Любовь поэта цикл шуберт

Р. Шуман «Любовь поэта»

Вокальная лирика Роберта Шумана принадлежит к лучшим образцам его творчества. Вокальные циклы, сочиненные в «год песен» (1840), представляют собой вершины его камерно-вокального творчества. Одним из них стал цикл «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне.

Историю создания «Любви поэта» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Расцвет камерно-вокального творчества Шумана относят к 1840 году, когда композитор испытывает небывалый творческий подъем. Ранее он сочинил несколько песен, но в основном уделял внимание исключительно фортепианной музыке. Расцвет песенного творчества принято связывать с его событиями в личной жизни. Именно песня смогла чутко передать чувства и настроение композитора в то время и оказалась наиболее близка для отражения душевных переживаний.

Жанры, к которым обращался Шуман в своем песенном творчестве весьма многообразны – это баллады, детские песни, народные песни, хоры. Широко представлена также и тематика вокального творчества: от патриотических песен до сказочных. Впрочем, любовная лирика всегда преобладала над всеми остальными. Страсть, любовь со всеми ее оттенками и нюансами получила наибольшее отражение в его песенном творчестве.

Для вокальной лирики Шумана характерны следующие черты:

  • разнообразные оттенки лирики;
  • особый подход к литературным первоисточникам;
  • внимание исключительно к романтической поэзии;
  • попытки дословно передать смысл текста;
  • утрирование декламационных элементов;
  • большая роль аккомпанемента, который подчас служит для раскрытия психологического подтекста.

Среди поэтов, на стихи которых Шуман создавал свои песни, выделяются Й. Эйхендорф, А. Шамиссо, Р. Бернс, но более всего его внимание привлекал Г. Гейне.

Шуман придавал особое значение литературному первоисточнику, а Генрих Гейне был одним из выдающихся поэтов того времени. Впервые свои работы поэт-романтик написал в 1816 году, а уже с 1821 года регулярно пишет стихи. Он сочиняет «Книгу песен», работы над которой ведутся на протяжении 10 лет. В этот сборник вошли пять отдельных циклов: «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Возвращение», «Из путешествия по Гарцу», «Северное море». Через всю «Книгу песен» проходит единая тема – любви. В этих стихах Гейне выразил всю тревогу, переживания и горечь неразделенной любви к кузине Амалии. Внимание Шумана привлек цикл «Лирическое интермеццо» в которое входило 65 стихов. Композитор отобрал из них всего 16, они были непосредственно связаны с пережитой поэтом любовной неудачей. Оказывается, Гейне был влюблен дочку своего дяди. 17-летний юноша ухаживал за возлюбленной, но она отвергла его искренние чувства и предпочла более состоятельного кавалера. Все переживания героя, зарождение светлого чувства, тоска и глубокое отчаяние нашли отражение в его цикле стихов «Лирическое интермеццо».

Интересные факты

  • 1840 год был для Шумана необычайно счастливым, ведь он наконец-то смог соединить себя узами брака с Кларой Вик. Примечательно, что именно в этот промежуток времени он написал более 100 песен. Исследователи творчества композитора часто называют этот период «годом песен».
  • Шуман всегда по-особому выделял Г. Гейне, который был очень близок ему. На стихи поэта им было написано четыре цикла, а также отдельные песни (всего 44).
  • Первые строчки стихотворения Гейне составили названия песен в цикле.
  • Первым композитором, который разглядел «песенность» стихов Гейне, был Р. Шуберт, создавший свой цикл «Опять на родине» в 1828 году.
  • Романсы Шумана отличает инструментальная партия, ее роль значительно возрастает, буквально до уровня вокальной, а иногда даже и становится намного важнее.
  • В цикл «Лирическое интермеццо» Г. Гейне входит 65 стихов, но Шуман остановил свое внимание лишь на 16 из них, но из-за этого утратился первоначальный смысл и изъятые стихи воспринимаются иначе. Гейне свою историю любви вспоминает с некой иронией, у Шумана же – это настоящая трагедия и крушение надежд.
  • Свой цикл композитор посвятил немецкой певице Вильгельмине Шредер-Девриент. Она прославилась своим фееричным исполнением главной партии в опере «Фиделио» Л. Бетховена. Перебравшись в Дрезден в 1844 году, Шуман подружился с известной певицей.
  • Всего Шуман сочинил семь вокальных циклов.

Содержание

Первые три песни цикла показывают зарождение чувства поэта. «В сиянье теплых майских дней» – это лишь предчувствие чувств. Все необычайно трепетно и неопределенно, причем выражено это даже в музыкальной части – тоника появляется лишь через некоторое время.

«Цветов венок душистый» – показывает внутренний мир главного героя. Он полностью погружается в себя, созерцая свои чувства. Выбранная композитором фактура передает эту «закрытость».

«И розы, и лилии» – третий номер, который противопоставляется двум предыдущим. Эта песня легкая, и напоминает скорее всего порыв. Четвертый номер цикла открывает тему страданий персонажа. «Встречаю взор очей твоих» звучит сдержанно и даже благородно. Он подготавливает более печальный пятый номер «В цветах белоснежных лилий». Это первая песня в цикле, написанная в миноре. Линию суровости, окутанную мрачными красками, продолжает шестой номер «Над Рейна светлым простором».

«Я не сержусь» – это драматический центр цикла, являющийся переломным моментом всего происходящего. Именно здесь главный герой узнает о страшном событии для него – измене возлюбленной. Фраза «Я не сержусь» звучит несколько раз, но общее состояние, а также чувства персонажа противоречат этим словам. Невыносимая горечь и отчаяние проявляется во всем, начиная от вокальной партии, заканчивая выбором тонального плана.

Именно седьмой номер разделяет цикл на две большие части. В первой – герой жил с мыслями о своей взаимной любви и надежде, во второй все кардинально меняется. Теперь главного персонажа сопровождают печать и тоска («Элегическая жалоба»). Девятый номер «Напевом скрипка чарует» показывает свадебное веселье. Возлюбленная поэта приняла предложение другого молодого человека. На первый план выходит атмосфера праздника, безудержных танцев, передаваемая в фортепианной партии. Вокальная линия выступает резким контрастом – это герой комментирует все происходящее.

Читайте также:  Что такое цикл при содержании автомобильных дорог

«Слышу ли песни звуки» – воспоминания героя, о своей возлюбленной и утраченном счастье. Ее он страстно любит» – одиннадцатый номер, который пронизан атмосферой иронии. Вокальная и инструментальная партия выглядят слишком примитивно и подражают гитаре.

Ненадолго настроение героя меняется в одиннадцатой части «Я утром в саду встречаю», но просветление это длится недолго и уже в двенадцатом номере возвращается мрачное настроение персонажа. Он начинает искать утешения везде, где только может. На помощь приходят грезы и народная поэзия: «Мне снится ночами образ твой», «Забытой старой сказки».

В финальном номере «Вы злые, злые песни» возвращается жестокая реальность и герой решает отправить на дно моря все воспоминания, любовь и песни.

Завершается цикл неожиданно звучанием постлюдии «Я утром в саду встречаю». Светлая композиция, несущая образ мечты, указывает на то, какой прекрасной является все же любовь, даже если она иногда приносят людям лишь страдания и тоску.

Музыка

Вокальный цикл включает в себя все характерные черты для вокального творчества композитора. Автор использует декламационную мелодику, чтобы передать всю глубокую погруженность в переживания. В итоге, такое внимание к своим чувствам приводит к полной замкнутости.

Цикл состоит из отдельных номеров, но их соединяет линия внутреннего развития, выраженная в общей композиции песен, а также их расстановке. Каждый номер сжат и передает лишь какой-либо оттенок чувства главного героя. В цикле есть несколько опорных композиций и именно к ним стягивается все драматическое действие.

Тональный план, представляющий собой замкнутый круг, отражает образное, а также эмоциональное содержание номеров. Первая череда композиций написана в диезных тональностях, причем ладовое соотношение песен примерно одинаковое. В центре («Я не сержусь») наступает поворот в сторону бемольных тональностей. Кроме того, в этой части цикла уже преобладает минорный лад. Не случайно Шуман выбрал тональность es-moll для самой трагической песни «Во сне я горько плакал». После, композитор снова возвращается к диезным тональностям.

В целом, миниатюры написаны довольно сдержанно, но за этой внешней сжатостью скрывается вся драматичность ситуации. Вокальная партия при этом необычайно мелодична. Она пронизана народно-бытовыми интонациями. Большую роль Шуман уделяет не столько широким напевам, сколько выразительности речи, которая столь богата тембрами. Композитор внимательнейшим образом изучает поэтический текст, чтобы уделить внимание каждому слову. Это только усиливает число декламационных элементов в песнях. Тем не менее мелодика Шумана весьма напевна и пластична.

Вокальный цикл «Любовь поэта» – это один из самых прекрасных и глубочайших творений Роберта Шумана. Не случайно песенная лирика принадлежит к его высшим достижениям, наряду с фортепианными произведениями. В своих композициях Шуман воспевает любовь, которая бессмертна и вечна, несмотря на все тяготы и страдания. Она возвышается над всеми невзгодами и преодолевает любые трудности.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Любовь поэта» Шумана

Источник

Ðîáåðò Øóìàí. Âîêàëüíûé öèêë <Ëþáîâü ïîýòà>

Ïàðòèÿ ïåíèÿ çàïèñàíà íîòàìè ïî Áðàéëþ

Ðîáåðò Øóìàí (1810-1856)

<Ëþáîâü ïîýòà> (Dichterliebe)

Öèêë ïåñåí íà ñëîâà Ãåíðèõà Ãåéíå

Ïåðåâîä ñ íåìåöêîãî: Â.Í. Àðãàìàêîâ

Ñîäåðæàíèå:

Ïåðâàÿ ãðóïïà èç ïÿòè ïåñåí ÿâëÿåòñÿ ýêñïîçèöèåé öèêëà.

Ýòî çàðîæäåíèå ÷óâñòâà ëþáâè, âîñõèùåíèå è óïîåíèå âîçëþáëåííîé.

¹1. <Im wunderscho`nen Monat Mai> – < ñèÿíüå ò¸ïëûõ ìàéñêèõ äíåé>

¹2. <Aus meinen Thra`nen spries`en> – <Öâåòîâ âåíîê äóøèñòûé>

¹3. <Die Rose, die Lilie> – <È ðîçû, è ëèëèè>

¹4. <Wenn ich in deine Augen seh’> – <Âñòðå÷àþ âçîð î÷åé òâîèõ>

¹5. <Ich will meine Seele tauchen> – <Â öâåòàõ áåëîñíåæíûõ ëèëèé>

Ñëåäóþùèå äâå ïåñíè –

¹6. <Im Rhein, im heiligen Strome> – <Íàä Ðåéíà ñâåòëûì ïðîñòîðîì>

¹7. <Ich grolle nicht> – <ß íå ñåðæóñü>

ýòî ïåðåëîìíûé ìîìåíò â ñþæåòíîé ëèíèè öèêëà.

 ïåðâîé èç íèõ íàçðåâàåò ïðåä÷óâñòâèå êîíôëèêòà,

âòîðàÿ æå, ãäå ãîâîðèòñÿ î ïðåäàòåëüñòâå âîçëþáëåííîé, ÿâëÿåòñÿ äðàìàòóðãè÷åñêèì öåíòðîì âñåãî öèêëà.

¹8. <Und wu`s`ten’s die Blumen> – <Î, åñëè á öâåòû óãàäàëè>

¹9. <Das ist ein Flo`ten und Geigen> – <Íàïåâîì ñêðèïêà ÷àðóåò>

Ñëåäóþùàÿ ãðóïïà íîìåðîâ –

¹10. <Ho`r’ ich das Liedchen klingen> – <Ñëûøó ëè ïåñíè çâóêè>

¹11. <Ein Ju`ngling liebt ein Ma`dchen> – <Ÿ îí ñòðàñòíî ëþáèò>

¹12. <Am leuchtenden Sommermorgen> – <ß óòðîì â ñàäó âñòðå÷àþ>

ýòî ðåàêöèÿ ãåðîÿ íà èçìåíó âîçëþáëåííîé (îíà âûøëà çàìóæ çà äðóãîãî):

îí èùåò óòåøåíèÿ íà ëîíå ïðèðîäû (¹10, ¹12),

ïûòàåòñÿ âçãëÿíóòü íà ñëó÷èâøååñÿ êàê áû ñî ñòîðîíû (¹11). Ïîýò ïðîùàåò ñâîþ âîçëþáëåííóþ.

¹13. <Ich hab’ im Traum geweinet> – <Âî ñíå ÿ ãîðüêî ïëàêàë>

¹14. <Allna`chtlich im Traume> – <Ìíå ñíèòñÿ íî÷àìè îáðàç òâîé>

Ôèíàë öèêëà –

¹15. <Aus alten Ma`rchen winkt es> – <Çàáûòîé ñòàðîé ñêàçêè>

¹16. <Die alten, bo`sen Lieder> – <Âû çëûå, çëûå ïåñíè>

Ãåðîé ïûòàåòñÿ âåðíóòüñÿ ê æèçíè, âî âñåé åå ïåñòðîòå è ôàíòàñòè÷åñêîì ðàçíîîáðàçèè.

Âñå ñâîè ðàçî÷àðîâàíèÿ, áîëü è ñêîðáü îí õîòåë áû <ñõîðîíèòü â áîëüøîì ãðîáó> è îïóñòèòü íà ìîðñêîå äíî.

——–

¹1. <Im wunderscho`nen Monat Mai>

< ñèÿíüå ò¸ïëûõ ìàéñêèõ äíåé>

 ñèÿíüå ò¸ïëûõ ìàéñêèõ äíåé

Ëèñòîê ðàñêðûëñÿ êàæäûé.

Âî ìíå òîãäà ïðîñíóëàñü

Ëþáâè è ëàñêè æàæäà.

 ñèÿíüå ò¸ïëûõ ìàéñêèõ äíåé

Çâåíåëî ïòè÷åê ïåíüå,

È ÿ ïîâåäàë ìèëîé

Ëþáâè ìîåé òîìëåíüå.

[:èì âóíäåðñöõýíåí ìîíàò ìàè]

ïåíèå4 ìåäëåííî1íåæíî4 %%%#á4

#à,.#öì vùì:y ä.üüç!=ú ýùìy ä.üüöçö!=ú èèùìû

æ.üä.y ôåùìç å.çô.é ¸õãv ìì vù!

#á,.ì:y ä.üüç!=ú ýùìy ä.üüöçö!=ú èèùìû

æ.üä.y ôåùìç å.çô.é ¸õãv(ê

——–

¹2. <Aus meinen Thra`nen spries`en>

<Öâåòîâ âåíîê äóøèñòûé>

Öâåòîâ âåíîê äóøèñòûé

èç ñë¸ç ðàñöâåòàåò ìîèõ,

Читайте также:  Проциклические и контрциклические показатели экономического цикла

è âçäîõ ìîé â ïåñíå íåæíîé

ðàññêàæóò ñîëîâüè.

Òåáå çà ëþáîâü, ìàëþòêà,

âñå öâåòû îòäàòü ÿ ðàä,

ïóñòü íåìîë÷íî çâîíêèå òðåëè

â ñàäó òâî¸ì çâó÷àò.

[:àóñ ìåèíåí òõð)íåí ñïðèåûåí]

ïåíèå4 íå ñêîðî4 %%%#á4

,.:ä ä.yää øäìy æüyèûy æùùä

ä.yää øäìy æ.yè.y æùùæ

æüüææ ?? !====æ.ü þù:yy

ä.y2äæä øäìy æ.yè.y â.ù(ê

——–

¹3. <Die Rose, die Lilie>

<È ðîçû, è ëèëèè>

È ðîçû, è ëèëèè, ñîëíöà ñèÿíüå –

âî ìíå âû áóäèëè ëþáâè ìå÷òàíüå.

ß âàñ ïîçàáûë – ïëåí¸í òîëüêî åþ,

îíà âñåõ íåæíåå, äîáðåå, ìèëåå.

Ëèøü â íåé îäíîé ëþáâè ñèÿíüå,

è ðîçû, è ñîëíöå, è ïòèö ùåáåòàíüå.

Ïëåí¸í òîëüêî åþ,

îíà âñåõ íåæíåå,

äîáðåå, ìèëåå, ìèëåå!

[:äèå ðîñå, äèå ëèëèå]

ïåíèå4 áîäðî4 %%#á4

#à,.!û :åyyæyy 7 åyyæûû õ.==öééû

:åyyæìy åyyæyy åççæûû õ===öéé!

#á,.!é ôãô.= õ.ûúö==û èüü¸äéé å!ûû¸yöüüü

æüüüö:ééé éö!ûûûè:çç !õüüûöú== â.”öüöû åùv(ê

——–

¹4. <Wenn ich in deine Augen seh’>

<Âñòðå÷àþ âçîð î÷åé òâîèõ>

Âñòðå÷àþ âçîð î÷åé òâîèõ –

è ñêîðáíûé ñòîí â äóøå çàòèõ.

Äàðèò èñòî÷íèê ñèë æèâîé

ìíå ïîöåëóé ãîðÿ÷èé òâîé.

Ñêëîíÿþñü ÿ ê òåáå íà ãðóäü –

è ñ÷àñòüÿ áëèçîê ñâåòëûé ïóòü.

Íî ãîâîðèøü: <ëþáëþ òåáÿ>,-

è ãîðüêî, ãîðüêî ïëà÷ó ÿ.

[:âåíí èöõ èí äåèíå àóãåí ñåõ.]

ïåíèå4 ìåäëåííî4 %#ö4

#à,.ù!ææææ.ü å.üâùõ õ.úõõ:ää âvùä

ä.yääôöçy ¸+.ãôå ä.çÿ.å 5#à,5:õ.,5¸=ÿ.å5 :?!

#á,.v!ý æ.üæì=õè þv:? æ.=ãã=öõû þùõõõ

%ðùõ æ.ûèäæè õèâ.è þvv(ê

——–

¹5. <Ich will meine Seele tauchen>

<Â öâåòàõ áåëîñíåæíûõ ëèëèé>

 öâåòàõ áåëîñíåæíûõ ëèëèé

ÿ óêðîþ äóøó ìîþ,

÷òîá ëèëèè ñïåëè ìèëîé,

êàê ñòðàñòíî å¸ ëþáëþ.

È, ïîëîí äðîæüþ æåëàíüÿ,

â ñåðäöå åé íàïåâ ïðîíèê,-

íåæíåé å¸ ëîáçàíüÿ

â áëàæåííûé ñâèäàíüÿ ìèã.

[:èöõ âèëë ìåèíå ñååëå òàóöõåí]

ïåíèå4 òèõî 7ëåãêî7 %%#á4

,.!ü æüü%èöüy øæüü æ.ü%èüy øùìç

åççäöçé +åå ôççäæ %èùùæ

ææ%èüy øæüü æ.ü%èöüy øùå

å.çäöçé +åå 2ôôåä.%û âv(ê

——–

¹6. <Im Rhein, im heiligen Strome>

<Íàä Ðåéíà ñâåòëûì ïðîñòîðîì>

Íàä Ðåéíà ñâåòëûì ïðîñòîðîì,

êðàñóÿñü â çåðêàëå âîä,

âåëè÷üåì äðåâíèì ãîðäûé,

âûñîêèé çàìîê âñòà¸ò.

 òîì çàìêå åñòü êàðòèíà,

êðàñû îáàÿíüåì ïîëíà;

ñîãðåëà ñâåòîì äèâíûì

ìíå áóðíóþ æèçíü îíà.

Òî äåâû îáëèê ÷óäåñíûé,

âåíîê öâåòîâ íàä íåé;

à î÷è, ëàíèòû è ãóáû ïðåëåñòíîé –

ñîâñåì êàê ó ìèëîé ìîåé.

[:èì ðõåèí, èì õåèëèãåí ñòðîìå]

ïåíèå4 äîâîëüíî ìåäëåííî4 ö

#à,.!ô ï..ô ÷+.ã ú þv:í òñ ð++ é óï

ï..ô ÷.+ ú þv:í òñ ð¸++ é óv!

#á,.!ÿ :í..ä î..ä â.öå?.æ ýääâèè ú

óvùè ò..æ í..çöé ÿ.öå?â ýææ?.è âv!

#ö,.ó #öì vù!õ:?.æ ý.öäâ.è %þ.öæý.ä ø.éö¸=ÿ.å ?vvùô

íý.è ¸÷øù¸:ã îâ.æ ðÿù¸ã þ.ö%õý¸þ %+öþ+.ô %î.v ì(ê

——–

¹7. <Ich grolle nicht>

<ß íå ñåðæóñü>

ß íå ñåðæóñü, è ãíåâà â ñåðäöå íåò.

Ïóñòü ÿ çàáûò òîáîé, ïóñòü ÿ çàáûò òîáîé,

íî ãíåâà íåò, íî ãíåâà íåò.

Ãîðèò îãí¸ì òâîåé êðàñû àëìàç,

íî â ñåðäöå íî÷ü, â í¸ì ñâåò äàâíî ïîãàñ,-

ÿ ýòî çíàë.

ß íå ñåðæóñü, è ãíåâà â ñåðäöå íåò.

Ìíå ñîí çëîâåùèé ñíèëñÿ:

õîëîäíûé ìðàê â òâîåé äóøå òàèëñÿ,

ÿ âèäåë çìåé â òâîåé ãðóäè áîëüíîé,

è êàê íåñ÷àñòíà òû, äðóã áåäíûé ìîé…

ß íå ñåðæóñü, ÿ íå ñåðæóñü.

[:èöõ ãðîëëå íèöõò]

ïåíèå4 íå ñëèøêîì ñêîðî4 :ö

#à,.óù!ôå.y ÷ùããã (ñ.”öèõ ïó

ÿôôâ.è ñó ýèè:ÿ.å î”öø.å

î”öø.ä òvùõ ð”öþ.ã ï!

#á,.ù!ôôô ñùôôô è.éÿù%ããã

òù%ããã æ.%=+ùõõõ ú”ö ðó ó!

#ö,.ù!ôå.y ÷ùããã (ñ.”öèõ ïvùô

ÿ.ôâ.æ ýýùèèè 5#à!ý”öýùèèè5 !èèèè:ÿ.ô øøùååå 5#à:ø”öøùååå5

:ååååø.å îö%ääää ¸ääääâ.æ 5#ö:åååå,5,5ý.è ðöãããã ããããÿ.,5å5

:?vùæææ ñùõõõ y”ö íó(ê

——–

¹8. <Und wu`s`ten’s die Blumen>

<Î, åñëè á öâåòû óãàäàëè>

Î, åñëè á öâåòû óãàäàëè,

êàê â ñåðäöå áîëü òÿæåëà,

îíè á ñî ìíîé ðûäàëè –

è ãðóñòü ìîÿ ïðîøëà.

Êîãäà á ñîëîâüè óçíàëè,

êàêîé ïå÷àëüþ òîìëþñü,

îíè áû ìíå íàïåâàëè

íåæíåå ïåñíü ñâîþ.

Î, åñëè çâ¸çä äàë¸êèõ

êîñí¸òñÿ ìîé âçäîõ áîëüíîé,

ñ íåáåñ ïðèëåòèò âûñîêèõ

êî ìíå èõ ñâåòëûé ðîé.

Îíè ñòðàäàíèé íå çíàþò,

ïîíÿòíà òà ñêîðáü ëèøü åé,

êòî ñòðàøíî òàê òåðçàåò,

òåðçàåò ñåðäöå ìíå.

[:óíä âþûòåí.ñ äèå áëóìåí]

ïåíèå4 ëåãêî4 #á4

#à,.ì:é ôççäüü ýèì:= ã.éåyy (â.ìû

%õ.úè¸æ ?äìy æ.ü%õ.ú ýù!

#á,.ì:é ôççä.ü ýèì:= ã.éåyy (â.ìû

%õ.úè¸üü ?äìy æ.ü%õ.ú ýù!

#ö,.ì:é ô.çä.ü ýèì:= ãééå.y (â.ìû

%õúúè¸æ ?äìy æ.ü%õ.ú ýù!

#ä,.ì:é ô.ç%äüü ýè:å åyy(æè þùì:y

ä.y¸æ.û %õýìy ä.(üè%õ ýv(ê

——–

¹9. <Das ist ein Flo`ten und Geigen>

<Íàïåâîì ñêðèïêà ÷àðóåò>

Íàïåâîì ñêðèïêà ÷àðóåò,

âåñåëüåì ôëåéòû çâåíÿò,

âåñåëüåì ôëåéòû çâåíÿò.

Ëþáèìàÿ çäåñü òàíöóåò,

íåâåñòû íà íåé íàðÿä,

íåâåñòû íà íåé íàðÿä.

Òðóáà çâó÷èò ëèêîâàíüåì,

òðóáà çâó÷èò ëèêîâàíüåì,

è ïåñíè, è øóì, è çâîí,-

íî â íèõ òàèòñÿ ðûäàíüå,

íî â íèõ òàèòñÿ ðûäàíüå

è ãîðåñòè ñêîðáíûé ñòîí.

[:äàñ èñò åèí ôëýòåí óíä ãåèãåí]

ïåíèå4 íå ñëèøêîì ñêîðî4 (#ö8

#à,.ù #öì ùù!è ýè :å.çå +. ÿ!è

:øå å.çå ?.”ö äùä

âæ æ.üæ !?. #äì ùùå

å.çå þõ â. ýè

æ.üæ ?ä ý. ùùè

õ.úõ þõ +. ìì v!

#á,.ù #öì ùù!è ýè :å.çå +. ÿ!è

:øå å.çå ?. ?ä

æ.üæ âæ !?. #äì ùùå

øå õ.úõ â. ýè

âæ æ.üæ ý. èùè

õ.úõ þõ +. ìì v(ê

——–

¹10. <Ho`r’ ich das Liedchen klingen>

<Ñëûøó ëè ïåñíè çâóêè>

Ñëûøó ëè ïåñíè çâóêè,

÷òî ïåëà ìíå îíà,-

è ãðóäü çàäðîæèò îò ìóêè,

íåìîé òîñêè ïîëíà.

È, ãîðåì ñâîèì èçìó÷åí,

áåãó â ëåñíóþ äàëü –

èçëèòü â ñëåçàõ ãîðþ÷èõ

äóøè ìîåé ïå÷àëü.

[:õýð. èöõ äàñ ëèåäöõåí êëèíãåí]

ïåíèå4 ìåäëåííî4 ((#á4

#à,.!æüüèè õõùè å.ç%ãã õùùõ

Читайте также:  Паскаль решение задач 9 класс циклы

õúú¸æ.ü ääù(å !õ.ú¸æ.ü ?!

#á,.ù:ä ä!==ã.= ãæùæ æ.éôô ôöèùè

è.û5ñö5òöä.ü èõùõ æ.üè.û þ(ê

——–

¹11. <Ein Ju`ngling liebt ein Ma`dchen>

<Ÿ îí ñòðàñòíî ëþáèò>

Ÿ îí ñòðàñòíî ëþáèò,

íî åé ïðèãëÿíóëñÿ äðóãîé.

Äðóãîé òîò ëþáèò äðóãóþ

è âûáðàë ñâîåþ æåíîé.

À äåâóøêà ñ äîñàäû

â ìóæüÿ òîãî áåð¸ò,

êòî âñòðåòèëñÿ åé ñëó÷àéíî,-

è þíîøó ñêîðáü ãíåò¸ò.

Ñòàðà ýòà ïåñíü, íî çíà÷åíüå

õðàíèò îíà ñâî¸:

íàâåê ðàçáèòî ñåðäöå

ó âñåõ, êòî çíàë å¸.

[:åèí æþíãëèíã ëèåáò åèí ì)äöõåí]

ïåíèå4 íå ñëèøêîì áûñòðî4 (((#á4

#à,.ù #öì vù!æ æõõæ âãæ æüü:ôéé øùä

äèèyy ?!õõ èûûæüü ÿ!

#á,.v #öì vù!ã ããã:ô øææ ääåå â:+

åççää ææù:ã åççää âù!

#ö,.!æ æ_üüæüü !âôæ æ.=ãã âùæ

(åååå (øæ¸å åååô :ÿ(ê

——–

¹12. <Am leuchtenden Sommermorgen>

<ß óòðîì â ñàäó âñòðå÷àþ>

ß óòðîì â ñàäó âñòðå÷àþ

ëåòíåãî ñîëíöà ïðèâåò,

è øåï÷óò ìíå ÷òî-òî öâåòî÷êè –

ÿ æå ìîë÷ó â îòâåò.

È ñ íåæíîþ ëàñêîé ó÷àñòüÿ

öâåòû ìíå øåï÷óò âîêðóã:

<Ñ íåþ íå áóäü òû æåñòîêèì,

íàø áåäíûé, ïå÷àëüíûé äðóã!>

[:àì ëåóöõòåíäåí ñîììåðìîðãåí]

ïåíèå4 äîâîëüíî ìåäëåííî4 ((#ô8

#à,.ì v.v!ã æ.üæøæ èõùv. õõõè.úè âùv. v.vã

æ.üææ.(y(å (ø.(?. ææ.ü¸?”öyü â.!

#á,.v. v.v!ã æ.üæå.çæ èõùvõ þõè.úè â.v.

¸æææå.çæ ý.?ä (æ.üæ(ø”öçy ?.(ê

——–

¹13. <Ich hab’ im Traum geweinet>

<Âî ñíå ÿ ãîðüêî ïëàêàë>

Âî ñíå ÿ ãîðüêî ïëàêàë:

ÿ âèäåë – òû ñïèøü âå÷íûì ñíîì…

Ïðîñíóëñÿ ÿ íåóòåøíî –

ñë¸çû âñ¸ ñòðóèëèñü ðó÷ü¸ì.

Âî ñíå ÿ ãîðüêî ïëàêàë:

ìåíÿ ðàçëþáèëà òû…

Ïðîñíóëñÿ ÿ – ñë¸çû ñíîâà

ëèëèñü â íî÷íîé òèøè.

Âî ñíå ÿ ãîðüêî ïëàêàë:

ìíå ñíèëîñü – ëþáèì ÿ òîáîé!

Ïðîñíóëñÿ ÿ, âíîâü ðûäàÿ,

æãó÷åé îáúÿò òîñêîé…

[:èöõ õàá. èì òðàóì ãåâåèíåò]

ïåíèå4 òèõî4 #ô(#ô8

#à,.!æ âæâæ ?.â. ì v.võ õ.úõ(ãôå ÿ.v.

võþõ ¸þùùõõ âèvè 5#à!âèvù5 !è.éééô.é¸å 5#à!è.éé”öéô.é¸å5 !+ùv!

#á,.!æ âæâæ ?.â. ì v.võ õ.úõ(ãöôå 5#à!õ.úõ(ãôå5 !ÿ.v. v.õõõ

¸þùùõõ 5#à.¸!þùùùõ5 !âèvè ýôÿ¸å 5#à.!èôôôô.¸ç5 !+ù!

#ö,.v. ì v.v!æ âæâæ ?.âæ æ.üæ¸äæè :øåøå 5#à:øåååå5

:ø.”öååå øå”öø”öå 5#à:øå”öøå5 :ååå(+ã 5#à:ååå(ããã5 :ï.(ê

——–

¹14. <Allna`chtlich im Traume>

<Ìíå ñíèòñÿ íî÷àìè îáðàç òâîé>

Ìíå ñíèòñÿ íî÷àìè îáðàç òâîé:

òû ñìîòðèøü ïðèâåòíî, âçîð ñêëîíÿÿ,

è ÿ ñòðåìëþñü ê òåáå ñ òîñêîé,

ó íîã òâîèõ ðûäàÿ.

Òóìàíèò ïå÷àëü ìèëûé òâîé âçãëÿä,

ãîëîâêà ãðóñòíî òâîÿ êèâàåò,

è ãëàçêè ëàñêîâî ãëÿäÿò

è æåì÷óã ñë¸ç ðîíÿþò.

È ñëîâî òèõî òû øåï÷åøü ìíå,

äàðèøü ìíå áóêåò, áóêåò êèïàðèñíûé,-

íî ñîí èñ÷åç, è áóêåòà íåò,

è ñëîâî ìíîé çàáûòî…

[:àëëí)öõòëèöõ èì òðàóìå]

ïåíèå4 ëåãêî4 #å%#á4

#à,.!æ èãù:ä æãv :?.!õ ýùæ èãù:ä æãv :?.!õ æèùã

ã.=úú%%=ú:äì!ú æ.!çã._û yüùv ì vù!

#á,.!æ èãù:ä âv ?.!úú ýùæ èãv æãù:å ?.!õ æèùã

ã.=úú%%=ú:äì!ú æ.!çã._û yüùv ì vù!

#ö,.!æ èãv æãù:å ?.!õ ýùæ ýè.y â.å ?!õõ æèì===

+ùúú è.ûæä çüüú==ù ì(ê

——–

¹15. <Aus alten Ma`rchen winkt es>

<Çàáûòîé ñòàðîé ñêàçêè>

Çàáûòîé ñòàðîé ñêàçêè

íàïåâ óñëûøàë ÿ:

çâåíèò îíà íåæíîé ëàñêîé,

â ÷óäåñíûé êðàé ìàíÿ.

Öâåòîâ â îãíå çàêàòà

ïåñòðååò òàì êîâ¸ð,

è ïîëîí àðîìàòà

èõ ñâàäåáíûé óáîð.

Òàì ëåñ ïî¸ò çåë¸íûé

íàïåâû ñòàðûõ ëåò,

à âåòåð ïòè÷üè çâîíû

íåñ¸ò åìó â îòâåò.

Âîçäóøíûé ðîé âèäåíèé

èç íåäð çåìëè âñòà¸ò,

òàíöóåò â ëóííîì ñâåòå

èõ ë¸ãêèé õîðîâîä.

È ëèñòüÿ âñå ñâåðêàþò

òàì â èñêðàõ ãîëóáûõ,

ïðè÷óäëèâî ìåëüêàþò

ëó÷è îãíåé ëåñíûõ.

Ðó÷üè áåãóò, èãðàþò

ñðåäü ìðàìîðíûõ ãðîìàä,

è âëàãó îòðàæàåò

àëìàçíûé âîäîïàä.

Àõ! àõ!

Àõ, åñëè á ìîã óéòè ÿ

â òîò êðàé ÷óäåñíûõ ãð¸ç,

çàáûòü ïå÷àëè çëûå,

íå çíàòü òîñêè è ñë¸ç!..

Ìíå ñâåò âî ñíå ñèÿåò

ñòðàíû âîëøåáíîé òîé,-

íî â áëåñêå óòðà òàåò

ìå÷òû îáìàí ïóñòîé,

ìå÷òû îáìàí ïóñòîé.

[:àóñ àëòåí ì)ðöõåí âèíêò åñ]

ïåíèå4 îæèâë¸ííî4 #ä%#ô8

#à,.#öì vùv!æ ?åÿ!æ ?.âæ ýèâæ þ.võ þöææææ âö:ôÿô øô+!ã âùvæ

âæ?ä ?.+!æ âæ?ä â.væ âæ?ä ?.+!æ âæ?ä â.!

#á,.v. #öì v.v!æ ýæ¸?ô ¸ø.âæ ýæ¸?ô ¸ø.v%å %?åÿõ +.øå ?åÿõ ÷.

#ö,.#öì v.ùù!æ âæâæ ÿ.â_æ ?ä+ã _â.vå øã+æ âöåøå ?å?ä !+.vã

+ãþõ þ.:?!ã +ãþõ +.”ö+ã +ãþõ þ.:?!ã +ãþõ +.”ö+!

#ä,.!ã +%æøã +.!þõ þ%æø!õ :ÿ.v!õ þ%%:ä%ÿõ þ.%!ýè %ý%%ä%ÿ!è :+.”ö+ù ÷.”ö +.v. !ò. v.v!

#å,.!æ ?.ø. ÿ.”öÿ!æ í. â.”öâæ ý.”öýè â.”öâæ ð. v.væ

?.ø. ÿ.”öÿ!æ í. â.”öâæ ý.”öýè â.”öâæ ð. v.þ.

+.þ. ý.”öýä ò. þ.ùùõ +.þ. ý.”öýä ò.”ö âùvä

â.”öâä ¸ø.ö+ô ÿ.ôùù v.ùùä ?.”ö?ä !+.”ö+ã ò.”ö â.”öâæ â.”öâæ â.”öæöèã ï. ì(ê

——–

¹16. <Die alten, bo`sen Lieder>

<Âû çëûå, çëûå ïåñíè>

Âû çëûå, çëûå ïåñíè,

êîâàðíûé, ñòðàøíûé ñîí! –

ïóñòü âàñ â ãðîáó ñõîðîíÿò,

äîëæåí áîëüøèì áûòü îí.

×òî â í¸ì åù¸ ïîëîæàò –

õî÷ó ÿ ýòî ñêðûòü,

íî ãåéäåëüáåðãñêîé áî÷êè

îí äîëæåí òîëùå áûòü.

È äîñêè áîëüøèõ íîñèëîê

íàä¸æíåé áûòü äîëæíû,

÷åì ìàéíöñêèé ìîñò íàä Ðåéíîì,

è êðåïêè è ïðî÷íû.

Äâåíàäöàòü âåëèêàíîâ

ïðèäóò èç-çà ñèíèõ ãîð;

èì íàäî áûòü ñèëüíåå,

÷åì â ʸëüíå Õðèñòîôîð.

È ãðîá â ãëóáèíó ìîðñêóþ

îïóñòÿò îíè íà äíî:

ìîãèëîé áûòü äëÿ ãðîáà

ëèøü ìîðþ ñóæäåíî.

×òî â òîì ãðîáó ñîêðûòî –

îò âàñ ÿ íå òàþ:

íàâåê â í¸ì ñõîðîíèë ÿ

ëþáîâü è ñêîðáü ìîþ.

[:äèå àëòåí, áýñåí ëèåäåð]

ïåíèå4 äîâîëüíî ìåäëåííî4 #ä%#ä4

#à,.ù:ä ?.ä!þ.õ ??vùä +.ãþ.õ ívù:ä

?.ä!þ.õ ??ó +ããþ.õ ív!

#á,.ù:ä ?.ä!ø.å !ââvþ %ý.è%%++ ðvùô

ÿ.õþâ â.ö:ôÿ!õöè â.æâ.æ ïv!

#ö,.ù!æ âèèþ.ã %ÿ.öõþùæ â.èþ+ %ïvùã

+.èý.ä ?.öã+!èöæ ?.ä?.ä !÷v!

#ä,.ù:ä ?.æ%ýþ %%+.ö%èýùä ?ææ%ý.õ %%÷vþ

þ.%æâ.å ø.öõþ%!æöä ø.åøø !ð.!

#å,.!þ :?ää!þþ ??v? !ýèèþ.õ ¸ð.(ëùõ

+.ã:ø.å !ÿÿv:? !ø.åþ.õ íó

?ää¸ø.å ??vù%!ô ?.äþ.õ í.ö,5:ä?

?.äâ? ï¸ø? %â.æ?.ä ñó(ê

——–

Источник