Спад в жизненном цикле организации

Спад в жизненном цикле организации thumbnail

Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают, и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

*** Особенности стадии спада в жизненном цикле организации.

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, упадок или спад.

Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации . В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.



Источник

Àâòîð: Àíäðåé Íåñòåðîâ ✔ 17.03.2018

Íåñòåðîâ À.Ê. Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ

 âîïðîñàõ ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ æèçíåííîãî öèêëà îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé îöåíêå êàæäîé ñòàäèè, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ, è ïðåäïðèíèìàåìûì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ìåðàì.

Òåîðèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò íåñêîëüêî ýòàïîâ â ñâîåì ðàçâèòèè, íà÷èíàÿ ñî ñâîåãî ñîçäàíèÿ è äî ïðåêðàùåíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. ×àùå âñåãî, æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè èìååò 4 ýòàïà: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä. Ó ðàçíûõ îðãàíèçàöèé îíè ìîãóò îòëè÷àòüñÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ, îäíàêî, ïðåèìóùåñòâåííî, ñàìîé äëèòåëüíîé ÿâëÿåòñÿ ñòàäèÿ çðåëîñòè. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äëèòåëüíûå ïåðèîäû ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðîõîäÿò äàëåêî íå âñå îðãàíèçàöèè, ÷òî îáóñëîâëåíî ñïåöèôèêîé îðãàíèçàöèé, èõ ðàçëè÷èÿìè â ñòðóêòóðíûõ âîçìîæíîñòÿõ ê ïðèñïîñîáëåíèþ â óñëîâèÿõ äèíàìè÷åñêè èçìåíÿþùåéñÿ âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû, â êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ îðãàíèçàöèÿ.

Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè – ïåðèîä, â òå÷åíèå êîòîðîãî îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ÷åòûðå ñòàäèè ñâîåãî ðàçâèòèÿ: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è óïàäîê (ñïàä) [1].

Âñå ýòè èçìåíåíèÿ â ðàìêàõ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè (ÆÖÎ) ñîîòâåòñòâóþò îáùåìó ïîäõîäó ê ôîðìèðîâàíèþ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè. Âíóòðè ÆÖÎ âñå ñòàäèè èìåþò îïðåäåëåííóþ çàêîíîìåðíóþ ïåðèîäè÷íîñòü è ïîä÷èíÿþòñÿ ñòðîãîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè â ðàçâèòèè îðãàíèçàöèè, êîòîðîå ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà êàæäîé èç ñòàäèé.

Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè îïðåäåëÿþòñÿ ñîñòîÿíèåì åå ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè è âðåìåíåì åå ñóùåñòâîâàíèÿ.

æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè

Ó÷èòûâàÿ õàðàêòåð êàæäîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè, íåîáõîäèìî îáúåêòèâíîå ñîîòâåòñòâèå ïðè÷èí ïåðåõîäà êàæäîé êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè îò îäíîãî ýòàïà ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó ñ òåì, êàêîé ïîäõîä ê óïðàâëåíèþ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè âûáðàí åå ðóêîâîäñòâîì. Åñëè äàííûå ïðîöåññû áûëè ïðåäîïðåäåëåíû ðóêîâîäñòâîì, òî âàæíóþ ðîëü èãðàåò ñðîê, êîãäà îíè ïðîèçîøëè â äåéñòâèòåëüíîñòè, è ñîîòâåòñòâîâàë ëè îí èçìåíåíèÿì, êîòîðûå èìåëè ìåñòî âî âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäå êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè.

Читайте также:  Жизненный цикл клетки синтез белка

Îñíîâíîé ïðîáëåìîé â èññëåäóåìîé îáëàñòè âûñòóïàåò çàâèñèìîñòü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè îò ïîíèìàíèÿ ðóêîâîäñòâîì îðãàíèçàöèè åå ïîòðåáíîñòåé, îïðåäåëÿåìûõ ñïåöèôèêîé ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà, íà êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ. Ïîýòîìó ðóêîâîäèòåëü âñåãäà äàâàòü îáúåêòèâíóþ îöåíêó ïðåäïðèíèìàåìûì ìåðàì ïî îáåñïå÷åíèþ ñîîòâåòñòâèÿ ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ êîíêðåòíîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ïðåäïðèÿòèÿ, ÷òî ïîäðàçóìåâàåò íåîáõîäèìîñòü âçàèìíîãî ñîîòâåòñòâèÿ êîíêðåòíûõ ìåð è ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà.

Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Ðàññìîòðèì ñïåöèôèêó ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïåðèîäèçàöèåé â ðàìêàõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè.

Ñòàäèÿ ñîçäàíèÿ

Íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ïóòü ñâîåãî ñòàíîâëåíèÿ â óñëîâèÿõ íåäîñòàòî÷íî êîíêðåòèçèðîâàííûõ öåëåé è âèäåíèÿ áóäóùåãî îðãàíèçàöèè ñî ñòîðîíû ðóêîâîäñòâà. Íà ýòîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íàèáîëåå øèðîêè ðàìêè òâîð÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàçâèòèåì è ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â öåëîì. Íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûå óñèëèÿ ïðèëàãàþòñÿ íå ê ñàìîé îðãàíèçàöèè, à ê ñîçäàíèþ ïðîäóêòà è âûæèâàíèå â óñëîâèÿõ äèíàìè÷íîãî ðûíêà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ è íåáîëüøîé ðàçìåð îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå, ÷òî òàêæå ñòèìóëèðóåò ê íåôîðìàëüíûì êîíòàêòàì ìåæäó ñîòðóäíèêàìè îðãàíèçàöèè ðàçëè÷íûõ óðîâíåé âíóòðåííåé èåðàðõèè.

Íà äàííîì ýòàïå ëèäåðîì îðãàíèçàöèè, îïðåäåëÿþùåì åå ïîâåäåíèå â öåëîì, ÿâëÿåòñÿ íîâàòîð, ïðîäâèãàþùèé ñâîè èäåè â îáùåñòâî. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî â ýòîò ïåðèîä ôîðìèðóåòñÿ óïðàâëåí÷åñêàÿ ñòðóêòóðà, ïîäðàçóìåâàþùàÿ ñîçäàíèå âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ îòíîøåíèé, ðåãëàìåíòàöèþ îáÿçàííîñòåé è ôîðìàëèçàöèþ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé, ìîæíî ãîâîðèòü î ôàêòè÷åñêîì ïîÿâëåíèè îðãàíèçàöèè, êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî ýëåìåíòà. Òàêæå óïðàâëåí÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü âûäåëÿåòñÿ â ñàìîñòîÿòåëüíîå íàïðàâëåíèå âíóòðè îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû è ñîçäàåòñÿ êëàññ ìåíåäæìåíòà. Òîï-ìåíåäæìåíò îáû÷íî ïðåäñòàâëåí ó÷ðåäèòåëåì îðãàíèçàöèè è/èëè åãî áëèæàéøèìè ïîä÷èíåííûìè. Òîï-ìåíåäæìåíò íàïðÿìóþ óïðàâëÿåò ïðîèçâîäñòâîì è ôèíàíñàìè îðãàíèçàöèè, âûäåëåíèÿ ñïåöèàëüíûõ îòäåëîâ, ïðîèñõîäèò, êàê ïðàâèëî, ïîçäíåå. Ó÷ðåäèòåëü íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íåñåò ïîëíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà áóäóùåå îðãàíèçàöèè.

Ó îðãàíèçàöèè, íàõîäÿùåéñÿ íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ æèçíåííîãî öèêëà, äâå îñíîâíûå çàäà÷è:

  1. ïîëó÷åíèå òðåáóåìûõ ðåñóðñî⠖ ôèíàíñîâûõ, òðóäîâûõ, èíòåëëåêòóàëüíûõ, ìàòåðèàëüíûõ è ò.ä.;
  2. ïðèîáðåòåíèå óñòîé÷èâûõ êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ.

Ìåíåäæìåíò îðãàíèçàöèè äîëæåí áûòü íàïðàâëåí íà ñëåäóþùèå àñïåêòû:

  • àíàëèç ñïðîñà íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ, îêàçûâàåìûå óñëóãè èëè âûïîëíÿåìûå ðàáîòû íà öåëåâûõ ðûíêàõ îðãàíèçàöèè;
  • èçó÷åíèå äàííûõ î êîíêóðåíòàõ â ñîîòíîøåíèè ñ âîçìîæíîñòÿìè è ðåñóðñàìè îðãàíèçàöèè;
  • âûÿâëåíèå íåîáõîäèìîñòè è âîçìîæíîñòè ïîâûøåíèÿ ïðîèçâîäñòâåííî-êîììåð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà îðãàíèçàöèè, â ñëó÷àå, åñëè èìååòñÿ íåóäîâëåòâîðåííûé ñïðîñ èëè âîçìîæíîñòè óâåëè÷åíèÿ ïðîäàæ;
  • îöåíêà òåêóùèõ ðûíî÷íûõ âîçìîæíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåàëèçàöèÿ êîððåêòèðóþùèõ ìåð â ñòðàòåãèþ êðàòêîñðî÷íîãî è äîëãîñðî÷íîãî ðàçâèòèÿ, åñëè òàêîâûå òðåáóþòñÿ;
  • èçûñêàíèå âîçìîæíîñòåé äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ðåñóðñîâ èç âíåøíèõ èñòî÷íèêîâ èëè âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïåðåä ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè íà ïåðâîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ñòîÿò âåñüìà íåòðèâèàëüíûå è ìàñøòàáíûå çàäà÷è, ïðèçâàííûå îáåñïå÷èòü áóäóùåå îðãàíèçàöèè. Àíàëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü çàíèìàåò âåäóùåå ïîëîæåíèå â ðàáîòå ìåíåäæìåíòà.

 ñîîòâåòñòâèè ñ âîçìîæíûìè íàïðàâëåíèÿìè è ýòàïàìè ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè ìîæíî ïðåäñòàâèòü êîìïëåêñ öåëåâûõ óñòàíîâîê ìåíåäæìåíòà íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè.

Àíàëèç ñèòóàöèè è öåëåâûå óñòàíîâêè íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè

ñòàäèÿ ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè

Ñòàäèÿ ðîñòà

Íà ñòàäèè ðîñòà îðãàíèçàöèè â óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè óñèëèâàåòñÿ ðîëü ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ ìèññèÿ è öåííîñòè îðãàíèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè èíòåíñèâíîñòü èííîâàöèîííûõ ïðîöåññîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ. Êîììóíèêàöèè, êîíòðîëüíûå ôóíêöèè, àäìèíèñòðàòèâíîå âîçäåéñòâèå îñòàåòñÿ ïîêà åùå íåôîðìàëüíûì.

Читайте также:  Описание стадии жизненного цикла

Ðîñò îðãàíèçàöèè ñâÿçàí è ïîâûøåíèåì òåìïîâ ðàçäåëåíèÿ è ñïåöèàëèçàöèè òðóäà, â òîì ÷èñëå âûäåëÿåòñÿ óïðàâëåí÷åñêèé òðóä, êàê îñîáûé óðîâåíü òðóäà â îðãàíèçàöèè.  ðåçóëüòàòå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ñòðóêòóðíûå ïîäðàçäåëåíèÿ, ïîÿâëÿåòñÿ âåðòèêàëüíàÿ è ãîðèçîíòàëüíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ, îáóñëîâëåíî ðàçäåëåíèåì òðóäà â îðãàíèçàöèè.

Îäíîâðåìåííî ñ ýòèìè ïðîöåññàìè ïðîèñõîäèò óñëîæíåíèå îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû, èåðàðõèÿ â îðãàíèçàöèè ðàñïàäàåòñÿ íà íåñêîëüêî óðîâíåé, â ñîîòâåòñòâèè ñî ñôîðìèðîâàâøèìèñÿ óïðàâëåí÷åñêèìè ïîëíîìî÷èÿìè. Òàêæå äàííûå òåíäåíöèè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâûøåíèåì óäåëüíîãî âåñà àäìèíèñòðàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ è ðåãëàìåíòèðîâàííûõ óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé. Ôîðìàëèçóþòñÿ íîâûå èíñòðóêöèè, ïðîöåäóðû è ïîëîæåíèÿ î äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèé, èçäàþòñÿ óêàçû, ôîðìèðóþùèå ñòðóêòóðó îðãàíèçàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ òåêóùèìè óñòàíîâêàìè ìåíåäæìåíòà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ðîñòà æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Äîñòèæåíèå ñîñòîÿíèÿ, â êîòîðîì ýêîíîìè÷åñêèé ðîñò îáóñëîâëåí âíóòðåííèìè ôàêòîðàìè, à íå âíåøíèìè èñòî÷íèêàìè ôèíàíñèðîâàíèÿ;
  2. Äîáèòüñÿ âûñîêîãî êà÷åñòâà ïðîäóêöèè, óñëóã èëè ðàáîò, ÿâëÿþùèõñÿ îñíîâíîé äåÿòåëüíîñòüþ îðãàíèçàöèè.
  1. Ðåøèòü ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû, ïðîòèâîðå÷èÿ, êîíôëèêòû âíóòðè îðãàíèçàöèè, ñâÿçàííûå ñ êîëëåêòèâîì ñîòðóäíèêîâ, ðàçâèòü çàèíòåðåñîâàííîñòü ïåðñîíàëà â áóäóùåì îðãàíèçàöèè, çàêðåïèòü åå è óïðî÷èòü çà ñ÷åò ìîäåðíèçàöèè ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì â áóäóùåì;
  2. Äîñòè÷ü áàëàíñà ìåæäó êðàòêîñðî÷íîé ïðèáûëüþ è äîëãîñðî÷íûì ñòàáèëüíûì ðàçâèòèåì, à òàêæå ñôîðìèðîâàòü óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ êà÷åñòâà âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè è óñëóã ñ îäíîâðåìåííûì ñòðåìëåíèåì ê ðàñøèðåíèþ è ïîèñêó íîâûõ îáëàñòåé âëîæåíèÿ êàïèòàëà;
  3. Îïòèìèçèðîâàòü öåíòðàëèçàöèþ è äåöåíòðàëèçàöèþ â öåëÿõ ýôôåêòèâíîãî óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âîçìîæíîñòè äëÿ èçìåíåíèé â ñòðóêòóðå îðãàíèçàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ öåëÿìè åå òåêóùåãî è ïåðñïåêòèâíîãî ðàçâèòèÿ.

Ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ôîðìèðóåò ñîáñòâåííûé òèï óïðàâëåíèÿ, îïèðàÿñü íà òðàäèöèîííûå ïîäõîäû ê óïðàâëåíèþ, ëèáî èçîáðåòàÿ ñîáñòâåííûå ìåòîäèêè, ÷òî ñëó÷àåòñÿ ãîðàçäî ðåæå. Îñíîâíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå áàëàíñà ìåæäó ñòàáèëüíûì ðàçâèòèåì â äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå è èííîâàöèîííûìè äåéñòâèÿìè, ÷òîáû ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîñòè îðãàíèçàöèè â òåêóùåì ïåðèîäå, îäíîâðåìåííî ñîçäàâ îñíîâó äëÿ áóäóùåãî ðàçâèòèÿ.

Ñòàäèÿ çðåëîñòè

Ñòàäèÿ çðåëîñòè îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ óñëîæíåíèåì ñòðóêòóðû îðãàíèçàöèè è óñèëåíèåì ôîðìàëèçàöèè âíóòðåííèõ îïåðàöèé. Ñòåïåíü ðàçäåëåíèÿ òðóäà äîñòèãàåò ñâîåãî ìàêñèìóìà, ñïåöèàëèçàöèÿ ðàáîòíèêîâ íàñòîëüêî âåëèêà, ÷òî ðîëü ðóêîâîäñòâà íà âñåõ óðîâíÿõ ìíîãîêðàòíî ïîâûøàåòñÿ ñ ðîñòîì ñòåïåíè âîçëàãàåìîé îòâåòñòâåííîñòè è âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé. Ðàçðàáîòêà è ïðèíÿòèå ðåøåíèé íà äàííîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ñòàíîâÿòñÿ áîëåå êîíñåðâàòèâíûìè, à ñòðóêòóðà îðãàíèçàöèè ïîäâåðãíóòà æåñòêîé äåïàðòàìåíòàëèçàöèè, ÷òî ïîçâîëÿåò áåçáîëåçíåííî çàìåíÿòü ñîòðóäíèêîâ íà áîëåå ýôôåêòèâíûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ìàêñèìàëüíûé óïîð óïðàâëåí÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ñõîäèòñÿ â òî÷êå âíåäðåíèÿ èííîâàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ëþáîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíèçàöèè. Ìåíåäæìåíò ñ÷èòàåò ñâîåé öåëåâîé çàäà÷åé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîñòü ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè â äîëãîñðî÷íîì ïåðèîäå. Áþðîêðàòèçàöèÿ óïðàâëåíèÿ ìîæåò áûòü ïðåäóïðåæäåíà çà ñ÷åò äåíöåíòðàëèçàöèè óïðàâëåíèÿ, äåëåãèðîâàíèÿ ïîëíîìî÷èé è êîððåêòèðîâàíèÿ ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè çðåëîñòè æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Äîñòèæåíèå îáùåé ñòðàòåãè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè;
  2. Ñîõðàíåíèå è çàêðåïëåíèå óñòîé÷èâîãî ïîëîæåíèÿ íà öåëåâîì ðûíêå.
  1. Èíèöèèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü ïî ðàçðàáîòêå è âíåäðåíèþ íîâîé ïðîäóêöèè, ÷òîáû èçáåæàòü ñíèæåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ðàáîòû â ðåçóëüòàòå ìîðàëüíîãî ñòàðåíèÿ âûïóñêàåìûõ òîâàðîâ;
  2. Ðåãóëÿðíî êîððåêòèðîâàòü ñòðóêòóðó îðãàíèçàöèè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íàèáîëüøóþ ãèáêîñòü è ýôôåêòèâíîñòü îðãàíèçàöèè;
  3. Àíàëèçèðîâàòü êîíêóðåíòíóþ ñðåäó;
  4. Èíèöèèðîâàòü òåõíè÷åñêîå îáíîâëåíèå îðãàíèçàöèè, ïîâûñèòü êâàëèôèêàöèþ êëþ÷åâûõ ñïåöèàëèñòîâ;
  5. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî, ôèíàíñîâîãî, ðåñóðñíîãî ïîòåíöèàëà îðãàíèçàöèè.

Ñòàäèÿ ñïàäà

Íà ñòàäèè ñïàäà îðãàíèçàöèÿ ñòàëêèâàåòñÿ ñî ñíèæåíèåì ñïðîñà íà ñâîþ ïðîäóêöèþ è óñëóãè, ïîýòîìó ìåíåäæìåíò îðèåíòèðîâàí íà ïîèñê âîçìîæíîñòåé ñîõðàíåíèÿ ïîçèöèè íà ðûíêå. Íà ýòîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íàáëþäàåòñÿ ðîñò ïîòðåáíîñòè â ñïåöèàëèñòàõ íàèáîëåå öåííûõ äëÿ îðãàíèçàöèè íàïðàâëåíèé. Ïîâûøàåòñÿ êîíôëèêòíîñòü âíóòðè îðãàíèçàöèè. Íàðÿäó ñ öåíòðàëèçàöèåé ïðîöåäóð ïî ðàçðàáîòêå è ðåàëèçàöèè óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé îðãàíèçàöèÿ äîñòèãàåò ñâîåé ìàêñèìàëüíîé ñòåïåíè áþðîêðàòèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ÷àñòî ìåíÿåòñÿ âûñøåå ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè, íîâûå ìåíåäæåðû ñòàðàþòñÿ çàìåäëèòü òåíäåíöèè ñïàäà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Ðåàëèçîâàòü íîâîå íàïðàâëåíèå â äåÿòåëüíîñòè;
  2. Ðåçêî èçìåíèòü ñòðàòåãèþ ðàçâèòèÿ;
  3. Ïðîèçâåñòè ñòðóêòóðíûå îðãàíèçàöèîííûå èçìåíåíèÿ.
  1. Ñîñðåäîòî÷èòü îðãàíèçàöèþ íà òîì âèäå äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå ñóëèò íàèáîëüøóþ îòäà÷ó â áëèæàéøåé ïåðñïåêòèâå;
  2. Èçó÷èòü âàðèàíòû èíòåãðàöèè è êîîïåðàöèè ñ äðóãèìè îðãàíèçàöèÿìè, ñóæåíèÿ àññîðòèìåíòà, åñëè ýòî ïîçâîëèò ýôôåêòèâíî èñïîëüçîâàòü èìåþùèéñÿ ïîòåíöèàë îðãàíèçàöèè ïðè ìèíèìàëüíûõ ïîòåðÿõ, ñâÿçàííûõ ñ ñîêðàùåíèåì äåÿòåëüíîñòè.

Íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà äîñòèæåíèå öåëåâûõ ðåçóëüòàòîâ îðãàíèçàöèè îñëîæíÿåòñÿ ñíèæåíèåì ñïðîñà, ðîñòîì êîíêóðåíöèè, òðóäíîñòÿìè â óïðàâëåíèè àêòèâàìè, ñîçäàíèè èííîâàöèîííîé ïðîäóêöèè, ñîêðàùåíèåì ïðèáûëè.

 êîíöå ñâîåãî æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèÿ äîëæíà ïðèñòóïèòü ê ðåàëèçàöèè ôóíäàìåíòàëüíûõ èçìåíåíèé, ÷òîáû ïåðåéòè ê íà÷àëó íîâîãî öèêëà â ñâîåì ðàçâèòèè, èíà÷å åå îæèäàåò ïåðñïåêòèâà ïîëíîãî óõîäà ñ ðûíêà è ïðåêðàùåíèå äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Стратегии на этапе зрелости жизненного цикла товара

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ æèçíåííîãî öèêëà

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ êàæäîé ñòàäèåé æèçíåííîãî öèêëà â çàâèñèìîñòè îò åå ôîðìàëüíîãî è ñóùíîñòíîãî ïðåäñòàâëåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ äåòàëèçàöèåé îñíîâíûõ ýòàïîâ.

Ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä ìîãóò áûòü äåòàëèçèðîâàíû.

æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè äåòàëüíûé

Õîòÿ åäèíîé òî÷êè çðåíèÿ íà êëàññèôèêàöèþ äåòàëèçèðîâàííûõ ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íå ñôîðìèðîâàíî â íàó÷íîé è ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ äàííûé ïîäõîä, ðàñêðûâàþùèé ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè â ðàìêàõ 7 ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè çàâèñèò îò êàæäîé ñòàäèè â ñëåäóþùèõ àñïåêòàõ:

  • îñíîâíàÿ öåëü,
  • òèï ðóêîâîäèòåëÿ,
  • õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà îðãàíèçàöèè,
  • ñàìîñîçíàíèå,
  • àñïåêòû îñîáîãî çíà÷åíèÿ,
  • îñíîâíûå çàäà÷è,
  • ïëàíèðîâàíèå,
  • ñïîñîá ðóêîâîäñòâà,
  • îáùàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè.

Àíàëèç ñòàäèé æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íà îñíîâå ñîîòâåòñòâóþùèõ ïàðàìåòðîâ åå äåÿòåëüíîñòè ïîçâîëÿåò îáúåêòèâíî îöåíèòü ïîëîæåíèå îðãàíèçàöèè íà êîíêðåòíîì ýòàïå öèêëà. Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îðãàíèçàöèè íà êàæäîé ñòàäèè ïðåäñòàâëåí â òàáëèöå.

Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îòäåëüíûõ ñòàäèé

Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè

Ñëåäñòâèåì òàêîãî ïîäõîäà ÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü äîâîëüíî êîíêðåòíîãî ïëàíèðîâàíèÿ áóäóùèõ ìåð, ñâÿçàííûõ ñ ïåðåõîäîì îðãàíèçàöèè íà ñëåäóþùèé ýòàï æèçíåííîãî öèêëà.

Ì. Ïîðòåð ïðåäëîæèë ñâîþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Â åãî ìîäåëè ôóíäàìåíòàëüíûìè äåòåðìèíàíòàìè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè ÿâëÿþòñÿ äâà ôàêòîðà:

  1. Îðãàíèçàöèîííûå öåëè;
  2. Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ.

Ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëåíà â òàáëèöå.

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ â çàâèñèìîñòè îò îðãàíèçàöèîííûõ öåëåé è ñòðàòåãè÷åñêîãî ôîêóñà

¹

Ñòàäèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Îðãàíèçàöèîííûå öåëè

Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ

1.

Ðîæäåíèå

Âûæèâàíèå: ñîçäàíèå öåëîãî

Èäåíòèôèêàöèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé èäåè è ïîèñê ðåñóðñîâ

2.

Äåòñòâî

Îïðåäåëåíèå ìèññèè è èçó÷åíèå ñðåäû îðãàíèçàöèè

Îïðåäåëåíèå ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ

3.

Þíîñòü

Êîëè÷åñòâåííûé ðîñò

Óâåëè÷åíèå äîëè ðûíêà, çàâîåâàíèå òåððèòîðèè

4.

Ìîëîäîñòü

Äîñòèæåíèå óíèêàëüíîñòü è çàâîåâàíèå ðûíî÷íîé íèøè

Ðàñøèðåíèå íàáîðà ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ

5.

Âçðîñëåíèå

Êà÷åñòâåííûé ðîñò, ïðèîáðåòåíèå ðåïóòàöèè

Èñïîëüçîâàíèå ïîëîæåíèå äëÿ ðîñòà áëàãîïîëó÷èÿ

6.

Çðåëîñòü

Ñòàáèëèçàöèÿ è îáùåñòâåííûé âêëàä

Ïîääåðæàíèå ñòàáèëüíîé ïîçèöèè

7.

Ñòàðîñòü

Âûæèâàíèå

Îáíîâëåíèå, óñòðàíåíèå áîëüíûõ ÷àñòåé

Òîëüêî çà ñ÷åò ðåãóëÿðíîé êîððåêòèðîâêè öåëåé è çàäà÷ îðãàíèçàöèè íà ïðåäñòîÿùèå ïåðèîäû äîñòèãàåòñÿ ïîñòîÿííîå ñîîòâåòñòâèå óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé åå ðåàëüíûì ïîòðåáíîñòÿì íà êîíêðåòíîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà è îðèåíòàöèÿ íà äîëãîñðî÷íîå ðàçâèòèå.

Âûâîäû

Îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò â ñâîåì ðàçâèòèè îïðåäåëåííûå ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà: ñîçäàíèÿ, ðîñòà, çðåëîñòè è ñïàäà. Çàäà÷à ðóêîâîäèòåëÿ ïîñòîÿííî ó÷èòûâàòü, íà êàêîé ñòàäèè íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ â íàñòîÿùèé ìîìåíò, êàêîâû ïåðñïåêòèâû ïåðåõîäà ê ñëåäóþùåé ñòàäèè è ÷åì îíè îáóñëîâëèâàþòñÿ. Íåîáõîäèìî òàêæå îòñëåæèâàòü, â êàêîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà íàõîäèòñÿ îòðàñëü.

Ðàññìîòðåííûå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè âíå çàâèñèìîñòè îò ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ è öåëåé îðãàíèçàöèè. Ó÷åò ïðèçíàêîâ è îñíîâíûõ ñëîæíîñòåé êàæäîãî èç ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà.

Ëèòåðàòóðà

  1. Êóçíåöîâ Þ.Â., Ìåëÿêîâà Å.Â. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Þðàéò, 2013.
  2. Òðåíåâ Í.Í. Ñòðàòåãè÷åñêîå óïðàâëåíèå. – Ì.: Èíôðà-Ì, 2012.
  3. Èâàíîâà Ò.Þ., Ïðèõîäüêî Â.È. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Êíîðóñ, 2011.

×èòàéòå òàêæå

Спад в жизненном цикле организации

Ïðèìåð ïîñòðîåíèÿ ñåòåâîãî ãðàôèêà ðàáîò äëÿ îðãàíèçàöèè è åãî êîððåêöèÿ â öåëÿõ îïòèìèçàöèè.

Спад в жизненном цикле организации

Ïîðÿäîê ôîðìèðîâàíèÿ è óïðàâëåíèå êàäðîâûì ðåçåðâîì â îðãàíèçàöèè.

Спад в жизненном цикле организации

Òåõíîëîãèÿ ñòðóêòóðíîãî ïîäõîäà ê èññëåäîâàíèþ îðãàíèçàöèè.

Спад в жизненном цикле организации

Ñîäåðæàíèå ðàçäåëà êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà îðãàíèçàöèè.

Спад в жизненном цикле организации

Êàê âåñòè ïåðåãîâîðû, 5 îñíîâíûõ ïðàâèë è ïðèíöèïîâ.

Источник