Все о массивах и циклах паскаль

Все о массивах и циклах паскаль thumbnail

При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.

В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.

Блок схемы циклов

Цикл for

Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).

В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.

Цикл for существует в двух формах:

for счетчик:=значение to конечное_значение do тело_цикла; for счетчик:=значение downto конечное_значение do тело_цикла;

Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.

Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.

var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); for i := 1 to n do write (‘(*) ‘); readln end.

Цикл while

Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.

Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.

var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; while i <= n do begin write (‘(*) ‘); i := i + 1 end; readln end.

Цикл repeat

Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.

В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.

var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; repeat write (‘(*) ‘); i := i + 1 until i > n; readln end.

В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.

Источник

На занятии объясняется, как работать с одномерными массивами в Паскале, как использовать генератор случайных чисел – функцию random в Паскале. Рассматривается пример того, как вывести числа Фибоначчи

Материалы сайта labs-org.ru направлены на практическое освоение языка программирования Pascal. Краткие теоретические сведения не претендуют на полное освещение материала по теме; необходимую информацию можно найти в сети Интернет в большом количестве. В наши же задачи входит предоставление возможности получения практических навыков программирования на Паскале. Решенные наглядные примеры и задания изложены по мере увеличения их сложности, что позволит с легкостью изучить материал с нуля.

Объявление массива

Массивы в Паскале используются двух типов: одномерные и двумерные.

Определение одномерного массива в Паскале звучит так: одномерный массив – это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс – порядковый номер.

Описание массива в Паскале (объявление) и обращение к его элементам происходит следующим образом:

Объявление массива

var dlina: array [1..3] of integer; begin dlina[1]:=500; dlina[2]:=400; dlina[3]:=150; …

  • dlina – идентификатор (имя) массива;
  • для объявления используется служебное слово Array (в переводе с англ. «массив» или «набор»);
  • [1..3] – в квадратных скобках ставится номер (индекс) первого элемента, затем две точки и индекс последнего элемента массива, т.е. по сути, указывается количество элементов; количество элементов массива называется размерностью массива
  • of integer (с англ. «из целых чисел») – указывает, к какому типу относится массив, of здесь – служебное слово.
  • Объявить размер можно через константу:

    Инициализация массива

    Кроме того, массив может быть сам константным, т.е. все его элементы в программе заранее определены. Описание такого массива выглядит следующим образом:

    const a:array[1..4] of integer = (1, 3, 2, 5);

    Заполнение последовательными числами:

    заполнение массива

    Результат: A[1] = 8, A[2] = 9, A[3] = 10, …, A[N] = A[N-1] + 1

    Ввод с клавиатуры:

    Пример: Рассмотрим, как происходит ввод массива в Паскале:

    writeln (‘введите кол-во элементов: ‘); readln(n); {если кол-во заранее не известно, – запрашиваем его} for i := 1 to n do begin write(‘a[‘, i, ‘]=’); read(a[i]); … end; …

    ввод массива с клавиатуры

    ✍ Пример результата:

    введите кол-во элементов: 3 a[1]=5 a[2]=7 a[3]=4

    Вывод элементов массива

    Пример: Рассмотрим, как вывести массив в Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13var a: array[1..5] of integer; {массив из пяти элементов} i: integer; begin a[1]:=2; a[2]:=4; a[3]:=8; a[4]:=6; a[5]:=3; writeln(‘Массив A:’); for i := 1 to 5 do write(a[i]:2); {вывод элементов массива} end.

    ✍ Пример результата:

    Для работы с массивами чаще всего используется в Паскале цикл for с параметром, так как обычно известно, сколько элементов в массиве, и можно использовать счетчик цикла в качестве индексов элементов.

    Задача Array 0. Необходимо задать вещественный массив размерностью 6 (т.е. из шести элементов); заполнить массив вводимыми значениями и вывести элементы на экран. Использовать два цикла: первый – для ввода элементов, второй – для вывода.

    Пример результата:

    введите элемент массива: 3.0 введите элемент массива: 0.8 введите элемент массива: 0.56 введите элемент массива: 4.3 введите элемент массива: 23.8 введите элемент массива: 0.7 Массив = 3, 0.8, 0.56, 4.3, 23.8, 0.7

    В данном примере работы с одномерным массивом есть явное неудобство: присваивание значений элементам.

    Обработка массивов в Паскале, так же как и заполнение массива, происходит обычно с использованием цикла for.

    Функция Random в Pascal

    Для того чтобы постоянно не запрашивать значения элементов массива используется генератор случайных чисел в Паскаль, который реализуется функцией Random. На самом деле генерируются псевдослучайные числа, но суть не в этом.

    Для генерации чисел от 0 до n (не включая само значение n, целые числа в интервале [0,N)) используется запись random (n).

    Перед использованием функции необходимо инициализировать датчик случайных чисел с помощью процедуры randomize.

    Диапазон в Паскале тех самых случайных чисел от a до b задается формулой:

    Пример: Заполнение массива случайными числами в Pascal:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10var f: array[1..10] of integer; i:integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do begin f[i]:=random(10); { интервал [0,9] } write(f[i],’ ‘); end; end.

    ✍ Пример результата:

    Для вещественных чисел в интервале [0,1]:

    var x: real; … x := random(0.0,1.0);; { интервал [0,1] }

    Задача Array 1. Необходимо задать массив размерностью 5, заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и вывести элементы на экран: определить три позиции для вывода каждого элемента, с двумя знаками после запятой.

    Пример результата:

    Массив = 0.22 0.00 -0.69 -0.35 -0.11

    Числа Фибоначчи в Паскале

    Наиболее распространенным примером работы с массивом является вывод ряда чисел Фибоначчи в Паскаль. Рассмотрим его.

    Пример: Ряд чисел Фибоначчи: 1 1 2 3 5 8 13…

    f[0]:=1; f[1]:=1; f[2]:=2; …

    или

    f[2]:=f[0]+f[1]; f[3]:=f[1]+f[2];

    или

    Получили формулу элементов ряда.

    Пример: Вычислить и распечатать первые 20 чисел Фибоначчи.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11var i:integer; f:array[0..19]of integer; begin f[0]:=1; f[1]:=1; for i:=2 to 19 do begin f[i]:=f[i-1]+f[i-2]; writeln(f[i]) end; end.

    На данном примере, становится понятен принцип работы с числовыми рядами. Обычно, для вывода числового ряда находится формула определения каждого элемента данного ряда. Так, в случае с числами Фибоначчи, эта формула-правило выглядит как f[i]:=f[i-1]+f[i-2]. Поэтому ее необходимо использовать в цикле for при формировании элементов массива.

    Задача Array 2. Дан ряд из 10 произвольных чисел: a[1], a[2], … , a[10] (использовать функцию random()). Подсчитать и напечатать суммы троек стоящих рядом чисел: a[1]+a[2]+a[3], a[2]+a[3]+a[4], a[3]+a[4]+a[5], …… , a[8]+a[9]+a[10]

    Пример результата:

    Массив = 2 0 4 29 3 11 26 11 9 4 mas[1] + mas[2] + mas[3] = 6 mas[2] + mas[3] + mas[4] = 33 mas[3] + mas[4] + mas[5] = 36 mas[4] + mas[5] + mas[6] = 43 mas[5] + mas[6] + mas[7] = 40 mas[6] + mas[7] + mas[8] = 48 mas[7] + mas[8] + mas[9] = 46 mas[8] + mas[9] + mas[10] = 24

    Задача Array 3. Написать программу решения задачи о печати ряда чисел 2 4 8 16 32 … 512; для заполнения массива использовать цикл Repeat

    Максимальный (минимальный) элемент массива

    Псевдокод:

    Максимальный (минимальный) элемент массива

    Поиск максимального элемента по его индексу:

    максимальный элемент по номеру

    Задание Array_min: Найдите минимальный элемент массива. Выведите элемент и его индекс.

    Пример результата:

    9 5 4 22 23 7 3 16 16 8 Минимальный элемент массива A[7]=3

    Задача Array 4. Дан массив из 10 целочисленных элементов. Найти количество отрицательных и вывести количество на экран.

    Пример результата:

    3 4 6 -1 6 -2 1 5 0 1 Количество отрицательных элементов: 2

    Задача Array 5. Найти минимальное и максимальное из n введенных чисел (массива). Определить расстояние между этими элементами.

    3 2 6 1 3 4 7 2 >>> min=1, max=7, distance=3

    Задача Array 6. Дан целочисленный массив размера N. Вывести все содержащиеся в данном массиве четные числа в порядке убывания их индексов, а также их количество K.

    N=4 mas: 8 9 2 5 >>> 2 8 количество= 2

    Задача Array 7. Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем два максимальных элемента и их номера.

    Пример:

    Исходный массив: 4 -5 10 -10 5 максимальные A[3]=10, A[5]=5

    Поиск в массиве

    Рассмотрим сложный пример работы с одномерными массивами:

    Пример: Дан массив из 10 чисел. Определить, есть ли в массиве число, введенное пользователем. Если есть – выводить «найдено», если нет – «не найдено».

    Сложность задания заключается в том, что выводить слова «найдено» или «не найдено» необходимо один раз.

    Для решения поставленной задачи понадобится оператор break – выход из цикла.

    Решение Вариант 1. Цикл for:

    Рассмотрим эффективное решение:

    Задача: найти в массиве элемент, равный X, или установить, что его нет.

    Алгоритм:

    • начать с 1-го элемента (i:=1);
    • если очередной элемент (A[i]) равен X, то закончить поиск иначе перейти к следующему элементу.

    решение на Паскале Вариант 2. Цикл While:

    Поиск элемента в массиве

    Поиск элемента в массиве

    Предлагаем посмотреть подробный видео разбор поиска элемента в массиве (эффективный алгоритм):

    Задача Array 8. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4] и вывести номера всех элементов, равных X.

    Пример:

    Исходный массив: 4 0 1 2 0 1 3 4 1 0 Что ищем? 0 A[2], A[5], A[10]

    Циклический сдвиг

    Пример: сдвинуть элементы массива влево на 1 позицию, первый элемент становится на место последнего.

    циклический сдвиг

    Решение:

    Алгоритм:

    A[1]:=A[2]; A[2]:=A[3];… A[N-1]:=A[N];

    Программа:

    сдвиг элементов массива

    Задача Array 9. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и выполнить циклический сдвиг влево без первого элемента.

    Пример:

    Исходный массив: 4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 Результат: 4 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 -5

    Перестановка элементов в массиве

    Рассмотрим, как происходит перестановка или реверс массива.

    Пример: переставить элементы массива в обратном порядке

    реверс массива

    Решение:

    Алгоритм:

    Псевдокод:

    Программа:

    перестановка элементов массива

    Задача Array 10. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и сделать реверс всех элементов, кроме последнего.

    Пример:

    Исходный массив: -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 4 Результат: 0 1 -10 8 -6 -4 10 3 -5 4

    Выбор элементов и сохранение в другой массив

    Пример: найти в массиве элементы, удовлетворяющие некоторому условию (например, отрицательные), и скопировать их в другой массив

    выбор элементов массива

    Решение:

    Решение: подсчитывать количество найденных элементов с помощью счетчика count, очередной элемент устанавливать на место B[count]. Переменой count необходимо присвоить 1.

    сохранение элементов массива в другой

    Вывод массива B:

    writeln(‘Выбранные элементы’); for i:=1 to count-1 do write(B[i], ‘ ‘)

    Задача Array 11. Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и записать в другой массив все числа, которые оканчиваются на 0.

    Пример:

    Исходный массив: 40 57 30 71 84 Заканчиваются на 0: 40 30

    Сортировка элементов массива

    Сортировка методом «Пузырька»

    • В таком типе сортировок массив представляется в виде воды, маленькие элементы – пузырьки в воде, которые всплывают наверх (самые легкие).
    • При первой итерации цикла элементы массива попарно сравниваются между собой:предпоследний с последним, пред предпоследний с предпоследним и т.д. Если предшествующий элемент оказывается больше последующего, то производится их обмен.
    • При второй итерации цикла нет надобности сравнивать последний элемент с предпоследним. Последний элемент уже стоит на своем месте, он самый большой. Значит, число сравнений будет на одно меньше. То же самое касается каждой последующей итерации.

    сортировка методом пузырька

    Выполнение на Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8for i:=1 to N-1 do begin for j:=N-1 downto i do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; end; end;

    Задание Array 12. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину массива по возрастанию, а вторую – по убыванию (методом ‘Пузырька’).

    Пример: Исходный массив: 14 25 13 30 76 58 32 11 41 97 Результат: 13 14 25 30 76 97 58 41 32 11

    Сортировка методом выбора

    • в массиве ищется минимальный элемент и ставится на первое место (меняется местами с A[1]);
    • среди оставшихся элементов также производится поиск минимального, который ставится на второе место (меняется местами с A[2]) и т.д.

    сортировка методом вставки

    Выполнение на Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10for i := 1 to N-1 do begin min:= i ; for j:= i+1 to N do if A[j] < A[min] then min:=j; if min <> i then begin c:=A[i]; A[i]:=A[min]; A[min]:=c; end; end;

    Задание Array 13: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..50] и отсортировать его по возрастанию суммы цифр

    Пример: Исходный массив: 14 25 13 12 76 58 21 87 10 98 Результат: 10 21 12 13 14 25 76 58 87 98

    Быстрая сортировка или quick sort

    Алгоритм:

    1. Выбирается и запоминается средний элемент массива (присвоим X):

    2. Инициализируем две переменные (будущие индексы массива): L:=1, R:=N (N – количество элементов).
    3. Увеличиваем L и ищем первый элемент A[L], который больше либо равен X (в итоге он должен находиться справа).
    4. Уменьшаем R и ищем элемент A[R], который меньше либо равен X (в итоге он должен находиться слева).
    5. Смотрим, если L

    быстрая сортировка паскаль

    Выполнение на Паскале:

    1

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17procedure QSort ( first, last: integer); var L, R, c, X: integer; begin if first < last then begin X:= A[(first + last) div 2]; L:= first; R:= last; while L <= R do begin while A[L] < X do L:= L + 1; while A[R] > X do R:= R – 1; if L <= R then begin c:= A[L]; A[L]:= A[R]; A[R]:= c; L:= L + 1; R:= R – 1; end; end; QSort(first, R); QSort(L, last); end; end.

    Задание Array 14:

    Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-50..50] и отсортировать его с помощью алгоритма быстрой сортировки.

Читайте также:  Регулон месячные начались в середине цикла

Источник

страницы: 1 2 3

Содержание

  • Содержание
  • Массивы
    • Описание массива
      • Нумерация
      • Описание переменных размерностей
    • Обращение к компонентам массива
    • Задание массива константой
  • Примечания

Массивы

Теперь мы приступаем к изучению массива – наиболее широко используемого структурированного типа данных, предназначенного для хранения нескольких однотипных элементов.

Описание массива

Для того, чтобы задать массив, необходимо в разделе описания переменных (var) указать его размеры и тип его компонент.

Общий вид описания (одномерного) массива:

array[<тип_индексов>] of <тип_компонент>;

Чаще всего это трактуется так:

array[<левая_граница> .. <правая_граница>] of <тип_компонент>;

Например, одномерный (линейный) массив, состоящий не более, чем из 10 целых чисел, можно описать следующим образом:

var a1 : array [1 .. 10] of Integer;

Нумерация

Нумерация компонент массива не обязана начинаться с 1 или с 0 – вы можете описывать массив, пронумерованный любыми целыми числами. Необходимо лишь, чтобы номер последней компоненты был больше, чем номер первой:

var a1 : array [-5 .. 4] of Integer;

Собственно говоря, нумеровать компоненты массива можно не только целыми числами. Любой порядковый тип данных (перечислимый, интервальный, символьный, логический, а также произвольный тип, созданный на их основе) имеет право выступать в роли нумератора. Таким образом, допустимы следующие описания массивов:

type Char2 = ‘a’, ‘c’ .. ‘z’; { отсутствует символ «b» }

var a1 : array [Char] of Integer; { 256 компонент }

a2 : array [Char2] of Integer; { 25 целых компонент }

a3 : array [ShortInt] of Real; { 256 вещественных компонент }

Общий размер массива не должен превосходить 65 520 байт. Следовательно, попытка задать массив a4 : array[Integer] of Byte; не увенчается успехом, поскольку тип Integer покрывает 65 536 различных элементов. А про тип LongInt в данном случае лучше и вовсе не вспоминать.

Читайте также:  Количество циклов попеременного замораживания и оттаивания

Тип компонент массива может быть любым:

var a4 : array[10 .. 20] of Real; – массив из компонент простого типа

a5 : array[0 .. 100] of Record1; – массив из записей

a6 : array[-10 .. 10] of ^String; – массив из указателей на строки

a7 : array[-1 .. 1] of Text; – массив из файловых переменных

a8 : array[1 .. 100] of array[1 .. 100] of Char; – двумерный массив (массив векторов)

Для краткости и удобства многомерные массивы можно описывать и более простым способом:

var a9 : array[1 .. 10, 1 .. 20] of Real; – двумерный массив 10 х 20

a10 : array[Boolean, -1 .. 1, Char, -10 .. 10] of Word; – четырёхмерный массив 2 х 3 х 256 х 21

Общее ограничение на размер массива – не более 65 520 байт – сохраняется и для многомерных массивов. Количество компонент многомерного массива вычисляется как произведение всех его «измерений». Таким образом, в массиве а9 содержится 200 компонент, а в массиве а10 – 32 256 компонент.

Описание переменных размерностей

Если ваша программа должна обрабатывать матрицы переменных размерностей (скажем, N по горизонтали и М по вертикали), то вы столкнётесь с проблемой изначального задания массива, ведь в разделе type не допускается использование переменных. Следовательно, самый логичный, казалось бы, вариант

var m, n : Integer;

a : array[1 .. m, 1 .. n] of Real;

придётся отбросить.

Если на этапе написания программы ничего нельзя сказать о предполагаемом размере входных данных, то не остаётся ничего другого, как воспользоваться техникой динамически распределяемой памяти (см. лекцию 10).

Предположим, однако, что вам известны максимальные границы, в которые могут попасть индексы обрабатываемого массива. Скажем, N и М заведомо не могут превосходить 100. Тогда можно выделить место под наибольший возможный массив, а реально работать только с малой его частью:

Читайте также:  Александр конторович весь цикл десант попаданцев

const nmax = 100;

var a : array[1 .. nmax, 1 .. nmax] of Real;

m, n : Integer;

Обращение к компонентам массива

Массивы относятся к структурам прямого доступа. Это означает, что возможно напрямую (не перебирая предварительно все предшествующие компоненты) обратиться к любой интересующей нас компоненте массива.

Доступ к компонентам линейного массива осуществляется так:

<имя_массива>[<индекс_компоненты>]

а многомерного – так:

<имя_массива>[<индекс>, … ,<индекс>]

Правила употребления индексов при обращении к компонентам массива таковы:

  1. Индекс компоненты может быть константой, переменной или выражением, куда входят операции и вызовы функций.
  2. Тип каждого индекса должен быть совместим с типом, объявленным в описании массива именно для соответствующего «измерения»; менять индексы местами нельзя.
  3. Количество индексов не должно превышать количество «измерений» массива. Попытка обратиться к линейному массиву как к многомерному обязательно вызовет ошибку. А вот обратная ситуация вполне возможна: например, если вы описали N-мерный массив, то его можно воспринимать как линейный массив, состоящий из (N-1)-мерных массивов.

Примеры использования компонент массива:

a2[‘z’] := a2[‘z’] + 1;

a3[-10] := 2.5;

a3[i + j] := a9[i, j];

a10[x > 0, Sgn(x), ‘!’, Abs(k * 5)] := 0;

Задание массива константой

Для того чтобы не вводить массивы вручную во время отладки программы (особенно, если они имеют большую размерность), можно пользоваться не только файлами. Существует и более простой способ, когда входные данные задаются прямо в тексте программы при помощи типизированных констант.

Если массив линейный (вектор), то начальные значения для компонент этого вектора задаются через запятую, а сам вектор заключается в круглые скобки.

Многомерный массив также можно рассматривать как линейный, предполагая, что его компонентами служат другие массивы. Таким образом, для системы вложенных векторов действует то же правило задания типизированной константы: каждый вектор ограничивается снаружи круглыми скобками.

Исключение составляют только массивы, компонентами которых являются величины типа Char. Такие массивы можно задавать проще: строкой символов.

Примеры задания массивов типизированными константами:

type mass = array[1 .. 3, 1 .. 2] of Byte;

const a : array[-1 .. 1] of Byte = (0, 0, 0); {линейный}

b : mass = ((1, 2), (3, 4), (5, 6)); {двумерный}

s: array[0 .. 9] of Char = ‘0123456789’;

Замечание: Невозможно задать неименованную или нетипизированную константу, относящуюся к типу данных array.

страницы: 1 2 3

Примечания

Источник