Темы самообразования для учителей естественнонаучного цикла

————————————————————————————————

Единая научно-методическая тема по самообразованию:

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся»

————————————————————————————-

Примерный перечень тем по самообразованию педагога.

  1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
  2. Развитие критического мышления на уроках.
  3. Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности.
  4. Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика.
  5. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
  6. Исследовательская деятельность учащихся.
  7. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
  8. Реализация дифференцированного подхода на уроках.
  9. Использование информационных технологий в преподавании.
  10. Развитие познавательной активности у учащихся на уроках.
  11. Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
  12. Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и уровня сложности при подготовке к ЦТ.
  13. Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
  14. Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.
  15. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
  16. Формирование познавательной самостоятельности учащихся.
  17. Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
  18. Применение игровых технологий на уроках.
  19. Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся.
  20. Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
  21. Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса.
  22. Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению истории.
  23. Методы и формы внеурочной работы.
  24. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках средствами ИКТ.
  25. Использование тестов на уроках  как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
  26. Развитие критического мышления на уроках.
  27. Технология развития критического мышления на уроке.
  28. Личностно ориентированное обучение через дифференцированный подход.
  29. Познавательная и творческая активность учащихся на уроках. Модульная технология в обучении.
  30. Стимулы учебной деятельности учащихся – работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.
  31. Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности.
  32. Практическая направленность на уроках.
  33. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
  34. Групповые и парные формы работы на уроках.
  35. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках.
  36. Проектная работа по истории.
  37. Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
  38. Реализация принципов компетентностного подхода.

Примерные темы самообразования учителей иностранных языков

1. Проблемы формирования картины мира, характерной для страны изучаемого языка, у учащихся при обучении иностранному языку.
2. Этнокультурный компонент в содержании образования в контексте преподавания иностранных языков.
3. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков.
4. Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевой компетенции учащихся средней школы.
5. Контроль сформированности иноязычной языковой компетенции.
6. Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.
7. Самостоятельная контролируемая работа учащихся в обучении иностранному языку.
8. Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
9. Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.
10. Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.
11. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
12. Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.

Источник

Индивидуальный план самообразования

учителя естествознания

Хамидуллиной Аиды Рустэмовны

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа – интернат № 1  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

на 2017 -2021 год

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

                                                               (Г.М.Коджаспирова)

Пояснительная записка.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Читайте также:  Какие стихи входят в цикл о прекрасной даме

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Методическая тема школы: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через использование современных образовательных технологий, как фактор повышения качества уроков.

Тема МО старших классов: «Совершенствование и разнообразие методов коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – интернате, как  фактор успешной социализации учащихся с ОВЗ»

Тема  самообразования  учителя естествознания:

«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках естествознания и во внеурочной деятельности».

Личная карта учителя

ФИО: Хамидуллина  Аида  Рустэмовна

Образование: высшее профессиональное образование. Казанский государственный педагогический институт, квалификация по диплому   « Биолог. Учитель биологии».

Профессиональная переподготовка: Центр подготовки и повышения квалификации Казанского Государственного технологического университета, квалификация по диплому «Психолог».

Профессиональная переподготовка: Негосударственная  автономная некоммерческая образовательная организация        «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», право (соответствие  квалификации)

на ведение профессиональной деятельности в сфере Олигофренопедагогики.

Аттестация: 2013 г.

Разряд, категория:  высшая квалификационная категория.

Курсовая подготовка:  курсы повышения квалификации в Приволжском  межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по программе « Инновационные формы и технологии коррекционно-педагогической работы с обучающимися с уовз в условиях реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о» в объеме 96 часов. от 27 апреля 2018 года.

Педагогический стаж: 28 лет, в данной должности 21 год

Кредо: «Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе».                                        

1. Целевые установки педагога:

  • Повышение профессионального уровня.

2. Задачи

  • Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета.
  • Осуществлять обновление содержания учебных курсов своих предметов путем выделения системы теоретических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.
  • Усилить внимание к вопросам дифференциации обучения, позволяющей обеспечить базовую подготовку.
  • Организация умственной и познавательной деятельности детей на основе личностно-деятельного подхода.
  • Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала.

Предметные задачи

  1. Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
  2. Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  3. Формирование  знаний, умений, навыков здорового образа жизни, способствующих сохранению физического и нравственного здоровья человека;
  4. Воспитание гигиенической  культуры учащихся, способствующее повышению знаний в области сохранения здоровья обучающихся,
  5. Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  6. Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.          

Школа должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.  В работе с  детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, подготовки к жизни посредством обучения их навыкам повседневной необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки здорового образа жизни.

Читайте также:  Какие гормоны нужно сдавать при нарушении цикла

Вопросы сохранения и укрепления здоровья, прежде всего, раскрываются в курсе предмета «Естествознание ». Предмет ставит своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, сформировать диалектико-материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, но и вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениями, теоретическими знаниями, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни.                                                                                                       Важный фактор здоровья современного общества – высокий уровень экологической и гигиенической культуры. Причём  экологическое и гигиеническое образование – не только одна из важных задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания. Гигиеническое воспитание учащихся – междисциплинарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в формировании гигиенических знаний и умений принадлежит курсу « Естествознание».                                                                                      Система коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью включает не только деятельность на уроках естествознания, но и работу во внеурочной деятельности. Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, привития им знаний, умений, навыков здорового образа жизни.  Одним из направлений работы является реализация здоровьесберегающих программ.                                      Предупреждение употребления психоактивных веществ – также одна из важных профилактических задач в охране и укрепления здоровья школьников ,которая  решается в том числе и на уроках естествознания. Коррекционная работа с детьми, имеющих нарушения интеллекта, не будет успешной без поддержки родителей.                                  Одним из направлений является  работа с родителями, которая заключается в  информировании и консультировании по вопросам  сохранения здоровья учащихся  и совершенствовании внутрисемейных отношений.                                                                   Немаловажным направлением является  организация и проведение эффективных форм  внеклассной  работы с учащимися:  праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель, предметных олимпиад и других форм работы.    

Здоровьеохранительное  образование должно помочь детям узнать всё о сущности здорового человека, о том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Срок реализации методической темы – 5  лет (2017– 2021г.)Этапы  работы над методической темой: 

1 этап: 2017-2018  учебный год

– Изучить инновационные подходы к обучению. Прохождение курсов  профессиональной переподготовки.
– Разрабатывать планирование уроков с использованием  современных приёмов развития, образовательных технологий и активизации познавательной деятельности.                                                                                              – Систематически изучать, применять и отрабатывать на уроках и во внеурочной деятельности приемы по формированию знаний, умений, навыков здорового образа жизни – Систематически проводить работу по воспитанию гигиенической культуры обучающихся.
– Корректировать и рефлексировать свою деятельность (в течение года).
– Совершенствовать свою педагогическую практику через работу с коллегами.

Читайте также:  Перечисляемый цикл for пример

2 этап: Основной. 2019-2020 учебный год

– Обмениваться опытом работы с коллегами по внедрению новых подходов в обучении на  разных уровнях.
– Накапливать дидактический материал по теме самообразования;
– Освещать опыт работы в периодической печати.

3 этап: Оценочный. 2021 учебный год

Ожидаемый результат самообразования:
Повышение качества преподавания предмета в области познания и формирования знаний, умений и навыков ЗОЖ, экологического и гигиенического образования и воспитания , повышении заинтересованности учащихся в занятиях оздоровительного характера.  воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.     Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме – доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в городских и республиканских конференциях и семинарах.

Индивидуальный план реализации темы самообразования

на 2018 – 2019 учебный год

Содержание

Результат и вид работы

Срок выполнения

1.

Повышение психолого-педагогического и методического уровня.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний.

Работа над единой методической темой и своей методической проблемой. Изучение методической литературы.                               Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ применения различных методов и приемов  на уроках  естествознания.                   Изучать и использовать в учебной работе информацию по новым подходам в обучении.
Изучать опыт передовых учителей в области педагогики и психологии на сайтах, семинарах, курсах .

В течение года

2.

Научно-практическая работа:

Участие в предметной неделе.        Проведение олимпиады                    Участие в Международном конкурсе «Вектор-успеха» и других конкурсах                 Участие в научно-практических конференциях;    Участие в семинарах и мастер-классах для коллег.

В течение года

3.

Текущая методическая работа:

– разработка электронных тестов, карточек по предмету

– разработка компьютерных презентаций

– периодический анализ качества усвоения изученного материала по изучаемым разделам

.

Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий, на задания, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление и т.п.)

 Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, стимулирующее учащихся к поиску

Использование заданий , направленных на развитие внимания, воображения, речи и т.д                                            Электронные тесты, карточки

Анализ проверочных работ за полугодие, мониторинг

       В течение года

В конце полугодия

4.

Анализ самостоятельной

методической работы.

самоанализ

май

5.

Посещение уроков коллег  для обмена  опыта

Посещение  уроков, мастер-классов, внеклассных  мероприятий. Разнообразить методы преподавания  и творческий подход применительно к своим ученикам.  

В течение года

6.

Посещение курсов повышения квалификации,  

 семинаров по повышению уровня психолого-педагогических знаний.

Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на совершенствование процесса обучения .

В течение года, согласно плану школы и ШМО

7.

Выступление по теме самообразования на МО, педсовете.

Обобщение и распространение  методов работы среди учителей.

В течение года

8.

Применение компьютерных технологий обучения на своих уроках  и во внеурочной деятельности. Использование компьютерных возможностей для развития исследовательских навыков ученика.

Использовать для самостоятельного поиска обучающимися  информации в рамках работы над проектом, рефератом;

использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

В течение года

9.

Изучение предметной методической, дополнительной литературы. Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

Изучение статей по предмету, общение с учителями биологии в сети Интернет, пользование Интернет-ресурсами

Размещать методические наработки на личном сайте в интернете.

В течение года

10.

Активное участие в общественной жизни  школы.        

Реализации проблемы школы. Выпуск  газеты в  рамках декады, презентации, внеклассные мероприятия.

В течение года

11.

Работа по кабинету

Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных презентаций.

В течение года

Источник