Цикл изменения напряжений в деталях машин

,

, , , , , .

.

, , .

. , , , , . .

. , , : ( , ), ( , , ), ( , , ), , .. .

. , – , . , 80% , , ( ). – ( , ). ( , ).

– σ . τ σ τ. (.1). .

(.1):

1. σmax;

2. σmin;

3. σm=0,5(σmax+σmin);

4. σa=0,5(σmax-σmin);

5. R=σmin/σmax;

6. ρ=σa/σm, , 0<ρ<∞.

7. a=σa/σmax.

image161

.1

R=0 (σmin= 0; σm=σa=0,5σmax; ρ=1; =0,5), (.1, ). ( ) : , , ( ).

R=-1 (σm=0; σa=σmax; ρ=∞; =1), (.1, ). , , ( ). ( ).

R=1 (σa=0; σmax=σmin=σm=σ; ρ=0; =0), .

– (.1, , ), , ; -1<R<+1; (-1; -0,5; 0; +0,5; +1); ∞≤ρ<0; 1≤a≤0.

σ τ.

, , . . , .

0 (σ0 ; τ0), -1 (σ-1 ; ????-1), r (σr ; τr).

, n, -1 ( ω, -1).

, .. , :

T=2π/ω=60/n

Lh, :

N=3600∙Lh/T=573∙ω∙Lh=60∙n∙Lh.

,

, . , , , , σ ( ).

. , , .

, , , . .

, , , . . . :

1. , .

2. , .

3. .

4. .

5. , .

6. . , – .

, . . , 104105.

, . () . 106 107 .

. 2 . . , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 ; ; b ; .

Цикл изменения напряжений в деталях машин

. 2.

. . . . 3.

image400

. 3.

1 , . , , . , , . . , .

2, , . , 3, .

4 5. 5 .

. 2 3, .

, . , , .

. 1924 . , (. 4).

. 4. Di/D???? ni/N????

σ1 N1 . σ1 n1 (n1< N1) , D1. Di σi . , ,

D1+D2+D3++Di-1+Di≥1

. , σ1 , ..

Di=ni/Ni.(1)

(1) (2) .

, – .

σ1>σ2, Σni/Ni . Σni/Ni , . , 0,25 4 . , .. , . , Σni/Ni . n 0,6 1,6 (. 4).

, , , . , , , , , , , .

. 5.

, . , , , . .

, , .

. . .

σmax, N, . σmax- N, . , (.6). .6, , , .

, :

N ;

N ;

.

106107 . . , , 107108 . ( 5∙107).

image162

.6

1857 1870 ¸ , . ¸ .7 . . .

.7. ¸

????lim , , , Nlim=NG=N0.

q=8÷15 .

(.6, ). , . . 21354-87 0,75σHlim, – 0,6σFlim. , , .

, . , , , .

, . .. RZ>1 l>20 , .

(.6, ) , – -1≤R≤+1, 0≤ρ≤∞, 0≤a≤1. , .

R=-1 σ-1 (σ-1)D, τ-1 (τ-1)D. σ0; (σ0)D τ0; (τ0)D.

25.504-82 :

– 14 14 . , :

, , .

. , , (, .). d (. 1, . 8).

1. d ()

d d,

20

30

40

50

70

100

0,92

0,88

0,85

0,81

0,76

0,71

0,83

0,77

0,73

0,70

0,67

0,62

image163

.8

. ( , , , , .) σ τ, .

.

, (, , .). .

Kσ(Kτ), σ-1(τ-1) – σ-1K(τ-1K):

Kσ Kτ . 2.

2. Kσ Kτ ()

σ , /

≤ 700

> 700

≤ 700

> 700

(. .7)

t/r = 2 r/d = 0,02

t/r = 2 r/d = 0,05

1,85

1,8

2,0

2,1

1,55

1,6

1,65

1,7

,

1,9

2,5

1,7

2,3

:

1,55

1,55

1,72

1,72

2,4

1,5

2,7

1,6

2,1

2,7

1,6

2,2

. ,

, Kσ/Kd Kτ/Kd.

( , ). . Kσ/Kd Kτ/Kd (.3).

. .

. (, ) , . KF (.4). .

3. Kσ/Kd Kτ/Kd ()

d,

Kσ/Kd σ, /2

Kτ/Kd σ, /2

700

800

900

1000

700

800

900

1000

30

3,0

3,25

3,5

3,75

2,2

2,35

2,5

2,65

50

3,65

3,96

4,3

4,6

2,6

2,78

3,07

3,26

≥100

3,95

4,25

4,6

4,9

2,8

2,95

3,2

3,34

.

4. KF ()

Ra,

KF σ, /2

≤ 700

> 700

0,2

1

1

0,20,8

0,93

0,9

0,81,6

0,87

0,83

0,83,2

0,8

0,75

. : , (), () . , Kv (. 5).

5. Kv ()

Kv Kσ

≈1

> 1

1,31,6

1,62,8

1,151,25

1,93,0

1,21,4

1,52,2

1,11,3

1,42,5

(Kσ)D (Kτ)D 25.101-83 :

– .

. , , . 20% ( , , ). , N≤103.

, . σ τ.

( ) , .

( ) . . , , , , (, ).

s, , :

σT σ – ; Kσ – (. . 2); [s]T [s] .

[s] , . :

[s]T = 1,32,0;

[s]B = 2,12,4.

. , , .

σa, τa :

(, – )

(, )

, ,

sσ sτ – , (3), (4).

:

[s]=1,31,5;

[s]=1,62,5.

, 25.504-82 . , :

K=(Kσ)D – ;

– 196 .

21354-87 (. 6, ) qH=6, – qH1=20 NHlim=NHG=NHO=30HB2,4≤1,2∙108. , .. qH1=24, NHlim=HB2,98≅HB3, . .. qH=9 qH=10, .. NHlim=3∙108.

21354-87 ,

=1,82 ;

=2,62,8 .

¸

=2,02,2 – ;

=2,83,0 ;

σFst – .

, qF1≥50 YN=1.

, , , .

. (, ..) . , , , . , , .

, . :

– ;

– – , ;

– (, , , , , ).

– ( , , , ). , .

, . 10%. , . , . . , , . .

– – , .

image317

. 9. .

– ; ; ;

10 36 (. 10 11).

I ; II- 2- , III- . IV- – ; V- .

, . 10, .

Ni i NΣ . max. , N>5∙104 N>0,003NHG , NHG=2,98- .

image319

. 10. :

0 ; I ; II- ;

III ; IV-; V-

i Fi, N<5∙104 N<0,003NHG , , . , .11.

image321

.11.

, 21357-87 – Ti – Tmax – KA , ISO6336 – Ti – T KA.

I ( 4), ; II-, ( 3), III-, ( 2), V- ( 1), , . 25546-82, ISO 4301-80.

Читайте также:  С чем связаны коричневые выделения в середине цикла

I – ( 5); II – ( 4); III – ( 3); V – ( 2); V – ( 1).

q- ¸;

α – , :

α =0,5 ;

α =1/3 ;

α =1 , – ;

tΣ – ;

Fi – (, ), ti, ;

Fmax , 25835 83.

, 21354-87 K=μ.

, .

:

Tp=KA∙T1∙KE,

– ;

1- ;

– .

(KA∙T1=Tmax) , , .. .

. , :

TE=KE∙T1

.. :

Tp=KE∙Tmax

Tmax=KA∙T1 , :

Tp=KA∙TE

, 21354-87.

6.

1,00

1,25

1,50

1,75

1,10

1,35

1,60

1,85

1,25

1,50

1,75

2

1,50

1,75

2,00

2,25

, , ,, ( 8 9).

=.∙..

min max.

=0,5(min+max)

7.

=1,00

,

.

=1,10

, ,

.

=1,25

.

=1,5

.

.., – S,

, – , , . ( 10).

25835-83 ,

FE=K∙Fmax TE=K∙Fmax,

K=KG∙KT∙K,

8.

..=1,00

; ; , ; ; ; , ; .

..=1,25

; ; ; , ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

..=1,50

; ; ; ; – , ; , .

..=1,75

; ; , ; ; ; ; ; , .

– , ;

– , ;

NP – ;

NFG=4× 106 , ;

NHG = 107 – ( 24.090 – 76).

– , =1;

KTP=1 – ;

a=1,35+0,5lgδ –

– , – N.

9.

..-

1,01,2

, ,

150 , 30100 .

,

1,21,4

, , ,

, ,

, 350 ,

500 .

,

1,41,6

, ,

,

500 , ,

900 ,

1 .

, ,

1,61,8

,

,

:

= ∙ ,

-1,1- ;

:

– 3,0

– 2,5

– 1,75

..

THE=K∙Tmax=KG∙KT∙Tmax

– .

, . – , 600 , ISO 6336-86 21354-87 ..

, , , .

10.

=∙=KAS∙

.. .

.

, .

10.

AS.

AS

6

2,5 … 5

1,8…4

, , ,

1,5…2,2

: ,

1,2…2

1,5…4

, ,

1,8…2,5

,

1,4…1,8

1,4…2,5

1,6…2,5

1,8…5

, ,

1,8…2,2

2,0…3,5

1,8…3,0

( )

2,5…4,5

: 20 30%.

– ? .

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

– ? ?

– ? ?

– ?

– : , . ?

– ?

: KarimovI@rambler.ru

: , 450071, ., 21

Источник

§ 0.5. Циклы напряжений в деталях машин

Так, в предыдущем примере при испытании в интервале от 0 до 5000 ч из строя вышли 100 изделий. Это значит, что в среднем в 1 ч отказывает 0,02% изделий (1 изделие за 50 ч работы).

Типичная зависимость интенсивности отказов λ (/) от време­ни эксплуатации t для большинства машин и их узлов показана на рис. 0.1. В начальный период работы – период приработки – интенсивность отказов велика. В этот период проявляются раз­личные дефекты производства. Затем она убывает, приближаясь к постоянному значению, соответствующему периоду нормальной эксплуатации . Причиной отказов в этот период являются случай­ные перегрузки, скрытые дефекты производства (микротрещины и др.). В конце срока эксплуатации наступает период проявления изнашивания, когда интенсивность отказов быстро возрастает и, следовательно, эксплуатация изделий должна быть прекращена.

Основы надежности закладываются конструктором при про­ектировании изделия. Надежность зависит также от качества изготовления изделия и от соблюдения норм эксплуатации . Она монотонно снижается в течение срока службы.

В технике имеются высоконадежные устройства, например в железнодорожном транспорте, авиации, космонавтике и др.

В соответствии с решениями КПСС стоит задача резко повы­сить надежность продукции машиностроения. Достичь этой цели поможет межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) «Надежность машин» – новая форма соединения науки с про­изводством, призванная ускорить научно-технический прогресс.

§ 0.5. Циклы напряжений в деталях машин

Многие детали машин, такие, как зубчатые колеса, валы и другие, работают в условиях, когда возникающие в них напря­жения периодически изменяют свое значение или значение и знак . Например, при вращении вала, нагруженного изгибаю­щим моментом, одни и те же волокна его оказываются то в растя­нутой, то в сжатой зоне.

Изменение напряжений во времени происходит по закону синусоиды. Время однократной смены напряжений называется периодом и обозначается Τ (рис. 0.2, а – в).

Характеристикой напряженности детали является цикл напряжений – совокупность последовательных значений напряжений σ [1] за время одного периода при регулярном нагружении.

Цикл переменных напряжений характеризуется (рис. 0.2, а – в):

1) максимальным напряжением атах;

2) минимальным напряжением amin;

3) средним напряжением am = 0,5 ( amax + amin ) ;

Читайте также:  Почему не существует циклов кондратьева

коэффициентом асимметрии цикла R = omm / omax

[1] В случае касательных напряжений τ остаются в силе все приведен­ные ниже термины и соотношения с заменой σ на τ.

[1] На практике статические, или строго постоянные, нагрузки встре­чаются редко. К постоянным нагрузкам относятся режимы с отклонением До 20%.

Источник



Циклы напряжений в деталях машин

2014-01-25

5555

Прочность при переменных напряжениях.

Лекция 3.

В материал лекции входит: классификация циклов перемены напряжений; понятия усталости и контактной прочности деталей машин.

Многие детали машин или их элементы (валы, оси, зубчатые колеса, дорожки тел качения и т.д.) работают в условиях, когда возникающие в них напряжения периодически изменяют свое значение или значение и знак.

По характеру изменения во времени внешние нагрузки в машинах делят на:

– статические (постоянные) – не изменяются во времени или изменяются достаточно медленно;

– динамические (переменные) – т.е. изменяются во времени (см. рис. 3.1).

Причиной изменения напряжений могут быть как постоянные (например, при вращении вала, нагруженного изгибающим моментом, одни и те же участки вала оказываются то в растянутой, то в сжатой зоне или при поочередном входе в зацепление зубьев колес в зубчатой передаче), так и переменные внешние нагрузки (например, для автомобиля переменность нагрузки может быть связана: с качеством дороги (асфальт, грунтовка) или с остановом и разгоном у светофора).

Номинальная нагрузка – нагрузка, соответствующая наиболее характерному режиму эксплуатации детали (в соответствии с выбранным критерием работоспособности), например, наиболее длительно действующая нагрузка.

Рабочая нагрузка – нагрузка, воспринимаемая деталью в процессе эксплуатации машины. Для исполнительного органа внешняя нагрузка и является рабочей.

Расчетная нагрузка – нагрузка, определяющая размеры и формы детали, соответственно рассматриваемому критерию прочности.

Эквивалентная нагрузка – такая постоянная нагрузка, которая по воздействию на деталь эквивалентна всем основным и дополнительным нагрузкам (т. е. заданную переменную нагрузку можно заменить постоянной – равноценной по повреждающему действию на деталь за тот же период времени).

Нагрузки могут быть заданы как усилие, крутящий момент или мощность.

Характеристикой напряженного состояния детали является цикл напряжений.

Цикл напряжений – совокупность последовательных значений напряжений за один период при регулярном нагружении (см. рис. 3.2 – 3.4).

Т – период (продолжительность одного цикла);

– амплитуда цикла (абсолютная величина – без учета знака);

– коэффициент асимметрии цикла (является основной характеристикой цикла).

Этот цикл является наиболее неблагоприятным для работы детали, т. к. характеризуется изменением не только значения, но и знака действующих напряжений (знакопеременный цикл).

Если , то значит действуют постоянные статические напряжения.

Источник

Нагрузки, действующие на детали машин. Типовые циклы изменения напряжений в сечениях деталей машин по времени.

Классификация типовых деталей машин. Требования, предъявляемые к современным машинам.

Классификация типовых д/м:

1) детали соединений (Они бывают двух видов: разъемные – их можно разобрать без разрушения. К ним относятся резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые, клеммовые; неразъемные – разъединение деталей невозможно без их разрушения или связано с опасностью их повреждения. К ним относятся сварочное, клеевое, заклепочное, прессовое соединения);

2) детали передач (предназначены для передачи и преобразования движения, энергии в машинах. Их разделяют на передачи зацеплением, передающие энергию посредством взаимного зацепления зубьев (зубчатые, червячные и цепные), и передачи трением, передающие энергию посредством сил трения, вызываемых начальным натяжением ремня (ременные передачи) или прижатием одного катка к другому (фрикционные передачи));

Читайте также:  Причины экономического цикла таблица

3) валы и оси (Валы служат для передачи вращающего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей передач (зубчатые колёса, шкивы звёздочки), устанавливаемых на валах. Оси служат для поддержания вращающихся, деталей без передачи полезных вращающих моментов);

4) опоры валов и осей (подшипники) (Предназначены для закрепления валов и осей в пространстве. Оставляют валам и осям только одну степень свободы – вращение вокруг собственной оси. Подшипники делятся на две группы в зависимости от вида трения в них: а) качения; б) скольжения);

5) муфты (предназначены для передачи крутящего момента с одного вала на другой. Муфты бывают постоянными, не допускающие разъединения валов при работе машин и сцепные, допускающие сцепление и расцепление валов);

6) упругие элементы (Их применяют: а) для защиты от вибраций и ударов; б) для совершения в течение длительного времени полезной работы путем предварительного аккумулирования или накопления энергии (пружины в часах); в) для создания натяга, осуществления обратного хода в кулачковых и других механизмах и т.д.);

7) корпусные детали(организуют внутри себя пространство для размещения всех остальных деталей, обеспечивают их защиту).

Основные группы требований к машинам:

1) технологические требования;

2) экономические требования;

3) эксплуатационные требования.

Требования, предъявляемые к современным деталям:

1) надежность (сложное свойство, характеризуется: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохранностью);

2) высокая производительность (обеспечивается увеличением мощности двигательного м/ма или скорости исполнительного м/ма);

3) экономичность (достигается увеличением КПД, снижением веса, применением дешевых материалов);

4) должны отвечать эргономическим требованиям (быть удобными в обслуживании и эстетичными).

Расчет резьбы на прочность.

Основные виды разрушения резьб: крепежных – срез витков; ходовых – износ витков.

Критерии работоспособности и расчета:

1) для крепежных: прочность, связанная с напряжением среза (касательное τ);

2) для ходовых: износостойкость, связанная с напряжением смятия (нормальное σсм).

Условие прочности резьбы по напряжениям среза:

где Н – высота гайки, или глубина завинчивания винта в деталь;

– коэффициент полноты резьбы (для треугольной резьбы К=0,87, для прямоугольной К=0,5, для трапецеидальной К=0,65);

– коэффициент неравномерности нагрузки по виткам резьбы. . Большие значения , если ( – временная σ).

Если материалы винта и гайки одинаковые, то напряжения среза рассчитывают только на резьбу винта, т.к. .

Условие износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия:

где – число рабочих витков; h – высота рабочая профиля; Km=2.

С учетом приработки ходовых резьб, при условии, что допускаемые напряжения принимают согласно накопленному опыту эксплуатации.

8. Расчет стержня болта на прочность. Болт нагружен осевой растягивающей силой, предварительная и последующая затяжка его возможны.

Такой вид нагружения самый распространенный. Под действием силы Fзат болт растягивается, детали стыка сжимаются.

Под действием внешней силы F:

1) часть χF дополнительно нагружает болт;

2) часть (1-χ)F частично разгружает детали стыка от сжатия.

Коэффициент χ – коэффициент внешней (осевой) нагрузки.

Задача о распределении силы F решается из условия совместности деформации. При действии на соединения внешней силы F до раскрытия стыка сжатие соединяемых болтом деталей уменьшается на столько, на сколько болт растягивается:

, где – к/т податливости соединяемых болтом деталей;

– к/т податливости болта, т.е. удлинение болта при растяжении под действием силы 1Н. Отсюда , где – длина деформируемой части стержня болта, принимается равной толщине сжимаемых болтом деталей; А – площадь поперечного сечения, Е – модуль упругости.

Для определения к/та податливости соединяемых деталей пользуются методом принципа Бобарыкова: деформация распространяется по конусам давления, α=45.

Источник

Источник