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.

Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически относится к философской лирике.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «ледяная рябь канала».

Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»

Сравнения – «повторится всё, как встарь».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и приёмного сына. Поэт переживает кризис, он пишет матери, что “вся жизнь людей во всём мире… какая-то чудовищная грязная лужа”. Такой “лужей” предстаёт Петербург в цикле “Пляски смерти”, стихи здесь отличаются особо мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт жил в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализируемое стихотворение. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего она располагалась возле Мариинского театра.

Стихотворение было включено в цикл «Пляски смерти» и сборник «Страшный мир».

Над сборником поэт работал с 1905 года.

Тема

Литература всех времён полна размышлениями о человеческой жизни с поправкой на эпоху и доминирующие общественные взгляды. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни и смерти зазвучала ещё острее. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» относится к философской лирике. Он показывает жизнь как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

Читайте также:  Цикл уроков по русскому языку

В первой строчке лаконично, с помощью назывных предложений, описывается место, которое навевает лирическому герою мрачные мысли. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока аптеки, стоящие рядом с каналами, становились местом спасения самоубийц-утопленников. Здесь жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой убеждён в бессмысленности жизни. Её продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. Человек обращает свой взор к каналу в поисках гибели, но и в нём видит отражение беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее о бессмысленности смерти, ведь всё повторится: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализируемое стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. Формальная организация стихотворения проста – две строфы, которые по отдельности теряют смысл. Особенность кольцевой композиции – зеркальность, почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение; тематическаая группа – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Лирическому герою свойственны отрешённость и беспристрастность. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. А. Блок использует перёкрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее в двух четверостишиях он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится всё, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом создаётся эффект неторопливого обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллите­рации, например глухих согласных «с и т»: Бессмысленный и тусклый свет».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Валентина-Юрьевна Тютюма

    8/8

  • Роман Синкевич

    8/8

  • Lilnait Student

    8/8

  • Игорь Аверюшкин

    8/8

  • Сергей Кирьянов

    8/8

  • Andrew Bulgaras

    7/8

  • Эмма Волк

    7/8

  • Нэля Вайлерт

    5/8

  • Андрей Карелин

    7/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 76.

Источник

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Александр ГРИБАНОВ,

г.Бостон

Речь пойдет о стихотворении Александра Блока. Оно написано 10 октября 1912 г. и входит в цикл «Пляски смерти». Стихи эти относятся к числу известнейших в лирическом наследии Блока.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Наш разбор ограничен лишь семантическим срезом данного текста. Все, что связано со звуковой стороной, с метрикой и ритмикой стихотворения, лежит за пределами поставленной задачи. Мы же остаемся в рамках «словаря».

Посмотрим сначала, какую картину разворачивает перед нами автор, в рамках какой сцены начинает он свое действие. Первое слово -ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения1. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа. Причем автор описывает освещение в своей картине нарочито антиэстетично: бессмысленный и тусклый свет во второй строке2.

Легко заметить, что каждый из перечисленных элементов дается у Блока в форме назывного предложения, то есть при полном отсутствии глаголов. Таким образом, представленная картина исключительно неподвижна, из нее убраны любые признаки динамики. Забегая вперед, следует отметить, что в финале стихотворения почти те же элементы перечислены снова (ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь). В этом заключительном сегменте текста некий минимальный признак движения обозначен (ледяная рябь канала). Нам не дано увидеть течение, мы наблюдаем лишь рябь на поверхности воды, но и этот признак выражен безглагольным образом.

Перечисленные назывные предложения дают нам признаки неизменности мира, его неподвижности, дурной повторяемости и безысходности. Помимо существительных, в этих фрагментах использованы три прилагательных (бессмысленный, тусклый и ледяная), причем все три наделены у Блока отрицательными коннотациями.

Повторяющиеся элементы сосредоточены в начале и в конце стихотворения. Таким образом создается рондообразная конструкция. Все повторяется не только в мире, но и в стихотворении, тема которого – безнадежная судьба этого мира.

Некий намек на динамику вводится через глаголы, которые собраны в середине текста. Здесь сосредоточены все глагольные формы, которые даются при полном отсутствии существительных:

Живи3 еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь…

Однако, вчитавшись, мы понимаем, что эта динамика – мнимая. Даже если прервется жизнь, для героя стихотворения ничто не изменится, и самое существование его будет повторено4 с той же безысходностью. Характерно, что глаголы по большей части даны здесь в формах будущего времени (будет, умрешь, начнешь, повторится) и они зависят от условного предложения «живи еще хоть четверть века» (то есть: даже если ты проживешь…). Таким образом, вся динамическая часть стихотворения «снесена» в условное наклонение и максимально «отодвинута» от обычного изъявительного наклонения.

Вернемся, однако, к существительным, сконцентрированным в начале и в конце стихотворения. Они вполне выстраиваются в один смысловой ряд: за исключением слова ночь, это конкретные объекты, присущие только урбанистической цивилизации, каждый из них возникает только в результате длительной конструктивной работы нескольких поколений5. В стихотворении Блока эти объекты отчуждаются от своей предыстории, от своей служебной функции и приобретают пугающие признаки самодостаточности, независимости от людей6.

На фоне конкретных существительных, обозначающих эти мрачные и повторяющиеся объекты, резко выделяется одно существительное – исход. Во-первых, оно обозначает абстрактное понятие. Во-вторых, если все остальные существительные в пределах данного стихотворения даны в утвердительных конструкциях, то исход дается в рамках отрицательной конструкции – и не в условном наклонении, а в индикативе (Исхода нет). Кроме того, сочетание это вводится отчетливо в центре всей композиции: на границе между двумя четверостишиями.

Источник этого оборота следует, очевидно, искать в пушкинской «Оде LVI (Из Анакреона)» (6 января 1835 г.), где царство мертвых описано следующим образом:

Не воскреснем из-под спуда,

Всяк навеки там забыт:

Вход туда для всех открыт –

Нет исхода уж оттуда.

Обращаясь к пушкинской реминисценции, Блок решительно изменяет смысл оборота: если у Пушкина нет исхода из царства мертвых, то для Блока исхода нет в посюстороннем мире живых. Сказав исхода нет, Блок выразил то, что в фольклорных текстах В.Я. Пропп называл недостачей. Синтаксическая уникальность той позиции, в которую поставлено слово исход, находит себе соответствие в исключительном смысловом наполнении этого существительного. Словари интерпретируют исход как слово книжное и устаревшее со следующими значениями: движение, выход откуда-нибудь, окончание, завершение, результат. Слово встречается в составе устойчивых выражений быть на исходе, на исходе дня.

Однако в слове исход есть и другое измерение. Оно ощутимо в идиоматическом сочетании исход евреев из Египта. Здесь проявляются религиозные коннотации слова, которым названа вторая книга в Пятикнижии Моисея. Узловые моменты в сюжете книги Исход – это освобождение евреев из рабства, успешный побег всего племени и, наконец, обретение ими скрижалей Завета. На более глубоком уровне как раз в рамках книги Исход происходит решительный, небывалый разрыв циклического времени и впервые в истории возникает идея целенаправленного, осмысленного времени. Циклический образ повторяющегося времени размыкается и выстраивается в образ линейного, устремленного к цели времени.

Все эти компоненты содержания вмещаются в слово исход, но именно они отсутствуют в мире, описанном для нас в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека». Исхода нет, недостача обозначена, и повтор существительных в финале текста снова акцентирует бессмысленность времени, которое возвращается на круги своя.

В оформлении использованы иллюстрации М.В. Добужинского

1 С этого слова начинаются по крайней мере десять стихотворений Блока.

2 Ср. слова Пастернака в его заметках о Блоке, что тот описывал «неблагополучный русский город» – Блоковский Сборник 2 (Тарту, 1972). С. 450 и след.

3 Стоит отметить, что подразумеваемое ты в данном случае никак не относится к традиционным для лирики адресатам (возлюбленная, Всевышний, друг); очевидно, что это – обращение к самому себе.

4 Здесь, вероятно, следует отметить пессимистическую интерпретацию темы «вечного возвращения», которая так занимала русских ницшеанцев; ср. анализ этого стихотворения у Д.Е. Максимова в книге Поэзия и проза Ал. Блока (Л.: Советский писатель, 1978). С. 111-112.

5 Слово канал – и как конструкция, и как литературный знак – указывает на Петербург как место действия. Ср. сведения, приводимые в статье Д.С. Лихачева «Из комментария к стихотворению А.Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”». Русская литература № 1 (1978). С. 186-188.

6 Для сравнения можно привести структурно похожее нагнетание близких существительных без глаголов с совершенно противоположным смыслом из пастернаковского стихотворения «В больнице» (1957):

О, Господи, как совершенны

Дела твои, думал больной, –

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной. (Курсив мой. – А.Г.)

Источник