Ее структура жизненный цикл семьи

Ее структура жизненный цикл семьи thumbnail

Жизненный цикл семьи – это закономерная последовательность этапов, которые проходит в своём развитии семья. Выделяют стадии, или этапы, жизненного цикла, то есть период времени существования семьи от одного семейного события до другого.

Термин «жизненный цикл семьи» (англ. Family Life Cycle) был введён Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 году[1]. Динамику развития семьи они изучали, опираясь на теорию Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью последовательно на каждой из стадий развития семьи.

В рамках системного подхода, который часто используется в семейной психологии и психотерапии, семья определяется как самоорганизующаяся социальная система, которая находится в постоянном взаимодействии и взаимообмене с внешним миром (окружающей средой). В рамках этого подхода выделяют два закона, в соответствии с которыми осуществляется функционирование семьи:

  1. Закон гомеостаза. Согласно этому закону, деятельность семьи направлена на сохранение постоянства и стабильности.
  2. Закон развития. Этот закон подразумевает, что семья в историческом аспекте характеризуется тремя терминами: генезис, развитие и ликвидация.

Из второго закона следует, что существует некий жизненный цикл семьи, и можно говорить о периодичном и последовательном её изменении. Каждая стадия жизненного цикла семьи включает в себя характерные для неё задачи развития.

«Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи»[2]. Карабанова О.А., доктор психологических наук, считает, что психологические изменения, связанные с возрастом и касающиеся каждого из членов семьи, в корне меняют её жизнь: “изменяются система потребностей и мотивов личности, способы её поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом”[2].

Периодизации семейного цикла[править | править код]

Существует большое число различных периодизаций семейного цикла. В качестве критериев для выделения стадий разные авторы используют разные показатели: наличие или отсутствие детей и их возраст; возраст супругов; стадии развития брака; изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации и т. д. В качестве критерия периодизации развития семейной системы также могут выступать наиболее значимые события в жизни семьи: например, некоторые моменты взаимодействия членов семьи, которые образуют так называемый семейный сюжет.

Однако на основе обзора существующих периодизаций можно сделать заключение, что основным критерием для них выступает изменение места детей в структуре семьи и исполнение супругами воспитательной функции.

Э. Дювалль[3] (1957) рассматривает следующие стадии жизненного цикла семьи, основанные на критерии наличия или отсутствия детей в семье и их возраста:

  1. Формирующаяся семья (0-5 лет), детей нет.
  2. Детородящая семья, возраст старшего ребёнка до 3 лет.
  3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребёнку 3-6 лет.
  4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребёнку 6-13 лет.
  5. Семья с детьми-подростками, старшему ребёнку 13-21 год.
  6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
  7. Супруги зрелого возраста.
  8. Стареющая семья.

Э. К. Васильева[4] (1975) выделяет пять стадий семейного цикла, на каждой из которых решаются свои специфические задачи её развития[2].

К критериям выделения стадий семейного цикла Васильева добавила такие критерии, как: наличие собственных семей у детей, начало трудовой деятельности детей, совместное проживание детей с родителями:

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Рождение и воспитание детей: продолжается до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребёнка.
  3. Окончание выполнения семьёй воспитательной функции: продолжается до того момента, когда на попечении родителей не остаётся ни одного из детей.
  4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.
  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Б. Картер и М. МакГолдрик[5] (1988) разработали периодизацию, в основе критериев которой лежат важные характеристики семьи: состав, жизненные цели и реализуемые для их достижения задачи, а также “переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы”[2]. Карабанова О.А. отмечает, что последний критерий – это нормативный кризис семьи, потому что каждый переход на новый этап жизненного цикла семьи происходит неразрывно с перестройкой прежней семейной системы.

  1. Добрачный период или “время монады”. На данном этапе основной целью является взросление личности, достижение ею экономической и эмоциональной независимости, а также принятие ответственности за себя и свою судьбу. В основные задачи во “время монады” входят: сепарация от родительской семьи и достижение независимости, развитие интимности межличностных отношений[6], в т.ч. поиск брачного партнёра, получение профессии и начало профессиональной трудовой деятельности.
  2. Заключение брака, образование новой семейной пары или “время диады”. Главная цель “времени диады” заключается в формировании на основе заключения брака новой семейной системы. Перед партнёрами встаёт обширный спектр задач, от разрешения которых во многом будет зависеть успешное функционирование семьи и её будущее. Новой семье необходимо решать задачи брачно-семейной адаптации, выработки определённых взаимоотношений с родителями и родственниками каждого из супругов, распределения семейных ролей, формирование и принятие семейного уклада и ценностей семьи, установление общего бюджета и многие другие.
  3. Семья с маленькими детьми. Целью этого этапа является начало осуществления семьёй воспитательной функции в связи с включением в неё новых членов. На данном этапе структурно-функциональное строение семьи меняется, формируются супружеская и родительско-детская подсистемы, складывается родительская позиция матери и отца, вырабатываются и реализуются стратегия и методы воспитания, семейная система адаптируется к вхождению в неё детей, устанавливаются новые взаимоотношения с расширенной семьёй (в частности, прародители принимают роли дедушек и бабушек). В результате рождения ребёнка в семье развивается серьёзный кризис. Ряд авторов подразделяет указанную стадию жизненного цикла семьи на стадии семьи с детьми младенческого возраста, с детьми дошкольного возраста, с детьми школьного возраста (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, Н.Л. Васильева)[2].
  4. Семья с детьми подросткового возраста. Данный этап жизненного цикла семьи во многом определяется развитием семейной системы в связи с возрастанием независимости детей от родителей и появлением у супругов обязанности заботиться о прародителях. Среди основных задач можно выделить изменение родительско-детской системы отношений в сторону признания взросления детей и принятия их права на некоторую степень самостоятельности и независимости, заботу о старшем поколении и разрешение супругами кризиса середины жизни. Часто этот этап характеризуют повышенным уровнем тревоги, появлением у супругов чувства “утраты любви”, низким уровнем субъективной удовлетворённости браком.
  5. Период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения. Главной целью этого этапа является “формирование гибкой семейной системы с открытыми границами”[2]. Перед супругами встаёт задача реорганизации семьи как диады, между детьми и родителями складывается система отношений по типу “взрослый-взрослый”. В семейную систему на данном этапе включаются новые члены (партнёры взрослых детей), и супруги осваивают новые для них роли бабушки и дедушки. На этом этапе завершается осуществление семьёй воспитательной функции, дети создают собственные семьи, а супруги должны вновь построить отношения в рамках “семьи-диады”.
  6. Период жизни после отделения детей. На данном этапе система отношений поколений в рамках расширенной семьи перестраивается, при этом учитываются возрастные изменения супругов. Среди основных задач выделяются приобретение мудрости и опыта старости, изучение и осуществление новых семейных и социальных ролей как дедушки и бабушки. Чаще всего именно в этот период супруги переживают смерть близких друзей и ровесников. В виду неравномерного старения супругов одному из них приходится переживать утрату другого и строить новую модель жизни. С уходом одного из супругов жизненный цикл семьи завершается.
Читайте также:  Жизненный цикл деятельности организации проходит

Немецкий социолог Рудольф Нойберт выделял сходные этапы жизненного цикла семьи: этап жизни вдвоём, этап рождения и воспитания детей, этап воспитания детей в старшем школьном возрасте, этап отделения детей от родителей и этап воспитания внуков. В периодизации В. Баркаи прослеживается аналогичная последовательность стадий.

В. А. Сысенко[7] (1989) выделяет четыре стадии, критерием разграничения которых выступает количество лет, прожитых супругами в браке:

  1. Совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни.
  2. Молодые браки – от 5 до 9 лет.
  3. Средние браки – от 10 до 19 лет.
  4. Пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

А. И. Антонов и В. М. Медков[8] (1996) рассматривают четыре основные стадии жизненного цикла:

  1. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребёнка.
  3. Стадия социализационного родительства (стадия воспитания) – период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребёнка.
  4. Стадия прародительства – период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).

Г. Навайтис[9] (1999) выделяет шесть этапов развития семьи, выделенных на основании стадий супружеских отношений:

  1. Добрачное общение.
  2. Брак.
  3. Этап медового месяца.
  4. Этап молодой семьи.
  5. Зрелая семья.
  6. Семья людей старшего возраста.

Нормативные семейные кризисы[править | править код]

Нормативный кризис характеризует переход между стадиями жизненного цикла и переживается практически каждой семьёй. При успешном разрешении кризисной ситуации происходит, как правило, гармоничное развитие семьи и личностный рост её членов.

В рамках системного подхода первое подробное рассмотрение жизненного цикла семьи было представлено в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия»[10]. Автор отметил, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа жизненного цикла к другому.

Нормативные кризисы возникают, когда прохождение какого-либо этапа жизненного цикла затрудняется. При этом способы достижения целей, использовавшиеся ранее, перестают быть эффективными при удовлетворении новых потребностей членов семьи. Каждый новый этап связан с изменениями всей структуры семьи и обладает рядом задач, предстающих перед семьёй.

Суть нормативного кризиса семьи заключается в перестройке всей семейной системы, в ходе чего разрешаются противоречия между новыми задачами семьи и сложившимся в семье характером общения и взаимодействия между всеми её членами.

По мнению Карабановой О.А., на каждой стадии жизненного цикла семьи есть два возможных сценария: либо семья успешно разрешает стоящие перед ней задачи (сценарий благополучия), либо семья неспособна разрешить эти задачи и дальнейшее её развитие будет деструктивным (сценарий неблагополучия). Между двумя этими сценариями – множество особых путей развития семьи, которые определяют, насколько гармонично и эффективно она будет функционировать. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач стадии предыдущей при наличии между ними преемственности и взаимосвязи[2].

В. Сатир (1992) выделяет десять основных кризисных этапов в семейном цикле[11] :

  1. Зачатие, беременность и рождение первого ребёнка.
  2. Начало освоения ребёнком человеческой речи.
  3. Налаживание отношений ребёнка с окружающей средой.
  4. Вступление ребёнка в подростковый возраст.
  5. Взросление ребёнка, оставление родительского дома.
  6. Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять).
  7. Наступление климакса в жизни женщины.
  8. Уменьшение сексуальной активности мужчин.
  9. Становление родителей в роли бабушек и дедушек.
  10. Уход из жизни одного из супругов.

Некоторые авторы[12] придерживаются интегрированного подхода (2006), где выделяются семь семейных нормативных кризисов, связанных с жизненным циклом семьи:

  • Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.
  • Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.
  • Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
  • Кризис 4. Принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.
  • Кризис 5. Выросший ребёнок покидает дом.
  • Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем.
  • Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов.

Помимо нормативных, принято выделять также ненормативные кризисы семьи. Ненормативные кризисы семьи могут быть вызваны разводом, изменой супруга, изменением состава семьи, не связанным с рождением ребёнка, финансовыми трудностями и другими стрессорами.

Таким образом, семья в своём развитии проходит ряд стадий (этапов), из которых складывается жизненный цикл семьи. На каждой его стадии присутствуют и кризис, и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Duvall, E. M. & Hill, R. L. Report of the Committee on the Dynamics of Family Interaction. Washington, D.C. National Conference on Family Life, 1948.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – Москва: Гардарики, 2005. – 320 с. – ISBN 5-8297-0189-8.
  3. ↑ Duval, E. M. Family development. Philadelphia Lippincott, 1957 (Revised editions, 1962, 1967, 1971, 1977).
  4. ↑ Васильева Э. К. Семья и её функции. – М.: Статистика, 1975.
  5. ↑ Carter B. & McGoldrick M. (eds.) The changing family life cycle – a framework to family therapy. Boston: Allyn & Bacon, 1988.
  6. ↑ Эриксон Э. Детство и общество. – Москва, 1995.
  7. ↑ Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989. – 176 с.
  8. ↑ Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  9. ↑ Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.
  10. ↑ Хейли, Дж. Необычная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона/ Дж. Хейли. – Спб.: Белый кролик, 1995. – 384 с.
  11. ↑ Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с
  12. ↑ Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
Читайте также:  Методика анализ жизненного цикла

Источник

Жизненный цикл семьи в психологии определяется с момента заключения брака и до прекращения существования малой ячейки общества. Для каждой фазы цикла характерны свои особенности развития, проблемы, кризисы и соответственно пути выхода их них. Понимая динамику становления семьи проще регулировать вектор благополучного сосуществования всех ее членов.

Жизненный цикл семьи это

Подробнее о том, что такое семья, каковы ее функции, структура и типы взаимоотношений, можно прочитать здесь. Все эти параметры влияют на характеристику семьи с точки зрения психологии.

Жизненный циклы семьи – это последовательная смена определенных этапов, с момента формирования и до прекращения существования ячейки общества, отражающих степень ее становления и развития. Началом цикла считается заключения брака, а окончанием – его распад. Распад союза может быть вызвано двумя причинами:

  • официальное расторжение брака – развод;
  • смерть одного из членов группы (в зависимости от того, в каком составе рассматривается малая социальная группа).

Понятие жизненный цикл семьи ввел в науку американец Пол Глик, в 40-х г.г. 20 века. Определение не ново, пришло из социологии, в которой выделяли 24 фазы жизненного цикла. В психологии этапы рассматриваются несколько в иных аспектах.

Стадии жизненного цикла семьи

Классификаций жизненного цикла семьи существует несколько, и начинаться он с разных моментов: с периода ухаживаний или с вступления в брак.

Например, этапы жизненного цикла семьи по версии Э.К. Васильевой:

  1. С момента формирования союза и до рождения первого ребенка.
  2. Появление детей и период их воспитания.
  3. Прекращение воспитательной функции.
  4. Проживание с взрослыми детьми, но еще пока не имеющими собственных семей.
  5. Проживание супругов уже самостоятельно или с детьми, вступившими в брак.

А по мнению социолога Антонова А.И., жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов:

  1. Стадия предродительства- охватывает период от вступления в брак и зачатие первого ребенка, подготовка к материнству (отцовству).
  2. Стадия репродуктивного родительства- рождение детей, продолжительность фазы зависит от планов по количеству членов нового поколения.
  3. Стадия социализированного родительства- период воспитания детей, который может быть ограничен их совершеннолетием или моментом отделения последнего из взрослых детей.
  4. Стадия прародительства- начинается с появлением внуков, когда супруги приобретают новый статус – бабушка и дедушка.

Наиболее подходящей с точки зрения психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла М. Эриксона. В ней, как раз первый этап жизненного цикла семьи начинается не с заключения брака, а с периода ухаживаний.

  • период ухаживания – включает в себя общение партнеров до официального заключения брачного союза;
  • брак и его следствия (брачное поведение) – заключение брака и бездетный период;
  • рождение ребенка и взаимодействие с ним – появление потомства и его воспитание;
  • зрелая стадия брака – период, когда дети становятся относительно самостоятельными, но еще не покинули семейное гнездо, отношения и быт уже устоялись;
  • отлучение детей от родителей – взросление нового поколение, отсоединение от родителей;
  • пенсия и старость – воспитание внуков, жизнь для себя.

Жизненный цикл развития семьи может отличаться по продолжительности в зависимости от:

  • времени рождения первого ребенка;
  • числа детей, появившихся в браке;
  • периода отсоединения детей, который может быть как ранним, так и затянувшимся из-за учебы или долгой холостяцкой жизни;
  • времени рождения внуков;
  • продолжительности брака.

Если рассмотреть схему стадий жизненного цикла семьи по годам, то получится примерно следующая картинка:

  1. Этап молодой семьи (0-5 лет) – начинается с вступления в брак и заканчивается с рождением первенца.

Задачи:

  • адаптация молодоженов или притирка друг к другу;
  • сексуальная адаптация;
  • формирование первоначального семейного капитала;
  • налаживание взаимоотношений с другими представителями социума;
  • формирование общих привычек и ценностей.

Психологически, это один из самых сложных этапов, на который по статистике приходится пик разводов.

Причины разводов на данном этапе:

  • эмоциональная и психическая незрелость партнеров, не готовность к браку;
  • отсутствие собственного жилья, накоплений или в общем неблагоприятные бытовые условия;
  • вмешательство третьих лиц во взаимоотношения членов семьи.
  1. Семья с несовершеннолетними детьми (длится минимум 18 лет) – начинается с рождения первого ребенка и заканчивается, когда последний ребенок покидает родительское гнездо.

Задачи:

  • адаптация к новым условиям – изменение структуры и функций членов группы;
  • воспитание детей;
  • обретение стабильности в семейных отношениях.

Причины разводов на данном этапе:

  • рождение первого ребенка – происходит переключение любви и внимания жены с мужа на ребенка;
  • реализация воспитательной функции ведет к повышенным нагрузкам на обоих родителей;
  • отсутствует возможность восстановления сил;
  • каждый из партнеров встает перед выбором – что сохранить себя или семью.

Так как эта фаза жизненного цикла семьи по продолжительности и по структуре малой группы может существенно разниться, специалисты выделяют несколько подэтапов, в зависимости от возраста детей:

  • Родители+младенец.
  • Родители+ дошкольник.
  • Родители+школьник до достижения 12 лет.
  • Родители+ подросток до 21 года.
  1. Завершающий этап (минимум после 18 лет совместной жизни)- начинается, когда родители снова остаются одни, дети выросли и самостоятельно устраивают свою жизнь.
Читайте также:  Метода анализа жизненного цикла

Задачи:

  • адаптация к новым условиям – изменение структуры и функций группы;
  • принятие супругами друг друга спустя 25 лет в новой роли, видении;
  • освоение новых ролей – бабушки и дедушки;
  • сохранение семейных ценностей, преемственности поколений.

Причины разводов на данном этапе:

  • не способность к адаптации в новых условиях;
  • не принятие партнерами друг друга в пожилом возрасте;
  • кризис «Пустого гнезда»;
  • проблемы со здоровьем.

Сценарий жизненного цикла среднестатистической российской семьи

Теперь вы понимаете, что такое жизненный цикл семьи, и что в общем, интерпретация стадий цикла у представителей психологии и социологии очень схожа. Кто-то подробнее дробит этап, а кто-то наоборот, объединяет несколько в одну фазу.

Но все не так просто для среднестатистической российской ячейки общества. Данный аспект связан прежде всего с особенностями социально-экономического развития и нормами общественной морали. Если проследить историю, то вы поймете, что в большинстве случаев, у семей не было возможности строить свою жизнь самостоятельно, отдельно от старших поколений, других родственников. Сейчас эта ситуация еще больше обострилась, так как единственный шанс на возможность проживать отдельно – ипотека, но далеко не все могут им воспользоваться. Это наложило свой отпечаток в формировании семейных ценностей.

Жизненный цикл российской семьи

  1. Родители + взрослый ребенок

Проживая с родителями, дети, достигшие совершеннолетия, не имеют возможности на проживание самостоятельного опыта. Тем самым они становятся носителями или приемниками существующих норм и правил, установленных родителями. В результате такого формирования личности, дети не знают, что они самостоятельно могут или не могут, как поступить в той или иной ситуации, как принять решение. Они не способны выработать собственные правила жизни и поведения в обществе.

  1. Родители + молодая семья

Наконец у ребенка состоялось знакомство с потенциальным партнером. Развитие отношений приводит к созданию союза. Но на самостоятельное проживание у молодой ячейки общества нет финансовых возможностей, и ей приходится сосуществовать вместе с родителями.

В результате такой трансформации, семьям приходится договариваться по каким правилам, и нормам они будут проживать совместно. От успеха этих переговоров зависит морально-психологический микроклимат всей общности. А как известно, зачастую такое проживание не лишено конфликтов, связанных со столкновением интересов двух групп, и не умением принять общие принципы поведения.

  1. Родители + молодая семья с ребенком

Этап характеризуется прежде всего изменением функций семьи, перераспределением ролей и установлением новых правил для всех ее членов. Зачастую данный этап вызывает очередной кризис семейных отношений, увеличивая вероятность разводов.

В семьях, где роли не разделены четко, происходит смешение функциональных обязанностей. Например, происходит путаница в отношении ребенка «бабушка-мама», особенно если бабушка не работает и сидит с малышом. Или, допустим, семья состоит из бабушки, мамы и ребенка: между старшими поколениями откровенно конфликтные отношения, ребенок это все наблюдает, и у него вырабатываются правила поведения к бабушке через маму.

  1. Родители + молодая семья + двое детей

Данный этап относительно спокойный, потому что весь всплеск эмоций и кризисы пройдены на предыдущей стадии. Единственная проблема, с которой сталкивается большинство семей – это ревность старшего чада к новорожденному братику или сестренке. Правильный диалог и должное отношение родителей легко устраняют данный кризис.

  1. Старость прародителей

Пятая стадия связана с наступлением старости прародителей, сопровождающейся болезнями и некоторой беспомощностью, не возможностью самостоятельно обслуживать себя. Формируется зависимость между двумя поколениями. Но если уход за маленькими детьми вызывает любовь и умиление, то несамостоятельность старшего поколения сталкивается с раздражением и иногда даже с агрессией.

Опять происходит смена функций семьи, присмотр ранее принятых договоренностей. Наступает очередной кризис, прежде всего для стариков, привыкших держать бразды правления в своих руках, принимать важные решения на благо всей семьи.

Как бы то ни было, в сознании российских семей заложена, на мой взгляд правильная норма, старики не должны быть одни. Недостойно оставить своих родителей в доме престарелых или один на один с болезнью. Может быть именно в этом одно из важных отличий модели российской семьи от европейской.

Часто на этом этапе старшее поколение объединяется с младшим, против среднего. Бабушки и дедушки прикрывают гулянки и проделки внуков перед их родителями. Еще одна модель поведения – пробеганные к помощи подростков, при уходе за старшим поколением. Такой вариант положительно сказывается на формировании правильных моральных принципов и норм нового поколения.

  1. Среднее поколение + повзрослевшие дети

Данный этап повторяет первую фазу, но со сменой поколений и, соответственно, ролей. Стариков уже нет, их дети перешли в стадию родителей, а дети – готовы к созданию собственных семей.

Таким образом, основными отличительными особенностями российских семей являются:

  • трехпоколенная модель семьи;
  • материальная зависимость младшего поколения от старшего;
  • несамостоятельность младших поколений из-за отсутствия возможности самостоятельно принимать решения, формировать собственные правила поведения;
  • совместное проживание ведет к смешению ролей и непонятному разделению обязанностей;
  • отсутствие индивидуальности и суверенности участников группы.

В каждой семье формируется свой жизненный цикл, продолжительность которого зависит от множества факторов. Кто-то очень долго живет без детей, а у кого-то в первые несколько лет рождается 3 и более деток. Кто-то остается проживать с родителями, а счастливчики, имеющие возможность отделиться, выстраивают свои правила поведения и нормы. Развод или гибель одного из партнеров, так же сокращают сроки жизненного цикла ячейки общества.

Переход жизненного цикла семьи со стадии на стадию представляет собой качественные изменения во взаимоотношениях, становление и укрепление общих ценностей, которые зависят от формирования внешних факторов (рождение детей, их воспитание, уход из семьи и др.).

Источник