Основные этапы бюджетного цикла
47. Понятие бюджетного цикла
Понятие бюджетного цикла подразумевает под собой совокупность действий и мероприятий по формированию бюджета компании. Бюджетный цикл подразделяется на два основных этапа:
1) подготовительные мероприятия к процессу бюджетирования;
2) сам процесс бюджетирования.
Подготовительный этап включает в себя:
1) выявление стратегических ориентиров предприятия;
2) анализ внешнеэкономической среды;
3) выявление стратегических ориентиров бизнес-направлений;
4) формирование внутренних нормативов.
Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного цикла. Очень часто стратегическое планирование сводится к составлению годового бюджета на предприятии. Это связано с частыми и стихийными изменениями внешней среды, т. е. изменениями в законодательстве и т. д. В связи с этим стратегическое планирование иногда просто теряет свою значимость и значение в том понимании, в котором оно и должно быть. В современной экономике стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в определении цели и соответствия этой цели ресурсам, имеющимся в наличии, в условиях постоянно меняющейся экономической среды, т. е. при стратегическом планировании выбираются приоритетные виды развития, наиболее возможные в современных условиях.
Для любых стратегических целей определены следующие критерии:
1) конкретность;
2) измеримость;
3) достижимость;
4) соотносительность с конкретным сроком достижения.
Второй подэтап бюджетного цикла заключается в формировании прогнозов внешней среды для определения факторов, влияющих на настоящее развитие предприятия, а также на его будущий рост. План данных внешних факторов или макроэкономических показателей утверждается бюджетным комитетом, который создается специально как контролирующий орган для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся:
1) прогноз уровня инфляции;
2) прогноз ставки рефинансирования;
3) прогноз валютных ставок и т. д.
Кроме экономических факторов существуют также и неэкономические, такие как:
1) законодательные факторы;
2) факторы конкуренции;
3) факторы политические;
4) факторы рыночные и т. д.
Данной группой факторов нельзя пренебрегать, так как от них зачастую может зависеть гораздо больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап бюджетного цикла имеет важность в связи с необходимостью планирования по всем сферам деятельности компании. Здесь выбираются приоритетные направления деятельности.
После этапа подготовки предполагается непосредственно сам процесс бюджетирования. На данном этапе в соответствии с поставленными целями и задачами производится консолидация имеющихся данных, которые до этого были представлены центрами финансовой ответственности. Данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Нарушения менструального цикла
Нарушения менструального цикла
С точки зрения природы, важнейшая цель, ради которой женщина приходит в мир, — это рождение детей, продолжение человеческого рода. И справиться с этой задачей — дать человечеству здоровое потомство — может только здоровая женщина.Все
Нарушения менструального цикла
Нарушения менструального цикла
Познакомьтесь с письмом одной из наших читательниц. Не правда ли, для многих печально знакомые проблемы?
Как только мне исполнилось 48 лет, у меня начался климакс со всеми вытекающими последствиями: месячные стали путаться, начались
Три опасных цикла
Три опасных цикла
Изучая сложную картину ритмики в нашем организме, некоторые исследователи пишут о трех циклах в биоритме человека. Это 23-дневный эмоциональный цикл и 33-дневный интеллектуальный цикл.В каждом из этих циклов половина дней относится к так называемым
Нарушения менструального цикла
Нарушения менструального цикла
При нормальных менструациях женщина должна чувствовать только небольшое недомогание и тяжесть внизу живота, лишь немногие страдают в это время еще болями в
Сбой менструального цикла
Сбой менструального цикла
Давайте выясним, может ли сбой менструального цикла у женщины довольно молодого возраста свидетельствовать о климаксе. Климакс – это период перестройки женского организма, обусловленный изменениями гормонального фона. В это время снижается
6.1. Повышение прозрачности бюджетного процесса
6.1. Повышение прозрачности бюджетного процесса
Проблема прозрачности бюджетного процесса и налогово-бюджетной политики была осознана достаточно недавно. Если для частных корпораций проблема прозрачности решалась как «сверху» – под воздействием изменений
51. Региональные и местные бюджеты. Этапы бюджетного процесса
51. Региональные и местные бюджеты. Этапы бюджетного процесса
Бюджет – это экономическая форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Региональными называются бюджеты субъектов Российской Федерации.Доходы
Расстройства менструального цикла
Расстройства менструального цикла
Аменорея – отсутствие месячных.Причины:• бывает у девочек, у которых наблюдается позднее половое развитие;• аменорея во время беременности;• аменорея послеродовая;• аменорея во время климакса. Альгодисменорея – болезненные
8. Сущность бюджетного планирования
8. Сущность бюджетного планирования
Наиболее эффективным видом планирования, отражающим основные цели предприятия и имеющим наибольшую точность, является среднесрочное планирование. В планах отражаются основные задачи предприятия, производственная стратегия в целом
26. Схема бюджетного процесса
26. Схема бюджетного процесса
Разобраться в сущности бюджетного процесса не составляет особого труда. Для начала необходимо определить, что ответственными за составление бюджета являются финансовый директор и финансовая служба предприятия, ответственным за исполнение
56. Организационно-управленческий аспект бюджетного процесса
56. Организационно-управленческий аспект бюджетного процесса
В последние годы современная экономика претерпела значительные изменения, в связи с которыми наряду с другими инструментами управления компанией в целях ее развития процесс бюджетирования стал одним из
Источник
Любой бизнес предполагает движение денежных потоков, наличие доходов и расходов, которые стоит планировать, опираясь на состояние рынка и экономические показатели компании.
Бюджетирование — это процесс планирования бюджета предприятия и составления календарного плана ведения и распределения финансовых активов, включая создание смет в соответствии с намеченными целями. Это также позволяет проанализировать основные статьи расходов и скорректировать бизнес-план управления организацией.
Что включает в себя система бюджетирования компании?
Для качественного управления финансами необходимо формирование нескольких основных бюджетов компании:
- доходов и расходов — соотношения прибыли от всех операций со всеми типами предполагаемых расходов, что позволяет составить оценку хозяйственной деятельности и прогнозировать наличие и размер дохода.
- движение денежных потоков — план поступлений и списаний финансов с расчетного счета и кассы предприятия, что исключает недостаток денег на оплату неотложных счетов.
- прогнозный баланс — контроль активов и пассивов фирмы, расчет важных экономических показателей, ликвидности и перспективности.
При составлении основных бюджетов может потребоваться формирование дополнительных смет, которые определяются особенностями и спецификой конкретных организаций.
Особенности системы бюджетирования
Контроль и планирование финансов — это основополагающий аспект ведения бизнеса с ориентацией на развитие без неоправданных рисков, от чего зависит все функционирование компании.
Система бюджетирования организации реализует такие цели бизнеса, как:
- определение уровня эффективности;
- корректировка управления и распределения активов;
- составление эффективных планов инвестирования;
- полноценное использование ресурсов для получения максимального дохода;
- анализ проектов и целей на следующий период;
- подробный анализ затрат и перераспределение финансов;
- создание работающей системы контроля;
- развитие дисциплины и мотивации сотрудников.
Какие функции выполняет бюджетирование?
Работа с бюджетом — это совокупность мер, которые предполагают принятие наиболее эффективных решений по распределению собственных и заемных средств для получения прибыли и стабильного роста предприятия. Внедрение механизма рационального управления движением средств позволяет решить основные задачи:
- Планирование;
Грамотный расчет бюджета компании на основе реальных количественных данных дает возможность составить актуальное расписание краткосрочных и продолжительных проектов с рациональным использованием свободных материальных и трудовых ресурсов. - Обоснование;
При составлении смет необходимо четко указать цель расходов, обосновать их важность, целесообразность и предполагаемую прибыль. - Анализ;
Система отчетов по бюджетированию организации за минувший период дает достаточно материала для оценки трат на разные проекты, что позволяет скорректировать инвестирование и деятельность на будущее. - Повышение эффективности;
Профессиональный расчет бюджета компании минимизирует пустые траты, отсекает неприбыльные направления и повышает производительность, мотивируя команду на достижение результат. - Оопределение и уменьшение рисков;
Смета наглядно демонстрирует нюансы производства, убыточные проекты и предполагает финансирование рискованных операций в последнюю очередь без риска для фирмы. - Оценка;
Соотнесение всех финансовых показателей дает целостную картину о состоянии фирмы и позволяет сместить акценты на недостаточно проработанные аспекты. На основе этих данных можно проанализировать работу сотрудников, их уровень квалификации и мотивацию. - Коммуникация и координация;
При распределении бюджета необходима грамотная коммуникация между отделами и руководством для получения полной картины действительности, формирования целей на будущий период и нахождения оптимальных путей их реализации.
Главные составляющие системы бюджетирования
Внедрение системы бюджетирования в организацию существенно снижает временные и денежные траты на достижение целей. Позволяет координировать работу отделов и вносит четкость в поставленные цели и план их достижения по заданным критериям, а также предвидеть проблемы до их появления.
Основные факторы, влияющие на работу с бюджетом:
- вид деятельности организации;
- определенные ограничения (например, объем производства, количество спроса);
- стратегические цели и планы;
- организация управления и рабочих процессов;
Для наибольшей эффективности и простоты реализации система бюджетирования составляется из комплексного планирования всего предприятия и расчета смет для структурных подразделений. Такой подход обеспечит устойчивую производственную работу и понятную механику внедрения.
Фазы бюджетного цикла
Подготовка бюджета компании — это циклическое действие с определенным периодом (чаще всего 1 год), которое состоит из трех основных этапов. Каждый этап может включать в себя дополнительные фазы, зависимо от инструментов и целей руководства.
1. Планирование
На этом этапе проводится подробный анализ показателей прошлой отчетности и подготовка плана для последующего внедрения с учетом экономической ситуации и возможной смены приоритетов. Следует внимательно подойти к этим моментам, так как наличие ошибок может привести к глобальным последствиям, вплоть до разорения бизнеса. Необходимо заранее продумать и составить список основных направлений и на ближайшее время.
2. Реализация
Внедрение действий для всех подразделений компании, способствующий достижению целей и решению задач. Лучше всего раздробить большой временной промежуток на короткие отрезки с четко намеченным планом. Во время реализации следует отслеживать показатели, чтобы выявить и устранить недочеты.
3. Завершение
Подведение итогов работы с их последующим анализом и сопоставлением теоретических и практических данных. Большое расхождение в показателях свидетельствует о плохой системе бюджетирования и непродуктивном функционировании фирмы.
Бюджет организации и его состав
Разделы бюджета фирмы зависят от вида деятельности, ее размера и длительности работы. Однако можно выделить две главных составляющих для любой компании: операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет включает в себя показатели дохода от производства, полученной прибыли от сбыта, расходов на сырье и заработные платы сотрудников, амортизацию, налоги и прочие траты, связанные с процессами изготовления и хозяйственной частью.
Структура финансового бюджета построена на основе отчетов о финансовых результатах и движении денежных потоков внутри организации, оценки эффективности работы на основе бухгалтерского баланса и прогнозе потока собственного капитала.
Инструкция по составлению бюджета организации
- Изучите спрос на продукт фирмы с учетом состояния рынка, ниши и сезонного влияния.
- Проведите расчет расходов, уделяя внимание продвижению и рекламе.
- Составьте смету для процесса производства, заранее решив вопрос о плановой замене и обслуживании оборудования.
- Пропишите управленческие расходы (коммунальные платежи, связь, оборудование рабочей зоны).
- Рассчитайте прогнозный отчет, выделяя в отдельную категорию слабые места предприятия.
- Распределите ресурсы по трем направлениям: основная, инвестиционная и финансовая деятельность.
Источник
10.3. Положение о бюджетах
Одной из функций бюджетного комитета является выработка специального документа, который может носить одно из следующих названий: “Положение о бюджетах”, “Бюджетный меморандум”, “Бюджетное руководство”, “Руководство по составлению бюджетов” или как-нибудь иначе. Возможно, организация сама придумает свой заголовок для этого документа, содержание его от этого не зависит. В любом случае документ этот должен включать в себя:
- описание системы бюджетирования;
- состав и регламент работы бюджетного комитета;
- список функций его членов;
- классификатор плановых документов (бюджетов подразделений, функциональных бюджетов, и т. п.);
- сроки их подготовки и представления;
- ответственных за подготовку и выполнение бюджетов;
- механизм текущей корректировки показателей;
- форматы плановых документов и отчетов об их исполнении;
- сроки и формы представления отчетов;
- другую информацию, касающуюся функционирования системы бюджетирования организации.
В крупных корпорациях Положение о бюджетах – это увесистый том, в котором представлен результат многолетнего делового опыта сотрудников и руководителей компании, труда консультантов по управленческом учету и корпоративным системам управления. За неделю и даже за год такой документ создать невозможно, да этого и не требуется. Возможно, небольшая компания для начала разработает и утвердит лишь форму финансового плана, а потребность во всех остальных бюджетных документах появится по мере расширения бизнеса, усложнения организационной структуры и разделения ответственности на разных уровнях управления организацией. Однако с самого начала следует формализовать процедуры планирования, утвердив специальным распоряжением руководства организации форматы плановых и отчетных документов (даже если речь идет единственно о финансовом плане) и процедуры их разработки, утверждения и отчета о выполнении.
Еще раз отметим, что планирование, даже в самой простой форме, является важной составляющей всего бизнес-процесса организации, формализация системы планирования способствует как повышению дисциплинированности сотрудников, вовлеченных в выполнение бюджетов, так и общей эффективности информационного обмена в рамках системы бюджетирования.
10.4. Бюджетный цикл
Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот интервал называется бюджетным периодом. В большинстве случаев он составляет один год. В течение бюджетного периода основные вопросы планирования решаются бюджетным комитетом на своих регулярных совещаниях.
Бюджетирование, однако, касается не только периода, к которому относится план. Очевидно, что разработка плана должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля – завершиться после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя следующие этапы:
- постановка целей на бюджетный период;
- сбор информации для разработки проекта бюджета;
- анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
- оценка проекта бюджета и корректировка его при необходимости;
- утверждение бюджета;
- исполнение бюджета и текущая корректировка показателей;
- текущий и итоговый анализ отклонений;
- представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период;
- выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих бюджетов.
Все эти этапы объединяются в три основные фазы, четко разграниченные по времени. До начала бюджетного периода этапы подготовки бюджета объединены в фазу планирования. С началом бюджетного периода начинается фаза реализации, которая включает помимо исполнения бюджета все текущие аналитические процедуры. Подготовка итоговых отчетов и анализ ex-post формируют завершающую фазу бюджетного цикла. Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла. На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.
В табл. 10.1 представлена деятельность как бюджетного комитета, так и лиц, ответственных за составление бюджетов, по этапам бюджетного цикла и срокам прохождения этих этапов в крупной организации. Предполагается, что бюджетный период длится один год – с 1 января по 31 декабря 01-го года (номер года условный и нужен для того, чтобы наглядно показать длительность бюджетного цикла по сравнению с бюджетным периодом).
Фаза | Этапы | Кто выполняет | Сроки | Деятельность бюджетного комитета |
Фаза планирования | 1. Постановка целей на бюджетный период | Высшее руководство организации | Июль 00 года | Вырабатывает регламент своей работы на следующий бюджетный цикл |
2. Сбор информации для разработки проекта бюджета | Маркетинговые, технологические и экономические службы организации | Август-сентябрь 00 года | Утверждает форматы бюджетной документации, формы ее представления и критерии оценки выполнения бюджетов | |
3. Анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета | Менеджеры, ответственные за функциональные бюджеты (руководители центров ответственности) | Октябрь 00 года | Обеспечивает координацию бюджетных центров | |
4. Оценка проекта бюджета и корректировка его при необходимости | Бюджетный комитет | Ноябрь 00 года | Рассматривает проект бюджета | |
5. Утверждение бюджета | Руководитель организации (председатель бюджетного комитета) | Декабрь 00 года | Доводит информацию до лиц, ответственных за выполнение бюджета | |
Фаза выполнения | 6. Исполнение бюджета (а) и текущая корректировка показателей (б) | Руководители центров ответственности (а) и бюджетный комитет (б) | Январь-декабрь 01 года | Рассматривает текущие отчеты об исполнении бюджета. Утверждает необходимые корректировки |
7. Текущий (а) и итоговый (б) анализ отклонений | Руководители центров ответственности (а) и бюджетный комитет (б) | Январь-декабрь 01 года, январь-февраль 02 года | Выявляет ответственных за существенные отклонения и вырабатывает меры по исправлению ситуации | |
Фаза завершения | 8. Представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период | Высшее руководство организации и бюджетный комитет | Март-апрель 02 года | Готовит отчет о выполнении бюджета для высшего руководства |
9. Выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих бюджетов | Бюджетный комитет | Май-июнь 02 года | Утверждает корректировки к текущему (02 года) бюджету. Утверждает Положение о бюджетах на следующий бюджетный период |
Источник