Учебные дисциплины специального цикла
Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.
Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.
Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]
Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.
Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]
Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:
1. специфических черт обучения,
2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,
3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,
4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,
5. воспроизводимости обучающих процедур. [3]
Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.
Технические науки характеризуются, прежде всего:
1) научными методами исследования проблем;
2) определенной организацией получаемых знаний;
3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.
Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]
Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:
1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;
2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;
3. защита будущих специалистов от безработицы.
Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]
Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:
1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;
2. владение основами техники безопасности;
3. стремление к расширению профессиональных знаний;
4. владение основами законодательной базы;
5. развитие навыков физического самосовершенствования;
6. формирование личностных качеств специалиста.
Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]
Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:
1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;
2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;
3. формирование готовности к профессиональной деятельности;
4. оптимизации изучаемой информации;
5. актуализация полученных знаний и умений;
6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;
7. взаимодействие в команде;
8. эффективное достижение поставленных целей.
Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.
Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]
Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:
1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;
2. подготовка высококвалифицированных специалистов;
3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;
4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;
5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;
6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;
Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Литература:
1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.
2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: https://nauctat.ru/.
3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.
4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.
5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.
6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.
7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, дисциплина, Подготовка специалистов, профессиональная деятельность, высокий уровень, качественная подготовка специалистов, образовательный процесс, профессиональная подготовка, современное общество, требование работодателей.
Источник
Цикл гуманитарных и специальных дисциплин Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России является основным учебным структурным подразделением училища, реализующим программы основного общего и среднего общего образования по следующим учебным предметам: “Русский язык”, “Литература”, “Родной язык (русский)”, “Родная литература (русская)”, “Иностранный язык (английский)”, “Второй иностранный язык (немецкий)”, “История”, “Обществознание”, “Право”, “Экономика”, “Начальная профессиональная подготовка”, и элективным учебным предметам: “Основы начальной профессиональной подготовки”, “Начальная профессиональная подготовка”, “Практикум по русскому языку”, “Практикум по обществознанию”, “За страницами учебника истории”, “Индивидуальный проект”.
Основная цель деятельности цикла – организация и осуществление образовательного процесса на высоком современном уровне, отвечающем ФГОС основного общего и среднего общего образования, направленная на подготовку выпускников училища к поступлению и обучению в образовательных организациях высшего образования МВД России – к дальнейшей службе в органах внутренних дел.
Помимо плановых учебных занятий и консультаций, на цикле проводятся индивидуальная и групповая работы, способствующие расширению и углублению знаний обучающихся, развитию творческого потенциала воспитанников. Ежегодно суворовцы принимают участие в школьных, районных, региональных этапах олимпиад по преподаваемым учебным предметам, в конкурсах, соревнованиях районного и городского уровня.
В рамках внеурочной деятельности реализуются программы социального направления развития личности “Мир полицейских профессий”, общеинтеллектуального направления развития личности “Культура речи”, “Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности”, “В мире обществознания”, “Исторический клуб “Знатоки истории и культуры Санкт-Петербурга”.
Преподаватели цикла ведут классное руководство в учебных взводах. Особое внимание в работе классных руководителей уделяется формированию сплоченных коллективов взводов, эстетическому и коммуникативное развитие обучающихся. Первостепенным в работе преподавателей цикла является воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции и чувства патриотизма.
Педагогическую деятельность на цикле осуществляют 4 аттестованных и 6 вольнонаемных преподавателей. Дружный коллектив преподавателей относится к своей работе с полной ответственностью, профессионализмом и доброжелательностью.
За добросовестное отношение к своим обязанностям, высокий профессионализм, творческий подход, подготовку победителей и призеров конкурсов из числа суворовцев преподаватели цикла неоднократно награждались благодарственными письмами, почетными грамотами.
Цикл гуманитарных и специальных дисциплин | |||||||
ФИО преподавателя | Должность | Уровень образования | Квалификация | Преподаваемые дисциплины | Данные о повышении квалификации (или переподготовке) | Общий стаж | Стаж по специальности Лет |
Усачёва Любовь Александровна | Начальник цикла – преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель русского языка и литературы; учитель истории и обществознания | Право Основы начальной профессиональной подготовки Начальная профессиональная подготовка | Профессиональная переподготовка по программе: «Теория и методика обучения истории и обществознанию: реализация ФГОС ОО» в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 20 лет | 14 лет |
Высшее юридическое | Юрист с высшим профессиональным образованием | ||||||
Краснова Ольга Владимировна | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель истории, обществознания и права | История История и культура Санкт-Петербурга Начальная профессиональная подготовка | Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России по программе «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях МВД России по теме: «Современные образовательные технологии» 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 26 лет | 26 лет |
Бондина Светлана Алексеевна | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель русского языка и литературы | Русский язык Литература | Профессиональная переподготовка по программе: «Педагог высшего образования. Разработка научно-педагогического обеспечения и преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации» 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 16 лет | 10 лет |
Жолобко Ксения Юрьевна | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое (бакалавр) | Английский язык | Программа профессионального обучения: «Профессиональная подготовка граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего составов» 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 2 года | 2 года | |
Сальникова Татьяна Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель английского и немецкого языка | Английский язык | Курсы повышения квалификации по программе: «Методика преподавания иностранного языка на разных этапах обучения в условиях реализации ФГОС» 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 37 лет | 34 года |
Юркова Марина Анатольевна | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель английского и немецкого языка | Английский язык | 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 21 год | 2 года |
Кротова Ирина Витальевна, преподаватель первой квалификационной категории | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель русского языка и литературы | Русский язык Литература | Курсы повышения квалификации по программе: «Государственная итоговая аттестация (ГИА) как элемент системы обучения в контексте ФГОС» в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 32 года | 25 лет |
Смирнова Маргарита Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель русского языка и литературы | Русский язык Литература | Курсы повышения квалификации «Инновационные технологии в формате ФГОС» 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 27 лет | 27 лет |
Щукин Никита Сергеевич | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Учитель истории и обществознания | История Обществознание Экономика | Методика преподавания обществознания в образовательных организациях” 2020 г., Дистанционные курсы повышения квалификации “Солнце-свет”, “Преподавание экономики в образовательных организациях” 2020 г. Высшая школа экономики г. Санкт-Петербурга 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 3 года | 3 года |
Тушнова Ольга Михайловна, преподаватель первой квалификационной категории | Преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин | Высшее педагогическое | Преподаватель истории | История Обществознание | Дистанционные курсы повышения квалификации по программе: «Углубленная подготовка школьников к творческим заданиям ЕГЭ и олимпиадам по обществознанию»; по программе: «Методика выполнения заданий ЕГЭ по истории с развернутым ответом» 2019 г. СПб АППО: “Пути повышения эффективности качества урока через формирование УУД” 2020 г. СПб АППО: «ФГОС основного и среднего общего образования: технологии реализации» | 24 года | 14 лет |
Источник