Жизненный цикл промышленного товара
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2020; проверки требует 1 правка.
Запрос «PLM» перенаправляется сюда; о языке программирования см. PL/M.
Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) – совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от её замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации (ГОСТ Р 56136-2014)[1]. Является частным случаем жизненного цикла системы применительно к изделиям промышленного производства.
Стадии и этапы жизненного цикла[править | править код]
Жизненный цикл включает несколько стадий, то есть частей жизненного цикла, выделяемых по признакам характерных для неё явлений, процессов (работ) и конечных результатов[1]. Основные стадии жизненного цикла это научные исследования, проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Они могут включать по несколько этапов, например:
- Маркетинговые исследования
- Проектирование
- Испытания
- Планирование и технологическая проработка процессов изготовления
- Закупка материалов и комплектующих изделий
- Изготовление
- Приёмка
- Упаковка и хранение
- Продажа и распределение
- Монтаж и наладка
- Использование по назначению
- Техническое обслуживание и ремонт
- Послепродажная техническая поддержка (послепродажное обслуживание)
- Утилизация и (или) переработка
Планирование деятельности с учётом особенностей стадий и этапов жизненного цикла позволяет обеспечить безопасность продукции, уменьшить издержки, рационально спланировать работы на разных стадиях жизненного цикла изделий. Управление процессами жизненного цикла современного высокотехнологичного изделия является сложной задачей и решается с помощью специализированных технологий и автоматизированных систем управления жизненным циклом[2].
PLM-система (англ. product lifecycle management system) – система, в том числе прикладное программное обеспечение, для управления жизненным циклом изделий.
Создание изделия[править | править код]
Проектирование современных высокотехнологичных изделий осуществляется с помощью систем автоматизированного проектирования. В САПР машиностроительных отраслей промышленности принято выделять системы функционального, конструкторского и технологического проектирования. Первые из них называют системами расчётов и инженерного анализа или системами CAE (англ. computer-aided engineering). Системы конструкторского проектирования называют системами CAD (computer-aided de). Проектирование технологических процессов составляет часть технологической подготовки производства и выполняется в системах CAM (computer-aided manufacturing). Для решения проблем совместного функционирования компонентов САПР различного назначения, координации работы систем САЕ/CAD/САМ, управления проектными данными и проектированием разрабатываются системы, получившие название систем управления проектными данными PDM (product data management). Системы PDM либо входят в состав модулей конкретной САПР, либо имеют самостоятельное значение и могут работать совместно с разными САПР.
Начиная со стадии проектирования требуются услуги системы управления цепочками поставок – SCM. Цепь поставок обычно определяют как совокупность стадий увеличения добавленной стоимости продукции при её движении от компаний-поставщиков к компаниям-потребителям. Управление цепью поставок подразумевает продвижение материального потока с минимальными издержками.
Координация работы многих предприятий-партнёров с использованием интернет-технологий возлагается на системы электронной коммерции, иногда выделяемые в класс системам управления данными в едином информационном пространстве участников жизненного цикла изделия.
Производство изделия[править | править код]
Информационная поддержка этапа производства изделия осуществляется автоматизированными системами управления предприятием (АСУП) и автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). К АСУП относятся интегрированные системы планирования ресурсов предприятия (ERP), системы планирования производства (MRP, MRP II), SCM-системы. Наиболее развитые системы ERP выполняют различные бизнес-функции, связанные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом перспектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учётом основных фондов и т. п. Системы MRP II ориентированы, главным образом, на бизнес-функции, непосредственно связанные с производством. SCM и MRP II могут быть реализованы как подсистемы ERP.
Промежуточное положение между АСУП и АСУТП занимает производственная исполнительная система – MES, предназначенная для решения оперативных задач управления проектированием, производством и маркетингом.
В состав АСУТП входит система SCADA, выполняющая диспетчерские функции (сбор и обработка данных о состоянии оборудования и технологических процессов) и помогающая разрабатывать программное обеспечение для встроенного оборудования. Для непосредственного программного управления технологическим оборудованием используют системы CNC (computer numerical control на базе специализированных промышленных компьютеров, встроенных в технологическое оборудование с числовым программным управлением.
Эксплуатация изделия[править | править код]
Советский энциклопедический словарь определяет понятие «эксплуатация» как производное от фр. exploitation (использование, извлечение выгоды) и описывающее, в частности, «использование средств труда и транспорта».[3]
В технике понятие «эксплуатация» определяется ГОСТ 25866-83 как стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Стадия эксплуатации в общем случае включает использование изделия по назначению, его транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт. Для сложных видов техники (авиационной, морской, ракетной и т. п.) в нормативной документации может быть установлена номенклатура видов ремонта, входящих в эксплуатацию (например, текущий или средний ремонт), и выполняемых на условиях вывода изделия из эксплуатации (капитальный ремонт).
Для совокупности выполняемых на стадии эксплуатации изделия работ по его транспортированию, хранению, техническому обслуживанию и ремонту используют производное от «эксплуатация» понятие «техническая эксплуатация» (ГОСТ 25866-83, п. 2)[4]
В отдельных видах техники для обозначения процесса её использования по назначению применяют производные от термина «эксплуатация», например, «лётная эксплуатация воздушного судна».[5]
Для установления взаимодействия поставщика с приобретателем изделия уже на этапе реализации продукции определяются отношения поставщика с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые изделия. Эти функции реализуются с помощью системы CRM.
Концепция управления жизненным циклом изделия[править | править код]
Управление данными в информационном пространстве, едином для различных автоматизированных систем, возлагается на систему управления жизненным циклом продукции – PLM (product lifecycle management). Технологии PLM объединяют методы и средства информационной поддержки изделий на всех этапах их жизненного цикла. При этом обеспечивается взаимодействие как средств автоматизации разных производителей, так и различных автоматизированных систем многих предприятий, то есть технологии PLM являются основой, интегрирующей информационное пространство, в котором функционируют САПР, ERP, PDM, SCM, CRM и другие автоматизированные системы разных предприятий.
Концепция управления жизненным циклом изделия (англ. PLM) была впервые представлена American Motors Corporation (AMC) в 1985 году для повышения конкурентоспособности своей продукции[6][7][8]. По словам Франсуа Кастайна, вице-президента по проектированию и разработке: «Не имея огромных бюджетов у General Motors, Ford и иностранных конкурентов … AMC сделала упор на НИОКР, чтобы поддержать жизненный цикл своей первичной продукции (в частности, Jeep)»[9].
Первым этапом в стремлении ускорить разработку продукта стала программная система автоматизированного проектирования (САПР), которая сделала инженеров более продуктивными[8]. Вторым этапом была новая система управления данными об изделиях, которая позволяла быстрее разрешать конфликты и сокращала сроки внесения инженерных изменений, поскольку все чертежи и документы находились в центральной базе данных[8]. Управление инженерными данными было настолько эффективным, что после приобретения AMC компанией Chrysler система была внедрена во всех подразделениях предприятия, участвующих в создании продукции[8]. Будучи пионером в технологии PLM, Chrysler смог стать самым дешевым производителем в автомобильной промышленности, затраты на разработку к середине 1990-х годов составляли половину среднего показателя по отрасли[8].
Параллельно, начиная с 1982-83 годов, компания Rockwell International разработала первоначальные концепции PDM и PLM для программы бомбардировщиков B-1B[10]. Система Engineering Data System (EDS) была интегрирована с системами Computervision и CADAM для отслеживания конфигурации изделий и жизненного цикла продукции. Позднее была выпущена версия Computervison, в которой реализованы только аспекты PDM, поскольку модель жизненного цикла была специфична для продукции Rockwell и аэрокосмической отрасли.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 ГОСТ Р 56136-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения. Стандартинформ. Дата обращения: 19 декабря 2018.
- ↑ ГОСТ Р 56135-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Общие положения. Стандартинформ. Дата обращения: 19 декабря 2018.
- ↑ Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – Изд. 2. – Москва: Советская Энциклопедия, 1983. – С. [1532] (стб. 3). – 1600 с. – 125 000 (доп. тир.) экз. – ISBN 5-85270-001-0.
- ↑ Большая российская энциклопедия – понятие “Техническая эксплуатация” (неопр.). https://bigenc.ru. Минкульт России. Дата обращения: 11 января 2018.
- ↑ Авиация : Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищёв. – Москва: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. – С. [669] (стб. 1). – 735 с. – 25 000 экз. – ISBN 5-85270-086-X.
- ↑ Cunha, Luciano. Manufacturing Pioneers Reduce Costs By Integrating PLM & ERP. – onwindows.com. Retrieved 7 February 2017., 20 July 2010.
- ↑ Wong, Kenneth. What PLM Can Learn from . – Retrieved 7 February 2017. – 29 July 2009.
- ↑ 1 2 3 4 5 Hill, Jr., Sidney. How To Be A Trendsetter: Dassault and IBM PLM Customers Swap Tales From The PLM Front // COE newsnet. d from the original on 13 February 2009. Retrieved 7 February 2017. – May 2003.
- ↑ Pearce, John A.; Robinson, Richard B. Formulation, implementation, and control of competitive strategy (4 ed.) // Irwin. p. 315. Retrieved 7 February 2017. – ISBN 978-0-256-08324-8.
- ↑ “Projects Past”. Brian’s Blog. 16 September 2013. Retrieved 7 February 2017. “Projects Past”..
См. также[править | править код]
- Жизненный цикл системы
- Жизненный цикл программного обеспечения
Источник
ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ
Жизненный цикл промышленной продукции независимо от ее типа и назначения вписывается в довольно четкую последовательность стадий и этапов, приведенную в табл. 2.2. На каждом из указанных в таблице этапов на промышленную продукцию относят затраты на необходимые ресурсы.
Таблица 2.2
Стадии жизненного цикла | Этапы жизненного цикла (подразделения, обеспечивающие их выполнение) |
Исследование и проектирование продукции | 1. Исследование и отработка замысла (научно-исследо – вательские подразделения и подразделения перспективного планирования) |
2. Разработка проектной и рабочей конструкторской документации опытного образца (конструкторские подразделения) | |
3. Изготовление и испытание опытного образца (опытное и экспериментальное производство, испытательные подразделения, конструкторские подразделения) | |
4. Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления продукции (проектно-конструкторские подразделения) | |
5. Изучение опыта потребления или эксплуатации (научно-исследовательские и конструкторские подразделения) | |
Изготовление продукции | 1. Технологическая подготовка производства (специализированные производства, технологические и конструкторские подразделения) |
2. Изготовление установочной и головной контрольной серии (основное, обеспечивающее и обслуживающее производства) | |
3. Установившееся производство (основное, обеспечивающее и обслуживающее производства) | |
4. Подготовка продукции к транспортированию и хранению | |
Обращение продукции | 1. Сбыт (сбытовые организации и подразделения) |
2. Хранение (базы и склады) | |
3. Транспортирование (транспортные и сбытовые подразделения) | |
Потребление или эксплуатация и утилизация продукции | 1. Целевое использование, потребление (центры технического обслуживания, подразделения эксплуатации) |
2. Обслуживание и профилактический ремонт (центры технического обслуживания, подразделения эксплуатации) | |
3. Ремонт, восстановление (ремонтные предприятия и подразделения) |
На первой стадии исследования и проектирования продукции предопределяется 60…80% ее себестоимости, хотя сами затраты при этом составляют чаще всего меньше одной десятой процента общих затрат, т. е. здесь наблюдается наибольшее несоответствие между уровнем собственных затрат и тем влиянием, которое оказывает данная стадия на суммарные затраты последующих стадий жизненного цикла продукции.
На стадиях изготовления и обращения продукции уровень затрат зависит от прогрессивности и сложности разрабатываемых технологических процессов, а также от масштабов, стабильности и серийности выпуска спроектированной продукции. С точки зрения влияния на затраты за весь жизненный цикл продукции этап технологического освоения ее производства занимает одно из ведущих мест. Например, в индивидуальном крупном машиностроительном производстве расходы на техническую подготовку и освоение в 2-4 раза превышают себестоимость изготовления продукции.
В структуре отчетных калькуляций себестоимости установившегося производства продукции, выпускаемой предприятиями электротехнической промышленности (например, объединением УРАЛЭЛЕКТРОТЯЖМАШ), наибольший удельный вес имеют затраты на сырье, покупные изделия и полуфабрикаты (60…80 %), а затраты на топливо и энергию (в том числе и электроэнергию) составляют примерно 2 %.
Следовательно, для электротехнической промышленности освоение новой продукции всегда связано с значительными экономическими трудностями для предприятия, даже при том условии, что прямые расходы по освоению продукции оплачиваются за счет специальных источников финансирования.
Заключительная стадия потребления или эксплуатации и утилизации продукции имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла. Именно на этой стадии изделие начинает давать экономический эффект в результате целевого его использования потребителем. Но следует помнить, что как только происходит износ изделия и появляются неисправности, оно снова становится потребителем ресурсов. Когда затраты, связанные с эксплуатацией изделия, превышают полезную отдачу, наступает момент его утилизации.
Такое представление жизненного цикла полностью соответствует принятому в России стандарту ИСО 9001 – 96, который представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9001 – 94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт ИСО 9002 – 96 уточняет модели обеспечения качества.
Затраты на стадии потребления или эксплуатации и утилизации продукции зависят от расходования ресурсов, потребляемых при эксплуатации и обслуживании техники, поддержания ее в рабочем состоянии и эффективности системы ремонтов, проводимых за время эксплуатации, а также от ремонтопригодности, ремонтной и эксплуатационной технологий самого изделия. По статьям расходов на заключительной стадии жизненного цикла продукции все ресурсы в процентном отношении к итогу распределяются приблизительно следующим образом: амортизация – 27,4 %; эксплуатация и ремонт – 47,2 %; внутризаводские перемещения – 7,0%; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений – 10,1 %; прочие расходы – 8,3 %.
Из этого распределения видно, что на самой длительной стадии жизненного цикла продукции наибольшие затраты связаны с эксплуатацией и обслуживанием оборудования. Применительно к видам наиболее массовой продукции машиностроения примерно 70 % всех затрат за ее жизненный цикл приходится на эксплуатацию.
Среди всех видов ресурсов особое место занимают энергетические. При этом потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем суммарное потребление всех других топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что наблюдается чуть ли не с самого начала использования электроэнергии в промышленных масштабах. Причем темпы роста потребления электроэнергии должны и в дальнейшем опережать рост общего энергопотребления. Это обусловлено рядом технических причин, основные из которых заключаются в следующем: электроэнергию можно вырабатывать на базе самых различных ТЭР; широкие возможности регулирования электроэнергии обеспечивают эффективность ее использования; использование электроэнергии практически не причиняет ущерба окружающей среде.
Из результатов анализа структуры потребления электроэнергии по отраслям промышленности установлено, что основная доля приходится на электроприводы (например, в химической промышленности – 68 %, черной металлургии – 64,5%, машиностроении и металлообработке – 50,4%). Среди машиностроительных предприятий наибольшее потребление электроэнергии характерно для автомобиле – и приборостроения (соответственно 54,8 % и 52,8%).
Высокое электропотребление, значительные потери электроэнергии в промышленности и неудовлетворительный характер энергоснабжения вызвали необходимость принятия федерального закона об энергосбережении.
Характерной особенностью электромоторов МТН является фазный ротор. Это значит, что управляющее напряжение подается на ротор двигателя. Скорость и пусковой момент регулируется резисторами пусковой регулировки в цепи ротора.
С самого начала постановки и разработки методологии проектирования в учебном процессе раздел технико-экономического обоснования (ТЭО) являлся непременной составной частью дипломного проектирования. В первом курсе по электрической передаче и распределению механической …
Информационные сети служат для передачи данных на всех уровнях автоматизации производства, включая сети полевого и заводского уровней, комплекс сетевых компонентов, программные и аппаратные средства для построения, конфигурации и эксплуатации. Некоторые …
Источник
Причинно-следственные связи взаимодействия субъектов в социально-экономических системах опосредуются динамикой человеческих потребностей и возможностями их удовлетворения на данном этапе развития экономики. Так, характер изменения потребностей потребителей того или иного товара определяет тенденцию изменения спроса на этот товар, что указывает на необходимость увеличения или уменьшения производства этого товара, изменения технологии.
Продолжительность всего жизненного цикла и его отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако общей тенденцией, как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение цикла жизни товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет.
Концепция жизненного цикла товара имеет большое значение для практики предпринимательства.
Во-первых, она ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций.
Во-вторых, концепция жизненного цикла товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции.
В-третьих, данная концепция помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определять уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы.
Необходимость концепции жизненного цикла товара проявляется при анализе поведения отдельно взятого товара, при анализе оборота и прибыли общей программы от продаж продукции, анализе ввода на рынок и элиминации товара, обосновании мероприятий по улучшению дизайна и внешнего вида товара, его упаковки. С помощью графического изображения жизненного цикла товара можно достаточно быстро выявить сильные и слабые стороны программы сбыта. Зная, на какой стадии жизненного цикла находится товар, можно разработать конкретные мероприятия товарной политики в соответствии с присущей этой стадии стратегией маркетинга (рис. 3), и тем самым контролировать конкурентоспособность товара на рынке.
Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) – это изменение объема продаж и прибыли на протяжении времени его жизни, время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ предложена Теодором Левиттом в 1965 г., и с того времени прочно вошла в теорию и практику маркетинга.
Рис. 2. Изменение объема продаж и прибыли на протяжении ЖЦТ
Наряду с классическим ЖЦТ (рис. 2) на практике могут иметь место особые случаи, когда форма кривой ЖЦ недостаточно четко отражает различные стадии внедрения товара на рынок (рис. 3)
Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. Могут быть товары – долгожители, но вечного товара нет.
Концепция ЖЦТ может применяться в отношении вида продукции, типа продукции, конкретной модели и марки.
Тип и особенно конкретная модель продукции более четко следует ЖЦТ, чем вид продукции или торговая марка.
Рис. 3. Виды ЖЦТ
1. Разработка, в ходе которой предприятие находит и воплощает в жизнь новую идею. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям процесса.
2. Выведение на рынок, сопровождается медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия.
3. Рост – период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли.
4. Зрелость – рост объема продаж; замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции.
5. Упадок – спад объема продаж и сокращения прибыли.
В таблице 1 Определены ключевые характеристики каждого этапа жизненного цикла товара.
Таблица 1 Жизненный цикл товара: основные характеристики,
цели и стратегии маркетинга
Стадии ЖЦТ | Выход на рынок. | Рост. | Зрелость. | Упадок. |
Характеристики: | ||||
Объем продаж. | Невысокий уровень продаж. | Быстро растущий. | Пик продаж. | Падение объема продаж. |
Издержки. | Высокие в расчете на одного покупателя. | Средние в расчете на одного покупателя. | Низкие в расчете на одного покупателя. | Низкие в расчете на одного покупателя. |
Прибыль. | Отсутствует. | Растущая. | Высокая. | Падение прибыли. |
Потребители. | “Новаторы”. | Ранние последователи. | Массовый рынок. | “Консерваторы”. |
Конкуренты. | Очень мало. | Растущее число. | Стабильное, начинающее сокращаться. | Сокращающееся количество. |
Цели маркетинга: | Информирование потребителей о товаре. | Максимизация доли рынка. | Максимизация прибыли и защита доли рынка. | Уменьшение расходов и поддержание уровня сбыта. |
Стратегии: | ||||
Товар. | Предложение основного товара. | Предложение расширенных вариантов товара, сервис, гарантии. | Диверсификация марок и моделей. | Исключение “слабых”. |
Цена. | Издержки плюс норма прибыли. | Цена с целью проникновения на рынок. | Цена, соответствующая ценам конкурентов. | Сниженная цена. |
Распределение. | Избирательное (селективное). | Интенсивное. | Более интенсивное. | Избирательное, закрытие убыточных каналов. |
Реклама. | Создание осведомленности о товаре, среди покупателей и дилеров. | Создание осведомленности о товаре на массовом рынке. | Подчеркивание особенностей марок и их преимуществ. | Сокращение рекламы до уровня, необходимого для сохранения ярых приверженцев. |
Стимулирование сбыта. | Усиленное стимулирование, с целью опробовать и оценить товар. | Умеренное, с целью воспользоваться преимуществами высокого потребления. | Усиленное для поощрения переключения на другие марки. | Уменьшение до минимального уровня. |
Источник