Контракт жизненного цикла 2014
В закупках встречаются контракты, исполнение которых может занять от нескольких лет до нескольких десятилетий. Как заказчику оформить рабочие взаимоотношения с поставщиком? Простой контракт для этого не подходит, так как масштабная работа состоит из нескольких этапов: проектирование, исполнение (изготовление), последующее обслуживание, включая утилизацию.
Предметом таких сложносоставных контрактов могут быть прокладывание дорожного полотна, строительство аэродромов или закупка поездов, самолетов, кораблей.
В законодательстве есть специальный термин для обозначения данного документа, регламентирующего взаимоотношения между заказчиком и исполнителем – «контракт жизненного цикла». В 2020 г. законодатели хотят использовать такие госконтракты при закупках одежды.
Содержание:
1. Какие ожидаются нововведения?
2. Последние изменения
3. Законодательная база
4. Особенности заключения КЖЦ
5. Примеры
6. Плюсы и минусы
1. Какие ожидаются нововведения?
Минпромторг разработал проект Постановления Правительства, с которым можно ознакомиться на сайте www.government.ru (официальный сайт Правительства России). Министерство предлагает дополнить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ). В список могут внести закупки текстиля и спецодежды по следующим кодам ОКПД2:
- 92.12 – постельное белье;
- 92.13 – столовое белье;
- 12.1 – мужская спецодежда;
- 12.2 – женская спецодежда;
- 12.3 – прочая спецодежда.
Заказчики будут вправе в один контракт внести несколько этапов: помимо поставки, исполнитель должен будет подбирать, обслуживать и ремонтировать на протяжении указанного периода поставленный товар, а в конце срока службы – еще и утилизировать.
Требования к вышеназванным изделиям изложены в Постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 г. о подтверждении производства промышленной продукции в России.
2. Последние изменения
Случаи заключения контракта жизненного цикла прописаны в Постановлении Правительства № 1087 от 28.11.2013 г., а в 2020 году некоторые его положения были обновлены. Данные изменения собраны в Постановлении Правительства № 800 от 01.06.2020 г. и действуют с 11 июня 2020 г.
А в январе 2020 г. Постановление № 1087 дополнено новым основанием для заключения КЖЦ.
С 11.06.2020 г.:
Расширен список случаев заключения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства (обновлен пп. «а» п.1 ПП № 1087).
Теперь КЖЦ можно заключать на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (или отдельные дорожные участки), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью: сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, искусственные постройки, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по их ремонту.
До 11 июня контракт жизненного цикла по этому пункту заключался на работы по проектированию и строительству автодорог (участков дорожного полотна), включая дорожные постройки, являющиеся их технологической частью: искусственные постройки и сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, производственные объекты, элементы дорожного обустройства.
С 31.01.2020 г.:
Список случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнен закупками оборудования для медицинских целей. КЖЦ заключается по следующим кодам ОКПД2:
- 60.11;
- 60.12;
- 60.13.130;
- 70.22.150;
- 50.12.000;
- 50.21.121;
- 50.21.122.
3. Законодательная база
В ст. 34 44-ФЗ говорится о контракте, который заключается в рамках госзакупок. В ч.16 ст.34 44-ФЗ сказано, когда заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла. А в ч.16.1. ст.34 44-ФЗ прописано, какие работы могут быть предметом КЖЦ (в этом же пункте дается ссылка на основания и порядок заключения таких контрактов, разработанные Правительством РФ). К ним относятся работы по проектированию и строительству:
- автомобильных дорог и дорожных участков;
- инфраструктуры морских и речных портов;
- аэродромов;
- объектов коммунального хозяйства;
- инфраструктуры метро и городского общественного транспорта;
- инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капитального строительства для сферы медицинского обслуживания (в т.ч. реконструкция);
- зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. реконструкция);
- зданий для социальных нужд (в т.ч. эксплуатация);
- зданий для сферы культуры;
- объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация).
Важный момент! Эти правила распространяются на закупки общественного транспорта для населения (вагонов метро, троллейбусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов.
С 9 ноября 2018 г. к случаям заключения КЖЦ относятся закупки на выполнение работ по формированию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая монтаж приборов (узлов) учета, устройств, обеспечивающих сбор и контроль данных, и по созданию специальных программ, которые собирают, хранят и передают учетные данные).
А с 11 июля 2019 г. перечень случаев заключения КЖЦ дополнен закупками у единственного поставщика в рамках п.47 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Когда проводятся торги на приобретение товара, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России. Главную роль в такой закупке играет специальный инвестиционный контракт, по которому инвестором является оборонно-промышленная организация, сведения о которой включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 г. о сводном реестре таких организаций).
4. Особенности заключения КЖЦ
Порядок заключения контракта жизненного цикла, а также условия и ограничения к процедуре приведены в 44-ФЗ. Документ готовится на общих основаниях, но с соблюдением некоторых особенностей. Назовем их:
- Если контракт заключается с целью реализации федеральных нужд, то в тексте должно быть прописано условие о банковском сопровождении (п.3 Постановления правительства № 963 от 20.09.2014 г.).
- Критерием оценки заявок является не сумма контракта и дальнейшие эксплуатация и обслуживание, а общий фактор – стоимость жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ).
- Стоимость жизненного цикла рассчитывается в порядке, указанном в ч.3 ст.32 44-ФЗ и национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
- Для долговременных контрактов установлены ограничения, если время исполнения работ превышает финансовый год. Эти ограничения определены бюджетным кодексом РФ (ч.2 ст.72 БК).
Нужно помнить и об особенностях контрактов, которые кроме обслуживания и эксплуатации одновременно включают в себя работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т.е. «под ключ» (согласно ч.16.1 ст.34 44-ФЗ). Для таких работ Правительство установило особый порядок (Постановление № 563 от 12.05.2017 г.). Необходимо будет соблюсти не только общие требования регламента, но и дополнительные:
- получить решение Правительства или главного распорядителя бюджетных средств для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
- получить заключение технологической и денежной оценки обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- в тексте контракта обязательно должны быть прописаны условия, указанные в ч.4 Постановления № 563.
5. Примеры
На официальном сайте ЕИС есть информация о контрактах жизненного цикла по 44-ФЗ. Приведем в качестве примера одну такую закупку, способом выбора исполнителя которой является электронный аукцион.
Предмет КЖЦ – Разработка проектной и рабочей документации, реконструкция и содержание автомобильной дороги «Калининск (Саратовская область) – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области) км 7+440 (мост через реку Щелкан) в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области (контракт жизненного цикла).
Номер закупки – 0129200005320001840.
Дата размещения – 05.11.2020 г.
Окончание подачи заявок – 13.11.2020 г.
Закупку разместил – Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.
Заказчик – Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
НМЦК – 145 270 519, 62 руб.
Контракт заключен на сумму 145 270 519, 62 руб. с ООО «Рисна» (была подана единственная заявка, которая соответствовала требованиям).
Дата заключения контракта – 27.11.2020 г.
Согласно контракту ЖЦ подрядчик должен выполнить работу в несколько этапов:
- проектирование (стоимость – 8 430 221, 63 руб.);
- реконструкция автодороги (стоимость – 136 173 086, 19 руб.);
- содержание автодороги (стоимость – 667 211, 80 руб.).
Как видим, каждый этап оплачивается заказчиком отдельно, а ответственность не распыляется на несколько подрядчиков, а ложится на одного исполнителя.
Следующий пример, который мы приведем ниже, намного интереснее. Победитель торгов взял на себя обязательства по проектированию, строительству, техническому обслуживанию объекта сроком на 28 лет!
Предмет КЖЦ – Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.
Номер закупки – 0162300000814001059.
Дата размещения – 22.08.2014 г.
Окончание подачи заявок – 26.09.2014 г.
Закупку разместил – Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил.
Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства».
НМЦК – 12 497 660 670,00 руб.
Контракт заключен на сумму 9 373 245 502,50 руб. с ОАО «Производственное Объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова».
Дата заключения контракта – 31.10.2014 г.
Срок исполнения – до 1 января 2043 года.
Во 2-ом разделе данного контракта «Цена и порядок расчетов» приведена таблица ежегодных выплат:
А в 3-ем разделе прописаны сроки, в течение которых подрядчик должен закрывать каждый этап:
6. Плюсы и минусы
Для заказчиков к положительным моментам при заключении контракта жизненного цикла можно отнести:
- не нужно контролировать несколько исполнителей (проектировщика, строителя, ремонтника), весь спрос будет только с одной организации, которая выполняет все этапы работ;
- повышаются шансы, что контракт не будет сорван, и работы будут исполнены в нужный срок;
- не нужно организовывать несколько закупок по разным этапам одной работы, все этапы гармонично соединены в один контракт;
- отпадает необходимость к началу работ иметь всю сумму, которую нужно заплатить. Подрядчик получает денежные средства за каждый реализованный этап отдельно. А так как работы могут растянуться на несколько лет, то и бюджет на данную закупку можно закладывать в начале каждого года;
- с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.
Для организаций:
- финансовая и экономическая устойчивость;
- круглогодичная занятость сотрудников.
Но КЖЦ имеет и отрицательные стороны, к которым относятся следующие факторы:
- не всегда получается точно рассчитать стоимость работ ввиду нестабильной экономики и ценовых скачков, к тому же иногда проблематично понять, сколько каждый этап займет времени;
- исполнитель может отказаться от контракта, так как мог сам неверно рассчитать свои силы. Заказчики тоже могут произвести неверные расчеты, которые приведут к отказу от работ со стороны исполнителя;
- исполнители не всегда хотят брать на себя растянутые во времени обязательства. Гораздо охотнее они работают с элементарными поставками, а, например, дальнейшее содержание объекта их тяготит.
Несмотря на названные минусы, контракты жизненного цикла в большинстве случаев выгодны для подрядчиков. Стабильные выплаты и долговременное финансирование позволяют закрывать долговые обязательства, обеспечивают возвратность денежных средств, приносят инвестиционную прибыль.
При этом риски, связанные с окупаемостью объектов инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных ведомств.
Объединение сразу всех этапов жизненного цикла объекта позволяет улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг.
Контракты жизненного цикла упрощают работу заказчикам при реализации масштабных проектов, обеспечивают надежное сотрудничество сторон. Исполнителей привлекает их большая стоимость, поэтому они заинтересованы в положительном результате. А это значит, что они будут стремиться выполнить работы в полном объеме и в установленный срок.
Источник
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике. Контрактная модель КЖЦ позволяет госзаказчику переложить все проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону, сконцентрироваться лишь на основных параметрах объекта и контроле достижения заданных параметров. Тем самым после ввода объекта в эксплуатацию бремя содержания полностью лежит на частной стороне. Объем текущих расходов зависит от того, насколько качественно исполнители выполнили работы по проектированию и строительству, то есть стимулируется повышение качества работ на всех стадиях проекта.
У КЖЦ есть и другие преимущества для государственных и муниципальных органов. Не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и разбита на этапы. КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. А фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств.
Бизнесу также выгоден КЖЦ: долгосрочное бюджетное финансирование позволяет обслуживать долг, обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Компания свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Кроме того, риски спроса на объекты инфраструктуры ложатся на государство.
Широкое применение КЖЦ в России стало возможно после принятия закона N 44-ФЗ “О контрактной системе…” и постановления правительства РФ N 1087. Однако согласно ему, КЖЦ можно заключать только в отношении объектов инфраструктуры, невозможно заключать подобные контракты, например, в отношении вооружения, военной и специальной техники, машин и оборудования, транспорта. Более того, постановление N 1087 также не относит к потенциальным объектам КЖЦ инфраструктуру соцсферы (объектов образования, здравоохранения, спортивных объектов). Такой неоправданно узкий подход к трактовке и пониманию объектов КЖЦ делает эту модель недостаточно интересной для публичных заказчиков.
Реализация КЖЦ в госсекторе сегодня возможна и по Закону N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” при строительстве и эксплуатации платных автодорог, и по Закону N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (согласно корпоративным конкурсным процедурам в госкомпаниях и предприятиях). Но отсутствие нормативно определенного понятия КЖЦ и потенциальная конкуренция норм законов 44-ФЗ и 115-ФЗ приводит к правовой неопределенности, что создает дополнительные риски для потенциальных инвесторов и снижает их интерес к долгосрочным контрактам такого типа.
Необходимо разобраться с определением термина “контракт жизненного цикла” и закрепить его нормативно, установив общие признаки таких контрактов и возможность их реализации в рамках различных правовых форм, будь то концессия, госзакупки или другие модели договоров. Другой важной проблемой, которой, к сожалению, пока никто не озадачился, является различие подходов к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. КЖЦ можно условно разделить на два вида: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку, техническое обслуживание и утилизацию тех или иных видов товаров. Природа, специфика и структура таких контрактов по сути своей различны. В первом случае мы должны говорить о специфической форме ГЧП или, если хотите, “квази-ГЧП”. Идентичная концепция закладывалась в понятие КЖЦ и в рамках постановления N 1087. КЖЦ на инфраструктуру не могут заключаться на срок менее 5-10 лет, иначе теряется весь смысл объединения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла. Зато второй вид КЖЦ, например на технику (за исключением военной техники и тяжелого машиностроения), целесообразнее заключать на 2-3 года, что вполне соответствует закупочному и бюджетному законодательству. Однако постановление N 1087 ограничило возможность заключения КЖЦ только объектами инфраструктуры, при этом не установив специальных механизмов их бюджетного обеспечения, что не позволяет заключать КЖЦ на срок более трех лет и делает саму форму такого взаимодействия с бизнесом нереализуемой.
Павел Селезнев, председатель Правления Центра развития ГЧП
Источник
С 1 января вступило в силу постановление правительства РФ от 28.11.2013 N 1087, утвердившее перечень случаев, когда могут заключаться контракты жизненного цикла (КЖЦ). Документ принят в соответствии с ч. 16 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Контракты жизненного цикла (КЖЦ), говорится в документе, могут применяться при закупке железнодорожных вагонов, транспортных средств для метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, воздушных, морских и речных судов. Также КЖЦ можно заключать при проектировании и строительстве автодорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэродромов, метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, железнодорожного транспорта, объектов системы коммунальной инфраструктуры и хозяйства, уникальных объектов капитального строительства.
Перечень достаточно узкий, однако ни нормы 44-ФЗ, ни положения постановления не дают оснований утверждать, что возможно заключение КЖЦ в не предусмотренных законодательством о контрактной системе случаях. Вместе с тем сам перечень неоднозначен, отмечает Михаил Корнев, юрист Практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX:
– С одной стороны, в нем представлено большинство перспективных для КЖЦ сфер (например, автодороги, морские и речные порты, аэродромы, ЖКХ). С другой стороны, в него не включены объекты ключевых социальных сфер – здравоохранения, образования и спорта. Эти сферы постоянно испытывают недофинансирование и наиболее сложны с точки зрения самоокупаемости, в силу чего применение КЖЦ здесь было бы в наибольшей степени оправдано. С учетом того, что концессионное законодательство не предусматривает полного покрытия расходов частного партнера на создание и содержание объектов здравоохранения, образования и спорта только за счет бюджета, они вообще не попадают в сферу применения КЖЦ ни в рамках концессий, ни в рамках контрактной системы.
Кроме того, во всех случаях заключения КЖЦ в отношении инфраструктуры предусматривается отнесение обязательств по проектированию объектов на частного партнера, что может быть не всегда оправдано исходя из особенностей конкретных проектов, полагает Михаил Корнев.
Во всех случаях заключения КЖЦ в отношении инфраструктуры предусматривается отнесение обязательств по проектированию объектов на частного партнер
Не включены в перечень и объекты оборонно-промышленного комплекса, равно как и объекты вооружения, военная и специальная техника, проблемами применения КЖЦ в отношении которых сейчас занимается ряд государственных органов и частных организаций оборонного сектора. Правда, ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев отмечал, что, отработав систему контрактов жизненных циклов на этих объектах (указанных в постановлении. – “РГБ”), можно подумать об их распространении более широко.
– Хотя список довольно узкий, он охватывает основные случаи, в отношении которых целесообразно использовать контракты жизненного цикла. Возможно, что его стоит дополнить крупными спортивными объектами (стадионы, бассейны и т.д.). Кроме того, в перспективе в список можно включить не только портовые гидротехнические сооружения, но и защитные дамбы, плотины водохранилищ, мелиоративные и судоходные каналы, – уверен Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам. – Следующим по популярности может стать коммунальный сектор, где по контрактам КЖЦ могут строиться крупные новые объекты – теплотрассы, водозаборы, очистные сооружения, магистральные водоводы, электроподстанции и т.д.
Список, по сути, охватывает все основные и наиболее значимые сферы государственной и общественной жизни. ГЧП в большинстве случаев возникает в отношении объектов общего пользования, имеющих высокую социальную значимость: транспортно-логистическая инфраструктура (дороги, вокзалы, аэропорты, морские порты, метрополитен), предприятия ЖКХ (электростанции, котельные). Подобные инфраструктурные объекты без господдержки появляются и развиваются достаточно медленно, поскольку требуют большого объема долгосрочных инвестиций, отмечает Игорь Теренин, заместитель генерального директора по логистике компании “Молком”:
– Можно предположить, что в будущем список может быть расширен за счет государственно значимых объектов социальной инфраструктуры, например, крупных спортивных объектов, медицинских центров, детских учреждений и т.п.
В свою очередь председатель правления EKF Group Дмитрий Назаров полагает, что за 10 будущих лет мы вряд ли освоим и 50% от предложенного перечня:
– Я считаю перечень исчерпывающим. Как новое направление можно рассмотреть область научных исследований и разработок перспективных сверхсовременных отраслей. Скрестив таким образом бизнес и ученых, сможем увеличить КПД средств, вложенных в науку. В результате мы будем способны получить в ближайшей перспективе не только развитую сеть дорог, но и собственный сверхсовременный транспорт, энергосберегающие технологии и новейшее медицинское оборудование.
Пока сложно делать прогнозы в отношении того, в каком секторе вслед за автодорожной инфраструктурой КЖЦ получит наибольшее распространение. К примеру, ожидается ряд проектов в оборонном секторе, но говорить о возникновении новой устойчивой тенденции пока рано.
Источник