Понятие жизненный цикл в психологии

Понятие жизненный цикл в психологии thumbnail

Часто говорят, что жизнь — это школа. Действительно, она постоянно чему-то учит нас и экзаменует с определённой периодичностью. Так уж сложилось, что каждые семь лет человек попадает в ситуацию анализа, выбора, переосмысления своей жизни. Цель этих семилетних циклов — накопить опыт и перейти на новый уровень развития. Только происходит это в случае, если вы успешно сдали жизненный экзамен: вышли из тупиковой ситуации, приняли верное решение, «перезапустили» свой потенциал.

Действительно, раз в семь лет в нашей жизни создаётся ситуация, требующая чётких и осознанных действий: смена работы, места жительства, круга общения, образа жизни или формы отношений с близкими. Одни, зная это, воспринимают ситуацию адекватно, другие впадают в панику, ощущая её как жизненный крах. Но в том и смысл: применить накопленный опыт и восстать, как птица Феникс из пепла, в новом, лучшем, образе.       

Каждый из жизненных периодов имеет свой смысл и свою цель:

  • 0-7 лет — «Кто я?» Насыщение материнской любовью, познание мира ощущений и чувств. Главный объект -мама, её образ, её любовь, прикосновения, голос. Заканчивается период «вылуплением из материнского яйца», выходом в мир, где не так комфортно и тепло, но нужно адаптироваться. Кризисная ситуация — поступление в школу.
  • 7-14 лет — «Где я?» Познание мира, создание представлений о собственной личности и своём месте в мире. Главный объект — отец, который знакомит с миром вне домашних стен, передаёт опыт взаимодействия с ним. Кризисная ситуация — половое взросление, установление контактов с окружающими.
  • 14-21 год- «Какой я?» Время протеста против правил, создание мировоззрения и системы ценностей, формирование интеллекта. Стремление к самовыражению, поиск себя и своего предназначения. Главные объекты — ровесники, группа. Критическая ситуация — выбор профессии, вида деятельности.
  • 21-28 лет — «С кем я?» Время самоопределения, поиска смысла жизни, круга общения. Время проб и ошибок в общении с противоположным полом, создание отношений, семьи. Кризисная ситуация — взаимоотношения в паре, выбор партнёра. Человек окончательно покидает родительское гнездо и создаёт своё. Заканчивается первая фаза жизненных циклов.
  • 28-35 лет — «Кем я себя ощущаю?» Укрепление положения в обществе, структуры и правил семьи. Рождение детей, осознание себя как мужа, жены, родителя. Переход на новый уровень взаимоотношений с родителями. Кризисная ситуация — переосмысление своих жизненных ролей, укрепление иерархии жизненных ценностей. Если не оторвался от родительского гнезда, не осознал смысл и значение своих жизненных ролей, в жизни начинается хаос: родители вмешиваются, отношения с партнёром не складываются, дети не радуют. Возможны разрывы отношений, конфликты на работе, ссоры с близкими, разочарование в себе.
  • 35-42 года – «Второй шанс» Пересмотр созданного и достигнутого, осознание результатов и перспектив. Время работы над ошибками. Одни, их исправив, укрепляют то, что есть. Другие разрушают сделанное и начинают с нуля. Поиск новых путей удовлетворения потребностей, новых форм отношения с обществом. Если «работа над ошибками» проделана качественно и честно, то новый виток отношений или новые отношения станут счастливее и комфортнее. Если нет — есть риск совершить те же ошибки и «ходить по кругу».
  • 42-49 лет – «Осознание полноты жизни» Своё гнездо создано и укреплено, своё место в жизни найдено, теперь можно позволить себе ощутить все краски мира и прочувствовать то, на что раньше не было сил и времени. Можно сказать, что (при качественном прохождении предыдущих этапов) человек наконец-то полноценно воспринимает себя и мир вокруг, приняв неизбежное и радуясь достигнутому.
  • 49-56 лет – «Духовное самоосознание» Время осознания мудрости устройства жизни, анализа, поиска себя как человека разумного и самодостаточного. Время созерцания и накопления «счастливых мгновений». Завершение второй фазы жизненных циклов.
  • 56-63 года – «Пора мудрости» Формирование философского отношения к жизни, осознание собственного Я, пересмотр жизненных планов и результатов их достижения.
  • 63-70 лет. «Ещё есть неиспользованный шанс!» Время заново ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чего достиг? Что не сделал? Время, когда вспоминается, о чём мечталось в детстве и что не смог для себя сделать. Время появление новых увлечений, освоение новых навыков. Время пересмотра своей роли в жизни и семье, нахождения дипломатичных и компромиссных вариантов отношений с близкими и миром.
  • 70-77 лет. «Время принятия» Принять себя в этом возрасте — значит, реально посмотреть на свои возможности и использовать их себе на радость. Принять естественный ход жизни и радоваться каждому дню, ценить всё, что даёт жизнь.
  • 77-82 года. «Время гармонии с собой и миром» Если все предыдущие циклы полноценно прожиты, человеку есть, чему радоваться, от чего получать удовольствие, чем занимать своё время. Рядом будет кто-то родной и близкий: супруг, дети, внуки, друзья. Конечность жизни не будет восприниматься как катастрофа и повод для отчаяния. Следующие семилетние циклы будут иметь тот же смысл и содержание, давая возможность ещё раз ответить себе на вопросы: «Кто я в этой жизни?».

А Вы на каком цикле находитесь?

Источник

Важной вехой в биографии каждого человека является его род – родители не только кормят и одевают свое чадо, но и закладывают основные привычки, которые впоследствии формируют поведение, оставляют свой след в новой жизни. Мы все знаем, какую роль играет эта небольшая ячейка общества. Но как много людей задумывается о ее правильном функционировании? Кажется, что достаточно просто любить друг друга. Но чтобы союз был крепким и сильным, нужно понимать, какие стадии в отношениях проходят два человека. Возможно, именно это знание поможет Вам спасти свой брак.

В этой статье мы рассмотрим, какие же этапы проходит каждая пара в своем пути, подробно разберем каждый, а также столкнемся с проблемами, возникающими на каждой фазе, и предложим их решение.

Понятие жизненного цикла развития семьи: что это такое в психологии и социологии

Определение этого термина уходит корнями в психологию. Структура института семьи, как и её цикл функционирует по двум важным законам общества – развития и гомеостаза.

  • Первый отражает развитие отношений двух любящих людей от рождения симпатии до развала брака.
  • Второй говорит о стремлении пары как можно дольше сохранить свои отношения, сделать их максимально стабильными вне зависимости от обстоятельств.

Именно эти два закона позволяют говорить о жизненном цикле семьи как о понятии, характеризующем относительно стабильные этапы, которые каждая пара проходит индивидуально.

жизненный цикл семьи

В жизненном цикле не последнюю роль играют семейные обстоятельства, которые знаменуют существенно значимые изменения, повлиявшие на свойства отношений и соответственно переход от одной фазы к другой.

На фазы развития могут повлиять также независимые обстоятельства – это смерть, возрастные изменения мировоззрения. Последнее, кстати, часто коренным образом преобразует жизнь союза в целом, так как могут измениться потребности, привычки, мотивы – что накаляет или разряжает атмосферу в доме.

Все перечисленные выше обстоятельства являются причиной, по которой многими учеными выделяются стадии жизненного цикла семьи. Почему так важно следить за этой периодизацией? Она во многом помогает отследить основные проблемы, возникающие на той или иной фазе, и решить их – как самостоятельно, так с помощью специалистов.

Характеристика основных стадий жизненного цикла развития семьи

Первой о динамике развития заговорила социология в 40-е гг. прошлого века. Р. Хилом и Э. Дъюваль в своем докладе на одной из научных конференций, посвященных проблемам брака, предложили 24 фазы семейного цикла. Много, не правда ли? Именно так подумали через пару десятилетий именитые в психиатрии врачи и сократили периодизацию до 8 этапов: она позволяла проводить терапию наиболее эффективно.

цикл развития семьи

В данный момент можно встретить и мнение, что жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Это самая распространенная классификация, но есть и другие предположение ученых. Некоторые основаны на том, какие функции в то или иное время осуществляет ячейка общества. Другие делают упор на детей: их планирование, появление, взросление и создание нового брака.

Читайте также:  Каков жизненный цикл товара

Считать один из этих подходов единственно верным было бы в корне неправильно. Функциональное видение не всегда способно четко поделить этапы: получается, что приобретая какие-нибудь новые обстоятельства (например, рождение второго ребенка), ячейка находится сразу в двух стадиях – уход за младенцем и воспитание подростка в описанном случае. Именно поэтому в классификации подобного рода могут возникнуть дополнительные трудности.

Решение периодизации жизненного цикла семьи не может быть основано также исключительно на детях. Формально брак возникает и исчезает на бумаге: при регистрации и разводе. По сути же получается, что пара начинает свое существование либо задолго до подписания бумаг, либо уже после этой процедуры.

Важное значение в понимании союза имеет психологический аспект: эмоциональная привязанность партнеров. Именно поэтому мы рассматриваем обозначенную тему в сочетании сразу нескольких факторов.

С этой точки зрения изучим подробнее основные этапы, которые проходит каждая семья на примере молодых Музыканта и Музы. Именно этими терминами пользуются многие психологи, говоря о паре мужчины и женщины, вступивших или собирающихся вступить в союз.

Досвадебный период

досвадебный период

Жизненный цикл развития семьи в социальном смысле начинается с преследования определенных целей: они могут быть как осознанными, так и бессознательными. В нашем случае имеет место хитросплетение сразу нескольких задач: это психологическая и финансовая независимость описанной пары. Музыкант и Муза – оба из обеспеченных семей, однако важная потребность, которой является независимость, реализовалась только лишь когда они оба переехали в другой город и купили себе жилье.

На более ранних этапах, например, подростковом, задача отношений сводится к более простым вещам – познание противоположного пола, приобретение опыта психологического взаимодействия с точки зрения не только дружбы, но и любви. К примеру, в нашей паре Муза до этого имела отношения в школе с парнем, который писал для нее стихи.

Брак, бездетный период

бездетный период брака

Как обычная среднестатистическая ячейка общества, Музыкант и Муза решили отложить появление детей на несколько лет – чтобы реализовать свои карьерные планы. После свадьбы супруги решили несколько пересмотреть социальный статус своего союза, определить его границы.

Прежде всего, кто может появляться на пороге их общего дома, насколько часто, и какое влияние каждый из них может оказывать на отношения в принципе. Музыкант сошелся с Музой на том, что по праздникам и выходным он будет ездить на рыбалку с друзьями, однако их увлечение никак не будет влиять на семейные планы. Ну а Муза была довольна тем, что в это время она спокойно может пообщаться со своими друзьями и помогать им. И оба решили, что их родители никаким образом не должны лезть в дела семьи.

К сожалению, подобные роли часто складываются уже в браке – без какого-либо озвучивания вслух. Если их не обсуждать, то могут открыться далеко не лучшие стороны Вашего партнера. Например, известно много случаев, когда на мужчину огромное давление оказывает его мать – вплоть до того, какие носки ему стоит надеть, а его супруга может даже не подозревать подобное или закрывать на это глаза. Поэтому при возникновении проблем на этой почве вспомните, обсуждали ли Вы подобный вопрос, и при отрицательном ответе обязательно поговорите со своей второй половинкой.

Вообще на этом этапе стоит обсудить и обговорить не только границы Вашего союза, но и собственные границы – убеждения, ценности, мотивы, сексуальные предпочтения.

Муза и Музыкант на этом этапе решили основные проблемы, связанные с вопросами «Кто я?» и «Кто мы?».

  • Во-первых, они договорились о том, какие они выполняют социальные роли: кто стирает свои рубашки, а кто по утрам готовит завтрак. Не стоит делить всю работу на «мужскую» и «женскую» – большую роль в построении гармоничных отношений играет взаимопомощь.
  • Во-вторых, наша пара договорилась о детях. Психология на этом этапе жизненного цикла семьи выделяет достаточно много проблем, которые могут привести к расторжению брака: например, Музыкант окажется бесплодным, а Муза не очень хочет приемного ребенка.

Появление детей

появление детей

Предположим, что брак Музы и Музыканта остался таким же успешным и крепким, каким он был в начале отношений, и они решили завести детей.

После появления ребенка происходит переход к реализации родительской функции. Стать отцом и матерью – иногда серьезная проблема для пары, так как оба супруга часто копируют поведение своих родителей, в том числе и далеко не самое лучшее.

Концепция этого этапа жизненного цикла семьи – не «убить» детство и в тоже время не забыть и про свою жизнь. Музыкант старался как можно чаще свободное время проводить с маленьким ребенком, поддерживая свою Музу. Еще одной проблемой может быть и неготовность обоих или одного из родителей к выполнению своих обязательств.

К сожалению, «не нагулялся/лась» тут часто не работает: вероятно, имеют место серьезные психологические проблемы.

Семья с детьми подросткового возраста

семья с детьми подросткового возраста

На этом этапе жизненный цикл семьи сопровождается новыми семейными кризисами. Муза после отправки ребенка в школу все чаще начала задумываться, что он скоро покинет свой дом – и они с Музыкантом снова окажутся наедине. У последнего могут быть разногласия в выборе воспитания своего дитя и приучения его к самостоятельной жизни.

Даже самая цельная и прочная ячейка может подвергнуться кризису поколений «сверху и снизу». Это происходит, когда подросток понимает, что все утвержденное родителями – далеко не настоящая правда. Происходит обесценивание и разочарование: ребенок ведет себя агрессивно.

На фоне этого у Музыканта и Музы могут появиться проблемы и со старшим поколением, требующим ухода в связи с недомоганием и болезнями. Важная характеристика данного этапа: пересечение кризиса поколений. Во-первых, – дети-подростки. Во-вторых, – сама семья и ее взгляды. В-третьих, – родители-пенсионеры. Именно в этом периоде возникает большинство проблем, приводящих к разводу.

Семья, в которой дети покинули родителей

семья в которой дети покинули родитетелй

Наша пара на этом периоде может внезапно осознать, что ничего им больше не добиться, а в молодости были совсем другие планы и надежды. Всю свою злость на себя и разочарование в возможностях супруги могут просто выплескивать друг на друга. От этого атмосфера в семье становится до предела острой.

Этот период жизненного цикла в социологии характеризуется очень высоким уровнем тревоги, отсутствием ощущения безопасности. Музыкант, так долго любивший и поддерживавший свою Музу во всем, может под накопившейся кучей проблем отстраняться и искать себе утешение на стороне. В этих случаях нередко присутствует открытое разочарование, поиск чего-то нового, что вытащит со дна якобы изжившего себя брака.

Музыканту и Музе важно понимать, что дети должны на этом этапе чувствовать себя взрослыми людьми – они готовятся к первой стадии. А потому нашим родителям надо быть предельно аккуратными и не навязывать гиперопеку своему чаду.

Стареющая пара

стареющая пара

Предположим, что ребенок наших Музыканта и Музы встретил прекрасного партнера и решил создать свою ячейку – новую структуру, пройти путь. На этом этапе при появлении внуков может произойти новый сдвиг в отношениях Музыканта и Музы – участие в воспитании нового поколения очень сближает.

При выходе одного из супругов на пенсию, возникает недостаток реализации своих возможностей. Музыкант ушел со своей работы, где он был буквально незаменим, однако в силу возраста уже не мог выполнять большинство своих задач. Его страх снова остаться в одиночестве с любимой женщиной подкрепляется еще одной проблемой этого периода жизненного цикла семьи – болезнью. Однако даже в этом есть свои плюсы: при болезни своей Музы Музыкант ухаживал за ней, а потому снова ощущал себя необходимым.

В. А. Аперович выделяет три типа отношений между пенсионерами: «созависимые люди», «бизнесмены», «старые друзья» – они не относятся к этапам.

Еще одна важная проблема, которая возникает в старости – вдовство. После смерти Музыканта Музе нужно по-новому пересмотреть свою жизнь, найти новые увлечения и понять, что жизнь на смерти мужа не закончилась.

Читайте также:  Жизненный цикл конец товара

Посмотрев на определение и стадии жизненного цикла семьи, можно с уверенностью сказать, что ни один союз мужчины и женщины не может быть идеальным. Помните, что только терпение и любовь, поиск своих семейных традиций и их соблюдение поможет Вам сохранить свой брак на протяжении многих лет и сделать свой союз счастливым.

Источник

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды:

  • — пренатальный (внутриутробный);
  • — детство;
  • — отрочество;
  • — зрелость (взрослое состояние);
  • — преклонный возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. Например, период детства включает в себя следующие стадии:

  • 1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);
  • 2) стадия раннего детства (или “первое детство”, от 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;
  • 3) стадия дошкольного детства (или “второе детство”, от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • 4) стадия младшего школьного детства (или “третье детство”, от 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • 1) подростковый (или пубертатный) период соответствует половому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;
  • 2) юношеский (ювенильный) период, с 16 до 20—23 лет, представляет собой переход к зрелости — с биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.

Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых. Проявляется закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека — это обучение (Л. С. Выготский). Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых, “зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день”. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Л. С. Выготский).

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности, направленной на предметы, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь его различные вариации в пределах нормы.

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст исходя из следующих критериев:

  • – социальная ситуация развития система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
  • – основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период;
  • – основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Л малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, степени психического развития человека, его психологических качеств и преобладающих желаний, по доминирующим формам поведения и деятельности, особенностям развития личности.

“Личность” — это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

На каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия, формируется своя ведущая деятельность у ребенка, которая обусловливает главные изменения в развитии его личности и способностей, появление новообразований — новых качеств на данном возрастном этапе (на другом — будет уже иная ведущая деятельность и иная социальная ситуация развития, что подтвердили исследования отечественных психологов Л. С Выготского, Д. Б. Эльконина), появляются свои специфические проблемы, которые могут быть решены с позитивным или негативным исходом (причем результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов воздействия окружающих людей, поведения и воспитания, норм общества и этнической группы и т.п., согласно исследованиям и теории зарубежного психолога Э. Эриксона).

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, и он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и тогда развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Например, в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Иначе говоря, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающий положительный или негативный исход. Позитивный результат — формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизма, а негативный выражается в недоверии к миру, людям, пессимизме, даже агрессивности (табл. 2.3).

С понятиями автономии и независимости связана вторая стадия раннего детства. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за “мокрые штанишки”. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В завершение этой стадии должно быть достигнуто равновесие “автономии” и “стыда”. Оно благоприятно для развития ребенка при условии, что родители не подавляют его желания, не наказывают физически за провинности.

В возрасте 3—5 лет, на третьей стадии, ребенок уже умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается еще в игре — ведущей деятельности на данном возрастном этапе. Она очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творческие способности, ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует формированию пассивности, неуверенности, чувства вины.

Читайте также:  Подходы к структуризации жизненного цикла проекта цели их применения

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, отчаяния, потери интереса к учебе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители понимают его, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

Таблица 2.3. Изменения типов ведущей деятельности и результатов развития на последующих возрастных стадиях

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется эго-идентичность. Бурный физиологический рост, половое созревание, повышенное внимание к тому, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание — вот вопросы, которые встают перед подростком. Здесь уже проявляются требования общества к нему, связанные с самоопределением. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. На этой стадии снова обостряются все критические моменты прошлого. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаст целостную форму эгоидентичности, находит свое “Я”, признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности: подросток не может найти свое “Я”, не осознает своих целей и желаний, начинается регрессия, возврат к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, рождается страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство “непризнания себя” со стороны окружающих людей (см. табл. 2.3).

Этап зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30—33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период “становления”, самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек’ не боится обезличивания, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит на этот возраст, человек замыкается в одиночестве.

Седьмая, центральная, стадия — взрослый этап. Развитие идентичности происходит всю жизнь, мы испытываем воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что мы им нужны. Положительные симптомы этой стадии: человек вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях, удовлетворен собой и жизнью. Если не на кого излить свое “я” (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если на этапах своего развития у личности всегда были отрицательные выборы.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33—35 лет — когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: “Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?” И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40—43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексуальной жизни.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, карьере, любви, в результате чего возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках “доказать свою молодость” через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного прекращения активной трудовой и социальной жизни.

О периоде с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое “Я” в размышлениях о прожитых годах либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый заключается в переоценке собственного “Я” помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без страха может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: “Нет, не я!” — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охватывающий больного при вопросе: “Почему именно я?”, изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая — стадия “торга” — больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: “Да, на этот раз умереть предстоит именно мне”, замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовки к осознанию необходимости отречения от жизни и готовности встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Умирающий все дальше отдаляется от людей, замыкаясь в себе. Так наступает состояние “социальной смерти” (от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это “принятие смерти”: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние “психической смерти” (психологически человек уже отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течение 10—20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функции организма и гибели всех его клеток.

По религиозным воззрениям и некоторым научным утверждениям, с гибелью тела не происходит полная смерть души, психики человека. В западных научных кругах появилась гипотеза, что сознание человека не связано с мозгом, а лишь использует серое вещество мозга как приемник и передатчик мысленных сигналов, которые пре?