Записал эпический цикл манас

Записал эпический цикл манас thumbnail

Основными вариантами самого большого в мире эпоса “Манас” считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову. Сегодня мы вспоминаем интересные факты из жизни одного из них.

Его называют Гомером ХХ века, о нем снимали фильмы, с него ваяли скульптуры и рисовали картины. Поразительный феномен невысокого старика, который мог “превращаться” в могучего богатыря и сутками напролет сказывать эпос, до сих пор поражает воображение. В материале Sputnik Кыргызстан – 15 фактов из жизни гения.

Дар свыше

Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Сказывать эпос “Манас” он начал после того, как увидел во сне аян (внушение свыше, видение, озарение): Саякбай общался с духами предков и героями эпоса. Как манасчи Каралаев стал известен широкой общественности только в 1925-м, когда ему был 31 год. Именно тогда он начал рассказывать полный вариант эпоса. В 1935-1954 годах он работал артистом филармонии.

Эпос “Манас” в пересказе Саякбая был записан в текстовом виде и составил 83 830 строк. Кроме того, были записаны части “Семетей”, “Сейтек”, а также их продолжение – история Кенена (сына Сейтека) и его сыновей-близнецов Алымсарыка и Кулансарыка. Всего со слов Каралаева записаны 500 553 строки – этот вариант самого большого эпоса в мире считается наиболее объемным.

© Sputnik / Э. Вильчинский

Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области

Сказывал эпос в течение 23 дней

Депутат и поэт Каныбек Иманалиев так вспоминал о манасчи: “В спорте самая большая беговая дистанция – 42 километра. Олимпийские чемпионы пробегают это расстояние за 2 часа 42 минуты, а потом падают без сил. Мировые звезды вокала, такие как Лучано Паваротти и Уитни Хьюстон, пели в течение 6-8 часов, а Саякбай сказывал “Манас” 72 часа непрерывно, при этом он активно жестикулировал. Откуда столько сил и энергии? Очевидно, такой дар дается свыше и только избранным.

Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня. Это произошло в местности Солтон-Сары. По утрам он смазывал горло топленным маслом, а когда уставал, делал небольшой перерыв – и так на протяжении 23 дней. Данные о полумиллионе строк я считаю неверными, так как в самом длинном сказывании порядка 1,5 миллиона строк. Сказывание эпоса – не искусство, не религия, не болезнь и не наука, а особенный мир, и этот феномен надо прочувствовать сердцем”.

© Sputnik / Э. Вильчинский

Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня

По данным экспертов, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тысяч слов, а Каралаев помнил до 1,5 миллиона строк эпоса.

Три года съемок

С конца 1958 года до поздней осени 1961-го было записано 45 тысяч метров кинопленки. Так сняли сказывание трилогии эпоса – “Манас”, “Семетей” и “Сейтек”.

Чубак и Сыргак

У Саякбая было шестеро детей – четыре дочери и два сына. Сыновей манасчи назвал именами баатыров из эпоса – Чубак и Сыргак.

Айтматов о Саякбае

Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: “Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева”.

© Фото / из архива семьи Айтматовых

Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: “Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева

Манасчи-беркутчи

Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни – он дрессировал беркутов. Манасчи имел трех птиц, которых назвал Койронкара, Боз Жигит и Кулдубадам. Беркуты прожили у него больше 10 лет.

Когда Саякбай уезжал в город, за птицами присматривали его родственники. Как только Каралаев заканчивал дела, он торопился к беркутам. Иногда говорил, что видит их во сне: “Скучают, наверное, без меня мои родные”.

Был у Саякбая еще один беркут – Карачолок, манасчи снялся с ним в автобиографическом фильме. Во время похорон Каралаева птица долго летала в небе над его домом и издавала жалобные крики. Позже беркут исчез.

© Sputnik / Александр Федоров

Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни – он дрессировал беркутов

Не нуждающийся в переводе

В 1983 году состоялась церемония награждения Чингиза Айтматова Ленинской премией (высшая форма поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры в СССР). На последовавшем затем концерте выступал и Саякбай Каралаев, и во время его сказывания сидящий в зале музыковед по фамилии Орлов произнес: “Какая удивительная инструментовка!”. Тогда ученый Азиз Салиев, который был рядом с музыковедом, начал шепотом переводить ему на русский. Орлов прервал его: “Извините, но я лучше послушаю этот потрясающий оригинал”.

Выступление в Москве

30 октября 1945 года в газете “Кызыл Кыргызстан” вышла статья, где говорилось что во время декады советской Киргизии в Москве выступление Каралаева, сказывавшего эпос “Манас”, поразило Иосифа Сталина.

© Фото / из семейного архива Орозовых

Слева направо: дирижер Чанай Жумаканов, комузист Ыбырай Туманов, певица Мыскал Омурканова, композитор Карамолдо Орозов, актриса Алиман Джангорозова и манасчи Саякбай Каралаев на второй декаде искусства и литературы в Москве, 1958 год

Плачущий Ауэзов

Однажды во время записи эпоса пришел выдающийся казахский писатель и драматург Мухтар Ауэзов. Каралаев в это время проникновенно сказывал отрывок о Каныкей. Ауэзов не смог остановить слезы и воскликнул: “Если ты уйдешь из этого мира, человечество потеряет ни с чем не сравнимую реликвию”. Позже он назовет Саякбая “Гомером XX века” и “последним из могикан”.

Читайте также:  Цикл темные аллеи список

Как Саякбай поймал албарсты

Каралаев любил шутить и часто рассказывал интересные истории. Одна из них опубликована в книге Каныбека Иманалиева “Баллада о гении”.

“Вернувшись с войны (до 1922 года манасчи воевал в составе Красной армии на Туркестанском фронте с басмачами и белогвардейцами. – Ред.), я сильно заболел – тело все горит, температура высокая. Лежу без сил дома у старшего брата. Жене (жена старшего брата. – Ред.) говорит: “Ты весь горишь, лежи спокойно, ночь на дворе. Я налила в кувшин воды и поставила на тлеющий кизяк. Если в горле пересохнет, выпей теплой воды, а если захочешь выйти, то тут стоит трость – возьми ее, чтобы не упасть”.

© Sputnik / Эмиль Садыров

Саякбай любил шутить и часто рассказывал интересные истории

Обессилев, я уснул и проснулся от щелкающих звуков. Открыв глаза, увидел у очага албарсты (мифическое существо, которое, согласно поверью, приходит к человеку во время сна и пытается его задушить. – Ред.), у которого был сломан передний зуб. Смотрит он на меня и щелкает семечки, кидая шелуху в огонь, да еще подмигивает. Я ударил его изо всех сил палкой, да так, что он упал в огонь, схватил за волосы и начал давить на углях. В комнате все заволокло дымом, а я кричу нечеловеческим голосом: “Жене, быстрее, я албарсты поймал! Где большой нож? Несите скорее!”. Она прибежала на шум и спрашивает: “Что с тобой? Ты в порядке?”. И, увидев бардак в комнате, воскликнула: “Ай-яй-яй, ты зачем опрокинул кувшин с водой!?”. Оказывается, капли кипящей воды из кувшина попадали на тлеющий кизяк, поэтому сквозь сон я слышал шипящий звук и щелчки, которые принял за щелканье семечек… Вот такая история. А от удара тот металлический кувшин помялся и стал непригодным”, – смеясь рассказывал Саякбай.

Манасчи в камне

Скульптор Тургунбай Садыков, еле уговорив Каралаева позировать ему, начал ваять скульптуру.

© Sputnik / Нургуль Максутова

Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе “Манас айылы” близ Бишкека

“Это был 1962 год. Когда Саякбай сел передо мной, я увидел обычного старика невысокого роста. Я задумался, как же создать скульптуру из такого невзрачного образа. Ежедневно он приходил и позировал – иногда молчал, иногда разговаривал со мной. Я записал на магнитофон его сказания и ставил кассету во время работы. И однажды он без предупреждения начал сам сказывать эпос. Продолжалось это очень долго, он еле остановился. Во время сказывания исчез тот невзрачный старик, и появился настоящий богатырь. Тогда я понял, что в эпосе содержится великий дух”, – вспоминал Садыков.

Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе “Манас айылы” близ Бишкека.

Жизнь на экране

Режиссер Мелис Убукеев в 1962 году снял фильм “Саякбай Каралаев” (в трех частях), который рассказывал о жизни манасчи. Позже, в 1988-м, он снял семь полнометражных серий картины “Великий манасчи”.

В 1965 году Болот Шамшиев снял документальный фильм с участием Саякбая Каралаева. Лента удостоилась главного приза кинофестиваля в Оберхаузене (Германия). В 2017-м Эрнест Абдыжапаров снял биографическую картину “Саякбай. Гомер XX века”

Саякбай в картинах

Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал в течение семи лет. Художник Эмиль Токталиев изобразил Каралаева с раненым Манасом на руках.

© Sputnik / Юрий Каплун

Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал семь лет.

Портрет на купюре

В 2000 году Национальный банк КР выпустил купюру номиналом 500 сомов, на которой изображен Саякбай Каралаев.

В мае 1971-го манасчи попал в больницу. Болезнь протекала тяжело, он перестал узнавать людей, но даже тогда продолжал сказывать эпос. Врачи говорили, что состояние пациента ухудшается с каждым днем, однако чем тяжелее ему становилось, тем дольше он сказывал “Манас”. Лежавший в соседней палате писатель Николай Удалов вспоминал, что Саякбай сказывал эпос даже ночью. Он скончался на 77-м году жизни.

Источник

В фольклоре любого народа эпос является важнейшим жанром. Как правило, именно на эпическом полотне отражается взгляд народа на свою историю и героические события прошлого. Это своего рода яркая мозаика, сложенная из различных составных частей национальных традиций. Эпическое произведение «Манас» – признанный шедевр киргизской народной культуры.

Именно это объёмное произведение стало тем звеном, которое соединяет целые поколения киргизского народа. Через героический эпос сохранялись и передавались от отца к сыну колоссальные опыт и знания о прошлом. В “Манасе” сочетаются правда и вымысел, мифы и реальные исторические факты.

Мы не знаем, когда начал создаваться этот эпос и кто был его вдохновителем. Наверное, это всё же творение национальной культуры в её непрерывном развитии. В центре произведения стоит идеализированный герой, воплощающий человеческие чаяния, благородство и преданность своему народу. Имя этого героя – Манас.

В Киргизии была создана группа учёных, которые занялись исследованием эпоса «Манас». Они выстроили различные гипотезы появления главного героя Манаса и некоторых других персонажей эпоса. Кто-то считает, что большинство центральных фигур эпоса – это реально существовавшие исторические личности, а мифическая составляющая произведения минимальная. Вторая группа учёных придерживалась иного мнения: в эпосе преобладает мифическое начало, большая часть героев и событий вымышлены. Само же зарождение эпоса «Манас» связывалось с мифами и преданиями, которые не имели никакого отношения к истории киргизского народа.

Читайте также:  В середине цикла тянет живот и поясницу как при месячных

Позднее учёные всё же пришли к единому мнению: в основе этого грандиозного эпического произведения лежит модель мира, созданная древними киргизами, когда только-только зарождалась этническая целостность народа и формировалась ранняя государственность.

Киргизия. 1 августа 1995 г. Во время празднования тысячелетия эпоса “Манас”. Фото: Валерий Сутулов/ТАСС

Киргизия. 1 августа 1995 г. Во время празднования тысячелетия эпоса “Манас”. Фото: Валерий Сутулов/ТАСС

По словам одного из исследователей, «Манас – Зевс киргизского народа». Драматизм судеб героев и титанический масштаб событий являются основой для описания жизни народа, значительных событий на пути его развития. Именно через безупречного богатыря Манаса был создан образ идеального человека, который живёт в сознании киргизов на протяжении долгих веков.

Эпос «Манас» имеет тысячелетнюю историю. В отличие от эпических произведений многих других народов он сложен от начала и до конца в стихотворной форме, что свидетельствует об уважении киргизов к искусству стихосложения. Эпос состоит из полмиллиарда стихотворных строк и превосходит по объёму все героические эпосы других народов. Такой масштаб объясняется прежде всего своеобразной историей киргизской нации, которая считается одной из древнейших в Средней Азии. Она складывалась на протяжении многовековой истории. Киргизов часто пытались завоевать: кочевые племена кидани в X в., монголы в XII в., джунгары (калмыки) в XVI-XVIII вв. Киргизский этнос сумел выстоять и остаться в анналах истории. Мир кочевых народов был жесток, слабые погибали, а сильнейшие заявляли о своём праве на существование.

Многовековая борьба киргизов за своё место в истории получила наиболее полное и широкое художественное отображение в эпосе «Манас». Он стал своеобразной летописью народа, заменяя кочевому народу и письменную литературу, и изобразительное искусство, и театр. Это был обобщённый тип искусства, содержащий в себе зачатки всех видов творчества. В нём нашли отражение вся жизнь киргизского народа, его этнический состав, уклад жизни, суждения о человеческих достоинствах и пороках. К эпосу постепенно добавлялись самостоятельные сказания, легенды и поэмы. Это произведение можно сравнить с полноводной рекой, которую дополняют многочисленные притоки.

Из века в век эпическая трилогия “Манас” передавалась из уст в уста киргизскими народными сказителями. На снимке: во время представления по мотивам эпоса “Манас”. Фото Анатолия Морковкина/ТАСС

Из века в век эпическая трилогия “Манас” передавалась из уст в уста киргизскими народными сказителями. На снимке: во время представления по мотивам эпоса “Манас”. Фото Анатолия Морковкина/ТАСС

Если бы не сказители эпоса-манасчи, это произведение не дошло бы до нас полностью. Они сохранили и донесли его до нас, передавая из уст в уста, дополняя содержимое новыми красками. Среди них особенно выделяется незаурядным талантом Саякбай Каралаев: его сказительское искусство стало вершиной национальной эпической культуры. Чингиз Айтматов называл его «Гомером XXI века». Великий манасчи был темпераментным мастером импровизации. Полная текстологическая запись эпоса «Манас» в исполнении Саякбая Каралаева производилась в период с 1932 по 1947 годы. Она содержит более 500 тысяч стихотворных строк эпоса.

Манасчи совмещали в себе качества историка, поэта, артиста и музыканта. Они перенимали традицию чтения эпоса по наследству, дополняли его идейно-художественное содержание и передавали его в форме поэтическо-музыкальной импровизации, удерживая в памяти тысячи стихотворных строк, а ритм поддерживали активной жестикуляцией и лицевой мимикой. Манасчи умели держать слушателей в напряжении часами благодаря гипнотической силе слова и драматизму повествования.

Начиная рассказ какого-либо эпизода сдержанно, манасчи постепенно усиливал эмоциональный накал повествования и переходил почти на крик, заставляя сердца слушателей трепетать. Он как-будто погружался в те бурные события самого эпоса, становился их участником, радовался и страдал наравне с героями. Эта особенность живой, пламенной передачи содержимого эпоса, отличает «Манас» от эпической культуры других стран, делая манасчи уникальным явлением, которое присуще лишь киргизскому народу.

В 1995 году в республике отмечали 1000-летие эпической трилогии “Манас”, рассказывающей о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. На снимке: участники праздника – охотники с беркутами. Фото: Анатолия Морковкина /ТАСС

В 1995 году в республике отмечали 1000-летие эпической трилогии “Манас”, рассказывающей о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. На снимке: участники праздника – охотники с беркутами. Фото: Анатолия Морковкина /ТАСС

Идейно-художественная особенность эпоса «Манас» состоит в переплетении реальных событий и мифов. Язык эпоса отличается выразительностью и обилием образов. В повествовании используется богатейший материал устного народного творчества. «Манас» стал самым крупным памятником киргизской словесности и сыграл огромную роль в формировании национального языка, обогащении словарного запаса и грамматических норм. Историческое значение эпоса заключается ещё и в том, что он оказал существенное влияние на формирование национального характера киргизского народа. Эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения, воспевая любовь, верность родине и истинную дружбу.

Чингиз Айтматов, непревзойдённый классик киргизской литературы, известный во всём мире, спустя столетия написал о бессмертном творении: «Эпос «Манас» – это, прежде всего, несравненное, непревзойдённое художественное творение, созданное эстетическим гением кыргызского народа…».

Люди рождаются и умирают. Солнце восходит и гаснет на закате. Герои же остаются в стихах и песнях новых поколений, пока жива народная память.

«Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гинесса, как самый объёмный эпос в мире.

Продолжайте раскрывать тайны “Большой Азии”! Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Мы ждем вас и на сайте телеканала “Большая Азия”!

Источник

“Но мы уверены, пока век сменяется веком,

пока эпоха следует за эпохой,

пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!),

эпос “Манас” будет жить как сияющая вершина

Читайте также:  Типографии полного цикла все виды печати

дерзновенного древнекыргызского духа…”

Чингиз Айтматов

“Сияющая вершина древнекыргызского духа”.

Что значит “Манас” для Киргизии? Наверное, в нашей культуре просто не найти аналогов: “Манас” – это стержень киргизской идентичности, и именами его героев здесь называют улицы. “Манас” – это эпос, повествующий о роде богатырей в трёх поколениях: Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, а заодно обо всей степной Азии. Манас родился на Алтае, объединил киргизские племена против Китая, калмыков (джунгар) и уйгуров, привёл киргизов на Тянь-Шань (откуда их когда-то изгнали и рассеяли по свету китайцы) и наконец был смертелен ранен, осаждая Пекин. Его сын Семетей превзошёл отца своими подвигами, а в очередной битве тоже пал смертью храбрых… но не умер, а стал бессмертным, и в последней главе эпоса вновь вернулся на киргизскую землю, где ханом был поднят Сейтек, чтобы победить очередного врага и так же бесследно уйти до поры до времени. “Манас” – это по сути вольный пересказ реальной истории киргизов, которые действительно пришли сюда из Южной Сибири: его герои воевали не с мифическими монстрами, а с батырами и армиями реально существовавших государств, и в последних главах воины стреляют друг по другу пулями, а одним из врагов является возникшее в 18 веке Кокандское ханство. “Манас” передавался из поколения в поколение, и среди киргизских сказителей особое место занимали манасчи, знавшие его наизусть. Их было немного, редко больше десятка на поколение: “Манас” – ещё и самая длинная в мире поэма, насчитывающая 500 553 строки (чтоб было ясно, 12 шрифтом в ворде с нулевым интервалом это около 10 тыс. страниц).

Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывного много часов подряд излагать Манас.

Манас – крупнейший киргизский и мировой эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя- богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

Эпос “Манас” – наследие, оставшееся от прадедов кыргызского народа, национальная гордость, триумф духовной культуры. Это, веками, из поколения в поколение, передававшееся из уст в уста, великое фольклорное произведение в прозе. Потому что, в ней рассказываются история кыргызов на протяжении более 1000 лет, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Этот эпос по объёму является самым большим произведением в мире. К примеру, Саякбай Каралаев знал 500553 строк этого произведения. Сказительство Манаса – это одно из уникальных искусств в мире. Так как, к нему не требуются ни инструменты, ни оркестр. Манасчи сам по себе является актёром, дирижером и исполнителем.

Основная тема «Манаса» – это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.

Семь заповедей Манаса:

1. Единство и сплоченность нации.

2. Межнациональное согласие, дружба, сотрудничество.

3. Национальная честь и патриотизм.

4. Через кропотливый неустанный труд и знания – к процветанию и благосостоянию.

5. Гуманизм, великодушие и терпимость.

6. Гармония с природой.

7. Укрепление и защита кыргызской государственности.

Любовь к песне, к поэтическому слову – врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.

Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».

Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества. По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.

«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей – манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.

Портрет Саякбая Каралаева на киргизской

банкноте 500 сом.

Самые выдающиеся поэты-манасчи новейшего времени – Сагымбай Орозбаков (1867 -1930) и Саякбай Каралаев(1894-1971). Шесть лет продолжалась запись песен о Манасе со слов Саякбая Каралаева. Принадлежащий Каралаеву вариант «Манаса» содержит более 400 тысяч стихотворных строк.

Прославленные манасчи типа Сагымбая Орозбаков и Саякбай Каралаев- это прежде всего талантливейшие поэты-импровизаторы, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии эпос.

День эпоса «Манас» в Кыргызстане – 4 декабря.

Видео Праздник посвященный памяти предков около села Тосор

на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

Выступление манасчи, исполнителя этого эпоса. Как мне показалось – сам он

в это время находится в каком-то своеобразном трансе. Манасчи медленно качается

вправо-влево, как метроном – но читает чётко и очень выразительно.

Видео о Манас

Источник