Цикл наблюдений в природе средняя группа
Румия Шайхутдинова
Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе
1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность.Активизировать словарь: солнце, золотое яблоко, красное солнышко.
Ход:Воспитатель загадывает детям загадки: Днём нам с неба налитое
Светит яблоко златое,
Посылая всем в оконце
Тёплый лучик! Это -. (солнце)
Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце –
Почему-то на закате
Стало красным … (солнце)
Беседа по вопросам:
– Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки это наше солнце? -Какое оно? Проводится игра «Подбери больше определений» -А нужно ли нам солнце? -Почему всему живому нужно солнце? -Всегда ли солнце находится на одном месте? – В какой части дня солнце греет сильнее?
Опыт: Предложить детям разложить на солнышке разные по цвету предметы. И определить какие из них быстрее нагреются.
2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).
Цель:
Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.
Ход: Воспитатель читает стишок о березке
И. Наумов
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили. Что появляется весной на ветках березы? Объяснить детям, что из почек на ветках березы появились молодые зеленые листочки, обратить внимание на ствол березы.
Какой ствол у березы – толстый или тонкий? Где ствол у березы широкий, а где – узкий? Покажите ветки. Какие они – толстые или тонкие? Какого цвета? Какого цвета листья у березы?
Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.
3. НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦЕЙ (СКВОРЕЦ)
Цель :
Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)
Воспитывать у детей любовь, внимание, заботу к животным, птицам.
Активировать словарь: скворец, перелетная птица, скворечник.
Ход: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим,я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на птиц, прилетевших на участок. Кто знает, что эта за птица? Откуда она к нам прилетела? Как называются птицы, которые прилетают с теплых краев? Почему они туда улетают? С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, тем самым приносят пользу человеку и поэтому люди заботясь о скворцах строят им домики – скворечники. Обратить внимание на оперение скворца, рассказать детям, что он красиво поет.
Прочитать стихотворение С. Погореловского «Наши гости»
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же. Ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна!
Что скворечник ждёт их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели…
Прилетели наконец!
Подвижная игра «Птички на дереве»
4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ (В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ)
Цель:
Привлекать детей к наблюдению за явлением неживой природы: небо пасмуроне, затянуто облаками, тучами. Определить цвет неба в пасмурную погоду. Объяснить, как погода влияет на наше состояние, настроение. Воспитывать внимание и наблюдательность, эстетическое чувство восприятия.Активировать слова: небо пасмурное, печальное, мрачное, серое, холодное, облачное; тучи, серого цвета, затянуто.
Ход
Воспитатель читает стихотворение
Небо грустное с утра,
Черной тучей хмурится,
Но не боится детвора,
Вновь бежит на улицу.
– Дождик, дождик припусти!
Звонко раздается
По дороге босиком
Детвора несется.
Небо хмурилось сперва,
Но не удержалось
И сквозь тучи, облака
Вдруг заулыбалось.
О чем говорится в стихотворении? (ответы детей) Правильно о небе. Давайте мы посмотрим на небо и ответим на мои вопросы.
– Какая сегодня погода?
– Почему?
-Посмотрите, какого оно цвета?
– А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)
– Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)
– А как называется небо, если мы видим облака?
– Какое небо вам больше всего нравиться и почему?
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ СТАРШИХ ДЕТЕЙ
Цель:
Привлекать детей к наблюдению за трудом старших. Объяснить значимость труда. Воспитывать любовь к труду, желание помогать.Активизировать слова: скворечник, доски, молоток, гвозди, трудятся.
Ход:
Дети подготовительной группы мастерят скворечники. Предложить детям посмотреть, как трудятся старшие дошкольники. Объяснить, что они мастерят скворечники для наших друзей – птиц. Объяснить, что скворечники нужны скворцам для того, чтобы там жить и выводить птенцов.
Беседа по вопросам:
Что нужно для того чтобы сделать скворечник?
Чем пользуются дети подготовительной группы?
Чтение стихотворения «Птичий дом»
Мы скворечник с папой строим.
Мама хвалит: «Молодцы!»
В нём поселятся весною
Прилетевшие скворцы.
На высокую осину
Мы повесим птичий дом,
Чтобы рыжий кот Василий
Не достал его потом.
Пусть скворец-хозяин папа
В дом приносит червячков,
А хозяйка дома мама
Нянчит маленьких птенцов.
Знать, не зря старались с папой,
Очень славный вышел дом!
И теперь друзей пернатых
С нетерпением мы ждём.
6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ
Цель:
Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность.Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.
Ход:
Рассказ воспитателем истории
Маленькому, маленькому Пете нравились жучки – божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала «Куда делись мои помощники?»
О ком говорила мама? Почему она назвала их помощниками? Каких еще помощников вы знаете?
Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.
За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали? Какие они были? Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.
Цель: Уточнить знания детей об облаках, какие бывают видов. Развивать интерес к наблюдению. Познакомить с различными природными явлениями.
Предварительная работа: Просмотр видеозаписи «Путешествие капельки или круговорот воды в природе».Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.
Ход:
Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?
Как можно назвать такое небо?
Как образуются облака? Предложить детям вспомнить историю с капелькой, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые – белые пушистые, перистые – прозрачные, легкие, тучи – темные, грозные. Прочитать детям стих
Если по небу бегут облака,
Значит, их ветер спустил с поводка.
Лёгкие лапы, уши и хвост.
Легче пушинки каждый барбос.
Если вы так от природы легки,
Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки!
О чем стих? (об облаках)
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил.
А о чем этот стих? (о тучке)
Игра «На что похожа?»
8. НАБЛЮДЕНИЕ В ЦВЕТНИКЕ
Цель:
Закрепить представление детей о первых весенних цветах, формировать навыки описания внешнего вида, способах размножения. Воспитывать эстетический вкус, умение замечать красоту, любить природу.Активировать слова: луковица, семена, лепесток, пестик.
Ход:
Почему в народе говорят, март водою, апрель с травою, а май с цветами, июнь с плодами? Какие цветы появляются первыми в саду? В лесу? На поляне? Предложить детям послушать стихотворение.
Небо светло-голубое,
Солнце яркое-большое.
Греет теплыми лучами,
Снег сбежал с горы ручьями.
Нет мороза потеплело
И весна взялась за дело.
Кисть зеленую взяла
Сразу травка проросла…
Как сделать так, чтобы все лето цвели цветы в саду? Показать детям, способы размножения (луковицами, семенами). Предложить посадить цветы в группе на рассаду. Рассмотреть картинки с цветами и найти отличия, описать их.
Подвижная игра «Я садовником родился»
9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ.
Цель:
Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках. Воспитывать у детей интерес к наблюдению.
Активировать слова: воробей, крохи, подкормка.
Ход:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Как можно отличить воробья от других птиц?
Что вы знаете о жизни воробьев?
Как они передвигаются?
Улетают ли они в теплые края?
Как люди могут помочь им перезимовать зиму?
Предложить детям описать воробья, его внешний вид, способ передвижения, чем занимается. Прочитать детям стих «Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Подвижная игра «Птички на дереве».
10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.
Цель: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе, закрепить значение дождя для всего живого.
Ход:
Загадать детям загадк:
Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Что такое дождь? Рассказать детям о дожде. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются – сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.
Какой бывает дождик?
Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?
Что нужно с собой брать?Послушайте какие есть потешки:
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Источник
Ольга Ахметова
Картотека наблюдений в природе в средней группе
Наблюдения летом
Карточка №___
Природа в опасности
– Ребята, вы все знаете правила поведения в природе. Нельзя, например, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.
Но, возможно, ты спросишь, а будет ли природе хуже, если я собирая яблоки, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну единственную бабочку?
– Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – нанесет твой товарищ, третью, 4, 5 – кто-то еще, что же станет с природой!
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Карточка №___
Наблюдение за птицами летом
Объяснить, что летом у птиц много забот, поэтому близко их не увидеть. Они вывели птенцов и заботятся об их выкармливании и воспитании. Познакомить с зябликом (можно на картинке). Это яркогрудая птица, бойко распевающая свою веселую песню,состоящую из разнообразных звуков: свиста, чириканья, резкого пиканья. Зяблики поедают много вредных гусениц.
Вопросы: 1. Чем летом заняты птицы?
2. Где они живут?
3. Какую пользу приносят птицы?
4. Как называют эту птицу? Что вы о ней знаете?
5. Чем птицы выкармливают своих птенцов?
6. Как поет зяблик?
Карточка №___
Наблюдение за божьими коровками
Цель: предложить рассмотреть божью коровку; уточнить знания о насекомых, о их строении.
Вопросы:1. Можно ли назвать жуком? Почему?
2. Опишите божью коровку, почему у них такая яркая окраска?
3. Чем отличаются от бабочек?
4. Какую пользу приносят?
5. Для чего нужны две пары крыльев? (1 слой для перелета, 2 слой
для защиты)
Карточка №___
Кузнечики
Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? А почему?
Кузнечики очень искусно прячутся. И все-таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве. Так, теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто-нибудь?
Как раз кузнечики и попались. Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь, откройте шапочки, вот и нет кузнечиков! Видите, как высоко они подпрыгнули! А еще кто-нибудь остался?Конечно: маленькие разноцветные жучки, муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу. Г. Ганейзер.
Вопросы:
1. Кузнечик – это насекомое, как и у всех насекомых у него 6 ног.
2. Опишите кузнечика. Что у него есть?
3. Как кузнечик передвигается?
4. Легко ли кузнечика поймать? Что помогает ему спрятаться от врагов?
5. Какие звуки издают кузнечики?
6. Чем питаются кузнечики?
7. Как зимуют?
Интересно у кузнечиков устроены глаза. Глаз кузнечика состоит из множества маленьких глазков, и все эти глазки смотрят. Можете себе представить?
Карточка №___
Наблюдение за муравьями
Цель: расширять представления о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных.
Загадки:
• Чей домишко из иголок на земле у старых елок?
• На поляне возле елок дом построен из иголок.
• За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион.
• Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью, строим дом себе под елью.
Вопросы:
1. Кто это?
2. С помощью чего муравей передвигается? Сколько у муравья ног? (6)
3. Чем питается муравей? (разводит тлю, щекочет ее усиками, а та выделяет сладкое молочко, слизнет его муравей и еще пощекочет; гусеницами,)
4. Почему муравьев называют санитарами леса?
5. Где живет муравей? Какие материалы используют муравьи при строительстве муравейника?
6. Есть ли у муравьев враги? Как они от них защищаются? (от врагов спасаются путем «выстреливания» едкой муравьиной кислотой)
7. Какую пользу приносят?
8. Можно ли разорять муравейники в лесу?
9. Какой вред приносят муравьи, например, садоводам? (организуют муравейники, разводят тлю, которая вредит кустарникам и деревьям, листья от нее скручиваются, желтеют, опадают)
10. Как зимуют муравьи? (прячутся под муравьиной кучей, в земле, там им тепло)
Наблюдения осенью
Карточка №___
Наблюдение за птицами
Цель: обратить внимание детей на размер, повадки, на то, как птицы держатся на ветках. Назвать птиц перелётных, отметить их размер и оперение. Уточнить знания детей о взаимосвязи изменений в природе с жизнью птиц. Активизировать знания детей о пользе птиц, природоохранительные навыки.
Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?
2. почему осенью птицы улетают в тёплые края?
3. Каких перелётных птиц вы знаете?
4. Как птицы готовятся к полёту?
5. Какие улетают первыми?
6. Чем птицы питались летом?
7. Что было бы, если бы перелётные птицы остались зимовать?
Художественное слово:
Голуби, голуби один, два, три –
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей….
Карточка №___
Наблюдение за перелётными птицами
Цель: уточнить знания о том, что перелётные птицы улетают от нас осенью и с чем это связанно.
Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?
2. Как птицы готовятся к полёту?
3. Подумайте, что было бы, если перелётные птицы остались
зимовать? (вспомнить рассказ Малинина «Серя Шейка»).
Художественное слово:
Возвращаются скворцы наши старые жильцы,
Воробьи у лужи серой стайкой кружат,
А малиновка и дрозд занялись устройством гнёзд
Носят, носят в домики птицы по соломинке.
Чёрный,проворный кричит: «Крак, червяк – враг» (грач).
Карточка №___
Наблюдение за температурой воздуха
Цель: обогащение и расширение знаний о неживой природе.
Вопросы: 1. Почему в разное время года люди одеваются по-разному?
2. Какими приборами пользуются люди, чтобы определить
температуру воздуха, тела, земли, воды?
3. Как устроен градусник?
Провести опыт: опустить термометр в стакан с холодной и теплой водой. Определить температуру воздуха в группе.
Художественное слово:
Я под липкой посижу и что делать укажу:
Или разрешу гулять или уложу в кровать.
Карточка №___
Наблюдение за небом
Цель: углубить знания детей о небе.
Вопросы: 1. Какое небо?
2. Можно ли определить какая сегодня погода?
3. Есть ли у неба начало? А конец?
4. В ясную солнечную погоду небо какое? А в дождливую?
Предложить понаблюдать за вечерним небом.
5. На что похоже небо?
6. Что вы видите на небе?
7. Как назвать небо, если на нём звёзды?
Художественное слово:
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной).
Синенькая шубенка весь свет покрывает
Карточка №___
Рассматривание почвы
Цель: отметить, как изменилась почва, отчего это произошло;рассмотреть из чего состоит почва: песок, трава, корешки; отметить какого цвета почва в разных местах, провести опыты; развивать наблюдательность.
Вопросы: 1. Есть ли воздух в почве?
2. Что тяжелее вода или почва?
3. Какая температура у почвы?
4. От чего это зависит?
5. Пропускает ли почва воду?
Сравнить, что лучше пропускает воду, отметить свойства сухой и мокрой почвы.
Художественное слово:
«Меня режут, бьют, ворочают и мнут,
А я всё терплю, всем добром плачу» (земля)
Карточка №___
Наблюдение за температурой воздуха,
повторное наблюдение за работой термометра.
Цель: обогащать и расширять знания детей о неживой природе, продолжить знакомство с различными видами градусников, их устройством; расширить детский кругозор, обогащать словарный запас (термометр, температура, шкала, столбик, ртуть).
Художественное слово:
«Я под мышкой посижу, и что делать укажу,
Или разрешу гулять, или уложу в кровать…»
Вопросы: 1. Почему в разное время года все люди одеваются по-разному?
2. Каким прибором пользуются люди, чтобы определить
температуру тела, воздуха? Земли? Воды?
3. Какой отличительный признак больного человека? (горячий)
4. Как устроен градусник?
Градусники-термометры бывают разными: спиртовые, ртутные, электрические.
5. Какую помощь человеку оказывает градусник? Для чего нужно определять температуру?
Карточка №___
Беседа о природе
Цель: дать знания о живой и неживой природе, рассмотреть эти объекты. Отметить, что живым существам нужен воздух, вода, солнце, пища. Дать знания о правилах поведения в природе, отметить, что к природе нужно относиться бережно, надо её охранять, рассказать, как влияет природа на человека и человек на природу.
Карточка №___
Наблюдение за игровой деятельностью
детей соседней группы
Цель: отметить, во что играют, какие взаимоотношения между детьми, уточнить знания детей о сезонных играх и забавах.
Вопросы: 1. Во что играют дети?
2. Как?
3. Какие летние/зимние атрибуты, игры вы знаете?
4. Какие атрибуты к играм можно использовать?
Художественное слово:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет (мяч)
Ростом мал да удал, от меня ускакал (мяч)
Два коня у меня, два коня по воде они возят меня
А вода тверда словно каменная (коньки)
Карточка №___
Наблюдение за грузовой машиной
Цель: закрепить знания детей о назначении грузовой машины, его отличительных особенностях.
Художественное слово:
На резиновом ходу все дороги обойду
Я работы не боюсь, и на стройке пригожусь
Мне открыты все пути, всем со мною по пути.
Вопросы: 1. Какой сухопутный транспорт вы знаете?
2. К какому виду транспорта относятся машины?
3. Почему она называется грузовой?
4. Какие грузы машина перевозит?
5. Какой груз привозит машина в детский сад?
6. Что есть у грузовой машины?
7. Кто управляет машиной?
8. Без чего машина не поедет?
Художественное слово:
«Шла по улице машина, шла машина без бензина.
Шла машина без шофера, по сигналу светофора,
Шла сама, куда не зная, шла машина заводная».
Закончить наблюдение можно с/р игрой.
Карточка №___
Наблюдение за легковой машиной
– К какому виду транспорта относится автомобиль, который вы видите перед собой?
– Для чего предназначен автомобиль?
– Чем отличается грузовой автомобиль от легкового?
– Какие модели легковых автомобилей вы знаете?
– Чем хорош легковой автомобиль и каковы его недостатки?
– Каким вы представляете себе автомобиль будущего?
– Назовите части легкового автомобиля.
– Как называют человека сидящего за рулём?
Художественное слово:
Пьёт бензин как молоко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Карточка №___
Наблюдение за деревьями
Цель: закрепить знания о том, как изменяются деревья в разные времена года.
Вопросы: 1. Как можно назвать деревья без листьев?
2. Почему листья опадают?
3. Чем отличаются деревья на участке?
Загадки:
– Зелена, а не луг, кудрява, а без волос (берёза)
– Что же это за девица не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка)
Предложить сравнить лиственницу и ель, установить сходство и отличия.
Художественное слово:
Берёзы светлою резьбой, блестят в лазури голубой
Как вишни ёлочки темнеют, а между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконце.
Лес пахнет дубом и сосной.
Карточка №___
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить детей отмечать состояние погоды, определять от чего она зависит, делать выводы.
Вопросы: 1. Какая погода? (солнечная, дождливая, ветреная, пасмурная)
2. Как одеты дети, взрослые?
3. Какой ветер?
4. Какое небо?
5. Есть ли ветер на небе?
Художественное слово:
Без рук, без ног по свету рыщет, поёт, да свищет (ветер)
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер)
Есть на свете конь – всему не сдержать (ветер)
Светит, сверкает, всех согревает (солнце)
Один костёр весь мир согревает (солнце)
Шёл, шел долговяз в сырую землю увяз (дождь)
Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)
Карточка №___
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать представление о небесных телах.
Вопросы: 1. Какое солнце?
2. В какое время года греет сильно?
3. Почему нельзя смотреть на солнце широко открытыми
глазами?
4. Почему ночами солнце не видно?
Опыт: игры с солнечным зайчиком.
Художественное слово:
Встало утром солнышко, и гулять отправилось
И на нашей улице всё ему понравилось.
Карточка №___
Наблюдение за воробьями
Цель: учить детей узнавать воробья, отличать его от других птиц (маленький, серенький, прыгает, чирикает, быстро летает).
Вопросы: 1. Посмотрите на воробьев и опишите их.
2. Чем воробьи отличаются от других птиц?
3. Чем воробьи заняты?
4. Чем воробьев подкармливают зимой?
5. Чем полезны воробьи?
Предложить детям покормить воробьев хлебными крошками, семечками.. .
Художественное слово:
Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крошки собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.
Присматриваясь к поведению воробьев можно предсказать погоду:
– воробьи в пыли купаются – к дождю.
– если в продолжительное ненастье защебечут воробьи – скоро наступит ясная погода.
Карточка №___
Экскурсия на огород
Цель: познакомить детей с огородными работами, растениями которые здесь растут, способами посадками, борьбы с сорняками.
Вопросы: 1. Какие растения растут?
2. Как нужно их садить?
3. Как ухаживать за ними?
4. Какие растения полезны, какие нет?
5. Какие части растений используют в еду?
Карточка №___
Смена дня и ночи
1. Назовите части суток?
2. Нужно ли чтобы были и день, и ночь?
Может быть было бы лучше, если бы была только ночь или только день?
3. Чем хороша ночь и что в ней плохого?
А чем хорош день и что в нем плохого?
4. Назовите приметы дня? Ночи?
Наблюдение за облаками
Цель: развивать умение определять, как движутся облака, на что они похожи.
Вопросы: 1. На что похожи облака?
2. С чем можно их сравнивать?
3. Что делает ветер с облаками?
4. Как движутся облака?
5. Как сегодня движутся облака?
6. Какое сегодня небо?
Поговорить с детьми о влиянии силы ветра на движение облаков.
Загадки:
Без ног, без крыльев, без парусов плывут.
7. Почему облака движутся?
8. Какой силы ветер, если облака плывут? Бегут? Летят?
9. Какой силы сегодня ветер?
Художественное слово:
Облака, облака пышные, белые,
Расскажите облака из чего вы сделаны?
Может вас облака делали из молока.
Пушистая вата,плывет куда-то: чем волна ниже, тем дождик ближе.
Карточка № ___
За солнцем.
Цель: наблюдение с одного и того же места, в одно и тоже время за восходом и заходом солнца. Фиксировать наблюдения в модели долготы дня (путь солнца укорачивается, день становится короче).
Ход: предложить детям перечислить характерные признаки осеннего солнца (светит, но не греет). Научить детей определять путь солнца по ориентиру (отдельно стоящего дерева, освещённому солнцем).Чем тень длиннее – солнце ниже, чем короче – солнце выше.
Карточка №___
За дождём.
Цель: Сравнить осенний дождь с летним, перечислить признаки. Выяснить причину появления тумана, росы, инея.
Ход:
• Почему на улице сыро?
• Как вы думаете, дождь был тёплый или холодный?
• Почему?
Туман возникает от того, что земля перенасыщена влагой. Туман стоит в воздухе и оседает в виде капель.
Роса – становится холодно, предметы сжимаются, выпадает роса.
Иней – замёрзшая роса.
Карточка №___
За растениями.
Цель: Уточнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью.
Ход:
Предложить детям назвать первые признаки осени в растительном мире (изменяется окраска листьев, трава пожухла, появление плодов и семян).
Источник