Контракт жизненного цикла 2014

Контракт жизненного цикла 2014 thumbnail

В закупках встречаются контракты, исполнение которых может занять от нескольких лет до нескольких десятилетий. Как заказчику оформить рабочие взаимоотношения с поставщиком? Простой контракт для этого не подходит, так как масштабная работа состоит из нескольких этапов: проектирование, исполнение (изготовление), последующее обслуживание, включая утилизацию.

Предметом таких сложносоставных контрактов могут быть прокладывание дорожного полотна, строительство аэродромов или закупка поездов, самолетов, кораблей.

В законодательстве есть специальный термин для обозначения данного документа, регламентирующего взаимоотношения между заказчиком и исполнителем – «контракт жизненного цикла». В 2020 г. законодатели хотят использовать такие госконтракты при закупках одежды.

Контракт жизненного цикла 2014

Содержание:

1. Какие ожидаются нововведения?

2. Последние изменения

3. Законодательная база

4. Особенности заключения КЖЦ

5. Примеры

6. Плюсы и минусы

1. Какие ожидаются нововведения?

Минпромторг разработал проект Постановления Правительства, с которым можно ознакомиться на сайте www.government.ru (официальный сайт Правительства России). Министерство предлагает дополнить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ). В список могут внести закупки текстиля и спецодежды по следующим кодам ОКПД2:

  • 92.12 – постельное белье;
  • 92.13 – столовое белье;
  • 12.1 – мужская спецодежда;
  • 12.2 – женская спецодежда;
  • 12.3 – прочая спецодежда.

Заказчики будут вправе в один контракт внести несколько этапов: помимо поставки, исполнитель должен будет подбирать, обслуживать и ремонтировать на протяжении указанного периода поставленный товар, а в конце срока службы – еще и утилизировать.

Требования к вышеназванным изделиям изложены в Постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 г. о подтверждении производства промышленной продукции в России.

2. Последние изменения

Случаи заключения контракта жизненного цикла прописаны в Постановлении Правительства № 1087 от 28.11.2013 г., а в 2020 году некоторые его положения были обновлены. Данные изменения собраны в Постановлении Правительства № 800 от 01.06.2020 г. и действуют с 11 июня 2020 г.

А в январе 2020 г. Постановление № 1087 дополнено новым основанием для заключения КЖЦ.

С 11.06.2020 г.:

Расширен список случаев заключения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства (обновлен пп. «а» п.1 ПП № 1087).

Теперь КЖЦ можно заключать на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (или отдельные дорожные участки), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью: сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, искусственные постройки, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по их ремонту.

До 11 июня контракт жизненного цикла по этому пункту заключался на работы по проектированию и строительству автодорог (участков дорожного полотна), включая дорожные постройки, являющиеся их технологической частью: искусственные постройки и сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, производственные объекты, элементы дорожного обустройства.

С 31.01.2020 г.:

Список случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнен закупками оборудования для медицинских целей. КЖЦ заключается по следующим кодам ОКПД2:

  • 60.11;
  • 60.12;
  • 60.13.130;
  • 70.22.150;
  • 50.12.000;
  • 50.21.121;
  • 50.21.122.

3. Законодательная база

В ст. 34 44-ФЗ говорится о контракте, который заключается в рамках госзакупок. В ч.16 ст.34 44-ФЗ сказано, когда заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла. А в ч.16.1. ст.34 44-ФЗ прописано, какие работы могут быть предметом КЖЦ (в этом же пункте дается ссылка на основания и порядок заключения таких контрактов, разработанные Правительством РФ). К ним относятся работы по проектированию и строительству:

  • автомобильных дорог и дорожных участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры метро и городского общественного транспорта;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капитального строительства для сферы медицинского обслуживания (в т.ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т.ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация).

Важный момент! Эти правила распространяются на закупки общественного транспорта для населения (вагонов метро, троллейбусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов.

С 9 ноября 2018 г. к случаям заключения КЖЦ относятся закупки на выполнение работ по формированию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая монтаж приборов (узлов) учета, устройств, обеспечивающих сбор и контроль данных, и по созданию специальных программ, которые собирают, хранят и передают учетные данные).

А с 11 июля 2019 г. перечень случаев заключения КЖЦ дополнен закупками у единственного поставщика в рамках п.47 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Когда проводятся торги на приобретение товара, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России. Главную роль в такой закупке играет специальный инвестиционный контракт, по которому инвестором является оборонно-промышленная организация, сведения о которой включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 г. о сводном реестре таких организаций).

4. Особенности заключения КЖЦ

Порядок заключения контракта жизненного цикла, а также условия и ограничения к процедуре приведены в 44-ФЗ. Документ готовится на общих основаниях, но с соблюдением некоторых особенностей. Назовем их:

  1. Если контракт заключается с целью реализации федеральных нужд, то в тексте должно быть прописано условие о банковском сопровождении (п.3 Постановления правительства № 963 от 20.09.2014 г.).
  2. Критерием оценки заявок является не сумма контракта и дальнейшие эксплуатация и обслуживание, а общий фактор – стоимость жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла рассчитывается в порядке, указанном в ч.3 ст.32 44-ФЗ и национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долговременных контрактов установлены ограничения, если время исполнения работ превышает финансовый год. Эти ограничения определены бюджетным кодексом РФ (ч.2 ст.72 БК).
Читайте также:  Управленческий учет по стадиям жизненного цикла

Нужно помнить и об особенностях контрактов, которые кроме обслуживания и эксплуатации одновременно включают в себя работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т.е. «под ключ» (согласно ч.16.1 ст.34 44-ФЗ). Для таких работ Правительство установило особый порядок (Постановление № 563 от 12.05.2017 г.). Необходимо будет соблюсти не только общие требования регламента, но и дополнительные:

  • получить решение Правительства или главного распорядителя бюджетных средств для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологической и денежной оценки обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • в тексте контракта обязательно должны быть прописаны условия, указанные в ч.4 Постановления № 563.

5. Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контрактах жизненного цикла по 44-ФЗ. Приведем в качестве примера одну такую закупку, способом выбора исполнителя которой является электронный аукцион.

Контракт жизненного цикла 2014

Предмет КЖЦ – Разработка проектной и рабочей документации, реконструкция и содержание автомобильной дороги «Калининск (Саратовская область) – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области) км 7+440 (мост через реку Щелкан) в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области (контракт жизненного цикла).

Номер закупки – 0129200005320001840.

Дата размещения – 05.11.2020 г.

Окончание подачи заявок – 13.11.2020 г.

Закупку разместил – Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.

Заказчик – Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

НМЦК – 145 270 519, 62 руб.

Контракт заключен на сумму 145 270 519, 62 руб. с ООО «Рисна» (была подана единственная заявка, которая соответствовала требованиям).

Дата заключения контракта – 27.11.2020 г.

Согласно контракту ЖЦ подрядчик должен выполнить работу в несколько этапов:

  • проектирование (стоимость – 8 430 221, 63 руб.);
  • реконструкция автодороги (стоимость – 136 173 086, 19 руб.);
  • содержание автодороги (стоимость – 667 211, 80 руб.).

Контракт жизненного цикла 2014

Как видим, каждый этап оплачивается заказчиком отдельно, а ответственность не распыляется на несколько подрядчиков, а ложится на одного исполнителя.

Следующий пример, который мы приведем ниже, намного интереснее. Победитель торгов взял на себя обязательства по проектированию, строительству, техническому обслуживанию объекта сроком на 28 лет!

Контракт жизненного цикла 2014

Предмет КЖЦ – Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.

Номер закупки – 0162300000814001059.

Дата размещения – 22.08.2014 г.

Окончание подачи заявок – 26.09.2014 г.

Закупку разместил – Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил.

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства».

НМЦК – 12 497 660 670,00 руб.

Контракт заключен на сумму 9 373 245 502,50 руб. с ОАО «Производственное Объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова».

Дата заключения контракта – 31.10.2014 г.

Срок исполнения – до 1 января 2043 года.

Во 2-ом разделе данного контракта «Цена и порядок расчетов» приведена таблица ежегодных выплат:

Контракт жизненного цикла 2014

А в 3-ем разделе прописаны сроки, в течение которых подрядчик должен закрывать каждый этап:

Контракт жизненного цикла 2014

6. Плюсы и минусы

Для заказчиков к положительным моментам при заключении контракта жизненного цикла можно отнести:

  • не нужно контролировать несколько исполнителей (проектировщика, строителя, ремонтника), весь спрос будет только с одной организации, которая выполняет все этапы работ;
  • повышаются шансы, что контракт не будет сорван, и работы будут исполнены в нужный срок;
  • не нужно организовывать несколько закупок по разным этапам одной работы, все этапы гармонично соединены в один контракт;
  • отпадает необходимость к началу работ иметь всю сумму, которую нужно заплатить. Подрядчик получает денежные средства за каждый реализованный этап отдельно. А так как работы могут растянуться на несколько лет, то и бюджет на данную закупку можно закладывать в начале каждого года;
  • с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.

Для организаций:

  • финансовая и экономическая устойчивость;
  • круглогодичная занятость сотрудников.

Но КЖЦ имеет и отрицательные стороны, к которым относятся следующие факторы:

  • не всегда получается точно рассчитать стоимость работ ввиду нестабильной экономики и ценовых скачков, к тому же иногда проблематично понять, сколько каждый этап займет времени;
  • исполнитель может отказаться от контракта, так как мог сам неверно рассчитать свои силы. Заказчики тоже могут произвести неверные расчеты, которые приведут к отказу от работ со стороны исполнителя;
  • исполнители не всегда хотят брать на себя растянутые во времени обязательства. Гораздо охотнее они работают с элементарными поставками, а, например, дальнейшее содержание объекта их тяготит.
Читайте также:  Имидж предприятия жизненный цикл

Несмотря на названные минусы, контракты жизненного цикла в большинстве случаев выгодны для подрядчиков. Стабильные выплаты и долговременное финансирование позволяют закрывать долговые обязательства, обеспечивают возвратность денежных средств, приносят инвестиционную прибыль.

При этом риски, связанные с окупаемостью объектов инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных ведомств.

Объединение сразу всех этапов жизненного цикла объекта позволяет улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг.

Контракты жизненного цикла упрощают работу заказчикам при реализации масштабных проектов, обеспечивают надежное сотрудничество сторон. Исполнителей привлекает их большая стоимость, поэтому они заинтересованы в положительном результате. А это значит, что они будут стремиться выполнить работы в полном объеме и в установленный срок.

Источник

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике. Контрактная модель КЖЦ позволяет госзаказчику переложить все проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону, сконцентрироваться лишь на основных параметрах объекта и контроле достижения заданных параметров. Тем самым после ввода объекта в эксплуатацию бремя содержания полностью лежит на частной стороне. Объем текущих расходов зависит от того, насколько качественно исполнители выполнили работы по проектированию и строительству, то есть стимулируется повышение качества работ на всех стадиях проекта.

У КЖЦ есть и другие преимущества для государственных и муниципальных органов. Не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и разбита на этапы. КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. А фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств.

Бизнесу также выгоден КЖЦ: долгосрочное бюджетное финансирование позволяет обслуживать долг, обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Компания свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Кроме того, риски спроса на объекты инфраструктуры ложатся на государство.

Широкое применение КЖЦ в России стало возможно после принятия закона N 44-ФЗ “О контрактной системе…” и постановления правительства РФ N 1087. Однако согласно ему, КЖЦ можно заключать только в отношении объектов инфраструктуры, невозможно заключать подобные контракты, например, в отношении вооружения, военной и специальной техники, машин и оборудования, транспорта. Более того, постановление N 1087 также не относит к потенциальным объектам КЖЦ инфраструктуру соцсферы (объектов образования, здравоохранения, спортивных объектов). Такой неоправданно узкий подход к трактовке и пониманию объектов КЖЦ делает эту модель недостаточно интересной для публичных заказчиков.

Реализация КЖЦ в госсекторе сегодня возможна и по Закону N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” при строительстве и эксплуатации платных автодорог, и по Закону N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (согласно корпоративным конкурсным процедурам в госкомпаниях и предприятиях). Но отсутствие нормативно определенного понятия КЖЦ и потенциальная конкуренция норм законов 44-ФЗ и 115-ФЗ приводит к правовой неопределенности, что создает дополнительные риски для потенциальных инвесторов и снижает их интерес к долгосрочным контрактам такого типа.

Необходимо разобраться с определением термина “контракт жизненного цикла” и закрепить его нормативно, установив общие признаки таких контрактов и возможность их реализации в рамках различных правовых форм, будь то концессия, госзакупки или другие модели договоров. Другой важной проблемой, которой, к сожалению, пока никто не озадачился, является различие подходов к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. КЖЦ можно условно разделить на два вида: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку, техническое обслуживание и утилизацию тех или иных видов товаров. Природа, специфика и структура таких контрактов по сути своей различны. В первом случае мы должны говорить о специфической форме ГЧП или, если хотите, “квази-ГЧП”. Идентичная концепция закладывалась в понятие КЖЦ и в рамках постановления N 1087. КЖЦ на инфраструктуру не могут заключаться на срок менее 5-10 лет, иначе теряется весь смысл объединения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла. Зато второй вид КЖЦ, например на технику (за исключением военной техники и тяжелого машиностроения), целесообразнее заключать на 2-3 года, что вполне соответствует закупочному и бюджетному законодательству. Однако постановление N 1087 ограничило возможность заключения КЖЦ только объектами инфраструктуры, при этом не установив специальных механизмов их бюджетного обеспечения, что не позволяет заключать КЖЦ на срок более трех лет и делает саму форму такого взаимодействия с бизнесом нереализуемой.

Читайте также:  Организация понятие элементы жизненный цикл

Павел Селезнев, председатель Правления Центра развития ГЧП

Источник

С 1 января вступило в силу постановление правительства РФ от 28.11.2013 N 1087, утвердившее перечень случаев, когда могут заключаться контракты жизненного цикла (КЖЦ). Документ принят в соответствии с ч. 16 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Контракты жизненного цикла (КЖЦ), говорится в документе, могут применяться при закупке железнодорожных вагонов, транспортных средств для метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, воздушных, морских и речных судов. Также КЖЦ можно заключать при проектировании и строительстве автодорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэродромов, метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, железнодорожного транспорта, объектов системы коммунальной инфраструктуры и хозяйства, уникальных объектов капитального строительства.

Перечень достаточно узкий, однако ни нормы 44-ФЗ, ни положения постановления не дают оснований утверждать, что возможно заключение КЖЦ в не предусмотренных законодательством о контрактной системе случаях. Вместе с тем сам перечень неоднозначен, отмечает Михаил Корнев, юрист Практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX:

– С одной стороны, в нем представлено большинство перспективных для КЖЦ сфер (например, автодороги, морские и речные порты, аэродромы, ЖКХ). С другой стороны, в него не включены объекты ключевых социальных сфер – здравоохранения, образования и спорта. Эти сферы постоянно испытывают недофинансирование и наиболее сложны с точки зрения самоокупаемости, в силу чего применение КЖЦ здесь было бы в наибольшей степени оправдано. С учетом того, что концессионное законодательство не предусматривает полного покрытия расходов частного партнера на создание и содержание объектов здравоохранения, образования и спорта только за счет бюджета, они вообще не попадают в сферу применения КЖЦ ни в рамках концессий, ни в рамках контрактной системы.

Кроме того, во всех случаях заключения КЖЦ в отношении инфраструктуры предусматривается отнесение обязательств по проектированию объектов на частного партнера, что может быть не всегда оправдано исходя из особенностей конкретных проектов, полагает Михаил Корнев.

Во всех случаях заключения КЖЦ в отношении инфраструктуры предусматривается отнесение обязательств по проектированию объектов на частного партнер

Не включены в перечень и объекты оборонно-промышленного комплекса, равно как и объекты вооружения, военная и специальная техника, проблемами применения КЖЦ в отношении которых сейчас занимается ряд государственных органов и частных организаций оборонного сектора. Правда, ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев отмечал, что, отработав систему контрактов жизненных циклов на этих объектах (указанных в постановлении. – “РГБ”), можно подумать об их распространении более широко.

– Хотя список довольно узкий, он охватывает основные случаи, в отношении которых целесообразно использовать контракты жизненного цикла. Возможно, что его стоит дополнить крупными спортивными объектами (стадионы, бассейны и т.д.). Кроме того, в перспективе в список можно включить не только портовые гидротехнические сооружения, но и защитные дамбы, плотины водохранилищ, мелиоративные и судоходные каналы, – уверен Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам. – Следующим по популярности может стать коммунальный сектор, где по контрактам КЖЦ могут строиться крупные новые объекты – теплотрассы, водозаборы, очистные сооружения, магистральные водоводы, электроподстанции и т.д.

Список, по сути, охватывает все основные и наиболее значимые сферы государственной и общественной жизни. ГЧП в большинстве случаев возникает в отношении объектов общего пользования, имеющих высокую социальную значимость: транспортно-логистическая инфраструктура (дороги, вокзалы, аэропорты, морские порты, метрополитен), предприятия ЖКХ (электростанции, котельные). Подобные инфраструктурные объекты без господдержки появляются и развиваются достаточно медленно, поскольку требуют большого объема долгосрочных инвестиций, отмечает Игорь Теренин, заместитель генерального директора по логистике компании “Молком”:

– Можно предположить, что в будущем список может быть расширен за счет государственно значимых объектов социальной инфраструктуры, например, крупных спортивных объектов, медицинских центров, детских учреждений и т.п.

В свою очередь председатель правления EKF Group Дмитрий Назаров полагает, что за 10 будущих лет мы вряд ли освоим и 50% от предложенного перечня:

– Я считаю перечень исчерпывающим. Как новое направление можно рассмотреть область научных исследований и разработок перспективных сверхсовременных отраслей. Скрестив таким образом бизнес и ученых, сможем увеличить КПД средств, вложенных в науку. В результате мы будем способны получить в ближайшей перспективе не только развитую сеть дорог, но и собственный сверхсовременный транспорт, энергосберегающие технологии и новейшее медицинское оборудование.

Пока сложно делать прогнозы в отношении того, в каком секторе вслед за автодорожной инфраструктурой КЖЦ получит наибольшее распространение. К примеру, ожидается ряд проектов в оборонном секторе, но говорить о возникновении новой устойчивой тенденции пока рано.

Источник