Цикл из посвящений блок

Цикл из посвящений блок thumbnail
  • Заключение спора

  • За холмом отзвенели упругие латы…

  • З. Гиппиус (при получении «Последних стихов»)

  • Иммануил Кант

  • З. Топелиус. Млечный путь

  • З. Топелиус. Рабочая песня

  • З. Топелиус. Летний день в Кангасала

  • Ищу спасенья…

  • За горами, за лесами…

  • Жду я смерти близ денницы…

  • Жена моя, и ты угасла…

  • Женщина

  • Жизнь моего приятеля

  • Когда-нибудь, не скоро, вас я встречу…

  • Когда, вступая в мир огромный…

  • Милый брат! Завечерело…

  • Милый друг, и в этом тихом доме…

  • Милый друг! Ты юною душою…

  • Мне снилась смерть любимого созданья…

  • Май жестокий с белыми ночами!..

  • Моей матери («Друг, посмотри, как в равнине небесной…»)

  • Моей матери («Спустилась мгла, туманами чревата…»)

  • Моей матери («Чем больней душе мятежной…»)

  • Луна проснулась. Город шумный…

  • Друзьям

  • Моей матери («Тихо. И будет всё тише…»)

  • Моей матери («Помнишь думы? Они улетели…»)

  • Дельвигу

  • Девушке

  • Молитвы

  • Н. Рунеберг. Марш мертвецов

  • Мэри

  • Голоса («Я – свободный глашатай веков…»)

  • Голоса скрипок

  • На вечере в честь Л. Толстого

  • Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных…

  • Не жди последнего ответа…

  • Не строй жилищ у речных излучин…

  • Гораций. Liber ii. Carmen XX

  • Ответ

  • Одиноко боярин подъехал к воде…

  • Входите все. Во внутренних покоях…

  • Нежный! У ласковой речки…

  • Вы жизнь по-прежнему нисколько…

  • Вячеславу Иванову

  • Правдивая история, или вот что значит жить за границей!

  • Продолжение «Стихов о предметах первой необходимости»

  • Вольные мысли (1907)

  • Возмездие. Первая редакция поэмы (Варшавская поэма)

  • Она росла за дальними горами…

  • Поэма философская. Первые три посылки

  • Ночью сумрачной и дикой…

  • Песня Офелии («Разлучаясь с девой милой…»)

  • Вот он – Христос – в цепях и розах…

  • Ветер стих, и слава заревая…

  • Владимиру Бестужеву (ответ)

  • Памяти А.А. Фета

  • Венеция

  • Рожденные в года глухие…

  • Плачет ребенок. Под лунным серпом…

  • Андрею Белому

  • Андрею Белому

  • По православному

  • Ваш взгляд – его мне подстеречь…

  • В час, когда пьянеют нарциссы…

  • Пётр

  • Посвящаются Л.В. Ходскому, Н.И. Кауфману, К. Бальмонту

  • Помнишь ли город тревожный…

  • Повесть

  • Протекли за годами года…

  • Болотные чертенятки

  • Седое утро

  • Сегодня образ твой чудесен…

  • Сердито волновались нивы…

  • Сем бенелли. Рваный плащ

  • Сегодня ты на тройке звонкой…

  • Сон

  • Сольвейг

  • Старушка и чертенята

  • Старик

  • Сын и мать

  • Так. Я знал. И ты задул…

  • Твое лицо мне так знакомо…

  • Темная, бледно-зеленая…

  • Тебя в страны? Чужие звали…

  • Твой образ чудится невольно…

  • Тихая белая горница…

  • Ты был осыпан звездным цветом…

  • Ты жил один! Друзей ты не искал…

  • Ты дышишь жизнью! О, как я к тебе влеком…

  • Ты далека, как прежде, так и ныне…

  • Ты говоришь, что я дремлю…

  • Ты в комнате один сидишь…

  • Ты всегда и всюду странно…

  • Ты была светла до странности…

  • Ты была у окна…

  • Ты не обманешь, призрак бледный…

  • Ты не пленишь. Не жди меня…

  • Ты много жил, я больше пел…

  • Ты можешь по траве зеленой…

  • Ты много жил. Негодованье…

  • Ты проходишь без улыбки…

  • Ты простерла белые руки… (Подражание Вал. Брюсову)

  • Ты просишь ответа на страшный вопрос…

  • Ты придешь и обнимешь…

  • Ты помнишь – в лодке в час заката…

  • Ты отошла, и я в пустыне…

  • Ты так светла, как снег невинный…

  • Ты страстно ждешь. Тебя зовут…

  • Ты свята, но я тебе не верю…

  • Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…

  • Ты – думы вечной, вдохновенной…

  • Ты хочешь царствовать поныне…

  • Ты хочешь знать мировоззренье…

  • У забытых могил пробивалась трава…

  • Ты, может быть, не хочешь угадать…

  • Укрощение строптивой

  • Уже бледнеет день прощальный…

  • Без меня б твои сны улетали…

  • Утихает светлый ветер…

  • Ушла. Но гиацинты ждали…

  • Ушел он, скрылся в ночи?…

  • Бегут неверные дневные тени…

  • Художник

  • Хоть всё по-прежнему певец…

  • Франц Грильпарцер. Праматерь

  • Байрон. Посвящается Мэрион

  • Байрон. Сочувственное послание Сарре, графине Джерсей, по поводу того, что принц регент возвратил ее портрет м-с Ми

  • Байрон. На рождение Джона Вильяма Риццо Гопнера

  • Через песчаные пустыни…

  • Байрон. Победа

  • Через двенадцать лет

  • Байрон. Подражание катуллу

  • Байрон. Люсьетта (отрывок)

  • Целый год не дрожало окно…

  • Царица смотрела заставки…

  • Черты знакомых лиц…

  • Аметист

  • Байрон. l’amitie est l’amour sans ailes[1]

  • Байрон. Георгу, графу Делавару

  • Enjambements

  • Ты, вечно юная! О, нет!..

  • Чулков и я стрелой амура…

  • Шаги командора

  • Экклесиаст

  • Этюд

  • Хрустальный твой бокал – и буря…

  • Байрон. Дамет

  • Байрон (отрывок)

  • Байрон. Из дневника в Кефалонии

  • Что с тобой – не знаю и не скрою…

  • Шар раскаленный, золотой…

  • Эпитафия Фра Филиппо Липпи

  • Аветик Исаакян. «Был на Аразе у меня Баштан…»

  • А.М. Добролюбов

  • Я бежал и спотыкался…

  • Шекспир. Песенка Дездемоны

  • Валерию Брюсову (При получении «Зеркала теней»)

  • Аветик Исаакян. Моей матери

  • Артистке

  • Анне Ахматовой

  • Байрон. Подражание Тибуллу

  • Байрон. Любовь и смерть

  • Servus-reginae (Слуга царице (лат.))

  • A la tres-chere, a la tres-belle… (Самой дорогой, самой прекрасной…)

  • Юрию Берховскому (при получении «Идиллий и элегий»)

  • Я в дольний мир вошла, как в ложу…

  • Я говорил при вас с тоской…

  • Я помню нежность ваших плеч…

  • Я миновал закат багряный…

  • Я насадил мой светлый рай…

  • Я – человек и мало богу равен…

  • Я смотрел на слепое людское строение…

Источник

28 ноября 1880 года родился Александр Блок

Читайте также:  Операционный и финансовый цикл предприятия расчеты

1. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Исследователи творчества поэта называют этот сборник первой серьезной работой Блока. Неслучайно именно этот сборник выделил его среди других поэтов. Интересен тот факт, что цикл написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек¬сандр Блок к Любови Менделеевой, своей будущей жене, а также под влиянием учения философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности.

Главной характеристикой этого сборника является «светлое» начало. Мысли автора уносятся в «небесную высь», в «небесные сферы». Как результат – поэт довольно редко употребляет земные образы, в то время образы, связанные с рассветом, закатом, довольно часто встречаются в стихотворениях.

И протекала ночь туманом сновидений.

И юность робкая с мечтами без числа.

И близится рассвет. И убегают тени.

И, Ясная, Ты с солнцем потекла.

Основной образ цикла – образ Прекрасной Дамы. При этом «Стихи о Прекрасной Даме», с одной стороны, посвящены жене Блока, с другой – Вечной Женственности. Ее образ лишен определенных, отчетливых очертаний, он возникает из косвенных знаков. Причем зачастую эти знаки и образы возникают из «видений». Вот одно из стихотворений:

Отворяются двери – там мерцанья,

И за ярким окошком – виденья.

Не знаю – и не скрою незнанья,

Но усну – и потекут сновиденья.

В тихом воздухе – тающее, знающее…

Там что-то притаилось и смеется.

Что смеется? Мое ли, вздыхающее,

Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами – розовая, сонная?

Или это Ясная мне улыбается?

Или только мое сердце влюбленное?

Или только кажется? Или все узнается?

2.Цикл «Город».

В начале 20 века Блока начинает волновать тема города. Блок от возвышенных идеалов переходит к реальной жизни. Автора отмечает политические события, он откликается на революцию, русско-японскую войну, сближается с социал-демократами, что вызывает в нем ненависть к «сытым». Но он и здесь и дальше остается мистиком. На все он смотрит с мистической точки зрения

Город для Блока – это смешение высоких и низких идей. Местом действия стихотворений становится кабачки, рестораны, балаганчики, то есть ограниченное пространство. Например, как в знаменитом стихотворении «Сытые»

Так – негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

3. Цикл стихов “Родина” – один из самых известных циклов. Именно в стихотворениях о родине автор рисует образ идеальной, хотя и противоречивой России. Родина для поэта воплотила в себе идеал Прекрасной Дамы, но чаще Россия в стихах Блока выступает, как жена, любимая. В этом цикле от Гоголя Блок заимствует мотив пути, и масштаб родины расширяется до бесконечного простора.

Родина поэта совмещает в себе азиатское и европейское начало, высокое и низменное. И что самое интересное – предназначение России по Блоку – это соединить несовместимое. Эта идея отражается и в известной поэме “Двенадцать”.

КСТАТИ

Валерий Брюсов так писал о Блоке:

«Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремиться быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы».

Источник

Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока

Определение

«Трилогия вочеловечения» – трехтомник поэта Серебряного века Александра Блока, состоящий из цикла стихов.

События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.

Примечание

Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.

Читайте также:  Какие данные необходимы для организации цикла

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Почему Блок выбрал слово «вочеловечение», давая название своей трилогии? Оно означает перевоплощение Бога в человеческую ипостась – в Сына Человеческого. Христос в лирике Блока – творец, который преобразует мир, делает его красивее, благороднее и чище. Лирический герой поэта проходит длительный путь, что и легло в сюжет трилогии. С ним происходят разные ситуации, где он сталкивается с обществом, с природой, с многообразными явлениями окружающего мира. Этот путь тернист: героя терзают страдания, страхи и иллюзии. Он совершает череду ошибок, однако с каждым этапом герой становится мудрее и опытнее. Примечательность внешней композиции трилогии в том, что ее пространство постепенно расширяется, а под конец охватывается вся страна.

Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых – многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.

Характеристика трилогии

Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».

Первый том «Я иду» – 1902-1904 гг.

Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.

Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:

  • «До света»;
  • «Стихи о прекрасной даме»;
  • «Распутье».

Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.

Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.

Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.

Цель лирического героя Блока в первом томе – приблизиться к идеалу.

Второй том «Падение в жизнь» – 1904-1908 гг.

Во второй том вошли циклы:

  • «Город»;
  • «Снежная маска»;
  • «Фаина».

В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями. Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.

Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.

Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл – одно из самых его больших достижений.

Цель героя второй части трилогии – осознать и исследовать величие страны.

Третий том «Симфония жизни» – 1909-1916 гг.

Список циклов:

  • «Страшный мир»;
  • «Возмездие»;
  • «Ямбы»;
  • «Родина».

Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема – тема двойника.

Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, – «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.

Каждая часть трилогии – это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.

Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.

Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома – исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.

Читайте также:  Вывести числа от 0 до 9 циклом for

Художественный мир поэта

Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.

Его лирике присуще повторение определенных слов. В раннем творчестве Блока часто встречаются «туманы» и «сны». Лирика наполнена символами, образами, различными ситуациями, в которых оказывается герой Блока. Они не только «упакованы» в словесные конфигурации, но и несут особый окрас, придающий специфическую атмосферу произведению.

При этом цикл произведений поэта, как он сам того желал, нужно воспринимать как единый роман в стихах. Поэтому Блок соединил их в трилогию под названием «Трилогия вочеловечения».

Во главе угла лирики поэта стоит личность человека – современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.

Личность героя и самого поэта тесно связаны между собой. Можно заключить, что лирический герой «Трилогии вочеловечения» и есть сам Блок.

Выделяют следующие черты лирики поэта:

  • музыкальность;
  • мистицизм;
  • стремление к духовному;
  • элемент недосказанности;
  • туманность образов.

У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.

Примечание

Юрий Тынянов, прозаик и литературовед, провел анализ трилогии и ввел термин «лирический герой. Он считал, что Блок писал о самом себе в разных ипостасях, которые представляли собой его герои. То есть все эти лица, герои «Трилогии вочеловечения», и есть сам поэт.

Тема города и «страшного мира»

События начала XX века, произошедшие в стране, нашли прямое отражение в творчестве Блока. Теперь перед нами человек, который резко повзрослел и перестал смотреть на мир через призму романтики, мистицизма и туманных женских образов. Произошла серьезная эволюция в творчестве поэта.

Город, окружающий «страшный мир» становятся ключевой темой нового периода в поэзии Блока. Мистицизм почти исчезает, как и идея о гармонии мира. Блок погружается в размышления о жизни, наполненной страданиями, болью и печалью, внутренними страстями и борьбе человека с ними.

Произведения из цикла «Пузырь земли» отражают низменную природу с присущей ей стихийностью. Это выступает прологом к этой части.

Другие циклы, «Разные стихотворения» и «Город», погружают читателя в мир тревог и сомнений. Сам Блок становится непосредственным участником этих событий. Происходящие в стране события трактуются поэтами Серебряного века как разрушительная сила, как борьба народа с господами, с собственными бесправием, с засилием пошлости и вранья.

Во второй книге лирический герой исследует собственное отношение к окружающему миру, он в поисках некой Незнакомки, ищет ее в городе, который заселили «слепые» люди. Все, что было свято ранее, теперь стало объектом насмешек. Блок заключает, что мир погружается в пучину зла, а события вокруг характеризует как позор. Город умер, души в нем больше не осталось.

Цикл его стихотворений, написанных в этот период, позднее назовут «чердачный цикл»:

  • «В октябре»;
  • «Окна во двор»;
  • «Холодный день»;
  • «На чердаке».

Герой – это человек из низкого городского сословия, бедный и униженный.

Стих «Фаина» из второго цикла, как и «Снежная маска» стали посвящением Волоховой Н.Н., актрисе. У Блока снова проснулись чувства к этой женщине. Теперь стихия природы сменяется на стихию необузданных чувств и страстей. Цикл «Вольные мысли» завершили второй том.

Третий том пронизывает тема добра и зла, борьбы темного и светлого начал личности героя. Блок видит свет в конце тоннеля и стремится к нему, несмотря на то, что он сам полон сомнений и страхов. Третий том трилогии подытоживает жизненный этап поэта, который ему пришлось пройти. «Страшный мир» – главная тема, которая сквозит через все сюжетные линии произведений данного цикла.

1909 год – вышел в свет цикл «Итальянские стихи». Здесь представлено непривычное творчество для Блока, на первый взгляд. Он трактует «чистое искусство» как ложь.

Блок писал, что тема Родины – самая главная в его поэзии. Так, конец третьего тома завершает циклом «О чем поет ветер». Он посвящен размышлениям и грусти, что во многом напоминает «Страшный мир». Мы видим кольцевое построение композиции, пришли к тому, с чего и начали. Характерные спирали – отличительная черта творческого поэта Александра Блока.

Источник