Жизненный цикл промышленного товара

Жизненный цикл промышленного товара thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2020; проверки требует 1 правка.

Запрос «PLM» перенаправляется сюда; о языке программирования см. PL/M.

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) – совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от её замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации (ГОСТ Р 56136-2014)[1]. Является частным случаем жизненного цикла системы применительно к изделиям промышленного производства.

Стадии и этапы жизненного цикла[править | править код]

Жизненный цикл включает несколько стадий, то есть частей жизненного цикла, выделяемых по признакам характерных для неё явлений, процессов (работ) и конечных результатов[1]. Основные стадии жизненного цикла это научные исследования, проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Они могут включать по несколько этапов, например:

  • Маркетинговые исследования
  • Проектирование
  • Испытания
  • Планирование и технологическая проработка процессов изготовления
  • Закупка материалов и комплектующих изделий
  • Изготовление
  • Приёмка
  • Упаковка и хранение
  • Продажа и распределение
  • Монтаж и наладка
  • Использование по назначению
  • Техническое обслуживание и ремонт
  • Послепродажная техническая поддержка (послепродажное обслуживание)
  • Утилизация и (или) переработка

Планирование деятельности с учётом особенностей стадий и этапов жизненного цикла позволяет обеспечить безопасность продукции, уменьшить издержки, рационально спланировать работы на разных стадиях жизненного цикла изделий. Управление процессами жизненного цикла современного высокотехнологичного изделия является сложной задачей и решается с помощью специализированных технологий и автоматизированных систем управления жизненным циклом[2].

PLM-система (англ. product lifecycle management system) – система, в том числе прикладное программное обеспечение, для управления жизненным циклом изделий.

Создание изделия[править | править код]

Проектирование современных высокотехнологичных изделий осуществляется с помощью систем автоматизированного проектирования. В САПР машиностроительных отраслей промышленности принято выделять системы функционального, конструкторского и технологического проектирования. Первые из них называют системами расчётов и инженерного анализа или системами CAE (англ. computer-aided engineering). Системы конструкторского проектирования называют системами CAD (computer-aided de). Проектирование технологических процессов составляет часть технологической подготовки производства и выполняется в системах CAM (computer-aided manufacturing). Для решения проблем совместного функционирования компонентов САПР различного назначения, координации работы систем САЕ/CAD/САМ, управления проектными данными и проектированием разрабатываются системы, получившие название систем управления проектными данными PDM (product data management). Системы PDM либо входят в состав модулей конкретной САПР, либо имеют самостоятельное значение и могут работать совместно с разными САПР.

Начиная со стадии проектирования требуются услуги системы управления цепочками поставок – SCM. Цепь поставок обычно определяют как совокупность стадий увеличения добавленной стоимости продукции при её движении от компаний-поставщиков к компаниям-потребителям. Управление цепью поставок подразумевает продвижение материального потока с минимальными издержками.

Координация работы многих предприятий-партнёров с использованием интернет-технологий возлагается на системы электронной коммерции, иногда выделяемые в класс системам управления данными в едином информационном пространстве участников жизненного цикла изделия.

Производство изделия[править | править код]

Информационная поддержка этапа производства изделия осуществляется автоматизированными системами управления предприятием (АСУП) и автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). К АСУП относятся интегрированные системы планирования ресурсов предприятия (ERP), системы планирования производства (MRP, MRP II), SCM-системы. Наиболее развитые системы ERP выполняют различные бизнес-функции, связанные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом перспектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учётом основных фондов и т. п. Системы MRP II ориентированы, главным образом, на бизнес-функции, непосредственно связанные с производством. SCM и MRP II могут быть реализованы как подсистемы ERP.

Промежуточное положение между АСУП и АСУТП занимает производственная исполнительная система – MES, предназначенная для решения оперативных задач управления проектированием, производством и маркетингом.

В состав АСУТП входит система SCADA, выполняющая диспетчерские функции (сбор и обработка данных о состоянии оборудования и технологических процессов) и помогающая разрабатывать программное обеспечение для встроенного оборудования. Для непосредственного программного управления технологическим оборудованием используют системы CNC (computer numerical control на базе специализированных промышленных компьютеров, встроенных в технологическое оборудование с числовым программным управлением.

Эксплуатация изделия[править | править код]

Советский энциклопедический словарь определяет понятие «эксплуатация» как производное от фр. exploitation (использование, извлечение выгоды) и описывающее, в частности, «использование средств труда и транспорта».[3]

В технике понятие «эксплуатация» определяется ГОСТ 25866-83 как стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Стадия эксплуатации в общем случае включает использование изделия по назначению, его транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт. Для сложных видов техники (авиационной, морской, ракетной и т. п.) в нормативной документации может быть установлена номенклатура видов ремонта, входящих в эксплуатацию (например, текущий или средний ремонт), и выполняемых на условиях вывода изделия из эксплуатации (капитальный ремонт).

Для совокупности выполняемых на стадии эксплуатации изделия работ по его транспортированию, хранению, техническому обслуживанию и ремонту используют производное от «эксплуатация» понятие «техническая эксплуатация» (ГОСТ 25866-83, п. 2)[4]

В отдельных видах техники для обозначения процесса её использования по назначению применяют производные от термина «эксплуатация», например, «лётная эксплуатация воздушного судна».[5]

Читайте также:  Презентация жизненный цикл папоротника

Для установления взаимодействия поставщика с приобретателем изделия уже на этапе реализации продукции определяются отношения поставщика с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые изделия. Эти функции реализуются с помощью системы CRM.

Концепция управления жизненным циклом изделия[править | править код]

Управление данными в информационном пространстве, едином для различных автоматизированных систем, возлагается на систему управления жизненным циклом продукции – PLM (product lifecycle management). Технологии PLM объединяют методы и средства информационной поддержки изделий на всех этапах их жизненного цикла. При этом обеспечивается взаимодействие как средств автоматизации разных производителей, так и различных автоматизированных систем многих предприятий, то есть технологии PLM являются основой, интегрирующей информационное пространство, в котором функционируют САПР, ERP, PDM, SCM, CRM и другие автоматизированные системы разных предприятий.

Концепция управления жизненным циклом изделия (англ. PLM) была впервые представлена American Motors Corporation (AMC) в 1985 году для повышения конкурентоспособности своей продукции[6][7][8]. По словам Франсуа Кастайна, вице-президента по проектированию и разработке: «Не имея огромных бюджетов у General Motors, Ford и иностранных конкурентов … AMC сделала упор на НИОКР, чтобы поддержать жизненный цикл своей первичной продукции (в частности, Jeep)»[9].

Первым этапом в стремлении ускорить разработку продукта стала программная система автоматизированного проектирования (САПР), которая сделала инженеров более продуктивными[8]. Вторым этапом была новая система управления данными об изделиях, которая позволяла быстрее разрешать конфликты и сокращала сроки внесения инженерных изменений, поскольку все чертежи и документы находились в центральной базе данных[8]. Управление инженерными данными было настолько эффективным, что после приобретения AMC компанией Chrysler система была внедрена во всех подразделениях предприятия, участвующих в создании продукции[8]. Будучи пионером в технологии PLM, Chrysler смог стать самым дешевым производителем в автомобильной промышленности, затраты на разработку к середине 1990-х годов составляли половину среднего показателя по отрасли[8].

Параллельно, начиная с 1982-83 годов, компания Rockwell International разработала первоначальные концепции PDM и PLM для программы бомбардировщиков B-1B[10]. Система Engineering Data System (EDS) была интегрирована с системами Computervision и CADAM для отслеживания конфигурации изделий и жизненного цикла продукции. Позднее была выпущена версия Computervison, в которой реализованы только аспекты PDM, поскольку модель жизненного цикла была специфична для продукции Rockwell и аэрокосмической отрасли.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 ГОСТ Р 56136-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения. Стандартинформ. Дата обращения: 19 декабря 2018.
  2. ↑ ГОСТ Р 56135-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Общие положения. Стандартинформ. Дата обращения: 19 декабря 2018.
  3. ↑ Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – Изд. 2. – Москва: Советская Энциклопедия, 1983. – С. [1532] (стб. 3). – 1600 с. – 125 000 (доп. тир.) экз. – ISBN 5-85270-001-0.
  4. ↑ Большая российская энциклопедия – понятие “Техническая эксплуатация” (неопр.). https://bigenc.ru. Минкульт России. Дата обращения: 11 января 2018.
  5. ↑ Авиация : Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищёв. – Москва: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. – С. [669] (стб. 1). – 735 с. – 25 000 экз. – ISBN 5-85270-086-X.
  6. ↑ Cunha, Luciano. Manufacturing Pioneers Reduce Costs By Integrating PLM & ERP. – onwindows.com. Retrieved 7 February 2017., 20 July 2010.
  7. ↑ Wong, Kenneth. What PLM Can Learn from . – Retrieved 7 February 2017. – 29 July 2009.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 Hill, Jr., Sidney. How To Be A Trendsetter: Dassault and IBM PLM Customers Swap Tales From The PLM Front // COE newsnet. d from the original on 13 February 2009. Retrieved 7 February 2017. – May 2003.
  9. ↑ Pearce, John A.; Robinson, Richard B. Formulation, implementation, and control of competitive strategy (4 ed.) // Irwin. p. 315. Retrieved 7 February 2017. – ISBN 978-0-256-08324-8.
  10. ↑ “Projects Past”. Brian’s Blog. 16 September 2013. Retrieved 7 February 2017. “Projects Past”..

См. также[править | править код]

  • Жизненный цикл системы
  • Жизненный цикл программного обеспечения

Источник

ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ

Жизненный цикл промышленной продукции независимо от ее типа и на­значения вписывается в довольно четкую последовательность стадий и эта­пов, приведенную в табл. 2.2. На каждом из указанных в таблице этапов на промышленную продукцию относят затраты на необходимые ресурсы.

Таблица 2.2

Стадии жизненного цикла

Этапы жизненного цикла (подразделения, обеспечивающие их выполнение)

Исследование и про­ектирование продук­ции

1. Исследование и отработка замысла (научно-исследо – вательские подразделения и подразделения перспектив­ного планирования)

2. Разработка проектной и рабочей конструкторской до­кументации опытного образца (конструкторские подраз­деления)

3. Изготовление и испытание опытного образца (опыт­ное и экспериментальное производство, испытательные подразделения, конструкторские подразделения)

4. Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления продукции (проектно-конструкторские под­разделения)

5. Изучение опыта потребления или эксплуатации (науч­но-исследовательские и конструкторские подразделения)

Изготовление продук­ции

1. Технологическая подготовка производства (специали­зированные производства, технологические и конструк­торские подразделения)

2. Изготовление установочной и головной контрольной серии (основное, обеспечивающее и обслуживающее производства)

3. Установившееся производство (основное, обеспечива­ющее и обслуживающее производства)

4. Подготовка продукции к транспортированию и хране­нию

Обращение продукции

1. Сбыт (сбытовые организации и подразделения)

2. Хранение (базы и склады)

3. Транспортирование (транспортные и сбытовые подраз­деления)

Потребление или экс­плуатация и утилиза­ция продукции

1. Целевое использование, потребление (центры техни­ческого обслуживания, подразделения эксплуатации)

2. Обслуживание и профилактический ремонт (центры технического обслуживания, подразделения эксплуата­ции)

3. Ремонт, восстановление (ремонтные предприятия и подразделения)

Читайте также:  Особенности жизненных циклов растений систематическая группа растений

На первой стадии исследования и проектирования продукции предопреде­ляется 60…80% ее себестоимости, хотя сами затраты при этом составляют чаще всего меньше одной десятой процента общих затрат, т. е. здесь наблюда­ется наибольшее несоответствие между уровнем собственных затрат и тем вли­янием, которое оказывает данная стадия на суммарные затраты последующих стадий жизненного цикла продукции.

На стадиях изготовления и обращения продукции уровень затрат зависит от прогрессивности и сложности разрабатываемых технологических процес­сов, а также от масштабов, стабильности и серийности выпуска спроектиро­ванной продукции. С точки зрения влияния на затраты за весь жизненный цикл продукции этап технологического освоения ее производства занимает одно из ведущих мест. Например, в индивидуальном крупном машиностроительном производстве расходы на техническую подготовку и освоение в 2-4 раза пре­вышают себестоимость изготовления продукции.

В структуре отчетных калькуляций себестоимости установившегося произ­водства продукции, выпускаемой предприятиями электротехнической про­мышленности (например, объединением УРАЛЭЛЕКТРОТЯЖМАШ), наи­больший удельный вес имеют затраты на сырье, покупные изделия и полу­фабрикаты (60…80 %), а затраты на топливо и энергию (в том числе и электроэнергию) составляют примерно 2 %.

Следовательно, для электротехнической промышленности освоение новой продукции всегда связано с значительными экономическими трудностями для предприятия, даже при том условии, что прямые расходы по освоению про­дукции оплачиваются за счет специальных источников финансирования.

Заключительная стадия потребления или эксплуатации и утилизации про­дукции имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла. Именно на этой стадии изделие начинает давать экономический эффект в результате целевого его использования потребителем. Но следует помнить, что как только происходит износ изделия и появляются неисправности, оно снова становится потребителем ресурсов. Когда затраты, связанные с эксплу­атацией изделия, превышают полезную отдачу, наступает момент его утили­зации.

Такое представление жизненного цикла полностью соответствует приня­тому в России стандарту ИСО 9001 – 96, который представляет собой аутен­тичный текст международного стандарта ИСО 9001 – 94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт ИСО 9002 – 96 уточняет модели обеспе­чения качества.

Затраты на стадии потребления или эксплуатации и утилизации продук­ции зависят от расходования ресурсов, потребляемых при эксплуатации и обслуживании техники, поддержания ее в рабочем состоянии и эффективно­сти системы ремонтов, проводимых за время эксплуатации, а также от ремон­топригодности, ремонтной и эксплуатационной технологий самого изделия. По статьям расходов на заключительной стадии жизненного цикла продукции все ресурсы в процентном отношении к итогу распределяются приблизитель­но следующим образом: амортизация – 27,4 %; эксплуатация и ремонт – 47,2 %; внутризаводские перемещения – 7,0%; износ малоценных и быстроизнаши­вающихся инструментов и приспособлений – 10,1 %; прочие расходы – 8,3 %.

Из этого распределения видно, что на самой длительной стадии жизнен­ного цикла продукции наибольшие затраты связаны с эксплуатацией и обслу­живанием оборудования. Применительно к видам наиболее массовой продук­ции машиностроения примерно 70 % всех затрат за ее жизненный цикл при­ходится на эксплуатацию.

Среди всех видов ресурсов особое место занимают энергетические. При этом потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем сум­марное потребление всех других топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что наблюдается чуть ли не с самого начала использования электроэнергии в промышленных масштабах. Причем темпы роста потребления электроэнер­гии должны и в дальнейшем опережать рост общего энергопотребления. Это обусловлено рядом технических причин, основные из которых заключаются в следующем: электроэнергию можно вырабатывать на базе самых различных ТЭР; широкие возможности регулирования электроэнергии обеспечивают эффективность ее использования; использование электроэнергии практиче­ски не причиняет ущерба окружающей среде.

Из результатов анализа структуры потребления электроэнергии по отрас­лям промышленности установлено, что основная доля приходится на элект­роприводы (например, в химической промышленности – 68 %, черной ме­таллургии – 64,5%, машиностроении и металлообработке – 50,4%). Среди машиностроительных предприятий наибольшее потребление электроэнергии характерно для автомобиле – и приборостроения (соответственно 54,8 % и 52,8%).

Высокое электропотребление, значительные потери электроэнергии в про­мышленности и неудовлетворительный характер энергоснабжения вызвали необходимость принятия федерального закона об энергосбережении.

Характерной особенностью электромоторов МТН является фазный ротор. Это значит, что управляющее напряжение подается на ротор двигателя. Скорость и пусковой момент регулируется резисторами пусковой регулировки в цепи ротора.

С самого начала постановки и разработки методологии проектирования в учебном процессе раздел технико-экономического обоснования (ТЭО) яв­лялся непременной составной частью дипломного проектирования. В первом курсе по электрической передаче и распределению механичес­кой …

Информационные сети служат для передачи данных на всех уровнях авто­матизации производства, включая сети полевого и заводского уровней, ком­плекс сетевых компонентов, программные и аппаратные средства для постро­ения, конфигурации и эксплуатации. Некоторые …

Читайте также:  Финансирование проект жизненного цикла

Источник

Причинно-следственные связи взаимодействия субъектов в социально-экономических системах опосредуются динамикой чело­веческих потребностей и возможностями их удовлетворения на данном этапе развития экономики. Так, характер изменения по­требностей потребителей того или иного товара определяет тенден­цию изменения спроса на этот товар, что указывает на необходи­мость увеличения или уменьшения производства этого товара, из­менения технологии.

Продолжительность всего жизненного цикла и его отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако общей тенденцией, как для товаров широкого потребления, так и для товаров произ­водственно-технического назначения является сокращение цикла жизни товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет.

Концепция жизненного цикла товара имеет большое значе­ние для практики предпринимательства.

Во-первых, она ориенти­рует руководителей на проведение анализа деятельности предпри­ятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций.

Во-вторых, концепция жизненного цикла товара нацеливает на прове­дение систематической работы по планированию и разработке но­вой продукции.

В-третьих, данная концепция помогает формиро­вать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также опреде­лять уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы.

Необходимость концепции жизненного цикла товара прояв­ляется при анализе поведения отдельно взятого товара, при анализе оборота и прибыли общей программы от продаж продукции, анали­зе ввода на рынок и элиминации товара, обосновании мероприя­тий по улучшению дизайна и внешнего вида товара, его упаковки. С помощью графического изображения жизненного цикла товара можно достаточно быстро выявить сильные и слабые стороны программы сбыта. Зная, на какой стадии жизненного цикла находится товар, можно разработать конкретные мероприятия товарной по­литики в соответствии с присущей этой стадии стратегией марке­тинга (рис. 3), и тем самым контролировать конкурентоспособ­ность товара на рынке.

Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) – это изменение объема продаж и прибыли на протяжении времени его жизни, вре­мя существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ предложена Теодором Левиттом в 1965 г., и с того времени прочно вошла в тео­рию и практику маркетинга.

Рис. 2. Изменение объема продаж и прибыли на протяжении ЖЦТ

Наряду с классическим ЖЦТ (рис. 2) на практике могут иметь место особые случаи, когда форма кривой ЖЦ недостаточно четко отражает различные стадии внедрения товара на рынок (рис. 3)

Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. Могут быть товары – долгожители, но вечного товара нет.

Концепция ЖЦТ может применяться в отношении вида продукции, типа продукции, конкретной модели и марки.

Тип и особенно кон­кретная модель продукции более четко следует ЖЦТ, чем вид про­дукции или торговая марка.

Рис. 3. Виды ЖЦТ

1. Разработка, в ходе которой предприятие находит и во­площает в жизнь новую идею. В это время объем продаж равен ну­лю, а затраты растут по мере приближения к заключительным ста­диям процесса.

2. Выведение на рынок, сопровождается медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия.

3. Рост – период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли.

4. Зрелость – рост объема продаж; замедляется, так как ос­новная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции.

5. Упадок – спад объема продаж и сокращения прибыли.

Жизненный цикл промышленного товара

В таблице 1 Определены ключевые характеристики каждо­го этапа жизненного цикла товара.

Таблица 1 Жизненный цикл товара: основные характеристики,

цели и стратегии маркетинга

Стадии ЖЦТВыход на рынок.Рост.Зрелость.Упадок.
Характеристики:
Объем продаж.Невысокий уровень продаж.Быстро растущий.Пик продаж.Падение объема продаж.
Издержки.Высокие в расчете на одного покупателя.Средние в расчете на одного покупателя.Низкие в расчете на одного покупателя.Низкие в расчете на одного покупателя.
Прибыль.Отсутствует.Растущая.Высокая.Падение прибыли.
Потребители.“Новаторы”.Ранние последователи.Массовый рынок.“Консерваторы”.
Конкуренты.Очень мало.Растущее число.Стабильное, начинающее сокращаться.Сокращающееся количество.
Цели маркетинга:Информирование потребителей о товаре.Максимизация доли рынка.Максимизация прибыли и защита доли рынка.Уменьшение расходов и поддержание уровня сбыта.
Стратегии:
Товар.Предложение основного товара.Предложение расширенных вариантов товара, сервис, гарантии.Диверсификация марок и моделей.Исключение “слабых”.
Цена.Издержки плюс норма прибыли.Цена с целью проникновения на рынок.Цена, соответствующая ценам конкурентов.Сниженная цена.
Распределение.Избирательное (селективное).Интенсивное.Более интенсивное.Избирательное, закрытие убыточных каналов.
Реклама.Создание осведомленности о товаре, среди покупателей и дилеров.Создание осведомленности о товаре на массовом рынке.Подчеркивание особенностей марок и их преимуществ.Сокращение рекламы до уровня, необходимого для сохранения ярых приверженцев.
Стимулирование сбыта.Усиленное стимулирование, с целью опробовать и оценить товар.Умеренное, с целью воспользоваться преимуществами высокого потребления.Усиленное для поощрения переключения на другие марки.Уменьшение до минимального уровня.

Источник