Этапы и жизненный цикл профессиональной карьеры

Этапы и жизненный цикл профессиональной карьеры thumbnail

При всем многообразии видов деятельности, которыми заняты трудоспособные индивиды, конкретный сотрудник в процессе своего профессионального развития в зависимости от возраста последовательно проходит следующие этапы профессиональной карьеры:
• обучение профессии (16-20 лет);
• включение (20-23 года);
• достижение успеха (23-30 лет);
• профессионализм (30-40 лет);
• переоценка ценности (40-50 лет);
• мастерство (50-60 лет);
• выход на пенсию (60 лет и далее) .
Особый интерес представляет периодизация профессиональной карьеры в зависимости от возраста работника, предложенная В.Р. Весниным и предусматривающая несколько этапов:
1) подготовительный (18-22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя;
2) адаптационный (23-30 лет) приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе;
3) стабилизационный (30-40 лет) означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных (для первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов);
4) этап консолидации (40-50 лет) предполагает, что те, кто обладает более решительным характером, продолжают карьеру линейных руководителей, менее решительные, но вдумчивые — штабных, а остальные, осознавая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, должны искать пути приспособления к новой ситуации, например, осваивать новые сферы деятельности и переходить к «горизонтальной карьере»;
5) этап зрелости (50-60 лет) предполагает, что люди сосредотачиваются на передаче молодежи своих знаний, опыта;
6) завершающий этап (после 60 лет) означает подготовку к уходу на пенсию.
Согласно теории Э.Ф. Зеера , смена способов выполнения ведущей деятельности”, изменение отношения к ней обусловливают последовательность временных периодов формирования профессионально обусловленных психологических новообразований (см. таблицу).
Этапы и жизненный цикл профессиональной карьеры
С позиции Э.Ф. Зеера, новообразования (смыслы и ценности предметов и действий, направленных на них) не только обеспечивают избирательность и направленность самореализации, но и обусловливают ее уровень.
С точки зрения Дж. Сьюпера следует различать пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост — развитие интересов, способностей (0-14 лет);
2) исследование — апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
4) поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);
5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более) .
М. Армстронг предложил укрупненную периодизацию профессионального становления работника в зависимости от возраста и ведущей деятельности, включающую следующие этапы:
1) развитие в начале карьеры — приобретаются новые навыки, ускоренно увеличивается количество знаний, быстро растет компетентность и проясняются стремления и склонность (20-30 лет);
2) укрепление на профессиональном пути — знания и навыки, приобретенные на стадии развития, применяются, проверяются, изменяются и объединяются с практическим опытом, стремления оформлены или изменены (30-40 лет);
3) совершенствование — работники прочно укрепились на своем профессиональном пути и идут по нему в соответствии со своей мотивацией, способностями и возможностями (40-60 лет) .
Согласно позиции А.Я. Кибанова, профессиональная карьерная лестница «генералистов» (руководителей), ориентированная на достижение высоких управленческих статусов в организации, имеет стадии, отличные от карьеры специалистов. Профессиональная карьера руководителя предполагает прохождение следующих стадий служебного пути:
1) пора готовности (Г);
2) пора благоразумия (Б = Г + 3 года);
3) пора выдвижения (В = Б + 7 лет);
4) пора ответственности (О = В + 5 лет);
5) пора авторитета (А = О + 3 года);
6) пора достижений (Д = А + 7 лет);
7) пора наград (Н = Д + 9 лет);
8) пора важности (Ва = Н + 6 лет);
9) пора мудрости (М = Ва + 3 года);
10) пора тупика (Т = М + 7 лет) .

Т.В. Кудрявцев в качестве критериев периодизации профессионального становления работника избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии профессионального становления личности:
1) формирование профессиональных намерений — осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях;
2) профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности;
3) профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
4) мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством все большую привлекательность приобретает сама деятельность .
А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет пять уровней:
1) допрофессионализм — включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм — состоит из трех этапов: адаптация к профессии, самоактуализация в ней и свободное владение профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм — также состоит из трех этапов: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности;
4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послспрофессионализм — завершение профессиональной деятельности .
Освоение ведущей деятельности, совершенствование способов ее выполнения приводят к кардинальной перестройке личности, т.е. к переходу с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий. В связи с этим Е.А. Климов предложил выделить семь фаз профессионального становления (точных хронологических границ здесь быть не может, так как возрастные особенности задаются не только физиологически, но и многоаспектными условиями культуры):
1) оптант (фаза оптации, т.е. выбора профессии) — человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор;
2) адепт (фаза адепта, т.е. освоения профессии) — человек привержен выбранной профессии и осваивает ее; в зависимости от профессии это может быть и многолетний, и кратковременный процесс, например, инструктаж по технике безопасности;
3) адаптант (фаза адаптации, т.е. вхождения в профессию) — работник адаптируется к нормам коллектива, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи;
4) интернал (фаза интернала, т.е. приобретения профессионального опыта) — опытный работник может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными задачами, что признают коллеги по работе, по профессии;
5) мастер (фаза мастерства, т.е. квалифицированной трудовой деятельности) — работник может решать как простые, так и очень трудные профессиональные задачи, с которыми не все коллеги могут справиться;
6) авторитет (фаза достижения профессионалом высокой квалификации) — мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране);
7) наставник (фаза наставничества, т.е. передачи профессионалом своего опыта) — авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками .
К.М. Левитан выделяет три основные стадии профессионального становления в зависимости от формирования отношения к себе как субъекту собственной профессиональной деятельности:
1) подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии;
2) начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала;
3) основная (послевузовская) стадия — период развития всех сущностных сил личности с целью ее полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала .
В.А. Сластении предлагает выделять четыре уровня профессионального становления личности в зависимости от цели:
1) адаптивный уровень — приспособление к профессиональной деятельности: адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям; профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне; стимулирование различных форм самостоятельности и активности; формирование навыков самообладания, эмоциональной саморегуляции; принятие субъект-субъектных взаимоотношений; нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем;
2) профессионально-репродуктивный уровень — освоение профессиональных знаний и умений: развитие потребности в профессиональной реализации; актуализация познавательной рефлексии; овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности; развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути; развитие мышления, понимания;
3) личностно-продуктивный уровень — принятие личностного смысла профессиональной деятельности: развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества; поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем; выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности;
4) субъектно-креативно-профессиональный уровень — практическая реализация профессионального становления будущего специалиста: субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста; умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности; усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане; систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей; нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности; полная готовность к профессиональной деятельности .
Динамика профессионального становления, с точки зрения СИ. Сотниковой, представляет собой некую траекторию, отражающую динамику конкурентоспособности работника и охватывающую ряд стадий :
1) осознание своих потенциальных конкурентных преимуществ работником — он инертен, и его необходимо убедить в необходимости совершенствования выявленных конкурентных преимуществ;
2) развитие конкурентных преимуществ — основное внимание сосредоточивается на достижении соответствия квалификации работника сложности предполагаемой или выполняемой работы;
3) активизация использования конкурентных преимуществ;
4) стабилизация конкурентных преимуществ — важнейшей задачей является реализация последовательных усилий, противодействующих «моральному и физическому износу» компетенций в труде, сохранение «завоеванных» социально-профессиональных позиций работником;
5) угасание конкурентных преимуществ, утрата работником конкурентоспособности. Конкурентные преимущества работника завершают свой жизненный цикл, работник становится неконкурентоспособным, а организация вынуждена либо довольствоваться посредственными результатами его труда, либо уволить такого работника.
 
 

Читайте также:  Жизненный цикл для проектов по разработке программного обеспечения

Источник

Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина

На реке это единственный способ заставить чайник вскипеть.
Если он заметит, что вы с нетерпением этого ожидаете, он даже не зашумит.
Вам лучше отойти подальше и начать есть, как будто вы вообще
не хотите чаю. На чайник не следует даже оглядываться. Тогда вы
скоро услышите, как он булькает, словно умоляя вас поскорее заварить чай.
Если вы очень торопитесь, то хорошо помогает громко говорить друг другу,
что вам совсем не хочется чая и что вы не будете его пить.
Вы подходите к чайнику, чтобы он мог вас услышать, и кричите: “Я не хочу чая!
А ты, Джордж?” И Джордж отвечает: “Нет, я не люблю чай, выпьем лучше лимонаду”.
Джером К. Джером. Трое в лодке

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в
области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным
ростом.

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями
внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными
целями, желаниями и установками.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках
профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная
карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в
начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации
(овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением
инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека
в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы
    в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления,
    все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Читайте также:  Жизненный цикл проекта это период времени

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап
карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели
профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной
мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая
характеристика

Особенности мотивации
(по Маслоу)

ПредварительныйДо 25 летПодготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельностиБезопасность, социальное признание
СтановлениеДо 30 летОсвоение работы, развитие профессиональ-ных навыковСоциальное признание, независимость
ПродвижениеДо 45 летПрофессио-нальное развитиеСоциальное признание, самореализация
ЗавершениеПосле 60 летПодготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной сменыУдержание социального признания
Пенсионный После 65 летЗанятие другими видами деятельностиПоиск самовы-ражения в новой сфере деятельности

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной
деятельности в начале професионального пути важно учитывать тип личности человека,
выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели
считается типологияличностейДж. Голланда:

Тип личности

Содержание деятельности

РеалистическийОриентация на манипулирование инструментами и механизмами
ИсследовательскийОриентация на поиск
АртистичныйОриентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию
СоциальныйОриентация на взаимодействие с людьми
ПредпринимательскийОриентация на влияние на людей
Конвенциональный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Выбор карьеры

Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может
приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации,
тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих
ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в
которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки
друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры,
является типология Е.А. Климова. Все виды деятельности разделены по
предметам труда:

Тип П — “человек — природа”, если главный, ведущий предмет труда
— растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т — “человек — техника”, если главный, ведущий предмет труда
— технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Рис. 8.3. Типология личностей Дж. Голланда

Тип Ч“человек — человек”, если главный, ведущий
предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.

Тип З“человек — знак”, если главный, ведущий
предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные
языки.

Тип Х“человек — художественный образ”, если главный,
ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом,
однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие
основные ситуации выбора профессии:

ТрадицияВопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев
СлучайВыбор произошел случайно в силу некоего события
ДолгВыбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии,
призвании или обязательствах перед людьми
Целевой выборВыбор связан с сознательным определением целей профессиональной
деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения
(до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)
Читайте также:  Жизненный цикл строительных материалов

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального
развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии
может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры
— временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды
овладения деятельностью.

В соответствии с фазами развития профессионала различают:

оптант(фаза оптации). Человек озабочен вопросами
выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических
границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные
особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями
культуры;

адепт(фаза адепта). Это человек, уже вставший на
путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии
это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой
инструктаж);

адаптант(фаза адаптации, привыкания молодого специалиста
к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала
в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной
работе;

интернал(фаза интернала). Опытный работник, который
любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно
справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи
по работе, по профессии;

мастер(продолжающаяся фаза мастерства). Работник
может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть
может, не всем коллегам по плечу;

авторитет(фаза авторитета, как и фаза мастерства,
суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный
в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В
зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет
те или иные высокие формальные показатели квалификации;

наставник(фаза наставничества). Авторитетный мастер
своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями
опыта, учениками.

Фазы развития профессионала можно представить следующей схемой:

     

Наставник

    

Авторитет

 
   

Интернал

Мастер

 
 

Адепт

Адаптант

   

Оптант

     

Планирование карьеры — одно из направлений кадровой
работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития
и продвижения специалистов.

Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей
человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся
в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее),
фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной
позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное
представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить
необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном
месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу,
сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные
мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования,
представлены ниже:

Субъект
планирования

Мероприятия
по планированию карьеры

СотрудникПервичная ориентация и выбор профессии
Выбор организации и должности
Ориентация в организации
Оценка перспектив и проектирование роста
Реализация роста
Менеджер по персоналуОценка при приеме на работу
Определение на рабочее место
Оценка труда и потенциала сотрудников
Отбор в резерв
Дополнительная подготовка
Программы работы с резервом
Продвижение
Новый цикл планирования
Непосредственный руководитель (линейный
менеджер)
Оценка результатов труда
Оценка мотивации
Организация профессионального развития
Предложения по стимулированию
Предложения по росту

Условия карьеры. Продвижение по службе
определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация,
отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

Среди объективных условий карьеры:

  • высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой
    организации;
  • длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой
    индивидуумом в организации, до высшей точки;
  • показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом
    уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум
    в данный момент своей карьеры;
  • показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный
    период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу
    лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой
у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая.
Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную
карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и
специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может
быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на
эффективности их дальнейшей деятельности.

Источник