Роль цикла записки охотника в судьбе тургенева

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.

Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.

«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.

«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ – это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.

Читайте также:  За один цикл без

В «Записках охотника» рассказчик в живой и увлекательной форме повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов и говоров Орловского края. Глубина типического обобщения в ранних очерках и рассказах сочетается со статичностью в изображении характеров.

Ограниченный узкими сюжетными рамками очерка и рассказа, в пределах которых невозможно было показать героев в действии и взаимных столкновениях, раскрывающих наиболее полно их характеры, Тургенев прибегает к максимальному использованию других художественных средств. Именно жанровой спецификой «Записок охотника» объясняется преобладание в них портрета, мастерски построенного диалога, лаконичной и выразительной речевой характеристики героев, превосходных пейзажных зарисовок. Художественное единство и стройность очеркам и рассказам Тургенева 40-х годов придает точная композиционная расстановка персонажей, а также часто встречающиеся сравнительные авторские характеристики. Именно так построены «Хорь и Калиныч», «Два помещика», «Лебедянь», «Малиновая вода» и др.

По своей идейной направленности очерк «Хорь и Калиныч» явился программным. В нем уже наметились все основные линии, по которым развивалось в дальнейшем содержание «Записок охотника».

В «Хоре и Калиныче» сюжет развертывается в манере объективной зарисовки с натуры. Очерк начинается с точного указания места действия: с описания Волховского и Жиздринского уездов Орловской и Калужской губерний. Затем охотник-рассказчик по принципу антитезы рисует предельно обобщенные портреты орловского и калужского мужиков, подчеркивая с самого начала различие между барщинным и оброчным существованием их. Причем эти бытовые зарисовки и наблюдения рассказчика, сюжетно не связанные с основным содержанием очерка – изображением Хоря и Калиныча, имеют прежде всего этнографическое значение. Очерк лишен событийной основы сюжета и активного развития действия. Все повествование строится вокруг встреч рассказчика с различными персонажами: Полутыкиным, Федей, Калинычем и Хорем. Идейно-художественное значение «Хоря и Калиныча» не в описании быта и нравов: в очерке Тургенев поставил основной вопрос эпохи – о социально-экономической, юридической и моральной несостоятельности крепостничества.

В «Хоре и Калиныче» писатель отразил тенденции народного развития, показав два наиболее характерных типа русского мужика. Основное внимание в очерке сосредоточено на изображении общественных связей личности, социальной разработке характеров. Противопоставление оброчных и барщинных мужиков, данное в начале очерка, получает дальнейшее поэтическое развитие и сравнительной характеристике Хоря и Калиныча. Умный, хозяйственный Хорь, добившийся барского разрешения перейти на оброк, приобретает «фактическую независимость» и самостоятельность. Занимаясь торговлей маслом и дегтем, он «обстроился, накопил деньжонку». «Человек положительный, практический, административная голова, рационалист», этот крепостной мужик во всем превосходил своего барина и «насквозь видел» его. Калиныч, напротив, находился к полной зависимости от Полутыкина. Вынужденный ежедневно сопровождать барина на охоту, он не имел возможности заниматься хозяйством, «перебивался кое-как».

Образы Хоря и Калиныча обрисованы в гоголевской манере: через описание внешности, бытовые детали и мир вещей. Процесс типизации характера Хоря, например, начинается уже с описания усадьбы и внутреннего убранства избы. Усадьба его состояла пз нескольких сосновых срубов, соединенных заборами, перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. В избе «ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; и углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт». Все вокруг Хоря – и усадьба его, и «большое семейство, покорное и единодушное», и добрая еда в избытке (хороший квас, пшеничный хлеб, молоко) – свидетельствовало о прочности положения этого рачительного хозяина.

Однако основным средством психологической характеристики героев в «Хоре и Калиныче» является портрет. Характер умного русского мужика Хоря раскрывается посредством сравнения его с древнегреческим мудрецом Сократом: «…старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос». Этот авторский прием имел не только художественное значение, но заключал в себе глубокий социальный смысл. Сопоставление крепостного мужика с великим философом со всей очевидностью раскрывало антикрепостнический пафос очерка. А убеждение рассказчика, вынесенное из разговоров с Хорем, что «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях», еще более типизировало характер Хоря как носителя творческого, созидательного начала и усиливало социально-политическое звучание очерка. Логическим завершением характеристики Хоря является обобщенный вывод автора о «силе и крепости» русского народа, который «смело глядит вперед».

Читайте также:  Циклические алгоритмы оператор цикла

Портрет выполняет в «Хоре и Калиныче» наряду с идейной важную композиционную функцию. Противопоставление Хоря и Калиныча, олицетворяющих два разных типа русского характера, дается уже в описании их внешности и манеры поведения: в отличие от приземистого, кряжистого Хоря, Калиныч был «высокого роста, худой с небольшой загнутой назад головкой», с «добродушным смуглым лицом, кое-где отмеченным рябинами». «Человек самого веселого, самого кроткого права», он «беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду». Хорь «говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром». Через изображение внешнего облика Калиныча Тургенев стремится раскрыть отличительную черту его характера – восторженность и мечтательность, в противовес практичности, хозяйственности Хоря.

Определяющее идейно-композиционное значение наряду с портретом имеет в «Хоре и Калиныче» непосредственная авторская характеристика, построенная также по принципу антитезы. Оба приятеля нисколько не походили друг на друга, утверждает рассказчик, продолжая противопоставлять терпен, кием в результате сравнения привычек и право» Хоря и Калиныча он приходит к заключению, что «Калиныч стоял ближе к природе; Хорь к людям, к обществу; Калиныч всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь».

В других очерках 40-х годов («Бурмистр», «Контора», «Бирюк» и др.) жанровые признаки уже не столь определенны. В них все большее значение приобретает событийный сюжет, основу которого составляет активное развитие действия. Но особенно сильно звучит эпическое начало в рассказах 50-х годов («Певцы», «Касьян с Красивой Мечи» и др.). Они отличаются от ранних очерков «Записок охотника» и по решению главной проблемы, и по жанровым особенностям. В очерках 40-х годов Тургенев заострил внимание преимущественно на уродствах крепостнического быта, беспощадно разоблачая несправедливость общественных порядков, обрекающих русский народ на позорное рабство. В этих очерках писатель ставил перед собой задачу – показать социальную трагедию народа, томящегося под гнетом крепостничества. В рассказах 50-х годов он уже не затрагивает прямо тему отношений барина и мужика. Фигура помещика как такового вообще исчезает со страниц «Свидания», «Бежин луга», «Касьяна с Красивой Мечи», «Певцов». Автор подошел к изображению народа с новой стороны, выдвинув целый ряд важных жизненных проблем: религиозно-философские и нравственные искания народа, жаждущего умственного познания и справедливости («Касьян с Красивой Мечи»), отношение его к искусству («Певцы»), взгляд на природу и любовь («Свидание»), поэзия народных преданий и верований («Бежин луг»).

Задание:

1. Запишите главную тему и главную мысль произведения И.С. Тургенева «Записки охотника».

2. В чём жанровая специфика «Записок охотника»?

3. Какую роль играет портрет в рассказе «Хорь и Калиныч»?

Источник

Тест по творчеству И.С.Тургенева (10 класс)

  1. Укажите годы жизни И.С.Тургенева

А) 1821 – 1883

Б) 1818 – 1883

В) 1828 – 1895

Г) 1820 – 1889

2. Где И.С.Тургенев получил образование?

А) в Петербургском университете

Б) в Царскосельском лицее

В) в Казанском университете

Г) в Петербургском инженерном училище

3. За что И.С.Тургенев был сослан в родовое имение под надзор полиции в 1852 году?

А) за антикрепостническую направленность «Муму»

Б) за дуэль

В) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии

Г) за публикацию некролога о Н.В.Гоголе, вопреки запрету властей

4. В каком журнале был напечатан первый рассказ из цикла «Записки охотника»?

А) «Вестник Европы»

Б) «Современник»

В) «Отечественные записки»

Г) «Русский вестник»

5. Основной темой цикла «Записки охотника» является:

А) тема русской природы

Б) тема взаимоотношения крестьян и помещиков

В) тема взаимоотношений в крестьянской среде

Г) тема крестьянского быта

6. В период, предшествующий отмене крепостного права, И.С.Тургенев возлагал политические надежды на:

А) революционно-демократическое движение

Б) крестьянское восстание

В) либеральные реформы

Г) укрепление самодержавия

7. Какую роль сыграл цикл «Записки охотника» в судьбе И.С.Тургенева?

А) писатель был награждён литературной премией

Б) писатель был назван в числе великих русских авторов

Читайте также:  Менстр цикл как считать

В) писатель был сослан под надзор полиции

Г) писатель был осуждён редакцией журнала «Современник»

8. Сколько рассказов включил И.С.Тургенев в цикл «Записки охотника»?

А) 32

Б) 48

В) 25

Г) 10

9. Роман «Отцы и дети» был напечатан в:

А) 1859 г.

Б) 1840 г.

В) 1862 г.

Г)1865 г.

10. Укажите, кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) Н.Г.Чернышевскому

Б) Н.А.Некрасову

В) Н.А.Добролюбову

Г) В.Г.Белинскому

11. В одном из писем И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Кому было адресовано это письмо?

А) М.А.Антоновичу

Б) Н.А.Добролюбову

В) К.К.Случевскому

Г) В.Г.Короленко

12. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

А) в идейных спорах Базарова и П.П.Кирсанова

Б) в любовном конфликте с Одинцовой

В) в диалогах с Аркадием Кирсановым

Г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

13. К какому сословию принадлежал Базаров?

А) дворянство

Б) мещанство

В) разночинцы

Г) крестьянство

14. Какова будущая специальность Базарова?

А) инженер

Б) военный

В) врач

Г) учитель

15. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича?

А) смертью Базарова

Б) смертью Кирсанова

В) Кирсанов был ранен

Г) герои отказались от подобного способа решения споров

16. И.С.Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

А) романтический

Б) социальный

В) психологический

Г) философский

17. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе «Отцы и дети».

А) зеркальная

Б) последовательная

В) параллельная

Г) циклическая

18. Что понимает под «нигилизмом» И.С.Тургенев?

А) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

Б) революционно-демократическое мировоззрение

В) отрицание политической системы, государственного строя

Г) естественно-научные теории

19. Какой герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

А) Павел Петрович Кирсанов

Б) Евгений Базаров

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Анна Сергеевна Одинцова

20. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица.

А) Фенечка

Б) Евдоксия Кукшина

В) Катя Лаптева

Г) Анна Сергеевна Одинцова

21. Почему Одинцова не ответила взаимностью на чувства Базарова?

А) она не испытывала к Базарову чувство любви

Б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

В) она испугалась любви Базарова и решила, что «спокойствие всё-таки лучше всего на свете»

Г) Базаров был всего лишь ей любопытен

22. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

Умереть так, как умер Базаров, – всё равно что сделать великий подвиг.

А) В.Г.Белинскому

Б) Н.Г.Чернышевскому

В) М.А.Антоновичу

Г) Д.И.Писареву

23. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

А) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

Б) уезжает за границу

В) вернулся в Петербург и ведёт светский образ жизни

Г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорощим хозяином

24. Какой герой романа «Отцы и дети» является пародией на Евгения Базарова?

А) Аркадий Кирсанов

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Виктор Ситников

25. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

Ответы к тесту:

  1. Б 2. А 3. Г 4. Б 5. Б 6 .В 7.В 8. В 9. В 10. Г 11.В 12. Б 13. В 14.В

15. В 16. Г 17. Г 18. Б 19. В 20. Г 21. В 22. Г 23. Б 24. В 25. а-Б, б-В, в-Г, г-А

Источник