Контракт жизненного цикла примеры

Контракт жизненного цикла примеры thumbnail

Контракт жизненного цикла – это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. А с 21.02.2021 появится новое основание для применения такого вида госконтракта.

Последние изменения

13.02.2021 на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №160 от 11.02.2021, которое изменяет постановление правительства №1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ) и вступит в силу 21.02.2021. Собрали все последние изменения в таблицу.

Дата вступления в силу измененийЧто изменилосьСкачать
21.02.2021

Новое основание для заключения контракта жизненного цикла – выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.

Скачать постановление №1087 от 28.11.2013 в актуальной редакции
11.06.2020

Изменили пп. «а» п. 1 ПП №1087. Дополнили перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешили подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по ремонту таких объектов.

До изменений контракт по этому пункту заключали только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью: защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

31.01.2020

Добавили новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по следующим кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.

Планируемые изменения

Минпромторг на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которым предлагает расширить случаи заключения контрактов жизненного цикла. К ним планируют отнести закупки текстиля и спецодежды по таким кодам ОКПД2:

  • 13.92.12 – постельное белье;
  • 13.92.13 – столовое белье;
  • 14.12.1 – мужская спецодежда;
  • 14.12.2 – женская спецодежда;
  • 14.12.3 – прочая спецодежда.

Заказчики получат право в один контракт включать не только поставку, но и подбор, обслуживание, ремонт в течение срока службы или утилизацию товара.

Главное, чтобы продукция отвечала требованиям постановления правительства №719 от 17.07.2015 о подтверждении производства промышленной продукции в России. Подробнее: «Как изменили правила подтверждения производства товаров в России».

Как регулируется

Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие постановления правительства №1087 от 28.11.2013, определяющего случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагонов метро, автобусов и т. д.), воздушных, морских и речных судов.

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

С 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по постановлению правительства №96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной – инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке с учетом процедур и ограничений, описанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 постановления правительства №963 от 20.09.2014.
  2. В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий – стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые содержатся в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения указаны в ч. 2 ст. 72 БК.
Читайте также:  Матрицы general electric и жизненного цикла отрасли

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. под ключ, в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В этом случае постановлением правительства №563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия (они описаны в ч. 4 ПП №563).

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик – Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК – 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рубля. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 указан срок выполнения каждого этапа работ.

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

Материалы, которые могут вас заинтересовать

Бесплатно научим выигрывать госконтракты

Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.

Бесплатно научим выигрывать запросы котировок

Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.

Источник

Понятие

Ч. 16 ст. 34 № 44-ФЗ обозначает контракт жизненного цикла (КЖЦ) как договор, который включает в себя закупку товара или работы с последующим обслуживанием, эксплуатацией на протяжении заявленного срока службы, а также ремонтом и утилизацией поставленного товара или объекта, созданного в процессе осуществлённой работы.

Кроме базирования на 44-ФЗ, КЖЦ регулируется также ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором указаны ситуации, позволяющие заключать подобные договоры.

Это касается в основном проектных и строительных работ. Но правила формирования КЖЦ применимы также к приобретению транспортных средств для общественного пользования в виде вагонов метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, воздушных, морских и речных судов.

Таким образом, контракт жизненного цикла 44-ФЗ представляет собой договор смешанного характера, который включает в себя, например, элементы строительного подряда вместе с подрядом на проведение проектных и изыскательских работ и соглашением о возмездном оказании услуг.

Случаи заключения

С конца 2018 г. контракты жизненного цикла заключаются в ходе закупок производства работ, связанных с созданием автоматизированных ИИС для учёта энергетических и коммунальных ресурсов с присовокуплением к ним работ по оснащению систем учётными приборами, устройствами для сбора и передачи информации и по производству продуктов программирования, предназначенных для сбора, хранения и транспортировки учётных данных.

К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

А в середине 2019 г. КЖЦ стали заключаться в ходе закупок у единственного поставщика, а также при приобретении товара у организации оборонно-промышленного комплекса, который создан, модернизирован или освоен на территории РФ в рамках специального инвестконтракта.

Особенности

Хотя КЖЦ являет собой обыкновенный договор, исполняемый на общих основаниях, не считая некоторых ограничений, он при этом имеет определённые особенности, выраженные в:

  • банковском сопровождении при заключении контракта в федеральных интересах;
  • критерии заявочной оценки, который базируется не на контрактной цене и стоимости последующих эксплуатации и ремонта, а на стоимости всего жизненного цикла;
  • формировании цены жизненного цикла на основании положений ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и национального стандарта ГОСТ Р 27.202-2012;
  • ограничениях по бюджетному кодексу касательно долгосрочных контрактов при выходе за пределы финансового года.
Читайте также:  Жизненный цикл опарыши мухи

Кроме того, при заключении контрактов, содержащих проектные, строительные и эксплуатационные работы в сфере капстроительства необходимо:

  • располагать правительственным решением для объектов федеральной собственности или губернаторским либо муниципальным решением для гособъектов в субъектах федерации или муниципальной собственности;
  • иметь заключением аудита касательно обоснования инвестиций в объект капстроительства.

Пример

Зафиксированный в ЕИС КЖЦ по 44-ФЗ обычно содержит в себе сведения, о которых можно судить на примере выполнения на условиях контракта на принципах контракта жизненного цикла работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги.

В него включены данные о:

  • НМЦК;
  • договорная сумма;
  • стоимость контрактного обеспечения;
  • период действия сделки;
  • размеры ежегодных максимальных выплат;
  • поэтапные сроки выполнения работы.

Последние изменения

  1. 08.01.2020 г. правительственный перечень случаев, позволяющих заключать КЖЦ, дополнен закупками новых машин и оборудования.
  2. С 31.01.2020 г. перечень пополнился некоторыми видами медтехники.

Плюсы и минусы

Для заказчиков к преимуществам КЖЦ можно причислить такие факторы:

  • ответственность за результат исполнения контракта не распыляется между плановиками, проектировщиками, строителями, эксплуатационниками;
  • риски несоблюдения сроков реализации проектов минимизируются;
  • заказчику не требуется содержать излишние кадры и проводить конкурентные процедуры на разных этапах воплощения проекта в жизнь;
  • у государственных и муниципальных органов в начальный период появляется возможность избежать одномоментного резервирования большого объёма бюджетных денег, растягивая выплаты по этапам;
  • с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.

Но здесь же могут обнаружиться и недостатки КЖЦ в виде следующих обстоятельств:

  • проектный жизненный цикл практически всегда перекрывает горизонт бюджетного планирования, из-за чего у заказчика возникают проблемы с расчётом точной цены проекта в условиях неустойчивой экономики;
  • возникает риск неисполнения контракта из-за возможных просчётов в ходе подготовки контракта как по вине заказчика, так и подрядчика;
  • с точки зрения участника КЖЦ данный вид соглашения иногда выглядит малопривлекательным из-за того, что после начала эксплуатации объекта всё бремя по его содержанию ложится на поставщика.

Вместе с тем бизнес, выступающий в качестве поставщика, подрядчика, исполнителя, имеет свой профит в КЖЦ за счёт стабильного и долговременного финансирования из бюджета, что позволяет обслуживать долговые обязательства, обеспечивать их возвратность и получать доходы от инвестиций.

При этом риски, связанные с активностью спроса на объекты инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных структур.

Контракт жизненного цикла, нацеленный гармонизацию сотрудничества всех сторон закупочного процесса, доставляет заказчикам заметное облегчение при реализации крупных проектов с одновременным повышением заинтересованности поставщиков, подрядчиков, исполнителей в конечном результате их деятельности.

Источник

Примеры договоров жизненного цикла

Техническое задание на поставку и обслуживание объекта в течение всего его жизненного цикла фактически представляет собой аутсорсинговое задание. Заказчик отдает какую-то свою функцию, свои объекты, свои активы в управление и обслуживание другому лицу. Однако полезный эффект от функционирования переданного объекта получает сам заказчик. Он же в конечном счете является ответственным перед своим собственником (акционерами, обществом и государством) за эффективность функционирования объекта.

При этом логично разделять:

  • договоры жизненного цикла на оборудование (поставка – обслуживание – утилизация);
  • договоры жизненного цикла на объекты строительства (проектирование – строительство – эксплуатация).

Пример

Зарубежным примером договора жизненного цикла на оборудование может служить массовый американский военный самолет F-16, состоящий на вооружении в 25 странах: таких лайнеров выпущено около 4,5 тыс. штук. Секрет распространенности этого самолета в том, что производитель – компания Lockheed Martin – не только продает готовое изделие, но и полностью обслуживает его: ремонтирует, содержит, обучает летчиков и модернизирует самолеты по мере их устаревания. В итоге министерства обороны многих стран получают готовый пакетный продукт, а Lockheed Martin, помимо того что продает технику, зарабатывает сопоставимые суммы и на ее обслуживании.

Зарубежными примерами договоров жизненного цикла на объекты строительства можно считать различные инфраструктурные строительные проекты – аэропорт Blackpool Airport в Великобритании, высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем; линии метрополитена Canada Line и др.

Читайте также:  Классификация жизненного цикла сотрудников

В нашей стране такие контракты до настоящего времени не были широко распространены, хотя о необходимости их внедрения неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне. В сфере госзаказупок Правительством РФ утвержден перечень случаев, когда могут заключаться (но на практике фактически не заключаются) контракты жизненного цикла: это проектирование и строительство транспортной инфраструктуры – автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и проч. Однако на практике любая крупная инфраструктурная закупка, размещенная на Официальном сайте, заканчивается вводом объекта в эксплуатацию. Случаев, когда подрядчик берет на себя еще и долгосрочное обслуживание построенного и введенного объекта, практически нет.

При этом не следует смешивать договор жизненного цикла с концессионным соглашением, которых сейчас уже заключается довольно много. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе Югра на конкурсе разыгрывалось право на заключение 25-летнего концессионного соглашения по созданию и использованию базы отдыха в одном из богатых лесничеств. Победивший участник (концессионер) должен был бы реконструировать и оборудовать базу отдыха, использовать ее 25 лет, по возможности зарабатывая на приезжающих туристах, при этом концессионер должен еще и совершать ежегодный платеж муниципальному образованию (концеденту), в чьей собственности находится база.

Такой долгосрочный концессионный договор, несомненно, имеет свои выгоды для обеих сторон, но это не договор жизненного цикла. По договору жизненного цикла подрядчик ничего не платил бы заказчику, а только инвестировал и инвестировал в сам объект, но при этом подрядчик и не был бы скован риском отсутствия спроса от туристов, поскольку по договору жизненного цикла подрядчик зарабатывал бы не на туристах, а непосредственно на заказчике – заказчик платил бы ему в период эксплуатации объекта.

Более интересным примером контракта жизненного цикла является закупка комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.

Согласно техническому заданию к заключенному контракту подрядчик должен запроектировать, построить и 25 лет обслуживать системы уличного освещения. Платежи подрядчику разделены на оплату работ по фактически принятым объемам работ на основании актов, а затем оплату ежегодно равными платежами с 2015 по 2042 г. Цена контракта – 9,37 млрд руб. Сходные закупки можно встретить в сфере строительства и содержания автомобильных дорог.

В практике применения Закона № 223-ФЗ также встречаются случаи заключения договоров жизненного цикла, например договор на поставку и 5-летнее обслуживание аппаратуры очистки воды.

Тем не менее если говорить о серьезных инфраструктурных проектах, то известны только единичные случаи заключения крупных договоров жизненного цикла. Так, например, ГК «Московский метрополитен» в 2013 г. заключил договор жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов метро. Жизненный цикл вагона метро – это период эксплуатации вагона от постройки до исключения его из инвентаря и составляет он 30 лет. Контракт вместе с приложениями составляет более 100 страниц текста. Главными при этом, несомненно, являются регламент обслуживания вагонов метрополитена (собственно детализированный предмет контракта), а также условия контракта и приложений, детально описывающие порядок согласования и, что интересно, ежегодной индексации стоимости обслуживания вагонов в течение периода действия контракта.

Еще более интересная и очень дорогая закупка – это приобретение и предоставление во владение и пользование Московскому метрополитену вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла. Метрополитен фактически получает вагоны в долгосрочную аренду, вагоны остаются на балансе у исполнителя контракта (арендодателя), а по окончании определенного срока вагоны переходят в собственность метрополитена. В течение всего периода аренды вагонов исполнитель осуществляет полное обслуживание вагонов.

Преимущества и недостатки договоров жизненного цикла

В теории к основным плюсам договоров жизненного цикла относят:

  • отсутствие размывания ответственности за результат между проектировщиками, строителями, плановиками и проч.;
  • как следствие, минимизацию рисков задержки срока реализации проекта;
  • экономию заказчика на необходимости содержать собственные кадры, управляющие проектом и необходимости проводить конкурентные процедуры на каждом этапе реализации проекта.

Нельзя не назвать и причины, по которым на настоящий момент такие договоры абсолютно непопулярны:

  • жизненный цикл проекта всегда длиннее горизонта планирования бюджетирования у каждого конкретного заказчика
  • существуют трудности с расчетом реальной стоимости реализации проекта в условиях турбулентной экономики;
  • риск расторжения (неисполнения) контракта при наличии ошибок на стадии расчета и подготовки договора жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Источник