Календарный фольклор осенний цикл

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.

В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном – летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» – углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.

Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.

Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.

Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.

Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.

В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.

Читайте также:  Никитин цикл книг трое из леса

Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.

Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.

Источник

Идейно-художественное своеобразие.

1. Семик – приходился на седьмую неделю после пасхи. Всю неделю называли русальной или зеленой. Вследствие исторических изменений его положение стало переходным, а сам праздник приобрел черты близкого к нему по времени празднику Ивана Купалы. Семик неоднократно упоминается в разных документах Древней Руси под названием «русалий». О русальной неделе упоминают многие погодовые записи XII-XIII вв. Русалий в них характеризуется как богопротивное и бесовское игрище, подлежащее запрету.

Песни, исполнявшиеся на русальной неделе, непосредственно смыкались с аграрной магией. В среду народ собирал травы, устилал ими пол в избах; рубили молодые березы и украшали их ветвями стены. В этот же день девушки ходили выбирать березу – «заламывали» её. На следующий день или в субботу девушки шли «завивать» березу – заплетать ветви. Они несли с собой угощение и пели песни. Также известен обряд ряжения молодой березы. Её наряжали, приносили в селенье и оставляли в одном из домов до воскресенья, затем либо топили в реке, либо бросали в рожь. В представлении народа это способствовало хорошему урожаю.

Обряд и песни, посвященные березе, как и все остальные, – остатки языческого культа растительности. Почести, воздаваемые березе, колосу, свидетельствуют о желании заручиться помощью могущественных сил природы. Все обрядовые действия объяснимы логикой магии. Расправа над березой вышла из той же логики. Бросив березу в рожь или в воду, хотели передать её растительную силу полям.

По особенностям общего поэтического строя русально- троицкие песни примыкают во всем остальным заклинательным песням календаря. Их отличие состоит лишь в том, что обрядовое назначение постоянно раскрывается через традиционный образ весенней березы.

В день, когда девушки приходили «развивать» березы, они гадали по заплетенным ветвям: если ветви засохли, то девушка выйдет замуж или умрет, а если нет – в этом году «останется в девках».

Затем девушки шли к воде гадать на венках. Заплетая венки из цветов, они пели песни. Затем венки бросали в воду. Ели венок потонул – считалось, что девушка умрет, если вернется к берегу – останется в деревне или не выйдет замуж, если уплывет – выйдет замуж, причем жених будет жить в той стороне, куда поплыл венок.

2. В ночь на Ивана Купалу собирали целебные и другие травы. Это собирание не имело аграрного характера, сбором в этот день занимались знахари или колдуны. После Ивана Купалы все аграрные обряды на время заканчиваются. Они возобновлялись только к жатве.

3. Зажинки – начало жатвы. Нажав первый сноп, жница говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп», выражая надежду на удачную и обильную жатву. Первый сноп называли именинным. Его несли с поля на гумно с песнями. Именинные зерна оставляли для нового посева. Или же пара первых колосьев связывалась и ставилась в передний угол дома, потом самым первым обмолачивалась, причем отдельно ото всех.

4. В конце жатвы. Небольшую горсть колосьев оставляли ( называли «борода»). Бороду либо завивали (т. Е. сгибали в кольцо, не срезая), либо колосья надламывали, так, чтобы он прикасался к земле, или же закапывали в землю (колосья для этого связывали красной лентой, и на место, где закапывали, клали камень, на этом же месте в землю зарывали хлеб и соль). Иногда этот обычай сливается с другим- внесением в дом последнего «дожиночного» снопа ( по-другому «именинник»). Завершали работы праздником.

Летний календарный фольклор как целое обнаруживает разную степень сохранности древних традиций. Лишь немногие его жанры, часть которых близка к весеннему циклу, получили заметное художественное развитие. Это песни-величания берез, песни, петые при гадании по венкам, песни кумления, жнивные песни. В большинстве случаев от давних времен до нас дошли лишь остатки некогда обширного и разнообразного творчества. Это творчество было так тесно связано с магией и обрядами, что разделило их судьбу. Забывание обрядов и магии влекло за собой исчезновение и фольклора.

Читайте также:  Цикл лекций третьяковская галерея

Осенний цикл

Август и последующие месяцы вплоть до начала зимы представляют календарный фольклор россыпью различных обрядов и многообразных заклинательных приговоров. Их трудно свести к единству, но заметно, что в их основе лежит объединяющее начало – чувства земледельца. Он благодарно думал о собранном урожае и надеялся на благополучные будущие годы. Помыслы, выражаемые в обрядах, песнях и заклинаниях, обретали форму неосознанного художественного творчества.

Осенью начинались обряды так называемых осенин.

6 августа в Центральной России провожали солнце. На вечерней заре всходили на пригорки и пели песни. Обращение к солнцу в них соединяли с устройством мирского порядка.    

Осени́ны — день народного календаря восточных славян, выпадающий на8 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах совершается отправляются поминки по мёртвым.

Первый день октября, день Покрова Богородицы, считали зазимьем. Покров считали праздником девиц, достигших возраста и думавших о замужестве. Они ходили в церковь и ставили свечи перед иконой Пресвятой Богородицы. Девицам полагалось быть веселыми.

Ноябрь считали предзимьем. Его первый день посвящали празднованию памяти святых Кузьмы и Демьяна.Это был день народного календаря славян, отмечаемый 1 ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины». Девушки ходили по домам — собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания. Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

Осенние праздники и обряды завершали календарный год.

Вопрос № 14. Зимне-весенний цикл календарных обрядов, его идейно-художественное своеобразие.

Календарный фольклоробширная область творчества, обладающая единой обрядовой и мировоззренческой основой. Эти произведения являются составной частью обряда. Под обрядом понимается всякий традиционный, установленный, общепринятый порядок совершения каких-либо действий, нередко несущих символический характер. Календарному фольклору присуща заговорно-заклинательная функция. Он является частью праздничных обрядов, исполняемых в определенное время годя.

Зимний цикл

Празднование новолетия совершалось с 24 декабря до 6 января.
Открытие года начиналось с исполнения колядок-величальных песен-ззаклинаний благополучия в грядущем году.
Колядовщики ходили от избы к избе и пели под окошками. Причем в песне говорится, что они сочили-искали двор хозяина. Двор называли боярским, жилище идеализировалось и принимало сказочные черты (стоит на 7 столбах, в теремах светит красно солнышко-хозяин, светел месяц-хозяюшка). Текст песни обещал хозяину дома всяческих благ в гиперболизованной форме. Завершалась просьбой угостить исполнителей. И хозяева не должны были скупиться. Иногда содержалась угроза скупым. Но непочтение смягчалось тем, что сам приход колядовщиков к дому сулил достаток в году и был радостным событием. Колядки относят к укреплению патриархального строя, т.к. они называют хозяина главой семьи.

Чичеров отмечал предшествующий сохранившийся тип песен, величавших всех домочадцев (овсеневые, исконно русские песни, т.к. распространены в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Рязани, Поволжье). Они неизвестны в Северной Руси, но похожую функцию величания выполняли свадебные виноградья. Виноградом называли сад, символизирующий благополучие и достаток. Содержание праздничного поздравления аналогично овсеню и колядке. Овсеневые песни носили смысл древнего заклинания. Колядку и овсень объединяет просьба обрядового подаяния. Снегирёв, Терещенко, Каминский, Веселовский сближали слова овсень и усень – сеять, Потебня и Владимиров с корнем вес (весна), Марков – чуть ясный. При любом толковании можно смело утверждать, что овсеневые песни сочетались с представлениями о возрождении света, упоминанием о будущих весенних работах. Песни приобретали аграрно-магический характер. Исполнение колядок близко к Рождеству, овсеневых песен – к Новому году.

Читайте также:  При нерегулярном цикле когда делать тест на овуляцию

Ещё один характерный обычай – кликанье плуги, о котором почти ничего не известно, такое носит аграрный характер.

С принятием христианства песни вобрали в себя заимствования из библейских сказаний. Особенно это наблюдается в белорусских и украинских песнях.

Источник

 Календарно – обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа “именинника” или снопа – “деда”. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

 Во время сбора урожая пели житные песни – так раньше народный фольклор называл календарно – обрядовые осенние песни .

Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд “завивание бороды”. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной “бороды” клалось угощение – краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Приведем тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа. 

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. 

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

***

Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти 
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

***

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,  
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали

***

Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
 Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

***

Осенняя календарно – обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

***

Песня рассказывает о совершении обряда “завивания бороды” – специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

***

Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

***

Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла

***

Календарно – обрядовая песня осени, которая  оповещала об окончании жатвы

У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!

Тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.

Используемая литература: Круглов Ю.Г “Обряды русского народа”

Смотрите также:

  • самые веселые календарно – обрядовые песни
  • календарно – обрядовые песни литература 6 класс

Источник