Поддержка жизненного цикла изделий военной техники

Поддержка жизненного цикла изделий военной техники thumbnail

Президент РФ Владимир Путин в 2012 году издал указ, подразумевающий “создание системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и специальной техники – от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации и дальнейшей утилизации”. По словам собеседников Mil.Press Военное, задача эта крайне актуальна, потому что между разработчиками, производителями и эксплуатантами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) с 1990-х годов нет полноценного и эффективного информационного взаимодействия. Минобороны и Минпромторг РФ попытались решить проблему и создали концепцию разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом ВВСТ. Mil.Press выяснил, как она реализуется.

Предпосылки создания централизованной системы управления

Президент России в своем указе от 7 мая 2012 г. N 603 “О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса” поставил задачу создать системы управления полным жизненным циклом ВВСТ (СУПЖЦ ВВСТ).

Основные элементы системы управления жизненным циклом ВВСТ

С того же 2012 года рабочая группа под руководством Минобороны и Минпромторга начала готовить нормативную правовую и нормативно-техническую базы для создания централизованной системы управления жизненным циклом ВВСТ.

Уже через год, в 2013 году, Минобороны и Минпромторг представили специалистам “Концепцию разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники”, которая предусматривала создание системы управления жизненным циклом ВВСТ в рамках пилотных проектов.

Пилотными проектами, по данным Минобороны, стали фронтовой бомбардировщик Су-34, новая модификация вертолета Ка-226, эсминец “Лидер-1”, унифицированная тяжелая платформа “Армата”, танки Т-72/Б3 и Т-90, базовые шасси КамАЗ и перспективный ракетный комплекс стратегического назначения.

В 2014 пресс-служба Минобороны сообщила о заседании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации СУПЖЦ ВВСТ. На встрече заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал, что обеспечение жизненного цикла ВВСТ – “это жизненно важная процедура”.

“Во главу угла поставлена техническая готовность ВВСТ. Необходимо обеспечить управление полным жизненным циклом на основе безбумажной технологии, с максимально оперативным получением исходных данных на образцах ВВСТ и обменом их между участниками программы по управлению жизненным циклом на всех этапах – от разработки до утилизации”, – рассказал Юрий Борисов.

Заместитель гендиректора научно-технического центра “СКОРЗ” Евгений Шишкин, участвовавший в доработке концепции, объяснил корреспонденту Mil.Press Военное, какой была обстановка до прямой постановки задачи со стороны президента и до представления концепции.

По его словам, существующая система управления жизненным циклом ВВСТ формировалась в 1960–1970-х годах и основывалась на доступной на тот момент технологической базе передачи управленческой информации. Все уровни организационного управления и принятия решений с определенной степенью эффективности обеспечивались необходимыми данными, которые собирались, систематизировались и доводились до всех участников жизненного цикла.

Управление полным жизненным циклом ВВСТ

В 1980-х годах ее пытались модернизировать, но процесс был локальным и несистемным. В конце 1990-х годов началось внедрение компьютеризированного интегрированного производства (CAD/CAM/CAE, ERP, PLM), но это не сильно изменило ситуацию. Даже применение управленческих IT-решений носило фрагментарный характер, отметил заместитель гендиректора НТЦ “СКОРЗ”.

“Череда событий 1990-х годов привела к разрушению сложившихся межведомственных информационно-организационных связей по управлению жизненным циклом ВВСТ, – рассказал Евгений Шишкин. – Образовался организационный разрыв информационных связей, ведущий к снижению качества и готовности техники. С одной стороны это касалось разработки и производства, с другой стороны – эксплуатации и ремонта”.

Чтобы исправить ситуацию, в 2013 году и была разработана концепция. К 2015 году специалисты выявили в ней критические недостатки.

Экспертный совет при межведомственной рабочей группе по рассмотрению вопросов реализации пилотных проектов по формированию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ отметил, что цели и задачи создания СУПЖЦ установлены недостаточно четко. Это не позволяло однозначно выбрать направления развития нормативной правовой, нормативно-технической и технологической базы.

Специалисты отмечали, что “попытка создания такой сложной организационно-технической системы в рамках разрозненных пилотных проектов с собственными представлениями о СУПЖЦ, различными нормативными и организационными подходами, технологиями, протоколами и форматами представления информации приводит “распылению” ресурсов на создание частных, зачастую несовместимых решений”.

Уже к концу 2015 года концепцию переработали, устранив недостатки. Участники доработки определили цели и задачи системы управления ПЖЦ, ее облик и принципы построения, необходимую организационную структуру, нормативную базу и основные этапы работ по ее созданию.

Что из себя представляла концепция

Концепция должна была определить государственную стратегию в области управления жизненным циклом сложных изделий ВВСТ, организационные, технические и нормативные принципы ее построения.

На первом этапе (с 2015 по 2017 годы) требовалось решить задачи, связанные с организационным, ресурсным и правовым обеспечением работ по созданию системы управления жизненным циклом ВВСТ.

Недостатки существующей системы управления полным жизненным циклом ВВСТ

На втором этапе (с 2017 по 2019 годы) ответственные специалисты должны были разработать основные решения по семи ключевым направлениям: от создания комплекса информационной поддержки до подготовки предприятий, организаций и служб-участников к работе в новых условиях.

В рамках третьего этапа (с 2019 по 2021 годы) планировалось апробировать систему. Следующая стадия (с 2022 по 2025 годы) подразумевала дальнейшее развитие системы.

В результате реализации концепции ожидали следующих результатов:

  • более эффективные разработка и производство образцов ВВСТ;
  • обеспечение требуемого уровня боеготовности и боевой эффективности изделий ВВСТ в мирное время, в условиях нарастания угрозы агрессии и в военное время;
  • оптимизация затрат на всех этапах жизненного цикла изделия;
  • оперативное автоматизированное взаимодействие между производителями, заказчиками и профильными структурами по вопросам эксплуатации образцов техники;
  • исключение контрафакта из оборота продукции;
  • совершенствование правовой базы в области ГОЗ;
  • повышение эффективности научных исследований и НИОКР;
  • получение в реальном масштабе времени точной информации о ВВСТ, ее состоянии, располагаемых и потребных ресурсах;
  • осуществление оперативного автоматизированного взаимодействия между производителями, заказчиками и профильными структурами по вопросам создания и эксплуатации образцов техники.

Рассчитывали авторы концепции и на другие положительные эффекты.

Тем не менее, по состоянию на 2019 год системная работа над созданием ключевых организационных, технических, технологических и нормативных элементов концепции, которые должны стать “ядром” современной межведомственной системы управления, так и не началась.

Источники Mil.Press Военное с предприятий сектора ВПК и из Минпромторга сообщили, что работа над созданием системы далека по своим темпам от активной фазы 2014-2015 годов: сроки и этапы, обозначенные в концепции, не соблюдаются.

При этом в отчетах министерства промышленности и торговли кратко указывается, что работа идет.

Отчет Минпромторга за 2017 год и планы на 2018 год: “Осуществляются работы по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, что позволит повысить уровень технической готовности и надежности изделий, а также снизить затраты на их эксплуатацию”.

Читайте также:  Жизненный цикл инвестиционно строительного проект

Отчет Минпромторга за 2018 год и планы на 2019 год: “Проводятся работы по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ”.

Какая ситуация сейчас: мнения специалистов

Владимир Капшюров, бывший советник директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ, кандидат технических наук, рассказал корреспонденту Mil.Press Военное, что отрасль испытывает очень острую необходимость в централизованной системе управления.

“Совпали потребности всех причастных: военных, промышленности, Минпромторга. Например, вполне реальная ситуация, когда есть несколько отличающихся каталогов комплектующих на одно и то же изделие: в конструкторском бюро, на заводе, который серийно производит изделие, в Минпромторге, на складе Минобороны. И они в каких-то моментах не совпадают”, – рассказал специалист.

Владимир Капшюров добавил, что старт работы по созданию системы был активный. Сейчас она, пусть и не прекращена полностью, но темпы сильно снизились.

Структура системы управления полным ЖЦ ВВСТ

Другой собеседник из Минпромторга, который попросил не называть его имени, подтвердил Mil.Press Военное заинтересованность всех участников процесса во взаимодействии, а также указал на возникшие сложности.

“У нас были отдельные наработки: и свои собственные, и у интегрированных структур, у концернов. Например, у “Туполева” есть внутренняя сеть на производстве, у “Сухого” – своя сеть, которая позволяет отслеживать все: создание конструкторской документации, изготовление деталей, установку ее на изделие и так далее. Но эти системы не объединить в одну. Плюс создание единой системы подразумевает подключение других участников, например, чтобы развернуть сети и обеспечить информационную безопасность”, – рассказал собеседник из Минпромторга.

Он и сообщил, что сейчас работа по созданию единой системы вышла из активной фазы 2014-2015 годов: “Сейчас мы в режиме ожидания, техническая возможность организовать современную систему управления есть, но это очень дорого, а финансирование упало. Это же зависит в первую очередь от желания заказчика, и если он по каким-то причинам не может выделить деньги, работа тормозится”.

Источник из НИЦ “Прикладная Логистика” (центр разрабатывал электронную документацию для изделий ОКБ “Сухого”, компании “Туполев”, Конструкторского бюро приборостроения имени академика Шипунова, МВЗ имени Миля и Казанского вертолетного завода) рассказал, что некоторые предприятия сами озаботились налаживанием систем управления жизненным циклом изделий ВВСТ, но в целом до создания централизованной системы в России еще не дошли.

“Я бы описал ситуацию как не очень ровную. У кого-то есть очень эффективные коллективы, которые сами все организовали, несколько лет ведут базы данных. Другие предприятия если и делают это, то очень формально. Есть некоторые сложности со взаимодействием. Например, на производстве есть закрытый контур, куда тяжело как внести какую-то информацию, так и вынести. Это осложняет информационное взаимодействие”, – рассказал источник Mil.Press Военное.

Заместитель начальника службы перспективных проектов и организации сервисного обслуживания компании “Лазер Сервис” Андрей Лямасов описал свое видение ситуации со стороны подрядчика, выполняющего сервисное обслуживание авиационной техники. По его словам, внедрение такой системы очень востребовано всеми участниками рынка, но системной работы по внедрению не хватает.

“Концепция пока есть только на бумаге. Минобороны как основной заказчик ведет работу в этом направлении, прорабатывает системы информационного обеспечения, создает базы данных. По своей специфике могу сказать, что министерство много внимания уделяет исправности авиационной техники. Но этого не достаточно, потому что нет консолидации предприятий. Каждый, грубо говоря, варится в своем котле. А для полноценного взаимодействия нужна вовлеченность всех участников. К тому же нужна большая детализация, вплоть до эксплуатации отдельных единиц ВВСТ, чему крупные игроки уделяют не так много внимания”, – рассказал Андрей Лямасов.

Также специалист по сервисному обслуживанию добавил, что до сих пор не создана актуальная нормативная правовая база, и подтвердил слова источника из НИЦ “Прикладная Логистика”, что недостаточно проработаны вопросы быстрой и безопасной передачи информации.

Основные направления создания СУПЖЦ ВВСТ

Заместитель генерального директора “Авиаремкомплекс”, кандидат физико-математических наук, Александр Дворак рассказал, что основная сложность в создании межведомственной СУПЖЦ ВВСТ вовсе не техническая.

“Когда говорят, что планируют управлять жизненным циклом на этапе конструирования, строительства, эксплуатации, нужно понимать, что никто не собирается управлять жизненным циклом. Собираются управлять отдельными этапами. Жизненный цикл – это комплекс, и нужно иметь большой горизонт планирования, особенно в судостроении, чтобы все работало так, как задумано. Это десятки лет, а у нас так далеко не заглядывают”, – поделился Александр Дворак.

“Несмотря на мировой опыт мы с завидным упорством продолжаем разрозненные попытки создать межведомственную систему в рамках отдельных проектов. Пока получается, что мы используем несовместимые частные решения, устаревшие подходы и технологии”, – высказал свое мнение Евгений Шишкин. Компания “СКОРЗ”, в которой собеседник Mil.Press Военное работает, уже имеет опыт создания систем информационного сопровождения военной техники, которую поставляли на экспорт. По его словам, в мире такие системы – обязательная часть производства военной продукции.

Как это реализовано на Западе

В США и странах НАТО действует правительственно-отраслевая стратегия CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support – “Непрерывная поддержка заказчиков и поставщиков и поддержка жизненного цикла изделий”). Она направлена на создание “виртуального предприятия” для совместного управления жизненным циклом ВВСТ.

Стратегию целенаправленно реализует военное ведомство США в рамках “Концепции удержания глобального американского лидерства в XXI веке” (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI Century Defense), в первую очередь за счет обеспечения информационного превосходства над противником.

В ней определены восемь ключевых кластеров, охваченных автоматизированными системами: приобретение ВВСТ; контракты, машиностроение, управление информацией и знаниями, люди, планирование, ресурсы, радиочастотный спектр.

В рамках этой стратегии военное ведомство создало “Систему организации военных закупок и технического обеспечения войск США”. Она опирается на федеральную информационную систему по логистике, на автоматизированные базы данных логистической поддержки для планирования закупок и технического обеспечения, на объединенную базу данных по вооружению, а также систему многонационального обмена информацией.

Благодаря этому Минобороны США имеет доступ к любой информации любой организации-поставщика ВВСТ.

С 2011 года в США начат переход на новое поколение информационных систем на основе сервис-ориентированной архитектуры и WEB-технологий. В рамках этого перехода создается полностью интегрированная система управления жизненным циклом ВВСТ на основе корпоративного хранилища данных (EDW – Enterprise Data Warehouse) с единым виртуальным органом управления.

Ожидается, что это позволит иметь точную, получаемую в реальном масштабе времени, информацию о ВВСТ, ее состоянии и ресурсах без потери времени на ожидание.


Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Источник

Президент РФ Владимир Путин в 2012 году издал указ, подразумевающий “создание системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и специальной техники – от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации и дальнейшей утилизации”. По словам собеседников Mil.Press Военное, задача эта крайне актуальна, потому что между разработчиками, производителями и эксплуатантами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) с 1990-х годов нет полноценного и эффективного информационного взаимодействия. Минобороны и Минпромторг РФ попытались решить проблему и создали концепцию разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом ВВСТ. Mil.Press выяснил, как она реализуется.

Читайте также:  С чего начинается жизненный цикл проекта

Предпосылки создания централизованной системы управления

Президент России в своем указе от 7 мая 2012 г. N 603 “О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса” поставил задачу создать системы управления полным жизненным циклом ВВСТ (СУПЖЦ ВВСТ).

Основные элементы системы управления жизненным циклом ВВСТ

С того же 2012 года рабочая группа под руководством Минобороны и Минпромторга начала готовить нормативную правовую и нормативно-техническую базы для создания централизованной системы управления жизненным циклом ВВСТ.

Уже через год, в 2013 году, Минобороны и Минпромторг представили специалистам “Концепцию разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники”, которая предусматривала создание системы управления жизненным циклом ВВСТ в рамках пилотных проектов.

Пилотными проектами, по данным Минобороны, стали фронтовой бомбардировщик Су-34, новая модификация вертолета Ка-226, эсминец “Лидер-1”, унифицированная тяжелая платформа “Армата”, танки Т-72/Б3 и Т-90, базовые шасси КамАЗ и перспективный ракетный комплекс стратегического назначения.

В 2014 пресс-служба Минобороны сообщила о заседании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации СУПЖЦ ВВСТ. На встрече заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал, что обеспечение жизненного цикла ВВСТ – “это жизненно важная процедура”.

“Во главу угла поставлена техническая готовность ВВСТ. Необходимо обеспечить управление полным жизненным циклом на основе безбумажной технологии, с максимально оперативным получением исходных данных на образцах ВВСТ и обменом их между участниками программы по управлению жизненным циклом на всех этапах – от разработки до утилизации”, – рассказал Юрий Борисов.

Заместитель гендиректора научно-технического центра “СКОРЗ” Евгений Шишкин, участвовавший в доработке концепции, объяснил корреспонденту Mil.Press Военное, какой была обстановка до прямой постановки задачи со стороны президента и до представления концепции.

По его словам, существующая система управления жизненным циклом ВВСТ формировалась в 1960–1970-х годах и основывалась на доступной на тот момент технологической базе передачи управленческой информации. Все уровни организационного управления и принятия решений с определенной степенью эффективности обеспечивались необходимыми данными, которые собирались, систематизировались и доводились до всех участников жизненного цикла.

Управление полным жизненным циклом ВВСТ

В 1980-х годах ее пытались модернизировать, но процесс был локальным и несистемным. В конце 1990-х годов началось внедрение компьютеризированного интегрированного производства (CAD/CAM/CAE, ERP, PLM), но это не сильно изменило ситуацию. Даже применение управленческих IT-решений носило фрагментарный характер, отметил заместитель гендиректора НТЦ “СКОРЗ”.

“Череда событий 1990-х годов привела к разрушению сложившихся межведомственных информационно-организационных связей по управлению жизненным циклом ВВСТ, – рассказал Евгений Шишкин. – Образовался организационный разрыв информационных связей, ведущий к снижению качества и готовности техники. С одной стороны это касалось разработки и производства, с другой стороны – эксплуатации и ремонта”.

Чтобы исправить ситуацию, в 2013 году и была разработана концепция. К 2015 году специалисты выявили в ней критические недостатки.

Экспертный совет при межведомственной рабочей группе по рассмотрению вопросов реализации пилотных проектов по формированию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ отметил, что цели и задачи создания СУПЖЦ установлены недостаточно четко. Это не позволяло однозначно выбрать направления развития нормативной правовой, нормативно-технической и технологической базы.

Специалисты отмечали, что “попытка создания такой сложной организационно-технической системы в рамках разрозненных пилотных проектов с собственными представлениями о СУПЖЦ, различными нормативными и организационными подходами, технологиями, протоколами и форматами представления информации приводит “распылению” ресурсов на создание частных, зачастую несовместимых решений”.

Уже к концу 2015 года концепцию переработали, устранив недостатки. Участники доработки определили цели и задачи системы управления ПЖЦ, ее облик и принципы построения, необходимую организационную структуру, нормативную базу и основные этапы работ по ее созданию.

Что из себя представляла концепция

Концепция должна была определить государственную стратегию в области управления жизненным циклом сложных изделий ВВСТ, организационные, технические и нормативные принципы ее построения.

На первом этапе (с 2015 по 2017 годы) требовалось решить задачи, связанные с организационным, ресурсным и правовым обеспечением работ по созданию системы управления жизненным циклом ВВСТ.

Недостатки существующей системы управления полным жизненным циклом ВВСТ

На втором этапе (с 2017 по 2019 годы) ответственные специалисты должны были разработать основные решения по семи ключевым направлениям: от создания комплекса информационной поддержки до подготовки предприятий, организаций и служб-участников к работе в новых условиях.

В рамках третьего этапа (с 2019 по 2021 годы) планировалось апробировать систему. Следующая стадия (с 2022 по 2025 годы) подразумевала дальнейшее развитие системы.

В результате реализации концепции ожидали следующих результатов:

  • более эффективные разработка и производство образцов ВВСТ;
  • обеспечение требуемого уровня боеготовности и боевой эффективности изделий ВВСТ в мирное время, в условиях нарастания угрозы агрессии и в военное время;
  • оптимизация затрат на всех этапах жизненного цикла изделия;
  • оперативное автоматизированное взаимодействие между производителями, заказчиками и профильными структурами по вопросам эксплуатации образцов техники;
  • исключение контрафакта из оборота продукции;
  • совершенствование правовой базы в области ГОЗ;
  • повышение эффективности научных исследований и НИОКР;
  • получение в реальном масштабе времени точной информации о ВВСТ, ее состоянии, располагаемых и потребных ресурсах;
  • осуществление оперативного автоматизированного взаимодействия между производителями, заказчиками и профильными структурами по вопросам создания и эксплуатации образцов техники.

Рассчитывали авторы концепции и на другие положительные эффекты.

Тем не менее, по состоянию на 2019 год системная работа над созданием ключевых организационных, технических, технологических и нормативных элементов концепции, которые должны стать “ядром” современной межведомственной системы управления, так и не началась.

Источники Mil.Press Военное с предприятий сектора ВПК и из Минпромторга сообщили, что работа над созданием системы далека по своим темпам от активной фазы 2014-2015 годов: сроки и этапы, обозначенные в концепции, не соблюдаются.

При этом в отчетах министерства промышленности и торговли кратко указывается, что работа идет.

Отчет Минпромторга за 2017 год и планы на 2018 год: “Осуществляются работы по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, что позволит повысить уровень технической готовности и надежности изделий, а также снизить затраты на их эксплуатацию”.

Читайте также:  Последовательность стадий жизненного цикла семьи

Отчет Минпромторга за 2018 год и планы на 2019 год: “Проводятся работы по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ”.

Какая ситуация сейчас: мнения специалистов

Владимир Капшюров, бывший советник директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ, кандидат технических наук, рассказал корреспонденту Mil.Press Военное, что отрасль испытывает очень острую необходимость в централизованной системе управления.

“Совпали потребности всех причастных: военных, промышленности, Минпромторга. Например, вполне реальная ситуация, когда есть несколько отличающихся каталогов комплектующих на одно и то же изделие: в конструкторском бюро, на заводе, который серийно производит изделие, в Минпромторге, на складе Минобороны. И они в каких-то моментах не совпадают”, – рассказал специалист.

Владимир Капшюров добавил, что старт работы по созданию системы был активный. Сейчас она, пусть и не прекращена полностью, но темпы сильно снизились.

Структура системы управления полным ЖЦ ВВСТ

Другой собеседник из Минпромторга, который попросил не называть его имени, подтвердил Mil.Press Военное заинтересованность всех участников процесса во взаимодействии, а также указал на возникшие сложности.

“У нас были отдельные наработки: и свои собственные, и у интегрированных структур, у концернов. Например, у “Туполева” есть внутренняя сеть на производстве, у “Сухого” – своя сеть, которая позволяет отслеживать все: создание конструкторской документации, изготовление деталей, установку ее на изделие и так далее. Но эти системы не объединить в одну. Плюс создание единой системы подразумевает подключение других участников, например, чтобы развернуть сети и обеспечить информационную безопасность”, – рассказал собеседник из Минпромторга.

Он и сообщил, что сейчас работа по созданию единой системы вышла из активной фазы 2014-2015 годов: “Сейчас мы в режиме ожидания, техническая возможность организовать современную систему управления есть, но это очень дорого, а финансирование упало. Это же зависит в первую очередь от желания заказчика, и если он по каким-то причинам не может выделить деньги, работа тормозится”.

Источник из НИЦ “Прикладная Логистика” (центр разрабатывал электронную документацию для изделий ОКБ “Сухого”, компании “Туполев”, Конструкторского бюро приборостроения имени академика Шипунова, МВЗ имени Миля и Казанского вертолетного завода) рассказал, что некоторые предприятия сами озаботились налаживанием систем управления жизненным циклом изделий ВВСТ, но в целом до создания централизованной системы в России еще не дошли.

“Я бы описал ситуацию как не очень ровную. У кого-то есть очень эффективные коллективы, которые сами все организовали, несколько лет ведут базы данных. Другие предприятия если и делают это, то очень формально. Есть некоторые сложности со взаимодействием. Например, на производстве есть закрытый контур, куда тяжело как внести какую-то информацию, так и вынести. Это осложняет информационное взаимодействие”, – рассказал источник Mil.Press Военное.

Заместитель начальника службы перспективных проектов и организации сервисного обслуживания компании “Лазер Сервис” Андрей Лямасов описал свое видение ситуации со стороны подрядчика, выполняющего сервисное обслуживание авиационной техники. По его словам, внедрение такой системы очень востребовано всеми участниками рынка, но системной работы по внедрению не хватает.

“Концепция пока есть только на бумаге. Минобороны как основной заказчик ведет работу в этом направлении, прорабатывает системы информационного обеспечения, создает базы данных. По своей специфике могу сказать, что министерство много внимания уделяет исправности авиационной техники. Но этого не достаточно, потому что нет консолидации предприятий. Каждый, грубо говоря, варится в своем котле. А для полноценного взаимодействия нужна вовлеченность всех участников. К тому же нужна большая детализация, вплоть до эксплуатации отдельных единиц ВВСТ, чему крупные игроки уделяют не так много внимания”, – рассказал Андрей Лямасов.

Также специалист по сервисному обслуживанию добавил, что до сих пор не создана актуальная нормативная правовая база, и подтвердил слова источника из НИЦ “Прикладная Логистика”, что недостаточно проработаны вопросы быстрой и безопасной передачи информации.

Основные направления создания СУПЖЦ ВВСТ

Заместитель генерального директора “Авиаремкомплекс”, кандидат физико-математических наук, Александр Дворак рассказал, что основная сложность в создании межведомственной СУПЖЦ ВВСТ вовсе не техническая.

“Когда говорят, что планируют управлять жизненным циклом на этапе конструирования, строительства, эксплуатации, нужно понимать, что никто не собирается управлять жизненным циклом. Собираются управлять отдельными этапами. Жизненный цикл – это комплекс, и нужно иметь большой горизонт планирования, особенно в судостроении, чтобы все работало так, как задумано. Это десятки лет, а у нас так далеко не заглядывают”, – поделился Александр Дворак.

“Несмотря на мировой опыт мы с завидным упорством продолжаем разрозненные попытки создать межведомственную систему в рамках отдельных проектов. Пока получается, что мы используем несовместимые частные решения, устаревшие подходы и технологии”, – высказал свое мнение Евгений Шишкин. Компания “СКОРЗ”, в которой собеседник Mil.Press Военное работает, уже имеет опыт создания систем информационного сопровождения военной техники, которую поставляли на экспорт. По его словам, в мире такие системы – обязательная часть производства военной продукции.

Как это реализовано на Западе

В США и странах НАТО действует правительственно-отраслевая стратегия CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support – “Непрерывная поддержка заказчиков и поставщиков и поддержка жизненного цикла изделий”). Она направлена на создание “виртуального предприятия” для совместного управления жизненным циклом ВВСТ.

Стратегию целенаправленно реализует военное ведомство США в рамках “Концепции удержания глобального американского лидерства в XXI веке” (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI Century Defense), в первую очередь за счет обеспечения информационного превосходства над противником.

В ней определены восемь ключевых кластеров, охваченных автоматизированными системами: приобретение ВВСТ; контракты, машиностроение, управление информацией и знаниями, люди, планирование, ресурсы, радиочастотный спектр.

В рамках этой стратегии военное ведомство создало “Систему организации военных закупок и технического обеспечения войск США”. Она опирается на федеральную информационную систему по логистике, на автоматизированные базы данных логистической поддержки для планирования закупок и технического обеспечения, на объединенную базу данных по вооружению, а также систему многонационального обмена информацией.

Благодаря этому Минобороны США имеет доступ к любой информации любой организации-поставщика ВВСТ.

С 2011 года в США начат переход на новое поколение информационных систем на основе сервис-ориентированной архитектуры и WEB-технологий. В рамках этого перехода создается полностью интегрированная система управления жизненным циклом ВВСТ на основе корпоративного хранилища данных (EDW – Enterprise Data Warehouse) с единым виртуальным органом управления.

Ожидается, что это позволит иметь точную, получаемую в реальном масштабе времени, информацию о ВВСТ, ее состоянии и ресурсах без потери времени на ожидание.


Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Источник