Кафедра учителей естественнонаучного цикла

Кафедра учителей естественнонаучного цикла thumbnail

Кафедра учителей естественнонаучного цикла Учащиеся 8-10 классов посетили цикл семинаров-практикумов по оказанию первой медицинской помощи при остановке дыхания и кровообращения, при попадании инородного тела, при отморожении и ожогах.

подробнее

обновлено: 13.03.2019

Кафедра учителей естественнонаучного цикла 31 января завершилась школьная предметная неделя естественных наук. В ходе предметной недели были проведены интересные мероприятия в детских садах, в начальной и средней школе.

подробнее

обновлено: 03.02.2019

Кафедра учителей естественнонаучного цикла В рамках подготовки к олимпиаде по оказанию «Первой помощи» учащиеся школы посещают цикл мастер классов.

подробнее

обновлено: 25.01.2019

Кафедра учителей естественнонаучного цикла 22 декабря, в рамках городского проекта «Субботы московского школьника», в лаборатории предпрофессионального образования МЦКО состоялось занятие естественно-научной направленности для обучающихся 10-11 классов.

подробнее

обновлено: 24.12.2018

Кафедра учителей естественнонаучного цикла В рамках проекта «Инженерный и медицинский класс в московской школе» учащиеся 9 В класса приняли участие в практикуме «Естественные науки в 9 предпрофильном классе».

подробнее

обновлено: 21.12.2018

Встреча с молодыми учёными Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

подробнее

обновлено: 09.11.2018

Кафедра учителей естественнонаучного цикла 10 октября на базе РЭУ имени Г.В. Плеханова прошел семинар в рамках городского проекта «Университетские среды для учителей». В семинаре приняла участие учитель нашей школы Исаева Е.В.

подробнее

обновлено: 10.10.2018

Источник

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нового века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

“Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка” – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. И особую роль в реализации этого подхода играют предметы естественного цикла (география, биология, химия).

Тема, цели и задачи деятельности кафедры естественных наук

Кафедра естественных наук является структурным подразделением научно-методической службы МОУ “Гимназия №1”. Тема, над которой работают педагоги кафедры, – “Исследовательский подход в обучении как методологическая основа для создания условий успешной социализации школьников”. Данная тема соответствует Программе развития МОУ “Гимназия №1”, органично вытекает из темы гимназии – “Гимназическое пространство как фактор целостного развития личности и ее успешной социализации”.

Генеральной целью МОУ “Гимназия №1” является содействие развитию целостной личности школьника в соответствии с внутренними условиями и индивидуальной природой человека в процессе его социализации.

Цель работы кафедры естественных наук: создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности учащихся на базе предметов естественного цикла.

Основные задачи работы кафедры естественных наук:

  • совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательно-воспитательном процессе;
  • разработка механизма и организация сопровождения личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • обеспечение оптимального развития гимназического пространства и его взаимодействия с социальным окружением.

Выполняя поставленные задачи, учителя кафедры продолжают работу по реализации принципов развивающего обучения, по изучению и внедрению в практику новых педагогических технологий, создают банк данных по методическому опыту (УМК).

Ведущие принципы жизнедеятельности кафедры естественных наук МОУ “Гимназия №1”:

ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как регулирующий, управляющий фактор, определяющий направления в развитии кафедры;

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА (признание неповторимости и уникальности каждой личности, безусловное уважение ее своеобразия);

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ (признание человека субъектом собственного личностного развития; признание свободы личностного выбора и ответственности за него личностью самого учащегося).

Содержание и структурная организация работы кафедры естественных наук

Содержание работы кафедры естественных наук

Содержание работы научно-методической кафедры естественных наук МОУ “Гимназия №1” реализует основные цели образования, направленные на становление культуры умственного труда, навыков самообразования (самовоспитания), методов и средств научного познания.

Читайте также:  Экономические циклы и кризисы объект исследования

Базовые теоретико-методологические идеи кафедры:

1. Системный, личностно-деятельностный подходы как основополагающие в организации работы кафедры по всем направлениям;

2. Интеграция, как системообразующая идея работы кафедры, рассматриваемая в нескольких аспектах:

  • Интеграция предметов естественного цикла;
  • Интеграция предметов естественного цикла и экологии;
  • Интеграция науки и практики (интеграция научных исследований с педагогическим процессом);
  • Интегративные тенденции в образовании как предмет педагогического исследования.

Учебно-методическая деятельность кафедры естественных наук

Учебно-методическая деятельность ставит следующие цели: повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин; совершенствование технологии обучения.

Учителя кафедры естественных наук используют в своей работе, наряду с традиционными, современные педагогические технологии:

  • Проблемное обучение;
  • Индивидуальное обучение;
  • Метод проектов;
  • Дифференцированное обучение.

Гуманизация и дифференциация, обучение и воспитание, в центре которого стоит личность ученика, осуществляется через профильное обучение (8 – 11 кл.), введение элективных курсов, введение факультативных курсов.

Введение факультативов и спецкурсов способствует прочному становлению и максимальному развитию индивидуальных склонностей каждого ученика.

Большое внимание в работе кафедры направлено на учебный процесс и совершенствование качественной подготовки учащихся в области естественных наук.

Преподавателями кафедры ведется регулярное отслеживание уровня обученности гимназистов и соотнесение полученных результатов с современными требованиями содержания образования. Контроль над проведением административных контрольных работ, срезов успеваемости, а так же статистика их результатов и классификация ошибок у учащихся осуществляется заведующей кафедрой.

На уроках географии, химии, биологии учителя используют разнообразные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулирования и мотивации учения. Учителя применяют нетрадиционные формы уроков, проводят интегрированнные уроки, практические и лабораторные работы, что в значительной степени способствует формированию интереса к предметам.

Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры естественных наук

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению.

Гимназическое образование позволяет осуществлять адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни, закрепляя в индивидуальном сознании ценностные ориентиры становления личности человека.

В МОУ “Гимназия №1” создаются условия для самореализации каждого участника образовательного процесса. Одним из средств этого является приобщение школьников к исследовательской деятельности с целью формирования личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры.

Формы научно-методической и научно-исследовательской работы педагогов кафедры естественных наук:

1. Организация и проведение исследовательской работы:

  • разработка и апробация авторских программ;
  • участие в редакционно-издательской деятельности;
  • изучение теоретического материала;
  • участие в семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях;
  • написание методических пособий;
  • создание элективных курсов;
  • издание статей в сборниках.

2. Разработка методической документации:

  • работа по составлению учебных планов и программ;
  • разработка положений о конкурсах, олимпиадах;
  • разработка методик диагностики учащихся.

3. Повышение квалификации:

  • учеба на курсах повышения квалификации в ИПКРО, ИГПУ;
  • сотрудничество с Восточно-Сибирским Центром развития
  • педагогической науки и образования МАНПО;
  • работа с научно-методической литературой;
  • проведение открытых уроков;
  • сопровождение научно-исследовательской работы учащихся.

4. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта:

  • обобщение педагогического опыта; обмен опытом;
  • оформление результатов исследования в виде доклада, статьи;
  • презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс;
  • мастер-класс, педагогическая мастерская;
  • оказание методической помощи.

Учителя кафедры принимают участие в работе гимназических, городских и областных научно-практических конференций, семинаров, в ежегодном собрании Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования МАНПО.

Педагоги кафедры естественных наук считают актуальным включение в образовательный процесс научно-исследовательской деятельности учащихся.

Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Организация на кафедре естественных наук научно-исследовательской деятельности учащихся способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам естественнонаучного цикла, развитию представлений о межпредметной связи;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
  • развитию умений грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • профессиональному самоопределению учащихся.
Читайте также:  Міфологічна основа весняного циклу

Главным формальным результатом научно-исследовательской деятельности педагогов кафедры естественных наук и гимназистов являются итоговые работы, представляемые учащимися на гимназическую научно-практическую конференцию “Ступени” и “Серебряный росток”, а так же высокие показатели выступлений учащихся на городских и областных предметных олимпиадах.

Воспитательная деятельность учителей кафедры естественных наук

Цель учебно-воспитательной деятельности педагогов кафедры естественных наук – формирование познавательного интереса гимназистов, развитие и совершенствование их творческих и коммуникативных способностей.

Творческая деятельность на кафедре естественных наук организована в форме спецкурсов, факультативов, индивидуальной работы с учащимися. Традиционно педагоги проводят Неделю Творчества кафедры естественных наук. Цели проведения Недели Творчества:

  • изучение дополнительной литературы учащимися для повышения их интереса к естественным наукам;
  • создание условий для реализации творческих возможностей гимназистов через проведение конкурсов, смотров, интеллектуальных игр, изготовление наглядных материалов.

Во время недели творчества проходят предметные олимпиады, тематические конкурсы газет, познавательные игры, КВН, интеллектуальные игры, конкурс “Урожай”, экологические конкурсы.

Модель выпускника

Цели и задачи кафедры позволяют спланировать получение результата образовательной деятельности. Предполагается, что в результате реализации поставленной цели выпускник гимназии будет обладать следующими качествами личности:

  • уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Презентация

Перспективный план реализации Концепции кафедры естественных наук МОУ “Гимназия №1” (Приложение)

Источник

Модель урока на основе деятельностного подхода

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Должна носить обучающий характер.

Основная задача учителя:

Главное не проконтролировать, а организовать познавательную деятельность учащихся.

3. Актуализация опорных знаний.

Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее, и который понадобится на уроке.

Основные задачи учителя:

Формирование умения задавать вопросы;

  1. развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  2. формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

4. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя:

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

  1. овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
  2. формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности*.

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

*Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся

(по кн.: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – С. 38)

Типы эвристических вопросов

Дидактические цели

Какова главная цель?

В чём суть?

Кто, где, когда, что? как? почему?

Дайте определение….

Углубление, расширение знаний

Опишите….

Перескажите….

Объясните, с какой целью?

Какая разница?

Приведите примеры?

Обобщите….

Что было сначала? Что было потом?

Чем закончилось событие (каков итог)?

Развитие умений

Читайте также:  Цикл с параметр в блок схемах

В чём причины?

Согласны ли Вы с этим утверждением?

Найдите ошибки…..

В чём недостатки?

Развитие творческих способностей, критического мышления

5. Этап планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  1. определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  2. воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  3. формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания.

6. Этап “Открытие” нового знании.

Основные задачи учителя:

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  1. воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  2. формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  3. формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  4. овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
  5. формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
  6. воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

7. Учебные действия по реализации плана.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

8. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом,

Можно предложить ребятам назвать

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

Источник