Цикл наблюдений в природе средняя группа

Румия Шайхутдинова

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе

1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.

Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность.Активизировать словарь: солнце, золотое яблоко, красное солнышко.

Ход:Воспитатель загадывает детям загадки: Днём нам с неба налитое

Светит яблоко златое,

Посылая всем в оконце

Тёплый лучик! Это -. (солнце)

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце –

Почему-то на закате

Стало красным … (солнце)

Беседа по вопросам:

– Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки это наше солнце? -Какое оно? Проводится игра «Подбери больше определений» -А нужно ли нам солнце? -Почему всему живому нужно солнце? -Всегда ли солнце находится на одном месте? – В какой части дня солнце греет сильнее?

Опыт: Предложить детям разложить на солнышке разные по цвету предметы. И определить какие из них быстрее нагреются.

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).

Цель:

Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

Ход: Воспитатель читает стишок о березке

И. Наумов

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили. Что появляется весной на ветках березы? Объяснить детям, что из почек на ветках березы появились молодые зеленые листочки, обратить внимание на ствол березы.

Какой ствол у березы – толстый или тонкий? Где ствол у березы широкий, а где – узкий? Покажите ветки. Какие они – толстые или тонкие? Какого цвета? Какого цвета листья у березы?

Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.

3. НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦЕЙ (СКВОРЕЦ)

Цель :

Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)

Воспитывать у детей любовь, внимание, заботу к животным, птицам.

Активировать словарь: скворец, перелетная птица, скворечник.

Ход: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим,я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на птиц, прилетевших на участок. Кто знает, что эта за птица? Откуда она к нам прилетела? Как называются птицы, которые прилетают с теплых краев? Почему они туда улетают? С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, тем самым приносят пользу человеку и поэтому люди заботясь о скворцах строят им домики – скворечники. Обратить внимание на оперение скворца, рассказать детям, что он красиво поет.

Прочитать стихотворение С. Погореловского «Наши гости»

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же. Ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна!

Что скворечник ждёт их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели…

Прилетели наконец!

Подвижная игра «Птички на дереве»

4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ (В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ)

Цель:

Привлекать детей к наблюдению за явлением неживой природы: небо пасмуроне, затянуто облаками, тучами. Определить цвет неба в пасмурную погоду. Объяснить, как погода влияет на наше состояние, настроение. Воспитывать внимание и наблюдательность, эстетическое чувство восприятия.Активировать слова: небо пасмурное, печальное, мрачное, серое, холодное, облачное; тучи, серого цвета, затянуто.

Ход

Воспитатель читает стихотворение

Небо грустное с утра,

Черной тучей хмурится,

Но не боится детвора,

Вновь бежит на улицу.

– Дождик, дождик припусти!

Звонко раздается

По дороге босиком

Детвора несется.

Небо хмурилось сперва,

Но не удержалось

И сквозь тучи, облака

Вдруг заулыбалось.

О чем говорится в стихотворении? (ответы детей) Правильно о небе. Давайте мы посмотрим на небо и ответим на мои вопросы.

– Какая сегодня погода?

– Почему?

-Посмотрите, какого оно цвета?

– А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

– Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

– А как называется небо, если мы видим облака?

– Какое небо вам больше всего нравиться и почему?

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Цель:

Привлекать детей к наблюдению за трудом старших. Объяснить значимость труда. Воспитывать любовь к труду, желание помогать.Активизировать слова: скворечник, доски, молоток, гвозди, трудятся.

Ход:

Дети подготовительной группы мастерят скворечники. Предложить детям посмотреть, как трудятся старшие дошкольники. Объяснить, что они мастерят скворечники для наших друзей – птиц. Объяснить, что скворечники нужны скворцам для того, чтобы там жить и выводить птенцов.

Беседа по вопросам:

Что нужно для того чтобы сделать скворечник?

Чем пользуются дети подготовительной группы?

Чтение стихотворения «Птичий дом»

Мы скворечник с папой строим.

Мама хвалит: «Молодцы!»

В нём поселятся весною

Прилетевшие скворцы.

На высокую осину

Мы повесим птичий дом,

Чтобы рыжий кот Василий

Не достал его потом.

Пусть скворец-хозяин папа

В дом приносит червячков,

А хозяйка дома мама

Нянчит маленьких птенцов.

Знать, не зря старались с папой,

Очень славный вышел дом!

И теперь друзей пернатых

С нетерпением мы ждём.

6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ

Цель:

Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность.Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.

Ход:

Рассказ воспитателем истории

Маленькому, маленькому Пете нравились жучки – божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала «Куда делись мои помощники?»

О ком говорила мама? Почему она назвала их помощниками? Каких еще помощников вы знаете?

Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.

Читайте также:  Каменистый артем цикл девятый

За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали? Какие они были? Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.

Цель: Уточнить знания детей об облаках, какие бывают видов. Развивать интерес к наблюдению. Познакомить с различными природными явлениями.

Предварительная работа: Просмотр видеозаписи «Путешествие капельки или круговорот воды в природе».Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.

Ход:

Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?

Как можно назвать такое небо?

Как образуются облака? Предложить детям вспомнить историю с капелькой, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые – белые пушистые, перистые – прозрачные, легкие, тучи – темные, грозные. Прочитать детям стих

Если по небу бегут облака,

Значит, их ветер спустил с поводка.

Лёгкие лапы, уши и хвост.

Легче пушинки каждый барбос.

Если вы так от природы легки,

Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки!

О чем стих? (об облаках)

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

А о чем этот стих? (о тучке)

Игра «На что похожа?»

8. НАБЛЮДЕНИЕ В ЦВЕТНИКЕ

Цель:

Закрепить представление детей о первых весенних цветах, формировать навыки описания внешнего вида, способах размножения. Воспитывать эстетический вкус, умение замечать красоту, любить природу.Активировать слова: луковица, семена, лепесток, пестик.

Ход:

Почему в народе говорят, март водою, апрель с травою, а май с цветами, июнь с плодами? Какие цветы появляются первыми в саду? В лесу? На поляне? Предложить детям послушать стихотворение.

Небо светло-голубое,

Солнце яркое-большое.

Греет теплыми лучами,

Снег сбежал с горы ручьями.

Нет мороза потеплело

И весна взялась за дело.

Кисть зеленую взяла

Сразу травка проросла…

Как сделать так, чтобы все лето цвели цветы в саду? Показать детям, способы размножения (луковицами, семенами). Предложить посадить цветы в группе на рассаду. Рассмотреть картинки с цветами и найти отличия, описать их.

Подвижная игра «Я садовником родился»

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ.

Цель:

Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках. Воспитывать у детей интерес к наблюдению.

Активировать слова: воробей, крохи, подкормка.

Ход:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Как можно отличить воробья от других птиц?

Что вы знаете о жизни воробьев?

Как они передвигаются?

Улетают ли они в теплые края?

Как люди могут помочь им перезимовать зиму?

Предложить детям описать воробья, его внешний вид, способ передвижения, чем занимается. Прочитать детям стих «Где обедал воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Подвижная игра «Птички на дереве».

10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.

Цель: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе, закрепить значение дождя для всего живого.

Ход:

Загадать детям загадк:

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

Что такое дождь? Рассказать детям о дожде. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются – сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

Какой бывает дождик?

Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?

Что нужно с собой брать?Послушайте какие есть потешки:

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, Дождик,

Подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти –

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Источник

Ольга Ахметова

Картотека наблюдений в природе в средней группе

Наблюдения летом

Карточка №___

Природа в опасности

– Ребята, вы все знаете правила поведения в природе. Нельзя, например, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Но, возможно, ты спросишь, а будет ли природе хуже, если я собирая яблоки, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну единственную бабочку?

– Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – нанесет твой товарищ, третью, 4, 5 – кто-то еще, что же станет с природой!

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Карточка №___

Наблюдение за птицами летом

Объяснить, что летом у птиц много забот, поэтому близко их не увидеть. Они вывели птенцов и заботятся об их выкармливании и воспитании. Познакомить с зябликом (можно на картинке). Это яркогрудая птица, бойко распевающая свою веселую песню,состоящую из разнообразных звуков: свиста, чириканья, резкого пиканья. Зяблики поедают много вредных гусениц.

Вопросы: 1. Чем летом заняты птицы?

2. Где они живут?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как называют эту птицу? Что вы о ней знаете?

5. Чем птицы выкармливают своих птенцов?

6. Как поет зяблик?

Карточка №___

Наблюдение за божьими коровками

Цель: предложить рассмотреть божью коровку; уточнить знания о насекомых, о их строении.

Вопросы:1. Можно ли назвать жуком? Почему?

2. Опишите божью коровку, почему у них такая яркая окраска?

3. Чем отличаются от бабочек?

4. Какую пользу приносят?

5. Для чего нужны две пары крыльев? (1 слой для перелета, 2 слой

для защиты)

Карточка №___

Кузнечики

Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? А почему?

Кузнечики очень искусно прячутся. И все-таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве. Так, теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто-нибудь?

Читайте также:  Малюнок до літнього циклу

Как раз кузнечики и попались. Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь, откройте шапочки, вот и нет кузнечиков! Видите, как высоко они подпрыгнули! А еще кто-нибудь остался?Конечно: маленькие разноцветные жучки, муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу. Г. Ганейзер.

Вопросы:

1. Кузнечик – это насекомое, как и у всех насекомых у него 6 ног.

2. Опишите кузнечика. Что у него есть?

3. Как кузнечик передвигается?

4. Легко ли кузнечика поймать? Что помогает ему спрятаться от врагов?

5. Какие звуки издают кузнечики?

6. Чем питаются кузнечики?

7. Как зимуют?

Интересно у кузнечиков устроены глаза. Глаз кузнечика состоит из множества маленьких глазков, и все эти глазки смотрят. Можете себе представить?

Карточка №___

Наблюдение за муравьями

Цель: расширять представления о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных.

Загадки:

• Чей домишко из иголок на земле у старых елок?

• На поляне возле елок дом построен из иголок.

• За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион.

• Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью, строим дом себе под елью.

Вопросы:

1. Кто это?

2. С помощью чего муравей передвигается? Сколько у муравья ног? (6)

3. Чем питается муравей? (разводит тлю, щекочет ее усиками, а та выделяет сладкое молочко, слизнет его муравей и еще пощекочет; гусеницами,)

4. Почему муравьев называют санитарами леса?

5. Где живет муравей? Какие материалы используют муравьи при строительстве муравейника?

6. Есть ли у муравьев враги? Как они от них защищаются? (от врагов спасаются путем «выстреливания» едкой муравьиной кислотой)

7. Какую пользу приносят?

8. Можно ли разорять муравейники в лесу?

9. Какой вред приносят муравьи, например, садоводам? (организуют муравейники, разводят тлю, которая вредит кустарникам и деревьям, листья от нее скручиваются, желтеют, опадают)

10. Как зимуют муравьи? (прячутся под муравьиной кучей, в земле, там им тепло)

Наблюдения осенью

Карточка №___

Наблюдение за птицами

Цель: обратить внимание детей на размер, повадки, на то, как птицы держатся на ветках. Назвать птиц перелётных, отметить их размер и оперение. Уточнить знания детей о взаимосвязи изменений в природе с жизнью птиц. Активизировать знания детей о пользе птиц, природоохранительные навыки.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. почему осенью птицы улетают в тёплые края?

3. Каких перелётных птиц вы знаете?

4. Как птицы готовятся к полёту?

5. Какие улетают первыми?

6. Чем птицы питались летом?

7. Что было бы, если бы перелётные птицы остались зимовать?

Художественное слово:

Голуби, голуби один, два, три –

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей….

Карточка №___

Наблюдение за перелётными птицами

Цель: уточнить знания о том, что перелётные птицы улетают от нас осенью и с чем это связанно.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. Как птицы готовятся к полёту?

3. Подумайте, что было бы, если перелётные птицы остались

зимовать? (вспомнить рассказ Малинина «Серя Шейка»).

Художественное слово:

Возвращаются скворцы наши старые жильцы,

Воробьи у лужи серой стайкой кружат,

А малиновка и дрозд занялись устройством гнёзд

Носят, носят в домики птицы по соломинке.

Чёрный,проворный кричит: «Крак, червяк – враг» (грач).

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха

Цель: обогащение и расширение знаний о неживой природе.

Вопросы: 1. Почему в разное время года люди одеваются по-разному?

2. Какими приборами пользуются люди, чтобы определить

температуру воздуха, тела, земли, воды?

3. Как устроен градусник?

Провести опыт: опустить термометр в стакан с холодной и теплой водой. Определить температуру воздуха в группе.

Художественное слово:

Я под липкой посижу и что делать укажу:

Или разрешу гулять или уложу в кровать.

Карточка №___

Наблюдение за небом

Цель: углубить знания детей о небе.

Вопросы: 1. Какое небо?

2. Можно ли определить какая сегодня погода?

3. Есть ли у неба начало? А конец?

4. В ясную солнечную погоду небо какое? А в дождливую?

Предложить понаблюдать за вечерним небом.

5. На что похоже небо?

6. Что вы видите на небе?

7. Как назвать небо, если на нём звёзды?

Художественное слово:

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной).

Синенькая шубенка весь свет покрывает

Карточка №___

Рассматривание почвы

Цель: отметить, как изменилась почва, отчего это произошло;рассмотреть из чего состоит почва: песок, трава, корешки; отметить какого цвета почва в разных местах, провести опыты; развивать наблюдательность.

Вопросы: 1. Есть ли воздух в почве?

2. Что тяжелее вода или почва?

3. Какая температура у почвы?

4. От чего это зависит?

5. Пропускает ли почва воду?

Сравнить, что лучше пропускает воду, отметить свойства сухой и мокрой почвы.

Художественное слово:

«Меня режут, бьют, ворочают и мнут,

А я всё терплю, всем добром плачу» (земля)

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха,

повторное наблюдение за работой термометра.

Цель: обогащать и расширять знания детей о неживой природе, продолжить знакомство с различными видами градусников, их устройством; расширить детский кругозор, обогащать словарный запас (термометр, температура, шкала, столбик, ртуть).

Художественное слово:

«Я под мышкой посижу, и что делать укажу,

Или разрешу гулять, или уложу в кровать…»

Вопросы: 1. Почему в разное время года все люди одеваются по-разному?

2. Каким прибором пользуются люди, чтобы определить

температуру тела, воздуха? Земли? Воды?

3. Какой отличительный признак больного человека? (горячий)

4. Как устроен градусник?

Градусники-термометры бывают разными: спиртовые, ртутные, электрические.

5. Какую помощь человеку оказывает градусник? Для чего нужно определять температуру?

Карточка №___

Беседа о природе

Цель: дать знания о живой и неживой природе, рассмотреть эти объекты. Отметить, что живым существам нужен воздух, вода, солнце, пища. Дать знания о правилах поведения в природе, отметить, что к природе нужно относиться бережно, надо её охранять, рассказать, как влияет природа на человека и человек на природу.

Карточка №___

Наблюдение за игровой деятельностью

детей соседней группы

Цель: отметить, во что играют, какие взаимоотношения между детьми, уточнить знания детей о сезонных играх и забавах.

Вопросы: 1. Во что играют дети?

2. Как?

3. Какие летние/зимние атрибуты, игры вы знаете?

4. Какие атрибуты к играм можно использовать?

Художественное слово:

Бьют его, а он не плачет,

Читайте также:  Решение задач в pascal с использованием цикла

Только выше, выше скачет (мяч)

Ростом мал да удал, от меня ускакал (мяч)

Два коня у меня, два коня по воде они возят меня

А вода тверда словно каменная (коньки)

Карточка №___

Наблюдение за грузовой машиной

Цель: закрепить знания детей о назначении грузовой машины, его отличительных особенностях.

Художественное слово:

На резиновом ходу все дороги обойду

Я работы не боюсь, и на стройке пригожусь

Мне открыты все пути, всем со мною по пути.

Вопросы: 1. Какой сухопутный транспорт вы знаете?

2. К какому виду транспорта относятся машины?

3. Почему она называется грузовой?

4. Какие грузы машина перевозит?

5. Какой груз привозит машина в детский сад?

6. Что есть у грузовой машины?

7. Кто управляет машиной?

8. Без чего машина не поедет?

Художественное слово:

«Шла по улице машина, шла машина без бензина.

Шла машина без шофера, по сигналу светофора,

Шла сама, куда не зная, шла машина заводная».

Закончить наблюдение можно с/р игрой.

Карточка №___

Наблюдение за легковой машиной

– К какому виду транспорта относится автомобиль, который вы видите перед собой?

– Для чего предназначен автомобиль?

– Чем отличается грузовой автомобиль от легкового?

– Какие модели легковых автомобилей вы знаете?

– Чем хорош легковой автомобиль и каковы его недостатки?

– Каким вы представляете себе автомобиль будущего?

– Назовите части легкового автомобиля.

– Как называют человека сидящего за рулём?

Художественное слово:

Пьёт бензин как молоко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Карточка №___

Наблюдение за деревьями

Цель: закрепить знания о том, как изменяются деревья в разные времена года.

Вопросы: 1. Как можно назвать деревья без листьев?

2. Почему листья опадают?

3. Чем отличаются деревья на участке?

Загадки:

– Зелена, а не луг, кудрява, а без волос (берёза)

– Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка)

Предложить сравнить лиственницу и ель, установить сходство и отличия.

Художественное слово:

Берёзы светлою резьбой, блестят в лазури голубой

Как вишни ёлочки темнеют, а между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконце.

Лес пахнет дубом и сосной.

Карточка №___

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить детей отмечать состояние погоды, определять от чего она зависит, делать выводы.

Вопросы: 1. Какая погода? (солнечная, дождливая, ветреная, пасмурная)

2. Как одеты дети, взрослые?

3. Какой ветер?

4. Какое небо?

5. Есть ли ветер на небе?

Художественное слово:

Без рук, без ног по свету рыщет, поёт, да свищет (ветер)

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер)

Есть на свете конь – всему не сдержать (ветер)

Светит, сверкает, всех согревает (солнце)

Один костёр весь мир согревает (солнце)

Шёл, шел долговяз в сырую землю увяз (дождь)

Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)

Карточка №___

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать представление о небесных телах.

Вопросы: 1. Какое солнце?

2. В какое время года греет сильно?

3. Почему нельзя смотреть на солнце широко открытыми

глазами?

4. Почему ночами солнце не видно?

Опыт: игры с солнечным зайчиком.

Художественное слово:

Встало утром солнышко, и гулять отправилось

И на нашей улице всё ему понравилось.

Карточка №___

Наблюдение за воробьями

Цель: учить детей узнавать воробья, отличать его от других птиц (маленький, серенький, прыгает, чирикает, быстро летает).

Вопросы: 1. Посмотрите на воробьев и опишите их.

2. Чем воробьи отличаются от других птиц?

3. Чем воробьи заняты?

4. Чем воробьев подкармливают зимой?

5. Чем полезны воробьи?

Предложить детям покормить воробьев хлебными крошками, семечками.. .

Художественное слово:

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По полям кочует, коноплю ворует.

Присматриваясь к поведению воробьев можно предсказать погоду:

– воробьи в пыли купаются – к дождю.

– если в продолжительное ненастье защебечут воробьи – скоро наступит ясная погода.

Карточка №___

Экскурсия на огород

Цель: познакомить детей с огородными работами, растениями которые здесь растут, способами посадками, борьбы с сорняками.

Вопросы: 1. Какие растения растут?

2. Как нужно их садить?

3. Как ухаживать за ними?

4. Какие растения полезны, какие нет?

5. Какие части растений используют в еду?

Карточка №___

Смена дня и ночи

1. Назовите части суток?

2. Нужно ли чтобы были и день, и ночь?

Может быть было бы лучше, если бы была только ночь или только день?

3. Чем хороша ночь и что в ней плохого?

А чем хорош день и что в нем плохого?

4. Назовите приметы дня? Ночи?

Наблюдение за облаками

Цель: развивать умение определять, как движутся облака, на что они похожи.

Вопросы: 1. На что похожи облака?

2. С чем можно их сравнивать?

3. Что делает ветер с облаками?

4. Как движутся облака?

5. Как сегодня движутся облака?

6. Какое сегодня небо?

Поговорить с детьми о влиянии силы ветра на движение облаков.

Загадки:

Без ног, без крыльев, без парусов плывут.

7. Почему облака движутся?

8. Какой силы ветер, если облака плывут? Бегут? Летят?

9. Какой силы сегодня ветер?

Художественное слово:

Облака, облака пышные, белые,

Расскажите облака из чего вы сделаны?

Может вас облака делали из молока.

Пушистая вата,плывет куда-то: чем волна ниже, тем дождик ближе.

Карточка № ___

За солнцем.

Цель: наблюдение с одного и того же места, в одно и тоже время за восходом и заходом солнца. Фиксировать наблюдения в модели долготы дня (путь солнца укорачивается, день становится короче).

Ход: предложить детям перечислить характерные признаки осеннего солнца (светит, но не греет). Научить детей определять путь солнца по ориентиру (отдельно стоящего дерева, освещённому солнцем).Чем тень длиннее – солнце ниже, чем короче – солнце выше.

Карточка №___

За дождём.

Цель: Сравнить осенний дождь с летним, перечислить признаки. Выяснить причину появления тумана, росы, инея.

Ход:

• Почему на улице сыро?

• Как вы думаете, дождь был тёплый или холодный?

• Почему?

Туман возникает от того, что земля перенасыщена влагой. Туман стоит в воздухе и оседает в виде капель.

Роса – становится холодно, предметы сжимаются, выпадает роса.

Иней – замёрзшая роса.

Карточка №___

За растениями.

Цель: Уточнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью.

Ход:

Предложить детям назвать первые признаки осени в растительном мире (изменяется окраска листьев, трава пожухла, появление плодов и семян).

Источник