Цикл петербургские повести образ маленького человека

Цикл петербургские повести образ маленького человека thumbnail

Развитие темы маленького человека в творчестве гоголя

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

Образ маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Специфика Записок сумасшедшего

В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.

Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:

Тема маленького человека в творчестве гоголя

  1. Это титулярный советник, вся работа которого состоит в абсурдной и ненужной деятельности — заточке перьев. Он не развивается, постепенно тупеет, изо дня в день занимаясь одним и тем же.
  2. Постоянно нуждается в деньгах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, при этом очень стыдится нищеты.
  3. Завидует тем, кого жизнь поставила на более высокую планку. Поприщин искренне недоумевает, почему он не может даже позволить себе новую шинель, а его начальник баснословно богат.
  4. Он настолько задавлен своим жалким существованием, что оказывается не способным к любовному чувству. При этом герой гордится своими аристократическими корнями.

Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.

В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Мир маленького человека в петербургских повестях гоголя

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Проблема маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
  2. Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
  3. Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями. Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?

Унижение и мщение

Шинель гоголя

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Читайте также:  Обезболивающие при болях в середине цикла

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Невский проспект гоголя

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Маленький человек в Петербургских повестях

Рассмотрим образ маленоького человека, занимающего нижнюю грань в обществе. У него нет прав в обществе. Он находится на грани бедности. Государственный аппарат поглотил его, и жалкое жалование обрекает на вечную нужду. Иногда в нём нарастает протест. Но, он приводит к сильным моральным потрясениям. И человек теряет рассудок, здоровье и может погибнуть.

В петербургских повестях нам встречаются такие персонажи. Истории в жизни маленьких людей происходят в крупном городе – Петербурге.

Рассмотрим скудное существование Акакия Акакиевича в повести “Шинель”. Герой находится на нижней ступени по службе в департаменте. У него очень примитивная мечта купить себе новую шинель. И для него потеря шинели, обернулась огромной душевной трагедией. Долгое время он собирал мелкие гроши на её приобретение. И наконец, осуществил свою “мечту”! На работе к нему относились с пренебрежением. Он просит, чтобы его не трогали. После покупки шинели, он почувствовал себя “человеком”! И, как ему кажется, на работе стали лучше относиться. На покупку была затрачена вся премия. Трагический конец его жизни никого не трогает. Никто не замечает, что он умер. На его рабочем месте сидит другой человек. И тоже ничем не приметен. Смена людей низших чинов никого не трогает!

Читайте также:  Рекламное агентство полного цикла мк манго

В трагической повести Н. В. Гоголя ” Записки сумасшедшего” рассматривается жизнь незначительного чиновника Поприщина. Он ведёт дневник. Его желания и амбиции немного нелепы. Потом, читая мы приходим к выводу, что рассудок у него потерян. И герой вызывает сострадание у читателя. Влюблённый в девушку не своего круга, он задумывается над тем, чем лучше начальник по сравнению с ним. И он испытывает нервное потрясение. Ему морок два года, а семьи нет. Работа – очинка перьев для директора. Он гордиться дворянским происхождением. Сначала его руководитель вызывает в нём восхищение. Из дневника мы начинаем понимать, что наш герой заболел психическим заболеванием. Ему слышится и видится, то что нормальный человек не испытывает. Затем, он перестаёт ходить на работу. И попадает в психиатрическое отделение. Возомнив себя королём Испании, он добрый и разумный управляющий.

Эта проблема рассмотрена в рассказе “Ревизор”. Перепутав с крупным чиновником, Хлестаков наслаждается жизнью высших чинов. О его никчёмности герои узнают после отъезда героя. Здесь показано, как важно человеку уметь преподнести себя. Важна оболочка, а не то что внутри. Гоголь смеётся над обществом своего времени.

Гоголь раскрывает недостатки в работе чиновником. Что их работа ничтожна и незаметна. Описание порядков и нравственных отношений между служащими взяты из личного опыта писателя. В произведениях Гоголя “маленькие люди” не оказывают влияние на изменение жизни в обществе. Они “сгорают” мелкой на работе. Их ухода не замечает общество.

Сочинение Маленький человек в Петербургских повестях

Писатель и публицист Дмитрий Быков говорил о Н.В. Гоголе, что он «выдумал всю Украину» и «Петербург придумал Гоголь, а не Достоевский». Сам Федор Михайлович вряд ли стал бы спорить: «все мы вышли из гоголевской шинели». И, действительно, тема мистического Петербурга и мир «униженных и оскорбленных» «бедных людей» впервые появляется в Петербургских повестях Николая Васильевича.

Знаковым и наиболее известным рассказом из этого цикла становится «Шинель». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя и отчество героя могут показаться забавными. Но Гоголь повествует о происхождении такого сочетания и дает объяснение, что его иначе звать не могло. И уже в этом невинном начале звучит какая-то безнадежность, появляется жалость к герою.  «Ну значит судьба его такая, отец был Акакий, пусть и сын будет», вздыхает матушка младенца. Будто не имя дает ребенку, а предрекает горькую судьбу, передающуюся из поколения в поколение. А на крестинах малыш дико кричит, будто почувствовал, что предстоит ему быть титулярным советником.

Титулярные советники – это самый мелкий «чиновничий народ». Каждый день они ходят на нудную и однообразную работу в департамент, получая крошечное жалованье. Жизнь Акакия Акакиевича не наполнена ничем, кроме механического переписывания бумаг изо дня в день. Молодые чиновники над ним издеваются, придумывая неприятные шутки. А он только и может воскликнуть: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете»! Эти слова надолго запомнятся одному юноше, недавно поступившему на службу. И быть может, сыграют какую-то важную для него роль. И жизнь Акакия Акакиевича будет прожита не зря. 

Последние месяцы жизнь героя озарилась мыслью о пошиве новой шинели. Ведь это было для него важное и дорогое предприятие. Стоит отметить, что шинель для чиновника – это не только теплая одежда, но и форма государственного служащего, показатель статуса. Башмачкину было обидно за старую шинель, которую лишили ее гордого звания и называли капотом. Поэтому новая была делом чести.

Вторая повесть из этого сборника – «Записки сумасшедшего». Ее герой в той же должности, что и Акакий Акакиевич. Возможно, они даже служили в одном департаменте. Этот человек не смирился со своим статусом, ведь он, хоть и мелкий, нищий, но все же дворянин. Поприщин страдает от неравенства и необходимости преклоняться перед старшими по званию. От этих мучительных мыслей он сходит с ума, воображая себя королем испанским.

Безумие и смерть гоголевских маленьких людей делает их монстрами. Первый, будучи призраком срывает шинели со всех прохожих. Его ведь никто не пожалел. А второй – ждет полного поклонения его императорскому величеству.

Также читают:

Картинка к сочинению Маленький человек в Петербургских повестях

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Саврасова Радуга

    Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

  • Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова

    «Медной горы хозяйка» – произведение, написанное П.П. Бажовым в 1936 году. Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды

  • Роль природы и пейзажа в рассказе Муму Тургенева сочинение

    Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе

  • Сочинение Уездный город и его обитатели в комедии Ревизор Гоголя

    В 1836 году Н. В. Гоголь написал одну из самых известных комедий 19 века, что не утратила своей актуальности и по сей день. «Ревизор» именно так называлась пьеса написанная автором, вобрало

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс с цитатами

    Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи

Читайте также:  Женщины в православии цикл

Источник

«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник