Цикл великая отечественная 1979

Цикл великая отечественная 1979 thumbnail
Великая Отечественная
англ. The Unknown War
Жанрдокументальный сериал
РежиссёрРоман Кармен, Игорь Гелейн, Игорь Григорьев, Лев Данилов, Василий Катанян, Леонид Кристи, Семирамида Пумпянская, Тенгиз Семёнов, Фирсова, Джемма Сергеевна, Фомина, Зоя Петровна, Нина Соловьёва, Александра Рыбакова
ПродюсерИсаак Клайнерман
В главных

ролях

Берт Ланкастер,

текст читает – Василий Лановой

КомпозиторВиталий Гевиксман, Евгений Ботяров, Людгардас Гедравичюс, Владислав Казенин, Род Маккьюен, Алексей Муравлёв
КинокомпанияЦентральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов при участии в/о «Совинфильм» по заказу Air International
Длительность1040 мин
СтранаСССР

США

Языкрусский, английский
Год1978
IMDbID 0483223

«Великая Отечественная», или «Неизвестная война» (англ. The Unknown War) – документальный телевизионный сериал советско-американского производства, вышедший на экраны в 1978 году. Фильм рассказывает об участии СССР во Второй мировой войне и рассчитан на западного зрителя, для которого события на Восточном фронте были настоящей «неизвестной войной».

Фильм был создан по инициативе американского кинопродюсера Фрэда Виннера и имел на Западе оглушительный успех[1]. В создании эпопеи принимали участие американская компания Air International и Совинфильм[2].

Режиссёр фильма – советский кинодокументалист Роман Кармен, который сам прошёл войну и поэтому сделанный им отбор кинохроники был основан на личном восприятии[1] и во многом на личном материале, так как Кармен возглавлял фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов.

Было выпущено два варианта – для англоязычного и русскоязычного зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой.

После 1991 года в России получил распространение также и вариант для англоязычного зрителя (обычно под названием «Неизвестная война»). Он отличается, в частности, нумерацией серий.

В России эта версия фильма транслировалась на телеканалах «Звезда», НТВ и ТВЦ с одноголосым закадровым переводом телекомпании НТВ. Текст читал Андрей Ярославцев.

В 2011 году фильм был выпущен на 5 дисках в США.

Киноэпопея «Великая Отечественная» в 2012 году вошла в выбор 100 главных фильмов православного журнала «Фома»[3].

В 2013 году полная версия фильма стала доступна бесплатно и на русском языке без купюр и идеологических редакций, с оригинальным переводом, на сайте электронной библиотеки историко-культурного наследия России «Руниверс»[1]. «Ничего подобного этой киноэпопее с тех пор так и не было создано… Просматривая эти фильмы, еще раз убеждаешься, что сильнее, правдивее документальных съёмок ничего не придумано», – считает редактор сайта Никита Максимов.

Переговоры о производстве фильма[править | править код]

Кинокомпания Air International имела успешный опыт подготовки документальных фильмов для коммерческого телевидения США, в частности, подготовленных совместно с британцами картин о Второй мировой войне «Победа на море», «Мир в войне» и «Великие битвы». Отразив участие Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии в победе над гитлеровской Германией, американцы задумали создать фильм об основной силе, обеспечившей победу – Советском Союзе. С этой целью в сентябре 1976 года «Совинфильм» посетил президент американской компании Five Stars International Боб Эстес, а 15 октября в Москву поступила телеграмма о прибытии руководства компании Air International для переговоров в Москву 24 октября.

27 октября советской стороне предложили несколько вариантов совместной работы над сериалом из 20 фильмов о Великой Отечественной войне, отметив в официальном письме.

«Драматические события, связанные с участием Советского Союза в войне не были представлены американскому телезрителю. Между тем самые колоссальные столкновения военных сил, самые устрашающие человеческие потери, которые видел современный мир, произошли на русской земле в 1941-1945 гг. в войне, едва известной американцам.

Война Советского Союза с гитлеровской Германией унесла миллионы жизней. Никогда ранее и никогда после не сталкивались такие массы людей и военной техники. На Востоке произошли решающие битвы современной истории – битвы, которые сломили хребет “тысячелетнему рейху Гитлера”.

Здесь, под Москвой, осенью 1941 г. Гитлеру стал известен вкус поражения; здесь ленинградцы перенесли 900-дневную блокаду; здесь, под Сталинградом, фашизм потерпел крах; здесь, в битве за Курск – Орёл, совершенно неизвестной американцам, участвовало 7000 танков…

Героизм русских был невероятным. Русские гарнизоны, окруженные нацистами, сражались в течение месяцев, отражая натиск превосходящего противника: что стоят только оборона Бреста и Севастополя.

Русские летчики таранили нацистских асов, изгоняя их из своего неба. Русские партизаны превратили жизнь вермахта в постоянный ад.

Героизм Дюнкерка в Англии бледнеет перед историей Таллина, из которого, несмотря на вызов, брошенный нацистскими подводными лодками и самолетами, были выведены почти все советские корабли и торговые суда.

Позднее началось наступление Красной Армии – колоссальные броски вперед, освобождение великих городов России и Украины, выход в Восточную Европу и на Балканы и, наконец, кульминационная битва за Берлин.

В финале – эпилог – русский блиц против японцев в Манчжурии и Северном Китае, в котором советское вооружение и самолеты опрокинули японцев на китайской территории и на Дальнем Востоке. Никогда ранее человек не видел военных действий подобного размаха. Они изменили лицо Европы и определили судьбу мира».

Американцы предложили поэпизодный план сериала, который планировалось показать по 50 основным телеканалам США, охватив около 150 млн зрителей.[2]

Предложенный американцами план включал такие темы:

  • «22 июня 1941 года».
  • «Блокада Ленинграда».
  • «Битва за Москву».
  • «Сталинградская битва».
  • «Русский Дюнкерк» (эвакуация советских частей из Таллина в августе и сентябре 1941 г.
  • «Таран». Героизм советских лётчиков в первые месяцы войны.
  • «Величайшее в мире танковое сражение». Курская битва.
  • «Партизаны».
  • «Боевые действия в районе Мурманска».
  • «На Востоке». Героизм тружеников тыла.
  • «Освобождение Киева». Бабий Яр.
  • «Битва за Кавказ».
  • «Битва за Севастополь».
  • «Прорыв блокады Ленинграда».
  • «Маршруты жизни».
  • «Битва в катакомбах». Партизанская война в Одессе.
  • «Сражение за Будапешт».
  • «Сражение за Варшаву».
  • «Битва за Берлин».
  • «Последний акт». Русские бронетанковые и военно-воздушные силы, совершив прыжок в 5000 миль, атаковали Японию и Манчжурию в Северном Китае и одержали победу за 8 дней.

С этим планом советская сторона не согласилась, предложив взять создание сценариев на себя, согласно предложенному американцами формату. Она также взяла на себя практически всю техническую и творческую работу, тогда как американцы предоставили небольшое количество своих архивных материалов, консультации режиссера Исаака Кляйнермана, участие в написании и аранжировке музыки композитора Рода Маккьюена, запись дикторского текста в исполнении звезды – Берта Ланкастера, и предоставление пленки для печати копий фильма.

Подготовка договора[править | править код]

Конкретика договорных обязательств согласовывалась с начала 1977 года. В двадцатых числах марта Air Inc. согласилась с предложениями советской стороны, настояв на обязательном сотрудничестве советской киногруппы с американским консультантом и согласовании поэпизодных планов и сценариев фильмов, написанных советскими авторами, до их запуска в производство. Окончательную версию каждого фильма для показа по американскому телевидению должны были утверждать совместно Air Inc. и «Совинфильм». Режиссёр картины Роман Кармен отмечал, что предложенные американцами сроки подготовки фильма экранным временем в 17 часов были чрезвычайно сжатыми и беспрецедентными[2].

Однако советское руководство и съемочная группа, в которой было немало непосредственных участников войны, считало очень важной задачу «показать миллионам американских телезрителей подвиг нашего народа в годы второй мировой войны, отразить события и явления, о которых американцы понятия не имеют, особенно это относится к современному поколению американцев».

До подписания договора творческая группа работала буквально день и ночь, создавая сценарные планы фильмов, однако успела в срок.

Американцы настаивали на названии «Неизвестная война»: вице-президент компании Фред Виннер постоянно твердил, что Великая Отечественная война советского народа против гитлеровского фашизма, действительно неизвестна большинству американцев, и продюсеры намерены восполнить «неоправданный пробел в сознании американцев, подчеркнуть несостоятельность тех, кто мешает нормальному общению наших народов, нормальному постижению американцами правды о советском народе, ненавидящем войну, войну, оставившую след в каждой советской семье»[2]. После долгих дискуссий советская сторона согласилась с этими доводами, чему немало способствовало присутствие в переговорном и сценарном процессе Андрея Михайловича Александрова – помощника генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева по международным делам и видного советского дипломата.

18 апреля 1977 года был подписан договор на создание киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война») между компаниями Air Inc., Bregin Film Corporation LG, «Совинфильмом» и Центральной студией документальных фильмов СССР.

Создание фильма[править | править код]

Перед съемочной группой стояла сложная задача – творчески переработать огромный хроникальный материал и уже снятые разными режиссерами фильмы о войне, создать современные тексты, причем еще и основной материал выполнить в цвете, что требовало досъемок с участниками войны, так как в хронике войны в цвете была выполнена лишь съемка парада Победы в 1945 году. Кармен поддержал американцев в этой идее, чтобы сделать интервью с легендарными героями – Маресьевым, Кожедубом, Покрышкиным, героями Сталинграда генералами Чуйковым, Родимцевым, Батовым, Шумиловым, с водрузившим знамя Победы над рейхстагом Мелитоном Кантария. Он также решил, что цветные съемки восстановленных Сталинграда, Киева, Севастополя, Новороссийска создадут сильный контраст по отношению к военной кинохронике, зафиксировавшей опустошение этих советских городов.

За первые 6 месяцев работы над эпопеей Роман Кармен и его ассистенты пересмотрели 30 млн метров кинохроники, отобрав из нее материал, от которого стороны смогут отталкиваться в дальнейшей работе.

Берт Ланкастер в сопровождении дочери Шиллы прибыл в Москву в августе, чтобы провести съемки в Москве, Мурманске, Ленинграде, Бресте, Минске, Хатыни, Киеве, Бабьем Яре, Волгограде, Новороссийске и на Малой земле.

28 октября 1977 было записано интервью Брежнева, 16 ноября – Косыгина и 28 ноября – Устинова.

В декабре рабочие материалы фильмов просмотрел американский режиссёр-консультант И. Кляйнерман, высказавший существенные замечания по всем фильмам.

Большие споры вызвали дикторские тексты, которые американцы почти полностью отвергли. В феврале 1978 года в США прилетели Роман Кармен, Генрих Боровик, Тенгиз Семёнов, Александр Суриков, которым американцы пытались объяснить, что советским авторам трудно представить себе, насколько ничтожны знания зрителей США о Великой Отечественной войне. Если для советских людей Сталинград преисполнен великой силы духа, то для американцев это слово не значит ничего. А значит, надо объяснить и где находится Сталинград, и каково его стратегическое значение. Если для советского зрителя бессмысленно строить драматургию на том, победит ли Красная армия фашистов под Сталинградом, то американцев будет держать в напряжении вопрос, победят или не победят русские под Сталинградом.

Тем не менее после визита сценаристов в США удалось записать дикторский текст к «Блокаде Ленинграда», что задало формат для монтажа, записи шумов и музыки, определению заставок к другим фильмам в точном соответствии с требованиями американского телевидения.

В частности, такими:

  • уменьшить количество общих фраз, риторических восклицаний, сделав акцент на фактической и эмоциональной информации;
  • отказаться от многих эпитетов, так как зрительный ряд говорит сам за себя, а к риторике американский зритель и пресса относятся настороженно, подозревая в ней возможность коммунистической пропаганды. Неопровержимые, но не известные американцам факты действуют глубже и сильнее;
  • поскольку дикторский текст произносит Берт Ланкастер, он от своего имени не произнесет многие фразы, необходимые советской стороне. Эту информацию нужно преподнести как цитаты: советских политических деятелей и военачальников, а также иностранцев – политиков, писателей, военачальников, журналистов;
  • драматизировать любые эпизоды, чтобы поддерживать зрительский интерес и закрепить информацию в памяти людей.

В конце марта в Москве прошел второй раунд переговоров по дикторским текстам, на котором советская сторона категорически отказалась принимать за основу дикторского текста точку зрения, почерпнутую «из мемуарной литературы генералов вермахта, из распространяемых на Западе мнимых данных всевозможных разведок, включая абвер, гиммлеровские службы и опусы геббельсовской пропаганды, из разноликой историографии буржуазных фальсификаторов истории»[2].

После горячих дискуссий было решено писать тексты совместно, на что потребовался ещё месяц. Последним был согласован дикторский текст фильма «Освобождение Польши», в котором был дан бой зарубежной историографии по особо острым вопросам: Польский поход, Варшавское восстание и Катынь (советская версия, отрицающая геноцид поляков советским правительством).

28 апреля 1978 года скоропостижно скончался Роман Кармен.

В мае советская группа вылетела в Лос-Анджелес для записи и согласования части дикторских текстов. На это ушло десять дней, так как Берт Ланкастер восстанавливался после операции и спешил. Ежедневно записывали 2-3 фильма.

В конце августа отпечатанные мастер-копии 20 фильмов киноэпопеи были высланы Air Inc. Премьеры были намечены на 8 и 9 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке, для чего были выбраны «Блокада Ленинграда» и последний фильм Романа Кармена «Неизвестный солдат».

В СССР премьера прошла 23 февраля 1979 года в московском кинотеатре «Россия»: для нее вместе с «Неизвестным солдатом» было выбрано «Величайшее танковое сражение». С 1 марта киноэпопея вышла на киноэкраны всей страны, блоками по два фильма, обновлявшимися еженедельно.

По окончании кинопоказа в субботу 5 мая 1979 года в 20.10 по первой программе телевидения был показан первый фильм эпопеи, «22 июня 1941», с повтором в воскресенье утром. 9 мая прошла «Битва за Москву», а с 15 мая пошли регулярные показы – два фильма в неделю, во вторник и пятницу вечером, с повторами в среду и субботу утром. Показ закончился 13/14 июля.

В США киноэпопея прошла с большим успехом и собрала 145 млн зрителей[2].

Список серий[править | править код]

Фильм состоит из 20 частей продолжительностью примерно 50 минут каждая:

  • Фильм 1-й. «22 июня 1941»
  • Фильм 2-й. «Битва за Москву»
  • Фильм 3-й. «Блокада Ленинграда»
  • Фильм 4-й. «Партизаны. Война в тылу врага»
  • Фильм 5-й. «На восток»
  • Фильм 6-й. «Война в Арктике»
  • Фильм 7-й. «Оборона Сталинграда»
  • Фильм 8-й. «Победа под Сталинградом»
  • Фильм 9-й. «Битва за Кавказ»
  • Фильм 10-й. «Величайшее танковое сражение»
  • Фильм 11-й. «Война в воздухе»
  • Фильм 12-й. «Битва на море»
  • Фильм 13-й. «Освобождение Украины»
  • Фильм 14-й. «Освобождение Белоруссии»
  • Фильм 15-й. «От Балкан до Вены»
  • Фильм 16-й. «Освобождение Польши»
  • Фильм 17-й. «Союзники»
  • Фильм 18-й. «Битва за Берлин»
  • Фильм 19-й. «Последнее сражение войны»
  • Фильм 20-й. «Неизвестный солдат»

Награды[править | править код]

Создатели фильма были награждены Ленинской премией:

  • Гелейн, Игорь Игоревич – режиссёр.
  • Григорьев, Игорь Андреевич – режиссёр.
  • Данилов, Лев Стефанович – режиссёр.
  • Ицков, Игорь Моисеевич – сценарист.
  • Александров-Агентов, Андрей Михайлович – сценарист.
  • Катанян, Василий Васильевич – режиссёр.
  • Киселёв, Семён Григорьевич – режиссёр.
  • Кристи, Леонид Михайлович – режиссёр.
  • Лановой, Василий Семёнович – актёр.
  • Пумпянская, Семирамида Николаевна – режиссёр.
  • Рыбакова, Александра Яковлевна – режиссёр.
  • Семёнов, Тенгиз Александрович – режиссёр.
  • Славин, Константин Львович – сценарист.
  • Фирсова, Джемма Сергеевна – актриса, режиссёр.
  • Фомина, Зоя Петровна – режиссёр.

Восприятие[править | править код]

После премьерного показа по центральному телевидению СССР в адрес создателей пришло множество писем от зрителей, выражавших благодарность. Для многих несколько секунд хроники стали последней возможностью увидеть близких, которые так и не вернулись с войны[4]. По просьбам зрителей один из создателей фильма на Центральной студии документальных фильмов – фронтовой кинооператор Алексей Алексеевич Лебедев – переснял кадры со старых кинолент в фотографии[4].

Факты[править | править код]

При показе «Великой Отечественной» по первой программе советского телевидения в 1982 году каждая серия начиналась с заставки с текстом цитаты из интервью Л. И. Брежнева и её голосовым чтением диктором: «Для советского народа это была Великая Отечественная война. Наш народ не забудет её никогда. (Леонид Ильич Брежнев).»

Само же интервью Л. И. Брежнева, возле которого была также снята его внучка, было показано в последней серии «Великой Отечественной». Там он и произнёс цитируемые в заставке слова, с характерным для его речи «гхэканьем» в слове «никогда». Интонационные ударения в произносимых Л. И. Брежневым словах из приводимой в заставке цитаты также отличались от дикторских.

При показе «Великой Отечественной» по третьей (образовательной) программе советского телевидения в 1983 году, уже при Ю. В. Андропове, заставка с показываемым текстом и дикторским голосовым цитированием слов Л. И. Брежнева, а также и само интервью Л. И. Брежнева в последней серии киноэпопеи были вырезаны.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эд. Поляновский. Память // Известия №270. – 17 ноября 1979.
  • Тенейшвили О. В. Киноэпопея «Великая Отечественная». – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1981. – 119 с.

Ссылки[править | править код]

20 серий фильма «Неизвестная война» // Архив кинохроники и документальных фильмов

Источник

Цикл великая отечественная 1979Производство: CCCР (Совинфильм совместно с ЦСДФ, Эйр Тайм Интернэшнл)

Режиссер: Роман Кармен, Гутман Илья, Тенгиз Семенов, Григорьев Игорь

С американской стороны ведущий Берт Ланкастер. Голос за кадром – Василий Семенович Лановой

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американцами создал фильм «Неизвестная война», который стал настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге советского воина и нашего народа, ставшего главным творцом победы над гитлеровским фашизмом. За свои работы в 1942, 1947, 1952 и в 1960 годах Роман Кармен получил Государственные и Ленинскую премии СССР. Награжден пятью орденами и множеством медалей. Все, что видел объектив его кинокамеры, тогда еще не было историей, как это стало сегодня. Это была современность, рассказывая о которой, не всегда легко можно было расставить акценты, не погрешить против истины.

С первых дней Великой Отечественной Кармен на фронте. Он возглавил фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов. В бой солдаты шли с автоматами в руках, а операторы – с кинокамерой, как потом признавался сам Кармен.

На самом деле в советское время показывался несколько иной вариант фильма: неповторимый голос Василия Ланового вошел в сознание современников, когда он читал закадровый текст + несколько иная редакция материала и комментариев… но, к сожалению, данный вариант найти не удалось (пылится в архивах Гохрана, вероятно), посему в копии предлагаемой к просмотру приходиться пользоваться (смешно даже) обратным переводом с английского.

Фильм 1. «22 июня 1941 года»

Этим фильмом открывается российско-американский проект о Великой Отечественной войне под названием «Неизвестная война». Неизвестной долгие годы она оставалась для американцев, чьи деды принимали участие в военных действиях Второй мировой войны, как участники Второго фронта, высадившиеся во Франции уже в 1944 году. События, которые развернулись на Восточном фронте еще в 1941 году, для большинства жителей Запада оставались тайной за семью печатями…

Фильм 2. «Битва за Москву»

Неожиданно мощное сопротивление русских, на которое гитлеровцы натолкнулись на подступах к Москве, Гитлер обозвал «дикарским упрямством русской пехоты». Тем не менее, он решил принять личное участие в событиях на Восточном фронте. По новому плану Гитлера Москву следовало окружить, чтоб ни один человек не проник за её пределы и затопить, образовав огромное море, которое скрыло бы Древнюю столицу от всего цивилизованного мира. Эту операцию он назвал «Тайфун». По фронту, протяженностью в 220 км в операции должны были принять участие 77 немецких дивизий, 14 из них – бронетанковых и 8 моторизованных, миллион солдат, 1700 танков, свыше 14000 пушек и миномётов, около 950 самолётов. Чтобы противостоять этому у Красной Армии было всего лишь 800 000 солдат, 7600 пушек, 990 танков и 670 самолётов… Гитлер уже объявил о нанесении последнего победного удара…

Фильм 3. «Блокада Ленинграда»

Гитлер предсказывал: «При первом же ударе русская армия потерпит еще большее поражение, чем армия Франции». Ленинграду суждено было стать первым крупным городом, захваченным гитлеровцами. «Город должен быть стерт с лица земли!» – объявил фюрер. И 6 сентября начались воздушные налеты на Ленинград. Через два дня – 8 сентября – на город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… В 1941 году в Ленинграде проживало более 2.5 миллионов человек. Каждый третий умрет от голода, бомбежек и артиллерийских снарядов, от страшных холодов… – мужчины, женщины, дети…

Фильм 4. «На Восток»

С захватом Украины государство потеряло почти все источники сырья для производства стали, а в Донбассе – 60% угля. На Востоке – за Уралом – в Сибири и Центральной Азии приходилось начинать все сначала – полностью восстанавливать производство, вновь монтировать заводы и разрабатывать новые месторождения. Несмотря на оккупацию больших районов страны, удалось не только увеличить выпуск боевой техники и материалов, но также добиться количественного и качественного превосходства над техникой врага. С конвейеров стали сходить новые виды вооружения, и уже к концу второго года войны советская военная промышленность превзошла германскую. Морозов, Кошкин, Кучеренко – конструкторы революционно-нового танка «Т-34». Яковлев, Туполев, Лавочкин, Ильюшин – конструктор знаменитого «Ила». Рабочие и инженеры героически трудились плечом к плечу на победу. Основной работающей силой были женщины. Им пришлось овладевать непривычным делом и преодолевать горесть. Не одна русская женщина до этого не работала у доменной печи, в шахтах и рудниках. Но тыл – это не только заводы. Это и киностудии. В степях Казахстана Эйзенштейн снимал «Иван Грозный». Актеры, художники, поэты, ученые – все вносили свой вклад. Труппа Малого Театра дала достаточно денег, чтобы построить целую эскадрилью истребителей. Русская Православная церковь пожертвовала деньги на танковую колонну. Но хуже всего была детская доля – многие остались сиротами, многие были разлучены со своими родителями в хаосе эвакуации, многие были ранены, голодали. Им пришлось слишком рано познать страх, боль и одиночество…

Фильм 5. «Оборона Сталинграда»

200 дней и ночей продолжалось сражение за Сталинград, город на Волге. Более двух миллионов солдат принимало участие в грандиозной битве.

Фильм 6. «Сталинград выстоял»

План, составленный Жуковым и Василевским при участии маршала артиллерии Воронова, был назван «Уран». Жукову в тайне от немцев удалось провести подготовку ответного удара: 10 армий, более миллиона солдат, 1500 танков, 15 тысяч единиц артиллерии должны были вступить в схватку с пятью немецкими армиями и их союзниками и переломить ход войны…

Фильм 7. «Величайшее в мире танковое сражение»

Июль 1943 года. Гитлер планировал уничтожить Советскую армию под Курском и предпринять последнюю попытку выиграть войну. В этой битве столкнулись тысячи советских и немецких танков. Это была колоссальная битва гигантов – столкновение человека с машиной. К концу первого дня ожесточенной схватки немцы потеряли на севере дуги 25 тысяч солдат и 200 танков. А они все лишь пытались пробиться через первую линию обороны. Вторая была значительно сильнее…

Фильм 8. «Война в Арктике»

В гавань Мурманска приходили конвои с оружием и боеприпасами из США и Великобритании. Путь кораблей по арктическим морям был настолько рискованным, что моряки конвоев называли его «коридором смерти». Конвои находились в постоянной опасности нападения со стороны немецких подводных лодок и самолетов. Немцы, базировавшиеся на северном мысе Норвегии, совершали на корабли ежедневные атаки, в частности, один конвой – PQ-17 – понес огромные потери: из 37 кораблей добраться до Мурманска удалось только 13-ти. Немецкий флот, используя свои новые норвежские базы шел Баренцевым проливом, намереваясь захватить Мурманск – единственный незамерзающий русский северный порт. Среди советских береговых батарей была батарея, которой командовал Олег Космачев. В ходе войны на батарею Космачева было сброшено 17000 снарядов большого калибра и 7000 бомб. В первый же день немцы объявили о своей победе. Но для батареи Космачева война была долгой и тяжелой…

Фильм 9. «Война в воздухе»

В первый день войны, люфтваффе уничтожил более тысячи советских самолетов; немецкие газеты объявили о триумфе. К 5 октября 1941 года официальные цифры советских потерь составили 5136 самолетов. Но несмотря на численное превосходство немцев уцелевшие советские истребители все же поднимались в воздух. Обладая меньшей скоростью и маневренностью, они таранили нацистские самолеты. В первый день войны таким образом было сбито 200 нацистских самолетов, но на пути оставшейся тысячи была Москва… Немецкая разведка не учла три фактора: первое – решимость и высокий профессионализм советских летчиков, второе – «цвет» советской авиации в боях еще не участвовал и третье – они не оценили возможность советской промышленности… Командование советской авиации, возглавляемое маршалом А. Новиковым, считало основной задачей авиации – осуществление поддержки советских наземных вооруженных сил, а не бомбежки, направленной на разрушение немецких городов…В 1943 году после Сталинградской битвы господство в воздухе перешло к русским…

Фильм 10. «Партизаны»

В конце 1942 – начале 1943 годов большая часть европейской территории России была оккупирована немцами. Но сотни тысяч партизан яростно боролись с врагом… Советское верховное командование создало Центральный штаб партизанского движения. Его возглавил Пантелеймон Пономаренко. Штаб координировал партизанскую стратегию и тактику, осуществлял связь с Красной Армией по доставке оружия, медикаментов, боеприпасов, взрывчатки, врачей, продовольствия, координировал действия инструкторов по саботажу. Осенью 1942 года немцам приходилось держать 15 пехотных дивизий, 10 дивизий безопасности, 27 полицейский полков, 144 специальных батальона для борьбы с партизанами, а через два года 10% всех ударных войск нацистов на Восточном фронте было вовлечено в войну с партизанами. По утверждению Пономаренко, к июлю 1943 года партизаны убили 300 000 немцев, в том числе, 30 генералов, разрушили более 3000 мостов, уничтожили более 1000 танков, около 500 самолетов, до 420 пушек и 4000 грузовиков. Очень много среди партизан было детей. Часто они оказывались самыми смышлеными при сборе сведений, но, если нацисты ловили их, то на возраст скидок не делалось… …В оккупированном Полоцке, где находился детский дом, у немцев были свои планы. Об этом узнали партизаны и немедленно предприняли меры. Немцы хотели отправить сирот в экспериментальную лабораторию, где их должны были использовать в качестве подопытных. Партизанам удалось самолетом эвакуировать детей подальше в тыл. При посадке самолет загорелся… Вспоминает воспитательница детского дома…

Фильм 11-й. «Война на море»

Русские сражались с Гитлером на Балтийском море и в Финском заливе, на Черном море, в Северном Ледовитом океане, на озерах и реках. Советский Балтийский флот вывез советские войска из Таллинна под огнем нацистских бомб и шквалом торпедного огня. Те, кому удалось спастись, вернулись на крупную морскую базу Кронштадт после эвакуации. Когда корабли были потоплены, советские моряки продолжали драться на суше. Они сражались с немцами в Одессе, Новороссийске, Мурманске. В течение 250 дней держали оборону осажденной крепости Севастополя. Каждая из этих битв стало яркой страницей в этой «неизвестной войне»…

Фильм 12-й. «Битва за Кавказ»

Через Кавказ Гитлер хотел открыть путь к Индии. Он жаждал этой победы, «после которой, – говорил он, – я перенесу эту войну на континент Соединенных Штатов». Летом 1943 года началась битва за Кавказ. Сражение длилось тридцать с половиной месяцев. Только в битве за Новороссийский полуостров крупные силы русских защищали Малую землю в течение семи месяцев. На эту территорию нацистские самолеты совершали до 2000 налетов в день. Немецкая артиллерия вела шквальный огонь, после которого следовали масштабные наступления пехоты. Это была долгая и ожесточенная битва, во время которой нацистами была использована тонна боеприпасов на каждого русского защитника…

Фильм 13-й. «Освобождение Украины»

Даже после битвы под Курском и потери 1500 танков, полумиллиона человек и 3000 артиллерийских орудий германская военная машина все еще представляла собой грозную силу: на линии фронта, протяженностью 680 км по западному берега Днепра, вермахт сосредоточил 37 пехотных дивизий и 17 танковых. У 5 советских армий превосходство было незначительное. Эриху фон Манштейну, командующему немецкими дивизиями, приказом Гитлера отступать было строжайше запрещено. Советские войска начали наступление и 23 августа 1943 года ворвались в Харьков, который стал их первой победой на украинской земле. После Харькова Советская армия двинулась на освобождение Киева и Донецкого бассейна. 20 сентября передовые советские соединения подошли к восточному берегу Днепра. Гитлер сказал, что это большое водное препятствие не должно быть пересечено. Немцы бросили все силы, чтобы не допустить переправы. На виду у немцев, окопавшихся на западном берегу, все больше и больше атакующих частей советской армии пробивалось к реке и переплавлялось через нее под непрерывным огнем противника. За участие в этой операции 2500 солдат стали Героями Советского Союза, проявив удивительную доблесть. …Чтобы взять Севастополь в 1941-1942 годах немцам потребовалось 250 дней, в 1944 году у Красной Армии это заняло 58 часов. 9 мая Черноморский флот вернулся на свою родную базу. А для немецкой 17-ой армии война была закончена.

Фильм 14-й. «Освобождение Белоруссии»

В 1944 году Красная Армия возвращалась. Освободив Смоленск и Новгород, Советские войска подходили к первым деревням Белоруссии… Трудно до конца представить огромные потери и количество унесенных жизней этого народа – три года ужаса: Хатынь… и еще 9200 сожженных дотла белорусских деревень, более 2 000000 убитых – каждый 4-й… …Для гитлеровской армии группы «Центр» возврата домой не было. Действуя далеко за линией фронта, советские штурмовики громили пути их отступления. 6 немецких дивизий были окружены в Бобруйске. 26 июня Красная Армия взяла Витебск. Он был разрушен до основания. Советские войска приближались к Минску. Здесь в огненном кольце были захвачены сто тысяч нацистов. На рассвете 3 июля советские танки прорвали немецкие оборонительные линии, и советская пехота ворвалась в Минск. К концу дня столица Белоруссии была освобождена. …В Прибалтике, как и в Белоруссии, Красную Армию ожидало еще одно ужасающее зрелище – концлагеря…

Фильм 15-й. «От Балкан до Вены»

28 августа, через три дня после начала наступления, марионеточный режим Антонеску был низвергнут. 31 августа советские войска вошли в Бухарест. В битве за Румынию погибло 69 000 советских солдат… Болгарский царь Борис слыл большим другом нацистов. Он заключил пакт с Германией еще в 1941 году, объявив войну Англии и Соединенным Штатам. Части болгарского сопротивления укрывались в горах. 7 сентября 1944 года царь Борис порвал отношения с нацистской Германией и на следующий же день объявил ей войну, но он опоздал – направив царю формальное объявление войны, Советские войска в тот же день вступили в Болгарию. Красной Армии не было оказано никакого сопротивления. На следующий день в Софии был проведен парад Победы. Югославское сопротивление было героическим. Медленно с большим трудом, ценой многих жертв югославские партизаны начали постепенно освобождать свою землю. 14 октября советская и народно-освободительная армия Броз Тито достигли пригородов Белграда. Немецкие войска свирепо сопротивлялись в течение 6 дней. Под руководством своего сухопутного адмирала Миклоша Хорти Венгрия была одной из первых стран, заключивших союз с Германией. Осенью 1944 года Хорти оставался единственным союзником Германии. Немецкие войска оккупировали территорию Венгрии, чтобы помешать наступлению Красной Армии. В Венгрии немцы потеряли 128 тысяч убитыми, 138 тысяч сдались в плен. 140 тысяч советских воинов пали в боях за освобождение Венгрии… Наступление на Австрию велось повсюду – в воздухе, с Дуная и с суши. Битва за Вену была напряженной, хотя менее разрушительной, чем за Будапешт. Немцы отчаянно сопротивлялись в течение недели, но 13 апреля 1945 года, в конце концов, сдались. В Вене царило праздничное настроение, жизнерадостные австрийцы приветствовали солдат-освободителей. Оркестр Красной Армии впервые за долгие годы войны сыграл свой первый вальс в освобожденной Вене…

Фильм 16-й. «Освобождение Польши»

Читайте также:  Организация циклов с неизвестным числом повторений