Цикл развития организационной культуры
ООО “Корпоративные системы | Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации |
Удаленные консультации по управленческому консалтингу Удаленная разработка организационной документации Наши консалтинговые проекты Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг Наши семинары и тренинги Некоторые наши публикации Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации» Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов Международный журналПроблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы» Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация» Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения» Основные публикации |
|
Источник
Организационная культура оказывает значительное влияние на процесс взаимодействия со внешней средой организации. Также и внешняя среда формирует культуру. При этом две организации, работающие в одной отрасли, могут иметь разные типы культур. На формирование организационной культуры влияют два фактора:
Только с помощью внешней среды организация достигает поставленных целей. В процессе взаимодействия решаются задачи, определяются методы решения, определяется стиль поведения работников, реакция на успехи и неудачи и т.д. Также формирование организационной культуры зависит от факторов внешней среды:
- деловая среда в отрасли;
- деловая среда в стране или регионе;
- национальная культура;
- специфика местной культуры (если сильно выделяется из общенациональной).
Через общий опыт и общее понимание методов решения проблем работники развивают элементы организационной культуры. Для этого они ориентируются на миссию организации, основные стратегические цели. В любой организации работники участвуют в формировании культуры с помощью следующих действий:
- расстановка приоритетов (что во внешней среде важно для организации, а что – нет);
- нахождение путей и методов измерения результатов (а также участие в системе поощрений);
- нахождение объяснений успехам и неудачам в процессе достижения целей.
Организационная культура – нестабильный элемент организации, она зависит от многих факторов внешней среды, тех функций, которые выполняет. Содержание культуры – это набор типичных ответов на проблемы, с которыми сталкивается организация.
На всех стадиях жизненного цикла культура руководства (верования, ценности, стиль общения) часто определяет организационную культуру в целом. Влияние руководства тем выше, чем более притягательной личностью является руководитель, чем ярче выражены лидерские качества.
Процесс развития организационной культуры
Установка ряда культурных норм в организации часто связана со спецификой отрасли или отношений на рынке, скоростью внедрения нововведений, поведением потребителей и т.д. Например, венчурным фирмам, разрабатывающим новые технологии, свойственна ориентация культуры на веру в изменения. Организационная культура развивается и меняется в течение всего жизненного цикла организации. Изменения происходят как постепенно, так и резко, в зависимости от базовых установок и ситуации в целом.
Сила культуры определяется следующими показателями:
- плотность культуры (то количество важных в работе установок, которое разделяется работниками. Чем их больше, тем «плотнее» культура. В ней может существовать несколько уровней, каждый из которых влияет на поведение работников);
- насколько разделяется работниками официальная парадигма (есть ли субкультуры, какие они);
- ясность приоритетов.
Сильный уровень культуры дает организации много преимуществ, но чем плотнее культура, тем она инертней. Поэтому оптимально иметь не слишком сильную культуру.
Развитие культуры в организации происходит следующими путями:
- Фокусирование на объектах культуры, оценка, контроль за ними со стороны руководства. Чем больше работники обращают внимание на объекты культуры, тем осознаннее вовлекаются в нее. Также у новых работников облегчается процесс расстановки приоритетов.
- Реакция руководства на кризисы, критические ситуации. Острые ситуации могут требовать изменений в культуре, ее усиления или нововведений в ее состав. При этом работники узнают новые свойства организационной культуры.
- Роли: их моделирование и тренировка. Культура усиливается, когда работники верно исполняют свои роли. Руководители могут специально встраивать важные аспекты ролей в обучение новых работников, в помощь по работе и т.д. Менеджеры могут, например, своим поведением с клиентами подавать определенную ролевую модель.
- Вознаграждения, статусы. Система поощрений – неотъемлемый элемент культуры, который нуждается в корректировке и развитии. Поощрения привязаны к определенным стандартам поведения, помогают расставить приоритеты, определить ценности. Таким же образом работает система повышений в должности.
- Критерии отбора при приеме на работу, при повышении, при увольнении. Один из основных методов развития и поддержки культуры. Методы регулирования кадровых процессов могут как помогать, так и мешать развитию культуры, в зависимости от того, насколько удовлетворяются потребности работников.
- Символы, обряды, ритуалы. Это набор традиционных культурных паттернов, воплощающийся через различные мероприятия, которые проводятся в специальное время и по особым поводам. Ритуалы помогают контролировать культурный уровень работников, стимулируют их вовлеченность. Даже управленческие решения могут ритуализироваться.
Нужно помнить, что развитие и поддержание организационной культуры зависит от работников. Поэтому как культура формирует их поведение, так и они могут оказывать влияние на культуру и стимулировать изменения. В зависимости от ситуации влияние поведения на общую культуру организации может проявиться не сразу, а в течение нескольких лет. Поэтому важно отслеживать изменения в поведении, исследовать их.
Источник
Понятие организационной культуры
Понятие организационной культуры сравнительно недавно появляется в отечественной литературе. Организационная культура состоит из совокупности норм, правил, обычаев и традиций, которые разделяются всеми членами компании.
К элементам организационной культуры также относится степень устойчивости, эффективности и надежности организационных связей, дисциплина, динамизм и адаптивность по отношению к нововведениям, принятый в организации стиль управления, активный процесс позитивной самоорганизации. Элементами организационной культуры может быть все то, что определяет поведение персонала в организации.
Организационные ценности и ритуалы
Развитие организационной культуры включает развитие ее компонентов. Важнейшим компонентом организационной культуры являются организационные ценности, которые представляют собой образец, ориентир поведения, в целом и в конкретной ситуации.
К ценностям также можно отнести цель и характер внутренних отношений, ориентацию поведения персонала, соблюдение норм и правил, процесс новаторства, инициативу, трудовую и профессиональную этику, способы распределения дохода.
Ритуалы представляют собой еще один важный компонент, способствующий развитию организационной культуры. Ритуалы включают обряды (регулярно повторяемые действия), которые оказывают психологическое воздействие на участников организации для укрепления преданности, сплоченности и других целей.
Ритуалы поддерживаются с помощью идеологических представлений, конкретизируют их, служа средством визуальной демонстрации ценностных ориентиров.
Развитие организационной культуры
По определению, которое сложилось за много лет, организационная культура представляет собой стабильный цементирующий элемент организации. Развитие организационной культуры подразумевает, что она претерпевает изменения.
Развитие организационной культуры может происходит двумя путями:
- Эволюционный путь, представляет собой естественное развитие организационной культуры под влиянием изменений внешней среды.
- Сознательный путь, когда развитие организационной культуры осуществляется при воздействии руководства или другой влиятельной группы работников.
Сознательное изменение представляет собой сложный и трудоёмкий процесс, который требует незаурядных лидерских качеств, настойчивость, терпение, стратегическое мышление от управляющих им людей.
Изменения в организационной культуре
Развитие организационной культуры происходит за счет изменений, которые являются действием по различным преобразованиям.
Если говорить об изменении культуры организации, то можно отметить, что оно способствует изменению поведения каждого ее члена. По причине недостаточных исследований до сих пор не появилось определенной последовательной теории в области изменения культуры. Можно выделить несколько положений в этой сфере.
Во-первых, культуры могут быть настолько неуловимыми и скрытыми, что их нельзя точно диагностировать, их управление и изменение сложно. Для осуществления изменений нужны различные методы, редкие навыки, большое количество времени для понимания культуры.
Культура способна поддержать людей в моменты трудностей и способствует уменьшению беспокойства посредством обеспечения непрерывности и стабильности. Именно по этой причине сотрудники часто сопротивляются изменениям культуры.
Методы развития организационной культуры
Организационная культура может формироваться, существуют определенные способы ее поддержания и укрепления. Существует несколько методов развития организационной культуры.
В первую очередь важным является поведение руководителя, поскольку практика показала, что люди лучше усваивают новые образцы поведения через подражание. Руководители должны становиться примером.
Большую роль в развитии организационной культуры также играют заявления, призывы и декларации руководителей. Для того, чтобы закрепить желательные трудовые ценности и образцы поведения, необходимо обращаться не только к разуму, но и к эмоциям или чувствам сотрудников.
Развитие организационной культуры также проявляется в обучении и повышении квалификации персонала, в системе стимулирования, критериях отбора в компанию, поддержании организационной культуры при реализации функций управления.
Примеры решения задач
Источник