Циклы и волны исторического развития

..

( 8 (. 1 3) . .. “. . “, ., 1999, . 230-241, 252-261)

– – , , – , , , . , , , . , . .

. 40- ” ” ” ” , . ; . XVIII . ” ” , . . . XIX . – .

– 1869 . .. [7]; 1918 . . ” ” []. , 12- ” ” [71]. “” (8. . ]. – , – [1]. .. .. [54].

” ” ” : XXI ” , 100- .. 1992 . [2]. ” “, 1993 . [23] ” ” 1994 . ” “, 1995 . [42] 8 1997 . []. II ( 1995 .) ” ” [73].

: “” , ? .

-, – , ; , . , .

-, – , , . , , – .

-, – . . , , . , III . , – , .

, , – . .

1.

– , -, . , , , . , , , – . “”.

. , , , , , , , , , .. , , . – ( ), .

, , . ( , , -, ), , – (, , , ), . , ( , ) ( , ).

, , , . – – , , , , , .

( , ).

1. , – . , , , , – , , , , . , .

– – ( ) . , : , , ; , , , ; , , ; , ; , , , ” ” ; , , . , .

, , , , ( XX .). – , . ( ) , , . , , , , – .

2. : , , .

; . , , – , . . .

80-90- XX . . , – .

3. , , , , .

, , , , , , . , ; .

. , , , , , , .

– , .

XX . ( , , ).

4. – , . . , , , , ( ). . , , , ; , , , .

, , , – . , , .

, – , . . , , . , , , , . , , .

5. , . , , , . , , . , ( ), , , , . , , , , .

6. , , , , . , , , . , ( , , , , , -, , ).

. , , , . , , , . , – , , . , , , , – – , , . , , .

7. . , . , , , , . . , , . , , ; .

, – – , , , , . , , , ; , ( , , “” , , ).

, ?

, – (), , (. , – ), ( , , ..), ( ). , , , . ” “, , ; , , , . , , . ; . – , , . , – (, , ); . , – , – – . , ( ) , . , , .

( ) .

1. , , , .

2. (10-20 ) , , , .. , , , , , ; , , , – .

.. . , 1924 . [74], 50 500 . .. 1914 . ( 2414 ). , , : . ( ) 11 : ” 9, … , , , , 11 ” [ . . 27]. ; (3 ) 5% , (2 ) – 20%, (3 ) – 60%, (3 ) – 15% [ . . 29].

.. : ” , , . – ” [ . . 27]. , , , , . , : ” , , . : , , , , , ” [ . . 21].

.. , . : ” 1927-1929 . … , , – , , ” [ . . 69]. , , , .

, , – . , – , . , . ( 7 16 ), . , .

3. , ( ) ” ” , , , , , .

() (” ” ) – XVII . . – XV . . . 930 .: ” , , – , , , , , . , , , , , , , . , , , , , , XV ., , . , .. , , ” [75. . 54-55]. 1100 , 930 . – 1973 . 2026 .; 58 , 48 80 .

, , , (, , , , , ..). , , , , ; . (); , , , , , – , . , : ( 3000 . ..); ( 2778 . ..); ( 2160 . ..); ( 1580 . ..); ( 950 , ..). , . ( ) . , ( ) . , . , .

4. , .

50- , . . 150 350 , , [8. . 3. . 72].

, .

5. ( ) – . . . . , .. . , . 8-9 . , , . – – : , , . . XX ” “: . ” ” , ; , ” “; [16]. , , . , .

, . ( ), ( ). . , – (7-8 . ). I , , () . , . XX . , , , ( ) , – – ( ..) . , – . , .

3.

, , . , : ?

. – , 1,5-2 . – , (, ). , . , , ? . , .

, ” ” 40 . “”, , , . , , , , : ” . – – … , . – , , – , ; , , ; . (, ) , , , , ; , , . , , , , ” [56. . 1. . 31].

, , , , , , -. , ( , ) – , , , , . .

, , , , , .. – . , 5000 , ” . , -, – 4000 . ..; -, ( ); -, , .. (, , )” [66. . 70]. , cives – , civilis – , .. , . , , – , . – .

, ( .

), . , ( ) – , , , . ? -, , ” “, , . , -. , , , , . , , , , , , . -, , (), . ( ), , , . , , . -, “” , : , ; ( ), , .

-, , , ; , , , . .

-, , . , . , , , .

, , . , .

, , , (. 9), – .

, , . : ; .

. 9 . – , – , , . – , , . – , – , , , , – , , ( , ) , , – .

XX . , . , , , – , ( ) , , – . , . , .

. 9 . ( ): 30-37 1,8 , , 1,2 – . , . (), ( 44% 25% ). . , :

1

2

3

4

5

6

7

, %

44

31

24

39

26

25

31

, . , . , , (. , , , , ). , , . (, , , ) , , . , – (, , , ).

, . ( ), . , .

1. – – , (, , , , , ); ( ) , (, ) .

2. – , , , , , – . , , , , . .

3. ( ) . ( ) , ( – , , ). .

4. ( ) , . . , , , , . XX . , . – , XX . , .

5. ( , ), , ; – ; . .

6. , .

. 10, , , , , ( ), ( – – ). – . , — , – . XVII ., I II, , . XIX . , . – , XX . () – ( , ). XX . . , , , . , .

, XIX . 20- XX ., . : , – , , . , , , . – , – , , , , ; , , .

? , , , – . – ( , , ), . , , , , “” . .. .

“1. .

2. . , , , , .

3. – , , , .

4. “” , . ” ” ” [76. . 109].

. -, , , . -, , , – , , . , . , , – , ? -, , “”, ; – ( ) ( ) .

. . . , , ; , . , .. . 70- . . XX . [16].

. , : , – ( ). , , () , , (), , – , .

, , . . – , , : , . , , .

(.. ” “, ., 1997, . 52-53)

, : ? : , , . , , , , , . . , , – , -, , , . , – .

, . ” “: , , (. 3).

2 :

. 3. :

1, 2, – , ;

1, 2, –

– , – , . , , , . , , , , , . , .

, , , , , . , , . , , , , .

. , , . , , .

. , , . , ” ” . , , , .

. , , . , . XIX ., . , ( 40- ), – XIX – XX ., , . , . 50 – 60- , , . 70-, 80- 90- , , ( , , ).

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Струк Е.Н. 1

1 Иркутский государственный университет путей сообщения

В статье исследуются проблемы колебательного и циклически-волнообразного развития общества. Работа преследует цель расширить методологическую базу социально-философских исследований социальных изменений. Дана общая характеристика циклического и волнового подходов к изучению общественного развития. Описаны волнообразность как одна из форм социальной эволюции; основные факторы волнообразности социальных процессов. Анализируются возможности использования циклическо-волнового подхода для описания изменений в жизни современного общества. На основе исследования различных социально-философских теорий рассматривается проблема нелинейного, циклическо-волнового характера социальных процессов, которые привели к глобальным изменениям. Описаны и проанализированы ритмы социального развития России, критические точки в ее социальной эволюции, позволяющие глубже понять причины крупных социальных сдвигов современности.

Читайте также:  Циклы развития бычьего цепня

циклы

социальные циклы

волны

циклическо-волновые процессы

1. Азроянц Э.А. Вдохи и выдохи истории. [Электронный ресурс]: URL: https://xrh.ru/e107_plugins/content/content.php?content.7. (дата обращения: 14.02.2010).

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

3. Колов Ю. Н. О циклах жизни человечества // Фракталы и циклы развития систем. Материалы пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0101/index2001.htm#reference.

4. Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С.84-98. URL: https://vphil.ru/index.php. (дата обращения: 21.03.2011)

5. Сорокин П.А. Социология революции. – М.: Издательский дом «Территория будущего» РОССПЭН, 2005. – 768 с.

6. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой . – М.: Ad Marginem, 2000. – 512 с.

7. The Stockholm Memorandum. Tipping the Scales towards Sustainability // 3rd Nobel Laureate Symposium on Global Sustainability. – Stockholm, Sweden. – 16-19 May, 2011. – 7 с.

Современное общество сталкивается с множеством серьезных проблем: от глобальных катаклизмов до человеческой бедности. Меняется облик планеты Земля, конфигурации государств, моральные ценности. Мы наблюдаем калейдоскоп событий, которые происходят быстро и одновременно. Человек не может проанализировать то множество фактов, процессов, событий, которые он наблюдает. В итоге мы предчувствуем будущее «лишь как некую абсолютную опасность. Ведь оно полностью порывает со сложившимися нормами, и потому оно может явить себя, показать себя лишь в чудовищном облике» [6; C. 118].

Общество является самоорганизующейся системой и ему свойственны волнообразные процессы, представляющие собой последовательное прохождение различных циклов. Цикл – это последовательный законченный процесс, элементы которого, подчиняясь внутренней закономерности, следуют, или чередуются в определенном порядке, в течение определенного промежутка времени. Категория цикл отражает переходно-преобразовательные процессы и сдвиги в крупных общественных системах, которые могут повторяться с определенным временным интервалом. Все циклические процессы, в том числе и социальные, имеют колебательную или волновую природу. Циклы и волны выражают две стороны единого циклично-волнового процесса. При этом циклы носят более строгий, регулярный характер и обусловлены, в основном, действием внутренних системных факторов. Волны же подвержены действию как системных, так и случайных факторов и, следовательно, могут во времени не повторяться. Волна определяет направленность социального развития. При этом волны в обществе характеризуются высокой степенью изменчивости и непредсказуемости. Они представляют непрерывное развитие, которое может включать в себя ряд циклов, представляющих отдельные этапы в развертывании волнового процесса. Циклические и волновые процессы выражают диалектическое единство повторяемости и необратимости общественных явлений. Цикл указывает на протекающий в определенном пространстве и в определенное время относительно завершенный процесс развития общественной системы, а волна отражает форму распространения возникающих в обществе явлений в виде колебательных движений. Особенностью циклично-волнового процесса является выход социума на качественно новый уровень функционирования, представляющий необходимое условие его самоорганизации. Волновые процессы в обществе связаны с изменением социальной среды во времени и пространстве. При этом энергия изменений порождает временной лаг (длительное или кратковременно состояние) социального предела. Волны имеют различную протяженность. Существуют волны глобального исторического развития протяженностью около 500 лет, волны более короткие – 100-50 лет, короткие – 10-12 лет, сверхкороткие – 3-5 лет.

Читайте также:  Муха вольфартова цикл развития

Циклы так же различны по длительности и пространственному охвату: глобальные циклы эволюции земной цивилизации; циклы развития отдельных стран и регионов; циклы изменений институциональных структур в конкретных обществах, циклы организационных и групповых изменений и, наконец, циклы жизни отдельного человека. Состояния коренного изменения человеческого общества происходят при наложении глобальных (иногда к ним подключаются и природные циклы, влияние которых на человеческое общество убедительно доказано всей историей философии), региональных, институциональных и индивидуальных циклов.

В историческом процессе следует различать два пути, ведущие к порядку. Первый – это когда историческое пространство становится структурно более сложным и приобретает новое качество (путь развития). Второй – это упрощение структуры и утрата определенного качества (путь деградации) [1]. В первом случае переход из одного цикла в другой означает подъем на более высокую ступень развития путем приобретения нового качества. В процессе перехода происходит смена целей и программ развития. Переход есть всегда изменение, поэтому происходит смена векторов предела (понимаемого как порядок, так как он придает обществу как некой форме определенные очертания) и беспредельности (хаоса). Таким образом, изменению системы соответствует изменение самой ее сущности, и, следовательно, степень доминирования одного из ее начал (предела или беспредельности). П.А. Сорокин, исследуя проблему соотношения нового и традиционного (старого) в социокультурных процессах, отмечал, что «любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения – система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой – взаимно дополняют друг друга» [5; C. 846].

Н. Данилевский считал, что Европе свойственны столетние циклы. Начало каждого из них приходилось на середину века. Он подчеркивает, что ритмы различных цивилизаций разнообразны и часто не сходны между собой. На этом основании русский мыслитель пытается построить доказательство особого пути России. Данилевский говорил о рождении, расцвете, усталости и истощении энергии цивилизации и об ее упадке. Периоды жизни цивилизаций коротки и их неминуемо ждет финальный конец, который может быть в двух вариантах: «… они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства…, или достигают до неразрешимых с их точки зрения антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал… был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути, – в этом случае наступает разочарование, и народы впадают в апатию отчаяния» [2; C. 106]. Весомым вкладом в циклическую теорию была мысль Н. Данилевского, что расцвет культуры и творчества не совпадают с пиком расцвета цивилизации. Именно после прохождения наивысшей точки расцвета начинается взлет культуры. Россия моложе западной цивилизации и, следовательно, у нее еще есть будущее, согласно Данилевскому. Н. Гумилев считал, что в XIX веке Россия вступила в фазу надлома, а в конце XX в. – начале XXI в. и в инерционную фазу. Ситуация циклического запаздывания России в отношении Запада известна давно. Однако с начала XX века и особенно в XX веке мы уже скорее наблюдаем выравнивание социальных циклов. Такое положение связано с феноменом дециклирования, который лежит в основе модернистского и постмодернистского проектов.

В ходе каждого цикла происходит чередование волн дифференциации и волн интеграции, механизм, который кратко состоит в следующем. Доминирование глобальных процессов дифференциации способствует возникновению и первоначальному локальному развитию новых форм социальной жизни; однако по мере вызревания этих форм их развитие наталкивается на узкие локальные рамки и разрушает их. Происходит переход к доминированию процессов интеграции, благоприятствующих экспансии новых форм социальной жизни, их полному, исчерпывающему развитию в рамках возникающих мировых империй и наиболее широкому при данных условиях распространению. Вместе с тем это распространение рано или поздно наталкивается уже не на географические и межцивилизационные барьеры, а на исчерпание ресурсов и возможностей их дальнейшего развития. Возникает глубокий кризис, приводящий к крушению мировых империй и новой волне доминирования процессов дифференциации.

Читайте также:  Свиной цепень цикл развития схема

Совпадение критических точек разных циклов проявляется в виде особенно крупных, радикальных поворотов и сдвигов мирового развития. Одной из таких критических точек, разделяющих фазы различных по своей продолжительности и характеру циклов, скорее всего, является период середины XXI века (2040-е – 2050-е гг.) [3]. Таким образом, «чудовищный облик» будущего связан, не только с утратой привычной схемы развития, но и с совпадениями социальных (в том числе экономических) и природных циклов. В «Стокгольмском меморандуме», явившемся результатом ежегодной конференции лауреатов Нобелевской премии, проходившей 16-19 мая 2011 года в г. Стокгольме, было заявлено, что Земля вступила в новую геологическую эпоху – Антропоцен, в котором основную роль в процессах природных изменений играет человек. «Мы больше не можем исключить возможность того, что наши совместные действия вызовут переломные моменты, рискуя резкими и необратимыми последствиями для человечества и экосистем» [7; P. 3]. Такое положение лауреаты Нобелевской премии назвали Великой Трансформацией, которая требует изменения мышления людей. В меморандуме обозначены важнейшие приоритеты, для сохранения мирового сообщества, основанные на понимании, что:

  • необходимо немедленно начать принимать решения, которые позволят восстановить биосферу и снизить социальное неравенство в мире;
  • принимать долгосрочные решения, которые позволят изменить поведение людей, их ценности. А так же необходимо поддерживать способность людей к инновациям, адаптации и учебе.

Одним из важнейших советов, данных учеными человечеству, является совет о форсировании создания глобальных управленческих структур, для заботы о будущих поколениях. При этом наука должна играть ведущую роль в процессе принятия решений. К. Майнцер предложил найти глобальные параметры порядка, чтобы реализовать глобальное управление. Только выделив глобальные тренды порядка сложной динамики развития общества, мы имеем шанс воплотить в жизнь благоприятные тенденции. «Кооперация в сложных системах способствует принятию решений и действий для обеспечения устойчивого будущего сложного мира» [4]

Мы живем в мире так называемых самосбывающихся прогнозов. Этот механизм самонастраивания, самовнушения работает повсеместно. В эпоху широкой доступности информации, мы видим, что кризисы и катастрофы происходят постоянно, мир в нашем сознании стал уже не только сплетенным из различных рисков, но и апокалипсичным, близким к концу, катастрофичным. Ежедневно пребывая в информационном поле, где катаклизмы и катастрофы занимают первое место (первые новостные сообщения, центральные полосы газет и т.д.), мы задумывается о нашем будущем, и, следовательно, формируем его. «Надо жить здесь и сейчас», «после нас хоть потоп», «думай о сегодняшнем дне» и т.д. Все это порождает гедонистический и потребительский тип общества. Предела нельзя избежать, его нельзя перейти не став другим. Весь вопрос сегодняшнего дня, как нам перейти предел, и какими мы будем, после этого перехода? И в этой связи важен тот проект, который выберет общество.

Рецензенты:

Кащаев А.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.

Осипов В.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук, ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.

Библиографическая ссылка

Струк Е.Н. ЦИКЛИЧЕСКО-ВОЛНОВОЙ ПОДХОД К ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4915 (дата обращения: 17.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник