Формат цикла с постусловием

Формат цикла с постусловием thumbnail

Циклы

Здравствуйте, дорогие читатели! Вот мы с вами и подошли к изучению циклов. Циклы в Паскаль. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего они нужны? Именно на эти вопросы я сегодня и отвечу.

Если вы читали этот урок, то знаете, что существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.

В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.

Циклы

Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла – это набор повторяющихся операторов, а условие – это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.

Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.

Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

While, или цикл с предусловием

Как вы, наверное, уже поняли из названия, while – это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.

While имеет формат:

while < условие> do <оператор 1>; {Пока … делай ….}

Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки – begin и end;.

Решение задачи.

program example_while; var i, N: integer; { объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } while i <= N do {Как только i станет больше N, цикл прекратится (можно было бы написать просто <, но пришлось бы добавлять 1 к N) } begin {Открываем операторные скобки} write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} end; { закрываем скобки } end.

Repeat, или цикл с постусловием

Repeat – полная противоположность while. Repeat – это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.

Repeat имеет формат:

repeat { повторяй … }

<оператор 1>;

< оператор 2>;

until {до…} <условие>

Begin и end не требуются.

Решение задачи.

program example_repeat; var i, N: integer;{ объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } repeat {после repeat не требуется begin и end } write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} until i = N + 1; {Например, i = 11, а N = 10. Цикл прекратится, так условие стало true.} end.

For, или цикл с параметром

For – это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.

Существует две формы записи этого цикла:

Первая форма

for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <оператор1>;

После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.

<значение1> – это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.

<конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.

Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.

И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> – переменные целого типа.

Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.

Вторая форма

for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;

После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.

<значение2> – это начальное значение счетчика.

<конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.

Два важных примечания:

  1. Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
  2. Изменять значение счетчика внутри тела нельзя! Вот что выводит компилятор:

for

Решение задачи:

program example_for; var i, N: integer; begin read(N); {предположим, что мы ввели 10} for i := 1 to N do write(i, ‘ ‘); {количество итераций – 10 – 1 + 1 = 10} end.

Согласитесь, данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for – не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар – это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.

Давайте решим пару задач.

For1. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.

Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.

program for1; var K, N, i: integer; begin read(K, N); for i := 1 to N do write(K, ‘ ‘); {Пишем К через пробел } end.

For2. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.

Так как A < B, то цикл должен будет выводить все числа от А до B. Чтобы сосчитать количество чисел, используем формулу: <конечное_значение> – <начальное_значение> + 1.

program for2; var A, B, i, count: integer; begin read(A, B); for i := A to B do write(i, ‘ ‘); {выписываем числа от меньшего к большему} count := B – A + 1; {считаем количество чисел} writeln; write( ‘Количество чисел – ‘, count); end.

Читайте также:  Автомойки с замкнутым циклом воды

For9. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.

Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.

program for9; var A, B, i, S: integer; begin read(A, B); S := 0; {PascalABC делает это автоматически, но если у вас другой компилятор советуем обнулять переменные вручную} for i := A to B do S := S + Sqr(i); {складываем все квадраты} writeln; write( ‘Сумма квадратов – ‘, S); end.

For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.

Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.

program for13; var N, A, i: integer; S: real; begin Write(‘N = ‘); readln(N); S := 1.1; A := 1; {Сначала положительное} for i := 2 to N do {первую итерацию цикла мы уже произвели, поэтому начинаем отсчет с 2} begin A := -A; {Теперь отрицательное} S := S + A * (1 + i / 10); {Складываем} end; Writeln(S:5:1); {Отдадим под дробную часть одно знакоместо} end.

While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.

Каждый раз вычитаем B из А, пока А – В >= 0.

program while1; var A, B: integer; begin readln(A, B); while (A – B) >= 0 do A := A – B; {Пока разница положительная, вычитаем. Необходимо предусмотреть вариант с кратностью А и B, поэтому >=} write(A); end.

While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является – вывести False.

Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 – число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число – не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и mod, и как работают логические выражения.

program while4; var N: integer; begin readln(N); while N mod 3 = 0 do N := N div 3; {Пока остаток от деления на три равен нулю, делим N нацело } writeln(N = 1); {логическое выражение} end.

На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.

Источник

На занятии рассматривается цикл с постусловием в Паскаль Repeat и происходит знакомство со строковым типом данных

Основной задачей портала labs-org.ru является предоставление возможности получения навыков решения практических задач с использованием языка программирования Pascal. На основе решенных примеров и заданий по Паскалю, изложенных по мере увеличения их сложности, даже новичкам будет достаточно просто усвоить предоставленный материал.

Цикл с постусловием в Паскаль (repeat)

Пример: Ввести целое положительное число (n) и определить четное ли оно.

Проблема 1: Как избежать ввода отрицательного числа или нуля?

Решение 1: Если вводится неверное число, то нужно вернуться назад к вводу данных (цикл).

Проблема 2: Неизвестно, сколько шагов надо сделать.

Решение 2: Надо остановиться, когда n > 0, т.е. надо делать «до тех пор пока n не станет больше0».

  • Один раз тело цикла надо сделать в любом случае => проверку условия цикла надо делать в конце цикла (цикл с постусловием)!.
  • Цикл Repeat в Паскале используется для организации повторений (итераций) с заранее неизвестным их числом.
  • Цикл повторяется до тех пор, пока не станет истинным некоторое условие.

repeat оператор1; оператор2; . . .; операторN until условие {до тех пор, пока условие не станет истинным}

Блок-схема решения примера:

Блок-схема решения примера

Блок-схема решения примера

Решение на Паскале:

Цикл repeat пример на паскале

  • Операторы образуют тело цикла и будут выполняться до тех пор, пока значение “условие” не станет равно true, т.е. не станет истинным.
  • Условием может быть переменная или логическое выражение.
  • Проверка условия осуществляется уже после первого прохождения операторов тела структуры, т.е. после первой итерации, т.о. цикл с постусловием в Паскаль обязательно выполнится хотя бы один раз, независимо от истинности условия.

Еще одно использование цикла Repeat рассмотрим на примере с решением.

Пример: Печатать «ноль» указанное количество раз

Показать решение:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10var i,n:integer; begin write (‘kolichestvo raz’); readln(n); i:=1; repeat write(0); i:=i+1 until i>n end.

В решенной задаче оператор 8-й строки – это счетчик (i:=i+1), который просчитывает количество раз и одновременно является условием для выхода из цикла.

Задача 1. Написать программу решения задачи о печати чисел 3 5 7 9 11 13. Для решения задачи использовать цикл Repeat

Узнать о работе оператора с постусловием в Паскале можно также из видеоурока:

Строковый тип данных в Паскаль

Для решения следующей задачи нам пригодится работа со строковым типом данных.

Рассмотрим как объявляются строки в Паскале:

Объявление строковой переменной:

Присваивание значения строковой переменной:

str:=’вот такая вот строка’;

Пример использования строковых переменных в Паскале

Читайте также:  Связь рекламной деятельности с циклом жизни товара курсовая
1 2 3 4 5 6 7var str1,str2: string; begin str1:=’Привет, ‘; writeln(‘Ваше имя?’); readln(str2); writeln(str1,str2) end.

Теперь снова возвращаемся к нашему циклу repeat.

Задача 2. Компьютер предлагает человеку ввести слово, после чего распечатывает это слово, снабдив его восклицательным знаком. Затем снова предлагает ввести слово и так до тех пор, пока человек не введет слово «Хватит». Распечатав его с восклицательным знаком, компьютер отвечает: «Хватит так хватит» и заканчивает работу. Для решения задачи использовать цикл с постусловием в Паскаль.

Дополнительно: Перед выводом каждого слова необходимо выводить его порядковый номер.

Источник

В Си существуют все три типа операторов цикла: цикл с предусловием, цикл с постусловием и цикл с па­раметром.

Цикл с предусловием. Формат оператора цикла с предусловием:

while (выражение) оператор;

Цикл повторяет свое выполнение, пока значение выражения от­лично от нуля, т. е. заключенное в нем условие цикла истинно.

В качестве примера использования оператора цикла рассмот­рим программу вычисления факториала целого положительного числа N!. Сопоставим программу решения этой задачи, написан­ную на Си.

// Программа вычисления факториала

#include <iostream.h>

void main()

{ long int F;

int i,N;

cout<<“N=”;

cin>>N;

F=i=l;

while(i<=N) F=F*i++;

cout<<“n”<<N<<” !=”<<F;

}

Обратите внимание на операторы в теле цикла. Конечно, и в Си-программе можно было написать два оператора присваива­ния, объединив их фигурными скобками. Однако использован­ный способ записи более лаконичен и более характерен для Си. Этот же самый оператор можно было записать еще короче: F*=i++

При практическом использовании этой программы не следует забывать, что факториал – очень быстро растущая функция, и поэтому при определенных значениях N выйдет из диапазона, со­ответствующего типу long int. Задав для переменной F тип uned long, можно сдвинуть эту границу, но этого может оказаться недостаточно. Предлагаем в качестве самостоятельного задания исследовать предельные значения N для двух указанных типов переменной F.

Интересно свойство следующего оператора:

while(1);

Это бесконечный пустой цикл. Использование в качестве вы­ражения константы 1 приводит к тому, что условие повторения цикла все время остается истинным и работа цикла никогда не заканчивается. Тело в этом цикле представляет собой пустой опе­ратор. При исполнении такого оператора программа будет «топ­таться на месте».

Рассмотрим еще один пример использования оператора цикла while. Вернемся к задаче итерационного вычисления суммы гар­монического ряда: 1 + 1/2 + 1/3 + … с заданной точностью ε. Снова сопоставим программу на С++.

// сумма гармонического ряда

#include <iostream.h>

#include <limits.h>

void main()

{int n=l;

double S=0, eps;

cout<<“Toчность:”;

cin>>eps;

while(1.0/n>eps && n<INT_MAX)

S+=l./n++;

cout<<“nCyммa=”<<S;

}

Файл limits .h, подключаемый препроцессором, содержит оп­ределения предельных констант для целых типов данных. В част­ности, константа с именем int_max равна максимальному значе­нию типа int в данной реализации компилятора. Если для типа int используется двухбайтовое представление, то int_max=327 67. В этом же заголовочном файле определены и другие константы: INT_MIN=-327 68; LONG_MAX=214 74 8 3 64 7 и т.д.

Цикл с постусловием. Формат оператора цикла с постусловием:

do оператор while (выражение);

Цикл выполняется до тех пор, пока выражение отлично от нуля, т.е. заключенное в нем условие цикла истинно. Выход из Цикла происходит после того, как значение выражения станет ложным, иными словами равным нулю. В качестве при­мера рассмотрим программу вычисления N!, в которой используется цикл с постусловием.

#include <iostream.h>

void main()

{ long int F;

int i,N;

cout<<“N=”; cin>>N;

F=i=1;

do F*=i++;

while(i<=N);

cout<<“n”<<N<<“!=”<<F; }

Цикл с параметром. Формат оператора цикла с параметром:

for (выражение_1; выражение_2; выражение_3) оператор;

Выражение 1 выполняется только один раз в начале цикла. Обыч­но оно определяет начальное значение параметра цикла (инициа­лизирует параметр цикла). Выражение 2 – это условие выполне­ния цикла. Выражение 3 обычно определяет изменение параметра цикла, оператор – тело цикла, которое может быть простым или составным. В последнем случае используются фигурные скобки.

Формат цикла с постусловием

Рис 4

Алгоритм выполнения цикла for представлен на блок-схеме на рис. 4.

Обратите внимание на то, что после вычисления выражения 3 происходит возврат к вычислению выражения 2 – проверке условия повторения цикла.

С помощью цикла for нахождение N! можно организовать следующим обра­зом:

F=l;

for(i=l;i<=N;i++) F=F*i;

Используя операцию «запятая», мож­но в выражение 1 внести инициализа­цию значений сразу нескольких пере­менных:

for(F=l,i=l;i<=N;i++) F=F*i;

Некоторых элементов в оператора for может не быть, однако разделяющие их точки с запятой обязательно должны присутствовать. В сле­дующем примере инициализирующая часть вынесена из операто­ра for:

F=1;

i=1;

for(;i<=N;i++) F=F*i;

Ниже показан еще один вариант вычисления N!. В нем на месте тела цикла находится пустой оператор, а вычислительная часть внесена в выражение 3.

for(F=l,i=l;i<=N;F=F*i,i++);

Этот же оператор можно записать в следующей форме:

for(F=l,i=l;i<=N;F*=i++);

В языке Си оператор for является достаточно универсальным средством для организации циклов. Вот пример вычисления суммы элементов гармонического ряда, превышающих заданную величину ε:

for(n=l,S=0;1.0/n>eps && n<INT_MAX;n++) S+=1.0/n;

И наконец, эта же самая задача с пустым телом цикла:

for(n=l,S=0;1.0/n>eps && n<INT_MAX;S+=l.0/n++);

Читайте также:  Как работает оператор цикла for

Следующий фрагмент программы на Си++ содержит два вло­женных цикла for. В нем запрограммировано получение на экране таблицы умножения.

for(х=2;х<=9;х++)

for(y=2;y<=9;y++)

cout<<“n”<<x<<“*”<<y<<” = “<<x*y;

На экране будет получен следующий результат:

2*2=4

2*3=6

………

9*8=72

9*9=81

Оператор continue. Если выполнение очередного шага цикла требуется завершить до того, как будет достигнут конец тела цик­ла, используется оператор continue. Следующий фрагмент программы обеспечивает вывод на экран всех четных чисел в диапа­зоне от 1 до 100.

for<i=l;i<=100;i

{if(i%2) continue;

cout<<“t”<<i; }

Для нечетных значений переменной i остаток от деления на 2 будет равен единице, этот результат воспринимается как значе­ние «истина» в условии ветвления, и выполняется оператор continue. Он завершит очередной шаг цикла, выполнение цикла перейдет к следующему шагу.

Оператор goto. Оператор безусловного перехода goto суще­ствует в языке Си, как и во всех других языках программирования высокого уровня. Однако с точки зрения структурного подхода к программированию его использование рекомендуется ограничить. Формат оператора:

goto метка;

Метка представляет собой идентификатор с последующим дво­еточием, ставится перед помечаемым оператором.

Одна из ситуаций, в которых использование goto является оправданным – это необходимость «досрочного» выхода из вло­женного цикла. Вот пример такой ситуации:

for(…)

{ while (…)

{ for(…)

{… goto exit …}

}

}

exit: cout<<“Bыход из цикла”;

При использовании оператора безусловного перехода необхо­димо учитывать следующие ограничения:

o нельзя входить внутрь блока извне;

o нельзя входить внутрь условного оператора (if …else…);

o нельзя входить внутрь переключателя;

o нельзя входить внутрь цикла.

Источник

Циклы чрезвычайно важны в программирования на C++, да и в остальных языках. Начнем с теории.

Цикл – это повторение одного и того же участка кода в программе. Последовательность действий, которые повторяются, называют телом цикла. Один проход цикла – это шаг или итерация. Переменные, изменяющиеся внутри цикла и влияющие на его окончание, называются параметрами цикла.

В C++ предусмотрены три оператора, реализующих циклический процесс: while, do..while и for. Рассмотрим каждый из них.

Оператор с предусловием (while)

Он работает следующим образом. Вычисляется значение выражения. Если оно истинно, то выполняется оператор. В противном случае цикл заканчивается. Если состоит более чем из одного оператора, необходимо использовать составной оператор:

while условие

{

оператор_1;

оператор_2;

оператор_n;

}

Рассмотрим пример. Пусть нам необходимо составить программу, которая в зависимости от возраста пользователя определяла сколько лет ему осталось до выхода на пенсию. При условии, что пенсионный возраст наступает в 56 лет.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

#include “stdafx.h”

#include <iostream>

using namespace std;

int main ()

{

int x, y, i, pen; //описаваем нужные переменные

x=0; //стартовое значение переменной

y=56; //определяем пенсионный возраст

while (x<=3) //пока параметр цикла не превышает конечное значение.

//выполнять тело цикла

{

cout<<“How old are you? n”;

cin>>i;

pen=y-i;

cout<<“Remained until retirement (years) = “<<pen<<endl;

x++; //изменение параметра цикла (аналогично x=x+1 (расмотрим в последующих уроках))

}

system (“pause”);

return 0;

}

Вот результат работы программы:

Формат цикла с постусловием

Цикл с постусловием (do…while)

Иногда возникает необходимость, чтобы тело цикла выполнилось хотя бы один раз, но условие не позволяет этому случится. Вот именно тут нам поможет цикл с постусловие do…while. Который реализован следующей конструкцией:

do оператор while (выражение);

Работает цикл следующим образом. В начале выполняется оператор, затем вычисляется значение выражения. Если оно истинно, оператор тела цикла выполняется еще раз.

Рассмотрим код на примере прошлой программы, изменив некоторые строки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

#include “stdafx.h”

#include <iostream>

using namespace std;

int main ()

{

int x, y, i, pen; //описаваем нужные переменные

x=0; //стартовое значение переменной

y=56; //определяем пенсионный возраст

do

{

cout<<“How old are you? n”;

cin>>i;

pen=y-i;

cout<<“Remained until retirement (years) = “<<pen<<endl;

x++; //изменение параметра цикла (аналогично x=x+1)

}

while (x<=-1); //условие ложно, но цикл выполняется 1 раз

system (“pause”);

return 0;

}

Цикл с параметром (for)

Данный цикл можно представить такой конструкцией;

for (начальные_присваивания; выражение; приращение) оператор;

Здесь начальные_присваивания – оператор или группа операторов, применяемые для присвоения начальных значений величинам используемым в цикле; выражение – определяет условие выполнения цикла, если оно истинно, то цикл выполняется; приращение – оператор, который выполняется после каждого шага (прохода) по телу цикла; оператор – любой оператор.

Давайте на примере задачи рассмотрим цикл с параметром. Нам необходимо посчитать сумму чисел от 1 до 500. Делаем:

#include “stdafx.h”

#include <iostream>

using namespace std;

int main ()

{

int i; //определяем переменную

int sum = 0;

for (i=1; i<=500; i=i+1) // задаем начальное значение, конечное 500, шаг цикла

{

sum = sum + i;

}

cout << “The sum of the numbers from 1 to 500 = ” <<sum<<endl;

system (“pause”);

return 0;

}

Ответ будет 125250.

Похожие записи:

  • Матрицы в C++. Общие сведения
  • Классы в C++. ООП. Конструктор
  • C++. Функция-деструктор и массив экземпляров
  • Первая визуальная программа на Visual C++. MFC
  • Visual C++. Использование мыши в MFC приложениях

Источник