Цикл времена года композитор

Цикл времена года композитор thumbnail

”Времена года” (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из двенадцати концертов его восьмого опуса, цикла «Спор гармонии с изобретением», одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. На первом исполнении Вивальди лично играл партию скрипки. Каждый концерт посвящён одному времени года, каждый состоит из трёх частей, крайние части являются быстрыми, а средняя медленной, как и в последующих 8 концертах опуса и как в подавляющем большинстве концертов Вивальди, что впоследствии у других композиторов стало характерно для концерта как жанра. (Несмотря на то, что концертов 4, а частей в них традиционно по 3, то есть всего частей 12, из этого не следует полагать, что части каким-либо образом соответствуют 12 месяцам.) Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269[править | править код]

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315[править | править код]

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

2 Adagio — Presto. Летняя страда

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Сонет:

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293[править | править код]

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но в чаще погибает, наконец.

Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297[править | править код]

1 Allegro non molto. Сильный ветер

2 Largo. У камина

3 Allegro, camminar sopra il ghiaccio. Прогулка по льду.

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит зима нам свои наслажденья.

На театральной сцене[править | править код]

Опера[править | править код]

Вивальди использовал музыку allegro «Весны» в своей опере «Дорилла в долине Темпи[en]» (1726) — в качестве 3-й части вступительной симфонии и темы для хора.

Балет[править | править код]

Музыка концертов получила своё хореографическое воплощение в постановках таких хореографов как Ролан Пети (1984, была использована запись ансамбля И музичи), Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка[en], Мауро Бигонцетти[en] (2007).

На спортивной арене фрагменты музыки концертов использовали для своих выступлений фигуристы Сурия Бонали[2], Стефан Ламбьель, Патрик Чан[3] и многие другие.

Подражания[править | править код]

  • «Времена года в Буэнос-Айресе» («Cuatro Estaciones Porteñas», «Estaciones Porteñas») — цикл из четырёх танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, сочинённых между 1965 и 1970-м годами, для бандонеона и ансамбля. Российский композитор Леонид Десятников сделал свободную скрипичную транскрипцию (в сопровождении струнного оркестра) этого произведения и усилил связь между «Временами года» Антонио Вивальди и «Cuatro Estaciones Porteñas» Пьяццоллы. В каждую часть сочинения он включал цитаты из оригинального цикла Вивальди, но учитывая различия сезонов противоположных в северном и южном полушариях, например, в «Verano Porteño» добавил элементы «L’Inverno» («Зима») Вивальди
Читайте также:  Работа и среднее давление цикла

Адаптации[править | править код]

  • В 2016 году итальянский музыкант Джузеппе Ямпьери, известный под псевдонимом Maestro Mistheria, выпустил музыкальный альбом «The Four Seasons» под маркой Vivaldi Metal Project, являющийся аранжировкой «Времён года» в жанре симфоник-метал. В работе над альбомом приняли участие более 130 музыкантов рок- и классической сцены.[4]

Использование в кино[править | править код]

  • «Золотая карета» (1952, Франция — Италия; режиссёр — Жан Ренуар).
  • «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972, СССР; режиссёр — Станислав Говорухин)
  • «Завтра была война» (1987, СССР; режиссёр — Юрий Кара)
  • «Красотка» (1990, США; режиссёр — Гарри Маршалл)
  • «Пуля» (1996, США; режиссёр — Джульен Темпл)
  • «Олдбой» (2003, Республика Корея; режиссёр — Пак Чхан Ук)
  • «Философия будуара маркиза де Сада» (2004, Италия; режиссёр — Аурелио Гримальди)
  • «Суперзвезда» (2004, США; режиссёр — Шон Макнамара)
  • «По следам Вивальди» (2008, Франция; режиссёр — Ален Дуалт)
  • «1+1» (2011, Франция; режиссёры: Оливье Накаш, Эрик Толедано)
  • «Джон Уик 3» (2019, США; режиссёр — Чад Стахелски)
  • «Утреннее шоу (сериал)» (2019, США; режиссёры: Мими Ледер, Дэвид Фрэнкел, Кевин Брэй)
  • «Портрет девушки в огне» (2019, Франция; режиссёр Селин Сьямма)

Также композиция использовалась в заставках Классика развлечений на СТС.

Примечания[править | править код]

Источник

По сети гуляет несмешной анекдот, где еврейский мальчик при собеседовании в школе не смог назвать точное количество времён года. Попробуем ему помочь. Итак, в хронологическом порядке «Времена года» сочинили:

1725 год – Антонио Вивальди. Цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром.

1801 год – Йозеф Гайдн. Оратория в четырёх частях.

1876 год – Пётр Ильич Чайковский. Фортепианный цикл из двенадцати характеристических картин.

1900 год – Александр Константинович Глазунов. Аллегорический балет.

Исаак Левитан. Весна. Большая вода

1947 года – Джон Кейдж. Одноактный балет.

1961 год – Феликс Маркович Янов-Яновский. Четыре миниатюры для голоса и фортепиано на стихи Мацуо Басё.

1965 – 1970 – Астор Пьяццолла. Цикл из четырёх танго.

1969 год – Валерий Александрович Гаврилин. Вокальный цикл для голоса и фортепиано.

1991 год – Мустафо Бафоев. Симфонический цикл.

2009 год – Хабибулла Рахимов. Четырёхчастный цикл для большого оркестра народных инструментов.

2013 год – Владимир Иванович Мартынов. Балет.

Вячеслав Александрович Овчинников. Оратория для хора, симфонического оркестра и солистов. К сожалению, год создания оратории найти не удалось.

Абрам Маневич. Зима

Сознательно исключил из списка сочинения Леонида Десятникова и Жака Лусье. Это транскрипции, а потому вторичны априори, несмотря на несомненный талант интерпретаторов. В качестве оффтопа: единственная транскрипция, стоящая на уровне оригинала – это «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Но вернёмся к нашим сезонам. 

Тематически подходят под обозначенную тему ещё минимум три произведения для фортепиано соло. Это, во-первых, двенадцать характеристических пьес Les Mois («Месяцы») французского композитора Шарля Алькана, написанные им в 1838 году, Между прочим, довольно симпатичные!

Во-вторых, цикл из опять таки двенадцати характеристических пьес «Календарь природы» советского композитора Люциана Абрамовича Пригожина. Сочинение датируется 1962 годом.

В-третьих, цикл из четырнадцати пьес «Домик в Клину» современного уральского композитора Игоря Алексеевича Парфёнова. Двенадцать пьес посвящены временам года, а две «протягивают музыкальную нить из прошлого в будущее». Привет Чайковскому.

И, в-четвёртых, смотрите комментарии … Там читатели канала привели ещё несколько примеров.

Камиль Писсаро. Лето, тропинка в лесу

А не пора ли остановиться? Подвести итог. Больше десятка произведений так или иначе связанных с временами года мы насчитали путём нехитрого поиска в русскоязычном интернете. Уверен, что композиторы из других стран не обошли вниманием этот неиссякаемый источник вдохновения. Ну а если перестать гоняться за количеством и обратиться к качеству? 

Будем честны перед Музыкой. «Времён года» как и времён года пока только ЧЕТЫРЕ.

Это проверено временем. Только сочинения Вивальди, Гайдна, Чайковского и Глазунова на сегодняшний день могут полноправно считаться классикой жанра. Остальным надо ещё «постараться», чтобы выйти за рамки анекдота.

Слушаем транскрипцию Леонида Аркадьевича Десятникова на осенние темы Антонио Вивальди и Астора Пьяццоллы. Осень она и в Южной Америке – осень.

Это кружится октябрь, 
Это жуть 
Подобралась на когтях 
К этажу.

И только маримбе почему-то весело.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот – сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!

Источник

MarkT­olkie­n
[84.3K]

7 лет назад

Антонио Вивальди, цикл концертов “Времена года”; Йозеф Гайдн, оратория “Времена года”; Пётр Ильич Чайковский, фортепианный цикл “Времена года”; Александр Глазунов, балет “Времена года”; Валерий Гаврилин, цикл песен “Времена года”; Феликс Янов-Яновский, Мустафо Бафоев, Хабибулла Рахимов.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Киска­66
[14]

2 года назад

Тему “Времен года” затрагивали многие композиторы – самые известные – это 4 скрипичных концерта Вивальди в 3-х частях, где каждая часть – это каждый месяц – “Весна” ми мажор, “Лето” соль минор, “Осень” фа мажор и “Зима” фа минор, оратория Гайдна “Времена года” в 4-х частях, а также 12 характеристических пьес Чайковского для фортепиано “Времена года”, op.37. Также французский композитор-романтик и пианист-виртуоз, близкий друг Шопена и Листа Шарль Анри Валантен Алькан написал цикл “Месяцы” (“Les mois”) из 12 характеристических пьес, op.74. Ещё у композитора Игоря Парфенова есть такой же цикл из 12 характеристических пьес для фортепиано, как и у вышестоящих, “Домик в клину”. Теперь думаю, что стоит перейти к современным композиторам. Это “Времена года” Астора Пьяццоллы и цикл из 12 характеристических пьес “Календарь природы” малоизвестного композитора Люциана Пригожина, его своеобразный детский альбом. Это несложные пьесы по 1 странички, уровень сложности, где-то класс 4-5 (а я играла в 8-м).

Паша Зверь по имени Песец Удало­в
[27.2K]

7 лет назад

Помимо Вивальди и Чайковского, которых назвали все отвечающие, мне вспомнился ещё цикл Сергея Курёхина “Воробьиная оратория Четыре сезона”, в который вошли четыре произведения, названные по временам года, а также ещё два – “Зимняя воробьиная песня” и “Воробьиные поля навсегда”. Это мой самый любимый альбом у Курёхина. Все вокальные партии в нём исполнила Марина Капуро, за исключением композиции “Зима”, в которой звучит голос Ольги Кондиной и которая полностью повторяет основную тему из фильма “Господин оформитель”.

Jeuge­ny
[52]

более года назад

Нет мальчика не приняли в школу, т.к. он в ответ на вопрос, сколько он знает времён года, ответил пять.

Когда они вышли, бабушка начала сокрушаться, какой у неё бестолковый внук, на что мальчик начинает перечислять:

  • Вивальди, Чайковский, Гайдна, Бах, Пьяцолла…

Бабушка:

  • Как же ты мог забыть Алькана?!

Skarl­et
[30.2K]

7 лет назад

У Вивальди есть четыре композиции, которые называются “Времена года”. Соответственно зима, весна, лето и осень. Это классическая музыка, исполняемая оркестром. Я даже скачала себе их на телефон. Не знаю кому как, но мне нравится. Хочется иногда послушать что-то отличное от современных песен.

Андре­й В Б
[207K]

7 лет назад

Насколько я помню, – таких композиторов двое. Один Вивальди, у него четыре скрипичных концерта, названных по временам года. Другой, это наш соотечественник Чайковский, у него 12 фортепьянных картин, к каждому месяцу. И эпиграфами к каждой картине взята слова стихов известных поэтов.

Слана­22
[46.4K]

7 лет назад

Первыми, конечно, вспоминаются Вивальди и Чайковский. Композиторы, музыка которых на слуху. В музыкальной школе помнится я частенько играла из времен года Чайковского Апрель подснежник. Чудесная музыка. Вивальди, конечно, посложнее. Из его времен года мне очень нравится зима.

Shipo­3
[32.1K]

3 года назад

В первую очередь все вспоминают цикл музыкальных роизведений Антонио Вивальди, он так и называется “Времена года”.

Также эта тема затронута в музыке Петра Чайковского, Роберта Шумана (зима), Георгия Свиридова, Ричард Клайберман (зимняя песня о любви), Александр Розенбаум.

У Вивальди четыре концерта для камерного оркестра, по три части в каждом, в полном соответствии с сезонами.

У Чайковского фортепианный цикл из 12 пьес.

У Гайдна оратория для солистов хора и камерного оркестра.

Вы забыли Астор Пьяццолла

“Весна ” Primavera Porte?a Allegro

“Лето ” Verano Porte?o

“Осень ” Oto?o Porte?o Allegro Moderato

“Зима” Invierno Porte?o Lento

Бах сюита “Времена года ” для органа.

Это я вспоминала анекдот о мальчике ,который знал всего 6 времен года

Знаете ответ?

Источник

«Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, опус 37 bis.

Читайте также:  Микро цикл тренировочного процесса

История создания[править | править код]

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду (1843—1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М. И. Бернарда, с которым Пётр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитор получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю”. Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений»
Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.

Читайте также:  Javascript в цикле php

При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внёс свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И. Главача, что было откликом на антитурецкое восстание в Герцеговине. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

Состав цикла стихотворений[править | править код]

«Январь. У камелька»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. С. Пушкина:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.»

«Февраль. Масленица»[править | править код]

Эпиграф взят из П. А. Вяземского:

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.

«Март. Песнь жаворонка»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. Н. Майкова:

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.»

«Апрель. Подснежник»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. Н. Майкова:

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином.»

«Май. Белые ночи»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. А. Фета:

«Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»

«Июнь. Баркарола»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. Н. Плещеева:

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.»

«Июль. Песня косаря»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. В. Кольцова:

«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»

«Август. Жатва»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. В. Кольцова:

«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.»

«Сентябрь. Охота»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. С. Пушкина (Граф Нулин):

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

«Октябрь. Осенняя песнь»[править | править код]

Эпиграф из произведения А. К. Толстого:

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.»

«Ноябрь. На тройке»[править | править код]

Эпиграф из произведения Н. А. Некрасова:

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

«Декабрь. Святки»[править | править код]

Эпиграф из произведения В. А. Жуковского:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

Избранная дискография[править | править код]

Сборник «Времена года» принадлежит к числу наиболее исполняемых фортепианных сочинений Чайковского. Многие пианисты исполняли и записывали отдельные пьесы из сборника (например, С. В. Рахманинов, С. Т. Рихтер). Ниже приведены некоторые аудиозаписи сборника целиком:

  • 1939—1947 Константин Игумнов (CD Dante Productions HPC068)
  • 1957? Лев Оборин (LP Мелодия 33Д-04104-5)
  • 1986 Михаил Плетнёв (CD (p) 1991 Международная книга MK 418008)
  • 1990 Ансамбль скрипачей Сибири (CD Мелодия: А10 00667 004).
  • 1998 Владимир Ашкенази (CD Decca 466 562-2)
  • 2004? Денис Мацуев (CD RCA Red Seal 82876799612)
  • 2015 Lang Lang in Paris (CD Sony Classical)
  • 2016 Андрей Писарев (CD SMC CD 0203)

В культуре[править | править код]

  • Фрагмент пьесы «Декабрь» был использован в музыкальном оформлении мультфильма Владислава Старевича «Рождество у обитателей леса» 1912 года.

Ссылки[править | править код]

  • «Времена года» в mp3 на сайте Аркадия Чубрика
  • Времена года (Чайковский): ноты произведения на International Music Score Library Project

Источник