Продукция с длительным технологическим циклом

Продукция с длительным технологическим циклом thumbnail

Налоговый кодекс РФ установил особый порядок признания доходов и расходов при изготовлении продукции с длительным технологическим циклом. Однако четко не определены временные рамки, при которых цикл считается длительным. Сказано лишь, что это производство, которое продолжается более одного налогового периода. Давайте разберемся, принимая во внимание новое разъяснение финансистов.

Определение, данное в законодательстве

Итак, производства с длительным технологическим циклом упоминаются в пункте 2 статьи 271 и статье 316 Налогового кодекса РФ. Из них следует, что это производства, которые продолжаются более одного налогового периода. Если договор на изготовление такой продукции не предусматривает этапов сдачи работ, то доход от реализации необходимо распределять в соответствии с принципом формирования расходов по изготовлению. Иных определений эти статьи не содержат.

Из буквального прочтения данных положений можно предположить, что речь идет о производстве продукции, для изготовления которой необходимо более одного года. Ведь длительность налогового периода для исчисления налога на прибыль как раз и составляет год (п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ).

Такие длительные сроки необходимы, как правило, для изготовления оборудования тяжелого и энергетического машиностроения, кораблей, самолетов и т. п. Для таких производств необходимость признавать доходы и расходы равномерно или в соответствии с принципом формирования расходов выглядит вполне логичной.

В противном случае в период изготовления у предприятия будет расти сумма незавершенного производства, кроме того, оно может получить и убыток. Ведь косвенные расходы при налогообложении прибыли признают в том отчетном периоде, в котором они фактически возникли.

Финансисты о длительности производственного цикла

Как видим, главный налоговый документ под производством с длительным технологическим циклом понимает период, когда от начала изготовления продукции и до передачи ее покупателю проходит более одного налогового периода.

Однако чиновники считают иначе. Под таким длительным изготовлением они понимают производство, которое начинается в одном налоговом периоде, а заканчивается уже в следующем. Причем независимо от количества дней осуществления производства в каждой из таких частей. Об этом было сказано, например, в письме Минфина России от 13 октября 2006 г. № 03-03-04/4/160 и в письме МНС России от 15 сентября 2004 г. № 02-5-10/54.

К сожалению, финансисты не изменили свой подход к данной проблеме и в последнем своем письме от 9 июня 2009 г. № 03-03-06/1/384.

Соглашаться ли с чиновниками?

По нашему мнению, финансисты подходят к проблеме длительного технологического цикла очень формально. Не случайно в пункте 2 статьи 271 и статье 316 Налогового кодекса РФ для такого производства предусмотрены особые условия признания доходов.

Скорее всего под такими производствами законодатели подразумевали изготовление продукции, которое длится несколько месяцев, а то и несколько лет. В иных случаях распределять доходы и расходы в особом порядке просто нет смысла.

Однако, учитывая приведенные письма финансистов, отстаивать свою точку зрения предприятию придется в суде. Хотя уже есть примеры арбитражной практики, которые помогут в этом (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2008 г. № А42-2476/2006). Но есть и решение, которое вынесено в пользу налоговиков (см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 мая 2008 г. № А60-2086/2008-С8).

Распределение доходов и расходов

Законодатели указали только на то, что доходы по «длительным договорам» необходимо признавать не единовременно при передаче продукции заказчику, а в процессе ее изготовления. В статье 316 Налогового кодекса РФ указано только, что принципы и методы распределения должны быть утверждены в учетной политике предприятия.

Финансисты в письме от 13 октября 2006 г. № 03-03-04/4/160 предлагают распределять цену договора между отчетными периодами, в течение которых он выполняется, одним из следующих способов:

– равномерно, то есть договорную стоимость нужно разделить пропорционально его длительности в днях;
– пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.
Если первый способ довольно прост, то второй требует составления сметы расходов на изготовление продукции.

Читайте также:  Пути сокращения производственного цикла в банке

ПРИМЕР

Предприятие по договору с заказчиком изготавливает дизель-генератор. Заказ запущен в производство 1 октября 2009 года, а заказчику он должен быть передан 25 февраля 2010 года. Стоимость изготовления генератора – 1 000 000 руб. без НДС.

Учетной политикой предусмотрено, что доходы по длительным договорам распределяются пропорционально доле фактически произведенных расходов в общей сумме расходов по смете.

Предположим, что сметная стоимость изготовления продукции составляет 800 000 руб. и по состоянию на 31 декабря 2009 года фактические расходы составили 500 000 руб. Тогда при расчете налога на прибыль за 2009 год предприятие должно включить в доходы часть договорной стоимости изготавливаемого генератора.

Для этого определим долю фактических расходов, произведенных в 2009 году, в общей сумме расходов по смете. Она составит 62,5 процента (500 000 руб. х 100 : 800 000 руб.). Вычисленной нами доле фактических расходов соответствует 625 000 руб. доходов (1 000 000 руб. х 62,5%), которые необходимо учесть в налоговой базе за 2009 год.

А вот сумму фактических расходов 2009 года при исчислении налога на прибыль также учитывают. При расчете остатка незавершенного производства такие объемы рассматриваются как выполненные и реализованные. Это подтвердил Минфин России в письме от 30 июля 2004 г. № 03-03-05/1/88.

Остальные части доходов и фактических расходов предприятие учтет уже в 2010 году.
 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ДЛЯ НДС

Еще один критерий длительного цикла производства содержится в пункте 13 статьи 167 Налогового кодекса РФ. Его применяют для исчисления НДС с авансов, полученных изготовителем продукции, включенной в специальный перечень, который утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468 и опубликован в рубрике «Для справки» на стр. 97. Но этот критерий применять для налогообложения прибыли нельзя.

Источник

В соответствии с пунктом 17 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7600; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4342; 2016, № 27, ст. 4250; 2017, № 1, ст. 12) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства;

Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции (далее – Порядок).

2. Полученный в соответствии с Порядком документ не является документом, подтверждающим длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) для целей, установленных пунктом 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2002, № 22, ст. 2026; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3129, ст. 3130; 2006, № 10, ст. 1065, № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; 2009, № 52, ст. 6444; 2010, № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4593, № 45, ст. 6335; 2014, № 16, ст. 1838, № 30, ст. 4239, № 48, ст. 6663; 2015, № 14, ст. 2023; 2017; № 15, ст. 2133).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Рязанцева О.Н.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2017 г.

Регистрационный № 47502

Приложение № 1
к приказу Минпромторга России
от 21 апреля 2017 г. № 1270

Порядок
отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.

2. Настоящий Порядок распространяется на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, длительность технологического цикла которой составляет более шести месяцев.

3. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7600; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4342; 2016, № 27, ст. 4250; 2017, № 1, ст. 12).

II. Правила отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и оформления графиков технологического цикла производства продукции

4. Отнесение продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства осуществляется головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее – головной исполнитель) или исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее – исполнитель), самостоятельно.

Читайте также:  После работ нулевой цикл

5. Сроки принятия решения об отнесении продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства устанавливаются головным исполнителем (исполнителем).

6. В целях отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства головной исполнитель (исполнитель) составляет графики технологического цикла производства на текущий календарный год и за два предшествующих календарных года производства (далее – графики).

7. Подготовка графиков осуществляется подразделением главного технолога (технолога) совместно с подразделением главного конструктора (конструктора) на предприятии головного исполнителя (исполнителя) государственного контракта (контракта) на поставку продукции по государственному оборонному заказу.

8. В графиках указывается информация о технологическом маршруте изготовления единицы продукции и ее составных частях, а также составе и длительности выполнения технологических операций производства продукции в соответствии с утвержденной технологической и конструкторской документацией.

9. Подготовка графиков осуществляется исходя из применяемого головным исполнителем (исполнителем) вида движения единицы продукции и ее составных частей по операциям технологического маршрута изготовления единицы продукции и ее составных частей: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный.

При построении графика для последовательного вида движения необходимо исходить из того, что обработка единицы продукции и ее составных частей на последующей операции начинается после того, как закончилась обработка всех единиц продукции и ее составных частей на предыдущей операции.

При построении графика для параллельного вида движения необходимо исходить из того, что обработка единицы продукции и ее составных частей на последующей операции начинается после того, как закончилась обработка первой единицы продукции и ее составных частей на предыдущей операции.

При построении графика для параллельно-последовательного вида движения необходимо сравнить продолжительность двух смежных операций. Если длительность предыдущей операции меньше последующей, то обработка на последующей операции начинается сразу после окончания обработки на предыдущей операции первой единицы продукции и ее составных частей, обрабатываются непрерывно. Если последующая операция короче предыдущей, то построение ведется с конца операции.

10. Графики подписываются руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером) (при наличии) головного исполнителя (исполнителя) государственного контракта (контракта) на поставку продукции по государственному оборонному заказу,

11. Порядок, сроки согласования и подписания подготовленных графиков лицами, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, определяются головным исполнителем (исполнителем).

12. В целях принятия решения об отнесении продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства головной исполнитель (исполнитель) образует комиссию.

13. Состав комиссии утверждается головным исполнителем (исполнителем). В состав комиссии включаются работники организации головного исполнителя (исполнителя).

14. Комиссия выполняет следующие функции:

1) рассматривает графики;

2) принимает решение об отнесении продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства либо об отказе в отнесении продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.

15. Комиссия имеет право:

1) запрашивать у уполномоченного структурного подразделения головного исполнителя (исполнителя) информацию по вопросам, касающимся длительности технологического цикла производства продукции;

2) привлекать специалистов и экспертов в различных областях знаний для дачи заключений, пояснений по вопросу отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.

16. Решения, принятые на заседании комиссии, оформляются протоколом.

17. В целях подтверждения длительности производственного цикла изготовления продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, графики и протокол заседания комиссии оформляются и представляются головным исполнителем (исполнителем) в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в составе комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции, утвержденного настоящим приказом.

Приложение № 2
к приказу Минпромторга России
от 21 апреля 2017 г. № 1270

Порядок
выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Заключение), и регулирует отношения между юридическими лицами, осуществляющими производство продукции с длительным технологическим циклом, и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство).

2. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7600; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4342; 2016, № 27, ст. 4250; 2017, № 1, ст. 12).

Читайте также:  Экономический цикл и его классификация

3. Для получения Заключения юридическое лицо, являющееся головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа (далее – Заявитель), представляет в Министерство заявление о выдаче Заключения (далее – заявление). Заявление подается Заявителем в письменной форме. Заявление должно быть представлено на русском языке, подписано руководителем (уполномоченным лицом) и заверено печатью Заявителя (при наличии). Заявление может быть подписано руководителем (уполномоченным лицом) усиленной квалифицированной электронной подписью/

В заявлении указываются:

а) адрес места нахождения Заявителя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и регистрационный номер предприятия (ОКПО);

б) наименование продукции, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), код продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2).

К заявлению прилагаются:

а) копия государственного контракта (контракта) на поставку продукции по государственному оборонному заказу или выписки из реестра единственных поставщиков (исполнителей) государственного оборонного заказа о включении в него Заявителя;

б) описание продукции, в том числе сводная справка по основным техническим характеристикам и комплектации, копия ведомости покупных комплектующих изделий, необходимые иллюстрации (при наличии);

в) графики технологического цикла изготовления продукции на текущий календарный год и за два предшествующих календарных года, поставляемой по государственному оборонному заказу, оформленные в соответствии с Порядком отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства, утвержденным настоящим приказом;

г) графики производственного цикла изготовления продукции на текущий календарный год и за два предшествующих календарных года, подписанные руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) (при наличии) Заявителя, а также согласованные с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим контроль качества и приемку продукции на предприятии Заявителя;

д) информация о реализации мероприятий, направленных на сокращение производственного и технологического циклов производства продукции и повышение ее качества, за текущий год и два предшествующих года, в том числе выполненных за счет средств федерального бюджета, полученных на техническое перевооружение и модернизацию производства продукции. Справка об указанной информации представляется в произвольной форме, подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) (при наличии) Заявителя, а также согласовывается с руководителем организации, на которую государственным контрактом (контрактом) возложена обязанность по приемке продукции;

е) обоснование присвоения кода ОКПД2 (ОКВЭД2) на изготавливаемую продукцию;

ж) копия учредительного документа Заявителя.

4. Документы (копии документов) и информация, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии).

5. Поступившие в Министерство заявления:

от организаций, находящихся в ведении Министерства, направляются в департамент Министерства, к сфере деятельности которого относится Заявитель;

от организаций, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, направляются в Департамент оборонно-промышленного комплекса Министерства.

6. Департамент Министерства, определенный в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (далее – Департамент), в течение 30 календарных дней с даты поступления заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляет проверку на соответствие их требованиям пунктов 3 и 4 настоящего Порядка.

По результатам проверки заявления и прилагаемых к нему документов Департамент:

в случае если выявлено, что документы представлены не в полном объеме, направляет отказ Заявителю в выдаче Заключения с указанием причины отказа;

в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 3 и 4 настоящего Порядка обеспечивает подготовку и выдачу Заключения.

7. Заключение или отказ в выдаче Заключения подписывает заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, осуществляющий координацию и контроль деятельности Департамента.

8. Заявление, а также прилагаемые к нему документы Заявителю не возвращаются.

Урегулированы вопросы отнесения товаров к продукции с длительным технологическим циклом производства.

Закреплены правила выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла.

Речь идет о продукции, поставляемой по гособоронзаказу, длительность технологического цикла которой составляет более 6 месяцев.

Подтверждающий документ не применяется в целях реализации норм НК РФ об определении налоговой базы по НДС.

Источник