Концепция жизненного цикла организации что это такое
Концепция жизненного цикла, основанная на биологической аналогии жизненного цикла живого организма, развивается на протяжении последних нескольких десятилетий и широко применяется в современных организационных и управленческих исследованиях. Так, существуют несколько концепций жизненного цикла в теории управления, с разными объектами исследования, каждый из которых является системой: отрасль, организация, продукт, торговая марка, работник, некоторые внутриорганизационные характеристики. Но, несмотря на различие объектов исследования, можно выделить следующие основные характеристики понятия «жизненный цикл»:
Основное назначение концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) – объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени. Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры. Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни. Согласно концепции жизненного цикла, вся деятельность организаций проходит ряд стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Хотя концепция жизненного цикла заимствована из биологии, следует учитывать, что применение этого понятия к организации имеет некоторую ограниченность. Если для живого организма смерть – это неизбежное будущее, то жизнь организации может продолжаться неограниченно долго. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения. Ученые разработали и представили довольно большое количество моделей ЖЦО. Предлагались модели из трех и четырех стадий, есть модели, содержащие пять и более стадий. Например, модель Л. Грейнера содержит пять стадий, модель И. Адизеса – десять, а у Д. Липпита и В. Шмидта их три. Рассмотрим, некоторые модели ЖЦО более подробно. Модель жизненного цикла организаций, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, содержит пять ключевых стадий [63].
Б.З. Мильнер представляет большее число стадий жизненного цикла организации (табл. 3.2) [26]. Характеристики стадий жизненного цикла организации Таблица 3.2
Рассмотрим характеристики стадий жизненного цикла организации по Мильнеру.
Основная ценность моделирования жизненных циклов – простота применения как для познавательных целей, так и для практических целей. Так, модели Л. Грейнера и И. Адизеса широко применяют в управленческом консультировании (рис. 3.7). Рис.3.7. Этапы жизненного цикла организации по Л. Грейнеру Грейнер выделяет пять этапов организационного развития, отделяемых друг от друга моментами организационных кризисов. Каждый этап следует за «революцией», или переходной фазой, являющейся результатом основной проблемы или кризиса организации. Только преодолевая этот кризис или решая проблему, свойственную каждой стадии развития, фирма успешно движется к более зрелой стадии. Кризис, как правило, характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и возможностью гибели организации. В модели, разработанной Адизесом, представлено десять этапов жизненного цикла организации, которые в свою очередь делятся на две группы: рост и старение (рис. 3.8). Рост начинается с зарождения и завершается расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации. Рис.3.8. Стадии жизненного цикла организации по И. Адизесу В соответствии с концепцией жизненных циклов Адизеса траектория ЖЦО проходит через несколько критических точек. Стандартизированные проблемы компании делятся на болезни роста и организационные патологии, с которыми в отличие от первой категории недугов самостоятельно организация справиться не может. Все проблемные точки отражают предпринимательские и управленческие ловушки. На каждой стадии ЖЦО имеются свои наборы инструментов разрешения кризисных ситуаций. Теория Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости). Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение изменяется: контролируемость растет, а гибкость уменьшается. Задача руководства заключается в постоянном осуществлении мониторинга среды с целью прогнозирования позиции предприятия на кривой жизненного цикла и осуществления эволюционных организационных изменений. Ключ успеха в управлении организацией – это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присуши данной стадии ЖЦО, и недопущение возникновения патологий. Несмотря на различие количества этапов в моделях ЖЦО, в выводах исследователей есть и общее. Все авторы сходятся в том, что существует определенная последовательность стадий, каждая стадия является следствием предшествующей и вернуться назад сложно, и все модели рассматривают широкий спектр организационных характеристик (табл. 3.3) [2, 26, 63]. Таблица 3.3 Сравнительный анализ некоторых моделей жизненного цикла организаций
Окончание
Использовав несколько моделей одновременно и определив стадию ЖЦО и ее отдельных направлений, бизнес-единиц, можно прийти к более четкому пониманию стадии жизненного цикла как самой организации в целом, так и ее отдельных направлений. Это позволит выявить существующие проблемы сегодня и найти возможные пути их разрешения, а также определить возможные тенденции дальнейшего развития организации и заблаговременно принять меры, чтобы сгладить проблемы в будущем. Важную роль в эффективном развитии организаций имеет принцип стабилизации, основанный на потребности человека, коллектива и общества в стабильности: компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла [42]. За время существования организации эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» (ликвидация) уменьшается до нуля. Улучшение работы и временное расширение этапов роста и зрелости должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе – подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании или ее продукции (рис. 3.9). Рис.3.9. Динамика формирования стабильной области компании [42] Для простоты использованы только три этапа ЖЦО: рост (Э1), зрелость (Э2) и спад (ЭЗ). Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий (Эф – эффективная деятельность организации). Так, не дожидаясь спада продукции А, необходимо начать производство новой продукции Б, а затем – продукции В и т.д. При этом образуется область стабилизации деятельности компании. Соблюдение принципа стабилизации очень важно во всех процессах, происходящих в организации. Например, для стабилизации высокого профессионального уровня персонала компании необходимо создать систему периодического обучения (повышения квалификации) сотрудников. Оценка развития организации на основе модели ее жизненного цикла позволят установить приоритеты, которые важны для ее функционирования. На каждой фазе цикла происходят определенные обратимые и необратимые изменения параметров внутренней и внешней среды, которые по-разному воздействуют на организацию и требуют различных стратегий ее поведения. В практической деятельности возникает потребность компании в определении стадии развития и выработки дальнейшей стратегии. Изучение динамических характеристик организаций должно стать основной функцией менеджмента, помогающей выявить приоритеты наиболее эффективных направлений, обеспечивающих продление ЖЦО и переход на новый уровень развития. Исследования показывают, что установление этапа развития организации при ее диагностике позволяет избежать ряда ошибок при определении как нынешнего состояния организации, так и планирования ее дальнейшего развития. В настоящее время управление по стадиям ЖЦО является действенным инструментом для менеджмента организаций. |
Источник
Àâòîð: Àíäðåé Íåñòåðîâ ✔ 17.03.2018
Íåñòåðîâ À.Ê. Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ
 âîïðîñàõ ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ æèçíåííîãî öèêëà îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé îöåíêå êàæäîé ñòàäèè, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ, è ïðåäïðèíèìàåìûì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ìåðàì.
Òåîðèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè
Êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò íåñêîëüêî ýòàïîâ â ñâîåì ðàçâèòèè, íà÷èíàÿ ñî ñâîåãî ñîçäàíèÿ è äî ïðåêðàùåíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. ×àùå âñåãî, æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè èìååò 4 ýòàïà: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä. Ó ðàçíûõ îðãàíèçàöèé îíè ìîãóò îòëè÷àòüñÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ, îäíàêî, ïðåèìóùåñòâåííî, ñàìîé äëèòåëüíîé ÿâëÿåòñÿ ñòàäèÿ çðåëîñòè. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äëèòåëüíûå ïåðèîäû ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðîõîäÿò äàëåêî íå âñå îðãàíèçàöèè, ÷òî îáóñëîâëåíî ñïåöèôèêîé îðãàíèçàöèé, èõ ðàçëè÷èÿìè â ñòðóêòóðíûõ âîçìîæíîñòÿõ ê ïðèñïîñîáëåíèþ â óñëîâèÿõ äèíàìè÷åñêè èçìåíÿþùåéñÿ âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû, â êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ îðãàíèçàöèÿ.
Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè – ïåðèîä, â òå÷åíèå êîòîðîãî îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ÷åòûðå ñòàäèè ñâîåãî ðàçâèòèÿ: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è óïàäîê (ñïàä) [1].
Âñå ýòè èçìåíåíèÿ â ðàìêàõ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè (ÆÖÎ) ñîîòâåòñòâóþò îáùåìó ïîäõîäó ê ôîðìèðîâàíèþ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè. Âíóòðè ÆÖÎ âñå ñòàäèè èìåþò îïðåäåëåííóþ çàêîíîìåðíóþ ïåðèîäè÷íîñòü è ïîä÷èíÿþòñÿ ñòðîãîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè â ðàçâèòèè îðãàíèçàöèè, êîòîðîå ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà êàæäîé èç ñòàäèé.
Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè îïðåäåëÿþòñÿ ñîñòîÿíèåì åå ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè è âðåìåíåì åå ñóùåñòâîâàíèÿ.
Ó÷èòûâàÿ õàðàêòåð êàæäîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè, íåîáõîäèìî îáúåêòèâíîå ñîîòâåòñòâèå ïðè÷èí ïåðåõîäà êàæäîé êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè îò îäíîãî ýòàïà ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó ñ òåì, êàêîé ïîäõîä ê óïðàâëåíèþ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè âûáðàí åå ðóêîâîäñòâîì. Åñëè äàííûå ïðîöåññû áûëè ïðåäîïðåäåëåíû ðóêîâîäñòâîì, òî âàæíóþ ðîëü èãðàåò ñðîê, êîãäà îíè ïðîèçîøëè â äåéñòâèòåëüíîñòè, è ñîîòâåòñòâîâàë ëè îí èçìåíåíèÿì, êîòîðûå èìåëè ìåñòî âî âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäå êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè.
Îñíîâíîé ïðîáëåìîé â èññëåäóåìîé îáëàñòè âûñòóïàåò çàâèñèìîñòü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè îò ïîíèìàíèÿ ðóêîâîäñòâîì îðãàíèçàöèè åå ïîòðåáíîñòåé, îïðåäåëÿåìûõ ñïåöèôèêîé ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà, íà êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ. Ïîýòîìó ðóêîâîäèòåëü âñåãäà äàâàòü îáúåêòèâíóþ îöåíêó ïðåäïðèíèìàåìûì ìåðàì ïî îáåñïå÷åíèþ ñîîòâåòñòâèÿ ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ êîíêðåòíîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ïðåäïðèÿòèÿ, ÷òî ïîäðàçóìåâàåò íåîáõîäèìîñòü âçàèìíîãî ñîîòâåòñòâèÿ êîíêðåòíûõ ìåð è ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà.
Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè
Ðàññìîòðèì ñïåöèôèêó ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïåðèîäèçàöèåé â ðàìêàõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè.
Ñòàäèÿ ñîçäàíèÿ
Íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ïóòü ñâîåãî ñòàíîâëåíèÿ â óñëîâèÿõ íåäîñòàòî÷íî êîíêðåòèçèðîâàííûõ öåëåé è âèäåíèÿ áóäóùåãî îðãàíèçàöèè ñî ñòîðîíû ðóêîâîäñòâà. Íà ýòîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íàèáîëåå øèðîêè ðàìêè òâîð÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàçâèòèåì è ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â öåëîì. Íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûå óñèëèÿ ïðèëàãàþòñÿ íå ê ñàìîé îðãàíèçàöèè, à ê ñîçäàíèþ ïðîäóêòà è âûæèâàíèå â óñëîâèÿõ äèíàìè÷íîãî ðûíêà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ è íåáîëüøîé ðàçìåð îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå, ÷òî òàêæå ñòèìóëèðóåò ê íåôîðìàëüíûì êîíòàêòàì ìåæäó ñîòðóäíèêàìè îðãàíèçàöèè ðàçëè÷íûõ óðîâíåé âíóòðåííåé èåðàðõèè.
Íà äàííîì ýòàïå ëèäåðîì îðãàíèçàöèè, îïðåäåëÿþùåì åå ïîâåäåíèå â öåëîì, ÿâëÿåòñÿ íîâàòîð, ïðîäâèãàþùèé ñâîè èäåè â îáùåñòâî. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî â ýòîò ïåðèîä ôîðìèðóåòñÿ óïðàâëåí÷åñêàÿ ñòðóêòóðà, ïîäðàçóìåâàþùàÿ ñîçäàíèå âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ îòíîøåíèé, ðåãëàìåíòàöèþ îáÿçàííîñòåé è ôîðìàëèçàöèþ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé, ìîæíî ãîâîðèòü î ôàêòè÷åñêîì ïîÿâëåíèè îðãàíèçàöèè, êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî ýëåìåíòà. Òàêæå óïðàâëåí÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü âûäåëÿåòñÿ â ñàìîñòîÿòåëüíîå íàïðàâëåíèå âíóòðè îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû è ñîçäàåòñÿ êëàññ ìåíåäæìåíòà. Òîï-ìåíåäæìåíò îáû÷íî ïðåäñòàâëåí ó÷ðåäèòåëåì îðãàíèçàöèè è/èëè åãî áëèæàéøèìè ïîä÷èíåííûìè. Òîï-ìåíåäæìåíò íàïðÿìóþ óïðàâëÿåò ïðîèçâîäñòâîì è ôèíàíñàìè îðãàíèçàöèè, âûäåëåíèÿ ñïåöèàëüíûõ îòäåëîâ, ïðîèñõîäèò, êàê ïðàâèëî, ïîçäíåå. Ó÷ðåäèòåëü íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íåñåò ïîëíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà áóäóùåå îðãàíèçàöèè.
Ó îðãàíèçàöèè, íàõîäÿùåéñÿ íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ æèçíåííîãî öèêëà, äâå îñíîâíûå çàäà÷è:
- ïîëó÷åíèå òðåáóåìûõ ðåñóðñîâ – ôèíàíñîâûõ, òðóäîâûõ, èíòåëëåêòóàëüíûõ, ìàòåðèàëüíûõ è ò.ä.;
- ïðèîáðåòåíèå óñòîé÷èâûõ êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ.
Ìåíåäæìåíò îðãàíèçàöèè äîëæåí áûòü íàïðàâëåí íà ñëåäóþùèå àñïåêòû:
- àíàëèç ñïðîñà íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ, îêàçûâàåìûå óñëóãè èëè âûïîëíÿåìûå ðàáîòû íà öåëåâûõ ðûíêàõ îðãàíèçàöèè;
- èçó÷åíèå äàííûõ î êîíêóðåíòàõ â ñîîòíîøåíèè ñ âîçìîæíîñòÿìè è ðåñóðñàìè îðãàíèçàöèè;
- âûÿâëåíèå íåîáõîäèìîñòè è âîçìîæíîñòè ïîâûøåíèÿ ïðîèçâîäñòâåííî-êîììåð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà îðãàíèçàöèè, â ñëó÷àå, åñëè èìååòñÿ íåóäîâëåòâîðåííûé ñïðîñ èëè âîçìîæíîñòè óâåëè÷åíèÿ ïðîäàæ;
- îöåíêà òåêóùèõ ðûíî÷íûõ âîçìîæíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåàëèçàöèÿ êîððåêòèðóþùèõ ìåð â ñòðàòåãèþ êðàòêîñðî÷íîãî è äîëãîñðî÷íîãî ðàçâèòèÿ, åñëè òàêîâûå òðåáóþòñÿ;
- èçûñêàíèå âîçìîæíîñòåé äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ðåñóðñîâ èç âíåøíèõ èñòî÷íèêîâ èëè âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ.
Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïåðåä ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè íà ïåðâîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ñòîÿò âåñüìà íåòðèâèàëüíûå è ìàñøòàáíûå çàäà÷è, ïðèçâàííûå îáåñïå÷èòü áóäóùåå îðãàíèçàöèè. Àíàëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü çàíèìàåò âåäóùåå ïîëîæåíèå â ðàáîòå ìåíåäæìåíòà.
 ñîîòâåòñòâèè ñ âîçìîæíûìè íàïðàâëåíèÿìè è ýòàïàìè ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè ìîæíî ïðåäñòàâèòü êîìïëåêñ öåëåâûõ óñòàíîâîê ìåíåäæìåíòà íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè.
Àíàëèç ñèòóàöèè è öåëåâûå óñòàíîâêè íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè
Ñòàäèÿ ðîñòà
Íà ñòàäèè ðîñòà îðãàíèçàöèè â óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè óñèëèâàåòñÿ ðîëü ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ ìèññèÿ è öåííîñòè îðãàíèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè èíòåíñèâíîñòü èííîâàöèîííûõ ïðîöåññîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ. Êîììóíèêàöèè, êîíòðîëüíûå ôóíêöèè, àäìèíèñòðàòèâíîå âîçäåéñòâèå îñòàåòñÿ ïîêà åùå íåôîðìàëüíûì.
Ðîñò îðãàíèçàöèè ñâÿçàí è ïîâûøåíèåì òåìïîâ ðàçäåëåíèÿ è ñïåöèàëèçàöèè òðóäà, â òîì ÷èñëå âûäåëÿåòñÿ óïðàâëåí÷åñêèé òðóä, êàê îñîáûé óðîâåíü òðóäà â îðãàíèçàöèè.  ðåçóëüòàòå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ñòðóêòóðíûå ïîäðàçäåëåíèÿ, ïîÿâëÿåòñÿ âåðòèêàëüíàÿ è ãîðèçîíòàëüíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ, îáóñëîâëåíî ðàçäåëåíèåì òðóäà â îðãàíèçàöèè.
Îäíîâðåìåííî ñ ýòèìè ïðîöåññàìè ïðîèñõîäèò óñëîæíåíèå îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû, èåðàðõèÿ â îðãàíèçàöèè ðàñïàäàåòñÿ íà íåñêîëüêî óðîâíåé, â ñîîòâåòñòâèè ñî ñôîðìèðîâàâøèìèñÿ óïðàâëåí÷åñêèìè ïîëíîìî÷èÿìè. Òàêæå äàííûå òåíäåíöèè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâûøåíèåì óäåëüíîãî âåñà àäìèíèñòðàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ è ðåãëàìåíòèðîâàííûõ óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé. Ôîðìàëèçóþòñÿ íîâûå èíñòðóêöèè, ïðîöåäóðû è ïîëîæåíèÿ î äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèé, èçäàþòñÿ óêàçû, ôîðìèðóþùèå ñòðóêòóðó îðãàíèçàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ òåêóùèìè óñòàíîâêàìè ìåíåäæìåíòà.
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ðîñòà æèçíåííîãî öèêëà
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè | Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ |
---|---|
|
|
Ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ôîðìèðóåò ñîáñòâåííûé òèï óïðàâëåíèÿ, îïèðàÿñü íà òðàäèöèîííûå ïîäõîäû ê óïðàâëåíèþ, ëèáî èçîáðåòàÿ ñîáñòâåííûå ìåòîäèêè, ÷òî ñëó÷àåòñÿ ãîðàçäî ðåæå. Îñíîâíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå áàëàíñà ìåæäó ñòàáèëüíûì ðàçâèòèåì â äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå è èííîâàöèîííûìè äåéñòâèÿìè, ÷òîáû ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîñòè îðãàíèçàöèè â òåêóùåì ïåðèîäå, îäíîâðåìåííî ñîçäàâ îñíîâó äëÿ áóäóùåãî ðàçâèòèÿ.
Ñòàäèÿ çðåëîñòè
Ñòàäèÿ çðåëîñòè îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ óñëîæíåíèåì ñòðóêòóðû îðãàíèçàöèè è óñèëåíèåì ôîðìàëèçàöèè âíóòðåííèõ îïåðàöèé. Ñòåïåíü ðàçäåëåíèÿ òðóäà äîñòèãàåò ñâîåãî ìàêñèìóìà, ñïåöèàëèçàöèÿ ðàáîòíèêîâ íàñòîëüêî âåëèêà, ÷òî ðîëü ðóêîâîäñòâà íà âñåõ óðîâíÿõ ìíîãîêðàòíî ïîâûøàåòñÿ ñ ðîñòîì ñòåïåíè âîçëàãàåìîé îòâåòñòâåííîñòè è âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé. Ðàçðàáîòêà è ïðèíÿòèå ðåøåíèé íà äàííîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ñòàíîâÿòñÿ áîëåå êîíñåðâàòèâíûìè, à ñòðóêòóðà îðãàíèçàöèè ïîäâåðãíóòà æåñòêîé äåïàðòàìåíòàëèçàöèè, ÷òî ïîçâîëÿåò áåçáîëåçíåííî çàìåíÿòü ñîòðóäíèêîâ íà áîëåå ýôôåêòèâíûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ìàêñèìàëüíûé óïîð óïðàâëåí÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ñõîäèòñÿ â òî÷êå âíåäðåíèÿ èííîâàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ëþáîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíèçàöèè. Ìåíåäæìåíò ñ÷èòàåò ñâîåé öåëåâîé çàäà÷åé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîñòü ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè â äîëãîñðî÷íîì ïåðèîäå. Áþðîêðàòèçàöèÿ óïðàâëåíèÿ ìîæåò áûòü ïðåäóïðåæäåíà çà ñ÷åò äåíöåíòðàëèçàöèè óïðàâëåíèÿ, äåëåãèðîâàíèÿ ïîëíîìî÷èé è êîððåêòèðîâàíèÿ ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà.
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè çðåëîñòè æèçíåííîãî öèêëà
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè | Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ |
---|---|
|
|
Ñòàäèÿ ñïàäà
Íà ñòàäèè ñïàäà îðãàíèçàöèÿ ñòàëêèâàåòñÿ ñî ñíèæåíèåì ñïðîñà íà ñâîþ ïðîäóêöèþ è óñëóãè, ïîýòîìó ìåíåäæìåíò îðèåíòèðîâàí íà ïîèñê âîçìîæíîñòåé ñîõðàíåíèÿ ïîçèöèè íà ðûíêå. Íà ýòîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íàáëþäàåòñÿ ðîñò ïîòðåáíîñòè â ñïåöèàëèñòàõ íàèáîëåå öåííûõ äëÿ îðãàíèçàöèè íàïðàâëåíèé. Ïîâûøàåòñÿ êîíôëèêòíîñòü âíóòðè îðãàíèçàöèè. Íàðÿäó ñ öåíòðàëèçàöèåé ïðîöåäóð ïî ðàçðàáîòêå è ðåàëèçàöèè óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé îðãàíèçàöèÿ äîñòèãàåò ñâîåé ìàêñèìàëüíîé ñòåïåíè áþðîêðàòèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ÷àñòî ìåíÿåòñÿ âûñøåå ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè, íîâûå ìåíåäæåðû ñòàðàþòñÿ çàìåäëèòü òåíäåíöèè ñïàäà.
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà
Çàäà÷è îðãàíèçàöèè | Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ |
---|---|
|
|
Íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà äîñòèæåíèå öåëåâûõ ðåçóëüòàòîâ îðãàíèçàöèè îñëîæíÿåòñÿ ñíèæåíèåì ñïðîñà, ðîñòîì êîíêóðåíöèè, òðóäíîñòÿìè â óïðàâëåíèè àêòèâàìè, ñîçäàíèè èííîâàöèîííîé ïðîäóêöèè, ñîêðàùåíèåì ïðèáûëè.
 êîíöå ñâîåãî æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèÿ äîëæíà ïðèñòóïèòü ê ðåàëèçàöèè ôóíäàìåíòàëüíûõ èçìåíåíèé, ÷òîáû ïåðåéòè ê íà÷àëó íîâîãî öèêëà â ñâîåì ðàçâèòèè, èíà÷å åå îæèäàåò ïåðñïåêòèâà ïîëíîãî óõîäà ñ ðûíêà è ïðåêðàùåíèå äåÿòåëüíîñòè.
Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ æèçíåííîãî öèêëà
Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ êàæäîé ñòàäèåé æèçíåííîãî öèêëà â çàâèñèìîñòè îò åå ôîðìàëüíîãî è ñóùíîñòíîãî ïðåäñòàâëåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ äåòàëèçàöèåé îñíîâíûõ ýòàïîâ.
Ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä ìîãóò áûòü äåòàëèçèðîâàíû.
Õîòÿ åäèíîé òî÷êè çðåíèÿ íà êëàññèôèêàöèþ äåòàëèçèðîâàííûõ ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íå ñôîðìèðîâàíî â íàó÷íîé è ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ äàííûé ïîäõîä, ðàñêðûâàþùèé ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè â ðàìêàõ 7 ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè çàâèñèò îò êàæäîé ñòàäèè â ñëåäóþùèõ àñïåêòàõ:
- îñíîâíàÿ öåëü,
- òèï ðóêîâîäèòåëÿ,
- õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà îðãàíèçàöèè,
- ñàìîñîçíàíèå,
- àñïåêòû îñîáîãî çíà÷åíèÿ,
- îñíîâíûå çàäà÷è,
- ïëàíèðîâàíèå,
- ñïîñîá ðóêîâîäñòâà,
- îáùàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè.
Àíàëèç ñòàäèé æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íà îñíîâå ñîîòâåòñòâóþùèõ ïàðàìåòðîâ åå äåÿòåëüíîñòè ïîçâîëÿåò îáúåêòèâíî îöåíèòü ïîëîæåíèå îðãàíèçàöèè íà êîíêðåòíîì ýòàïå öèêëà. Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îðãàíèçàöèè íà êàæäîé ñòàäèè ïðåäñòàâëåí â òàáëèöå.
Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îòäåëüíûõ ñòàäèé
Ñëåäñòâèåì òàêîãî ïîäõîäà ÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü äîâîëüíî êîíêðåòíîãî ïëàíèðîâàíèÿ áóäóùèõ ìåð, ñâÿçàííûõ ñ ïåðåõîäîì îðãàíèçàöèè íà ñëåäóþùèé ýòàï æèçíåííîãî öèêëà.
Ì. Ïîðòåð ïðåäëîæèë ñâîþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Â åãî ìîäåëè ôóíäàìåíòàëüíûìè äåòåðìèíàíòàìè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè ÿâëÿþòñÿ äâà ôàêòîðà:
- Îðãàíèçàöèîííûå öåëè;
- Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ.
Ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëåíà â òàáëèöå.
Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ â çàâèñèìîñòè îò îðãàíèçàöèîííûõ öåëåé è ñòðàòåãè÷åñêîãî ôîêóñà
¹ | Ñòàäèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè | Îðãàíèçàöèîííûå öåëè | Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ |
---|---|---|---|
1. | Ðîæäåíèå | Âûæèâàíèå: ñîçäàíèå öåëîãî | Èäåíòèôèêàöèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé èäåè è ïîèñê ðåñóðñîâ |
2. | Äåòñòâî | Îïðåäåëåíèå ìèññèè è èçó÷åíèå ñðåäû îðãàíèçàöèè | Îïðåäåëåíèå ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ |
3. | Þíîñòü | Êîëè÷åñòâåííûé ðîñò | Óâåëè÷åíèå äîëè ðûíêà, çàâîåâàíèå òåððèòîðèè |
4. | Ìîëîäîñòü | Äîñòèæåíèå óíèêàëüíîñòü è çàâîåâàíèå ðûíî÷íîé íèøè | Ðàñøèðåíèå íàáîðà ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ |
5. | Âçðîñëåíèå | Êà÷åñòâåííûé ðîñò, ïðèîáðåòåíèå ðåïóòàöèè | Èñïîëüçîâàíèå ïîëîæåíèå äëÿ ðîñòà áëàãîïîëó÷èÿ |
6. | Çðåëîñòü | Ñòàáèëèçàöèÿ è îáùåñòâåííûé âêëàä | Ïîääåðæàíèå ñòàáèëüíîé ïîçèöèè |
7. | Ñòàðîñòü | Âûæèâàíèå | Îáíîâëåíèå, óñòðàíåíèå áîëüíûõ ÷àñòåé |
Òîëüêî çà ñ÷åò ðåãóëÿðíîé êîððåêòèðîâêè öåëåé è çàäà÷ îðãàíèçàöèè íà ïðåäñòîÿùèå ïåðèîäû äîñòèãàåòñÿ ïîñòîÿííîå ñîîòâåòñòâèå óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé åå ðåàëüíûì ïîòðåáíîñòÿì íà êîíêðåòíîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà è îðèåíòàöèÿ íà äîëãîñðî÷íîå ðàçâèòèå.
Âûâîäû
Îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò â ñâîåì ðàçâèòèè îïðåäåëåííûå ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà: ñîçäàíèÿ, ðîñòà, çðåëîñòè è ñïàäà. Çàäà÷à ðóêîâîäèòåëÿ ïîñòîÿííî ó÷èòûâàòü, íà êàêîé ñòàäèè íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ â íàñòîÿùèé ìîìåíò, êàêîâû ïåðñïåêòèâû ïåðåõîäà ê ñëåäóþùåé ñòàäèè è ÷åì îíè îáóñëîâëèâàþòñÿ. Íåîáõîäèìî òàêæå îòñëåæèâàòü, â êàêîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà íàõîäèòñÿ îòðàñëü.
Ðàññìîòðåííûå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè âíå çàâèñèìîñòè îò ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ è öåëåé îðãàíèçàöèè. Ó÷åò ïðèçíàêîâ è îñíîâíûõ ñëîæíîñòåé êàæäîãî èç ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà.
Ëèòåðàòóðà
- Êóçíåöîâ Þ.Â., Ìåëÿêîâà Å.Â. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Þðàéò, 2013.
- Òðåíåâ Í.Í. Ñòðàòåãè÷åñêîå óïðàâëåíèå. – Ì.: Èíôðà-Ì, 2012.
- Èâàíîâà Ò.Þ., Ïðèõîäüêî Â.È. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Êíîðóñ, 2011.
×èòàéòå òàêæå
Ïîíÿòèå ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè áèçíåñà, åå îñíîâíûå ïðèîðèòåòû è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ â Ðîññèè. Ìîäåëè ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè.
Ìîäåëü àíàëèçà êîíêóðåíöèè 5 ñèë Ïîðòåðà. Ïðèìåð ñòðàòåãè÷åñêîãî àíàëèçà ïî ìîäåëè 5 ñèë Ïîðòåðà.
Ñîâðåìåííàÿ êîíöåïöèÿ óïðàâëåíèÿ, ïðèíöèïû íîâîé ïàðàäèãìû.
Îðãàíèçàöèîííûå, ñëóæåáíûå è ðàñïîðÿäèòåëüíûå äîêóìåíòû ïðåäïðèÿòèÿ.