Темы самообразования для учителей естественнонаучного цикла
————————————————————————————————
Единая научно-методическая тема по самообразованию:
«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся»
————————————————————————————-
Примерный перечень тем по самообразованию педагога.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
- Развитие критического мышления на уроках.
- Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности.
- Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика.
- Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Реализация дифференцированного подхода на уроках.
- Использование информационных технологий в преподавании.
- Развитие познавательной активности у учащихся на уроках.
- Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
- Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и уровня сложности при подготовке к ЦТ.
- Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
- Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.
- Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
- Формирование познавательной самостоятельности учащихся.
- Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
- Применение игровых технологий на уроках.
- Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся.
- Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
- Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса.
- Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению истории.
- Методы и формы внеурочной работы.
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках средствами ИКТ.
- Использование тестов на уроках как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
- Развитие критического мышления на уроках.
- Технология развития критического мышления на уроке.
- Личностно ориентированное обучение через дифференцированный подход.
- Познавательная и творческая активность учащихся на уроках. Модульная технология в обучении.
- Стимулы учебной деятельности учащихся – работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.
- Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности.
- Практическая направленность на уроках.
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
- Групповые и парные формы работы на уроках.
- Формирование навыков самостоятельной работы на уроках.
- Проектная работа по истории.
- Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
- Реализация принципов компетентностного подхода.
Примерные темы самообразования учителей иностранных языков
1. Проблемы формирования картины мира, характерной для страны изучаемого языка, у учащихся при обучении иностранному языку.
2. Этнокультурный компонент в содержании образования в контексте преподавания иностранных языков.
3. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков.
4. Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевой компетенции учащихся средней школы.
5. Контроль сформированности иноязычной языковой компетенции.
6. Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.
7. Самостоятельная контролируемая работа учащихся в обучении иностранному языку.
8. Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
9. Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.
10. Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.
11. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
12. Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
Источник
Индивидуальный план самообразования
учителя естествознания
Хамидуллиной Аиды Рустэмовны
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа – интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
на 2017 -2021 год
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
(Г.М.Коджаспирова)
Пояснительная записка.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Методическая тема школы: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через использование современных образовательных технологий, как фактор повышения качества уроков.
Тема МО старших классов: «Совершенствование и разнообразие методов коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – интернате, как фактор успешной социализации учащихся с ОВЗ»
Тема самообразования учителя естествознания:
«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках естествознания и во внеурочной деятельности».
Личная карта учителя
ФИО: Хамидуллина Аида Рустэмовна
Образование: высшее профессиональное образование. Казанский государственный педагогический институт, квалификация по диплому « Биолог. Учитель биологии».
Профессиональная переподготовка: Центр подготовки и повышения квалификации Казанского Государственного технологического университета, квалификация по диплому «Психолог».
Профессиональная переподготовка: Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», право (соответствие квалификации)
на ведение профессиональной деятельности в сфере Олигофренопедагогики.
Аттестация: 2013 г.
Разряд, категория: высшая квалификационная категория.
Курсовая подготовка: курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по программе « Инновационные формы и технологии коррекционно-педагогической работы с обучающимися с уовз в условиях реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о» в объеме 96 часов. от 27 апреля 2018 года.
Педагогический стаж: 28 лет, в данной должности 21 год
Кредо: «Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе».
1. Целевые установки педагога:
- Повышение профессионального уровня.
2. Задачи
- Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета.
- Осуществлять обновление содержания учебных курсов своих предметов путем выделения системы теоретических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.
- Усилить внимание к вопросам дифференциации обучения, позволяющей обеспечить базовую подготовку.
- Организация умственной и познавательной деятельности детей на основе личностно-деятельного подхода.
- Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала.
Предметные задачи
- Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- Формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, способствующих сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- Воспитание гигиенической культуры учащихся, способствующее повышению знаний в области сохранения здоровья обучающихся,
- Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
- Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Школа должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, подготовки к жизни посредством обучения их навыкам повседневной необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки здорового образа жизни.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья, прежде всего, раскрываются в курсе предмета «Естествознание ». Предмет ставит своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, сформировать диалектико-материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, но и вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениями, теоретическими знаниями, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни. Важный фактор здоровья современного общества – высокий уровень экологической и гигиенической культуры. Причём экологическое и гигиеническое образование – не только одна из важных задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания. Гигиеническое воспитание учащихся – междисциплинарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в формировании гигиенических знаний и умений принадлежит курсу « Естествознание». Система коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью включает не только деятельность на уроках естествознания, но и работу во внеурочной деятельности. Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, привития им знаний, умений, навыков здорового образа жизни. Одним из направлений работы является реализация здоровьесберегающих программ. Предупреждение употребления психоактивных веществ – также одна из важных профилактических задач в охране и укрепления здоровья школьников ,которая решается в том числе и на уроках естествознания. Коррекционная работа с детьми, имеющих нарушения интеллекта, не будет успешной без поддержки родителей. Одним из направлений является работа с родителями, которая заключается в информировании и консультировании по вопросам сохранения здоровья учащихся и совершенствовании внутрисемейных отношений. Немаловажным направлением является организация и проведение эффективных форм внеклассной работы с учащимися: праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель, предметных олимпиад и других форм работы.
Здоровьеохранительное образование должно помочь детям узнать всё о сущности здорового человека, о том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.
Срок реализации методической темы – 5 лет (2017– 2021г.)Этапы работы над методической темой:
1 этап: 2017-2018 учебный год
– Изучить инновационные подходы к обучению. Прохождение курсов профессиональной переподготовки.
– Разрабатывать планирование уроков с использованием современных приёмов развития, образовательных технологий и активизации познавательной деятельности. – Систематически изучать, применять и отрабатывать на уроках и во внеурочной деятельности приемы по формированию знаний, умений, навыков здорового образа жизни – Систематически проводить работу по воспитанию гигиенической культуры обучающихся.
– Корректировать и рефлексировать свою деятельность (в течение года).
– Совершенствовать свою педагогическую практику через работу с коллегами.
2 этап: Основной. 2019-2020 учебный год
– Обмениваться опытом работы с коллегами по внедрению новых подходов в обучении на разных уровнях.
– Накапливать дидактический материал по теме самообразования;
– Освещать опыт работы в периодической печати.
3 этап: Оценочный. 2021 учебный год
Ожидаемый результат самообразования:
Повышение качества преподавания предмета в области познания и формирования знаний, умений и навыков ЗОЖ, экологического и гигиенического образования и воспитания , повышении заинтересованности учащихся в занятиях оздоровительного характера. воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме – доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в городских и республиканских конференциях и семинарах.
Индивидуальный план реализации темы самообразования на 2018 – 2019 учебный год | |||
№ | Содержание | Результат и вид работы | Срок выполнения |
1. | Повышение психолого-педагогического и методического уровня. Повышение уровня психолого-педагогических знаний. | Работа над единой методической темой и своей методической проблемой. Изучение методической литературы. Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ применения различных методов и приемов на уроках естествознания. Изучать и использовать в учебной работе информацию по новым подходам в обучении. | В течение года |
2. | Научно-практическая работа: | Участие в предметной неделе. Проведение олимпиады Участие в Международном конкурсе «Вектор-успеха» и других конкурсах Участие в научно-практических конференциях; Участие в семинарах и мастер-классах для коллег. | В течение года |
3. | Текущая методическая работа: – разработка электронных тестов, карточек по предмету – разработка компьютерных презентаций – периодический анализ качества усвоения изученного материала по изучаемым разделам . | Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий, на задания, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление и т.п.) Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, стимулирующее учащихся к поиску Использование заданий , направленных на развитие внимания, воображения, речи и т.д Электронные тесты, карточки Анализ проверочных работ за полугодие, мониторинг | В течение года В конце полугодия |
4. | Анализ самостоятельной методической работы. | самоанализ | май |
5. | Посещение уроков коллег для обмена опыта | Посещение уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий. Разнообразить методы преподавания и творческий подход применительно к своим ученикам. | В течение года |
6. | Посещение курсов повышения квалификации, семинаров по повышению уровня психолого-педагогических знаний. | Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на совершенствование процесса обучения . | В течение года, согласно плану школы и ШМО |
7. | Выступление по теме самообразования на МО, педсовете. | Обобщение и распространение методов работы среди учителей. | В течение года |
8. | Применение компьютерных технологий обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности. Использование компьютерных возможностей для развития исследовательских навыков ученика. | Использовать для самостоятельного поиска обучающимися информации в рамках работы над проектом, рефератом; использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках; | В течение года |
9. | Изучение предметной методической, дополнительной литературы. Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий | Изучение статей по предмету, общение с учителями биологии в сети Интернет, пользование Интернет-ресурсами Размещать методические наработки на личном сайте в интернете. | В течение года |
10. | Активное участие в общественной жизни школы. | Реализации проблемы школы. Выпуск газеты в рамках декады, презентации, внеклассные мероприятия. | В течение года |
11. | Работа по кабинету | Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных презентаций. | В течение года |
Источник