Что такое повествовательный цикл в литературе

Что такое повествовательный цикл в литературе thumbnail

Цикл – слово, несущее в себе огромное разнообразие значений. Если внимательно посмотреть вокруг, окажется, что в мире все подвержено повторности, начиная с окружающей среды. Постоянная смена времен года – круговорот? Несомненно! Развитие и падение цивилизаций тоже подчиняется этим правилам. Смена поколений, рождение и смерть – все повторится на новом витке, ибо цикл – это варианты повторения чего-либо.

времена года

Как это слово отзовется?

Латинское слово «цикл» означает окружность. Повторяющиеся явления, процессы, похожести действий, мыслей – все можно отнести к круговороту бытия. Мы привыкли к лунным и солнечным возрождениям, принимаем учебный цикл, страдаем от закономерно скачущей демографической кривой. Все развивается по этому принципу.

Где с цикличностью считаются?

Колебание кривой экономического развития называется экономическим циклом. Макроэкономическая литература их разглядела только к началу XIX века. Но именно здесь родилась мысль, что это – движение по спирали, то есть не бег по кругу, а прогресс на каждом новом витке. Каждый экономический круг имеет нечто общее с остальными, но неповторим по сути. Видов экономических синусоид придумано много, каждый ученый старается отстоять свою точку зрения. Среди фундаментальных и популярных – 10-летние экономические циклы в литературе незабвенного Карла Маркса с его «Капиталом».

В конце ХХ века израильский ученый в области управленческой теории Адизес тщательно изучил и описал в литературе жизненные циклы организации, издав целых две книги на эту тему. Его научные труды пытаются прервать бесконечные жизненные повторы хотя бы в одной сфере жизни.

Теория Адизеса - экономические циклы

В музыке, наоборот, закольцованность – основа построения произведения. Повторяемая мелодия куплетов-припевов в народных напевах, четкая организация частей в классических сочинениях (плюс рефрены, репризы). И по формам музыкальные творения имеют серии (соната, симфония), и по содержанию («Времена года», альбомы тематических песен). Возможно, музыкальный цикл такой же древний, как сама природа.

Литература в круговороте

Что такое цикл в литературе – определение трудно объяснимое. Приглядываться к нему начали только в конце прошлого века и обнаружили даже в мифах и легендах. Как трактуют это понятие современные лингвисты и филологи?

Википедия: цикл в литературе – это несколько повествований, созданных одним автором, имеющих общую тему. В качестве примера приводятся тургеневские «Записки охотника», рассказы о Шерлоке Холмсе (Конан Дойл), в фольклоре – былины о русских богатырях, в поэзии – «Снежная маска» Блока.

Конан Дойл

Словарь литературоведческих терминов: цикл в литературе – это объединение художественных произведений по жанру, тематике, содержанию (один герой, одна эпоха). Примеры: драматические хроники Шекспира, байроновские «Еврейские мелодии».

Литературная энциклопедия: ряд сочинений, имеющих общий сюжет и тех же действующих лиц – это цикл в литературе. В полной мере они приписывают его античности, средневековью, про новую говорят – встречается. Повторяемость обнаружена в поэмах – «Илиаде», «Одиссее», былинах о Владимире – Красно Солнышко.

Студенческая библиотека онлайн в интернете предлагает серьезное исследование вопроса циклизации в литературоведении (автора найти не удалось). Теория настолько запутала мысли, посвятив сериям детских книг более сорока печатных листов научных изысканий, что точно понятно одно: в ХХ веке авторы пользовались этим для объединения сюжетов и героев.

Доктор филологических наук Михаил Дарвин считает цикл историко-философским понятием. Профессор-филолог Наталья Старыгина, изучив мнения маститых литературоведов, вычленила три концепции в этом вопросе:

  1. Большинство исследователей рассматривают цикл, как жанр.
  2. Вторая группа ученых считает его «наджанровым» объединением.
  3. Третьи – уверены: цикл нужно рассматривать, как художественную лабораторию, рождающую новые жанры.

Литературные циклы бывают разными

Но есть в этой теме и вполне понятные ответы на вопросы. Ученые-филологи разделяют циклы на поэтический и прозаический. Лирический учеными более изучен и разобран, с прозой много спорного и непонятного. Михаил Дарвин считает, что поэтический – это два варианта:

  • первичный – создание отдельных текстов для задуманного сборника;
  • вторичный – объединение стихов одного поэта, написанных в разное время по какому-то признаку.

Профессор кафедры теории литературы Игорь Фоменко, написавший немало трудов о поэтической повторяемости, называет это авторским и читательским циклами. Многие исследователи склонны применять это разделение и к прозе.

Жанр или …

Почему так непросто с определением понятия? Вот пример: сборник рассказов – это цикл? Их же собирали по какому-то общему признаку, значит… Ничего это не значит! Сборник может и не иметь цикличности. Это показывает, как легко можно перепутать жанровые образования. Чтобы было проще, на переходный период наджанровому образованию приписали конкретные свойства:

  • несколько произведений должны иметь общие смысловые связи;
  • структура сборника вторична, каждое сочинение может существовать отдельно, если убрать одно повествование, суть и смысл остальных не потеряются;
  • монтажная композиция – должна быть связь между текстами, хотя бы ассоциативная;
  • отношение автора к миру позволяет создать концепцию с помощью упорядочения источников;
  • наличие центрального сюжета и развитие его во всех публикациях серии;
  • общие черты в основных элементах (стилистика, метафоры, лексика, фразеология и др.).

При наличии этих составляющих сборник назовут циклом. Вот несколько примеров циклов в литературе.

Леля и Минька – цикличная проза

Михаил Зощенко – писатель взрослый, юморист яростный. Но есть в его творчестве и «Сентиментальные повести», и рассказы для детей. Историографы говорят, что именно детские сюжеты, написанные с себя, были для писателя спасением душевным от лжи и иллюзий. Его сборник «Леля и Минька» отвечает всем пунктам определения. Восемь рассказов объединены одним названием, но каждый имеет и свое. Каждая история – законченное самостоятельное произведение, но взаимосвязь между ними явно прослеживается.

Михаил Зощенко

Так выглядит в чистом виде авторский цикл. Единая тематика, одни и те же герои, одна цель – воспитательная. В каждой части есть внутренние монологи. Почему не повесть с главами? Детская аудитория диктует: юные читатели большие форматы не осилят. Любой рассказ можно прочитать отдельно и понять смысл. Идейная функция – разговор о системе воспитания на личном примере, это и есть главный фактор циклообразования.

Читайте также:  Программирование циклов на паскале практическая работа

Для детей удобней

В этом ряду – серия сказок про Незнайку писателя Николая Носова. Есть у него и еще один известный цикл – «Фантазеры». Проблема нравственного воспитания личности – содержательная сторона. Все миниатюры озаглавлены, равные по объему, имеющие самостоятельную законченность.

Николай Носов

Еще один детский бестселлер – «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Автор использовал коллажный способ построения текстов. В каждой истории семилетний мальчик познает мир, получает ответы на вопрос. Общий ход – субъективные оценки и впечатления в каждом приключении, общая направленность – воспитательная.

Виктор Драгунский

Ученые-филологи изучили творчество трех писателей и вынесли вердикт: материалы являются авторскими циклами. И наличие повторности было не случайным. Как это влияет на восприятие? Отдельный рассказ, помещенный в группу подобных, не теряет своей индивидуальной значимости. Но обрастает дополнительными знаниями о героях, месте действия, читатель получает более полную картину. Кстати, с такими произведениями неплохо было бы в начальной школе изучать литературу, как предмет эстетического цикла. Обучают детей хореографии, музыке, живописи, надо бы и нравственности, заодно книги почитают, подумают.

И классики были цикличны

Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый

Понятие поэтической цикличности в русской поэзии началось с Брюсова, Белого, Блока. Андрей Белый считал, что отдельное творение можно считать отрывком, который будет понят только вкупе с другими. На основе стихов Александра Блока был заложен фундамент изучения этого явления XIX-XX веков в России. Для прозаического цикла такой серьезной теоретической базы нет до сих пор. И все же кто станет спорить, что «Повести Белкина» Александра Пушкина – не цикл, а сборник рассказов? Оказывается, есть желающие, указывающие на отсутствие единого героя.

Что такое повествовательный цикл в литературе

А что сегодня?

Архаичная структура, первооснова гармонии и порядка, повторность прочно закрепляется в современной прозе. Новый век меняет нормы целостности в литературных произведениях. Человек с девайсами привыкает к интернет-общению, предпочитает смотреть, а не вчитываться. Но это не означает, что россияне перестают читать. Иное восприятие требует других способов передачи информации. И колесо здесь оказалось в нужное время в нужном месте. Яркий пример – блогеры, создающие клипы о современной действительности.

книги о войне

В продаже есть сборник бизнесмена Александра Коротенко, в который он собрал 12 личных нестандартных историй. Серия сюжетов из современной жизни по всем параметрам. Проза современника, военного писателя Германа Садулаева, будет серией книг о войне. Автор в каждом произведении отслеживает роль человека в истории страны, национальные проблемы, нравственные, горе, мужество – вот сцепка в единое. И наличие одного героя – самого автора.

Максим Кантор

Еще один пример перехода беллетристики на циклические рельсы – произведения Максима Кантора. Его истории под общими названиями «Советы одинокого курильщика» и «Совок и веник» идут нарасхват, а объемный монументальный роман «Учебник рисования» мало кому интересен. Прагматичный век айтишников требует гармонизации во всем. Потому сегодня цикл в литературе – это основа будущей классики.

Источник

  • Литерату́рный цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

    Примером фольклорных циклов являются цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (Артуровский цикл) и русские былины, связанные между собой центральными героями (Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие), в сюжетах дополняющие друг друга.

    В литературе Нового времени образцами цикла в области художественной прозы могут быть цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», цикл рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, цикл Роберта Говарда о Конане. Известны циклы в поэзии («Снежная маска» А. А. Блока), в области научной и литературно-критической прозы.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Сборник рассказов – отдельное издание группы рассказов (новелл), как правило, принадлежащих перу одного и того же автора. Сборник может быть составлен из произведений, публикуемых впервые, либо из рассказов, ранее уже появлявшихся в периодической печати.

Арту́ровские леге́нды, или арту́ровский ци́кл, брето́нский ци́кл, также артуриа́на – цикл легенд кельтской традиции (Уэльс, французская Бретань) и рыцарских романов с акцентом на короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, прежде всего Ланселоте, Персевале и Галахаде.

Подробнее: Артуриана

Фантастическая поэзия (англоязычной терминологии также: «спекулятивная поэзия» (англ. speculative poetry) – поэзия воображаемых миров) – разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая стихотворную форму.

Славя́нское фэ́нтези – поджанр фантастической литературы, окончательно сформировавшийся на рубеже XX и XXI века. Славянское фэнтези отличает использование славянского фольклора (преданий, былин, мифов) в общих для фэнтези канонах построения произведений. При этом его жанровые границы остаются достаточно размытыми.

Роман-река (фр. roman-fleuve) – последовательность из пяти и более романов, рисующих эволюцию одних и тех же персонажей или семейств на фоне исторических событий.

«Тысяча миров» (англ. Thousand Worlds) – фантастический цикл американского писателя Джорджа Мартина. Цикл состоит из одного романа «Умирающий свет» (1977) и множества повестей, написанных в 1970-е – 80-е. На русском языке произведения из цикла неоднократно переиздавались с 1990 года разным составом.

Роман в стихах – литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе – при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой…

Читайте также:  Паскаль 40 циклы с условием ответы

По́весть – прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel) и novella (которую не следует путать с омонимом «новелла» русской традиции, означающим «короткий рассказ»).

Рыцарский роман (фр. romanz) – повествовательный жанр европейской средневековой литературы, вид средневековой эпической поэзии, развившейся одновременно с рыцарством в Англии, Германии и Франции (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы…

Экспериментальная литература (тж. Авангардная литература) – совокупность литературных жанров и стилей, одной из основных черт которых являются литературные новшества, в первую очередь в области формы.

Апо́криф – литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Заглавие – название какого-либо произведения (обычно литературного) или его части (к примеру – главы), служащее его идентификации, и определяющее его тему, идею, предмет или центральный образ. Заглавие может также относится к нескольким связанным между собой произведениям, например книжной серии. Как категория поэтики, заглавие представляет собой некий заданный автором ключ к пониманию произведения, его интерпретации.

Трило́гия (фр. trilogia) – совокупность трёх произведений искусства или науки, объединенных преемственностью сюжета, либо общей идеей. Первоначально в греческой литературе – три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания. Трилогии встречаются в литературе (в том числе – в научной литературе и художественной литературе), киноискусстве, изобразительном искусстве, музыке, а также в компьютерных играх.

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») – в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх – ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет – основа формы произведения.

Расска́з или нове́лла (итал. novella – новость) – основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов – новеллистикой.

Историческая проза – условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

Художественная литература – вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла.

Документальная проза – особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

«Оста́нкинские исто́рии» – цикл из трех романов писателя Владимира Орлова. Включает следующие произведения (по времени написания): «Альтист Данилов», «Аптекарь», «Шеврикука, или Любовь к привидению».

Литература ужасов России – литература ужасов на русском языке. Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть «Повесть о Дракуле», увидевшая свет в 80-е года данного века. Как отмечал Я. С. Лурье: легенда о Дракуле-вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской «Повести о Дракуле» (80-е годы XV века).

Барочный цикл (англ. The Baroque Cycle) – цикл романов американского писателя Нила Стивенсона. Опубликован в 2003 и 2004 годах в трех томах, содержащих 8 книг.

Про́за (лат. prōsa) – устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки – стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы, вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») – обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Философский роман – художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее (начиная с арабской аллегории XII века «Хай ибн Якзан»).

Фанта́стика (от др.-греч. φανταστική – искусство воображения, фантазия) – жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Де́тское фэ́нтези – поджанр фэнтези, находящийся на стыке фэнтези и детской литературы. Точное определение детского фэнтези в литературоведении не дано. Как правило, главными героями в этих произведениях являются дети, у которых есть уникальные способности, волшебные вещи или союзники, которые позволяют им одерживать победу над грозными противниками. Сюжет часто включает в себя роман воспитания.

Ма́лая про́за – довольно условное название для прозаических произведений, объем которых интуитивно определяется автором и читателем как меньший, чем типичный для национальной литературы данного периода. Такая постановка вопроса о малой прозе возникла в XX веке, когда эрозии подверглась традиционная система литературных жанров и на фоне жанровой неопределенности текста его величина оказалась едва ли не наиболее заметным различительным признаком. В то же время именно на рубеже XIX-XX вв. ряд внутрилитературных…

Читайте также:  Строительная компания полного цикла деревянные

Литературная маска – особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный приём. Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделённому собственной более или менее развёрнутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами.

Трилогия Нова (англ. The Nova Trilogy, также известная как The Cut-up Trilogy) – название, используемое критиками для обозначения цикла из трёх самых известных экспериментальных романов Уильяма Берроуза: «Мягкая машина», «Билет, который лопнул» и «Нова Экспресс».

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Городское фэнтези (англ. Urban fantasy) – литературный жанр, основанный на использовании городской мифологии. События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке).

Све́рхъестественный ю́го-за́пад, англ. The Weird Southwest (дикий юго-запад) – условный цикл мистических рассказов Роберта Говарда, объединенных общей стилистикой и местностью, где происходят действия – юго-западные штаты Северной Америки, хотя, при этом, действие некоторых рассказов цикла происходят на юге США. Так, например, один из ключевых рассказов данного цикла «Голуби преисподней» описывает события в штате Луизиана. Для произведений, вошедших в цикл, весьма характерна традиция южной готики…

Фэ́нтези (англ. fantasy – «фантазия») – жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец».

Семейная сага или семейная хроника – жанр литературы, предметом которого является изображение жизни нескольких (как правило, от двух до четырёх) поколений одного семейства.

Истори́ческий рома́н – роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с художественной, исторический факт – с художественным вымыслом, настоящие исторические лица – с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование в историческом романе ведётся на фоне исторических событий.

«Время учеников» – литературный межавторский проект, задуманный редактором Андреем Чертковым в 1991 году; состоит из фантастических рассказов и повестей, написанных различными авторами в развитие тем, идей и сюжетов произведений братьев Стругацких. Три мемориальные антологии проекта были выпущены в 1996, 1998 и 2000 годах издательствами «АСТ» (Москва) и «Terra Fantastica» (Санкт-Петербург) в рамках издававшейся ими совместно книжной серии «Миры братьев Стругацких».

Белорусская детская литература – литература на белорусском языке, предназначенная для детей и подростков, их воспитания и образования через язык художественных образов.

Уфимские литературные объединения – литературные объединения города Уфы, а также неформальные клубы литераторов, вокруг некоторых уфимских издательств, литературно-художественных журналов и газет, разрабатывающие тему Уфы в своём творчестве. В подавляющем большинстве возникли в постсоветский период. Объединяют русскоязычных (как правило) авторов, проживающих в городе Уфе, либо так или иначе культурно и организационно связанных с Уфой (авторы из других городских и сельских поселений Башкортостана…

Белорусское фэнтези – художественные произведения написанные белорусскими авторами в жанре фэнтези.

Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) – литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму – повышено. При дальнейшем повышении ритмической…

Гетерони́м (от др.-греч. ἑτερώνυμος heterṓnymos

Русская потаённая литература – серия книг научно-издательского центра «Ладомир». В серии выходят книги (монографии, сборники научных статей), посвященные маргинальной русской культуре, тексты, исследующие приватное и публичное в частной жизни русского человека.

«Маленькая трилогия» – цикл, состоящий из трёх рассказов русского писателя Антона Павловича Чехова, написанных в 1898 году.

Литература Башкортостана – литература многонациональной Республики Башкортостан. Берет начало с устного народного творчества, имеет богатую историю, характеризуется разнообразием жанров и направлений, взаимным обогащением национальных культур. На литературу оказывала влияние политическая обстановка в стране.

Шведская литература – это, главным образом, литература Швеции, а также той части населения Финляндии, которая говорит и пишет на шведском языке.

Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении – построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении . Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее…

«Форель разбивает лёд» – одиннадцатая и последняя книга стихов Михаила Кузмина. Включает в себя стихотворения 1925-1928 годов. Обозначает новое направление в его творчестве, связанное с отказом от социальных и литературных традиций и табу в пользу сцепления образов по принципу вольной ассоциации (т.е. движение в направлении, близком к сюрреализму).

Исто́рия ру́сской литерату́ры – история развития литературы на древнерусском и русском языках, а также на русских изводах старославянского языка. Русская литература существовала ещё до XI века и может быть отнесена к средневековой литературе.

Мегажанр – наджанровая историко-типологическая группа. Мегажанр образуется объединенными интенцией жанрами.

«Лирические баллады» (Lyrical Ballads) – анонимный поэтический сборник 1798 года, который принадлежит к числу наиглавнейших водоразделов в истории английской поэзии. Подавляющее большинство стихотворений было написано У. Вордсвортом, однако открывает сборник длинная поэма С. Т. Кольриджа «О старом моряке».

Источник