Цикл занятий для девочек

Цикл занятий для девочек thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №5 города Искитима

Новосибирской области

(МБОУ СОШ №5 г.Искитим)

«Повелительница своих эмоций»

hello_html_m10126d0a.jpg

Конкурсант: педагог-психолог Симонова Юлия Олеговна

Год создания разработки: 2016 год

г. Искитим

Пояснительная записка

Подростковый возраст представляет собой переходный этап, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.

  В этот возрастной период особенно остры и тяжелы межличностные проблемы для застенчивых, тревожных, с заниженной самооценкой, с выраженными трудностями в сфере общения девочек. В процессе социализации группа сверстниц в значительной степени замещает родителей. Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми подросткового возраста наиболее приемлемая групповая форма – психологический тренинг. 

В связи с проблемами, возникающими между девочками в классе возникла необходимость создания и проведения разработки тренингового занятия личностного роста. Тренинг рассчитан для девочек – подростков 12-15 лет. Наполняемость группы: 10-15 человек. Форма проведения: групповое занятие. Длительность занятия: 1час 30 минут.

Планируемые результаты

Разрешение конфликтных ситуаций в микрогруппе, гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я» и к коллективу, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе.

Цель:  создать условия для личностного роста подростков.

Задачи:

– развитие рефлексии

– развитие навыков управления эмоциями

– развитие навыков общения и взаимодействия

– снижение тревожности

– развитие «образа Я» (повышение самооценки, самопринятие, самоуважение)

– создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

– расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности без оценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

– способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Содержание занятия

Тренинговое занятие включает в себя 3 этапа:

1 этап – вступительный (1-2 упражнение).

Цель этапа: знакомство, создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы.

2 этап – основной (3-8 упражнение).

Цель этапа: коррекция тревожности у девочек, развитие навыков общения, повышение самооценки, создание условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков.

3 этап – заключительный (9 упражнение).

Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные методы работы на тренинге таковы: игра (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика и техники телесно-ориентированной терапии, арт-терапия. Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа.

Ход занятия

Принятие правил группы. (Обсуждение с участниками «Как вы думаете, какие правила должны быть в группе?»)

1. Не перебивать и уважать друг друга

2. Общаться по принципу “здесь и теперь”

3. Конфиденциальность

4. «Обратная связь»

Упражнение 1 «Множество имен»

Участникам предлагается подписать листок бумаги и передавать его друг другу в случайном порядке. На листке, который оказался у участника нужно написать новое имя, подходящее именно тому человеку, чей листок взял. На это дается 3 минуты.

У каждого получится написано от 1 до 15 имен. Далее предлагается обдумать почему у кого-то самое маленькое, а у кого-то самое большое количество новых имен. «Как вы думаете с чем это связано?»

Результат: анализ характерологические черт другого человека.

Упражнение 2 «Новое имя»

Инструкция: Выберите из получившихся имен одно, которое вам больше всего понравилось».

Далее ведущий по кругу спрашивает новые имена и называя его, участник спрашивает кто ему придумал данное имя, а тот в свою очередь комментирует придуманное имя (почему именно оно). Далее каждый пишет и красиво обрисовывает свое новое имя на круглом листочке и крепит на кофту. «С этого момента мы называем друг друга только этими именами. Кто ошибется, тому придумываем наказание».

Результат: девочки поймут, как их видят в коллективе другие.

Упражнение 3 «Ком комплиментов»

По кругу девочки называют свои имена и имя следующего участника и на первую букву придумывают комплимент себе и соседу. Например, «Я – «солнышко», я-смелая, «Чудо» – она чувственная и т.д.»

Результат: положительная атмосфера в группе.

Упражнение 4 «Хлоп-разминка»

Инструкция: Встанем в круг. Один человек будет задавать ритм, хлопая в ладоши. А остальные должны повторить в унисон.

Результат: эмоциональная разгрузка.

Упражнение 5 «Ящик Пандоры»

Учащимся раздаются листки бумаги. Они пишут вопросы, которые хотят задать любому из группы. Например, «Как ты относишься к Насте?». Вопросы сбрасываются в импровизированный ящик. По кругу девочки отвечают на вопросы, вытягивая один. Все ответы комментируются психологом.

Результат: девочки выяснят ответы на интересующие их вопросы, разрешаются конфликтные ситуации.

Упражнение 6 «Репортаж»

За 5 минут, разделившиеся по парам девочки берут у друг друга интервью, потом по очереди дают о соседке репортаж. Пары формирует психолог, исходя из конфликтных ситуаций в классе. Акцентируется внимание на положительных сторонах девочек.

Читайте также:  Менструальный цикл срок беременности

Результат: девочки увидят друг друга с новой стороны.

Упражнение 7 «Эмоциональные лица»

Психолог переформировывает пары. Девочки должны поочередно, загадываю какую-либо эмоцию (не говоря вслух) показывать ее на лице. Другая девочка должна понять эмоцию, но не отвечать. Далее по кругу все пары высказываются. («Какая была эмоция? Что было легче, показывать или смотреть как показывает другая? Какие вы при этом испытывали эмоции?»)

Результат: установление эмоционального контакта.

Упражнение 8 «Книга эмоций»

Девочки рисуют эмоции на ватмане. «Какие у вас сейчас эмоции? С какими эмоциями ты пришел сегодня в школу? Если от прошлого упражнения вы получили отрицательные эмоции, то оставьте их на ватмане».

Результат: эмоциональная разгрузка.

Упражнение 9 Рефлексия «Как мне?»

Каждый ученик дает оценку своим эмоциям после тренинга и результатам тренинга.

Девочкам психолог напоминает, что они не должны рассказывать о тренинге.

Методическое обеспечение

  1. Иллюстративный материал (плакат с изображением эмоций человека)

  2. Круглые карточки для записи имен.

  3. Булавки для крепления эмблем.

  4. Листки бумаги для записи вариантов имен.

  5. Карточки для записи вопросов.

  6. Импровизированный ящик.

  7. Магнитофон или CD-проигрыватель, диск с фоновой музыкой.

  8. Ватман

  9. Ручки по количеству участников

10. Цветные карандаши или фломастеры по количеству участников

hello_html_1ab20929.jpg

hello_html_74b435d0.jpg hello_html_m5189fc2b.jpg

hello_html_m37d1e7c3.jpg hello_html_96dbc5d.jpg

Источник

Занятия для девочек-подростков “Поверь в себя”

Цель: гармонизация внутренних ощущений и внешнего вида девушки, преодоление комплексов и установок, которые мешают жить полноценной жизнью и чувствовать себя Красивой Девушкой!

Задачи:

научиться уважать себя,

научиться пользоваться достоинствами своей внешности,

повышение самооценки и уверенности в себе

Для занятия необходимо:

  • рабочий бланк

  • зеркала по количеству участниц

  • 3 картинки для рефлексии

Начало занятия

В начале занятий оговариваются правила.

Правила:

  1. Конфиденциальность – личная информация, полученная на занятиях о ком-то из участников, за пределы группы не выносится.

  2. Уважение к чужому мнению.

  3. Один человек – один голос.

  4. Стремление понять другого человека.

  5. Добровольность участия.

Сегодня на занятии мы будем говорить о современной девочке – восьмикласснице. Давайте составим ее портрет. (девочки называют характеристики, учитель записывает на доске)

– Есть ли в классе те, кто соответствует этому идеалу?

– А кто хотел бы ему соответствовать?

Задание «Шкатулка с секретом»

Сейчас каждый из вас заглянет в шкатулку и увидит идеал девочки – восьмиклассницы.

По кругу передается шкатулка с зеркальцем и каждый смотрит в это зеркальце. Кто-то задерживает взгляд, кто-то очень быстро передает другому. Некоторые любуются собой, другие смотрят недоверчиво

– Что вы испытали, когда увидели в зеркальце себя?

Девочки озвучивают те, мысли которые у нее возникли, глядя на свое отражение.

Некоторые мне не поверили, они подумали, что я – самая обыкновенная, некрасивая, ничем не примечательная, что у меня ординарная внешность, что все мои одноклассницы, подружки гораздо интереснее меня.

А если я скажу так, что в зеркале отражается не твой подлинный образ.

Возникает вопрос: «Почему?»

Да потому что ты оцениваешь себя критически.

То, что ты видишь – это совокупность твоего представления о самой себе: прошлого опыта, комплиментов, которые ты когда-либо слышала, обидных замечаний в твой адрес своей.

Известно, что в оценке себя самую большую роль играет оценка собственной внешности.

От того, как человек оценивает свою внешность, зависит его уверенность в себе. Оценка своей внешности и своих способностей всегда субъективна. Никто не имеет возможности видеть себя со стороны и тем более, знать, как его воспринимают окружающие.

Современное общество уделяет физическому облику слишком много внимания. Мы зомбированны признанными эталонами женской красоты. Огромное количество конкурсов красоты, рекламы различных товаров народного потребления, фото на обложках журналов и т.д.

И как следствие этого – недовольство своей внешностью. 

У девочек иногда развивается расстройство, которое называется дисморфофобией. Дисморфофобия – это непоколебимое убежденность в наличии недостатка внешности, что на самом деле не соответствует действительности либо сильно преувеличено.

Никто, кроме самого человека с синдромом дисморфофобии, этого недостатка не замечает, однако на него не действуют никакие убеждения, и человек упорно меняет свою внешность, обращаясь к пластическим хирургам.

Пример – Майкл Джексон.

Анекдот

Только в Америке красивый негритянский парень может превратиться в страшную белую женщину.

Есть еще одно психическое расстройство – нервная анорексия, это очень тяжелое заболевание, которое обычно заканчивается больницей, а нередко и смертью.

Нервная анорексия проявляется в том, что девочка упорно желает похудеть и изнуряет себя жесточайшими диетами.

Такое насилие над организмом приводит к тому, что у девочки нарушаются функции многих органов и систем, в первую очередь эндокринной системы, нарушается менструальный цикл, возникают гастриты. Запоры и другие заболевания внутренних органов.

Она не ест ни рыбы, ни мяса, поэтому у нее ни кожи, ни рожи. 
Диля Еникеева.

Есть один раз в день вредно – если это длится с утра до вечера. 
Диля Еникеева.

По поводу своей внешности страдает и переживает практически каждая, за очень небольшим исключением.

Упражнение «Кастинг»

Цель: диагностика самооценки участников

Время: 5 минут

Читайте также:  Циклы былин 7 класс илья муромец

Представьте, что вас пригласили на кастинг «Самый привлекательный человек». Вы пошли, так как очень хотели попробовать свои силы. Всего собралось 10 участников. Ведущая попросила всех участников встать в колонну по привлекательности так, как они сами себя оценивают: от. первого места до десятого:

1… 2… 3… 4… 5… 6… 7… 8… 9… 10

Куда встали вы? А теперь ответы:

1 – желание лидировать, поэтому ваша самооценка завышена

2 – завышенная самооценка

3 – заниженная самооценка

4,5,6 – адекватная самооценка

7,8 – заниженная самооценка

9 – завышенная самооценка

10 – это скрытый лидер, человек, который боится открыто проявлять свои желания

Последнее место – это первое место с конца, что также говорит о завышенной самооценке.

Если вы обнаружили, что ваша самооценка неадекватна, если вы узнали себя в этих описаниях – самое время признать, что вы ничего не знаете о себе и пора знакомиться с собой реальным

Завышенная самооценка (переоценка) — это когда человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, это преувеличенное мнение о самом себе. Иными словами, такой человек переоценивает себя, свои способности и возможности.

Низкая (заниженная) самооценка — это когда он думает о себе хуже, чем он есть на самом деле. То есть это недооценка своих возможностей и способностей.

Адекватная самооценка — это правильное, объективное отношение к себе и к своим достоинствам и возможностям.

Из этих трех вариантов, безусловно, оптимальна адекватная самооценка — высокая, но не завышенная.

Самооценка (мнение о себе) влияет и на наше поведение, и на отношение к другим людям.

Самая большая проблема человека с неадекватно (неправильной) самооценкой, завышенной или заниженной — трудности общения.

Завышенная самооценка нередко приводит к конфликту с окружающими из-за несоответствия уровня притязаний, амбиций человека его реальным способностям.

«Ворона в павлиньих перьях» – вот какое определение подходит людям с завышенной самооценкой

Заниженная самооценка мешает строить партнерские (то есть равноправные) отношения с окружающими: и с представителями своего пола, и с представителями противоположного пола.

Кокон, из которого при благоприятных обстоятельствах вылупится прекрасная бабочка. – вот что можно сказать о девочке с заниженной самооценкой

Большинство людей имеют неправильную самооценку. Некоторые — чересчур завышенную. У таких людей были нескончаемые проблемы, потому что они претендовали на слишком много, на что не имели права. А у большинства самооценка была заниженной. Обладая немалыми способностями, люди были весьма невысокого мнения о собственной персоне — отсюда комплексы, неуверенность в себе, проблемы в общении, проблемы с противоположным полом, неврозы и многое другое.

Самооценка не есть нечто неизменное.

Самооценку можно развивать. В течение жизни она может подниматься и опускаться.

Все дело в том, что мы не можем сами правильно поставить себе отметку. Когда человек сравнивает себя с другими людьми, он видит преимущественно положительные стороны в других людях, а в себе — преимущественно недостатки таковы уж особенности человеческой психики.

Окружающие обычно воспринимают человека по его самооценке. Человек с высокой самооценкой выглядит уверенным в себе и благополучным (причем это не всегда соответствует действительности!), и у окружающих создается именно такое впечатление о нем, — ведь люди зачастую судят о других лишь по внешним характеристикам, не умея правильно оценить, что лежит в основе поступков и стереотипа поведения другого человека.

Самооценка имеет большое значение в отношениях с противоположным полом. Девочка с заниженной самооценкой считает себя непривлекательной или боится быть отвергнутой и нередко терпит неудачу на любовном фронте. И вовсе не потому, что она и в самом деле непривлекательна, — от низкой самооценки страдают даже симпатичные девчонки — а из-за того, что не ценит себя, е умеет подать себя в выигрышном свете.

Упражнение «2 стороны медали»

За 1 минуту напишите, как можно больше своих отрицательных качеств, или то, что вам в себе не нравится.

А теперь за 1 минуту напишите, как можно больше своих достоинств

Обсуждение:

– У кого отрицательных больше, чем положительных

– У кого поровну

– У кого положительных качеств больше, чем отрицательных

– Как это связано с вашей самооценкой?

Наши недостатки не так страшны, как их малюют.
Диля Еникеева. 

Упражнение Рэфрейминг («Синонимическое преображение» – подбор  синонима с позитивной окраской).

Рэфрейминг (reframing)  – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

(Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления – Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП. для того, чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачыи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми.

Читайте также:  Полезная работа при цикле карно

Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации — и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор”).

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Задание: Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров из списка негативных качеств выбрать самое, мешающее жить и рассказать друг другу то нем. Затем каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем чтобы представить его с положительной стороны.

Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храбрости оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность — проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость — свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.

Ленивая – Экономящая свои силы

Глупая – Нестандартно мыслящая

  1. В комнате не грязно, это творческий беспорядок

  2. Я не занудная, я настойчивая

  3. Я не истеричная, я искренняя и эмоциональная

Завершение: обсуждение упражнения.

Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?

Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над полученным материалом?

Самое главные качества в представительнице прекрасного пола, которые являются залогом ее счастливой судьбы, – это чувства собственного достоинства, самоуважение, уверенность в себе и адекватная самооценка.

Упражнение с зеркалом «Я люблю тебя».

ЗАДАНИЕ

Данное упражнение выполняется около 10–15 минут.

Возьмите зеркало, посмотрите себе в глаза. Что вы видите? Вы устали или грустны?

Скажите себе просто: 

«Я люблю тебя. Люблю и ценю. Ты моя радость и счастье». Повторите еще раз.

Возможно, на глазах у вас появятся слезы. Не стыдитесь их. Это плачет ваша душа…

Дайте ей время выплакаться. Попробуйте опуститься на самую глубину своих эмоций.

Повторите: «Я люблю тебя, моя дорогая». Это будет очень непросто. Повторяйте раз за разом, сквозь слезы, снова и снова. Вам надо достучаться до самих себя.

Какой оказывает эффект:

• прощение и принятие себя;

• понимание своей истинной сути;

• повышение уверенности в себе;

• программирование себя на позитивные события

Рефлексия.

Упражнение «Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами:

1)корзинку/горку апельсинов

2)стакан оранжевого апельсинового сока

3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов

Каждый из участников получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Небольшой текст с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одногруппниками и с тренером и т.д. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

– на плакат с апельсинами– то, что ещё не обрело законченного вида, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться.

– на плакат со стаканом чудесного освежающего сокаможно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило физические и духовные силы.

-на плакат с отходами нашей соковыжималкибудут наклеены вещи, от которых лучше избавиться, которые не понравились, были излишни, обидны, не актуальны, раздражали.

Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей “соковыжималки”:

– много ли тем оказались не проработаны

– многие ли отношения остались не проясненными

– многие ли конфликты не нашли своего разрешения

– о чем заставил тренинг задуматься

– что я хочу узнать ещё о себе/ о товарищах/ о теме тренинга, как и в каком направлении планирую самообразование

– какие “вкусные” моменты тренинга порадовали нас в совместной работе

– что придавало силы, внушало уверенность

-какую “жажду” (в чём?) помог мне тренинг утолить

– что хотелось бы исправить/изменить

-какие моменты встречи лучше бы не происходили вообще

– с каким “послевкусием” расходятся участники.

Реквизит:3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников.

Литература

Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89Ж, 2005.

Микляева А.В. Я – подросток. Программа уровков психологии. – СПб.: Издателство «Речь», 2006.

Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). СПб.: Речь, 2007.

Еникеева Д.Д. Как стать настоящей женщиной: практическая психология и сексология для девочек. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

Сучкова Ольга 30 уроков личной силы от психолога-мастера, которые приведут к счастью и благосостоянию https://psy.wikireading.ru/114220

Истомина Луиза Сергеевна, преподаватель дополнительного образования Занятия для девочек-подростков “Поверь в себя” https://открытыйурок.рф/статьи/534093/

Источник