Концепция жизненного цикла организации что это такое

Концепция жизненного цикла организации что это такое thumbnail

Концепция жизненного цикла, основанная на биологической аналогии жизненного цикла живого организма, развивается на протяжении последних нескольких десятилетий и широко применяется в современных организационных и управленческих исследованиях. Так, существуют несколько концепций жизненного цикла в теории управления, с разными объектами исследования, каждый из которых является системой: отрасль, организация, продукт, торговая марка, работник, некоторые внутриорганизационные характеристики. Но, несмотря на различие объектов исследования, можно выделить следующие основные характеристики понятия «жизненный цикл»:

  • 1) протяженность во времени;
  • 2 ) наличие нескольких взаимосвязанных последовательных стадий;
  • 3) переход от одной стадии к другой характеризуется количественными и качественными изменениями.

Основное назначение концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) – объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени. Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры.

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Согласно концепции жизненного цикла, вся деятельность организаций проходит ряд стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Хотя концепция жизненного цикла заимствована из биологии, следует учитывать, что применение этого понятия к организации имеет некоторую ограниченность. Если для живого организма смерть – это неизбежное будущее, то жизнь организации может продолжаться неограниченно долго.

В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения.

Ученые разработали и представили довольно большое количество моделей ЖЦО. Предлагались модели из трех и четырех стадий, есть модели, содержащие пять и более стадий. Например, модель Л. Грейнера содержит пять стадий, модель И. Адизеса – десять, а у Д. Липпита и В. Шмидта их три.

Рассмотрим, некоторые модели ЖЦО более подробно.

Модель жизненного цикла организаций, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, содержит пять ключевых стадий [63].

  • 1. В фазе рождения фирмы пытаются выработать жизнеспособную товарно-рыночную стратегию, что достигается в основном путем проб и ошибок, как результат усилий, прилагаемых для создания и развития продукта. Организация на этом этапе имеет простую централизованную структуру.
  • 2. На фазе роста это уже большая, быстро растущая компания, которая расширяет свою нишу и развивает более формальную организационную структуру.
  • 3. В фазе зрелости организации уже боле консервативны, менее инновационны, предпринимают незначительные попытки диверсификации или поглощений.
  • 4. Фаза возрождения характеризуется изменениями в продуктовой стратегии, возрастает инновационная активность. Фирмы становятся более диверсифицированными, выходят на новые рынки, увеличивается ассортимент продукции, услуг.
  • 5. На стадии упадка организации становятся инертными, стараются экономить ресурсы, воздерживаются от нововведений, так как их производственные линии уже устарели.

Б.З. Мильнер представляет большее число стадий жизненного цикла организации (табл. 3.2) [26].

Характеристики стадий жизненного цикла организации

Таблица 3.2

Стадии / факторы

Рождение

Детство

Отрочество

Ранняя

зрелость

Расцвет сил

Поздняя

зрелость

Старение

Обновление

Первичные

цели

Выживание

Краткосрочная прибыль

Ускоренный

реют

Систематический реют

Сбалансированный реют

Уникальность,

образ

Обслуживание

Обновление

Тип лидера

Новатор

Оппортунист

Консультант

Участник

Корпоративный деятель

Государственный деятель

Администратор

Реорганизатор

Организационный

характер

Борьба

Достижение

Изменение

Расширение,

диверсификация

Системная

ориентация

Зрелость,

само-удовлет-

воренность

Ориентация на сложившиеся структуры

Ориентация на перемены

Организационный образ

В центре внимания – организация

Местный

Секционный

Национальный

Многонациональный

Международный

Самодовольный

Самокритичный

Концентрация

энергии

На новом

На конкуренции

На завоеваниях

На координации

На интеграции, управлении

На приспособлении

На продолжении существования

На обновлении, развитии

Центральная

проблема

Выход на рынок

Существование

Удержание доли рынка

Многосторонний реют

Централизация и автономность

Равновесие

интересов

Стабильность

Омоложение

Тип планирования

С предвидением

Текущий

Планирование продаж, бюджета

Планирование заказов специализации

Сложный,

комплексный

Социально политический

Экстраполяция

Созидательный

Метод управления

Единоличный

Управление осуществляемое малой группой единомышленников

Делегирование

полномочий

Децентрализованный

Централизованный

Коллегиальный

Основанный на традициях

Состязательный, поощряющий

Организационная модель

Максимизация прибыли

Оптимизация

прибыли

Плановая прибыль

Хорошее положение

Социальная

ответствен-

неють

Социальный

институт

Бюрократия

Подражание

Фениксу

Рассмотрим характеристики стадий жизненного цикла организации по Мильнеру.

  • 1. Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Задачей этого этапа является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
  • 2. Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Предприятие все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
  • 3. Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
  • 4. Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, предприятие ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими этапами организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.
  • 5. Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Фирма может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
  • 6. Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство предприятия постоянно сознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате фирма постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.
  • 7. Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла, как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Основная ценность моделирования жизненных циклов – простота применения как для познавательных целей, так и для практических целей. Так, модели Л. Грейнера и И. Адизеса широко применяют в управленческом консультировании (рис. 3.7).

Рис.3.7. Этапы жизненного цикла организации по Л. Грейнеру

Грейнер выделяет пять этапов организационного развития, отделяемых друг от друга моментами организационных кризисов. Каждый этап следует за «революцией», или переходной фазой, являющейся результатом основной проблемы или кризиса организации. Только преодолевая этот кризис или решая проблему, свойственную каждой стадии развития, фирма успешно движется к более зрелой стадии. Кризис, как правило, характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и возможностью гибели организации.

В модели, разработанной Адизесом, представлено десять этапов жизненного цикла организации, которые в свою очередь делятся на две группы: рост и старение (рис. 3.8). Рост начинается с зарождения и завершается расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации.

Рис.3.8. Стадии жизненного цикла организации по И. Адизесу

В соответствии с концепцией жизненных циклов Адизеса траектория ЖЦО проходит через несколько критических точек. Стандартизированные проблемы компании делятся на болезни роста и организационные патологии, с которыми в отличие от первой категории недугов самостоятельно организация справиться не может. Все проблемные точки отражают предпринимательские и управленческие ловушки. На каждой стадии ЖЦО имеются свои наборы инструментов разрешения кризисных ситуаций.

Теория Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости). Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение изменяется: контролируемость растет, а гибкость уменьшается.

Задача руководства заключается в постоянном осуществлении мониторинга среды с целью прогнозирования позиции предприятия на кривой жизненного цикла и осуществления эволюционных организационных изменений. Ключ успеха в управлении организацией – это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присуши данной стадии ЖЦО, и недопущение возникновения патологий.

Несмотря на различие количества этапов в моделях ЖЦО, в выводах исследователей есть и общее. Все авторы сходятся в том, что существует определенная последовательность стадий, каждая стадия является следствием предшествующей и вернуться назад сложно, и все модели рассматривают широкий спектр организационных характеристик (табл. 3.3) [2, 26, 63].

Таблица 3.3

Сравнительный анализ некоторых моделей жизненного цикла организаций

Авторы

Организационная характеристика

Название стадий

И. Адизес

Возраст, размер, нормальные и аномальные (патологические) проблемы

Ухаживание

Младенчество

«Данай-давай»

Юность

Расцвет

Поздний расцвет Аристократизм Салем Сити (Ранняя бюрократизация) Бюрократизация Смерть

Л.Грейнер

Возраст, размер, темп роста отрасли, этапы эволюции, этапы революции

Креативность Директивное руководство Делегирование Координация Сотрудничество

Д. Липпит, В. Шмидт

Возраст, фокус управления, приоритеты разных групп интересов, кризисы и наличие конфронтации

Рождение

Юность

Зрелость

Д. Миллер, П. Фризен

Возраст, число сотрудников, рост продаж, размер, концентрация собственности, влияние стейхолдеров, динамика окружающей среды, стратегия

Рождение

Рост

Зрелость

Возрождение

Упадок

Окончание

Авторы

Организационная характеристика

Название стадий

Б.З. Мильнер

Возраст, размер, конкуренция, рост продаж

Детство Отрочество Ранняя зрелость Расцвет сил Полная зрелость Старение Обновление

У. Торберт

Возраст, размер, структура

Стадия фантазий Стадия инвестиций Стадия определений Стадия экспериментов Стадия предопределения производительности Стадия свободного выбора структуры

Стадия базовой общности Стадия либеральных порядков

Н. Черчилл, В. Левис

Возраст, размер, темп роста, главные стратегии

Существование

Выживание

Успех-освобождение

Успех-рост

Взлет

Ресурсная зрелость

Е. Шейн

Функции культуры, поколение управления, сложность, размер

Рождение или ранний рост Середина жизни организации Организационная зрелость

Использовав несколько моделей одновременно и определив стадию ЖЦО и ее отдельных направлений, бизнес-единиц, можно прийти к более четкому пониманию стадии жизненного цикла как самой организации в целом, так и ее отдельных направлений. Это позволит выявить существующие проблемы сегодня и найти возможные пути их разрешения, а также определить возможные тенденции дальнейшего развития организации и заблаговременно принять меры, чтобы сгладить проблемы в будущем.

Важную роль в эффективном развитии организаций имеет принцип стабилизации, основанный на потребности человека, коллектива и общества в стабильности: компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла [42]. За время существования организации эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» (ликвидация) уменьшается до нуля. Улучшение работы и временное расширение этапов роста и зрелости должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе – подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании или ее продукции (рис. 3.9).

Рис.3.9. Динамика формирования стабильной области компании [42]

Для простоты использованы только три этапа ЖЦО: рост (Э1), зрелость (Э2) и спад (ЭЗ). Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий (Эф – эффективная деятельность организации).

Так, не дожидаясь спада продукции А, необходимо начать производство новой продукции Б, а затем – продукции В и т.д. При этом образуется область стабилизации деятельности компании. Соблюдение принципа стабилизации очень важно во всех процессах, происходящих в организации. Например, для стабилизации высокого профессионального уровня персонала компании необходимо создать систему периодического обучения (повышения квалификации) сотрудников.

Оценка развития организации на основе модели ее жизненного цикла позволят установить приоритеты, которые важны для ее функционирования. На каждой фазе цикла происходят определенные обратимые и необратимые изменения параметров внутренней и внешней среды, которые по-разному воздействуют на организацию и требуют различных стратегий ее поведения. В практической деятельности возникает потребность компании в определении стадии развития и выработки дальнейшей стратегии. Изучение динамических характеристик организаций должно стать основной функцией менеджмента, помогающей выявить приоритеты наиболее эффективных направлений, обеспечивающих продление ЖЦО и переход на новый уровень развития.

Исследования показывают, что установление этапа развития организации при ее диагностике позволяет избежать ряда ошибок при определении как нынешнего состояния организации, так и планирования ее дальнейшего развития. В настоящее время управление по стадиям ЖЦО является действенным инструментом для менеджмента организаций.

Читайте также:  Модели жизненного цикла программных продуктов

Источник

Àâòîð: Àíäðåé Íåñòåðîâ ✔ 17.03.2018

Íåñòåðîâ À.Ê. Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ

 âîïðîñàõ ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ æèçíåííîãî öèêëà îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé îöåíêå êàæäîé ñòàäèè, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ, è ïðåäïðèíèìàåìûì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ìåðàì.

Òåîðèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò íåñêîëüêî ýòàïîâ â ñâîåì ðàçâèòèè, íà÷èíàÿ ñî ñâîåãî ñîçäàíèÿ è äî ïðåêðàùåíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. ×àùå âñåãî, æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè èìååò 4 ýòàïà: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä. Ó ðàçíûõ îðãàíèçàöèé îíè ìîãóò îòëè÷àòüñÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ, îäíàêî, ïðåèìóùåñòâåííî, ñàìîé äëèòåëüíîé ÿâëÿåòñÿ ñòàäèÿ çðåëîñòè. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äëèòåëüíûå ïåðèîäû ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðîõîäÿò äàëåêî íå âñå îðãàíèçàöèè, ÷òî îáóñëîâëåíî ñïåöèôèêîé îðãàíèçàöèé, èõ ðàçëè÷èÿìè â ñòðóêòóðíûõ âîçìîæíîñòÿõ ê ïðèñïîñîáëåíèþ â óñëîâèÿõ äèíàìè÷åñêè èçìåíÿþùåéñÿ âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû, â êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ îðãàíèçàöèÿ.

Æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè – ïåðèîä, â òå÷åíèå êîòîðîãî îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ÷åòûðå ñòàäèè ñâîåãî ðàçâèòèÿ: ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è óïàäîê (ñïàä) [1].

Âñå ýòè èçìåíåíèÿ â ðàìêàõ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè (ÆÖÎ) ñîîòâåòñòâóþò îáùåìó ïîäõîäó ê ôîðìèðîâàíèþ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè. Âíóòðè ÆÖÎ âñå ñòàäèè èìåþò îïðåäåëåííóþ çàêîíîìåðíóþ ïåðèîäè÷íîñòü è ïîä÷èíÿþòñÿ ñòðîãîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè â ðàçâèòèè îðãàíèçàöèè, êîòîðîå ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà êàæäîé èç ñòàäèé.

Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè îïðåäåëÿþòñÿ ñîñòîÿíèåì åå ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè è âðåìåíåì åå ñóùåñòâîâàíèÿ.

æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè

Ó÷èòûâàÿ õàðàêòåð êàæäîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè, íåîáõîäèìî îáúåêòèâíîå ñîîòâåòñòâèå ïðè÷èí ïåðåõîäà êàæäîé êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè îò îäíîãî ýòàïà ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó ñ òåì, êàêîé ïîäõîä ê óïðàâëåíèþ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè âûáðàí åå ðóêîâîäñòâîì. Åñëè äàííûå ïðîöåññû áûëè ïðåäîïðåäåëåíû ðóêîâîäñòâîì, òî âàæíóþ ðîëü èãðàåò ñðîê, êîãäà îíè ïðîèçîøëè â äåéñòâèòåëüíîñòè, è ñîîòâåòñòâîâàë ëè îí èçìåíåíèÿì, êîòîðûå èìåëè ìåñòî âî âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäå êîíêðåòíîé îðãàíèçàöèè.

Читайте также:  График жизненных циклов по дате рождения построить

Îñíîâíîé ïðîáëåìîé â èññëåäóåìîé îáëàñòè âûñòóïàåò çàâèñèìîñòü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè îò ïîíèìàíèÿ ðóêîâîäñòâîì îðãàíèçàöèè åå ïîòðåáíîñòåé, îïðåäåëÿåìûõ ñïåöèôèêîé ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà, íà êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ. Ïîýòîìó ðóêîâîäèòåëü âñåãäà äàâàòü îáúåêòèâíóþ îöåíêó ïðåäïðèíèìàåìûì ìåðàì ïî îáåñïå÷åíèþ ñîîòâåòñòâèÿ ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ êîíêðåòíîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ïðåäïðèÿòèÿ, ÷òî ïîäðàçóìåâàåò íåîáõîäèìîñòü âçàèìíîãî ñîîòâåòñòâèÿ êîíêðåòíûõ ìåð è ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà æèçíåííîãî öèêëà.

Ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Ðàññìîòðèì ñïåöèôèêó ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïåðèîäèçàöèåé â ðàìêàõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè.

Ñòàäèÿ ñîçäàíèÿ

Íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ êàæäàÿ îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò ïóòü ñâîåãî ñòàíîâëåíèÿ â óñëîâèÿõ íåäîñòàòî÷íî êîíêðåòèçèðîâàííûõ öåëåé è âèäåíèÿ áóäóùåãî îðãàíèçàöèè ñî ñòîðîíû ðóêîâîäñòâà. Íà ýòîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íàèáîëåå øèðîêè ðàìêè òâîð÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàçâèòèåì è ïîâåäåíèåì îðãàíèçàöèè â öåëîì. Íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûå óñèëèÿ ïðèëàãàþòñÿ íå ê ñàìîé îðãàíèçàöèè, à ê ñîçäàíèþ ïðîäóêòà è âûæèâàíèå â óñëîâèÿõ äèíàìè÷íîãî ðûíêà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ è íåáîëüøîé ðàçìåð îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå, ÷òî òàêæå ñòèìóëèðóåò ê íåôîðìàëüíûì êîíòàêòàì ìåæäó ñîòðóäíèêàìè îðãàíèçàöèè ðàçëè÷íûõ óðîâíåé âíóòðåííåé èåðàðõèè.

Íà äàííîì ýòàïå ëèäåðîì îðãàíèçàöèè, îïðåäåëÿþùåì åå ïîâåäåíèå â öåëîì, ÿâëÿåòñÿ íîâàòîð, ïðîäâèãàþùèé ñâîè èäåè â îáùåñòâî. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî â ýòîò ïåðèîä ôîðìèðóåòñÿ óïðàâëåí÷åñêàÿ ñòðóêòóðà, ïîäðàçóìåâàþùàÿ ñîçäàíèå âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ îòíîøåíèé, ðåãëàìåíòàöèþ îáÿçàííîñòåé è ôîðìàëèçàöèþ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé, ìîæíî ãîâîðèòü î ôàêòè÷åñêîì ïîÿâëåíèè îðãàíèçàöèè, êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî ýëåìåíòà. Òàêæå óïðàâëåí÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü âûäåëÿåòñÿ â ñàìîñòîÿòåëüíîå íàïðàâëåíèå âíóòðè îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû è ñîçäàåòñÿ êëàññ ìåíåäæìåíòà. Òîï-ìåíåäæìåíò îáû÷íî ïðåäñòàâëåí ó÷ðåäèòåëåì îðãàíèçàöèè è/èëè åãî áëèæàéøèìè ïîä÷èíåííûìè. Òîï-ìåíåäæìåíò íàïðÿìóþ óïðàâëÿåò ïðîèçâîäñòâîì è ôèíàíñàìè îðãàíèçàöèè, âûäåëåíèÿ ñïåöèàëüíûõ îòäåëîâ, ïðîèñõîäèò, êàê ïðàâèëî, ïîçäíåå. Ó÷ðåäèòåëü íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà íåñåò ïîëíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà áóäóùåå îðãàíèçàöèè.

Ó îðãàíèçàöèè, íàõîäÿùåéñÿ íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ æèçíåííîãî öèêëà, äâå îñíîâíûå çàäà÷è:

  1. ïîëó÷åíèå òðåáóåìûõ ðåñóðñîâ – ôèíàíñîâûõ, òðóäîâûõ, èíòåëëåêòóàëüíûõ, ìàòåðèàëüíûõ è ò.ä.;
  2. ïðèîáðåòåíèå óñòîé÷èâûõ êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ.

Ìåíåäæìåíò îðãàíèçàöèè äîëæåí áûòü íàïðàâëåí íà ñëåäóþùèå àñïåêòû:

  • àíàëèç ñïðîñà íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ, îêàçûâàåìûå óñëóãè èëè âûïîëíÿåìûå ðàáîòû íà öåëåâûõ ðûíêàõ îðãàíèçàöèè;
  • èçó÷åíèå äàííûõ î êîíêóðåíòàõ â ñîîòíîøåíèè ñ âîçìîæíîñòÿìè è ðåñóðñàìè îðãàíèçàöèè;
  • âûÿâëåíèå íåîáõîäèìîñòè è âîçìîæíîñòè ïîâûøåíèÿ ïðîèçâîäñòâåííî-êîììåð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà îðãàíèçàöèè, â ñëó÷àå, åñëè èìååòñÿ íåóäîâëåòâîðåííûé ñïðîñ èëè âîçìîæíîñòè óâåëè÷åíèÿ ïðîäàæ;
  • îöåíêà òåêóùèõ ðûíî÷íûõ âîçìîæíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåàëèçàöèÿ êîððåêòèðóþùèõ ìåð â ñòðàòåãèþ êðàòêîñðî÷íîãî è äîëãîñðî÷íîãî ðàçâèòèÿ, åñëè òàêîâûå òðåáóþòñÿ;
  • èçûñêàíèå âîçìîæíîñòåé äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ðåñóðñîâ èç âíåøíèõ èñòî÷íèêîâ èëè âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïåðåä ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè íà ïåðâîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ñòîÿò âåñüìà íåòðèâèàëüíûå è ìàñøòàáíûå çàäà÷è, ïðèçâàííûå îáåñïå÷èòü áóäóùåå îðãàíèçàöèè. Àíàëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü çàíèìàåò âåäóùåå ïîëîæåíèå â ðàáîòå ìåíåäæìåíòà.

 ñîîòâåòñòâèè ñ âîçìîæíûìè íàïðàâëåíèÿìè è ýòàïàìè ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè ìîæíî ïðåäñòàâèòü êîìïëåêñ öåëåâûõ óñòàíîâîê ìåíåäæìåíòà íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè.

Àíàëèç ñèòóàöèè è öåëåâûå óñòàíîâêè íà ñòàäèè ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè

ñòàäèÿ ñîçäàíèÿ îðãàíèçàöèè

Ñòàäèÿ ðîñòà

Íà ñòàäèè ðîñòà îðãàíèçàöèè â óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè óñèëèâàåòñÿ ðîëü ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ ìèññèÿ è öåííîñòè îðãàíèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè èíòåíñèâíîñòü èííîâàöèîííûõ ïðîöåññîâ çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ. Êîììóíèêàöèè, êîíòðîëüíûå ôóíêöèè, àäìèíèñòðàòèâíîå âîçäåéñòâèå îñòàåòñÿ ïîêà åùå íåôîðìàëüíûì.

Ðîñò îðãàíèçàöèè ñâÿçàí è ïîâûøåíèåì òåìïîâ ðàçäåëåíèÿ è ñïåöèàëèçàöèè òðóäà, â òîì ÷èñëå âûäåëÿåòñÿ óïðàâëåí÷åñêèé òðóä, êàê îñîáûé óðîâåíü òðóäà â îðãàíèçàöèè.  ðåçóëüòàòå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ñòðóêòóðíûå ïîäðàçäåëåíèÿ, ïîÿâëÿåòñÿ âåðòèêàëüíàÿ è ãîðèçîíòàëüíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ, îáóñëîâëåíî ðàçäåëåíèåì òðóäà â îðãàíèçàöèè.

Îäíîâðåìåííî ñ ýòèìè ïðîöåññàìè ïðîèñõîäèò óñëîæíåíèå îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû, èåðàðõèÿ â îðãàíèçàöèè ðàñïàäàåòñÿ íà íåñêîëüêî óðîâíåé, â ñîîòâåòñòâèè ñî ñôîðìèðîâàâøèìèñÿ óïðàâëåí÷åñêèìè ïîëíîìî÷èÿìè. Òàêæå äàííûå òåíäåíöèè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâûøåíèåì óäåëüíîãî âåñà àäìèíèñòðàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ è ðåãëàìåíòèðîâàííûõ óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé. Ôîðìàëèçóþòñÿ íîâûå èíñòðóêöèè, ïðîöåäóðû è ïîëîæåíèÿ î äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëåíèé, èçäàþòñÿ óêàçû, ôîðìèðóþùèå ñòðóêòóðó îðãàíèçàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ òåêóùèìè óñòàíîâêàìè ìåíåäæìåíòà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ðîñòà æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Äîñòèæåíèå ñîñòîÿíèÿ, â êîòîðîì ýêîíîìè÷åñêèé ðîñò îáóñëîâëåí âíóòðåííèìè ôàêòîðàìè, à íå âíåøíèìè èñòî÷íèêàìè ôèíàíñèðîâàíèÿ;
  2. Äîáèòüñÿ âûñîêîãî êà÷åñòâà ïðîäóêöèè, óñëóã èëè ðàáîò, ÿâëÿþùèõñÿ îñíîâíîé äåÿòåëüíîñòüþ îðãàíèçàöèè.
  1. Ðåøèòü ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû, ïðîòèâîðå÷èÿ, êîíôëèêòû âíóòðè îðãàíèçàöèè, ñâÿçàííûå ñ êîëëåêòèâîì ñîòðóäíèêîâ, ðàçâèòü çàèíòåðåñîâàííîñòü ïåðñîíàëà â áóäóùåì îðãàíèçàöèè, çàêðåïèòü åå è óïðî÷èòü çà ñ÷åò ìîäåðíèçàöèè ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì â áóäóùåì;
  2. Äîñòè÷ü áàëàíñà ìåæäó êðàòêîñðî÷íîé ïðèáûëüþ è äîëãîñðî÷íûì ñòàáèëüíûì ðàçâèòèåì, à òàêæå ñôîðìèðîâàòü óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ êà÷åñòâà âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè è óñëóã ñ îäíîâðåìåííûì ñòðåìëåíèåì ê ðàñøèðåíèþ è ïîèñêó íîâûõ îáëàñòåé âëîæåíèÿ êàïèòàëà;
  3. Îïòèìèçèðîâàòü öåíòðàëèçàöèþ è äåöåíòðàëèçàöèþ â öåëÿõ ýôôåêòèâíîãî óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âîçìîæíîñòè äëÿ èçìåíåíèé â ñòðóêòóðå îðãàíèçàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ öåëÿìè åå òåêóùåãî è ïåðñïåêòèâíîãî ðàçâèòèÿ.
Читайте также:  Жизненный цикл по мильнеру таблица

Ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ôîðìèðóåò ñîáñòâåííûé òèï óïðàâëåíèÿ, îïèðàÿñü íà òðàäèöèîííûå ïîäõîäû ê óïðàâëåíèþ, ëèáî èçîáðåòàÿ ñîáñòâåííûå ìåòîäèêè, ÷òî ñëó÷àåòñÿ ãîðàçäî ðåæå. Îñíîâíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå áàëàíñà ìåæäó ñòàáèëüíûì ðàçâèòèåì â äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå è èííîâàöèîííûìè äåéñòâèÿìè, ÷òîáû ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîñòè îðãàíèçàöèè â òåêóùåì ïåðèîäå, îäíîâðåìåííî ñîçäàâ îñíîâó äëÿ áóäóùåãî ðàçâèòèÿ.

Ñòàäèÿ çðåëîñòè

Ñòàäèÿ çðåëîñòè îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ óñëîæíåíèåì ñòðóêòóðû îðãàíèçàöèè è óñèëåíèåì ôîðìàëèçàöèè âíóòðåííèõ îïåðàöèé. Ñòåïåíü ðàçäåëåíèÿ òðóäà äîñòèãàåò ñâîåãî ìàêñèìóìà, ñïåöèàëèçàöèÿ ðàáîòíèêîâ íàñòîëüêî âåëèêà, ÷òî ðîëü ðóêîâîäñòâà íà âñåõ óðîâíÿõ ìíîãîêðàòíî ïîâûøàåòñÿ ñ ðîñòîì ñòåïåíè âîçëàãàåìîé îòâåòñòâåííîñòè è âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé. Ðàçðàáîòêà è ïðèíÿòèå ðåøåíèé íà äàííîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà ñòàíîâÿòñÿ áîëåå êîíñåðâàòèâíûìè, à ñòðóêòóðà îðãàíèçàöèè ïîäâåðãíóòà æåñòêîé äåïàðòàìåíòàëèçàöèè, ÷òî ïîçâîëÿåò áåçáîëåçíåííî çàìåíÿòü ñîòðóäíèêîâ íà áîëåå ýôôåêòèâíûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ìàêñèìàëüíûé óïîð óïðàâëåí÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ñõîäèòñÿ â òî÷êå âíåäðåíèÿ èííîâàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ëþáîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíèçàöèè. Ìåíåäæìåíò ñ÷èòàåò ñâîåé öåëåâîé çàäà÷åé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîñòü ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè â äîëãîñðî÷íîì ïåðèîäå. Áþðîêðàòèçàöèÿ óïðàâëåíèÿ ìîæåò áûòü ïðåäóïðåæäåíà çà ñ÷åò äåíöåíòðàëèçàöèè óïðàâëåíèÿ, äåëåãèðîâàíèÿ ïîëíîìî÷èé è êîððåêòèðîâàíèÿ ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè çðåëîñòè æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Äîñòèæåíèå îáùåé ñòðàòåãè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè;
  2. Ñîõðàíåíèå è çàêðåïëåíèå óñòîé÷èâîãî ïîëîæåíèÿ íà öåëåâîì ðûíêå.
  1. Èíèöèèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü ïî ðàçðàáîòêå è âíåäðåíèþ íîâîé ïðîäóêöèè, ÷òîáû èçáåæàòü ñíèæåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ðàáîòû â ðåçóëüòàòå ìîðàëüíîãî ñòàðåíèÿ âûïóñêàåìûõ òîâàðîâ;
  2. Ðåãóëÿðíî êîððåêòèðîâàòü ñòðóêòóðó îðãàíèçàöèè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íàèáîëüøóþ ãèáêîñòü è ýôôåêòèâíîñòü îðãàíèçàöèè;
  3. Àíàëèçèðîâàòü êîíêóðåíòíóþ ñðåäó;
  4. Èíèöèèðîâàòü òåõíè÷åñêîå îáíîâëåíèå îðãàíèçàöèè, ïîâûñèòü êâàëèôèêàöèþ êëþ÷åâûõ ñïåöèàëèñòîâ;
  5. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî, ôèíàíñîâîãî, ðåñóðñíîãî ïîòåíöèàëà îðãàíèçàöèè.

Ñòàäèÿ ñïàäà

Íà ñòàäèè ñïàäà îðãàíèçàöèÿ ñòàëêèâàåòñÿ ñî ñíèæåíèåì ñïðîñà íà ñâîþ ïðîäóêöèþ è óñëóãè, ïîýòîìó ìåíåäæìåíò îðèåíòèðîâàí íà ïîèñê âîçìîæíîñòåé ñîõðàíåíèÿ ïîçèöèè íà ðûíêå. Íà ýòîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íàáëþäàåòñÿ ðîñò ïîòðåáíîñòè â ñïåöèàëèñòàõ íàèáîëåå öåííûõ äëÿ îðãàíèçàöèè íàïðàâëåíèé. Ïîâûøàåòñÿ êîíôëèêòíîñòü âíóòðè îðãàíèçàöèè. Íàðÿäó ñ öåíòðàëèçàöèåé ïðîöåäóð ïî ðàçðàáîòêå è ðåàëèçàöèè óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé îðãàíèçàöèÿ äîñòèãàåò ñâîåé ìàêñèìàëüíîé ñòåïåíè áþðîêðàòèçàöèè. Íà äàííîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà ÷àñòî ìåíÿåòñÿ âûñøåå ðóêîâîäñòâî îðãàíèçàöèè, íîâûå ìåíåäæåðû ñòàðàþòñÿ çàìåäëèòü òåíäåíöèè ñïàäà.

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà

Çàäà÷è îðãàíèçàöèè

Çàäà÷è óïðàâëåíèÿ

  1. Ðåàëèçîâàòü íîâîå íàïðàâëåíèå â äåÿòåëüíîñòè;
  2. Ðåçêî èçìåíèòü ñòðàòåãèþ ðàçâèòèÿ;
  3. Ïðîèçâåñòè ñòðóêòóðíûå îðãàíèçàöèîííûå èçìåíåíèÿ.
  1. Ñîñðåäîòî÷èòü îðãàíèçàöèþ íà òîì âèäå äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå ñóëèò íàèáîëüøóþ îòäà÷ó â áëèæàéøåé ïåðñïåêòèâå;
  2. Èçó÷èòü âàðèàíòû èíòåãðàöèè è êîîïåðàöèè ñ äðóãèìè îðãàíèçàöèÿìè, ñóæåíèÿ àññîðòèìåíòà, åñëè ýòî ïîçâîëèò ýôôåêòèâíî èñïîëüçîâàòü èìåþùèéñÿ ïîòåíöèàë îðãàíèçàöèè ïðè ìèíèìàëüíûõ ïîòåðÿõ, ñâÿçàííûõ ñ ñîêðàùåíèåì äåÿòåëüíîñòè.

Íà ñòàäèè ñïàäà æèçíåííîãî öèêëà äîñòèæåíèå öåëåâûõ ðåçóëüòàòîâ îðãàíèçàöèè îñëîæíÿåòñÿ ñíèæåíèåì ñïðîñà, ðîñòîì êîíêóðåíöèè, òðóäíîñòÿìè â óïðàâëåíèè àêòèâàìè, ñîçäàíèè èííîâàöèîííîé ïðîäóêöèè, ñîêðàùåíèåì ïðèáûëè.

 êîíöå ñâîåãî æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèÿ äîëæíà ïðèñòóïèòü ê ðåàëèçàöèè ôóíäàìåíòàëüíûõ èçìåíåíèé, ÷òîáû ïåðåéòè ê íà÷àëó íîâîãî öèêëà â ñâîåì ðàçâèòèè, èíà÷å åå îæèäàåò ïåðñïåêòèâà ïîëíîãî óõîäà ñ ðûíêà è ïðåêðàùåíèå äåÿòåëüíîñòè.

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ æèçíåííîãî öèêëà

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ êàæäîé ñòàäèåé æèçíåííîãî öèêëà â çàâèñèìîñòè îò åå ôîðìàëüíîãî è ñóùíîñòíîãî ïðåäñòàâëåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ äåòàëèçàöèåé îñíîâíûõ ýòàïîâ.

Ñîçäàíèå, ðîñò, çðåëîñòü è ñïàä ìîãóò áûòü äåòàëèçèðîâàíû.

æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè äåòàëüíûé

Õîòÿ åäèíîé òî÷êè çðåíèÿ íà êëàññèôèêàöèþ äåòàëèçèðîâàííûõ ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íå ñôîðìèðîâàíî â íàó÷íîé è ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ äàííûé ïîäõîä, ðàñêðûâàþùèé ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè â ðàìêàõ 7 ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè çàâèñèò îò êàæäîé ñòàäèè â ñëåäóþùèõ àñïåêòàõ:

  • îñíîâíàÿ öåëü,
  • òèï ðóêîâîäèòåëÿ,
  • õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà îðãàíèçàöèè,
  • ñàìîñîçíàíèå,
  • àñïåêòû îñîáîãî çíà÷åíèÿ,
  • îñíîâíûå çàäà÷è,
  • ïëàíèðîâàíèå,
  • ñïîñîá ðóêîâîäñòâà,
  • îáùàÿ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè.

Àíàëèç ñòàäèé æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè íà îñíîâå ñîîòâåòñòâóþùèõ ïàðàìåòðîâ åå äåÿòåëüíîñòè ïîçâîëÿåò îáúåêòèâíî îöåíèòü ïîëîæåíèå îðãàíèçàöèè íà êîíêðåòíîì ýòàïå öèêëà. Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îðãàíèçàöèè íà êàæäîé ñòàäèè ïðåäñòàâëåí â òàáëèöå.

Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè ñ õàðàêòåðèñòèêàìè îòäåëüíûõ ñòàäèé

Äåòàëèçèðîâàííûé æèçíåííûé öèêë îðãàíèçàöèè

Ñëåäñòâèåì òàêîãî ïîäõîäà ÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü äîâîëüíî êîíêðåòíîãî ïëàíèðîâàíèÿ áóäóùèõ ìåð, ñâÿçàííûõ ñ ïåðåõîäîì îðãàíèçàöèè íà ñëåäóþùèé ýòàï æèçíåííîãî öèêëà.

Ì. Ïîðòåð ïðåäëîæèë ñâîþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèé åå ðàçâèòèÿ. Â åãî ìîäåëè ôóíäàìåíòàëüíûìè äåòåðìèíàíòàìè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè ÿâëÿþòñÿ äâà ôàêòîðà:

  1. Îðãàíèçàöèîííûå öåëè;
  2. Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ.

Ìîäåëü ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëåíà â òàáëèöå.

Ïîâåäåíèå îðãàíèçàöèè íà ñòàäèÿõ åå ðàçâèòèÿ â çàâèñèìîñòè îò îðãàíèçàöèîííûõ öåëåé è ñòðàòåãè÷åñêîãî ôîêóñà

¹

Ñòàäèÿ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè

Îðãàíèçàöèîííûå öåëè

Ñòðàòåãè÷åñêèé ôîêóñ

1.

Ðîæäåíèå

Âûæèâàíèå: ñîçäàíèå öåëîãî

Èäåíòèôèêàöèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé èäåè è ïîèñê ðåñóðñîâ

2.

Äåòñòâî

Îïðåäåëåíèå ìèññèè è èçó÷åíèå ñðåäû îðãàíèçàöèè

Îïðåäåëåíèå ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ

3.

Þíîñòü

Êîëè÷åñòâåííûé ðîñò

Óâåëè÷åíèå äîëè ðûíêà, çàâîåâàíèå òåððèòîðèè

4.

Ìîëîäîñòü

Äîñòèæåíèå óíèêàëüíîñòü è çàâîåâàíèå ðûíî÷íîé íèøè

Ðàñøèðåíèå íàáîðà ïðîäóêòîâ, ôóíêöèé, ðûíêîâ

5.

Âçðîñëåíèå

Êà÷åñòâåííûé ðîñò, ïðèîáðåòåíèå ðåïóòàöèè

Èñïîëüçîâàíèå ïîëîæåíèå äëÿ ðîñòà áëàãîïîëó÷èÿ

6.

Çðåëîñòü

Ñòàáèëèçàöèÿ è îáùåñòâåííûé âêëàä

Ïîääåðæàíèå ñòàáèëüíîé ïîçèöèè

7.

Ñòàðîñòü

Âûæèâàíèå

Îáíîâëåíèå, óñòðàíåíèå áîëüíûõ ÷àñòåé

Òîëüêî çà ñ÷åò ðåãóëÿðíîé êîððåêòèðîâêè öåëåé è çàäà÷ îðãàíèçàöèè íà ïðåäñòîÿùèå ïåðèîäû äîñòèãàåòñÿ ïîñòîÿííîå ñîîòâåòñòâèå óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé åå ðåàëüíûì ïîòðåáíîñòÿì íà êîíêðåòíîì ýòàïå æèçíåííîãî öèêëà è îðèåíòàöèÿ íà äîëãîñðî÷íîå ðàçâèòèå.

Âûâîäû

Îðãàíèçàöèÿ ïðîõîäèò â ñâîåì ðàçâèòèè îïðåäåëåííûå ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà: ñîçäàíèÿ, ðîñòà, çðåëîñòè è ñïàäà. Çàäà÷à ðóêîâîäèòåëÿ ïîñòîÿííî ó÷èòûâàòü, íà êàêîé ñòàäèè íàõîäèòñÿ îðãàíèçàöèÿ â íàñòîÿùèé ìîìåíò, êàêîâû ïåðñïåêòèâû ïåðåõîäà ê ñëåäóþùåé ñòàäèè è ÷åì îíè îáóñëîâëèâàþòñÿ. Íåîáõîäèìî òàêæå îòñëåæèâàòü, â êàêîé ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà íàõîäèòñÿ îòðàñëü.

Ðàññìîòðåííûå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ îðãàíèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè æèçíåííîãî öèêëà äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ ìåíåäæìåíòîì îðãàíèçàöèè âíå çàâèñèìîñòè îò ñòèëÿ óïðàâëåíèÿ è öåëåé îðãàíèçàöèè. Ó÷åò ïðèçíàêîâ è îñíîâíûõ ñëîæíîñòåé êàæäîãî èç ýòàïîâ æèçíåííîãî öèêëà îðãàíèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ïðèíöèïèàëüíîé çàäà÷åé ìåíåäæìåíòà.

Ëèòåðàòóðà

  1. Êóçíåöîâ Þ.Â., Ìåëÿêîâà Å.Â. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Þðàéò, 2013.
  2. Òðåíåâ Í.Í. Ñòðàòåãè÷åñêîå óïðàâëåíèå. – Ì.: Èíôðà-Ì, 2012.
  3. Èâàíîâà Ò.Þ., Ïðèõîäüêî Â.È. Òåîðèÿ îðãàíèçàöèè. – Ì.: Êíîðóñ, 2011.

×èòàéòå òàêæå

Концепция жизненного цикла организации что это такое

Ïîíÿòèå ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè áèçíåñà, åå îñíîâíûå ïðèîðèòåòû è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ â Ðîññèè. Ìîäåëè ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè.

Концепция жизненного цикла организации что это такое

Ìîäåëü àíàëèçà êîíêóðåíöèè 5 ñèë Ïîðòåðà. Ïðèìåð ñòðàòåãè÷åñêîãî àíàëèçà ïî ìîäåëè 5 ñèë Ïîðòåðà.

Концепция жизненного цикла организации что это такое

Ñîâðåìåííàÿ êîíöåïöèÿ óïðàâëåíèÿ, ïðèíöèïû íîâîé ïàðàäèãìû.

Концепция жизненного цикла организации что это такое

Îðãàíèçàöèîííûå, ñëóæåáíûå è ðàñïîðÿäèòåëüíûå äîêóìåíòû ïðåäïðèÿòèÿ.

Концепция жизненного цикла организации что это такое