Темы для исследовательских работ по естественному циклу

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

Автор: Герасимова Н.Ю.

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог один из тех, кто претворяет её в жизнь. Современная школа в условиях перехода в национальную модель образования нуждается в новом типе учителя – творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, владеющем приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Её значимость обусловлена новым социальным заказом. В ближайшей перспективе развития России будет востребован человек – активный член общества с действенной гражданской позицией, готовый к решению возникающих в различных сферах жизни проблем и умеющий нести ответственность за свои решения. Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать в «команде».

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Активная мыслительная деятельность ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями и способностями школьников.

В своей педагогической деятельности для повышения мотивации к учению я применяю исследовательский метод, который позволяет использовать постановку проблемных вопросов на любом этапе изучения темы:

– при объяснении материала (в начале урока), чтоб вызвать интерес к изучаемому вопросу;

– при самостоятельном изучении новой темы;

– при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

– при контроле знаний (творческое применение знаний);

– в качестве домашнего задания (домашний эксперимент).

Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Основной целью учебно-исследовательской деятельности учащихся является не столько добиться собственно научных результатов, сколько получить основные представления о методах исследования, научится системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов. Так на уроках биологии по теме «Происхождение человека» учащиеся занимаются исследованиями эволюции человека. Используя различные источники информации, сравнивают особенности анатомического строения, историю происхождения социальной культуры человека. На уроке по теме «Пищеварение в желудке и кишечнике» школьники проводят групповое лабораторное исследованиепроцессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта в веб-лаборатории.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности, а главным образом о внутренней. Мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, как он умеет активизировать класс.

Под активизацией познавательной деятельности учеников подразумевается целенаправленная деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, стимулированию у них учебной активности. Это достигается использованием на уроках активных методов обучения.Активные методы обучения можно сгруппировать по источникам знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных объектов, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). При умелом использовании учителем всех этих методов они будут служить активизирующим потенциалом на уроках и являться средством повышения познавательной активности учащихся. Так, например, при изучении темы «Многообразие грибов» для активизации познавательной деятельности используется словесный метод. Учитель рассказывает об удивительном открытии археологов, «Археологи обнаружили, что на Земле эти живые организмы жили во времена первых растений. Первобытные существа своим видом отличались от современных сородичей. Да и растения были другими. Современный вид они приняли через двести пятьдесят миллионов лет. Тогда появились млекопитающие, птицы и насекомые. С тех далеких времен царство этих существ заняло важное место. Наши предки в поисках пищи не прошли мимо такого большого разнообразия пищи. Оказалось, что этими живыми организмами можно лечить многие болезни. Можно лечить, но и можно погубить врага. В средние века этим свойством широко пользовались. В те далекие времена и были обнаружены Ведьмины круги. Что же это за круги, встречаются ли такие круги на Ямале, в Новопортовской тундре?», при этом оставляет открытым вопрос «Что же нашли археологи?» обязательно прослеживается связь с национально региональным компонентом. Наглядный метод широко используется как на уроке, так и внеурочной деятельности предметов естественного цикла. Так при изучении темы «Плесневые грибы» школьники просматривают видеофильм «Рождение плесени». Изучение темы «Скелет человека. Строение костей» не может пройти без демонстрации моделей скелета, моделей соединения костей. При изучении темы «Первая помощь при травмах костей скелета» школьники демонстрируют практические навыки, полученные во время уроков биологии и основ безопасности жизнедеятельности.

Лабораторные и практические работы считаются неотъемлемой частью изучения биологии и экологии. Но они будут не целесообразными, если проводить их, как констатирующие уже известный факт. Поэтому, я провожу лабораторные работы исследовательского характера. Например, в дни нанотехнологий в школе, учащиеся 5 класса знакомились с наножидкостью. Они самостоятельно проводили опыт, искали причину и свойства наножидкостей, а так же используя широкие возможности интернета, находили способы применения этого явления в быту, науке и технике.

Проблемные вопросы, изобретательские задачи позволяют применить такие приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы. Например, при изучении темы «Тип Жгутиконосцы», предлагается учащимся провести исследовательскую работу «Эвглена зеленая- растение или животное?», в ходе которой лабораторным путем выявляются признаки и особенности строения эвглены зеленой. Её принадлежность к царству растений и животных.

Читайте также:  В программировании циклы переменные основные понятия массивы

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Такая деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть практически ориентированы, то есть если это теоретическая проблема, то должен быть найден путь её решения, если практическая, то необходим конкретный результат, готовый к внедрению.

Учебно-проектная деятельность позволяет сформировать у учащихся устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления профориентированной подготовки, способствует росту развития различных компетентностей:

– предметной – способность анализировать и действовать с позиции знаний и умений в отдельных предметных областях;

– социальной – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

– коммуникативной – способность вступать в коммуникацию, учитывая все факторы, влияющие на акты коммуникации.

Имитационное конструирование – конструирование модели сложной реальной системы, функционирующей во времени, постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы. В последнее время, одним из приоритетных направлений в информационных технологиях стало робототехника. Для изучения некоторых процессов жизнедеятельности животных необходимо показать функционирование систем. В этом вопросе помогает модель робота. Например, при изучении темы «Рукокрылые», модель показывает полет летучей мыши. В дни нанотехнологий, учащиеся демонстрировали применение робототехники в медицине, в быту.

Систематическое осуществление учебно-исследовательской деятельности способствует интенсивному развитию у школьников метапредметных компетенций. Педагог в данном случае выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблемес исследовательской, творческой позиции. Наиболее существенной задачей разрешения вопроса является переведение внешней необходимости поиска известного во внутреннюю потребность. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, к развитию у него тех или иных умений и навыков, к получению определенных специальных знаний. Большая социальная значимость ярче проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него самого. Являясь руководителем секции биологии научного общества учащихся привлекаю школьников к исследованиям окружающего мира. При построении учебно-исследовательского процесса акцентирую внимание на выбор темы исследования, интересную для ученика. Обеспечиваю осознание учеником сути проблемы, организовываю ход работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом; осуществляювзаимоинициирование через совместный поиск к саморазвитию, самосовершенствованию в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); формирую, прежде всего, личностные компетенции ученика, т.е. раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке. В результате такого подхода мои учащиеся успешно выступают на исследовательских конференциях школьного, муниципального и окружного уровней. Так Блинова Дарья с исследовательской работой «Выращивание картофеля в заполярных условиях села Новый Порт» стала победительницей заочных окружных конкурсов исследовательских работ «Ступень в будущее. Юниор», «Юный исследователь». Получила диплом победителя дистанционного Всероссийского конкура исследовательских работ «Классная работа». Худи Виктория с исследовательской работой «Особенности гнездования краснозобой казарки в окрестностях реи ЮрибейЯмальского района ЯНАО» стала призером в этих конкурсах.

Внедрение современных технологий обучения широко охватывает и воспитательный процесс. Развитие воспитательных технологий в образовательном процессе характеризуется повышенным интересом к проблеме разработки и использования социально значимых проектов. Так, являясь классным руководителем в своей деятельности я широко применяю метод проектов. Метод социально значимых проектов предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности и позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, организовывать обучение в сотрудничестве, напрямую затрагивать и решать социальные проблемы. Работая в МБУОШИ «Новобирилюсская СОШ» я со своими учениками воплотила в жизнь социальный проект «Сад-аристократ». Со школьниками 5 класса МБУОШИ «Новопортовской школы-интернат С(П)ОО» на классном часу мы занимались проектированием на тему «Ямал против наркотиков».

Главные цели введения в воспитательную практику метода проектов:

  1. Научить отдельно ученика или группу учеников использовать приобретенный в образовательном учреждении исследовательский опыт;
  2. Реализовать интерес к определенной социальной проблеме, приумножить знания о ней, найти пути её решения и донести это до заинтересованной аудитории;
  3. Помочь учащимся подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Исследовательский подход в обучении развивает способность учащихся оперировать образами объектов, моделировать ситуации, умение прогнозировать и мыслить гипотетически. Используя различные приемы исследования, учащиеся глубже познают биологические явления и процессы, могут самостоятельно устанавливать связь организма и среды, выявить биологические закономерности, строить различные умозаключения.

Методически правильное использование исследовательских и творческих задач на уроке и внеурочной деятельности развивает познавательный интерес учащихся, раскрывает глубже и шире научное вопросы, дает новейшую информацию по учебному предмету, направленную на лучшее усвоение материала учебника, повышает интерес к предметам естественного цикла, вызывает желание изучать и знать их. А так же практически применять знания.

Источник

Всероссийский открытый конкурс юношеских

исследовательских работ имени В.И.Вернадского

Методическая секция

Тема работы:

«Особенности организации научно-исследовательских работ школьников по дисциплинам естественно-научного цикла»

Сведение об авторе:

Пашкова Марина Александровна,

кандидат биологических наук,

учитель химии и биологии

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №8 г.Шарыпово

Красноярского края,

заместитель директора по УВР,

руководитель школьной профильной лаборатории

«Химия и экология»,

адрес: 662315 г.Шарыпово, 3 микрорайон, д.32

: pmakbn@mail.ru.

2010г.

С 1 сентября 2007 года наша школа получила статус старшей профильной школы. Старшеклассники изучают предметы на профильном уровне. Помимо этого, каждый из них должен по окончании 11-го класса защитить дипломную работу, посещая выбранную самим учащимся профильную лабораторию. Процедурная задача руководителя – помочь ученику выполнить требования к работе как к исследованию. Содержательная задача руководства – помочь ученику продвинуться в содержании исследования, приблизиться к настоящему, самостоятельному научному исследованию.

Надо сказать, что подготовкой школьников к участию в научно-практической конференции я занималась и ранее в рамках НОУ. Накоплен определённый опыт в этом направлении, который я и представляю.

Начинала я свою работу с анализа тем и обзора исследовательских работ, которые выставлялись на городской научно-практической конференции школьников за последние несколько лет. Это были, в основном, проектные работы, включающие подробный анализ литературных данных или доля исследования была так мала и неактуальна, что действительно научно-исследовательской работой это было трудно назвать. Рассмотрим содержание материалов, которые соответствуют требованиям к исследовательским работам, установленным и принятым в научном мире.

  1. Актуальность темы. Здесь необходимо изложить важность исследования: для чего оно проводится, также ставится проблема (противоречие).
  2. Цель исследования: что предполагается сделать и для чего.
  3. Задачи: прописываются конкретные действия, которые необходимы для достижения цели. Формулировки задач можно начинать такими фразами:
  • провести наблюдения;
  • дать характеристику;
  • провести анализ;
  • провести мониторинг;
  • определить пути;
  • разработать практические рекомендации и др.
  1. Научная новизна – самый, пожалуй, главный критерий работы. Исследование должно проводиться впервые или при совершенно других условиях и обстоятельствах.
  2. Практическая значимость работы: что необходимо сделать, чтобы ликвидировать проблему (противоречие).
  3. Ход работы включает в себя следующие этапы:
  • Литературный обзор.
  • Объекты исследования.
  • Методы исследования.
  • Динамика, мониторинг.
  • Результаты.
  • Практические рекомендации.
  • Выводы.
Читайте также:  Жизнь и циклы инновации

Теперь немного подробнее о каждом из этапов.

Литературный обзор лучше представлять вначале работы. Чтобы это сделать, необходимо проработать большое количество источников информации с целью получения наиболее полного представления по теме исследования. Это также необходимо и для того, чтобы быть способным выдвигать действительно научные предположения.

Объектами исследования могут выступать воздух, водные ресурсы, почва, растения, животные, человек, продукты питания. Можно рассматривать качественные и количественные характеристики объектов. Например, исследуя водные объекты, обычно определяют качество воды: органолептические свойства, газовый режим водоёма, жёсткость воды, кислотность, микроэлементный состав природных вод, а также их гидробиологические показатели. Надо сказать, что к отбору проб воды следует уделять особое внимание, т.к. состав воды в пробе очень быстро меняется. Чем быстрее проведено исследование, тем достовернее результат будет получен. Существует портативное оборудование, удобное в эксплуатации, которое позволяет получать данные на месте отбора проб практически сразу же. Иногда же пробы нужно в лабораторию доставлять, и для этого необходимо соблюдать правила отбора проб, их транспортировки и, если требуется, консервирования. При исследовании озёр, прудов, рек для отбора проб воды используют специальные устройства – батометры, например, Рутнера и Молчанова. Батометр опускают в воду в открытом виде и закрывают на требуемой глубине с помощью посыльного груза. Затем его вытаскивают из воды и переливают содержимое в сосуды для хранения проб.

Общим требованиям, предъявляемым к ним (сопротивление растворению, прочность, эффективность закрытия), лучше всего отвечает полиэтиленовая посуда или сосуды (бутылки, склянки) из прозрачного, бесцветного, химически стойкого стекла. При определении растворённых газов в воде важна герметичность сосудов. Рекомендуется применять специальные склянки для проб, концентрация газов в которых за счёт сообщения с атмосферой не может существенно изменяться в течение двух суток. Бутыли для проб перед использованием следует тщательно вымыть концентрированной соляной кислотой. Для обезжиривания используют синтетические моющие средства. Сильно загрязнённые стеклянные бутыли моют и обезжиривают хромовой смесью. Особая тщательность требуется при подготовке посуды для отбора проб на тяжёлые металлы.

На методах исследования хотелось бы остановиться более подробно, избрав в качестве примера водоём. Дело в том, что качеству вод, а особенно, малых рек, сейчас уделяется большое внимание. Предприятия, в зоне которых находиться водный объект, обязаны следить за его чистотой, а если при работе предприятия происходит загрязнение и ухудшение качества воды, предприятие вынуждено платить внушительные штрафы. Поэтому сейчас мудрые руководители вкладывают средства в очистные сооружения, как минимум, а в лучшем случае – меняют устаревающее оборудование на природосберегающее. Итак, экологическое исследование водного объекта включает изучение и описание абиотических составляющих экосистемы: климата, почвенного покрова, литологического состава подстилающих горных пород, рельефа местности, гидрологических и гидрохимических характеристик природной воды и биотических составляющих: флоры и фауны водного объекта, которые составляют водные цепи. На основании этих характеристик составляется паспорт водоёма, который позволяет оценить роль водоёма в той или иной экосистеме, самоочищающую способность водного объекта и степень антропогенной нагрузки, в конечном счёте, выработать рекомендации по его охране и рациональному хозяйственному использованию.

Наметив объект исследования, необходимо составить общий план изучения водоёма, который состоит из подготовительного этапа (выполняется до начала полевых работ на основе картографических и литературных материалов); полевых исследований и камеральной обработки материала.

Определение гидрографических характеристик реки или водоёма: к бассейну какой речной системы они относятся, притоком какой реки и какого порядка река является; какова протяжённость, площадь водосборного бассейна. Далее необходимо определить физико-географические характеристики бассейна реки, гидрохимические и гидробиологические показатели качества воды. Для этого проводят полевые исследования и расчётные графические работы, которые являются заключительным этапом полевых исследований.

Непосредственно на водном объёкте проводят гидрометрические работы. В случае реки – глазомерные съёмки; определение ширины и глубины реки, скорости течения реки; измерение температуры, прозрачности и цвета воды.

Для водоёма полевые исследования включают: обследование прилегающей к водоёму местности, наблюдения за колебаниями уровня воды; изучение характера дна, берегов и прибрежной полосы.

Исследование гидрохимических показателей воды включает измерения: рН, содержание растворённых газов, содержание растворённого органического вещества, взвешенных частиц; ионов, обуславливающих минерализацию (карбонатов, гидрокарбонатов, сульфатов, хлоридов, катионов кальция, магния, суммы калия и натрия).

Определение уровня химического загрязнения проводят, измеряя концентрации таких загрязнителей, как фенолы, нефтепродукты, тяжёлые металлы.

Гидробиологические показатели включают определение характеристик фитопланктона, зоопланктона, бактериопланктона, микробиологических показателей (общее микробное число и коли-индекс), биохимическое потребление кислорода, продукционно-деструкционные показатели.

Методики определения показателей качества воды можно найти в соответствующей литературе. Однако, анализы, проведённые в аттестованных лабораториях, являются более информативными, достоверными, с минимальной долей погрешности. Поэтому, если есть такая возможность, то любое исследование лучше проводить в подобной лаборатории. Результаты, полученные именно в аттестованных лабораториях, могут быть преданы огласке и, что очень важно, носят действительно научный характер. Только они могут быть положены в основу настоящей научно-исследовательской работы.

Какими исследованиями, в настоящее время, занимаются школьники, посещающие профильную лабораторию «Химия и экология»? В основном, это определение уровня содержания тяжёлых металлов в различных объектах живой и неживой природы. Почему нам интересны такие темы? Потому что для окружающей среды наиболее опасной группой токсикантов являются именно тяжёлые металлы. Они накапливаются в почве, усваиваются растениями, произрастающими на них. Это же в полной мере относится и к овощным культурам, особенно к корнеплодам, интенсивно аккумулирующим в себе не только питательные вещества, но и поллютанты.

Опасность представляют подвижные формы металлов, которые и передаются по цепям питания, рискуя попасть на стол человека.

Приведу пример одной работы. К выступлению на научно-практической конференции школьников весной 2008 года готовится ученик 11-го класса Курбалиев Рустам. Тема его работы «Влияние открытой разработки Берёзовского угольного разреза-1 на экологическое состояние территории». Проблема влияния открытых угольных разработок на экологическое состояние прилегающих территорий изучается порядка 50-ти лет. Известно, например, что местности, находящиеся в непосредственной близости к карьерам, со временем становятся непригодными для жизни. Отчуждение земель происходит из-за масштабного неблагоприятного влияния самого угля, пыли. Причиной служат токсиканты, содержащиеся в углях.

Читайте также:  При поездке на море сбился цикл

Целью этой работы является определение уровня содержания тяжёлых металлов (ТМ) в овощах, произрастающих на дачных участках в районе Берёзовского угольного разреза в сравнении с контрольными образцами, выращенными на удалённых от разреза землях. Задачи, определённые в начале работы были следующие:

  1. Найти данные об элементном составе угля.
  2. Выявить значимые ТМ для определения.
  3. Изучить научные данные по аналогичным исследованиям в других районах.
  4. Провести анализ проб на содержание ТМ.
  5. Проанализировать данные лабораторного анализа в сравнении между контрольными и опытными образцами.
  6. Определить, действительно ли происходит загрязнение почвы токсикантами, попадающими в больших количествах именно из угля разреза.
  7. Насколько высок уровень загрязнения.
  8. Сделать выводы, опираясь на данные эксперимента.
  9. Выяснить, какие природоохранные мероприятия проводятся на разрезе.
  10. В случае необходимости разработать практические рекомендации по снижению уровня загрязнения в овощах.

Что сделано на данном этапе? Во-первых, проведена кропотливая работа по анализу литературных данных, касающихся темы исследования. Надо сказать, что антропогенное воздействие Берёзовского угольного разреза изучено мало. Нам удалось найти результаты исследований о содержании ТМ лишь в почвах. Данных о накоплении токсикантов в овощах по нашему региону на сегодняшний день нет. В этом, собственно, и состоит новизна нашей работы. Приведу пример подобных исследований по Кемеровской области. Хотя и там систематических работ в этом направлении не проводится. Имеются результаты отдельных научных исследований, из которых следует, что проблема накопления чужеродных веществ овощными культурами существует. Итак, Новокузнецк – промышленный город с очень неблагоприятной экологической обстановкой, а Таштагол – относительно безопасная территория, т.к. в округе нет промышленных гигантов. Из данных таблицы видно, что содержание канцерогенных веществ в картофеле и моркови, выращенных под Новокузнецком, в 1,2 – 7 и даже более раз выше, чем в аналогичных овощах, полученных в Таштаголе.

Во-вторых, проведены анализы проб экстрактов, полученных с помощью аппарата для экстракции из картофеля, моркови, свёклы, репчатого лука. Все анализы по определению содержания тяжёлых металлов получены методом атомно-адсорбционной спектрометрии (АСС), проведённые в химической лаборатории Берёзовской ГРЭС-1, которая получила аттестат аккредитации лаборатории топлива. В-третьих, проведён сравнительный анализ данных, который позволил сделать вывод о высоком уровне загрязнения. В настоящее время разрабатываются рекомендации по снижению уровня загрязнения окружающей среды разрезом и населению по мерам предосторожности.

Ещё одна научно-исследовательская работа проводится ученицами 11-го класса Тыц Еленой и Козуля Инной. Тема работы такова: «Кремнийорганическая косметика». Казалось бы, эта работа не имеет ничего общего с предыдущей, но их объединяет то, что экспериментальные данные мы получали также с помощью метода ААС. Что же это за данные? Мы исследовали содержание кремния в водных экстрактах трав, произрастающих в нашем регионе для того, чтобы использовать, например, отвары этих трав в косметических композициях. Итак, целью работы является разработка рецептов кремов и лосьонов с уникальными свойствами, к тому же наиболее доступными, т.к. их можно будет приготовить в домашних условиях. Уникальные свойства будет придавать такая составляющая, как биоорганический активный кремний, содержащийся в экстрактах и вытяжках трав, произрастающих в нашем регионе.

А что такое кремний?

  • Это «философский камень» человечества.
  • Это элемент, которому мы, может быть, обязаны существованием.
  • Это второй по распространённости после кислорода элемент, превосходящий все последующие вместе взятые.
  • Это составная часть наиболее распространённых минералов.
  • В воде морей и океанов его больше, чем таких элементов, как кальций, фосфор, углерод.

Конечно же, это не случайно!

До середины 20 века считалось, что кремний – инертный элемент. Но по мере изучения его свойств, учёные всё больше убеждались в колоссальной важности кремния, в том числе и для здоровья человека.

Это важнейший компонент волос, ногтей, зубов, костей, лёгочной ткани, кожи. Что же происходит именно с кожей при недостатке этого элемента или при нарушении его обмена? Она становится морщинистая, сухая, ухудшается её цвет, появляются дефекты.

Фундаментальные исследования по значимости кремния для человека, его кожи проводились Сибирским Отделением Академии Наук в Новосибирске, Иркутске. Через 15 лет американские учёные подтвердили эти данные. Были проведены многочисленные эксперименты. Итак, кремний – структурообразующий компонент мукополисахаридов, составляющих основу клеточной стенки любой ткани, любого органа.

Мы все сегодня испытываем дефицит этого элемента в той или иной степени, т.к. с питанием мы его недополучаем по ряду причин. И всё же, выход можно найти: больше употреблять продуктов, содержащих кремний. Для кожи лица дополнительным источником может являться соответствующая косметика. Именно составлением косметических композиций, средств, содержащих биодоступный, абсолютно нетоксичный кремний, мы в данный момент и занимаемся.

Что нами сделано на сегодняшний день? Кроме обработки литературных, научных данных, мы изучили состав большинства овощей и дикорастущих трав, в наибольшей степени содержащих элемент. За летний период мы проверили теоретические данные экспериментально, разработали ряд рецептов приготовления косметических композиций в домашних условиях и способы их применения. Что же касается выпуска кремнийорганической косметики, то её выпуском занимается всего одна фирма в мире – это наши соотечественники под руководством д.х.н. профессора, лауреата Государственной премии Дьякова Валерия Михайловича. Но, надо сказать, что эта элитная косметика не всем доступна и по её ограниченности и, будем откровенны, по цене. Поэтому, собственно, мы и взялись за эту интересную работу, чтобы и самим, конечно же, иметь в своём арсенале, средство, сохраняющее молодость кожи на долгие годы.

В заключение хочется сказать о тех исследованиях, которые уже начаты нами в рамках работы профильной лаборатории в этом учебном году. Это оценка качества воды водоёма-охладителя БГРЭС-1, а также рек, протекающих по территории города Шарыпово. Другое направление – исследование уровня загрязнения почвы, подверженной влиянию станций технического обслуживания, автомоек, автозаправочных станций. Третье направление – уровень загрязнения токсикантами грибов, ягод, произрастающих вдоль автострад в сравнении с контрольными образцами из относительно экологически-чистых зон Шарыповского района.

Литература.

  1. И.В. Лютикова, В.А. Колычев, Е.В. Кустова, Л.Н. Храмченко Профильное образование: опыт, находки, проблемы //Сборник материалов – Красноярск, 2004 г.
  2. О.Г.Морозова, С.В. Морозов Химия окружающей среды: Учеб.пособие – Красноярск, 2002г.
  3. М.А. Пашкова Гидрохимия. Эколого-токсикологические аспекты загрязнения водных экосистем: Учеб.пособие / М.А.Пашкова, Н.В.Цугленок, О.Г. Морозова, В.В.Матюшев, Н.С.Веселкова, А.В.Николаев – Красноярск, 2004 г.

Источник