Жизненный цикл государственной власти и государственного управления

4. 6. Правило жизненного цикла государственного системного управления

(условия системности и моделирования жизненного цикла системы государственного управления, этапы и ключевая процедура метода системной философии моделирования, моделирование жизненного цикла, общая модель процесса моделирования)

? Для общего случая системного управления это правило формулируется следующим образом:

«системы, составляющие внешнюю и внутреннюю среды системного управления, а также триада системного управления и каждая из ее систем могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии осуществления данного системного управления».

Далее в настоящем разделе для упрощения изложения будем рассматривать регламенты выполнения данного правила при построении проекта системной технологии государственного управления только для системы триады управления, имея в виду систему-субъект, систему-объект или систему-результат.

В другом случае, при рассмотрении триады системного управления соблюдается тот же регламент выполнения данного правила, что и для системы триады управления.

Здесь, также как и в предыдущем разделе, необходимо использовать следующие условия Принципа системности государственного управления (раздел 3.1):

«для формирования и осуществления государственного системного управления систему-объект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы».

«для формирования и осуществления государственного системного управления систему-субъект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы».

«для формирования и осуществления государственного системного управления систему-результат государственного управления необходимо представлять общей моделью системы».

«для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы».

Сформулируем также условие системности моделирования для государственного системного управления (на основе Принципа системности моделирования, раздел 3.2) в следующем виде:

для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «реальная система триады государственного системного управления, ее жизненный цикл и общая моделирующая система для этой системы и для ее жизненного цикла» необходимо представлять общим набором аксиом построения системы.

Рекомендуемая последовательность этапов метода системной философии управления (раздел 2.1) для правила жизненного цикла Закона системности управления следующая:

Этап 5. Разработка исходного варианта правила жизненного цикла Закона системности управления для данной системы триады государственного управления.

Этап 6. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочего варианта правила жизненного цикла Закона системности управления применительно к данной системе триады государственного управления.

При осуществлении этапов 5 и 6 используется следующая ключевая процедура «от исходной формулы жизненного цикла системы триады государственного управления через нахождение общей модели системы к рабочей формуле жизненного цикла системы триады государственного управления»:

1) разработка исходной формулы жизненного цикла системы триады государственного управления,

2) постановка и решение задачи нахождения общей модели системы для жизненного цикла системы триады государственного управления и, далее,

3) разработка и применение рабочей формулы жизненного цикла системы триады государственного управления.

? Тогда моделирование жизненного цикла системы триады государственного управления состоит (следуя результатам раздела 3.3) из следующих подпроцессов (этапов) моделирования:

1) моделирование целей системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла;

2) моделирование ресурсов системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла;

3) моделирование методов использования ресурсов для достижения целей системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла;

4) моделирование ограничений для системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла;

5) моделирование системы для реализации найденных методов использования ресурсов для достижения целей системы триады государственного управления при заданных ограничениях на данной стадии жизненного цикла;

6) моделирование системы оценки эффективности системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла;

Читайте также:  Концепция жизненного цикла организации курсовая работа

7) моделирование системы координации осуществления этапов (подпроцессов) 1-4, 5,6.

? Общую модель процесса моделирования жизненного цикла системы триады государственного управления опишем, используя модель метода системной технологии (раздел 3.3), которая для данного случая должна удовлетворять следующим главным условиям:

1) модель метода системной технологии, применяемого для построения модели жизненного цикла системы триады государственного системного управления, это общая система. Части этой общей системы: анализ, исследование, проектирование и производство, а также управление, экспертиза, разрешение, контроль и архив;

2) в свою очередь анализ, исследование, проектирование и любая другая часть модели метода системной технологии, применяемая для построения модели жизненного цикла системы триады государственного системного управления, описывается общей моделью системы в виде модели метода системной технологии.

3) в свою очередь, моделирование цели, ресурсов и любая другая часть процесса моделирования жизненного цикла системы триады государственного управления описывается общей моделью системы в виде модели метода системной технологии. Такой же общей моделью системы в виде модели метода системной технологии описывается процесс моделирования жизненного цикла триады государственного управления в целом.

Основываясь на этих исходных положениях, а также используя результаты разделов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, можно разработать основные регламенты для методики осуществления процедур «Анализ», «Исследование» и других составляющих метода системной технологии для правила жизненного цикла.

? Анализ, исследование, проектирование, экспертиза, производство, разрешение, контроль, архив также, как и в разделах 4.1 – 4.5, рассматриваются, как части процесса моделирования жизненного цикла системы триады государственного управления для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата. Составные части этих процедур не рассматриваются ввиду несложности их построения по примеру предшествующих процедур.

Результаты процедур «анализ», «исследование», «проектирование», «экспертиза», «производство», «разрешение», «контроль», «архив» моделирования должны отражаться в отчетах о моделировании жизненного цикла системы триады государственного управления для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата. До окончательного формирования каждого из этих проектов либо по его результатам могут вноситься коррективы в предшествующие проекты.

Результаты перечисленных процедур целесообразно формировать как части:

«Анализ моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Исследование моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Проектирование моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Экспертиза моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Производство моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Разрешение моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Контроль моделирования системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата»,

«Архив моделей системы триады государственного управления на данной стадии жизненного цикла для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата».

Каждая из этих частей входит в соответствующие разделы «производство», «разрешение», «контроль», «архив» общего «конструкторского проекта» системной технологии государственного системного управления.

Применение метода системной технологии с использованием описанных здесь процедур позволяет построить прикладные методики применения правила жизненного цикла системы триады государственного управления для системы-субъекта, для системы-объекта и для системы-результата, необходимые для преобразования в государственное системное управление практически любого вида государственного управления.

Читайте также:  Стадия жизненного цикла лукойл

В предыдущих разделах получены следующие исходные формулы правила жизненного цикла системы триады государственного управления.

Так, для описания правил целостного развития потенциала государства данное правило излагается в следующем виде (раздел 3.6):

«ДНИФ-система, ПВ-система, ПИ-система государственного потенциала и их части могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии осуществления государственной деятельности».

Искусство системности в смысле правила жизненного цикла заключается в том, чтобы эффективно вводить «новое», использовать «проверенное» и также эффективно выводить из эксплуатации «старое». Эффективно – значит добиваться этими действиями улучшения или сохранения целостности государства в смысле некоторого критерия целостности.

Для описания правил целостного развития рачительного государства данное правило излагается в следующем виде (раздел 3.7):

«идеи систем, составляющих внешнюю и внутреннюю среды государственной системы управления, а также идеи триады государственной системы управления и идеи каждой из ее систем могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии жизненного цикла данной государственной системы управления»;

В свою очередь, для описания правил целостного государственного инновационного управления данное правило излагается в следующем виде (раздел 3.8):

«идеи опережающего развития, присущие системам, составляющим внешнюю и внутреннюю среды государственного инновационного управления, а также идеи опережающего развития, присущие триаде государственного инновационного управления и идеи опережающего развития, присущие каждой из ее систем, могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии жизненного цикла данной государственной системы инновационного управления»;

Для построения рабочих формул необходимо использование описанных здесь регламентов методики моделирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Государственная власть – это публично-политическое отношение первенства и подчинения между субъектами, опирающееся на народное принуждение.

Государственная власть и управление как способ её реализации – это право и обязанность государственных органов воздействовать на всю совокупность социально-экономических взаимоотношений в стране; система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения; деятельность лиц, облечённых соответствующими властными полномочиями. Аппарат государственного управления – установленная в определенном порядке структура, исполняющая от имени государства функции в соответствии со своими специальными назначениями.

Институт власти как понятие означает формирование, возникшее не естественно-природным образом, а намеренно создаваемое людьми в силу появления каких-либо единых, общественных нужд, интересов и для их удовлетворения, на базе служебных общественно – политических законных заключений, нормативных действий, обладающего возможностью оказывать властно-управляющее воздействие на сообщество, отдельные социальные категории, группы, взаимоотношения и процессы [1].

Сущность органа государственного управления можно определить как комплекс составляющих компонентов: политических – носит государственно-властный характер; социологических – решает общезначимые дела, ориентируется на потребности и интересы населения; юридических – берет на себя нормативные, законные акты, реализовывает правоохранительную работу; административно-управленческих – осуществляет функции по руководству муниципального образования.

Жизненный цикл государственной власти и органов государственного управления:

1. Формирование.

2. Развитие – формирование общегосударственной власти и формирование структуры управления.

3. Сбалансированное управление – структуры государственного управления справляются с данным правом, реализуя его в полной мере. 4. Старение (увядание).

Кризис государственного управления – это особое переходное состояние общественно-политической системы общества, организации государственной власти, сопровождающаяся непостоянностью, снижением уровня управляемости социально-экономическими, политическими процессами, разбалансированностью политических и социальных институтов, обострением политических инцидентов, нарастанием противоречий в обществе. Кризис государственного управления характеризуется: снижение управляемости социально-экономическими процессами; осложнение политических и социальных конфликтов; разбалансированность общественно-политических институтов. Сущность кризиса государственного управления характеризуется признаками:несбалансированность системы макро и микроэкономического регулирования;политизация социально – финансовых конфликтов;неспособность государственного аппарата регулировать политико-экономические процессы;потеря контроля над функционированием жизнеобеспечивающих хозяйственных учреждений.

Читайте также:  Правовой жизненный цикл недвижимости

Кризис системы государственного управления развивается поэтапно:

  1. Возникновение множества проблематичных рычагов в сферах правительственного регулирования;

  2. Развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путём компромиссов и отображают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, политических и социально-экономических институтов;

  3. Неспособность государственного аппарата управлять общественными процессами. Развитие и осложнения кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной власти, потери властными органами своего сущностного качества – оказывать управляющее влияние на общественные процессы. В этом случае речь идёт об общесистемном кризисе управления.

В целом конфликт государственного управления, или общественно-политический конфликт, – это всегда спор по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и исключение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является «настойчивой необходимостью» государственной власти[2].

Напряжённость в стране наступает не потому, что существуют конфликты, а из-за неумения своевременно среагировать и регулировать этот процесс.

Государственное руководство должно строиться на предвидении и упреждении конфликтов, в противном случае государственная власть обречена, бороться с признаками конфликтов вместо причин.

Общесистемный кризис означает, что главные элементы общества – технический базис, экономики, социальная сфера, право, политика и др. – пришли в такое взаимное несоответствие, что разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического и политического порядка.

Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в сильную зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных субъектов – носителей тех или иных интересов; редукция конфликта, т.е. его постепенное ослабление за счёт перевода на другой уровень.

Кризис системы государственного управления обычно сопровождается следующими кризисами: структурный, власти, мировоззренческий, культурный, технологический, психологический.Основными средствами для борьбы с кризисами в системе государственного управления считаются реформы, которые должны обладать соответствующими свойствами: системность, гибкость, постепенность, экономическая обоснованность [3].

Упорядочению конфликтов органами общегосударственной власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона и права, соблюдение правовых процедур разрешения споров – все, что составляет фундаментальную основу и вектор движения общественно-политической системы к правовому государству, цивилизованному, культурному правопорядку. Другим не менее важным средством профилактики и предвидения кризисных, переломных ситуаций является упорядочение законного статуса государственных органов, общественно-политических партий, общественных организаций и движений, регионального самоуправления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Файнова Н. А. Диагностика банкротства и антикризисное управление на предприятии // Н. А. Файнова / Молодой ученый, 2013, №11, с.488-490

  2. Ковалева В.И. Разработка антикризисного и кризисного управления на основе результатов финансового и экспертного анализа // Проблемы современной экономики, 2009, №4 с.25-28

  3. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/antirecessionary_managment.shtml – (дата обращения: 28.11.2014).

Источник