Инструкция по охране труда кабинетов гуманитарного цикла
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома Директор школы №:
________ . _______
« » г. «____»___________ г.
ИНСТРУКЦИЯ №
по охране труда при проведении занятий
в кабинетах гуманитарного цикла
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
– нарушение осанки,
– искривление позвоночника,
– развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.3. Учащиеся должны:
– пройти инструктаж по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла;
– при проведении занятий и на перемене соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
– в процессе занятий ученики обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий, содержать в чистоте свое рабочее место;
– при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;
– о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить учителю.
1.4. Учащимся запрещается:
– приносить в школу колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
– бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга;
– кидать различные предметы друг в друга.
1.5. Учитель должен:
– провести инструктаж для учащихся по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда»;
– при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;
– обеспечить устойчивость мебели, имеющейся в кабинете, в т.ч. и классной доски;
– о возникающих неполадках сообщить администрации школы;
– исключить из пользования непригодное оборудование;
– при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации школы;
– знать пути эвакуации учащихся из гимназии на случай возникновения угрозы пожара или другой чрезвычайной ситуации.
1.6. Учителю запрещается:
– допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла;
– оставлять без присмотра учащихся;
– ставить тяжелые предметы на незакрепленные шкафы;
– ставить цветы на шкафы и подоконники;
– оставлять включенными электроприборы;
– использовать непроверенное оборудование;
– закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.
2.1 Учитель обязан:
– пройти инструктаж по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла;
– провести инструктаж с учащимися по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла;
– проветрить помещение перед началом занятий;
– включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания;
– убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;
– убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами – не менее 0,5 -0,7.м, расстояние между задней стеной кабинета и столами – 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов – 2.4-2,7.м, расстояние от классной доски до последних столов – не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.;
– убедиться в исправности технических средств обучения;
– проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета;
– убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20 оС;
– проверить устойчивость и состояние мебели.
2.2. Учителю запрещается:
– оставлять без присмотра учащихся на уроках и во время перемен;
– допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в кабинете географии;
– ставить какие-либо предметы на шкафы;
– с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не допускается расставлять на подоконниках цветы;
– допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, классной доски, немедленно принять меры по устранению неполадок.
2.3. Учащиеся обязаны:
– пройти инструктаж по охране труда на занятиях в кабинетах гуманитарного цикла;
– выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинетах гуманитарного цикла.
2.4. Учащимся запрещается:
– трогать наглядные пособия и другое учебное оборудование без разрешения учителя;
– трогать розетки и другие электрические приборы;
– нарушать требования учителя по охране труда в кабинетах гуманитарного цикла;
– бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга;
– нарушать порядок размещения мебели в кабинете.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
3.1. Учащиеся обязаны:
– соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;
– во время проведения физкультминуток аккуратно выполнять упражнения.
3.2. Учащимся запрещается:
– находиться в кабинете в отсутствии учителя;
– трогать учебное оборудование без разрешения учителя;
– самостоятельно включать электроприборы;
– во избежание падения из окна, а также ранения стеклом вставать на подоконник;
– делать резкие движения во избежание травмы;
– открывать фрамуги, окна без разрешения учителя.
3.3. Учитель обязан:
– обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;
– обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;
– выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;
– соблюдать нормы освещенности кабинета;
– при работе с техническими средствами обучения соблюдать все правила их эксплуатации и охраны труда;
– посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130-145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145-160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост 160-175 см, мебель группы № 6 (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.;
– выполнять следующие требования СанПин по размещению учащихся: учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалением верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника;
– обеспечить исправность демонстрационных электрических приборов, которые должны иметь заземление или зануление;
– поддерживать чистоту стекол: стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также очистка светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам запрещается;
– обеспечить безопасную эксплуатацию фрамуг: при открывании окон рамы фиксировать в открытом положении специальным механизмом. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.4. Учителю запрещается:
– оставлять без присмотра учащихся;
– использовать неисправное оборудование.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Учащиеся обязаны:
– при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;
– при получении травмы немедленно сообщить об этом учителю, который обязан оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации школы.
4.2. Учитель обязан:
– в случае получения учеником травмы сообщить о происшедшем врачу и администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение в сопровождении взрослого;
– знать пути эвакуации учащихся из помещения в случае возникновения пожарной опасности или другого стихийного бедствия;
– при возникновении опасности немедленно эвакуировать учащихся из кабинета, соблюдая правила эвакуации;
– при возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть;
– при прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, вызвать сантехника и сообщить об этом работникам службы безопасности школы.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1. Учащиеся обязаны:
– привести в порядок рабочее место;
– спокойно, не задевая, не толкая друг друга, выйти из кабинета.
5.2. Учитель обязан:
– выключить электроприборы;
– привести в порядок свое рабочее место;
– проветрить кабинет;
– закрыть окна, фрамуги и выключить свет;
– закрыть кабинет.
Уполномоченный по охране труда _________
С инструкцией ознакомлен:
« » ____________________ 20___года
Источник
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий в кабинетах математического и гуманитарного циклов.
ИОТ – 016 – 98
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К занятиям в кабинетах математического и гуманитарного циклов допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
– нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
– нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает об этом администрации учреждения.
1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь свето-рассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130-145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145-160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) рост 160-175 см, мебель группы № 6 (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами.
Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.3. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ.
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Источник
Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного проведения занятий в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарного циклов.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К занятиям в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарного циклов допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда, допущенные к обучению в установленном порядке.
1.2. В процессе обучения возможны следующие опасные факторы:
– нарушение осанки учащихся, искривления позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.3. При получении учащимся травмы оказать первую по¬мощь пострадавшему, сообщить об этом администрации образовательного учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее медицинское учреждение или вызвать скорую помощь по телефону 103.
1.4. Нарушение требований данной инструкции и других инструкций по охране труда влечёт за собой применение мер дисциплинарного воздействия. При нарушениях, влекущих несчастный случаи с людьми или иные тяжкие последствия, нарушители могут быть привлечены к административной, материальной или уголовной ответственности.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк. (20 вт/кв.м.) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк. (48 вт/кв.м.) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабине¬та: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым рядом сто¬лов должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутрен¬ней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м, расстояние от классной доски до последних сто¬лов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, убедиться в целостности стекол в окнах.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20° С.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Усаживать учащихся за рабочие столы в соответствии с их ростом и состоянием здоровья.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не реже одного раза в квартал учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете, а также исключения случаев опрокидывания не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
3.5. Стекла окон очищать от пыли и грязи два раза в год, а очистку светильников производить не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание выпадения из окна, а также ранения стеклами, запрещается вставать на подоконник.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При плохом самочувствии учащийся обязан сообщить учителю (преподавателю).
4.2. При прорыве системы отопления необходимо немедленно удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
4.3. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 101 и администрации образовательного учреждения и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. При получении учащимся травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о происшествии администрации образовательного учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее медицинское учреждение или вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Скачать Инструкцию
Источник