Первый цикл стихотворений блока

Первый цикл стихотворений блока thumbnail

28 ноября 1880 года родился Александр Блок

1. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Исследователи творчества поэта называют этот сборник первой серьезной работой Блока. Неслучайно именно этот сборник выделил его среди других поэтов. Интересен тот факт, что цикл написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек¬сандр Блок к Любови Менделеевой, своей будущей жене, а также под влиянием учения философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности.

Главной характеристикой этого сборника является «светлое» начало. Мысли автора уносятся в «небесную высь», в «небесные сферы». Как результат – поэт довольно редко употребляет земные образы, в то время образы, связанные с рассветом, закатом, довольно часто встречаются в стихотворениях.

И протекала ночь туманом сновидений.

И юность робкая с мечтами без числа.

И близится рассвет. И убегают тени.

И, Ясная, Ты с солнцем потекла.

Основной образ цикла – образ Прекрасной Дамы. При этом «Стихи о Прекрасной Даме», с одной стороны, посвящены жене Блока, с другой – Вечной Женственности. Ее образ лишен определенных, отчетливых очертаний, он возникает из косвенных знаков. Причем зачастую эти знаки и образы возникают из «видений». Вот одно из стихотворений:

Отворяются двери — там мерцанья,

И за ярким окошком — виденья.

Не знаю — и не скрою незнанья,

Но усну — и потекут сновиденья.

В тихом воздухе — тающее, знающее…

Там что-то притаилось и смеется.

Что смеется? Мое ли, вздыхающее,

Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами — розовая, сонная?

Или это Ясная мне улыбается?

Или только мое сердце влюбленное?

Или только кажется? Или все узнается?

2.Цикл «Город».

В начале 20 века Блока начинает волновать тема города. Блок от возвышенных идеалов переходит к реальной жизни. Автора отмечает политические события, он откликается на революцию, русско-японскую войну, сближается с социал-демократами, что вызывает в нем ненависть к «сытым». Но он и здесь и дальше остается мистиком. На все он смотрит с мистической точки зрения

Город для Блока – это смешение высоких и низких идей. Местом действия стихотворений становится кабачки, рестораны, балаганчики, то есть ограниченное пространство. Например, как в знаменитом стихотворении «Сытые»

Так – негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

3. Цикл стихов “Родина” – один из самых известных циклов. Именно в стихотворениях о родине автор рисует образ идеальной, хотя и противоречивой России. Родина для поэта воплотила в себе идеал Прекрасной Дамы, но чаще Россия в стихах Блока выступает, как жена, любимая. В этом цикле от Гоголя Блок заимствует мотив пути, и масштаб родины расширяется до бесконечного простора.

Родина поэта совмещает в себе азиатское и европейское начало, высокое и низменное. И что самое интересное – предназначение России по Блоку – это соединить несовместимое. Эта идея отражается и в известной поэме “Двенадцать”.

КСТАТИ

Валерий Брюсов так писал о Блоке:

«Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремиться быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы».

Источник

Трилогия вочеловечения – это сборник сочинений А. Блока

Цикл «Перед рассветом»

Первый том «Трилогии вочеловечения» А. Блока организован в строго хронологическом порядке. Он как личный дневник, являющийся непосредственным отражением духовного и жизненного быта поэта. Хронология здесь совпадает с логикой переживаний и событий в жизни А. Блока. Как известно, первый том трилогии Блока разделен на три цикла, следующих друг за другом:

  • «Перед рассветом»
  • «Стихи о Прекрасной Даме»
  • «Распутья».

Каждый цикл по-своему интересен. Первый том – это раннее творчество поэта.

«Трилогию вочеловечения» открывает цикл стихотворений «Перед рассветом». Цикл был написан в период с 1898 по 1900 годы. Такое название А. Блок выбрал не случайно. Период, когда создавался этот цикл, был порой смутных надежд и романтических поисков Идеала, пора блужданий в «предрассветных сумерках», пора веры в «неведомого Бога». Последнее стихотворение этого цикла написано 31 декабря 1900 года. Так Блок словно завершает определенный этап своей жизни и вместе с уходящим столетием переходит на новую ступень.

Ряд стихотворений цикла адресован К. М. Садовской, с которой поэт познакомился во время путешествия в Германию в 1897 году. Блоку на тот момент еще не было и семнадцати, а Садовская была замужней дамой и матерью троих детей. Невзирая на семейное положение, разницу в возрасте и осуждение обществом Блок стал ухаживать за ней. Поэт посвятил ей многие свои стихотворения, впоследствии вошедшие в первый цикл «трилогии вочеловечения». Большинство этих стихотворений названия не имели. Первоначально поэт обращался к ней на ты, будто между ними не было совершенно никаких условностей. Однако, как только Садовская стала отвечать ему взаимностью, юноша потерял к ней интерес. Блок идеализировал возлюбленную, а она оказалась всего лишь «простой смертной». Поэт не скрывал своего разочарования и высказывался в об этом в лирических произведениях. Свое прощальное стихотворение к Садовской она назвал «Аметист».

Замечание 1

В Древнем Риме считалось, что аметист приносит удачу, благо и покой, улаживает конфликты и успокаивает нервы.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Второй цикл первой части трилогии поэт назвал «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения были написаны в период с 1901 по 1902 гг. Название второму циклу Блок придумал не сразу. Тема Вечной Женственности была ясна с самого начала. Блок первоначально хотел назвать собрание «О вечноженственном». Впервые цикл был опубликован в 1903 году в «Северных цветах». Однако позже поэт выбрал другое название для второго цикла стихотворений.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это поэтический дневник становления возвышенного чувства поэта к Л. Д. Менделеевой. Стихи были написаны в период самой нежной и горячей влюбленности Блока. Этот сборник является истоком всего творчества поэта. Открывает цикл стихотворение «Вступление», в котором отражается ряд мотивов из произведения Я. Полонского «Царь-девица». Для Блока этот образ стал синонимом Вечноженственного. Стихотворения второго цикла можно условно разделить на пять групп, дающих представление о трансформации и движении поэтической мысли:

  • Первая группа – стихотворения, в которых отражается «исходная ситуация» – душа поэта находится в ожидании радостной встречи с Идеалом;
  • Вторая группа – стихотворения, в которых возникает тема холодности с Ее стороны к лирическому герою. Но чем недоступней Она, тем больше Он к Ней стремится;
  • Третья группа – стихотворения, где параллельно с темой неразделенной любви появляется мотив сомнения. Герой задается вопросом, является ли его возлюбленная Той самой или это всего лишь самообман?;
  • Четвертая группа – в этих произведениях «изменение облика» Ее изображается уже как свершившийся факт. Прекрасная Дама превратилась в «Злую Деву», а любовь Ее к герою изображается как злая страсть;
  • Пятая группа – стихотворения, где герой и героиня приобретают земные черты, утрачивают свой мистический колорит, перестают рассматриваться как нечто божественное, становятся простыми смертными.
Читайте также:  Как считается цикл пример

«Распутья»

Третий цикл первой книги блоковской трилогии создавался в период с 1902 по 1904 гг. Этот цикл получил символическое название «Распутья». Этот цикл создавался в момент необходимости сделать выбор, в момент, когда поэт стоял перед неизвестностью. Третий цикл стихотворений плавно вытекает из второго. В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт полон радужных надежд и только к концу у него возникают сомнения в верности своего выбора. Но в третьем цикле он отходит от небесного возвышения своей любви и возлюбленной и возвращается к земному, к несбывшимся надеждам. Поэт в «Распутьях» обращается к совершенно другим темам, таким как человек и народ, протест против социального и политического зла. Это связано с влиянием предреволюционных событий и настроений. В этот цикл Блок включает и наиболее зрелые в художественном плане стихотворения, и более ранние, слабые в этом отношении.

Замечание 2

Первое стихотворение третьего цикла «Я их хранил в приделе Иоанна…» – это осмысление события, которое перевернуло жизнь поэта, а именно согласия на брак Л. Д. Менделеевой.

Это стихотворение написано еще в стиле «Стихов о Прекрасной Даме». Однако поэт разочаровывается том, чего с таким трудом добивался. Его Прекрасная Дама оказалась земной, и она так же его любит. Образ мистической Дамы испарился. В этом стихотворении отражается разочарованность поэта в своей невесте, ведь она не Прекрасная Дама, она не та. Цикл отразил меняющееся мировоззрение Блока, которое связано с героиней его произведений. Дама, которую поэт считал земным воплощением Вечной Женственности, согласилась стать его спутницей, однако при этом мир совершенно не преобразился. Знаменательным является тот факт, что в конце цикла поэт поместил стихотворение «Молитвы». Будто после разочарования в «земной» любви и понимания того, что Прекрасная Дама не придет, поэт мечтает о ней и молится о том, что она проведет с ним хотя бы один день.

Источник

Александр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 — ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 — опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок — старший, — был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра — дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии — с матерью, тетей и бабушкой. Официально брак родителей Блока был расторгнут Синодом в 1889 году. Тогда же мать повторно вышла замуж — за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха.

Мать поэта Александра Блок. 1880. Варшава. Фотография: wikipedia.org

Александр Блок с матерью и отчимом.1895. Петербург. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в детстве. Фотография: poradu.pp.ua

В 1891 году Александра Блока отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени мальчик уже пробовал сочинять — и прозу, и стихи. В 1894 году Блок начал выпускать журнал «Вестник», и в его литературной игре участвовала вся семья. В редакцию входили два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка Елизавета Бекетова писала рассказы, дедушка Андрей Бекетов иллюстрировал материалы. Всего вышло 37 номеров «Вестника». Помимо стихов и статей, Александр Блок сочинил для него роман в стиле Майн Рида: он выходил в первых восьми номерах журнала.

В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь он впервые по-настоящему влюбился — в жену статского советника Ксению Садовскую. Блоку на тот момент было 17 лет, его возлюбленной — 37. Поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни», которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике.

Первый цикл стихотворений блока

Их встречи были редкими: мать Блока была категорически против общения сына со взрослой замужней дамой. Однако страсть юного поэта не оставила и в Петербурге, где он несколько раз встречался со своей дамой сердца.

В 1898 году Александр Блок окончил гимназию, а в августе того же года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция молодого поэта не привлекала. Он увлекся театром. Почти каждые каникулы Блок проводил в имении деда — Шахматово. В соседней усадьбе Боблово летом 1899 года он ставил спектакли — «Бориса Годунова», «Гамлета», «Каменного гостя». И сам же в них играл.

Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Фотография: radiodacha.ru

Андрей Белый. Фотография: lifo.gr

Спустя три года Блок перевелся на историко-филологический факультет. Он начал знакомиться с петербургской литературной элитой. В 1902 году он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Валерий Брюсов поместил стихи Александра Блока в альманахе «Северные цветы».

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой — Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Они были знакомы на тот момент восемь лет, около пяти лет Блок был влюблен. Вскоре в «Северных цветах» вышел цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — название для него предложил Брюсов.

Читайте также:  Финансовый цикл это срок

В 1904 году в Москве Блок познакомился с Андреем Белым (Борисом Бугаевым), который стал его «заклятым другом»: Белый был влюблен в Любовь Менделееву. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством. Однако это не мешало ему регулярно заводить романы — с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. С Андреем Белым поэт то ссорился, то вновь мирился. Они критиковали друг друга, взаимно восхищались творчеством и вызывали друг друга на дуэль.

В 1905 году Россию потрясла первая революция. Она отразилась и в творчестве Александра Блока. В его лирике появились новые мотивы — вьюги, метели, стихии. В 1907 году поэт закончил цикл «Снежная маска», драмы «Незнакомка» и «Балаганчик». Блока публиковали в изданиях символистов — «Вопросы жизни», «Весы», «Перевал». В журнале «Золотое руно» в 1907 году поэт начал вести критический отдел. Спустя год вышел третий блоковский сборник — «Земля в стихах».

Александр Блок в роли Гамлета. 1898. Боблово. Фотография: drug-gorod.ru

Любовь Менделеева в роли Офелии. 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

В 1909 году у Александра Блока умер отец и приемный сын — Любовь Менделеева родила его от актера Давидовского. Чтобы восстановиться после потрясений, поэт с женой уехали в путешествие по Италии и Германии. По впечатлениям из поездки Александр Блок написал цикл «Итальянские стихи».

После публикации цикла Блока приняли в «Академию стиха», она же — «Общество ревнителей художественного слова». Его организовал при журнале «Аполлон» Вячеслав Иванов, также туда входили Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.

В 1911 году Блок снова отправился в путешествие за границу — на этот раз Франция, Бельгия и Нидерланды. Во Франции поэту не понравилось.

«Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) — невылазная грязь, прежде всего — физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции».

В этом же году вышел его очередной стихотворный сборник — «Ночные часы». Спустя год Александр Блок дописал пьесу «Роза и Крест» и составил из пяти своих сборников трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды. Блок писал литературные и критические статьи, выступал с докладами, читал лекции.

В конце 1912 года Александр Блок взялся переписывать «Розу и Крест». Он закончил ее в январе 1913 года, в апреле читал в Обществе поэтов и лично Станиславскому. В августе драму напечатали в альманахе «Сирин». Однако поставили пьесу нескоро — лишь через несколько лет во МХАТе.

В декабре 1913 года Блок лично познакомился с Анной Ахматовой — она пришла к нему с визитом, принеся с собой блоковский трехтомник. Первые два тома поэт подписал «Ахматовой — Блок», в третий вписал заранее подготовленный мадригал, который позже вошел во все сборники его стихотворений — «Красота страшна — Вам скажут».

В 1916 году Блока призвали на службу, табельщиком в инженерную часть Всероссийского союза. Войска базировались в Белоруссии.

«Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом — выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей».

Александр Блок, Федор Сологуб и Георгий Чулков. 1908. Фотография: wikipedia.org

Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917. Фотография: arzamas.academy

Отношение к революции у Блока с течением времени менялось. Сначала он принял ее с восторгом, от эмиграции отказался. Блока взяли работать в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» — на должность редактора. В начале 1918 года поэт написал поэму «Двенадцать» и «Скифы». Его статьи вышли отдельным сборником — «Искусство и революция». Блок делал доклады в Вольной философской ассоциации, готовил к переизданию свою трилогию, был членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии издательства «Всемирная литература».

В феврале 1919 года Блока арестовали по обвинению в связи с левыми эсерами. Однако через два дня отпустили — стараниями Анатолия Луначарского. В августе того же года вышел новый сборник стихов — «Ямбы», а Блока назначили членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Он много работал, сильно уставал. В одном из писем поэт писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…» Здоровье Блока ухудшалось. Однако он продолжал писать и выступать, в 1920 году подготовил сборник лирики «Седое утро». 5 февраля 1921 года появилось стихотворение «Пушкинскому дому», а 11 февраля в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта».

Весной 1921 года Александр Блок просил визу для лечения за границей, но ему отказали. Дальше разыгрывалась драма с огромным количеством действующих лиц, в центре которой оказался смертельно больной поэт. 29 мая Максим Горький написал Луначарскому письмо о необходимости выпустить Блока в Финляндию на лечение. 18 июня Блок уничтожил часть архивов, 3 июля — несколько записных книжек. Луначарский и Каменев выхлопотали разрешение на выезд 23 июля. Но состояние Блока ухудшилось, и 29 июля Горький вновь написал прошение — чтобы жене Блока позволили сопровождать его. 1 августа документы были подписаны, но Горький узнал об этом только спустя пять дней. Было поздно: утром 7 августа Александр Блок умер в своей квартире в Петрограде. Поэта похоронили на Смоленском кладбище.

Источник

Стихи к уроку: «Стихи о Прекрасной Даме», «Ветер принёс издалека», «Ты отходишь в сумрак алый», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», «Я жду призыва, ищу ответа», «Не ты ль в моих мечтах», « Встану я в утро туманное», «Мы встречались с тобой на закате»,» «Я и молод, и свеж, и влюблён», «Я их хранил в пределе Иоанна», «Вхожу я в тёмные храмы» и др. Выписать из стихотворений эпитеты и характеристики лирической героини и лирического героя.

Читайте также:  Как считать длину цикла месячных

Тема урока: «Появляются вдруг видящие зорю…» А.Белый. Первый том лирической трилогии 1897-1904 Цикл «Стихи о прекрасной Даме».

Концепция: «Однострунность» души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке, здесь главы определяются годами, в следующих книгах – понятиями» Блок

1 Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии проблематики, отличии ранних стихотворений от последующих, она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Первое собрание сочинений – 1910-1911, затем в 1916, и в 1918-21. Это 3 тома=18 лирических циклов, «стран души». В письме к Белому Блок пишет: «…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через болотистый лес- к отчаянию, проклятиям, «возмездию» … – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру»

1 том (1898-1903) « Ante lucem» («До света») – предварение будущего нелегкого пути. Антиномическое отношение к жизни: на одном полюсе – мотивы мрачной разочарованности: «Я стар душой…»,

а на другом:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне,

– и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества: «Но к цели близится поэт, стремиться, истиной влекомый».

2 Центральный цикл – «Стихи о Прекрасной Даме» – «мгновение слишком яркого света». Блок верит в существование Души Мира, Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо», спасти мир, который на грани катастрофы. Как спасти? Через духовное обновление. Считает, что любовь к миру открыта через любовь к женщине. Идея «двоемирия» – сочетание материального и духовного. Отсюда многоплановость облика героини. Основное положение философии В.Соловьёва, воспринятое Блоком – «софиология» (вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которая станет знаком изменения и преображения всего сущего)

Так писал об этом А.Белый: «Срыв старых путей переживается концом Мира, весть о новой эпохе – вторым пришествием. Нам чуется апокалипсический ритм времени. К началу мы устремляемся сквозь конец… появляются вдруг видящие зорю… Она, или Муза поэзии Соловьёва, на нашем жаргоне явилась символом органического начала жизни, долженствующей соединиться со словом Христа».

Символ- «знак иного мира», язык намёков и иносказаний, начало формирования устных словесных символов, которые не исчезнут потом, а будут творчески переосмыслены, это «слова-острия». Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» невозможно понять без:

1. биографический контекст (отношения с Менделеевой)

2 лирический контекст (поэтические традиции Фета, Тютчева, Полонского, образа Вечной Женственности у Гёте, Лаура у Петрарки и Беатриче у Данте)

3 философского контекста (концепция Соловьёва, образы Души мира – Вечной Женственности).

Это три облика и три плана лирической героини: в космическом плане – Душа Мира, в религиозном – Царица Небесная, в повседневном плане – нежная, но немного надменная, к облике которой угадываются черты Л.Д. Менделеевой.

.

– Какие эпитеты вы нашли, характеризующие лирического героя? Какие характеристики? (Молод, свеж, влюблён, отрок, безрадостный и тёмный инок) Это «земная» характеристика.

– А героиня? ( С одной стороны «земная» женщина – «стройна и высока// надменна и сурова». Герой видит её издалека. Но есть и мистический, небесный образ – дева, заря, величавая Вечная Жена, святая, ясная, непостижимая.)

Эпитеты: призрачные, неведомые тени, неведомые звуки, надежды нездешние, нездешние видения, красота неизреченная, непостижимая тайна, грусть несказанных намёков.

Так мы видим, как история земной любви преображается в романтико-символистический , мистико-философский миф. Основа фабулы – противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама), и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего должно наступить преображение мира. Лирический сюжет осложняет фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды и сомнения в них, ожидание любви – и боязнь её крушения, вера в неизменность облика Девы – и допущение того, что он может быть искажён: «Но страшно мне – изменишь облик ты».

Современник писал: «О Блоковской Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней то жену, облечённую в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую влюблён поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергнет этого мнения»

Для Блока любовь – это то, что приоткрывает тайну бытия.. Блок переживал любовь до конца дней своих, благоговейно, как «неразменную ценность». «Да святится имя твоё» – он готов был повторять и в конце жизни. Но путь свой он воспринимал по отношению к ней, реальной женщине Менделеевой, только как платонический, как ряд измен ей (физических).

Это противоречие в натуре Блока: влечение к переменам и потребность в вечной верности:

Не может сердце жить покоем

Но –

Ты перед Вечностью полон измен.

А в стихотворении из цикла «Возмездие» читаем :

Опять – любить её на небе

И изменять ей на земле.

Драматическая напряжённость присуща завершающему 1 том циклу «Распутья». Здесь внимание к людскому горю, социальная проблематика. (Читаем «Фабрика»). Здесь мы видим образы тех, кто погибает из-за хлеба: мать-самоубийца ( читаем «Из газет») Приходит ясное понимание того, что «только одно делает человека человеком – знание о социальном неравенстве» В цикле «Распутья» расширяется тематика и проблематика стихотворений, мы видим постепенный уход от философии Соловьёва, появление социальных мотивов, так появляется второй том лирики- переходный.

Домашнее задание: 2 том.

1 группа – тема природы, цикл «Пузыри земли»,

2 группа –урбанистическая тема, цикл «Город».

З группа «Всё обезличено…. все – все равно» Анализ стихотворения «Незнакомка».

4 группа Интимная лирика. Циклы «Снежная маска», «Фаина». Адресаты лирики

Тема 2 урока «Вхожу я в путь, открытый взорам, или Вторая – декадентская, переходная книг» (Блок)

Источник