Литература как предмет эстетического цикла

ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Уважаемые посетители!

Если Вы выбрали наш сайт, значит вам не безразличны проблемы литературного образования в школе.

А для нас они настолько важны, что их решение стало главным делом всей нашей профессиональной жизни. И в результате многолетних усилий мы создали инновационный курс «Литература как предмет эстетического цикла», рассчитанный на полный цикл обучения в школе с первого по выпускной класс. За создание этого курса мы в 1999 году были удостоены Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Кто же мы такие?

Мы – Галина Николаевна Кудина и Зинаида Николаевна Новлянская – кандидаты психологических наук, ведущие сотрудники Психологического Института РАО.

Что нового вносит в литературное образование школьника наш курс?

Мы полагаем, что основная цель приобщения детей к искусству слова – воспитание эстетически развитого читателя. И в таком понимании цели литературного образования мы, разумеется, далеко не оригинальны. Наше представление об идеальном читателе, скорее всего, тоже во многом совпадёт с подобными представлениями авторов других программ. Для нас эстетически развитый читатель – это человек, способный не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому. Кроме того, он может самостоятельно оценивать и произведения искусства, и те явления жизни, которые в них отраженны. Но как же за период школьного обучения достичь этой общепризнанной и ясной цели? Как преодолеть бессилие традиционного школьного обучения, которому она недоступна?

Вот тут-то и начинаются наши отличия от множества других авторов и других подходов.

В основу нашего курса легла концепция М. М. Бахтина, согласно теоретическим положениям которой предмет литературной деятельности – это художественное целое произведения, художественная модель мира. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественного мира произведения представляют собой специфический «заочный» диалог между ними. Научить растущего человека вести такой диалог «через текст» с автором, быть его полноценным участником – основная образовательная задача школьного курса литературы. Эту задачу мы и старались решить, создав принципиально новый метод приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству.

Оригинальная методика обучения литературе разрабатывалась в русле деятельностного подхода, разработанного в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Сегодня этот подход представляется особенно актуальным, так как он является главным принципом, заложенным в новые школьные стандарты.

Созданные нами учебно-методические комплекты для 1-8 классов, включающие учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителя, на протяжении многих лет неоднократно выходили в разных издательствах и внедрялись в школах сначала Советского Союза, а затем – России. Последний варианты УМК для 1-7 классов были изданы в издательстве ОНИКС. Сегодня наше сотрудничество с этим издательством прекращено.

Дальнейшие публикации подготовленных нами материалов зависят от решения двух проблем.

Первая проблема – это проблема авторского права. Далеко не каждое издательство обладает правами на издание тех художественных текстов, которые мы включаем в наши учебники. И сложности с их получением от года к году растут.

Вторая проблема – получение грифа Министерства образования для каждого нового УМК. Далеко не каждое издательство хочет тратить усилия на преодоление этого барьера, не всякое способно, даже при желании, его преодолеть.

Но пока решаются эти не зависящие от нас проблемы, учителя, многие годы успешно ведущие наш курс, и их ученики остаются без учебных пособий. В такой ситуации трудно рассчитывать и на то, что курс получит дальнейшее распространение: ведь желающие начать его преподавание просто не будут иметь никакого учебно-методического оснащения.

Поэтому и возникла необходимость в создании этого сайта. На нём размещены разработки ключевых уроков наших методических пособий и художественные произведения к этим урокам, на которые закон об авторском праве не распространяется. Мы надеемся, что остальные художественные произведения из наших учебников можно найти с помощью библиотеки или Интернета.

Желаем всем преподавателям литературы творческих успехов!

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Источник

Литература как предмет эстетического цикла.

  1. класс.

( 3ч. *34=102ч.)

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Р.Ф., авторской программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.

Она предназначена для изучения в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Курс нацелен на развитие у школьников качеств полноценного читателя, способного глубоко чувствовать и понимать литературное произведение, воспринимать его как «модель мира»,создаваемую писателем по законам содержательной художественной формы. Результат обучения достигается за счёт разработанного авторами метода приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству .Воспитание эстетически развитого читателя – длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к секретам авторского мастерства, «тайнам внутреннего мира героев». Ведущей линией обучения в начальной школе является «Читательская практика и детское творчество». Эта линия должна обеспечить овладение учащимися позициями «автора», «читателя», «критика» и «теоретика»

Читайте также:  Связана ли задержка менструационного цикла

Теоретическим стержнем курса в 3-м классе является освоение художественного текста как содержательной формы. В 3-м классе эта задача решается в ходе работы детей с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка. В этих «малых» жанрах фольклора можно чётко выделить задачу жанра. Ведущими уровнями являются ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорках, диалог – в побасёнке, метафора и сравнение в загадке. Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от «читателя» к «теоретику» (открытию структуры» жанра),затем к «автору»(сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к «читателю – критику» (оценка результатов собственной авторской работы). Открытое детьми понятие на последующих уроках выходит за узкие рамки определённого малого жанра в широкую жизнь художественной литературы.

Методы и формы работы.

Метод коллективно – распределительной деятельности.

Учебный диалог.

Внутригрупповая и общеклассная дискуссия.

Работа в парах, в группах.

Индивидуальная работа.

Содержание программы.

Устное народное творчество.

(16 часов)

. Произведения устного народного творчества. Практическая работа в позиции «читателя – критика».Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных в народных сказках. Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасёнок Коллективная творческая работа. Сочинение загадок, побасенок. Критическая оценка в процессе их обсуждения.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о малых жанрах фольклора;

-о законах художественных форм;

Знать:

– особенности жанра: считалки, скороговорки, побасенки, загадки;

Уметь:

– отличить вид жанра устного народного творчества (ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорке, диалог – в побасенке, метафора и сравнение – в загадке;

Иметь опыт:

-воспроизведение по памяти (3-5) произведений УНТ

– работы с толковыми словарями;

-работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-чтение наизусть (не менее трех загадок, побасенок, считалок, пословиц, скороговорок, потешек, небылиц;

Поэзия.

(12 часов)

Роль рифмы в авторской поэзии. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, , С.А.Есенин, ); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Выразительное чтение стихотворных произведений вслух и «про себя» и наизусть. Вычитывание настроения героев в лирических текстах. Открытие роли ритмического рисунка в авторской поэзии.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о поэзии, о законе жанра поэзии;

Знать:

-отличительные особенности жанра поэзии;

– произведения поэтов русской литературы;

Уметь:

– определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;

-воспроизвести по памяти три стихотворения

Иметь опыт:

-заучивание стихотворения наизусть;

– работа со словарями;

– декламация произведений поэзии;

– работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-чтение наизусть А.Пушкин « Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Басни.

(8 часов)

Характеры героев в оценке рассказчика в баснях И.Крылова. Крылатые слова. Особенности жанра . Выразительное чтение произведений вслух, наизусть. Чтение по ролям. Инсценирование.

. Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-о басне;

Знать:

-отличие басни от других жанров;

-творчество И.А.Крылова;

-знать наиболее употребляемые «крылатые» слова и «выражения»;

Уметь:

-давать оценку характера героев;

– определять мораль басни;

-работать в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Иметь опыт:

-заучивание наизусть одной – двух басен;

-работы со словарями («фразеологизмы», «синонимы», «антонимы»)

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-заучивание наизусть басни И.А.Крылов «Слон и Моська», «Мартышка и Очки»

Пьесы.

(12 часов)

Отличительные особенности драматических произведений. Характеры героев в оценке в оценке автора.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-отличие драматических произведений;

Знать:

– характер героя в оценке автора;

Уметь:

-отличать пьесу от других литературных произведений;

– читать по ролям, инсценировать отрывок пьесы;

Иметь опыт:

-вычитывания характера, настроения, поступков, оценок героя;

Теория литературы.

(5 часов).

Работа в позиции «теоретик»,то есть – «открытие»закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позиции «читателя» и «автора».

Читайте также:  Пуленк цикл на стихи элюара

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка…

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня. Ведущими уровнями в определении жанров являются: ритмический уровень, звуковой рисунок, сравнение и метафора, рифма. Детские творческие работы.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

-фольклорные и литературные формы;

Знать:

-отличительные особенности жанра поэзии, пьесы, басни, сказки, рассказа и жанров УНТ;

– произведения классиков русской литературы в рамках данной программы;

Уметь:

– определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;

– определять виды литературных произведений;

Иметь опыт:

– декламация произведений поэзии;

– работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-тест «Способ рифмовки»

Рассказы.

(48 часов)

Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Для реализации этого содержания ученик должен:

Иметь представление:

– Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.

Знать:

-замысел произведения, характеры героев;

– литературные средства выразительности художественных произведений;

– произведения поэтов и писателей русской литературы, предусмотренных данной программой;

Уметь:

– составлять рассказ о поступке героя, о его внешнем виде;

-находить в тексте цитаты, подтверждающие поступки, характеры героев;

-определять и сравнивать точку зрения автора, героя;

– уметь выразить свое отношение к прочитанному;

Иметь опыт:

– пересказывание текста;

– работа со словарями;

– инсценирование произведений;

– работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;

Контроль. По данной теме предусмотрен:

-озаглавить текст на части Л.Пантелеев «Честное слово», К.Паустовский «Барсучий нос»

Гимназический компонент.

Внеклассное чтение детской классической литературы (произведения В.Драгунского. Н.Носова, Э.Успенского. А.Милна, А.Линдегрен и др.). Знакомство с мифологией античности (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции).

Практическая работа в позиции «автора – художника». От жизненных наблюдений к замыслу. Выражение точки зрения, внутреннего мира в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении ( «Хвастун», «Ворчун», «Хлеб», «Разговор кастрюль», «Подарок» ).

От освоения жанра – к замыслу. Создание произведений малых жанров, инсценировки сказок.

Практическая работа в позиции «публициста». От размышления о жизни – к замыслу. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении – размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений. («Что я люблю делать»)

Праздники читательских удовольствий.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование) (10час)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение (50 час)

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов , искажения окончаний , искажения ударений (III класс). Скорость чтения (80 – 90 слов в минуту) установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Читайте также:  Дорога домой цикл книг виталий зыков великие спящие

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение (40 час)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо (12час)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению..

Цели обучения .

1.Формировать у учащихся представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя – критика», «теоретика».

2.Создавать условия для практического освоения учащимися работы в позиции «автора – художника», «публициста», «чтеца».

3.Вызывать у детей глубокое сопереживание, ощущения радостного волнения от общения с художественным текстом.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных

Требования к уровню подготовки

оканчивающих третий класс

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

В позиции «читателя – критика»

-знать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть;

-выявлять внутренний мир героев;

-определять фольклорные жанры: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая);

-определять жанры авторской литературы: рассказ, литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;

-критически оценивать детские сочинения в процессе обсуждения;

-выразительно читать тексты.

В позиции «автора».

-выражать точку зрения, характер, настроение в сочинении на заданную тему.

-сочинять произведения малых жанров (считалка. скороговорка, загадка, потешка, небылица, побасёнка);

-выражать свою точку зрения в сочинении и в процессе обсуждения сочинении

уметь

читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Литература.

1.Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.

Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Издательство «Вита – Пресс».

Москва*2001 г.

2.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Учебник – хрестоматия. – 3.Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.

4. .Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.

».

Источник