Народные праздники летнего цикла

Народные праздники летнего цикла thumbnail

Агафья – купальница (6 июля). Начало купания. Сбор лекарственных трав. Заготовка веников на год. Обязательно мылись в банях. Давалась обетная каша, складчиной для нищих.

Ивана Купалы (7 июля). Отмечавшаяся у древних славян Купальская неделя совпадала по времени с днем летнего солнцестояния. Праздник посвящался солнцу и был связан с древнейшими культами славян – огня и воды. Он совершался во времена язычества в честь свадьбы Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заря-Зарница, красная девица.

Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливымсоблюдением законов. Священным знаком Солнца был крест. Иногда его обводили круужочком, а иногда рисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Такой катящийся крест называется свастикой. Она была обращена в разные стороны, в зависимости от того, какое Солнце хотели изобразить – «дневное» или «ночное» (фашистская свастика изображает «ночное» Солнце, катящееся по внутренней стороне нижнего неба. Таким образом, предметом «поклонения» фашистов оказывается не солнце, а скорее его отсутствие). Славянские мифы рассказывают, что в далекие времена близнецы, брат и сестра Купала и Кострома, будучи маленькими детьми, гуляли в поле, и могучая птица унесла Купалу. По прошествии многих лет красавица Кострома, прохаживаясь по берегу реки, похвасталась, мол, никто с ее головы веночек не сорвет, а стало быть, никому еередкая красота и не достанется. Богам не понравилась ее горделиво-спесивая самонадеятельность – налетел порыв ветра и снес венок красавицы в реку. На лодке плыл молодой человек ( это был Купала), который и подобрал венок. Понравилась ему Кострома, да и она не осталась равнодушной к юноше, полюбили они друг друга и поженились, с трагическим опозданием узнав о том, что являются родными братом и сестрой, разлученными в детстве. Горе было их стольже велико, как и вспыхнувшая любовь. В отчаянии Кострома бросилась в реку и стала мавкой (русалкой), а Купала сгорел в огне. Но боги сжалились над братом и сестрой и превратили их в цветок, который сегодня известен как иван-да-марья (наши предки называли его купала-да-мавка), его ярко желтый цвет символизирует огненного Купалу, а синий (фиолетовый) – погибшую в воде Кострому. Благодаря своей животворной силе, заставляющей кипеть даже прохладную воду, Купала был приравнен к божеству и стал олицетворением земного плодородия и очищения.

В этот день традиционно разводили костры, купались в реках, обливали друг друга водой. С введением христианства в этот день церковь стала отмечать Рождество Иоанна Крестителя, который по преданию, окрестил Иисуса Христа. На Ивана Купалу собирают целебные травы, которые обладают особой целебной силой. Значение слова «Купала» объясняется поразному. В языческом мировоззрении Купало – божество земных плодов, горячее, кипящее гневом, яростью, оно служит символом огня. По народному поверью, солнце в этот день выезжает на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом; оно веселиться и рассыпает по небу огненные стрелы. В народе считают, что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху и в день Иоанна Крестителя. С другой стороны слово «купало» совпадает со словом «купать», погружаться в воду. Отсюда купание, обливание водой.В этот день принято купать на заре в реке, умываться росой. Из летних праздников – это самый веселый, в нем принимало участие все население. Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. Деревенские парни одеваются в старое белье и отправляются с ведрами на речку, где наполняют их водой, идут по деревне, обливая каждого, делая исключение только для стариков и малолеток. Наиболее охотно обливают девушек, которые в свою очередь стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой; кончается обливание общим купанием в реке. Существовал обряд «черпания росы»(брали чистую скатерть, отправлялисьна поле и таскали по мокрой траве, потом выжимали скатерть и этой водой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть»). В некоторых губерниях крестьяне признавали купание в этот день опасным, т.к. Водяной считался имениником. Он терпеть не может, когда кто-то лезет в его царство, и мтс ит не только тем, что топит всякого неосторожного, но и, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Добыв трением живой огонь, под пение купальских песен зажигали костры, в огонь бросали бересту, чтоб горело ярче и веселей. Парни и девушки водили хороводы вокруг костров и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти костры, думая, что это избавит их от всех зол, болезней, горя. Через купальский огонь прогоняли скотину для защиты от мора; в кострах матери сжигали старые, снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и сами болезни. Обязательно играли в горелки. Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют свою ночь, поэтому самая короткая ночь в году называлась «страшной»( нельзя спать). С днем Ивана Купалы связаны многочисленные обычаи и приметы, относящиеся к растительному миру. Часть трав собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Травы и цветы, собранные на Иванов день, высушивают и берегут, девушки завивают венки из трав и вечером пускают их на воду, наблюдая куда они поплывут. Иваном-да-марьей в народе именуют несколько травянистых растений, цветы, которые сочетают два резко различаемых окраса (марьяник – брат с сестрой, желтяница, Иванова трава; и трехцветная фиалка (анютины глазки) , ее третий цвет – белый – не принимается в расчет. Люди верили, что зелие (зелень) в зачарованную купальскую ночь получает сверхестественную мощь, деревья способны разговаривать друг с другом; беседуют между собой животные и травы. Из трав плели венки, самой красивой девушке отдавали ворох венков, чтобы она раздовала их вслепую, не глядя. Увядший венок символизировал увядшую дюбовь и лишал надежды на скорейший брак с возлюбленным. Венки развешивали на крышах домов и в хлеву, чтобы оградить жилище, семью и скот от влияния злых сил. Главным символом растительного мира был папоротник. (разрыв-трава, спрыг-трава, перелет трава, жар цветок, перунов огнецвет). По легенде цветок папоротника раскрывается на несколько мгновений в полночь на Иванов день. Эффекты цветения разрыв-травы (сама переносится с места на место, сияет радужными красками, принимает вид падающей с небес маленькой звездочки:»бутон ее ни минуты не остается спокойным -он движется и прыгает, словно птичка, а распустившейся цветок быстро носится над землей, будто яркая звезда, и падает на то место, где зарыт клад») очень похожи на действительно редкое в природе специфическое явление – шаровую молнию. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Охраняется папоротник ведьмами и болотницами, дьявольскими силами. Тот кто хочет завладеть цветком, должен каждое утро в течение семи дней надо стоять у русской печи, семь по семь березовых поленей сжечь (огонь в семь раз сильнее папоротника); накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож. Очертив ножом круг вокруг папоротника, нужно разостлать скатерть и, сидя в кругу, не сводить глаз с растения, ибо нечистая сила будет всячески мешать, насылая беспробудный сон и страхи. Нельзя выходить из круга или оглядываться по сторонам до тех пор, пока не сорвешь цветок, иначе черти тебя разорвут или превратят в камень. Сорвав цветок и спрятав его за пазуху, следует накрыться скатертью, чтобы не видеть и не слышать беснующихся злых духов, и поспешить домой , чтобы уже там, разрезав ладонь, вложить в ранку цветок. Это позволит увидеть скрытые в земле клады. А если положитьцветок за щеку, можно стать невидимкой. Обладателю волшебного цветка будет всегда сопутствовать удача в любви и в делах. Совершается совместная (купная) трапеза; готовят в огромных котлах обетную кашу.

Читайте также:  Цикл экспериментирований на прогулке

Народные праздники летнего цикла

Петров день (Петровки)(12 июля). Каждая семья заблаговременно готовилась к этому дню: пекла, жарила, варила и запасала водку. В праздничной выпивке принимали в основном участие только женатые и старики. Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле, где проводила всю ночь «карауля солнышко» (по народному поверью, солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресения, т.е. переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз). Этот обычай берет свое начало с древних времен, когда крестьяне отгоняли от села русалок, которые в Петров день своими злыми шалостями причиняла немало вреда посевам. Встретив солнышко, молодежь заплетатат венки на ветках деревьев, в основном на березе. В отдельных местах Петры-Павлы считаются праздником рыбаков, т.к. Апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.

Макрина (1 августа). Бабы делали «макрины» в засушливое лето, вызывая дождь. Женщину, рожденную в этот день, почитали за Мокрину. Она надевала синее платье, красные бусы и атласные туфли. С утра ей несли со всего поля колос, чтобы Мокрина отнесла его к воде. Мокрина складывала колосья на белое полотно (последний клала колосок со своего надела) и завязывала в узелок. К полудню к дому Мокрины сходились баба-ведунья (деревенская колдунья), бабы и девки, одетые в исподнюю белую чистую рубаху. Мокрина из сеней выходила, повторяла движения бабы-ведуньи, идя к реке; в правой руке несла узелок с колосками. У воды ведунья оснавливалась, а Мокрина развязывала узелок и бросала колосья в реку, и, сняв туфельки и бусы, входила в воду по грудь, окуналась и выпрямлялась; в воду глядела «растет» в ней рожь, «колосится» ли пшеница. Если Мокрина «не справлялась с жаром небесным» (вода как жар-птица переливалась), в воду входили бабы и девки в белых рубахах, били и ловили золотые очертания в воде. Никто из мужиков не должен был в это время выходит к реке, смотреть на купание (подглядеть – значит навести беду га деревню). В ненастную погоду Мокрина не выходила из доме, т.к. Считалось, что за ней и дождь выйдет и зальет урожай.

Ильин день (2 августа) в честь Ильи-пророка. (Перун – бог грозы, прообраз Ильи-пророка). Ильин день служил ориентиром для проведения сельскохозяйственных работ (окончание сенокоса и начало жатвы). На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в зверей – зайцев, кошек, собак и т.д. (поэтому в этот день был обычай не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навлечь на избу грозу и молнию.Собирались всей деревней, закалывали бычка и устраивали общую трапезу. Вплоть до начала 20 в. этот день на народном календаре отмечался изображение колеса с шестью спицами ( как оберег от грозы). Илья в народе считался хозяином дождя, поэтому совершались крестные ходы с мольбой о дожде к церкви Ильи Мокрого, а с просьбой о ясной и сухой погоде – к церкви Ильи Сухого. С Ильиным днем кончались летние «красные» днм и начинался поворот на осень; ЗАКАНЧИВАЛОСЬ КУПАНИЕ В РЕКАХ.

Читайте также:  Как щитовидная железа влияет на менструальный цикл

Первые две-три недели августав народе называли спасовками. В эти дни отмечали три праздника, посвященных Всемилостивому Спасу (Спасителю).

1 (14) августа – медовый Спас (Спас на воде).Пчеловоды второй раз снимают соты с медом; с этого дня разрешается есть мед. К этому дню пекли пшенные пироги с медом, варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. Также в этот день совершалось освящение всех источников: рек, озер,прудов, колодцев (посвящено воспоминаниям о крещении Руси). После водосвятия крестьяне купались сами и скотину (последний раз в этом году).

6 (19) августа – яблочный Спас. К этому дню заканчивается жатва. До этого дня запрещалось есть яблоки ( и вообще никаких плодов, кроме огурцов). Надкусывая яблоко, девушки загадывали о любви. Еще его называли Спас на горе ( в связи с преображением Господнем). Вся паперть была заставлена столами, на которых лежали горы гороха, огурцов, картофеля, яблок и др. Все эти плоды священик благославлял. Если кто-то по забывчивости или невоздержанию пробовал яблоко раньше срока, тот не должен был есть их в течении сорока дней после Спаса, чтобы тем самым искупить свою вину. Существовал обряд сталования: на площади перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями и наполняли всевозможной снедью. После освящения часть фруктов отдавали неимущим и больным. Со второго Спаса начинались осенны – встреча осени.В поле провожали закат солнца, в холодную ночь жгли костры, водили хороводы.

16 (29) – ореховый Спас.К этому дню поспевал лесной орех. Пекли пироги из нового хлеба. Спас на полотне – церковьпразднует перенесение нерукотворного образа Спасителя (отреза ткант, на котором отпечатался лик Иисуса Христа.

«Первый Спас на воде стоять, второй – яблоки есть, третий – холсты продавать». Первый спас называется медовый потому, что начиная с этого дня по приметам пчелы перестают носить мед, а люди ходят друг к другу в гости, пробовать первый мед. С 6 августа начинают собирать и есть яблоки, которые в этот день освящали в храмах. Дни, следующие за яблочным Спасом, называют «лакомки».

Успение (28 августа) – называли еще дожинками, обжинками, оспожинками, считали днем кончания жатвы. Повсеместно был обычай оставлять на поле несжатые колосья, которые завязывали узлом, обвязывали лентами и пригибали к земле. Рядом в землю закапывали печеный хлб и соль. Ребятишки собирали колоски. Бабы «купались» по сжатой полосе. Обычай заканчивался крестьянскими пирушками. Этот день открывает молодое бабье лето.

Источник

Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду – наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные летние праздники народов России, дошедшие до наших дней.

Иван Купала

Народные праздники летнего цикла

Празднование дня Ивана Купала. Фотография: rg.ru

Юханнус у финнов, Лиго (или Янов день) у латышей и эстонцев, Йонинес у литовцев, Купалье у белорусов, Иван Купала у украинцев и русских. Главный летний праздник этих народов имеет общие языческие корни. В прибалтийских странах он, как и в древности, приходится на день летнего солнцестояния, но обычно отмечают Иванов день не строго 22 июня. Например, в Латвии официальные выходные в честь летнего праздника – 23 и 24 июня. У православных Иван Купала сместился на 7 июля и стал совпадать с Рождеством Иоанна Крестителя.

Традиция празднования Иванова дня практически не изменилась. В самую короткую ночь года принято одеваться в национальную одежду, готовить блюда традиционной кухни и устраивать игрища, связанные с огнем, водой и травами. Считается, что в праздничную ночь до захода солнца нужно обязательно искупаться в реке или озере. Ближе к закату разжигают костры и устраивают через них прыжки. В купальскую ночь также собирают цветы, из которых потом плетут венки. После праздника эти венки высушивают и хранят дома: считается, что они имеют особые целебные и защитные силы. Также с помощью купальских венков можно гадать: нужно опустить венок в реку и посмотреть, как далеко он уплывет, – если отдалится от берега, это обещает скорое замужество, долгую жизнь и счастье.

Ысыах

Народные праздники летнего цикла

Главный праздников лета у якутов – Ысыах. Обычно он приходится на день летнего солнцестояния 21 июня. Праздник знаменует начало Нового года в традиционном скотоводческом календаре. Предки якутов в этот день устраивали торжественную встречу божествам айыы – покровителям коневодства и скотоводства.

Читайте также:  Цикл тренировок для сжигания жира

Ыысах получил свое название от слова «ыс» – кропить, брызгать. Отсюда и обряд, во время которого кобыльим молоком – кумысом – окропляют землю. Кумысом также угощают гостей и обрызгивают огонь. По традиции Ысыах устраивается внутри круга из молодых берез – священного дерева якутов.

Во время праздника проходят конные скачки, соревнования по прыжкам, борьбе. Это отголосок древних ритуальных игр – они символизировали переход от старого года к новому. Центральное место в празднике занимает хоровод – осуохай. Во время массового танца люди движутся «по солнцу», то есть по часовой стрелке. Каждый гость Ысыаха должен пройти хотя бы один круг хоровода.

Сабантуй

Народные праздники летнего цикла

Сабантуй отмечали еще в раннее Средневековье. Название этого праздника образовалось от слов «сабан» – «плуг» и «туй» – «свадьба, торжество». Изначально Сабантуй приходился на середину весны, когда тюркские народы праздновали начало полевых работ. В советское же время стали отмечать окончание посевной.

Сегодня Сабантуй проходит летом – его празднует практически весь Татарстан и Башкортостан. Гулянья проходят также в крупных городах России и зарубежья, где живут татары. Главный, федеральный Сабантуй обычно проводят в Чебоксарах в начале июля.

Самые старые из сохранившихся традиций праздника – скачки, состязания в беге и борьба. В XIX веке на Сабантуе появились и шуточные соревнования: бег в мешках, лазание по гладкому столбу, бои мешками с соломой, перетягивание каната.

Семык

Народные праздники летнего цикла

Главный праздник марийцев знаменует собой наступление лета. Он родственен старинному славянскому празднику – Зеленым святкам, главным днем которых был Семик. Его отмечали незадолго до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи. У русских, правда, этот праздник вытеснила православная Троица, у крещеных же марийцев Семык существует как самостоятельный праздник и сегодня. Они празднуют его на Троицкой неделе – со среды до воскресенья. В эти дни марийцы поминают умерших родственников.

Первый день Семыка всегда считался особенно опасным – люди старались не выходить из дома и не выгонять со двора скотину, чтобы очнувшиеся от зимней спячки души умерших не навредили хозяйству. Чтобы задобрить покойных, каждая марийская семья проводила поминальный обед: для усопших угощение клали на отдельное блюдо. Ночью жгли костры, собирали целебные травы, молодежь до утра играла и развлекалась. Сегодня этот праздник больше похож на фольклорный фестиваль.

Гербер

Народные праздники летнего цикла

Гербер – национальный удмуртский праздник. Он стал общереспубликанским в 1992 году, до этого его отмечали в разных деревнях и под разными названиями. Раньше день празднования зависел от погоды и сроков полевых работ – Гербером завершалась посевная. Ритуальный покос, бросание яиц в первую борозду, трапеза в поле, приготовление особой каши, обряд «свадьба поля» с участием девушки и юноши, изображавших жениха и невесту, – все это должно было обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.

Современный Гербер – это скорее возможность окунуться в удмуртскую культуру: услышать народную музыку, приобрести поделки местных мастеров, попробовать перепечи – ватрушки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, которые запивают традиционными напитками – кумышкой и суром.

Хэбденек

Народные праздники летнего цикла

Празднование Хэбденека. Фотография: etnic.ru

Эвены – северный народ – в древности жили по лунному календарю. Отсчет нового календарного цикла начинали летом – 22 июня. Эвенский Новый год называется Хэбденек, что значит «веселье», его отмечают в день летнего солнцестояния. Эвены верили, что в это время приоткрываются врата между мирами и духи слышат всё, о чем просят люди.

C 1997 года Хэбденек стали праздновать в Магадане, в районе устья реки Дукча. Как и в старину, желающие собираются в пять часов утра – увидеть первые лучи нового солнца. Старейшины проводят обряд кормления огня и благодарения Земли. На разных площадках устраивают выставку ремесел коренных народов Севера, готовят магаданскую уху с чаем из таежных трав и участвуют в хороводе хэде под звуки бубнов. Одна из любимых традиций Хэбденека, которой следуют и в наше время, – загадывание желаний. Чтобы они исполнились, нужно завязать ленточку на специальную веревку – «дэлбургэ».

Тун-пайрам

Народные праздники летнего цикла

Праздник первого айрана, или Тун-пайрам, – одно из главных событий в культурном календаре Хакасии. Тюркские кочевники-скотоводы отмечали день айрана еще 2000 лет назад. Праздник приходился на конец мая – начало июня, когда скот перегоняли с зимних пастбищ на летние. Животные начинали питаться свежей травой, и появлялось много молока. Для праздника из первого молока готовили айран, а из айрана перегоняли молочную водку араку. Люди преподносили духам священную пищу, прося об изобилии. Хранителем скота считался специально отобранный конь – ызых, которого во время обряда омывали молоком, окуривали благовониями и отпускали на волю.

Новейшая история Тун-пайрама ведет отсчет с 1980 года. Главный праздник проходит на Сагайской поляне около села Аскиз и приурочен ко Дню Республики Хакасия, который отмечают 3 июля. По-прежнему проводится обряд подношения духам, гости соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, прыжках и борьбе. В одном из традиционных состязаний нужно взять камень весом около 80 кг, присесть с ним, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.

Автор: Екатерина Гудкова

Источник