Психология полный жизненный цикл

Психология полный жизненный цикл thumbnail

Часто говорят, что жизнь – это школа. Действительно, она постоянно чему-то учит нас и экзаменует с определённой периодичностью. Так уж сложилось, что каждые семь лет человек попадает в ситуацию анализа, выбора, переосмысления своей жизни. Цель этих семилетних циклов – накопить опыт и перейти на новый уровень развития. Только происходит это в случае, если вы успешно сдали жизненный экзамен: вышли из тупиковой ситуации, приняли верное решение, «перезапустили» свой потенциал.

Действительно, раз в семь лет в нашей жизни создаётся ситуация, требующая чётких и осознанных действий: смена работы, места жительства, круга общения, образа жизни или формы отношений с близкими. Одни, зная это, воспринимают ситуацию адекватно, другие впадают в панику, ощущая её как жизненный крах. Но в том и смысл: применить накопленный опыт и восстать, как птица Феникс из пепла, в новом, лучшем, образе.

Жизненные циклы человека

Каждый из жизненных периодов имеет свой смысл и свою цель:

  • 0-7 лет – «Кто я?» Насыщение материнской любовью, познание мира ощущений и чувств. Главный объект -мама, её образ, её любовь, прикосновения, голос. Заканчивается период «вылуплением из материнского яйца», выходом в мир, где не так комфортно и тепло, но нужно адаптироваться. Кризисная ситуация – поступление в школу.
  • 7-14 лет – «Где я?» Познание мира, создание представлений о собственной личности и своём месте в мире. Главный объект – отец, который знакомит с миром вне домашних стен, передаёт опыт взаимодействия с ним. Кризисная ситуация – половое взросление, установление контактов с окружающими.
  • 14-21 год- «Какой я?» Время протеста против правил, создание мировоззрения и системы ценностей, формирование интеллекта. Стремление к самовыражению, поиск себя и своего предназначения. Главные объекты – ровесники, группа. Критическая ситуация – выбор профессии, вида деятельности.
  • 21-28 лет – «С кем я?» Время самоопределения, поиска смысла жизни, круга общения. Время проб и ошибок в общении с противоположным полом, создание отношений, семьи. Кризисная ситуация – взаимоотношения в паре, выбор партнёра. Человек окончательно покидает родительское гнездо и создаёт своё. Заканчивается первая фаза жизненных циклов.
  • 28-35 лет – «Кем я себя ощущаю?» Укрепление положения в обществе, структуры и правил семьи. Рождение детей, осознание себя как мужа, жены, родителя. Переход на новый уровень взаимоотношений с родителями. Кризисная ситуация – переосмысление своих жизненных ролей, укрепление иерархии жизненных ценностей. Если не оторвался от родительского гнезда, не осознал смысл и значение своих жизненных ролей, в жизни начинается хаос: родители вмешиваются, отношения с партнёром не складываются, дети не радуют. Возможны разрывы отношений, конфликты на работе, ссоры с близкими, разочарование в себе.
  • 35-42 года – «Второй шанс» Пересмотр созданного и достигнутого, осознание результатов и перспектив. Время работы над ошибками. Одни, их исправив, укрепляют то, что есть. Другие разрушают сделанное и начинают с нуля. Поиск новых путей удовлетворения потребностей, новых форм отношения с обществом. Если «работа над ошибками» проделана качественно и честно, то новый виток отношений или новые отношения станут счастливее и комфортнее. Если нет – есть риск совершить те же ошибки и «ходить по кругу».
  • 42-49 лет – «Осознание полноты жизни» Своё гнездо создано и укреплено, своё место в жизни найдено, теперь можно позволить себе ощутить все краски мира и прочувствовать то, на что раньше не было сил и времени. Можно сказать, что (при качественном прохождении предыдущих этапов) человек наконец-то полноценно воспринимает себя и мир вокруг, приняв неизбежное и радуясь достигнутому.
  • 49-56 лет – «Духовное самоосознание» Время осознания мудрости устройства жизни, анализа, поиска себя как человека разумного и самодостаточного. Время созерцания и накопления «счастливых мгновений». Завершение второй фазы жизненных циклов.
  • 56-63 года – «Пора мудрости» Формирование философского отношения к жизни, осознание собственного Я, пересмотр жизненных планов и результатов их достижения.
  • 63-70 лет. «Ещё есть неиспользованный шанс!» Время заново ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чего достиг? Что не сделал? Время, когда вспоминается, о чём мечталось в детстве и что не смог для себя сделать. Время появление новых увлечений, освоение новых навыков. Время пересмотра своей роли в жизни и семье, нахождения дипломатичных и компромиссных вариантов отношений с близкими и миром.
  • 70-77 лет. «Время принятия» Принять себя в этом возрасте – значит, реально посмотреть на свои возможности и использовать их себе на радость. Принять естественный ход жизни и радоваться каждому дню, ценить всё, что даёт жизнь.
  • 77-82 года. «Время гармонии с собой и миром» Если все предыдущие циклы полноценно прожиты, человеку есть, чему радоваться, от чего получать удовольствие, чем занимать своё время. Рядом будет кто-то родной и близкий: супруг, дети, внуки, друзья. Конечность жизни не будет восприниматься как катастрофа и повод для отчаяния. Следующие семилетние циклы будут иметь тот же смысл и содержание, давая возможность ещё раз ответить себе на вопросы: «Кто я в этой жизни?».

А Вы на каком цикле находитесь?

Источник

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Читайте также:  Экономический жизненный цикл недвижимости

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Содержание

Предисловие 2

Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5

Глава 1. Жизнь и деятельность 5

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 5

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 7

§ 3. Структура деятельности 8

§ 4. Ведущая деятельность 12

§ 5. Общение как вид деятельности 13

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 15

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 16

§ 2. Сенсорный уровень 18

§ 3. Перцептивный уровень 22

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 25

§ 5. Уровень психики человека 31

Глава 3. Мотивация 37

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 37

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 38

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 41

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 46

§ 5. Мотивация и типы характера 48

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 51

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 59

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 59

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 62

Глава 5. Стадиальность психического развития 67

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 67

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 68

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 69

§ 4. Стадии развития взрослого человека 70

Глава 6. Развитие личности 73

§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду 73

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 74

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 78

§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 79

Глава 7 Интеллектуальное развитие 81

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 81

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 85

Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ 88

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 88

§ 1. Новорожденность 88

§ 2. Младенческий возраст 90

§ 3. Кризис 1 года 93

§ 4. Жизненный мир младенца 95

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 97

§ 1. Развитие психических функций 97

§ 2. Эмоциональное развитие 100

§ 3. Кризис 3 лет 101

§ 4. Развитие жизненного мира 102

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 104

§ 1. Игра как ведущая деятельность 105

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 105

§ 1. Игра как ведущая деятельность 106

§ 2. Развитие психических функций 109

§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 112

§ 4. Развитие жизненного мира 116

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 119

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 120

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 122

§ 3. Варианты развития 126

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 128

§ 1. Кризис 7 лет 128

§ 2. Учебная деятельность 130

§ 3. Развитие психических функций 132

§ 4. Мотивация и самооценка 134

§ 5. Линии развития жизненного мира 139

Глава 6. Подростковый возраст (11 -15 лет) 143

§ 1. Пубертатный кризис 143

§ 2. Развитие психических функций 145

§ 3. Развитие самосознания 146

§ 4. Подростковые реакции 150

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 154

§ 6. Линии развития жизненного мира 156

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 160

§ 1. Переходный период 160

§ 2. Условия развития 161

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 163

§ 4. Линии развития жизненного мира 166

Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 170

Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 175

Глава 1. Юность (от 17 до 20-23 лет) 175

§ 1. Кризис 17 лет 175

§ 2. Условия развития 177

§ 3. Основные линии онтогенеза 181

Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет) 186

§ 1. Главные стороны жизни 186

§ 2. Основные линии онтогенеза 194

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 201

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 204

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 204

§ 2. Отношения с детьми 207

§ 3. Зрелость и психологический возраст 211

§ 4. Основные линии онтогенеза 215

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 222

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 222

§ 2. Основные линии онтогенеза 226

§ 3. Конец жизни 232

Скриншоты

Источник

Каждый из периодов жизни человека называется возрастом или циклом развития. Наступление определенного цикла сопровождается рядом изменений и физиологического, и психологического характера. Такие периоды являются достаточно длительными, и на каждом из них перед человеком стоят различные важные задачи.

Читайте также:  Адаптивный жизненный цикл по

жизненные этапы

Особенности выделения возрастных этапов

Выделение жизненных циклов человека претерпевало преобразования с течением времени. Оно является культурно-зависимым, так как напрямую определяется тем подходом, который существует по отношению к установлению определенных возрастных рамок в той или иной социальной среде. Например, И. С. Кон подчеркивал, что для того, чтобы разобраться в определении категории возраста, прежде всего следует уметь разграничивать основные системы отсчета, в которых описывается отдельно взятый цикл. Вне связи с такими системами отсчета выделение жизненных циклов человека не имеет смысла.

Системы отсчета жизненных циклов Кона

Первой из таких систем является индивидуальное развитие, иначе называемое онтогенезом. Данная система отсчета позволяет задавать определенные единицы деления – например, стадии развития индивида, возраст жизни. Она концентрируется на возрастных свойствах определенного жизненного смысла человека.

Вторая система отсчета представляет собой все те процессы, которые непосредственно связаны с возрастом. Она позволяет задать такие единицы деления, как возрастные группы или поколения. Одно из основных задаваемых ею направлений являются групповые различия.

Третьей системой отсчета являются определенные представления о возрасте в социальной среде, культуре. Взгляды на возрастные изменения различаются от одного общества к другому и могут восприниматься отдельными экономико-социальными и этническими группами по-разному.

Младенчество

Первый жизненный цикл человека носит название младенчества. Это совершенно особая пора для ребенка. Социальная ситуация на данном этапе состоит из двух моментов. Первый из них заключается в том, что младенец является совершенно беспомощным созданием. Он не может без помощи взрослого удовлетворить даже простейшие биологические потребности. Жизнь его целиком зависит от того взрослого, который отвечает за уход за ним. Именно взрослый – чаще всего мать – заботится о питании, передвижении в пространстве и даже переворачивании с боку на бок. Подобная опосредованность позволяет считать, что в течение данного жизненного цикла человек является полностью социальным существом – его отношение к окружающему миру изначально является социальным.

улыбка младенца

Как общается младенец

Но даже будучи вплетенным в социальную систему, младенец лишен главного инструмента общения – речи. Вся организация жизни ребенка принуждает его максимально общаться со взрослым, и притом бессловесным образом. Между максимальной вовлеченностью в социум и минимальными возможностями общения и закладывается база для всего дальнейшего развития. Начало такого жизненного цикла человека, как младенчество, по времени совпадает с завершением кризиса новорожденности. Здесь поворотный пункт находится между вторым и третьим месяцами. В психологии имеется термин «комплекс оживления», который включает в себя три основных компонента – это улыбка, различные вокализации и комплекс двигательных реакций.

В течение последующих месяцев происходит дальнейшее развитие крупной и мелкой моторики. Начиная с 9 месяцев ребенок начинает ползать на четвереньках, удерживая туловище в горизонтальном положении.

Если на данном этапе жизненного цикла человека младенец будет лишен общения либо ограничен в общении со взрослыми, у него развивается глубокая психическая отсталость, проявляющаяся в позднем развитии движений, особенностях ходьбы. Резко отстает умственное развитие. В науке этот феномен получил название госпитализма.

Раннее детство

Данный этап жизненного цикла человека охватывает диапазон от 1 до 3 лет. В этот период социальная ситуация развития меняется. Ребенок проявляет все больше самостоятельности и начинает пользоваться общением со взрослым в качестве способа познания предметного мира. Ситуация неразрывного единства матери и ребенка (по Выготскому, «Мы») постепенно разрушается.

маленький ребенок

Социальная ситуация на данном этапе – это ситуация партнерской деятельности ребенка и взрослого. Главные достижения во время этого жизненного цикла жизни человека таковы:

  • овладение своими движениями, телом;
  • освоение речи;
  • развитие навыков взаимодействия с предметами.

Постепенно ребенок переходит от совместного исполнения определенных манипуляций с предметами к самостоятельному. А внутри деятельности с предметами зарождаются новые виды. Это игра и продуктивная деятельность.

маленькая девочка

Дошкольный возраст

Следующая стадия жизненного цикла человека продолжается от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе закладывается тот фундамент, на котором будет в дальнейшем выстраиваться личность человека. В дошкольном возрасте интенсивно развивается психика, память, особенности мышления. Начинает формироваться самооценка.

Ребенок становится более самостоятельным, вступая в этот жизненный цикл развития человека. Психология детально изучила этот этап, и одной из выявленных исследователями особенностей является постоянное произнесение двух фраз. Это «Почему?» и «Я сам». Родителям в это время необходимо запастись терпением, ведь ребенок начинает осваивать окружающий мир.

Память у ребенка в этом возрасте непроизвольная. Он намного лучше запоминает ту информацию, которая вызывает у него эмоциональные переживания. Например, ребенок лучше запомнит яркий рекламный ролик, нежели скучные и монотонные наставления родителя – такова особенность психики на данном жизненном цикле человека. Психология ребенка неразрывно связана в это время с развитием мышления. Если в возрасте 3-4 лет он сначала делает что-либо, а затем думает, то к 5 годам происходит наоборот.

Школьный возраст

Данный этап характеризуется продолжением физического и психического развития. В это время интенсивно развивается мышечная система, быстрее происходит рост, стремительно меняются пропорции тела и формируются вторичные половые признаки.

Читайте также:  Охарактеризовать жизненный цикл человека

В младшем школьном возрасте природа делает акцент на развитии мышечной системы, увеличении роста и преобразовании телесных пропорций. В период старшего школьного возраста у девочек (приблизительно с 10-12 лет) и у мальчиков (с 12-14 лет) начинается пубертатный период. Таким образом, эти жизненные циклы развития человека наслаиваются друг на друга. На средний и старший школьный возраст одновременно приходится период полового созревания.

Подростковый возраст

Следующий этап является переходным между детством и взрослой жизнью. Подростковый возраст длится между 13 и 19 годами. Но изменения в психике и организме могут начаться значительно раньше – в возрасте 9-12 лет.

группа подростков

Наиболее чувствительным является возраст 11-13 лет. В это время подростки нередко стыдятся сами себя, совершают нелепые движения, от смущения закрывают лицо волосами и стараются всячески скрыть свою застенчивость.

В этом возрасте подросток нередко дезориентирован. Он впервые ставит перед собой вопросы независимости, становления личности. Подростки нередко сталкиваются с трудностями в школе, стоят перед серьезным выбором в вопросах алкоголя, наркотиков или здорового образа жизни. Огромная значимость придается романтическим увлечениям и участию в подростковых сообществах.

Юность

За подростковым возрастом следует юношеский, который длится до 23 лет. На этот возраст также приходится немало критических событий социального характера. Молодой человек получает паспорт, наступает уголовная ответственность, возникает возможность заключения брака. В данном возрасте перед ним стоит задача выбора профессии. Многие юноши и девушки в это время начинают трудовую деятельность. Происходит расширение временных рамок. Главным измерением становится будущее. Человек определяет свой жизненный путь.

Молодость

Данный период охватывает время завершения юности и длится приблизительно до 30 лет. В этой время человек начинает утверждаться во взрослой жизни, в профессии. Один из важнейших моментов в это время – выбор спутника жизни и заключение брака. Обычно на данном этапе организм женщины более всего готов к рождению ребенка, поэтому во многих семьях начинают появляться дети.

Создание семьи крайне важно для развития личности. Во многом от того, каким образом складывается семейная жизнь, зависит и уровень общего развития человека – его духовный рост, развитие в профессии. Неудачный брак нередко тормозит профессиональное развитие, негативным образом сказывается на взаимоотношениях с противоположным полом.

разные профессии

Зрелость

Полный жизненный цикл человека включает в себя и период зрелости. В это время развитие приобретает новый вектор: теперь оно в большей степени обусловлено не физическими изменениями, а умственным совершенствованием. Человек в этом возрасте способен приспосабливаться к новым условиям, позитивным образом разрешать имеющиеся в его жизни трудности и противоречия. Многие успешно преодолевают психологическую зависимость от других людей, обретают способность брать на себя ответственность во многих жизненных сферах.

Развиваются позитивные черты характера – твердость, надежность, умение сострадать. В Древней Греции данный возраст назывался «акме», что означает «вершина». Называется акмеологией и наука, изучающая зрелый возраст. Данная дисциплина относится к возрастной психологии. Полный жизненный цикл развития человека состоит из разных этапов, но именно в этом возрасте человек обретает истинную зрелость. Добродетелью каждого психологически зрелого человека является «работа и забота». Если же личность не желает трудиться, или же успокаивается в отношении какой-либо жизненной сферы, то наступает деградация.

пожилые люди

Преклонный возраст

Начинается приблизительно с 61 года. Главная задача человека заключается в том, чтобы достичь полноты своего «Я», уверенности в смысле своего существования. Если основные задачи на предыдущих возрастных этапах не были разрешены, то старость может сопровождаться ощущением разочарования и страхом перед смертью.

Социальная ситуация личностного развития связана с отходом от активного участия в жизни социума – уходом на пенсию. Постепенно происходит удаление пожилого человека от общества, спад коммуникативной функции и сосредоточение на своем внутреннем мире.

Жизненные циклы человека по дате рождения

Встретить понятие жизненных циклов можно не только в психологии, но и в нумерологии. Данная сфера не является научной, хотя и привлекательная для многих. В нумерологии выделяется три основных периода:

  • Первый – время становления под воздействием воспитания. Число первого периода рассчитывается в соответствии с числом месяца рождения. Январь – число 1, февраль – число 2 и т. д.
  • Второй – период максимальной сосредоточенности на работе, проявления творческих способностей. Число рассчитывается посредством дня рождения. Если оно превышает 12, то следует сложить цифры. Например, человек родился 18 числа. Его число этого цикла – 1+8=9.
  • Третий – время развития личности в мировом обществе. Вычисляется путем приведения к однозначной форме или числу 11 или 12 года рождения. Например, год рождения 1995. Число периода: 1+9+9+5= 24; 2+4=6.

Значения периодических циклов таковы:

  • 1 – отличное время для проявления индивидуальности, крайне интенсивный период;
  • 2 – время медленного и спокойного развития;
  • 3 – этап творческого самовыражения;
  • 4 – период упорного и тяжелого труда;
  • 5 – время свободного творчества, перемен;
  • 6 – на данном этапе стоит посвятить время семье;
  • 7 – период философского переосмысления жизни;
  • 8 – время финансовой независимости;
  • 9 – этап, когда следует заботиться об окружающих;
  • 10 – человеку следует проявить максимум целеустремленности;
  • 11 – этап, когда общение с другими наиболее приятно и эффективно.

Источник