Цикл луна в зените

Цикл луна в зените thumbnail

«Луна в зените» – российский четырёхсерийный фильм Дмитрия Томашпольского[1][4], снятый в 2007 году по мотивам неоконченной пьесы Анны Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».

Сюжет[править | править код]

Повествование фильма построено как воспоминание Анны Ахматовой о своей жизни. Они охватывают Серебряный век, послереволюционные годы и последние годы поэтессы, когда она живёт на даче в Комарово. В качестве героев воспоминаний фигурируют образы Блока, Маяковского, Цветаевой и трех мужей Ахматовой: поэта Николая Гумилева, ученого-востоковеда Владимира Шилейко и искусствоведа Николая Пунина.

В ролях[править | править код]

Награды[править | править код]

  • Приз читательского жюри XIV кинофестиваля «Литература и кино» режиссёру Дмитрию Томашпольскому[5][6].
  • Приз I Киевского международного кинофестиваля Светлане Крючковой и Светлане Свирко в номинации «Лучшая женская роль» за роль Анны Ахматовой[7][8][9].
  • Приз Международного Правозащитного Кинофестиваля «Ступени» Владимиру Кошевому в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Николая Гумилёва[10].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Федина Анна. Актриса Светлана Крючкова: «Я почему-то пошла не в проститутки, а в слесари» (рус.) // «Известия» : газета. – М.: ОАО «Известия», 2007. – Вып. от 4 декабря.
  2. ↑ Сунгатова Елена. Светлана Крючкова: «Путём всея земли…» (рус.) // «Art16.ru – Культура и Искусство в Татарстане» : портал. – Казань, 2011. – Вып. от 20 марта. Архивировано 10 января 2014 года.
  3. ↑ Кореновская Светлана. Дмитрий Томашпольский: «Нельзя делать фильмы, на которые никто не ходит!» (рус.) // «Телекритика» : журнал. – Киев: ТОВ «Телекритика», 2009. – Вып. от 2 июня.
  4. ↑ Мазурова Светлана. Бывает любовь на земле (рус.) // «Российская газета» : газета. – М., 2007. – Вып. от 26 ноября, № 4527.
  5. ↑ Четырнадцатый кинофестиваль «Литература и кино» (2008 год). Официальные страницы кинофестиваля. Информационный портал Гатчина и Гатчинский район (2008). Дата обращения: 23 июля 2013.
  6. ↑ Иванова Александра. «Артистка» Станислава Говорухина победила на фестивале в Гатчине (рус.) // Агентство Национальных Новостей. – М., 2008. – Вып. от 3 марта.
  7. ↑ Карасёв Игорь. Наши Светланы получили бронзовые крылья (рус.) // «Комсомольская правда» : газета. – М.: ЗАО «ИД «Комсомольская правда», 2009. – Вып. от 5 июня. – ISSN 0233-433x.
  8. ↑ Украинская лента “Контракт” удостоена диплома Киевского международного кинофестиваля. В Киеве в среду состоялась церемония закрытия Киевского международного кинофестиваля. Информационное агентство «Интерфакс-Украина» (4 июня 2009). Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 23 июля 2013 года.
  9. ↑ Ростовская Антонина. Светлана Крючкова: Нам только кажется, что мы можем научиться жить… // «Вечерний Петербург» : газета. – 2009. – № от 24 сентября.
  10. ↑ Победители Международного Правозащитного Кинофестиваля «Ступени-2008». Правозащитный Центр «Ступени». Дата обращения: 23 июля 2013.

Ссылки[править | править код]

  • Меньщикова Анна. Кинематографическая проекция Ахматовского текста (фильм Д. Томашпольского «Луна в зените») (рус.) // «Toronto Slavic Quarterly» : журнал. – Торонто: University of Toronto, 2013. – № 44. – С. 212-220.
  • Луна в зените. Архив кино. Общероссийский государственный телеканал «Культура». Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 1 сентября 2013 года.

Источник

Анимация Луны по мере её прохождения через фазы. Вид с Южного полушария Земли. Октябрь 2007 года. Север внизу

Фа́зы Луны́ – периодическое изменение вида освещённой Солнцем части Луны на земном небе. Фазы Луны постепенно и циклически меняются в течение периода синодического месяца (около 29,5306 средних солнечных суток), как и орбитальное положение Луны при движении вокруг Земли и движении Земли вокруг Солнца.

Вращение Луны захвачено приливными силами Земли, поэтому бо́льшая часть одной и той же стороны Луны всегда обращена к Земле. Эта видимая сторона освещается Солнцем по-разному, в зависимости от положения Луны на орбите. Таким образом, освещённость этой лицевой стороны может варьироваться от 0 % (при новолунии) до 100 % (при полнолунии). Лунный терминатор – граница между освещённым и затенённым полушариями.

Каждая из четырёх «промежуточных» фаз Луны насчитывает около 7,4 дня, но их продолжительность слегка меняется из-за эллиптической формы орбиты Луны. Кроме некоторых кратеров у лунных полюсов, наподобие Шумейкера, все части Луны получают около 14,77 земных суток дневного света, а затем 14,77 суток «ночи». Обратную от Земли сторону Луны иногда называют «тёмной стороной Луны»[1][2], пусть это и неверное название, но означает оно скорее неизведанная, невидимая, а не неосвещённая.

Основные фазы[править | править код]

Полумесяц над земным горизонтом, запечатлённый на фотографии в 2010 году членом экипажа МКС-24.

На видео демонстрируется, как Луна проходит через фазы – продукт её орбиты, позволяющий освещать разные части её поверхности Солнцем в течение месяца. Камера фиксирована на Луне, тогда как Земля быстро вращается на переднем плане.

В западной культуре четырьмя основными фазами Луны являются новолуние, первая четверть, полнолуние и третья четверть (также называемая последней). В данных фазах долготы эклиптик Луны и Солнца отличаются на 0°, 90°, 180° и 270° соответственно[i]. Каждая из этих фаз происходит в несколько разное время при наблюдении из разных точек Земли. Во время промежутков между основными фазами освещённая часть Луны – либо в форме «серпа», либо «горба». Эти формы и периоды называются промежуточными фазами и длятся четверть синодического месяца, или, в среднем, 7,38 земных суток. Впрочем, их длительность несколько меняется, так как орбита Луны довольно эллиптична, почему орбитальная скорость спутника не постоянна. Описательное растущая используется для промежуточной фазы, во время которой видимая форма Луны увеличивается от новолуния до полнолуния, а убывающая- наоборот, когда её форма истончается.

В незападных культурах может использоваться другое количество лунных фаз; например, в традиционной гавайской культуре насчитывается в общей сложности тридцать фаз (по одной на день)[3].

Растущая и убывающая луна[править | править код]

Когда Солнце и Луна располагаются на одной и той же стороне Земли, Луна находится в фазе новолуния, а её обращённая к Земле сторона не освещена Солнцем. По мере того, как Луна «растёт» (доля освещённой поверхности, видимой с Земли, увеличивается), она проходит через фазы новолуния, молодой луны, первой четверти, прибывающей луны и полнолуния. Затем, когда Луна «убывает», она проходит через фазы убывающей луны, последней четверти, старой луны и возвращается к фазе новолуния. Понятия «старая луна» и «новолуние» не взаимозаменяемы. «Старая луна» – это убывающий полумесяц (в конечном итоге становящийся не видным невооружённым глазом) до времени, когда Луна выравнивается с Солнцем и начинает расти, и тогда же снова становится новой[4]. Термин «полулуние» изредка используется для обозначения первой и последней четвертей, тогда как «четверть» относится к степени круговорота Луны вокруг Земли, а не к её форме.

Читайте также:  Работа методического объединения гуманитарного цикла в школе

Если освещённое полушарие наблюдать под определённым углом, видимая часть освещённой области будет иметь двумерную форму как определённое пересечение эллипса и круга (где большая полуось эллипса совпадает с диаметром окружности). Если полуэллипс выгнут относительно полукруга, месяц будет иметь форму горба, тогда как если полуэллипс будет вогнут относительно полукруг, то месяц будет в форме серпа. Когда возникает полумесяц, феномен пепельного света может быть очевиден, когда ночная сторона Луны смутно отражает отражённый от Земли косвенный солнечный свет.

В русской фольклорной традиции сохранились архаичные названия отдельных временных промежутков между фазами (связанные с качеством самого месяца): «нов»/«млад»/«молод» – для молодого «серпа» (обстоятельство времени «на нове/молоде месяце» обозначает первые несколько дней после новолуния[5]); «ветх» – для старого «серпа» (обстоятельство времени «на ветхе месяце»/«на ветху месяцу» обозначает несколько дней перед новолунием[6]); «перекрой»[7] и «перекройные дни» – для «горба» в первые несколько дней после полнолуния (обстоятельство времени «на перекрое»)[8][9]. В то же время встречается использование понятия «перекрой» в расширенном смысле – как всякое изменение фазы луны[10]. Временной промежуток около самого полнолуния описывается архаичным обстоятельством времени «в месяце полне».

Изменения видимой формы Луны[править | править код]

Поскольку Луна – сферическое тело, при её освещении сбоку возникает «серп». Освещённая сторона луны всегда указывает в сторону Солнца, даже если оно скрыто за горизонтом.

Продолжительность полной смены фаз Луны (так называемый синодический месяц) непостоянна из-за эллиптичности лунной орбиты, и варьируется от 29,25 до 29,83 земных солнечных суток. Средний синодический месяц составляет 29,5305882 суток (29 суток 12 часов 44 минуты 2,82 секунды)[11].

В фазах Луны, близких к новолунию (в начале первой четверти и в конце последней четверти), при очень узком серпе, неосвещённая часть образует т. н. пепельный свет Луны – видимое свечение неосвещённой прямым солнечным светом поверхности характерного пепельного цвета.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится. 1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе при наблюдении из Северного полушария Земли:

Последовательное изменение видимой луны на небе при наблюдении из Южного полушария Земли:

Последовательное изменение видимой луны на небе при наблюдении на экваторе при её восходе[12]:

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние – состояние, когда Луна не видна.
  2. молодая луна – первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  3. первая четверть – состояние, когда освещена половина Луны.
  4. прибывающая луна
  5. полнолуние – состояние, когда освещена вся Луна целиком.
  6. убывающая луна
  7. последняя четверть – состояние, когда снова освещена половина Луны.
  8. старая луна

Обычно на каждый календарный месяц выпадает по одному полнолунию, но так как фазы Луны сменяются немного быстрее, чем 12 раз в году, иногда случаются и вторые полнолуния за месяц, называемые голубой луной.

Форма без наклона видна только на «полюсах» относительно орбиты Луны. Из-за наклона оси

Мнемоническое правило определения фаз Луны[править | править код]

Чтобы отличить первую четверть от последней, наблюдатель, находящийся в северном полушарии, может использовать следующие мнемонические правила. Если лунный серп в небе похож на букву «С (d)», то это – луна «Стареющая» или «Сходящая», то есть это последняя четверть (фр. dernier). Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р (p)» – луна «Растущая», то есть это первая четверть (фр. premier).

Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий – утром.

Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы. В южном полушарии ориентация серпа в соответствующих фазах противоположная: растущий месяц (от новолуния до полнолуния) похож на букву «С» (Crescendo, <), а убывающий (от полнолуния до новолуния) похож на букву «D» без палочки (Diminuendo, >)[13].

Если по направлению движения луны передний край затенённый – луна растущая, освещённый – убывающая[источник не указан 164 дня].

Влияние на человека[править | править код]

В декабре 2009 года ряд СМИ[14] сообщил, что группа аналитиков инвестиционного банка «Macquarie Securities» (Австралия) на основе собственного исследования пришла к выводу о влиянии лунных фаз на динамику индексов мировых финансовых рынков[15].

Представители британской полиции заявили о связи лунных фаз с уровнем насилия[16].

Анализ дневников пациентов показал, что течение биполярного аффективного расстройства может зависеть от фаз Луны[17].

Античный медик Гален связывал боль, которую испытывают женщины во время предменструального синдрома, с фазами Луны.

Фазы луны в Юникоде[править | править код]

Используются символы от U+1F311 до U+1F318:

Читайте также:  Сбой менструационного цикла что это такое

???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????

См. также[править | править код]

  • Фазы Венеры

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. ↑ Строго говоря, четвертные фазы происходят, когда угол наблюдателя-Луны-Солнца равен 90°, также называемому квадратурой. Это не совсем то же самое время, когда угол Солнца-наблюдателя-Луны находится под прямым углом, но разница весьма незначительна.

Источники

  1. ↑ The Dark Side of the Moon: a Short History | ScienceBlogs. scienceblogs.com. Дата обращения: 16 января 2020.
  2. ↑ The dark side of the moon (англ.). Grammarphobia (6 September 2011). Дата обращения: 16 января 2020.
  3. ↑ Hawaiian Moon Names : [арх. 8 октября 2012] // ʻImiloa, Hilo Attractions. (Проверено 23 ноября 2018)
  4. ↑ Love, J., Dr. Principles of Astronomy. Lesson 7 : The Phases of the Moon. – In: Principles of Astronomy // Synapses : Strategic Intellectual Property Management. (Проверено 24 ноября 2018)
  5. ↑ То есть начало синодического месяца.
  6. ↑ То есть конец синодического месяца.
  7. ↑ Даль, 1880-1882.
  8. ↑ То есть пора начала убывания, ущерба после полнолуния.
  9. ↑ В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. Большой словарь русских поговорок. – Москва: Олма Медиа Групп, 2007.
  10. ↑ Ефремова, 2000, Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т..
  11. ↑ Phases of the Moon (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2011. Архивировано 16 мая 2011 года.
  12. ↑ Jess Barnes. 2.12 The crescent Moon seen from the Equator. Moons of our Solar System. Дата обращения: 22 января 2019.
  13. ↑ Календарь Лунных фаз на сайте Дэвида Роуза с возможностью выборы даты и Северного или Южного полушария
  14. ↑ Market chaos – it’s down to the lunatic fringe // The s, 23.12.2009. (англ.)
  15. ↑ Колебания на финансовых рынках зависят от фазы луны
  16. ↑ Полиция в британском Брайтоне намерена усиливать уличные патрули во время полнолуний и в дни выплаты зарплат
  17. ↑ Как связаны расстройства психики и фазы Луны. Вести. Медицина, 06.09.2018

Литература[править | править код]

  • Перекрой // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. – 2-е изд. – СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882. – Т. 4.
  • Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т. – М.: Рус. яз., 2000. – (Библиотека словарей русского языка). – ISBN 5-200-02800-0.

Ссылки[править | править код]

  • Календарь фаз Луны
  • Калькулятор фаз Луны
  • Astronomy Picture of the Day. Eclipse on the Beach (англ.) (30 июля 2010). Дата обращения: 16 февраля 2014.

Источник

“Луна в зените” – 4-х серийный фильм об Анне Ахматовой, вып. 2007 г.

Анну Андреевну последних лет жизни играет Светлана Крючкова, Ахматову в молодости – Светлана Свирко. Режиссёр – Дмитрий Томашпольский.

У меня сразу родился вопрос: почему у фильма такое название “Луна в зените”? Отвечаю, как поняла: у Анны Ахматовой – несколько лун, как и у некоторых других планет Солнечной системы. За каждой луной (или её фазой) велось наблюдение настолько внимательное, что сегодня мы знаем об Ахматовой больше, чем об истории собственной семьи. Ахматоведами зафиксированы восход, зенит и закат небесного объекта по имени Ахматова, а зенит – это точка на равном расстоянии между началом и концом.

И ещё одно объяснение. “La suora di colui” – это луна в XXIII песне “Чистилища”, сестра ТОГО, то есть солнца. /Анатолий Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. Стр. 121/.

Другими словами – Луна в зените – это тоже Солнце.

То есть фильм об Ахматовой-Солнце!

Сюжет фильма охватывает последние годы жизни Анны Андреевны. Она живёт на даче в Комарово вместе с приёмной внучкой Аней (внучкой Пунина) и занимается воспоминаниями. Я не оговорилась, именно занимается, а не просто вспоминает. Её приходящие сны-воспоминания предстают перед ней (и перед зрителями) в виде встреч с людьми, которые стали частью её биографии: Николай Гумилёв, сын Лев, Шилейко, Пунин, Гаршин, Борис Анреп, Лидия Чуковская, Блок, Маяковский, Марина Цветаева …

У Анны Ахматовой был обширный круг друзей и знакомых, но в фильме показаны только названные, правда, Блока показывают (с кудрявой головой Пушкина и профилем Гоголя) на фоне далёкого окна, а Маяковский вообще со спины.

Обо всех этих людях я много раз читала, но видела их лишь на фотографиях, а в фильме они вдруг ожили, и это мне понравилось. Все герои фильма похожи на свои прототипы весьма приблизительно, но я легко поверила, что они так и выглядели (других-то не было!).

Светлана Крючкова также имела с Ахматовой условное сходство, актрисе лишь зачесали вверх волосы и сделали их седыми, всё остальное у неё было своё: прямая осанка, дородность фигуры, неторопливость в движениях, лаконичность речи … то есть внешность соответствовала образу Ахматовой в последние годы её жизни.

Анна Андреевна по ходу фильма читает много стихов, вернее, читает стихи Светлана Крючкова, но читает с ахматовскими интонациями и ахматовским глуховатым голосом.

В аннотации к фильму я прочла, что в основу сценария, а, следовательно, в сюжет фильма легли мотивы неоконченной ахматовской пьесы “Пролог, или Сон во сне”. Фильм начинается с того, что жандармский офицер откупоривает выловленную из воды бутылку, а там послание, которое заканчивается словами: “После этих слов в приплывшей бутылке не то балетное либретто, не то киносценарий (фамилия автора музыки смыта соленой водой, но все же, кажется, Лурье) идет следующая Интермедия”.

В общем, я поняла, что фильм “Луна в зените” – эта как бы найденная пьеса-киносценарий о “снах во сне”, которая претворяется в жизнь в виде воспоминаний Ахматовой.

Читайте также:  Комплекс работ нулевого цикла

В первой серии даже показывается отрывок из этой пьесы: Ахматова, она же Крючкова, в неземном одеянии движется по сцене, воздев руки к небу, и речитативом воспевает: “Я сомнамбула. Я героиня и одновременно автор этой пьесы. Я иду за лучом под отдалённые звуки чаконы”.

Эта фантасмагория показывается, похоже, для того, чтобы убедить зрителей в призрачности воспоминаний Ахматовой. После сценки из пьесы идут ожившие воспоминания Анны Андреевны. Они перемежаются вставками из документальной хроники, чтением стихов, сценами из жизни Ахматовой на даче в Комарово. Странная композиция, но она оживляла фильм, придавая ему необходимую динамику, и не давала скучать.

Понравилось, что в фильме “ожили” люди, дотоле знакомые мне лишь по фотографиям и описаниям в книгах. Словно Ахматова сошла со своих фотографий и с живописных портретов и стала двигающейся и говорящей!

В общем, смотря фильм, я испытывала дежавю.

Светлана Свирко, играющая молодую Ахматову, полна обаяния, и мои симпатии на её стороне, хотя, на мой взгляд, она играла излишне сдержано, словно боялась выпасть из образа. Её Ахматова нетороплива, тихоголосна, спокойна, хотя хотелось верить, что внутри у неё всё же бушевали чувства.

Анна Ахматова в жизни и Анна Ахматова в кино

Разумеется, Светлана Свирко играла Ахматову по-своему, ведь сама Анна Андреевна говорила: “Есть одна Ахматова, есть другая – Ахматова, а есть и третья”.

У меня тоже есть “своя” Ахматова, а из фильма я узнала, какая она у Светланы Свирко, не похожая на мою.

Своя Ахматова, конечно, есть и у Светланы Крючковой. Её Ахматова с трудом ходит, тяжело дышит, медленно говорит, и я весь фильм переживала, что это состояние вот-вот закончится похоронами. И когда к Ахматовой тёмной ночью на дачу приходит дама в чёрном (непонятный момент), я подумала: ну вот, и мистика началась, значит, конец исторической объективности!

Кончина Ахматовой, конечно, показана, но в конце последней серии и не тягостно, а в как бы призрачно-целомудренно: просто снова встретились молодые Анна Ахматова и Николай Гумилёв и решили больше не расставаться.

Ахматова много экранного времени болеет, лежит в больнице то с сердечным приступом, то с тифом, если по хронологии, то наоборот: с приступом стенокардии в Комарово, с тифом в Ташкенте. С тифом я не совсем поняла, это было продолжение пьесы или показ реальности?

В фильме нашлось место для всех мужей Ахматовой, перечисляю в обратном порядке: Шилейко показан чуть-чуть, Пунин – больше, а Гумилёв значительную часть. С случае с Гумилёвым, мне думается, создатели фильма просто настаивали на нерушимости любви Ахматовой и Гумилёва, хотя она (если и была) закончилась после их развода.

Из возлюбленных Анны Андреевны показаны лишь Борис Анреп и Исайя Берлин. Берлина нельзя было не показать, так как по его инициативе Оксфордский университет присвоил Ахматовой почётное звание Доктора.

А Борис Анреп был единственным на тот момент здравствующим возлюбленным Ахматовой, и она, будучи в Париже в 1965 году, не удержалась с ним встретиться.

Встреча Ахматовой с Мариной Цветаевой в фильме произвела на меня особое впечатление. В жизни Ахматова и Цветаева встречались лишь раз, в июне 1941 года в Москве, а в фильме показана ещё одна встреча, когда Ахматова возвращалась из эвакуации в 1944 году. Встреча-фантазия, встреча-сон …

Эпизод встречи Ахматовой и Цветаевой выдуманный, но он стал важным для меня. Я часто представляла себе, что петербургская поэтесса Ахматова и московская поэтесса Цветаева начинают дружить лично и часто встречаются, ведь в реальной жизни такого не было, а мне очень хотелось, чтоб было. Маленький кусочек мечты-фантазии осуществился в фильме с помощью волшебных свойств кинематографа. Правда, показана лишь одна короткая одна встреча – Ахматова и призрак погибшей Марины, но и это хорошо.

Честно говоря, я не поняла, зачем эту сцену включили в сюжет и каков смысл монолога Цветаевой, но, думаю, понимание со временем придёт, а сейчас мне просто приятно сознавать, что, делая фильм об Ахматовой, не позабыли вспомнить и о Марине Ивановне.

В фильме Ахматова протягивает Цветаевой руку, но та уходит, и Ахматова некоторое время остаётся с протянутой рукой и застывшим лицом.

15 августа 1959 года А.Ахматова вспоминала в разговоре с Д.Максимовым:

“Марина <…> была уже седая. От прежней привлекательности (хороший цвет лица) в ней уже ничего не осталось. Она была demodé (“вышедшая из моды”) …Она напоминала московских символистских дам девятисотых годов”.

Создавая для фильма внешний облик Цветаевой, авторы фильма, видимо, вспомнили об этих словах Ахматовой.

Заключение моей маленькой рецензии:

Фильм “Луна в зените” – для посвящённых. Он не для развлечения. Фильм-загадка и фильм-отгадка. Рядовому зрителю, любителю всякого кино, фильм покажется скучным, нудным и затянутым, но кто умеет читать между строк (между кадрами), тот поймёт об Ахматовой всё, как надо. Трудно в игровом фильме показать истинную сущность героя (героини), но в этом фильме цель достигнута. Чтобы это увидеть, осмыслить и понять, надо смотреть не спеша (порционно). Портрет А.Ахматовой – Луны в зените – нарисован бесцветными красками, как подпольщики шифровали свои донесения. При нагревании бумажки буквы проявлялись, чтобы проявился истинный смысл фильма, надо, пардон, нагреть мозг и увидеть невидимое, но показанное “за кадром”.

И ещё. Почему-то все копии фильма в Интернете некачественные (формат 360), поэтому фотки-сканы соответственно такие же.

Источник