Создание программ с операторами цикла
Тема: “Составление программ с использованием циклов”(решение задач).
Цель:
1.Образовательная:
– закрепление знаний, умений и навыков работы с циклами языка программирования Паскаль;
– актуализация и контроль знаний, умений и навыков;
– формирование умения решать задачи с использованием циклов;
2. Развивающая:
– развитие логического мышления, памяти, внимания;
– развитие самостоятельности при работе,
– развитие познавательного интереса;
3. Воспитательная:
– воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: урок – практикум
Вид деятельности: умственная, самостоятельная.
Обрудование: флипчарт, доска ActivBoard, программа MyTestX, приложение 1, инструктивная карта.
План урока:
Организационный момент. 1 мин
Актуализация и систематизация знаний. 5 мин
Практическая часть (решение задач) 28 мин
Физминутка 2 мин
Практическая часть (решение задач)
Закрепляющее тестирование 7 мин
Итог урока. 2 мин
Домашнее задание: повторить структуру программы, написание операторов.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Средства
Деятельность учеников
I Организационный момент
Приветствие. На предыдущих уроках мы познакомились с операторами цикла языка Паскаль. Сегодня повторим изученный ранее материал, продолжим работу по написанию программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку.
Начнём с заданий, в следствие, которого мы повторим теоретический материал.
Затем вы должны будете составить, ввести и отладить программы с применением операторов цикла. В конце урока вам предстоит выполнить тестовое задание. После чего мы подведём итоги нашей работы и выставим оценки
Речь учителя
Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность
II Актуализация и систематизация знаний
Задание:
Расставить в соответствующей последовательности структуру программы.
Фронтальный опрос:
1.Что такое цикл?
2. Сколько всего циклов в Паскале?
3. Перечислите виды циклов?
4. Допишите циклы.
5. Работа по таблице.
Условие: Зарисовать блок- схему в таблице.
Флипчарт 3
Флипчарт 4
Флипчарт 5
Приложение 1
Работают у доски
Предполагаемые ответы:
1.Цикл – это многократное повторение команд.
В Паскале 3 вида цикла.
Цикл с параметром (цикл со счетчиком) for – известно количество повторений.
Цикл с предусловием while– неизвестно количество повторений
Цикл с постусловием repeat– неизвестно количество повторений.
Работают с флипчартом
Выполняют работа по карточкам
III Практическая часть (решение задач)
Решение задач на ПК.
Условие задачи:
Написать программу, выводящая на экран таблицу умножения на 9.
Program Um;
var n:integer;
a: real;//объявляем переменные
begin
for n:=1 to 10 do
begin
a:=n*9;
writeln(‘9*’,n,’=’,
a);
end;
end.
IV Физминутка
Упражнения для снятия зрительного напряжения.
Применений упражнений для глаз
V Практическая часть (решение задач).
Решение задач на ПК.
Условие задачи:
Посчитать сумму S = 1 + 2 + 3 + 4 + … + N. (N – любое натуральное число, задается пользователем). Реализовать программу тремя способами, с использованием циклов while.
Условие задачи:
Составить программу возведения в степень любого числа
Условие задачи:
Вычислить сумму S = ++ ++…+. Выполнить программу с использованием циклов while.
Условие задачи:
Составить программу суммирования произвольного количества целых чисел. Суммирование прекратится при вводе числа 0. (используется цикл repeat).
а – числа, которые будем складывать;
s – сумма этих чисел;
обязательные условия решения задачи: s=s+a (сумма увеличивается на а); проверяем равно ли а 0;
Program summa;
Uses crt;
var S,N,i:integer;
begin
clrscr;
write(‘N=’);
read(N);
S:=0;
while i>=N do
begin
S:=S+i;
end;
writeln(‘S=’,S);
end.
Program Chisla;
var p,a: real; n,i: integer; //объявляем переменные
begin
writeln(‘Введите a,n: ‘);
read(a,n);
p:=1; //задаем начальное значение отличное от 0
for i:=1 to n do //организуем цикл
p := p * a; // Вычисляем степень числа
writeln(a,’ В степени ‘,n,’ = ‘,p);// выводим результат
end.
Program summa;
Uses crt;
var S,x,y:integer;
begin
clrscr;
S:=0; x:=2;
while x<=100 do
begin
y:=1/x;
S:=S+y;
X:=x+2;
end;
writeln(‘S=’,S);
end.
Program summa1;
Var a,s: integer;
begin
s:=0; {начальное значение суммы}
Repeat
write (‘Значение a=’);
readln (a);
s:=s+a;
Until a=0;
writeln (‘сумма введённых чисел равна ’, s);
End.
VI Закрепляющее тестирование
Выполнение теста в программе MyTestX.
Выполняют тест в Excel
VII Итог урока.
Вопросы:
1.С какой темой мы сегодня на уроке познакомились?
2. С какими трудностями вы столкнулись при решении задач?
Работают устно
VIII Домашнее задание
Повторить структуру программы, написание операторов.
Записывают домашнее задание
Источник
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Цикл for
Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
тело_цикла;
тело_цикла;
Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.
i, n: integer;
begin
write (‘Количество знаков: ‘);
readln (n);
for i := 1 to n do
write (‘(*) ‘);
readln
end.
Цикл while
Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.
Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.
i, n: integer;
begin
write (‘Количество знаков: ‘);
readln (n);
i := 1;
while i <= n do begin
write (‘(*) ‘);
i := i + 1
end;
readln
end.
Цикл repeat
Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.
В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.
i, n: integer;
begin
write (‘Количество знаков: ‘);
readln (n);
i := 1;
repeat
write (‘(*) ‘);
i := i + 1
until i > n;
readln
end.
В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.
Источник
Основное содержание работы: данное
учебное пособие (мультимедийный интерактивный
урок) является поддержкой и сопровождением для
обучения информатике в 10 классе в теме “Pascal”
(циклы). Урок содержит демонстрационные
материалы, учебные задания, практическое и
тестовое задания.
Ожидаемые результаты и степень их
достижения за счет внедрения работы:
- Настоящее интерактивное пособие может
использоваться в практике обучения при разном
уровне оснащения школ компьютерной техникой. - Демонстрация мультимедийного пособия
посредством медиапроектора или интерактивной
доски представляет собой наглядное зрительно –
иллюстративное представление ученику
информации об изучаемом объекте, которое в
дальнейшем будет развиваться до понятийного
уровня.
Методическая часть.
Применение информационно- коммуникационных
технологий в обучении информатике в данное время
является неотъемлемой часть урока. Новые
технологии обучения на основе информационных и
коммуникационных технологий позволяют
интенсифицировать образовательный процесс,
увеличить скорость восприятия, понимания и
глубину усвоения огромных массивов знаний.
Воздействие учебного материала на учащихся во
многом зависит от степени и уровня
иллюстративного материала. Визуальная
насыщенность учебного материала делает его
ярким, убедительным, способствует лучшему его
усвоению и запоминанию.
Данное мультимедийное пособие может быть
использовано при закреплении и повторении
навыков решения задач с циклами в среде
программирования Pascal.
Предполагаемый урок предусматривает
иллюстративный материал, разминку, физминутку,
тестовое задание, практическую работу, задание
на закрепление.
Предполагается, что до проведения данного
урока с учениками были проведены занятия по
данной теме и учащиеся владеют навыками работы в
программе MS Excel .
Цель урока: Закрепление
навыка решения задачи с использованием
операторов ВЕТВЛЕНИЯ и ЦИКЛА.
Задачи урока:
- Закрепить навык решения задач с операторами
ветвления - Закрепить навык решения задач с операторами
циклов в среде Паскаль. - Развитие алгоритмического и логического типов
мышления, внимания, умения рассуждать,
целеустремленности. - Воспитание дисциплины и норм поведения на
уроке. Воспитание культуры написания кода
программ у учащихся.
Тип урока: повторения и
закрепления изученного материала
Вид занятия: урок с
использованием мультимедийной презентации
и компьютерного тестирования (с
помощью программы Еxcel)
Используемые методы обучения:
- коллективная работа,
- метод демонстрации,
- частично-поисковый метод,
- практический метод,
- практическая работа с компьютером,
- компьютерное тестирование.
Способы контроля: компьютерное
тестирование
План урока
- Организационный этап (разминка) – 3 минуты.
- Тест – повторение пройденного материала – 10
минут. - Домашнее задание – 2 минуты.
- Физкультминутка – 2 минуты.
- Практическая работа – 15 минут.
- Закрепление материала урока – 7 минут
- Итог урока – 1 минута.
Оборудование:
- персональные компьютеры,
- интерактивная доска (или мультимедийный
проектор)
Программное обеспечение: операционная
система WINDOWS, среда Pascal, Microsoft Office.
Раздаточный материал: тексты
практической работы на компьютере
Демонстрационный материал: Презентация
Ход урока | Слайд |
| |
Учитель здоровается с детьми, говорит слова приветствия. Учащиеся проявят больший интерес к изучению темы, если учитель позволит самим составить ее название. Для этого на слайд презентации помещаются пары картинок. | слайд 1 |
Учитель дает указание: из каждой пары картинок выбрать ту, которая соответствует ответу на вопрос. Затем из букв, которые расположены в уголках выбранных картинок, составляем ключевое слово из названия темы (получится слово “ЦИКЛ”). Вопросы к картинкам:
| слайды 2, 3, 4, 5 |
Далее учитель говорит, что сегодня они будут решать задачи не только с использованием операторов цикла, но и операторов ветвления, и формулирует тему урока “Создание программ с использованием операторов ветвления и циклов на языке TURBO PASCAL”, которую учащиеся и записывают в тетрадь. | слайд 6 |
| |
Детям предложено пройти к компьютерам и выполнить тестовое задание за 10 минут. На вопросы отводится 10 минут, по 1 минуте на каждый вопрос Вопросы:
(ответ: 5)
| Тест. Презентация Слайд 7 |
| |
Составить задачи и решить их:
| Слайд 8 |
| Слайд 9 |
Дети выполняют упражнения на появляющиеся картинки в окне презентации – для снятия зрительного напряжения при работе с тестом. | |
| |
На слайде изображен текст задачи. Учитель вместе с классом разбирает решение типовой задачи. Прописывая на доске ее ключевой момент. Учащиеся записывают условие задачи и ключевой момент ее решения себе в тетрадь. Затем разбирается еще одна типовая задача и так же записывается в тетрадь. После этого учащиеся получают текст практической работы и выполняют ее за компьютером. Учитель проверяет каждую задачу у учащихся.
| Слайд 10 |
Текст задачи № 1. Составить Решение:
Текст задачи № 2. Написать программу, которая вычисляет сумму Решение:
| Слайд 11, 12, 13 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Слайд 14 |
| |
Учащийся (по цепочке) зачитывает свою фразу, а остальные должны найти её продолжение.
| Слайд 15 и 16 |
Литература:
|
Презентация, Приложение
2, Приложение 3
Источник