Редукция гаметофита в жизненном цикле

Редукция гаметофита в жизненном цикле thumbnail

Роль полового размножения в живой природе.

При половом размножении постоянно создаются новые комбинации генов, что увеличивает генетическое разнообразие потомства и, соответственно, шансы приспособиться к меняющимся условиям среды. Создание новых комбинаций генов происходит в процессе мейоза. Мейоз имеет место в ходе образования гаплоидных клеток (спор или гамет) из диплоидных клеток. При этом хромосомы, доставшиеся организму от матери и отца, перестают существовать как целое — в результате кроссинговера образуются новые варианты хромосом, скомбинированные из отцовских и материнских. Таким образом, хромосомы детей, как правило, не идентичны хромосомам родителей — они содержат другие комбинации аллелей (вариантов генов).

В ходе мейоза происходит редукция хромосомного набора — образование из диплоидной клетки 4 гаплоидных клеток (n), у которых каждая хромосома представлена уже не парой сестринских хроматид, а 1 хроматидой. У человека путем мейоза образуются половые клетки (гаметы), каждая из них несет 23 хромосомы.

Диплоидность клеток в жизненном цикле восстанавливается при оплодотворении — слиянии гамет. При этом объединяются два разных хромосомных набора из двух различных геномов (генома матери и генома отца).

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Типы жизненных циклов. 

Различные организмы демонстрируют большое разнообразие жизненных циклов, однако во всех типах жизненных циклов можно выделить диплоидную фазу, или диплофазу (от оплодотворения до мейоза) и гаплоидную фазу, или гаплофазу (от мейоза до следующего оплодотворения).

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Например, у животных (на рисунке слева) гаплоидны только гаметы, у растений (на рисунке по центру) есть диплоидное поколение (спорофит) и гаплоидное поколение (гаметофит), в то время как у многих одноклеточных преобладает гаплоидная фаза, а зигота после оплодотворения делится путем мейоза, в результате чего снова получаются гаплоидные клетки.

Жизненные циклы растений.

У низших растений встречаются все вышеперечисленные типы жизненных циклов. Так, преобладание диплофазы характерно для фукуса (бурая водоросль), диатомовых и некоторых зеленых водорослей (кодиум, кладофора). Гаметофит и спорофит имеются, например, у порфиры (красная водоросль), ламинарии (бурая водоросль), ульвы (зеленая водоросль). Наконец, у хламидомонады, хары и спирогиры преобладает гаплофаза, а единственной диплоидной стадией в жизненном цикле является зигота.

У высших растений в жизненном цикле представлены как гаметофит, так и спорофит. У мхов привычные нам зеленые растения являются гаплоидными. На них формируются органы полового размножения: антеридии, в которых образуются многочисленные сперматозоиды, и архегонии, в каждом из которых имеется одна яйцеклетка. Образующиеся гаметы после оплодотворения дают начало диплоидной стадии, которая развивается непосредственно на гаплоидной. Спорофит мхов состоит из гаустории, с помощью которой он прикрепляется к гаметофиту, ножки и коробочки. Спорофит мхов не способен к фотосинтезу и живет за счет гаплоидной части растения, поэтому как правило имеет коричневый цвет. Внутри коробочки множество клеток делится мейозом, образуя гаплоидные споры. Споры дают начало новым зеленым гаплоидным растениям. Таким образом, преобладающей стадией в жизненном цикле мхов является гаплоидная.

Основная жизненная стадия у сосудистых растений (плауны, хвощи, папоротники, семенные)  — диплоидная. На листьях папоротников или в специальных структурах у хвощей и плаунов образуются спорангии, в которых в результате мейоза формируются мелкие одноклеточные споры. Разлетаясь и попадая в подходящие условия, они дают начало гаплоидной стадии — заростку. На заростках образуются антеридии и архегонии, формируются гаметы, происходит оплодотворение, и из зиготы развивается диплоидное растение.

 У семенных растений самостоятельной гаплоидной стадии не существует, она представлена группами клеток, развивающихся в специальных органах диплоидных родительских организмов. Некоторое время отдельно существует только мужской гаметофит в виде пыльцевого зерна, но в нем в это время не происходит заметных процессов жизнедеятельности. Женский гаметофит голосеменных растений представляет собой первичный эндосперм, у цветковых растений редуцированным женским гаметофитом является зародышевый мешок. После оплодотворения развившийся из зиготы новый диплоидный организм проходит первые этапы развития также под защитой материнского организма.

Источник

Спорофит и гаметофит – поколения в жизненном цикле растений, которые постоянно чередуются друг с другом. Это означает, что у них происходит чередование полового с бесполым размножением. 

Гаметофит отвечает за половое размножение, а спорофит – за бесполое. Тема, возможно, кажется нелегкой для школьников, однако вопросы по ней часто встречаются в заданиях в ЕГЭ и ОГЭ по биологии, потому следует разобраться.

Что такое гаметофит и спорофит в биологии

Спорофит – одно из чередующихся поколений, относится к бесполому. Многоклеточная диплоидная фаза, происходящая в период жизни водорослей и растений. 

Спорофит у водорослей

Бесполое развитие происходит из зиготы, в которой появляются споры. Образование зиготы происходит на половой гаплоидной фазе из женской яйцеклетки, оплодотворенной мужской гаметой.

Спорофит и гаметофит у растений

Гаметофит — гаплоидная или половая фаза в жизненном цикле растений, которая, в свою очередь, развивается из спор и производит половые мужские и женские клетки, или гаметы. Когда гаметы сливаются вместе или оплодотворяются, снова наступает гаплоидное поколение.

Гаметы бывают двух видов:

  1. Мужские гаметы. Появляются из мужских гаметангий – антеридий. У споровых и водорослей они называются сперматозоидами, у семенных – спермиями. Отличаются между собой подвижностью, сперматозоиды имеют жгутики, поэтому могут двигаться.

  2. Женские гаметы, представляющие собой неподвижные яйцеклетки. Образуются в женских гаметангиях, которые носят название – архегонии.

У наземной растительности оплодотворение яйцеклетки происходит в архегонии, после которого появляются споры. Жизненный цикл продолжает свое чередование.

Чередование поколений особо выражено у споровых растений. У папоротников, плаунов, хвощей гаметофит находится раздельно от спорофита, но преобладает гаплоидность. 

Жизненный цикл папоротника

Гаметофит выражен недолговечным маленьким ростком, на котором затем вырастает спорофит. У мхов нет разделения между фазами, коробочка со спорами развивается на гаметофите.

Цветковые или покрытосеменные растения для размножения используют опыление, когда мужские гаметы в тычинках переносятся к женским в пестиках. У голосеменных растений семена находятся в открытом виде – шишках, и оплодотворение происходит, как и у покрытосеменных. 

Однако семя голосеменных развивается из семязачатка, который открыт на семенной чешуе, у покрытосеменных оно находится внутри плода.

Схема жизненного цикла высших растений проста: постоянное чередование полового (гаплоидного) с бесполым (диплоидным) поколением.

Таблица «Отличия гаметофита и спорофита у растений»

Гаметофит и спорофит могут отличаться по размеру и этапам формирования.

Гаметофит

Спорофит

Относятся к гаплоидам, имеют только один набор хромосом.

Относятся к диплоидам из-за наличия двух наборов хромосом.

Размножение происходит половым путем.

Размножение происходит бесполым способом.

Для процесса характерно образование гамет – мужских и женских половых клеток: спермий, яйцеклеток и сперматозоидов.

Для стадии характерно образование специальной клетки – споры, предназначенной бесполому размножению.

Образование гамет происходит, когда в гаметофите начинается деление (митоз) из гаплоидных клеток.

Образование спор происходит, когда в спорофите начинается деление (мейоз) из диплоидных клеток.

При оплодотворении женской гаметы мужскими образуется зигота. Затем из зиготы образуются споры.

Когда спора делится способом, который называется митоз, наступает диплоидная фаза жизненного цикла.

Почему в жизненном цикле растений преобладает спорофит?

Преимущества спорофита:

  • в водной среде происходит передвижение гамет, а на поверхности земли растения не способны перемещать свои споры;

  • из-за изменчивых условий на поверхности земли диплоидным организмам легче сохранить рецессивные признаки, которые могут стать необходимыми для выживания в изменившейся среде обитания.

Соотношение спорофитов и гаметофитов

В жизни покрытосеменных, голосеменных, большей части споровых, кроме мхов, преобладает гаплоидность. Обусловлено это тем, что в природе важно наличие семени для дальнейшей жизни. 

Гаметофит – это, непосредственно, оплодотворение, а спорофит – появление спор. Споры необходимы для дальнейшего распространения, произрастания вида растения на земле. 

Именно диплоидный вид организма способен вынести меняющиеся условия наземной жизни.

Споры папоротника

Споры папоротника

Поэтому диплоидное поколение преобладает у наземных растений, у подводной растительности – водорослей преобладает гаплоидная часть. Даже одноклеточные водоросли – хламидомонады, имеют преобладающую гаплоидность на протяжении своей жизни.

Примеры решения задач

Задача 1

Какой хромосомный набор у клеток гамет и заростка папоротника? Каким способом происходит деление этих клеток?

Читайте также:  Сопровождение в рамках жизненного цикла

Решение.

Заросток с гаметой папоротника обладают гаплоидным набором хромосом. Гаметы папоротника образуются с помощью митоза из клеток гаметофита в архегониях.

Задача 2

У соматических кукурузных клеток 20 хромосом. Какой набор хромосом содержат клетки пыльцы?

Решение.

В генеративной клетке пыльцы содержится 10 хромосом, так как она образуется в процессе митоза.

Задача 3

Каким хромосомным набором обладают листья и заросток папоротника? Каким видом деления и из чего образуются эти клетки?

Решение.

Взрослые клетки листьев характеризуются диплоидном хромосомным набором, заростка – гаплоидным, так как образуется из споры.

Источник

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Жизненные циклы растений

Задания 8.

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21211

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A) имеет гаплоидный набор хромосом                

Б) имеет диплоидный набор хромосом                

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12212

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A) происходит образование спор                        

Б) происходит образование половых клеток                

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A)доминирует в цикле развития                        

Б) делится путём мейоза                                

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 22112

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

A) имеет диплоидный набор хромосом        

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21221

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах        

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21121

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) происходит образование спор        

Б) происходит образование половых клеток        

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) имеет гаплоидный набор хромосом        

Б) имеет диплоидный набор хромосом        

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Задания 9.

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных: 345

1) являются многолетними растениями        4) образуют плоды с семенами

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом        5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия                        6) размножаются семенами

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Редукция гаметофита в жизненном цикле

9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение. 356

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 10.

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 112122

ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней                                                1) Моховидные

Б) преобладающее поколение — гаметофит                        2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 121221

ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения                        1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники                        2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 211122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) образование плодов                                                1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком                        2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

Читайте также:  Жизненный цикл товара в маркетинге учебники

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 122212

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий                        1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники                        2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 221122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями                1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке                                2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны  112221

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) размножение спорами                                        1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода                        2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны 221112

ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром                                                1) Моховидные

Б) корневая система стержневая                                2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны. 221112

Редукция гаметофита в жизненном цикле

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки                                                        1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто                        2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений – травы

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 27.

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) спороносные побеги 2n,  заросток плауна n

2) спороносные побеги – часть спорофита, образуются из (2n) зиготы, митозом

3) заросток плауна – гаметофит,  образуется из (n) споры, митозом

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

1) зооспоры  n,  гаметы  n

2) зооспоры образуются из (2n) зиготы, мейозом

3) гаметы  образуются из (n) взрослой хламидомонады, митозом

27.3.  Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) гаметы  n, споры  n, 

2) гаметы  образуются на (n) гаметофите (взрослое листостебельное растение), митозом

3) споры образуются на (2n) спорофите (коробочка на ножке), мейозом

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) восьмиядерный зародышевый мешок n,  зародышевая почечка семени 2n

2) восьмиядерный зародышевый мешок – гаметофит, образуется из (n) мегаспоры, митозом

3) зародышевая почечка семени – из (2n) зародыша, митозом

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Жизненные циклы растений

Задания 8.

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A) имеет гаплоидный набор хромосом                

Б) имеет диплоидный набор хромосом                

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A) происходит образование спор                        

Б) происходит образование половых клеток                

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        

A)доминирует в цикле развития                        

Б) делится путём мейоза                                

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

A) имеет диплоидный набор хромосом        

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах        

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) происходит образование спор        

Б) происходит образование половых клеток        

Читайте также:  В жизненном цикле хвощей

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Редукция гаметофита в жизненном цикле

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ        

А) имеет гаплоидный набор хромосом        

Б) имеет диплоидный набор хромосом        

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Задания 9.

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных:

1) являются многолетними растениями        4) образуют плоды с семенами

Редукция гаметофита в жизненном цикле

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом        5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия                        6) размножаются семенами

Редукция гаметофита в жизненном цикле

9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение.

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

Редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 10.

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней                                                1) Моховидные

Б) преобладающее поколение — гаметофит                        2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения                        1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники                        2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) образование плодов                                                1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком                        2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий                        1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники                        2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями                1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке                                2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны 

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) размножение спорами                                        1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода                        2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны ПРИЗНАКИ                                                        ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром                                                1) Моховидные

Б) корневая система стержневая                                2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны

Редукция гаметофита в жизненном цикле

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки                                                        1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто                        2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений – травы

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 27.

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

27.3.  Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Источник