Жизненный цикл семьи понятие основные подходы

Жизненный цикл семьи понятие основные подходы thumbnail

Важной вехой в биографии каждого человека является его род – родители не только кормят и одевают свое чадо, но и закладывают основные привычки, которые впоследствии формируют поведение, оставляют свой след в новой жизни. Мы все знаем, какую роль играет эта небольшая ячейка общества. Но как много людей задумывается о ее правильном функционировании? Кажется, что достаточно просто любить друг друга. Но чтобы союз был крепким и сильным, нужно понимать, какие стадии в отношениях проходят два человека. Возможно, именно это знание поможет Вам спасти свой брак.

В этой статье мы рассмотрим, какие же этапы проходит каждая пара в своем пути, подробно разберем каждый, а также столкнемся с проблемами, возникающими на каждой фазе, и предложим их решение.

Понятие жизненного цикла развития семьи: что это такое в психологии и социологии

Определение этого термина уходит корнями в психологию. Структура института семьи, как и её цикл функционирует по двум важным законам общества – развития и гомеостаза.

  • Первый отражает развитие отношений двух любящих людей от рождения симпатии до развала брака.
  • Второй говорит о стремлении пары как можно дольше сохранить свои отношения, сделать их максимально стабильными вне зависимости от обстоятельств.

Именно эти два закона позволяют говорить о жизненном цикле семьи как о понятии, характеризующем относительно стабильные этапы, которые каждая пара проходит индивидуально.

жизненный цикл семьи

В жизненном цикле не последнюю роль играют семейные обстоятельства, которые знаменуют существенно значимые изменения, повлиявшие на свойства отношений и соответственно переход от одной фазы к другой.

На фазы развития могут повлиять также независимые обстоятельства – это смерть, возрастные изменения мировоззрения. Последнее, кстати, часто коренным образом преобразует жизнь союза в целом, так как могут измениться потребности, привычки, мотивы – что накаляет или разряжает атмосферу в доме.

Все перечисленные выше обстоятельства являются причиной, по которой многими учеными выделяются стадии жизненного цикла семьи. Почему так важно следить за этой периодизацией? Она во многом помогает отследить основные проблемы, возникающие на той или иной фазе, и решить их – как самостоятельно, так с помощью специалистов.

Характеристика основных стадий жизненного цикла развития семьи

Первой о динамике развития заговорила социология в 40-е гг. прошлого века. Р. Хилом и Э. Дъюваль в своем докладе на одной из научных конференций, посвященных проблемам брака, предложили 24 фазы семейного цикла. Много, не правда ли? Именно так подумали через пару десятилетий именитые в психиатрии врачи и сократили периодизацию до 8 этапов: она позволяла проводить терапию наиболее эффективно.

цикл развития семьи

В данный момент можно встретить и мнение, что жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Это самая распространенная классификация, но есть и другие предположение ученых. Некоторые основаны на том, какие функции в то или иное время осуществляет ячейка общества. Другие делают упор на детей: их планирование, появление, взросление и создание нового брака.

Считать один из этих подходов единственно верным было бы в корне неправильно. Функциональное видение не всегда способно четко поделить этапы: получается, что приобретая какие-нибудь новые обстоятельства (например, рождение второго ребенка), ячейка находится сразу в двух стадиях – уход за младенцем и воспитание подростка в описанном случае. Именно поэтому в классификации подобного рода могут возникнуть дополнительные трудности.

Решение периодизации жизненного цикла семьи не может быть основано также исключительно на детях. Формально брак возникает и исчезает на бумаге: при регистрации и разводе. По сути же получается, что пара начинает свое существование либо задолго до подписания бумаг, либо уже после этой процедуры.

Важное значение в понимании союза имеет психологический аспект: эмоциональная привязанность партнеров. Именно поэтому мы рассматриваем обозначенную тему в сочетании сразу нескольких факторов.

С этой точки зрения изучим подробнее основные этапы, которые проходит каждая семья на примере молодых Музыканта и Музы. Именно этими терминами пользуются многие психологи, говоря о паре мужчины и женщины, вступивших или собирающихся вступить в союз.

Досвадебный период

досвадебный период

Жизненный цикл развития семьи в социальном смысле начинается с преследования определенных целей: они могут быть как осознанными, так и бессознательными. В нашем случае имеет место хитросплетение сразу нескольких задач: это психологическая и финансовая независимость описанной пары. Музыкант и Муза – оба из обеспеченных семей, однако важная потребность, которой является независимость, реализовалась только лишь когда они оба переехали в другой город и купили себе жилье.

На более ранних этапах, например, подростковом, задача отношений сводится к более простым вещам – познание противоположного пола, приобретение опыта психологического взаимодействия с точки зрения не только дружбы, но и любви. К примеру, в нашей паре Муза до этого имела отношения в школе с парнем, который писал для нее стихи.

Брак, бездетный период

бездетный период брака

Как обычная среднестатистическая ячейка общества, Музыкант и Муза решили отложить появление детей на несколько лет – чтобы реализовать свои карьерные планы. После свадьбы супруги решили несколько пересмотреть социальный статус своего союза, определить его границы.

Прежде всего, кто может появляться на пороге их общего дома, насколько часто, и какое влияние каждый из них может оказывать на отношения в принципе. Музыкант сошелся с Музой на том, что по праздникам и выходным он будет ездить на рыбалку с друзьями, однако их увлечение никак не будет влиять на семейные планы. Ну а Муза была довольна тем, что в это время она спокойно может пообщаться со своими друзьями и помогать им. И оба решили, что их родители никаким образом не должны лезть в дела семьи.

К сожалению, подобные роли часто складываются уже в браке – без какого-либо озвучивания вслух. Если их не обсуждать, то могут открыться далеко не лучшие стороны Вашего партнера. Например, известно много случаев, когда на мужчину огромное давление оказывает его мать – вплоть до того, какие носки ему стоит надеть, а его супруга может даже не подозревать подобное или закрывать на это глаза. Поэтому при возникновении проблем на этой почве вспомните, обсуждали ли Вы подобный вопрос, и при отрицательном ответе обязательно поговорите со своей второй половинкой.

Читайте также:  Жизненный цикл предприятия и системы управления

Вообще на этом этапе стоит обсудить и обговорить не только границы Вашего союза, но и собственные границы – убеждения, ценности, мотивы, сексуальные предпочтения.

Муза и Музыкант на этом этапе решили основные проблемы, связанные с вопросами «Кто я?» и «Кто мы?».

  • Во-первых, они договорились о том, какие они выполняют социальные роли: кто стирает свои рубашки, а кто по утрам готовит завтрак. Не стоит делить всю работу на «мужскую» и «женскую» – большую роль в построении гармоничных отношений играет взаимопомощь.
  • Во-вторых, наша пара договорилась о детях. Психология на этом этапе жизненного цикла семьи выделяет достаточно много проблем, которые могут привести к расторжению брака: например, Музыкант окажется бесплодным, а Муза не очень хочет приемного ребенка.

Появление детей

появление детей

Предположим, что брак Музы и Музыканта остался таким же успешным и крепким, каким он был в начале отношений, и они решили завести детей.

После появления ребенка происходит переход к реализации родительской функции. Стать отцом и матерью – иногда серьезная проблема для пары, так как оба супруга часто копируют поведение своих родителей, в том числе и далеко не самое лучшее.

Концепция этого этапа жизненного цикла семьи – не «убить» детство и в тоже время не забыть и про свою жизнь. Музыкант старался как можно чаще свободное время проводить с маленьким ребенком, поддерживая свою Музу. Еще одной проблемой может быть и неготовность обоих или одного из родителей к выполнению своих обязательств.

К сожалению, «не нагулялся/лась» тут часто не работает: вероятно, имеют место серьезные психологические проблемы.

Семья с детьми подросткового возраста

семья с детьми подросткового возраста

На этом этапе жизненный цикл семьи сопровождается новыми семейными кризисами. Муза после отправки ребенка в школу все чаще начала задумываться, что он скоро покинет свой дом – и они с Музыкантом снова окажутся наедине. У последнего могут быть разногласия в выборе воспитания своего дитя и приучения его к самостоятельной жизни.

Даже самая цельная и прочная ячейка может подвергнуться кризису поколений «сверху и снизу». Это происходит, когда подросток понимает, что все утвержденное родителями – далеко не настоящая правда. Происходит обесценивание и разочарование: ребенок ведет себя агрессивно.

На фоне этого у Музыканта и Музы могут появиться проблемы и со старшим поколением, требующим ухода в связи с недомоганием и болезнями. Важная характеристика данного этапа: пересечение кризиса поколений. Во-первых, – дети-подростки. Во-вторых, – сама семья и ее взгляды. В-третьих, – родители-пенсионеры. Именно в этом периоде возникает большинство проблем, приводящих к разводу.

Семья, в которой дети покинули родителей

семья в которой дети покинули родитетелй

Наша пара на этом периоде может внезапно осознать, что ничего им больше не добиться, а в молодости были совсем другие планы и надежды. Всю свою злость на себя и разочарование в возможностях супруги могут просто выплескивать друг на друга. От этого атмосфера в семье становится до предела острой.

Этот период жизненного цикла в социологии характеризуется очень высоким уровнем тревоги, отсутствием ощущения безопасности. Музыкант, так долго любивший и поддерживавший свою Музу во всем, может под накопившейся кучей проблем отстраняться и искать себе утешение на стороне. В этих случаях нередко присутствует открытое разочарование, поиск чего-то нового, что вытащит со дна якобы изжившего себя брака.

Музыканту и Музе важно понимать, что дети должны на этом этапе чувствовать себя взрослыми людьми – они готовятся к первой стадии. А потому нашим родителям надо быть предельно аккуратными и не навязывать гиперопеку своему чаду.

Стареющая пара

стареющая пара

Предположим, что ребенок наших Музыканта и Музы встретил прекрасного партнера и решил создать свою ячейку – новую структуру, пройти путь. На этом этапе при появлении внуков может произойти новый сдвиг в отношениях Музыканта и Музы – участие в воспитании нового поколения очень сближает.

При выходе одного из супругов на пенсию, возникает недостаток реализации своих возможностей. Музыкант ушел со своей работы, где он был буквально незаменим, однако в силу возраста уже не мог выполнять большинство своих задач. Его страх снова остаться в одиночестве с любимой женщиной подкрепляется еще одной проблемой этого периода жизненного цикла семьи – болезнью. Однако даже в этом есть свои плюсы: при болезни своей Музы Музыкант ухаживал за ней, а потому снова ощущал себя необходимым.

В. А. Аперович выделяет три типа отношений между пенсионерами: «созависимые люди», «бизнесмены», «старые друзья» – они не относятся к этапам.

Еще одна важная проблема, которая возникает в старости – вдовство. После смерти Музыканта Музе нужно по-новому пересмотреть свою жизнь, найти новые увлечения и понять, что жизнь на смерти мужа не закончилась.

Посмотрев на определение и стадии жизненного цикла семьи, можно с уверенностью сказать, что ни один союз мужчины и женщины не может быть идеальным. Помните, что только терпение и любовь, поиск своих семейных традиций и их соблюдение поможет Вам сохранить свой брак на протяжении многих лет и сделать свой союз счастливым.

Источник

    Семья – это открытая система, и в этом она подобна клетке живого организма. В ней происходит постоянный обмен эмоциональной энергией и информацией, как между членами семьи, так и с окружающей средой. Как у всего живого, у семьи есть свой жизненный цикл, на котором мы сейчас остановимся подробнее.

    Мы будем говорить о жизненном цикле нуклеарной семьи. Ее еще называют простой или ядерной семьей. Нуклеарная семья – это супруги с детьми или без детей или один родитель с  детьми, не состоящими в браке. Кроме того, выделяют родительскую семью – это семья родителей супругов. Так же существует понятие расширенной семьи, которая включает болеедвух поколений (бабушки, дедушки и внуки).

Читайте также:  Подходы к периодизации жизненного цикла семьи

    На каждом этапе семью поджидают характерные трудности, которые важно учитывать.

    Итак, первый этап жизни семейной системы – это стадия монады. Слово «монада» происходит от греческого корня «моно», что значит «один». На этой стадии семья состоит из взрослого, отдельно проживающего и финансового независимого человека. К сожалению, в нашей действительности этот этап часто пропускается из-за экономических и жилищных проблем. Хотя с позиции психологии, очень важно вовремя выделится из родительской семьи. Проживая с родителями, человек не может выработать свои индивидуальные правила и опробовать свое мировоззрение. Он продолжает жить жизнью прошлых поколений и запаздывает с началом осуществления своего жизненного проекта. На стадии монады человек подбирает себе пару и заключает брак.

    Второй этап семьи – это стадия диады. Это двое совместно проживающих людей без детей. Это очень важный момент в жизни семьи. От того, как он пройдет, зависит все дальнейшее развитие семейной системы. В народе этот этап часто называют «притиркой характеров».  Период влюбленности рисует перспективу совместной жизни в радужном цвете, а на самом деле – это первый серьезный кризис семьи. После того, как люди решили жить вместе, им следует подробно договорится, как они это будут делать. Молодой семье необходимо выработать свои правила. Кто выносит мусор, кто моет посуду, как распределяются финансы, как планируется досуг… Некоторые вырабатываются легко, некоторые сложнее.

    На самом деле, когда встречаются двое людей, встречаются два рода. Молодые супруги, совершенно не задумываясь, переносят в свою семью стереотипы родительских семей. Представим ситуацию: у него мама чистюля, дома ни пылинки. Она из семьи, где всегда царит «творческий беспорядок» и ему не придают никакого значения. Вернее, папа поначалу боролся, но потом отступил. Соответственно, молодой муж выступает с претензией, что дома грязно. Юная жена считает это неважной мелочью, и убираться не спешит. Муж понимает так: «Она меня не любит». Он раздражается, ругается, настаивает на своем, иногда даже грубит. Теперь жена понимает: «Он меня не любит, ему не интересен мой внутренний мир, ему домохозяйку подавай». А на самом деле они друг друга любят, но не понимают значения своего поведения для партнера. Потому что таков их опыт воспитания в родительской семье. Жена может надеяться, что муж махнет рукой как папа. Но муж – не папа, он может и развестись.

    В этом случае всегда  полезно задать вопрос: «А вы хотите, чтобы в вашей семье были отношения как у ваших мамы с папой?» Если, да – тогда смелее! А если нет, то может, стоит что-нибудь поменять? По моему опыту, семьи бьются на мелочах, как в той песне про «открытый тюбик» зубной пасты.

    Следующий этап – это появление первого ребенка, стадия образования триады. На этом этапе семья становится настоящей семьей. Это первый структурный кризис семьи, меняется ее структура.

    С одной стороны триада более устойчива, чем диада, но с другой стороны, эмоциональное расстояние между супругами увеличивается, между ними появляется третий. Очень часто муж ощущает себя покинутым, жена все время уделяет своей беременности или ребенку. Они могут начать спать раздельно. Если мужчина не слишком зрел, то он будет искать утешение на стороне.

    Жена в свою очередь жалуется на усталость  и невнимание мужа. Молодые женщины с детьми часто чувствуют себя одинокими, выброшенными из жизни. Ссоры на тему «ты мне не помогаешь!» – это визитная карточка этого периода.

    Какова же роль отца в периоде младенчества? Мать с ребенком составляют симбиотическую пару. Это первый эмоциональный круг. Отец не может заменить мать в самом раннем периоде. Его задача – сформировать второй эмоциональный круг, который охватывает мать и дитя. Отец должен дать женщине ощущение любви, безопасности и эмоциональной поддержки. В то время когда она очень тесно и безотрывно общается со своим младенцем.

    Папа, конечно же, будет играть со своим малышом, но не с таким рвением, как хотелось бы маме. Отцы часто играют со своими младенцами более активно, переворачивают, подбрасывают. Матери пугаются, но это полезно для дальнейшего становления двигательных функций ребенка.

    С другой стороны, появляются новые обязанности. Нужно снова договариваться, куда поставить кроватку, кто встает к ребенку ночью и как его, наконец, воспитывать. По всем этим вопросам возникает масса конфликтов. Каждый родитель автоматически хочет навязать систему воспитания, принятую в своей семье. Его папа все детство строил, а ее баловал. Тут снова стоит остановиться и задаться вопросом: «А доволен ли я тем, как воспитывали меня? Нужно ли все брать без разбора или что-то можно подкорректировать?»

    Очередной этап начинается с появлением последующих детей. Снова происходит структурная перестройка семьи, появление новых правил и обязанностей. Давно известно, что порядок рождения влияет на личность и характер ребенка. Единственный ребенок получает все родительское внимание, он не переживал опыта «свержения с престола», как это бывает со старшими детьми. Если его балуют, то во взрослой жизни он может быть слабо приспособлен к жизненным трудностям, постоянно ищет поддержки и внимания.

    Старший ребенок в начале жизни получает всю родительскую любовь, но затем его ждет разочарование. Часто он теряет часть своего детства и становится нянькой младшим детям. Он привыкает заботиться, больше чем получать заботу. Старшие дети быстро усваивают «взрослый» язык, предпочитают общаться со взрослыми, а не с ровесниками. Они хотят заслужить родительскую любовь более взрослым поведением. Иногда это чревато эмоциональными проблемами в будущем.

Читайте также:  Токсоплазмоз жизненный цикл человека

    Средний ребенок как бы зажат со всех сторон. Он не самый старший и у него нет «родительских» функций, но он и не самый младший и у него нет выгод «самого маленького». С другой стороны он является и младшим и старшим, поэтому более гибок, способен и получать заботу и заботится о других.

    Самый младший получает заботу и от родителей и от более старших детей. Навык заботиться о ком-то у него часто не вырабатывается. Развитие самого младшего может пойти двумя путями. Никому не нравится быть «самым слабым и маленьким», поэтому зачастую развивается желание соперничать  и обгонять старших. Некоторые младшие в этом преуспевают. В других случаях его желание активности подрывается воспитанием, и он становится боязливым по отношениям к трудностям жизни. Неосознанно родители часто воспитывают младшего так, чтобы он «был опорой в старости и не вылетал из гнезда».

    Следующий этап жизненного цикла семьи – это выход детей во внешний мир. Можно сказать, что он начинается, когда ребенок начинает ходить в школу. То есть семья здесь соприкасается с внешним миром, с обществом и его требованиями. Одна из целей семьи – создание нового полноценного члена общества. Поэтому это специфический экзамен, проба того, насколько семья функциональна и работоспособна. На этом этапе можно оценить, как внутренние правила семьи соотносятся с внешними правилами общества.

    Первый класс – это кризис и для детей, и для родителей. Происходит очередное перераспределение обязанностей, кто отводит ребенка в школу, кто с ним делает уроки. Зачастую родителям приходится перестаивать свой режим. Если семья гармонична, то адаптация  ребенка к школе происходит достаточно легко. Если семья функционирует нормально, то она может обеспечить своему ребенку защиту и понимание в этой непростой для него ситуации. В здоровой семье доброжелательно и уважительно относятся к каждому из ее членов. 

    Патология часто заключается в том, что на ребенка навешиваются ненужные ожидания. Он своим поведением, своим блестящими успехами должен доказать всему миру, что его семейная система функционирует как надо и его самого воспитали правильно. На ребенка начинают давить псевдосоциальными правилами, типа «учитель всегда прав», «получил двойку – опозорил семью». Если ребенок «позорит» семью, это явный признак того, что семья нездорова, не справляется со своими обязанностями на данном этапе.

    На самом деле, учитель прав далеко не всегда и для семьи в двойке по письму тоже ничего позорного нет. Но для понимания этих фактов и того, как сложно первокласснику на первых парах, семья должна быть достаточно зрелой, у нее должна быть хорошая система взаимоотношений и внутренних правил.

    Очередной кризис в семье – это этап сепарации  (отделения) подрастающих детей. Он начинается, когда дети вступают в подростковый период. Переходный возраст – это момент психологического рождения человека. В этот период у подростка развивается абстрактное мышление. Появляется новый человек, который может толковать мир по своему, без оглядки на авторитеты. Он хочет принести в мир что-то свое. Он хочет понять, кто он, кроме как сын своих родителей. Ему нужно найти и попробовать новые ролевые модели, кроме как модели матери и отца. В конце концов, он должен выполнить свою эволюционную задачу, создать свою семью и размножится.

    Здоровая функциональная семья должна обеспечить подростку защиту, своего рода тыл, но не ограничивать его стремление к индивидуации. Но эта фаза обычно проходит очень трудно. Очень часто, к времени своего взросления, подросток оказывается глубоко включен в не вполне нормальные родительские отношения. Например, старший брат воспитывает младшего брата вместо хронически пьяного отца. Понятно, что у него будут трудности с отделением от семейной системы. Или мать-одиночка, у которой дочка – лучший и единственный друг. Как быть девушке? Не предаст ли она мать, если начнет встречаться с парнем. Сюда же относятся дети, постоянно примиряющие родителей во время ссор.

    В таких системах родители начинают сопротивляться взрослению и отделению ребенка. Это достигается различными способами. Обычно не нравится компания или молодой человек. Часто заявления типа, «с кем ты уживешься с таким характером», или «мир ужасен», или еще более обесценивающие утверждения. Иногда у родителей вдруг обостряются или появляются болезни. В конфликтных парах учащаются ссоры.

    Если сепарация удалась, то родители и дети начинают общаться по новому, не как родитель и ребенок, а как двое взрослых полноценных людей. Тогда начинается следующий этап – стадия «опустевшего гнезда». Супруги продолжают жить совместно без детей и должны как-то заполнять опустевшие родительские функции. Иногда это «творческая старость», заполненная общественно-полезными делами. В других благоприятных случаях пожилые люди заполняют свою жизнь тем, на что раньше не хватало времени: хобби, путешествия, саморазвитие и проч. Это наилучшие варианты. В других случаях происходит «старость в заботах» о хозяйстве, внуках, близких. Это преимущественно «женский» тип старости. У мужчин чаще бывает «старость в болезнях», в постоянном беспокойстве о здоровье, диете и проч.

    Когда один из супругов умирает, то снова наступает состояние монады, т.е. одинокого человека. Эта монада принадлежит к большой разветвленной семье, но теперь на ином уровне. Приходит пора детям и внукам заботится о престарелых родителях.

   Так протекает жизненный цикл семейной системы. Семья рождается, живет и умирает, как все живое. И на каждом этапе семью подстерегают характерные трудности, связанные с изменением структуры или взаимосвязей.

    Важно понять, на каком сейчас этапе находится семья и как она справляется с трудностями. Самое главное, это все-таки отношения между супругами, их взаимное эмоциональное принятие. Очень многих трудностей можно избежать, главное, чтобы супруги умели договариваться.

Источник