Учебные дисциплины специального цикла

Учебные дисциплины специального цикла thumbnail

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1.                  специфических черт обучения,

2.                  разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3.                  ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4.                  оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5.                  воспроизводимости обучающих процедур. [3]

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1)      научными методами исследования проблем;

2)      определенной организацией получаемых знаний;

3)      специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1.                  постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2.                  умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3.                  защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1.                  знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2.                  владение основами техники безопасности;

3.                  стремление к расширению профессиональных знаний;

4.                  владение основами законодательной базы;

5.                  развитие навыков физического самосовершенствования;

6.                  формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]

Читайте также:  Нарушение цикла во время месячных

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1.                  познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2.                  мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3.                  формирование готовности к профессиональной деятельности;

4.                  оптимизации изучаемой информации;

5.                  актуализация полученных знаний и умений;

6.                  формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7.                  взаимодействие в команде;

8.                  эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1.                  организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2.                  подготовка высококвалифицированных специалистов;

3.                  повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4.                  организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5.                  продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6.                  увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Литература:

1.                  Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.

2.                  Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: https://nauctat.ru/.

3.                  Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.

4.                  Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.

5.                  Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.

6.                  Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.

7.                  Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, дисциплина, Подготовка специалистов, профессиональная деятельность, высокий уровень, качественная подготовка специалистов, образовательный процесс, профессиональная подготовка, современное общество, требование работодателей.

Источник

Цикл гуманитарных и специальных дисциплин Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России является основным учебным структурным подразделением училища, реализующим программы основного общего и среднего общего образования по следующим учебным предметам: “Русский язык”, “Литература”, “Родной язык (русский)”, “Родная литература (русская)”, “Иностранный язык (английский)”, “Второй иностранный язык (немецкий)”, “История”, “Обществознание”, “Право”, “Экономика”,  “Начальная профессиональная подготовка”, и элективным учебным предметам: “Основы начальной профессиональной подготовки”, “Начальная профессиональная подготовка”, “Практикум по русскому языку”, “Практикум по обществознанию”, “За страницами учебника истории”, “Индивидуальный проект”.

Читайте также:  Челябинск металлургический комбинат полного цикла

Основная цель деятельности цикла – организация и осуществление образовательного процесса на высоком современном уровне, отвечающем ФГОС основного общего и среднего общего образования, направленная на подготовку выпускников училища к поступлению и обучению в образовательных организациях высшего образования МВД России – к дальнейшей службе в органах внутренних дел.

Помимо плановых учебных занятий и консультаций, на цикле проводятся индивидуальная и групповая работы, способствующие расширению и углублению знаний обучающихся, развитию творческого потенциала воспитанников. Ежегодно суворовцы принимают участие в школьных, районных, региональных этапах олимпиад по преподаваемым учебным предметам, в конкурсах, соревнованиях районного и городского уровня.

В рамках внеурочной деятельности реализуются программы социального направления развития личности “Мир полицейских профессий”, общеинтеллектуального направления развития личности “Культура речи”, “Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности”, “В мире обществознания”, “Исторический клуб “Знатоки истории и культуры Санкт-Петербурга”.

Преподаватели цикла ведут классное руководство в учебных взводах. Особое внимание в работе классных руководителей уделяется формированию сплоченных коллективов взводов, эстетическому и коммуникативное развитие обучающихся. Первостепенным в работе преподавателей цикла является воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции и чувства патриотизма.

Педагогическую деятельность на цикле осуществляют 4 аттестованных и 6 вольнонаемных преподавателей. Дружный коллектив преподавателей относится к своей работе с полной ответственностью, профессионализмом и доброжелательностью.

За добросовестное отношение к своим обязанностям, высокий профессионализм, творческий подход, подготовку победителей и призеров конкурсов из числа суворовцев преподаватели цикла неоднократно награждались благодарственными письмами, почетными грамотами.

Цикл гуманитарных и специальных дисциплин

ФИО преподавателя

Должность

Уровень образования

Квалификация

Преподаваемые дисциплины

Данные о повышении квалификации (или переподготовке)

Общий стаж

Стаж по специальности Лет

Усачёва

Любовь

Александровна

Начальник цикла – преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель русского языка и литературы;

учитель истории и обществознания

Право

Основы начальной профессиональной подготовки

Начальная профессиональная подготовка

Профессиональная переподготовка по программе: «Теория и методика обучения истории и обществознанию: реализация ФГОС ОО» в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования.

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

20 лет

14 лет

Высшее юридическое

Юрист с высшим профессиональным образованием

Краснова

Ольга

Владимировна

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель истории, обществознания и права

История

История и культура Санкт-Петербурга

Начальная профессиональная подготовка

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России по программе «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях МВД России по теме: «Современные образовательные технологии»

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

26 лет

26 лет

Бондина

Светлана

Алексеевна

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

Литература

Профессиональная переподготовка по программе: «Педагог высшего образования. Разработка научно-педагогического обеспечения и преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации»

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

16 лет

10 лет

Жолобко

Ксения

Юрьевна

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое (бакалавр)

Английский язык

Программа профессионального обучения: «Профессиональная подготовка граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего составов»

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

2 года

2 года

Сальникова

Татьяна

Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель английского и немецкого языка

Английский язык

Курсы повышения квалификации по программе: «Методика преподавания иностранного языка на разных этапах обучения в условиях реализации ФГОС»

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

37 лет

34 года

Юркова

Марина

Анатольевна

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель английского и немецкого языка

Английский язык

 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

21 год

2 года

Кротова

Ирина

Витальевна,

преподаватель первой квалификационной категории

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

Литература

Курсы повышения квалификации по программе: «Государственная итоговая аттестация (ГИА) как элемент системы обучения в контексте ФГОС» в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

32 года

25 лет

Смирнова

Маргарита

Анатольевна,

преподаватель высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

Литература

Курсы повышения квалификации «Инновационные технологии в формате ФГОС»

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

27 лет

27 лет

Щукин

Никита

Сергеевич

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Учитель истории и обществознания

История

Обществознание

Экономика

Методика преподавания обществознания в образовательных организациях” 2020 г.,

Дистанционные курсы повышения квалификации “Солнце-свет”, “Преподавание экономики в образовательных организациях” 2020 г. Высшая школа экономики г. Санкт-Петербурга

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

3 года3 года

Тушнова

Ольга

Михайловна,

преподаватель первой квалификационной категории

Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин

Высшее педагогическое

Преподаватель истории

История

Обществознание

Дистанционные курсы повышения квалификации по программе: «Углубленная подготовка школьников к творческим заданиям ЕГЭ и олимпиадам по обществознанию»; по программе: «Методика выполнения заданий ЕГЭ по истории с развернутым ответом»

2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД”

2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации»

24 года

14 лет

Читайте также:  Цикл принятия управленческих решений на практики

Источник