Цикл некрасова посвященные панаевой

Цикл некрасова посвященные панаевой thumbnail

Великие поэты оставляют после себя наследие, что живет в веках. Таким был и Н. А. Некрасов. “Панаевский цикл”, стихи которого многие слышали и читали, один из лучших образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой.

некрасов цикл панаевский

Н. А. Некрасов: знакомство с поэтом

Этот великий поэт писал особенным языком. Рожденный в дворянской семье, он душою был с простым народом. Писал про него и для него.

Николай Алексеевич родился в ранее богатой дворянской семье в Подольской губернии. Темной тучей над родом висела зависимость его глав от карточных игр. Дед Николая почти все свое имение проиграл в карты. Отец же воинской службой восстановил часть имущества, однако его развратная неправедная жизнь гуляки-помещика привела к тому, что большая семья с четырнадцатью детьми оказалась практически без средств к существованию.

Отдельно стоит сказать и о матери поэта. Именно благодаря ей он смог понять суть истинной, жертвенной любви и добра.

Второй женщиной, которая изменила жизнь свободного юного поэта, стала Авдотья Панаева. Ей посвятил Некрасов цикл «Панаевский». Строки о любви наполнены искренностью и откровенностью, в них легкими напевными рифмами раскрываются истины и вопросы, которые тысячелетиями тревожат умы людей.

некрасов панаевский цикл стихи

«Панаевский цикл». История возникновения и посвящения

Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.

Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.

панаевский цикл некрасова список стихов

Кратко о «Панаевском цикле»

Есть поэты, способные тонко передать малейшие оттенки настроения и чувства. К таким относился и Некрасов. Цикл «Панаевский» – это настоящая картина, изображающая любовь. Читатель, погружаясь в мир образов поэта, словно видит все его же глазами.

Цикл стихов, посвященных любимой поэта, рассказывает о чувствах и переживаниях лирического героя, о его страданиях от ссор и радостях примирения, огорчений от мелких размолвок. Здесь есть место для мучительных философских раздумий о жизни и смерти, любви и ненависти, страданиях и радости.

Практически не сохранились исторические данные об отношениях поэта с Авдотьей Панаевой. Однако именно цикл показывает нам чувства и переживания поэта. Он – отражение пережитого и прочувствованного.

В поэтических строках сборника, лирический герой то воспевает свои чувства к любимой, то совершенно простым языком, почти прозаически говорит о ссорах и непонимании, грустит о том, как же не совершенен характер его возлюбленной.

Несмотря на некоторые сходства этого сборника с «Денисьевским циклом» Ф. Тютчева, он остается самобытным и оригинальным, ярким и необычным. Огромную роль в этом играют биографические элементы и стиль диалога. А диалог автор ведет как с собою, своим рассудком и сердцем, так и с любимой женщиной.

некрасов стихи о любви панаевский цикл

«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов

Прежде чем перейти к стихотворениям, стоит напомнить, когда и в какую эпоху они были созданы. Тогда открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, страдания было не принято, обществом откровенность не приветствовалась. Но любовь поэта развязала ему руки и избавила от предрассудков. Он творил, будто выливал на бумаге свои чувства и мысли, радости и обиды.

«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов:

  • «Да, наша жизнь текла мятежно…»,
  • «Давно, отвергнутый тобою…»,
  • «Тяжелый крест достался ей на долю…»,
  • «Прости! Не помни дней паденья»,
  • «Мы с тобой бестолковые люди…»,
  • «Прощанье»,
  • «Так это шутка? Милая моя»,
  • «Ты всегда хороша несравненно»,
  • «Я не люблю иронии твоей»,
  • «Страдалица! Стоишь ты предо мною…»,
  • «Тяжелый год – сломил меня недуг».

Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.

Литературный анализ

Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.

Подтемы цикла – это любовь и разлука, жизнь и смерть, нежность и ярость, ссора и примирение, понимание и непонимание. Это легко можно понять, посмотрев, какие стихи входят в «Панаевский цикл» Некрасова. Здесь поэзия об отношениях лирического героя и его любимой, горесть его, если в паре случалось недопонимание и разлад.

В одном из стихотворений (“Прощание”) описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью.

Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.

какие стихи входят в панаевский цикл некрасова

Средства выразительности в стихотворениях цикла

Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов “Панаевский цикл”, стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.

Литературоведы и исследователи “Панаевского цикла” выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.

На первом месте стоит антитеза. Она применяется поэтом с заметным постоянством. Напомним, что антитезой в литературе называют прием противопоставления двух кардинально отличающихся понятий. Например, первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно»: «уныл и угрюм» – говорит поэт о себе и тут же об Авдотье – «твой веселый, насмешливый ум». Также антонимы «смех» и «слезы» очень часто встречаются в поэзиях, вошедших в сборник. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» чудесно обыграны поэтом такие понятия, как ссора и примирение, гнев и любовь. Прием антитезы как нельзя лучше помогает автору отобразить переменчивое настроение и чувства лирических героев.

Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.

Стихотворение “Мы с тобой бестолковые люди»: краткий анализ

Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.

Читайте также:  Не прекращается кровотечение в середине цикла

Н. А. Некрасов «Панаевский цикл» создавал долгие годы. Почти пятнадцать лет длились его отношения, и рифмованые строки ложились на бумагу.

Стихотворение, которое мы будем анализировать, посвящено именно его отношениям с Авдотьей Панаевой. Называя себя и ее «бестолковыми людьми», поэт осуждает свой взрывной характер и неуступчивый нрав любимой. «Что минута, то вспышка готова!» – как нельзя лучше показывает их полные страсти и горечи, тепла и непонимания отношения, наполненные разнообразием и контрастами.

Вначале создается впечатление, что автор осуждает и себя, и любимую, но последующие строки говорят об обратном. Как оказывается, ссоры тоже нужны, в них рождается истина, и выплескивается недовольство. А еще «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья»…

Так тонко, необычно изобразил в поэтических строках свои отношения Н. А. Некрасов. Стихи о любви («Панаевский цикл» вмещает лишь часть их, многие безвозвратно погибли в сожженных письмах к Авдотье) раскрывают чувства со всех сторон. И пусть любовь не всегда прекрасна и безмятежна, но сладость ее должна чередоваться с горечью, иначе ни первый, ни второй вкус не будет ощутим.

Лирический герой цикла

Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.

Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.

Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом – колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.

Образ любимой женщины

Центральным образом сборника выступает лирический герой. Многие критики не бояться отождествлять его с самим поэтом, слишком велика биографичность и «фотографичность» чувств и мыслей в стихотворениях. Но не менее важен и второй главный персонаж – единственная муза поэта Авдотья Панаева.

Первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно» изображает любимую поэта светлой, нежной и остроумной («твой веселый, насмешливый ум»). Исследователи творчества Некрасова называют это стихотворение самым светлым и нежным. Но это только начало.

«Панаевский цикл» Некрасова, список стихов которого достигает двух десятков опубликованных произведений, в каждой поэзии содержит различное изображение главной героини.

«Расстаться было неизбежно, и за тебя теперь я рад» – эти строки показывают отношения уже в другом свете. Таких расставаний и ссор будет много, но поэт и его муза переживут вместе много бед и горестей, их любовь будет давать им силы побеждать быт и мелочность.

Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.

Одно из стихотворений цикла называет некогда юную и нежную Панаеву страдалицей. «Страдалица! Стоишь ты предо мною прекрасным призраком» – эти поэтические строки показывают ранимую женщину с истерзанным сердцем. Из легкой, жизнерадостной девушки героиня превратилась в «призрак». Почему так случилось, сейчас уже трудно сказать. Любовь умеет не только воскрешать, но и ранить.

Особенности цикла

Особенности “Панаевского цикла” Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. “Панаевский цикл” стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием – полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

любовная лирика некрасова стихи панаевского цикла

“Панаевский цикл” Некрасова и “Денисьевский цикл” Тютчева

Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.

Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.

Как и “Панаевский цикл” Некрасова, “Денисьевский цикл” посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.

В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение “Пошли господь, свою отраду…”. Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».

О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.

н а некрасов панаевский цикл

Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева

В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.

Как и “Панаевский цикл” Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) “Денисьевский цикл” раскрывает самые неожиданные стороны жизни. “О, как убийственно мы любим” у Тютчева и “Мы с тобой бестолковые люди” у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.

В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах (“Пошли, господь, свою отраду” Ф. Тютчева и “Давно – отвергнутый тобою” Н. Некрасова).

Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл “Панаевский” писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.

Читайте также:  Как не забеременеть по циклу месячных

Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл “Панаевский” создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа – Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой – были непонятны их современникам.

Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.

В заключение

Почти полтора десятилетия создавал Некрасов стихи о любви. “Панаевский цикл” носит необычно яркий, биографический характер и легкая авторская речь сделали этот сборник настоящей жемчужиной русской поэзии. Это поэтический сборник отдельных стихотворений, но если прочесть его в хронологическом порядке, создается впечатление, что перед нами настоящий роман. Здесь есть любовь и разлука, счастье и горечь, тепло и холод, страсть и безмятежность. Лирические герои цикла со временем меняются, они взрослеют и становятся терпимее, мудрее. В этом сборнике отражена сама любовь длиною не в десятилетие, а в жизнь.

Источник

«Панаевский цикл» Некрасова – новое слово в развитии русской лирики

Подробности

Категория: Русская поэзия XIX века

Опубликовано 08.07.2020 16:29

Просмотров: 601

Н. Некрасов – поэт-гражданин. Об этом знает любой школьник. Но любовная лирика Некрасова открывает новые грани творчества поэта.

«Панаевский цикл» посвящён А.Я. Панаевой, русской писательнице и мемуаристке, которая более 15 лет была гражданской женой Н.А. Некрасова. Особенность этого цикла в том, что возлюбленная поэта выступает в нём не только как объект обожания и поклонения, что характерно для любовной лирики, но, прежде всего, как друг и единомышленник.
Любовное чувство у Некрасова показано во всей своей сложности и противоречивости, в том числе и в обыденности, которая считается «прозой любви».
Этот цикл стихов Некрасова привлекает не только своей выразительностью, умением использовать всё богатство родного языка, но и доверительной откровенностью.
Точное количество стихов, входящих в цикл, назвать невозможно, т.к. не все стихи, посвящённые Панаевой, были опубликованы. Кроме того, часть из них безвозвратно погибла в сожжённых ею письмах. Но даже те из них, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла. 

Итак, в «Панаевский цикл» Н.А. Некрасова входят следующие произведения (список не полный):

• Да, наша жизнь текла мятежно…
• Давно – отвергнутый тобою…
• Тяжелый крест достался ей на долю…
• Прости! Не помни дней паденья
• Мы с тобой бестолковые люди…
• Прощание
• Так это шутка? Милая моя
• Ты всегда хороша несравненно
• Я не люблю иронии твоей
• Тяжелый год – сломил меня недуг
• Когда горит в твоей крови…
• Поражена потерей невозвратной…

Авдотья Панаева (1820-1893)

Avdotya Panaeva

К. Горбунов. Портрет А.Я. Панаевой

Авдо́тья (Евдоки́я) Я́ковлевна Бря́нская (в первом браке Пана́ева, во втором браке Головачёва) родилась в семье артиста Александринского театра Якова Брянского. Она окончила Петербургское театральное училище, но её театральная карьера не состоялась. В 1837 г. она вышла замуж за Ивана Ивановича Панаева, в то время начинающего писателя, и сразу же вошла в круг его литературных друзей. В её доме бывали В. Белинский, А. Герцен, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Гончаров, Н. Добролюбов, Н. Чернышевский, М. Салтыков-Щедрин, А. Островский, Д. Григорович, А. Писемский, В. Слепцов, Ф. Решетников. «Трудно назвать большого писателя 1840-х, 1850-х или 1860-х годов, с которым она не была бы знакома. Многие были дружески расположены к ней» (К.И. Чуковский).
Она писала романы, повести, рассказы, очерки. Некоторые из них были созданы совместно с Н. Некрасовым.
В конце жизни она написала «Воспоминания», которые являются ценным источником сведений о кружке Белинского и о литераторах, группировавшихся вокруг журнала «Современник», хотя некоторые мемуарные портреты довольно субъективны и пристрастны.
В 1846-1863 гг. А. Панаева была гражданской женой Николая Алексеевича Некрасова. Их взаимоотношениями навеян «панаевский цикл» стихотворений. Русский литературный критик Д.П. Святополк-Мирский назвал этот цикл «неподслащённым, несентиментальным, пронзительным, страстным и трагическим рассказом о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости». В нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.
В тот период, когда Некрасов и Панаева встретились, она считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. А. Фет так писал о ней: «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины».
Увидев Панаеву, Некрасов влюбился и день встречи с ней называл самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но симпатии были обоюдными.

Н. Некрасов

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, –

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу…
1847

Это самое оптимистичное стихотворение всего цикла. Литературные критики даже сомневались в его принадлежности к «панаевскому циклу», хотя именно такой – остроумной, насмешливой, кокетливой, женственной и обаятельной – была в те годы Панаева.
Но их отношения не всегда были ровными, порой они развивались драматично и вызывали у поэта упадок духа и потерю веры в любимую.

Н. Некрасов

Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!

Ей всё равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, –
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.

Я жду… но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом… и та,
Которая воззвать могла бы к свету, –
Как будто смерть сковала ей уста!

Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза –
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
1848

Н. Некрасов                       nikolay-nekrasov-da-nasha-zhizn-tekla-myatezhno-12779

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, –
Нам рано предаваться ей!

Читайте также:  Что такое квадроцикл и квадрик цикл

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
1850

Иногда ссоры счастливо разрешались…

Н. Некрасов «Так это шутка? Милая моя…» (отрывок)

Так это шутка? Милая моя,
‎Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано суровым,
‎Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
‎Ты сердца не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: «Когда б нас разлучила ссора –
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час разлуки…
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог, —
Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,
Рассеянной досужей клеветою
‎Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом…

Всему конец! Своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья…

1850

Н. Некрасов

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
10 Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
1851

В 1855 г. произошло одно из расставаний, которых будет в их жизни немало. Но была ещё надежда на улучшение ситуации.

Nikolay Alekseevich Nekrasov

Н. Некрасов

Тяжёлый год – сломил меня недуг.
Беда застигла, – счастье изменило, –
И не щадит меня ни враг, ни друг,
‎И даже ты не пощадила!
‎Истерзана, озлоблена борьбой,
‎С своими кровными врагами,
‎Страдалица! стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!
‎Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
‎И необузданная речь
‎Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые… Постой!
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!
Но ты не слушаешь ………..
…………………….
1855

Н. Некрасов

Давно – отвергнутый тобою,
Я шел по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней – любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь – один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…
1855

Заболевшего Некрасова Панаева сопровождала в Вене, Риме, Париже, где он консультировался с известными врачами. А в 1856 г. – снова прощальные стихи.

Н. Некрасов «Прощание»

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости».
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы –
С могилы сердца моего!
1856

Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре, хотя умом понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину. В стихах он каялся перед ней:

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, –
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, –
Благослови и не забудь!
1856

К стихотворениям, посвящённым А. Панаевой, относятся и «Три элегии» Н. Некрасова, которые он посвятил поэту А. Плещееву, который сотрудничал ранее в «Современнике» и помогал Некрасову в издательских делах. Отдельные элегии, составляющие целое этого произведения, положены на музыку композиторами С. Танеевым, Ц. Кюи и др.

Н. Некрасов. Три элегии 

(А. Н. Плещееву)
1
Ах! что изгнанье, заточенье!
Захочет – выручит судьба!
Что враг! – возможно примиренье,
Возможна равная борьба;
Как гнев его ни беспределен,
Он промахнется в добрый час…
Но той руки удар смертелен,
Которая ласкала нас!..
Один, один!.. А ту, кем полны
Мои ревнивые мечты,
Умчали роковые волны
Пустой и милой суеты.
В ней сердце жаждет жизни новой,
Не сносит горестей оно
И доли трудной и суровой
Со мной не делит уж давно…
И тайна всё: печаль и муку
Она сокрыла глубоко?
Или решилась на разлуку
Благоразумно и легко?
Кто скажет мне?.. Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль,
И столько счастья ей желаю
Чтоб было прошлого не жаль!
Что ж, если сбудется желанье?..
О, нет! живет в душе моей
Неотразимое сознанье,
Что без меня нет счастья ей!
Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, –
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас!
У берегов чужого моря,
Вблизи, вдали он ей блеснет
В минуту сиротства и горя,
И – верю я – она придет!
Придет… и, как всегда, стыдлива,
Нетерпелива и горда,
Потупит очи молчаливо.
Тогда… Что я скажу тогда?..
Безумец! для чего тревожишь
Ты сердце бедное свое?
Простить не можешь ты ее –
И не любить ее не можешь!..
2
Бьется сердце беспокойное,
Отуманились глаза.
Дуновенье страсти знойное
Налетело, как гроза.
Вспоминаю очи ясные
Дальней странницы моей,
Повторяю стансы страстные,
Что сложил когда-то ей.
Я зову ее, желанную:
Улетим с тобою вновь
В ту страну обетованную,
Где венчала нас любовь!
Розы там цветут душистые,
Там лазурней небеса,
Соловьи там голосистее,
Густолиственней леса…
3
Разбиты все привязанности, разум
Давно вступил в суровые права,
Гляжу на жизнь неверующим глазом…
Всё кончено! Седеет голова.
Вопрос решен: трудись, пока годишься,
И смерти жди! Она недалека…
Зачем же ты, о сердце! не миришься
С своей судьбой?.. О чем твоя тоска?..
Непрочно всё, что нами здесь любимо,
Что день – сдаем могиле мертвеца,
Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца?..
Усни… умри!..
1874

Источник