Возрастные кризисы в жизненном цикле человека учебник

Возрастные кризисы в жизненном цикле человека учебник thumbnail

И. Г. Малкина-Пых

Возрастные кризисы

Об авторе:

Ирина Германовна Малкина-Пых – психолог, доктор физико-математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды Российской академии наук (ИНЭНКО РАН), автор книг «Справочник практического психолога», СПб. – Москва, «Эксмо», 2002, и «Психосоматика. Новейший справочник», СПб. – Москва, «Эксмо», 2003.

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б.В. Кайгородов;

доктор медицинских наук, член-корр. Российской академии естествознания (РАЕ) О.Д. Барнаулов.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека.

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий.

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. Причина, видимо, заключается в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Кроме того, в возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели.

Именно поэтому в настоящем справочнике очень существенное место занимает вопрос психотерапии (индивидуальной и групповой) кризисов взрослости.

Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.

Нам хотелось предложить практикующему психологу, консультанту, психотерапевту такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе с проблемами возрастных кризисов. Что нужно знать психологу (консультанту, психотерапевту), чтобы опробовать одну из техник при работе с определенным возрастным кризисом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать?

Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Структура книги отличается выраженной практической направленностью, она написана как справочное пособие по эффективным техникам психотерапии и психокоррекции в периоды возрастных кризисов, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических школах. Эта книга – руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья).

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

1.1. ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей» (Реан, 2003).

Читайте также:  Понятие виды проектов жизненный цикл проекта

Источник

И. Г. Малкина-Пых

Возрастные кризисы

Об авторе: Ирина Германовна Малкина-Пых – психолог, доктор физико-математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды Российской академии наук (ИНЭНКО РАН), автор книг «Справочник практического психолога», СПб. – Москва, «Эксмо», 2002, и «Психосоматика. Новейший справочник», СПб. – Москва, «Эксмо», 2003.

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б.В. Кайгородов;

доктор медицинских наук, член-корр. Российской академии естествознания (РАЕ) О.Д. Барнаулов.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека.

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий.

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Читайте также:  Что является контрактом жизненного цикла

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. Причина, видимо, заключается в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Кроме того, в возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели.

Именно поэтому в настоящем справочнике очень существенное место занимает вопрос психотерапии (индивидуальной и групповой) кризисов взрослости.

Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.

Нам хотелось предложить практикующему психологу, консультанту, психотерапевту такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе с проблемами возрастных кризисов. Что нужно знать психологу (консультанту, психотерапевту), чтобы опробовать одну из техник при работе с определенным возрастным кризисом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать?

Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Структура книги отличается выраженной практической направленностью, она написана как справочное пособие по эффективным техникам психотерапии и психокоррекции в периоды возрастных кризисов, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических школах. Эта книга – руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья).

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

1.1. ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей» (Реан, 2003).

Источник

Название

Возрастной период

Содержание

Задачи

Кризис новорожденности0-1 месБезусловный рефлекторный характер, основное проявление каких-либо переживаний – плачАдаптация к новой среде
Кризис одного года1 годХарактеризуется двигательной активностью, вследствие чего многие предметы становятся доступными, следовательно, появляется запрет со стороны родителей. Появляются особые аффективные состояния -гипобулические реакции -эмоциональные взрывы.Осознание дозволенного и запретного
Кризис трех лет3 годаПовышенный интерес к своему отражению в зеркале и к своему образу в глазах окружающих. Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания , деспотизм. Поведенческий комплекс «гордость за достижения». Сфера деятельности – игра.Осознание себя как субъекта действия. Опосредованное общение с взрослым – соответствие формуле «ребенок-предмет-взрослый». Познание в игре правил поведения, социальных ролей.
Кризис семи лет7 летОриентировка в своих чувствах и переживаниях. Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнять родительскую просьбу; непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры; обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». Иногда упрямство, требовательность, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. Ребенок не владеет своими чувствами. Развивается потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.Выделение себя как обособленной личности, чувство самостоятельности. Дифференцировка внутренней и внешней сторон личности, уход непосредственности ребенка. Проявление внутреннего мира через призму интеллекта. Смена ведущей деятельности.
Кризис отрочества (предподростковый)11-13 летГлубокий мотивационный кризис (содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы, исчерпание); падение успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, рефлексивный «оборот на себя», ориентировка на себя, на свои качества, умения как основное условие решения разного рода задач

Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития. Симптомы: снижение продуктивности, негативизм.

Переход от учебной деятельности к интимно-личностному общению со сверстниками и, как следствие, стремление к самоутверждению, интерес к чувствам и переживаниям других людей
Кризис юношеского возраста15-18 летСтановления человека как субъекта собственного развития. Ценностно-смысловая саморегуляция поведения.Дифференциация способностей, самоопределение, первоначальный выбор жизненного пути.
Кризис амбиций22-27 летРанее выбранный жизненный курс перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по-другому, что упущены какие-то возможности, и изменить уже ничего нельзя.Осознание не абсолютности и не константности жизненного курса – исчезновение страха менять что-либо, осознание возможности начать все заново.
Кризис 30 лет30 -37 летПереход к взрослости. Создание более рациональной и упорядоченной структуры жизни, переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Кризисом смысла жизни, поиски смысла существования.

Мужчины в связи с острой неудовлетворенностью какими-либо сторонами деятельности, зачастую меняют место работы или образ жизни в целом. При этом они остаются также сконцентрированы на работе и карьере. У женщин происходит смена приоритетов, установленных ими же во время ранней взрослости. Возникает чувство уходящей молодости, т.к. часто уже обращаются как к «женщине», а не «девушке».

Осознание ответственности за содержание своей жизни. Коррекция плана жизни с высоты накопленного опыта.Оценка собственных достижений, насколько прошла реализация относительно социальных ожиданий. Для мужчин задачей становится поиск плюсов в своей работе, оценка своего социального статуса. Женщинам важно знать, чувствовать свою прежнюю привлекательность, находить достоинства нынешнего статуса Женщины.
Кризис 40 лет40 -45 летИзменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим.Переживание чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Проблема убывающих физических сил, привлекательности. Мужчины начинают размышлять о прошлом, задумываться о будущем, об уходящем возрасте, нередко появляется чувство краха достигнутого. Женщины. На фоне уже сложившейся, устоявшейся семьи начинают расти профессиональные ценности, возрастает необходимость в карьере, а не просто в проф.деятельности, как это было ранее.Смена утверждения себя на самореализацию и раскрытие собственного потенциала. Вклад в развитие будущего поколения. Мужчинам необходимо найти область для компенсации своих убывающих сил: спорт, работа, увлечения – то, что даст ему почувствовать себя снова сильным значимым мужчиной. Для женщин наряду с воспитанием будущего поколения важным становится карьерный рост. будущего поколения. Жизненные коррективы.
Кризис 50 лет50-55 летВозраст «осмысленной зрелости» . Ощущение отсутствия важных дел и интересов, следовательно, горечь и разочарование в прожитой жизни. Подготовка к пенсии.Умение найти новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, новые сфера приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил.
Предстарческий60-69 летПенсия. Острое чувство одиночества.Смена окружения (теперь пенсионеры), общение с детьми и внуками. Поиск себя в новом качестве, пробасил в разных видах деятельности.
Старческий70-79 летСмена значений отношений с другими людьми, смена отношений с родственниками (опека либо эксплуатация времени пенсионера). Стремление всяческими путями подтвердить чувство собственного достоинстваДосуговое увлечение, не желательна их частая смена, необходимо найти что-то свое, оптимизация общения.
Позднестарческий80-89 летПереосмысление жизни, подготовка к смерти. Порой стремление приукрасить свою жизнь – человек цепляется за все хорошее, что было (и чего не было) в его жизни.Обретение покоя, осознание, что оставляешь после себя что-то хорошее, достойное, покаяние в чем-либо недостойном.
Кризис долголетияБолее 90 летНекая усталость. Иногда гордость (эгоистичная), что «я – долгожитель».Найти силы для активности. Сохранение здоровья, обретение чувства здоровья – «чувства жизни».
Читайте также:  Жизненный цикл клетки интерфаза митоза

Источник