Циклы для детей гаврилова с

Циклы для детей гаврилова с thumbnail

Детская классическая
музыка

Необходимо
знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во
время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и
приобщаться к искусству, что важно для становления личности – в этом убеждены
многие педиатры и педагоги.

Некоторые
композиторы-классики писали специально для детей, учитывая детское восприятие и
круг интересов детей определённого возраста. Другие же произведения написаны
для маленьких исполнителей, они соответствуют не только детскому восприятию самого
содержания музыкального произведения, но и техническим возможностям ребёнка.

В нашей статье мы
расскажем о некоторых композиторах и их произведениях, написанных специально
для детей.

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Сборник включает
24 пьесы для исполнения маленьким пианистом. Он посвящен племяннику
композитора В.Л. Давыдову. Это первое обращение композитора к детской
теме. Позже П.И. Чайковский напишет для детей цикл «Детские песни» и балет
«Щелкунчик».

Все названия пьес
говорят о том, что перед нами произведения для детей:

2. «Зимнее утро»
3. «Мама»
4. «Игра в лошадки»
5. «Марш деревянных солдатиков»
6. «Болезнь куклы»
7. «Похороны куклы»
8. «Вальс»
9. «Новая кукла»
10. «Мазурка»
11. «Русская песня»
12. «Мужик на гармонике играет»
13. «Камаринская»
14. «Полька»
15. «Итальянская песенка»
16. «Старинная французская песенка»
17. «Немецкая песенка»
18. «Неаполитанская песенка»
19. «Нянина сказка»
20. «Баба Яга»
21. «Сладкая греза»
22. «Песня жаворонка»
23. «Шарманщик поет»
24. «В церкви»

История создания альбома

П.И. Чайковский
очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры А.И. Давыдовой, когда
гостил у них в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным
ребёнком. В одном из писем Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему
племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».

Сам композитор
заботился при издании альбома и о формате сборника, и о картинках, которые
должны были сопровождать ноты.

Некоторые пьесы
цикла создавались на фольклорном материале. Например, в «Неаполитанской
песенке» и в «Итальянской песенке» Чайковский использовал народные итальянские
мелодии. Кстати, тема «Неаполитанской песенки» звучит и в третьем действии
балета «Лебединое озеро». В пьесе «Шарманщик поёт» также звучит народный
(венецианский) мотив. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной
плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьеса «Камаринская» построена на
мелодии известной русской плясовой.

В «Старинной
французской песенке» звучит подлинная французская мелодия (в дальнейшем
композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре
менестрелей из II действия оперы 
«Орлеанская дева»). Тирольский мотив использован в «Немецкой песенке». В
пьесе «Мужик на гармонике играет» слышны интонации русских однорядовых
гармоник.

Сюжетные линии цикла «Детский альбом»

Они явно
просматриваются и как бы составляют целый день ребёнка с момента его
пробуждения до сна.

Утро. Пьесы «Утренняя молитва»,
«Зимнее утро», «Мама».

День. Игры и
детские занятия.
Пьесы «Игра в лошадки», «Марш
деревянных солдатиков».

Трилогия,
посвящённая кукле.
Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны
куклы», «Новая кукла».

Увлекательные
музыкальные путешествия по Италии, Франции, Германии.
Пьесы «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»,
«Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». Но не забываем и родные
напевы («Русская песня», «Камаринская»).

День ребёнка
завершается.
Пьесы «Нянина сказка», в которой
невозможно без «Бабы Яги». И затем пьеса «Сладкая греза».

В альбоме есть и
пейзажные зарисовки (пьеса «Песнь жаворонка»), и бытовые («Шарманщик поёт»), а
также танцы «Вальс», «Полька», «Мазурка». Цикл завершается пьесой «В церкви»,
как бы перекликаясь с «Утренней молитвой».

Хотя музыкальный
цикл «Детский альбом» адресован детям, его исполнителями нередко становились и
взрослые: Я. Флиер, М. Плетнёв и др.

П.И. Чайковский «Детские песни»

История
создания

Успех «Детского
альбома» вдохновил П.И. Чайковского на создание другого альбома для детей.
Этому также способствовал сборник стихов поэта А. Плещеева «Подснежник»,
который он подарил Чайковскому с надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак
уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи».
Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи
Плещеева. В этой книге было много стихов о детской жизни или посвященных детям,
назидательным сюжетам. Эти стихи и побудили композитора к созданию песен.
Стихотворения Плещеева дополнены текстами И. Сурикова и С. Аксакова. В отличие
от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для
слушания детьми.

Содержание сборника

В его основе –
отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому.
Выделяются мотивы Весны, Птиц и
Сада (песня «Мой садик»), но как свойственный взрослому человеку взгляд на
детство, несущее надежду.
Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий
взрослый хотел бы передать своим детям. В «Легенде» мотив трактован
символически и служит раскрытию темы страданий Христа. Песню «Легенда» («Был у
Христа младенца сад») Чайковский и Танеев переложили позже и для хора.

Иногда П.И.
Чайковский сам переделывал некоторые стихи сборника или дописывал их. Песня
«Кукушка» – перевод басни Х. Геллерта. Забавный диалог кукушки и скворца у
Чайковского превращается в весёлую и поучительную песню-сценку. Песня «Цветок»
– вольный перевод из сборника французского детского писателя Л. Ратисбонна
перекликается по содержанию с известной сказкой Х.К. Андерсена «Пятеро из
одного стручка».

Читайте также:  Ответы операционный цикл и финансовый цикл

Р.Шуман «Детские сцены»

Сборник впервые
был издан в 1839 г.
О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе
Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал,
что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь;
именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял
целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза,
когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от
звучащей [во мне] музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был
словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться
тебе ребенком», — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать
маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал
«Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе
как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки»,
«Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и
т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы
легко напевать».

Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить
цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть
в сущность авторского замысла.

Музыкальные миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные
новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент
не столько на повествовательности, сколько на настроении,
на эмоции.  «Детские сцены» — это не цикл «для детей»,
подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка
для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По
словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и
для старших».

Содержание цикла Р. Шумана «Детские сцены»

1. «О чужих странах и людях»

2. «Любопытная история»

3. «Игра в пятнашки»

4. «Просящее дитя»

5. «Полное счастье»

6. «Важное событие»

7. «Грёзы»

8. «У камина»

9. «Игра в лошадки»

10. «Не слишком серьезно»

11. «Страшилка»

12. «Засыпающий ребёнок»

13. «Говорит поэт»

С.Прокофьев. Симфоническая сказка для детей «Петя и Волк»

Произведение написано в 1936 г. для постановки
в Детском музыкальном театре Наталии Сац. Сказка
исполняется чтецом, текст для которого написал сам композитор,
и оркестром.

Сюжет произведения незамысловат, но суть в том, что
каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом,
таким образом, дети знакомятся с музыкальными инструментами, входящими в состав
симфонического оркестра.

Сюжет сказки

Ранним утром пионер Петя выходит на
большую зелёную лужайку. Знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. В
приоткрытую калитку заходит Утка и идёт к пруду. По пути она начинает
спорить с Птичкой о том, кому из них считаться настоящей птицей. За ними
наблюдает Кошка, она уже готова поймать одну из них, но Петя предупреждает
их. Птичка взлетает на дерево, а Утка ныряет в пруд, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он предупреждает Петю о том, что в
лесу ходит большой серый Волк, и уводит внука. Вскоре появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает
её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и
оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка и накидывает ему
на хвост петлю. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение
завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт
Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― Дедушка с
Кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка,
который так торопился, что проглотил её живьём.

Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки).

Птичка ― флейта в высоком регистре.

Утка ― гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре.

Кошка ― кларнет.

Дедушка ― фагот, имитирующий ворчание.

Волк ― три валторны.

Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов),
духовые инструменты (финальный марш).

Э.Григ «Пер Гюнт»

Норвежский композитор Эдвард Григ не создал специальных
детских циклов, но его музыка настолько проста и доступна детям, что её
понимают даже малыши 5-6 лет.

Особенно близко к сердцу принимают они пьесы из музыки к
драме Ибсена «Пер Гюнт» – «Песню Сольвейг», «В пещере горного короля», «Танец
Анитры» и др.

П.И. Чайковский писал: «В музыке Грига, проникнутой
чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво
широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина
всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно
находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».

Для детей писали и другие композиторы: фортепианный цикл
 
К.
Дебюсси
«Детский уголок
»; М.
Равель
«Матушка гусыня», пьесы для фортепиано по сказкам Перро; сборник
Б. Бартока «Первые шаги за
фортепиано», а также многие русские авторы, от
А. Гречанинова, С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е.
Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. Известны детские циклы С. Гаврилова «Герои сказок»,
«Ребятам о зверятах», «Для самых маленьких»,
Д. Шостаковича «Альбом фортепианных пьес для детей».

Читайте также:  Болит голова при менструальном цикле

Источник

Что такое классическая музыка…

578113.jpg

 Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII – начала XX века, называемый классицизмом. Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

            Этапы развития классической музыки.

580762-2.jpg

Их краткая характеристика и основные представители В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

Ренессанс или эпоха Возрождения – начало 14 – последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.

 Барокко – пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.

 Классицизм – период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.

Романтизм – направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.

Классика 20 столетия – современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

  1. Ренессанс – длительный период развития всех направлений культуры. Композиторы эпохи Возрождения – Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.
  2. Барокко – в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения великие композиторы-классики Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.
  3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. Произведения Моцарта и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения – это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.
  4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.
  5. Классика XX столетия – характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

                         Русские композиторы–классики:

580761.jpg

 Чайковский П.И. – русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. – произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые – драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

                                        Великие музыканты.

580764.jpg Мусоргский М.П., о котором можно сказать – это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» – народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер – восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

 Глинка М.И. – известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи.

Читайте также:  Управленческий цикл в овд

Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.

 580765.jpg

Римский-Корсаков Н.А. – талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными. Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

 Европейская культура

578115.jpg

 Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость. Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

                                               578126.jpg

 Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

 Итальянские мастера

Джузеппе Верди – выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения “Трубадур”, “Травиата”, “Отелло”, “Аида”.

Никколо Паганини – родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини – творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения – “Севильский цирюльник”, “Отелло”, “Золушка”, “Сорока-воровка”, “Семирамида”. Антонио Вивальди – один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим инструментальным концертам. Наиболее известная работа – 4 скрипичных концерта “Времена года”. Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер

. Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком …

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

 «Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен. Прокофьев С.С. «Петя и Волк» – симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев. Шуман Р. «Детские сцены» – это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве. Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок». Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро. Барток Б. «Первые шаги за фортепиано». Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

              578147.jpg

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

 Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя. 

Источник