Цикл развития связанный с водой характерен для

Цикл развития связанный с водой характерен для thumbnail

Жизненные циклы растений

Задания 8.

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21211

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12212

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A)доминирует в цикле развития

Б) делится путём мейоза

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 22112

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) имеет диплоидный набор хромосом

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21221

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1) 1

2) 2

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21121

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Задания 9.

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных: 345

1) являются многолетними растениями 4) образуют плоды с семенами

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом 5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия 6) размножаются семенами

9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение. 356

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

Задания 10.

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 112122

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней 1) Моховидные

Б) преобладающее поколение – гаметофит 2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 121221

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 211122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образование плодов 1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком 2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 122212

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 221122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями 1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке 2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны 112221

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) размножение спорами 1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода 2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны 221112

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром 1) Моховидные

Б) корневая система стержневая 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

Читайте также:  Цистицеркоз пизиформный цикл развития

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны. 221112

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки 1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто 2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений – травы

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 27.

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) спороносные побеги 2n , заросток плауна n

2) спороносные побеги – часть спорофита, образуются из (2n) зиготы, митозом

3) заросток плауна – гаметофит, образуется из (n) споры, митозом

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

1) зооспоры n , гаметы n

2) зооспоры образуются из (2n) зиготы, мейозом

3) гаметы образуются из (n) взрослой хламидомонады, митозом

27.3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) гаметы n, споры n ,

2) гаметы образуются на (n) гаметофите (взрослое листостебельное растение), митозом

3) споры образуются на (2n) спорофите (коробочка на ножке), мейозом

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) восьмиядерный зародышевый мешок n, зародышевая почечка семени 2n

2) восьмиядерный зародышевый мешок – гаметофит, образуется из (n) мегаспоры, митозом

3) зародышевая почечка семени – из (2n) зародыша, митозом

Жизненные циклы растений

Задания 8.

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

1) 1

2) 2

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A)доминирует в цикле развития

Б) делится путём мейоза

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) имеет диплоидный набор хромосом

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

1) 1

2) 2

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1) 1

2) 2

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

ПОКОЛЕНИЯ МХА

1) 1

2) 2

Задания 9.

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных:

1) являются многолетними растениями 4) образуют плоды с семенами

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом 5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия 6) размножаются семенами

9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение.

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

Задания 10.

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней 1) Моховидные

Б) преобладающее поколение – гаметофит 2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образование плодов 1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком 2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями 1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке 2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

Читайте также:  Цикл развития круглых червей

A) размножение спорами 1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода 2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром 1) Моховидные

Б) корневая система стержневая 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки 1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто 2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений – травы

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

Задания 27.

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

27.3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Источник

По современным представлениям, жизнь на нашей планете появилась примерно 3,5 млрд. лет назад.

“Клеточность”

Первыми (в Архее) появились одноклеточные организмы, в клетках которых не было сформированного ядра: археи и бактерии. Питались они готовыми органическими веществами, т.е. были гетеротрофами.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Археи: пирококкус и термококкус

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Бактерии: стрептококки и бациллы

Автотрофность

Следующая ступень (ароморфоз) развития жизни на Земле – появление фотосинтетических пигментов в клетках прокариот. Эти прокариоты – цианобактерии (сине-зеленые водоросли, цианеи) – сами синтезировали органические вещества из неорганических (процесс фотосинтеза), т.е. были автотрофами.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Цианобактерии: колония ностока под микроскопом и цианобактерии в аквариуме

Самые ранние свидетельства жизни на Земле – окаменевшие продукты жизнедеятельности сине-зеленых водорослей – строматолиты. Самые ранние относятся к архею (примерно 3, 5 млрд. лет назад).

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Строматолиты

Ядерность

Следующий ароморфоз произошел на границе Архея и Протерозоя (2,6 – 2,7 млрд. лет назад): появление в клетках ядра. Организмы, в клетках которых есть ядро, называются эукариотами.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Сравнение прокариотической (бактериальной) и эукариотической клетки

После формирования клеточного ядра все эукариотические организмы разделились на две ветви: эукариотических автотрофов (предки растений) и эукариотических гетеротрофов (предки грибов и животных).

колониальность

Следующий шаг: появление колониальных одноклеточных эукариот.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Колониальный автотроф – вольвокс; колониальный гетеротроф – инфузория кархезиум

Биологический смысл колониальности:

  • более эффективная защита от врагов;

  • защита внутренних клеток колонии от неблагоприятных факторов внешней среды:

  • более активная добыча питательных веществ.

Многоклеточность

Следующим ароморфозом было происхождение многоклеточности. Этот ароморфоз произошел в конце Протерозоя. Большинство зоологов считают, что многоклеточность происходит из колониальности: изначально морфологически одинаковые особи колонии со временем могли приобретать определенные различия в строении и функциях (полиморфизм), становясь более зависимыми от всей группы (макроорганизма).

В настоящее время полиморфизм можно встретить даже среди более высокоорганизованных животных, например, общественных перепончатокрылых насекомых.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Полиморфизм в колонии муравья-мародера (Pheidologeton diversus): крупные – муравьи-солдаты, мелкие – рабочие муравьи

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Кастовый полиморфизм среди красных огненных муравьев Solenopsis invicta

Значение многоклеточности:

  • специализация клеток и более эффективное выполнение функций;

  • увеличение размеров: выгодно при защите от хищников и при добыче пищи;

  • более быстрое передвижение;

  • увеличение сроков жизни благодаря регенерации.

Существует несколько теорий происхождения многоклеточности: теория фагоцителлы Мечникова, теория гастреи Геккеля и др.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Эволюция многоклеточных животных

Первыми многоклеточными животными были радиально-симметричные организмы: губки и кишечнополостные. Все они вели прикрепленный образ жизни.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Радиальная симметрия и радиально-симметричные животные

Далее появились двустороннесимметричные активно передвигающиеся животные: плоские и круглые черви. Они имели головной конец тела, на котором концентрировались органы чувств.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Двусторонняя (билатеральная) симметрия и плоский червь планария

Вендский период

Примерно 650 млн. лет назад Землю населяли мягкотелые существа – вендобионты – первые известные многоклеточные животные: губки, медузы, плоские черви. Они были мягкотелыми, поэтому остатки их плохо сохранились.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Вендский период (630 млн. лет назад)

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Современный кольчатый червь Platynereis и загадочное ископаемое животное Spriggina (вендский период) – недавняя находка палеонтологов, ставящая под сомнение происхождение кольчатых червей

Кембрийский период

В кембрии (540 млн. лет назад) появились хищные организмы и средства нападения и защиты: челюсти, панцири, раковины. Многие животные имели твердый наружный скелет, поэтому сохранилось большое количество остатков кембрийской фауны. В связи с этим ученые назвали этот период “кембрийским взрывом”.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Кембрийский период (540 млн. лет назад)

От древних ресничных червей произошли кольчатые черви. Древние морские многощетинковые кольчатые черви, вероятно, послужили основой для возникновения типов членистоногих, моллюсков и хордовых.

Расцвет трилобитов – ближайших предков ракообразных.

Появление гигантских хищных ракообразных – аномалокарид (лаггания, аномалокарис, хардия)

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Остатки трилобита и реконструкция лаггании

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Так ученые реконструировали хардию – нового представителя аномалокарид, удивительных хищников кембрия (рис. © M. Collins)

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Кембрийские билатерально-симметричные животные

Цикл развития связанный с водой характерен для

Кембрийская Виваксия – возможный предок кольчатых червей

Первые рыбоподобные позвоночные животные – остракодермы – появились в конце кембрия. Они были покрыты панцирем из костных щитков и не имели челюстей. До наших дней дожили только паразитические представители бесчелюстных – миноги и миксины.

Силур

Период известен массовым вымиранием, в результате которого исчезло около 60 % видов существовавших в ордовике морских организмов.

Появлись акантоды (колючкозу́бые рыбы) и челюстноротые рыбы – костнопанцирные и беспанцирные.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Акантода климатиус

Увеличвается видовое разнообразие прямораковинных головоногих моллюсков и граптолитов Брахиоподы (плеченогие) увеличили свое разнообразие в три раза, в силуре к ним относится 8% всех родов.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Гигантский камероцерас и ракоскорпион

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Планктонный граптолит Loganograptus и брахиопода

Megamastax amblyodus из позднего силура, костная рыба длиной до метра, на 2014 год считается первым позвоночным хищником, специализирующимся на поедании других позвоночных.

Читайте также:  Циклы развития товара эффективное управление ими

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Megamastax amblyodus и его предполагаемые жертвы – панцирные бесчелюстные

Dunyu longiforus

Девон

Процветают бесчелюстные панцирные остракодермы (цефаласписы и др.).

Появились и быстро завоевали водные пространства головоногие моллюски аммониты, позже вымершие вместе с динозаврами в меловой период.

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Цефаласпис и аммонит

В девоне начался расцвет челюстноротых. Для большинства этих животных характерны наличие двусторонней симметрии, третьего зародышевого листка (мезодермы), полости тела, наружного (членистоногие) или внутреннего (хордовые) твердого скелета, прогрессирующая способность к активному передвижению, обособление переднего конца тела с ротовым отверстием и органами чувств, постепенное совершенствование центральной нервной системы.

От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из жаберных дуг образовались подвижные челюсти, а из кожных складок – плавники. Формирование поясов парных грудных и брюшных конечностей способствовало увеличению маневренности движений.

Двоякодышащие и кистеперые рыбы посредством плавательных пузырей, имеющих связь с пищеводом и снабженных системой кровеносных сосудов, могли дышать атмосферным кислородом.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Эволюция амфибий

От кистеперых рыб берут начало древние земноводные – стегоцефалы (в н.в. устаревшее название) – сборная группа предков амфибий и рептилий.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Стегоцефал

Цикл развития связанный с водой характерен для

Выход на сушу первых позвоночных животных был обеспечен преобразованием плавников в конечности наземного типа, а воздушных пузырей – в легкие.

Карбон (каменно-угольный период)

От стегоцефалов берут свое начало истинно наземные животные – рептилии. Освоение суши пресмыкающимися обеспечили сухие ороговевшие покровы, внутреннее осеменение, богатые желтком яйцеклетки, защитные оболочки яиц, предохраняющие эмбрионы от высыхания и других воздействий среды.

В течение карбона появились много новых видов беспозвоночных: наземные брюхоногие моллюски, морские раковинные головоногие моллюски белемниты и огромное количество членистоногих. Многие из них были гигантских размеров, по сравнению с современными представителями.

Появились котилозавры и звероподобные рептилии.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Каменно-угольный период

Цикл развития связанный с водой характерен дляЦикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Белемниты и их окаменевшие раковины – “чертовы пальцы”

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Представитель котилозавров –диадект

Мезозой

В триасе (225 млн. лет назад) среди рептилий выделилась группа динозавров. Они господствовали в течение более 160 миллионов лет и вымерли в конце мелового периода (около 65 млн. лет назад).

Предполагают, что динозавры были промежуточным звеном между рептилиями и млекопитающими и совмещали в себе признаки обеих групп. Например, они имели строение черепа как у ящериц, зубы в отдельных ячейках, как у крокодилов, но трубчатые кости, строение суставов пальцев и крестцовой кости подобно млекопитающим. Передвигались динозавры на вертикально расположенных конечностях, опираясь только на пальцы (пальцехождение), подобно большинству современных млекопитающих, и отличались от большинства других рептилий, чьи конечности были расположены по бокам туловища. Их вертикальное положение позволило динозаврам при движении легко дышать и вероятнее всего повышало их уровень выносливости и активности.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Мезозойская эра – эпоха динозавров

Первые млекопитающие появились в триасовый период мезозойской эры.

Позднее, также от одной из ветвей пресмыкающихся, произошли птицы. Археоптерикс долгое время считался переходным звеном между рептилиями и птицами. В настоящее время доказано, что он являлся тупиковой ветвью крылатых рептилий.

Для птиц и млекопитающих характерны такие черты, как теплокровность, четырехкамерное сердце, одна дуга аорты (создает полное разделение большого и малого кругов кровообращения), интенсивный обмен веществ. Данные черты обеспечили расцвет этих групп организмов.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Один из предполагаемых предков птиц Microraptor gui

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Археоптерикс – слепая ветвь крылатых рептилий

В конце мезозоя появляются плацентарные млекопитающие, для которых прогрессивными основными особенностями стали появление плаценты и внутриутробного развития плода, вскармливание детенышей молоком, развитая кора головного мозга.

Кайнозой

Кайнозойская эра началась 66 млн. лет назад (эта граница проведена по массовому вымиранию видов в конце мелового периода) и продолжается в настоящее время.

Это эпоха расцвета млекопитающих. Большинство современных отрядов млекопитающих произошло от древних насекомоядных.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Кайнозойская эра

В начале кайнозойской эры от насекомоядных обособился отряд приматов, эволюция одной из ветвей которого привела к возникновению человека.

Цикл развития связанный с водой характерен для

Рис. Предки человека

основные ароморфозы

ароморфозтаксон
появление ядраодноклеточные эукариоты

дифференциация клеток;

разделение функций.

губки и многоклеточные

двухслойные животные (кишечнополостные)

билатеральная симметрия;

мышечная система, паренхима (формирование внутренней среды, половой и выделительной системы)

трехслойные животные (плоские и круглые черви)

поперечно-полосатая мускулатура;

кровеносная и дыхательная система

вторичнополостные животные (кольчатые черви)

специализированные органы дыхания;

наружный скелет

моллюски и членистоногие

внутренний скелет;

дифференциация нервной системы;

замкнутая кровеносная система;

более совершенная выделительная система

хордовые животные

развитый внутренний скелет;

развитие из жаберных дуг подвижных челюстей;

развитие из кожных складок плавников;

формирование поясов парных грудных и брюшных конечностей

хрящевые рыбы

костные рыбы

появление парных членистых конечностей;

посредством плавательных пузырей, имеющих связь с пищеводом и снабженных системой кровеносных сосудов, могли дышать атмосферным кислородом.

двоякодышащие и кистеперые рыбы

образование пятипалых конечностей и легких

ихтиостеги и стегоцефалы (предки земноводных),

земноводные

ороговевшие покровы;

внутреннее оплодотворение;

яйца богаты желтком и покрыты плотной оболочкой

пресмыкающиеся

четырехкамерное сердце;

теплокровность;

одна дуга аорты

птицы и млекопитающие

плацента и внутриутробное развитие плода;

вскармливание детенышей молоком;

развитый головной мозг

плацентарные млекопитающие

Хронология происхождения основных групп животных

периодгруппа животных
Архейская эраодноклеточные животные

Протерозойская эра

преобладают губки, кишечнополостные, плоские черви

Палеозойская эра

кембрий

ордовик

кольчатые черви, трилобиты, моллюски

появляются бесчелюстные рыбоподобные организмы – первые позвоночные

силур

челюстные рыбы;

лучеперые и кистеперые рыбы

девонихтиостеги и стегоцефалы – первые земноводные
карбонрасцвет амфибий, появление рептилий
пермьрасцвет рептилий, появление зверозубых ящеров

Мезозойская эра

триас

первые млекопитающие

Особенности эволюции животного мира

  • прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализации тканей и всех систем органов;

  • свободноподвижный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов внешней среды. Развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма;

  • возникновение твердого скелета: наружного у ряда беспозвоночных – иглокожих, членистоногих; внутреннего у хордовых. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что он не ограничивает увеличение размеров тела.

  • прогрессивное развитие нервной системы стало основой для возникновения системы условных рефлексов и совершенствования поведения.

Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.

Источник